Богослужение Успения Божией Матери). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Богослужение Успения Божией Матери).

2022-10-28 20
Богослужение Успения Божией Матери). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало празднования Успения Божией Матери относится к IV веку.

В стихирах на праздник Успения выражается благоговейное изумление перед смертью Божией Матери (“источник жизни во гробе полагается и лествица к небесам гроб бывает”), затем выражается изумление перед теми событиями, которые совершились по Успении Божией Матери и составили внешнюю историю праздника, а именно: собрание Апостолов для поклонения и лобызания Тела Божьей Матери, появление самого Спасителя с Ангелами для принятия души Матери Божией. Последнее обстоятельство показывает, что Успение Божией Матери не есть смерть, а преставление Ее к жизни. Верующие затем призываются к прославлению Божией Матери и к молению о Ее небесной помощи и заступлении.

Тропарь:

В рождестве девство сохранила еси,| во успении мира не оставила еси, Богородице,| преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота: | и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши.|| Богородица, Ты в рождении (Христа) сохранила девство и по смерти не оставила мир. Ты перешла к жизни (вечной), так как Ты Мать Жизни (И. Хр.), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши.

 

Кондак:

В молитвах неусыпающую Богородицу,| и в предстательствах непреложное упование,| гроб и умерщвление не удержаста: | якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся Приснодевственную.|| В молитвах неусыпающую (неутомимую) и в ходатайствах неизменную надежду, Богородицу, не удержали гроб и смерть; но как Матерь жизни, Вселившийся в Ее утробу представил Ее к жизни.

 

Паремии те же, что и на праздник Рождества Богоматери.

В каноне приводятся слова Божией Матери, как бы взывающей к Своему возлюбленному Сыну о скорейшем взятии Ее на небо; приводятся и слова Спасителя, нисшедшего с Ангелами взять Пречистую Душу Родившей Его по плоти и отнести к Отцу; затем приводятся надгробные песни Св. Апостолов, собравшихся со всех концов вселенной почтить достойным погребением Пречистое Тело, оставшееся и после смерти нетленным и чудесным образом преставленное на небо. К этим мыслям прибавляется еще похвала Апостолов, превозносивших Матерь Божию, Которая и по смерти не перестает Своими молитвами избавлять нас от духовной смерти.

Прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и на праздник Рождества Богородицы.

Задостойник: “Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо.”

 

Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.   Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая; в рождении сохраняется девство и со смертью сочетается жизнь; пребывая по рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородице, наследие Твое.

 

Причастен: “Чашу спасения прииму, и имя Господне призову.”

 

Частное Богослужение

Или Требы

Содержание:

 

134. Понятие о требах. 135. Молитва о матери. 136. Крещение и Миропомазание. 137. Схема Крещения. 138. Символическое значение крещения. 139. Молитва в 40-й день о матери. 140. Метрические книги. 141. Таинство Покаяния. 142. Таинство Брака. 143. Таинство Елеосвящения. 144. Таинство Священства. 145. Молебны. 146. Погребение. 147. Панихида. 148. Освящение храма.  

 

Понятие о требