Атака конвоя SG-6 (Потопление армейского транспорта «Чатам») — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Атака конвоя SG-6 (Потопление армейского транспорта «Чатам»)

2022-10-28 38
Атака конвоя SG-6 (Потопление армейского транспорта «Чатам») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

25 августа 1942 года конвой SG-6 покинул Сидней (Канада) и направился на север к заливу Св. Лаврентия. Конвой состоял из двух групп: быстроходной и тихоходной. В тихоходную входили 3 транспорта, военный танкер «Ларами», спасательное судно ВМФ «Харджуранд» (переоборудованный буксир) в сопровождении сторожевиков Береговой Охраны «Алгонкин» и «Мохаук». Быстроходная группа состояла из армейского транспорта «Чатам» в сопровождении сторожевика Береговой Охраны «Мохаве». Конвой должен был следовать в Гренландию внутренним фарватером — по проливу Бель-Иль между Ньюфаундлендом и Лабрадором.

Быстроходная группа конвоя SG-6 нарвалась на торпедный залп сразу, как только вышла из пролива Бель-Иль. Утро было ясным, море спокойным. Но в 09.15 прогремел взрыв, и транспорт «Чатам» сильно накренился, окутавшись дымом.

Атака была проведена совершенно внезапно. Сторожевик, шедший впереди транспорта всего в 1000 ярдов, не заметил подводную лодку до атаки и не смог обнаружить после. Командир «Мохаве» капитан-лейтенант Дж. Э. Керринс провел спасательную операцию на высоком уровне, как и положено Береговой Охране. При взрыве погибли 25 человек. Однако 139 человек экипажа транспорта и 430 американских и канадских солдат были спасены.

Так как «Мохаве» не сумел сообщить об атаке, тихоходная группа конвоя SG-6 вечером тоже прошла через пролив Бель-Иль и налетела на ту же ловушку, в которой погиб «Чатам». Ночь была лунной, море по-прежнему спокойным. Но в 21.32 тишину раскололи громовые взрывы. Танкер «Ларами» и транспорт «С.С. Арлин» остановились, извергая клубы дыма. Сторожевики «Алгонкин» и «Мохаук» бросились искать виновника этой катастрофы. Но снова подводная лодка ускользнула от американцев.

«Арлин» был нагружен взрывчаткой, поэтому команда покинула его в страшной панике, и он затонул. Дисциплина и своевременные меры по борьбе за живучесть помогли удержать танкер «Ларами» на плаву. Позднее его удалось отвести в порт.

Малая скорость и слишком слабый эскорт стали причинами разгрома этого конвоя. «Чатам» мог развить около 12 узлов, но в момент атаки шел со скоростью всего 9 узлов. Он стал первым американским войсковым транспортом, потопленным в этой войне.

В феврале 1943 года войсковые транспорты «Дорчестер» и «Генри Р. Мэллори» были потоплены при сходных обстоятельствах. Снова конвой был тихоходным, а охранение слабым. Но быстроходные трансатлантические войсковые конвои (АТ-ТА) с сильным сопровождением, под охраной американских эсминцев, проходили через места сосредоточения «волчьих стай» без потерь.

Анализируя катастрофический переход конвоя SG-6, контр-адмирал Брейнард предложил ряд мер. В числе прочего он считал совершенно необходимым выполнять следующие требования:

 

«а) Необходимо, чтобы все суда и корабли эскорта следовали вместе для обеспечения наилучшей защиты.

b) Быстроходные суда должны следовать зигзагом, а тихоходные — курсами уклонения.

с) Абсолютно необходимо сразу же сообщать о контакте с противником, указывая место его обнаружения.

d) При вступлении в контакт с противником уже нет особого смысла соблюдать радиомолчание. При отсутствии контакта необходимо информировать соответствующих командиров, используя связь на высоких частотах. Это поможет командованию координировать действия».

 

Он также отмечал, что корабли охранения, находясь на дистанции 500 — 1000 ярдов от конвоя, не обеспечивают надежного прикрытия.

С первой недели июля и до конца декабря 1942 года войсковые конвои шли в Великобританию непрерывным потоком. Их сопровождало Оперативное Соединение 37 под командованием контр-адмирала Л.Э. Дэвидсона, которое состояло из крейсера «Филадельфия», линкора «Нью Йорк» и 6 — 12 эсминцев, а также Оперативное Соединение 38 капитана 1 ранга Ч.Ф. Брайанта, состоящее из линкора «Арканзас», крейсера «Бруклин» и 7 — 11 эсминцев. В конвой входили от 8 до 15 транспортов. Ни один солдат не погиб от действий противника за эти 6 месяцев, ни один корабль даже не подвергся торпедной атаке.

Однако 2 серьезные катастрофы смазали общее впечатление от этих конвоев. Первое несчастье обрушилось на ОС 37 и привело к нелепой гибели эсминца. Второе несчастье едва не погубило крупный транспорт, который сопровождало ОС 38.

 

Гибель эсминца «Ингрэхэм»

 

Катастрофа, которая случилась с эсминцем «Ингрэхэм», является наглядным примером рокового стечения обстоятельств, когда мелкие происшествия приводят к тяжелым последствиям.

22 августа 1942 года в 06.23 конвой АТ-20 в сопровождении Оперативного Соединения 37 готовился выйти в море из гавани Галифакса. В состав конвоя входили 10 транспортов. Их сопровождали «Филадельфия», «Нью Йорк» и 9 эсминцев. Командир охранения капитан 1 ранга Дж. Б. Хефернан поднял брейд-вымпел на эсминце «Бак».

Утренняя вахта и первая послеполуденная прошли без происшествий. Но в 17.30 случилось роковое происшествие. Радар войскового транспорта «Летишиа» установил контакт с неопознанной целью. Транспорт сразу сообщил об этом, и командир охранения приказал эсминцу «Суонсон» начать поиск.

«Суонсон» с помощью «Ингрэхэма» вел поиск более часа. Затем в 19.20 сонар обнаружил цель, которая могла быть большим косяком перепуганных тюленей. А отметка на экране радара могла быть подводной лодкой или призраком.

Когда эсминцы вернулись на свои места, началась обычная суматоха, связанная с перестановкой кораблей охранения в ордере. И здесь, в 22.00, как назло опустился туман.

В 22.05 флагманский эсминец «Бак» получил по УКВ приказ командира оперативного соединения подойти ближе к «Летишии» и отвести ее на предназначенное транспорту место в 100 ярдов на правом траверзе крейсера «Филадельфия». Туман был настолько плотным, что эсминцу, шедшему с помощью радара, пришлось использовать туманный горн, чтобы отвести транспорт, а потом самому вернуться на свое место в ордере.

В 22.25, когда «Бак» прорезал строй конвоя, из тумана на расстоянии всего 30 ярдов от его борта, вынырнул корабль. Крики наблюдателей слились со скрежетом и треском, когда транспорт «Аватеа» врезался в правую раковину «Бака». Крутой нос транспорта почти отрезал корму эсминца. От сильного удара глубинная бомба вылетела из бомбомета и взорвалась рядом с вращающимися винтами эсминца. Взрыв разрушил кормовую часть эсминца и повредил левый винт. «Бак» отошел в сторону, волоча за собой изуродованную корму.

Но через мгновение на поврежденном эсминце услышали сильный взрыв. Этот грохот долетел с правого борта, где шел эскадренный танкер «Шемунг» (капитан 2 ранга Дж. Дж. Туоми). Все люди на мостике «Бака», в том числе и капитан 1 ранга Хефернан, решили, что «Шемунг» торпедирован.

Однако на самом деле это взорвался эсминец. Первая авария рикошетом ударила по эсминцу «Ингрэхэм» и его командиру капитану 2 ранга У.М. Хэйнсуорту. Получив приказ проверить, что случилось со столкнувшимися «Аватеа» и «Баком», «Ингрэхэм» прошел прямо под носом у «Шемунга» так близко, что танкер врезался в эсминец. Форштевень танкера, словно топор, разрубил эсминец. Когда «Ингрэхэм» накренился, на нем начали взрываться глубинные бомбы. «Шемунг» дал задний ход, его помятый форпик был опален взрывом. Но «Ингрэхэм» был обречен. Лежащий на борту эсминец словно разорвало внутренним взрывом. Судя по всему, его прикончили собственные глубинные бомбы. Спасатели не смогли пробиться в этот огненный ад.

Почти весь экипаж просто сгорел. Сумели спастись только 10 матросов и 1 офицер. Капитан 2 ранга Хэйнсуорт погиб вместе с остальными.

В 05.10 экипаж «Бака» сумел отрезать обломки кормы, и «Шемунг» взял изувеченный эсминец на буксир. 7 моряков эсминца погибли при столкновении «Бака» с «Аватеа». Несколько человек на «Шемунге» получили серьезные ранения при столкновении с «Ингрэхэмом». Пока танкер тащил «Бак» на буксире, эсминец сумел оказать ему помощь, передав на «Шемунг» кровяную плазму.

Эсминец «Бристоль» получил приказ сопровождать поврежденные корабли обратно в порт, а конвой АТ-20 двинулся дальше на восток. Он потерял столько кораблей, словно его атаковала «волчья стая». Эсминец «Ингрэхэм» затонул почти со всем экипажем. Танкер «Шемунг» был тяжело поврежден. Транспорт «Аватеа» вышел из строя и был вынужден повернуть назад. Эсминец «Бак» был серьезно поврежден. 4 корабля плюс эсминец «Бристоль», отправленный назад по необходимости, — столько потерял конвой за считанные минуты. Вероятно, ничего этого не случилось бы, если бы неопытный оператор сонара не принял косяк тюленей за подводную лодку.

 

Пожар в море!

 

Естественно, лучше всего не допускать подобных несчастий. Следующее по действенности средство — своевременная тревога и немедленные меры, принятые хорошо подготовленными спасателями и аварийными партиями. Инцидент превращается в катастрофу, если по чьей-то ошибке события выходят из-под контроля.

Например, во время пожара.

На американских военных кораблях за все время войны произошло лишь несколько случайных пожаров. Разумеется, огнеупорный военный корабль не столь уязвим, как средний «торгаш». Однако по-настоящему пожар опасен для груженых танкеров, транспортов с огнеопасными грузами и переполненных пассажирских лайнеров.

Лучшим свидетельством эффективности противопожарной подготовки в военно-морском флоте США стал тот факт, что за время войны сгорели всего лишь один или два крупных транспорта, находившиеся под контролем флота. Одним из них был войсковой транспорт «Уэйкфилд», бывший лайнер «Манхеттен». Под командованием капитана 2 ранга Г.Г. Брэдбери он совершал переход в Великобританию из Нью-Йорка в составе конвоя АТ-18 в сопровождении ОС 38 капитана 1 ранга Брайанта.

«Уэйкфилд» был набит под завязку, так как на нем находилось около 1000 гражданских строителей из лагерей на Британских островах. Пожар начался вечером 3 сентября 1942 года, когда конвой находился на расстоянии немногим более суточного перехода от Нью-Йорка.

В 18.30 наблюдатели на крейсере «Бруклин» заметили облако серого дыма, поднимающееся из надстроек «Уэйкфилда» прямо из-под мостика. «Уэйкфилд» сразу поднял сигнал «На судне пожар» и вышел из строя влево, чтобы привести горящий борт под ветер. Командир оперативного соединения капитан 1 ранга Брайант приказал эсминец «Мейо» и «Ниблэк» прикрывать горящий корабль. Затем он приказал снизить скорость конвоя, чтобы держаться неподалеку от «Уэйкфилда».

Как только был получен сигнал о пожаре, крейсер «Бруклин» немедленно начал действовать. Командир корабля капитан 1 ранга Ф.Ч. Денебринк хорошо подготовил команду к подобным ситуациям. Все моряки прошли серьезную тренировку, имелся четкий план ведения спасательных работ. Для пострадавших на крейсер имелись запасы продовольствия и свободные помещения.

Когда «Уэйкфилд» поднял сигнал с просьбой о помощи, «Бруклин» получил разрешение и полным ходом направился к транспорту. Вместе с ним пошел эсминец «Хилари П. Джоунс» (капитан-лейтенант Р.Б. Эллис), который должен был охранять корабли от атак подводных лодок.

Одновременно эсминец «Мейо» (капитан 2 ранга Ф.С. Хабекер) получил разрешение оставить свое место в охранении рядом с «Уэйкфилдом» и тоже оказать помощь горящему транспорту. С подветренного борта транспорта валили клубы горячего дыма и пара. Пламя в средней части корабля загнало несколько сотен пассажиров на нос. Чуть не вдвое больше людей толпилось на корме. К счастью, море было спокойным, лайнер тихо покачивался на мертвой зыби. Поэтому «Мейо» в 19.00 сумел подойти прямо к борту «Уэйкфилда».

Эсминец подошел к левой скуле транспорта и принял штормтрапы, которые были спущены с «Уэйкфилда». Пассажиры транспорта потоком хлынули на палубу эсминца. За 17 минут «Мейо» принял 247 человек.

Крейсер «Бруклин» подошел к горящему судну в 19.07. Он развернулся таким образом, чтобы коснуться своей правой скулой левой раковины «Уэйкфилда». С полубака крейсера на корму транспорта были переданы 3 швартовых конца, и моряки крейсера натянули переданные с транспорта спасательные сети. К 19.27 крейсер забрал около 800 человек и начал отходить. На борту лайнера еще оставались около 300 человек, так как капитан верил, что пожар можно погасить.

Но когда «Мейо» и «Бруклин» отошли, из надстроек лайнера вырвались высокие столбы пламени. Командир оперативного соединения приказал «Бруклину» оставаться рядом с транспортом. «Мейо» был переполнен до предела и получил приказ возвращаться к конвою. Эсминец «Мэдисон» (капитан 2 ранга У.Б. Аммон) отделился от конвоя, чтобы охранять крейсер.

Но транспорт к этому времени превратился в настоящий вулкан. Капитан «Уэйкфилда» отдал приказ покинуть судно и сигналом попросил «Бруклин» подойти к корме.

«Мэдисон» подошел к левой скуле лайнера. В считанные минуты эсминец подобрал 80 человек с дрейфующих шлюпок. Остатки экипажа «Уэйкфилда» перешли по спасательным сетям на полубак крейсера.

Обрезав швартовы и немного отойдя, «Бруклин» осветил прожектором палубы «Уэйкфилда» и воду в поисках пострадавших. Одна переполненная шлюпка была подобрана эсминцем «Ниблэк» (капитан-лейтенант У.Л. Дайер). «Мэдисон» получил приказ прикрыть горящее судно, а «Бруклин» в сопровождении «Ниблэка» ушел в Нью-Йорк. С горящего лайнера были сняты все до последнего человека.

Согласованные действия крейсера и эсминцев были просто великолепными. Все проходило без малейшей заминки. Из пылающего ада были спасены 1400 человек. То, что не было ни одного погибшего, говорит о высочайшей подготовке и дисциплине личного состава ВМФ.

Можно еще добавить, что «Уэйкфилд» в конце концов был спасен. Эсминец «Мэдисон» оставался рядом с ним до полудня 5 сентября. Рано утром 5 сентября из Галифакса пришли эсминцы «Рэдфорд» и «Мэрфи». А через несколько часов из Портленда прибыли 2 буксира в сопровождении сторожевика Береговой Охраны «Кэмпбелл». К 7 сентября на помощь прибыли еще несколько кораблей. 8 сентября «Уэйкфилд» был отбуксирован в Галифакс. Там пожар был окончательно потушен, а к весне 1944 года транспорт был полностью отремонтирован.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.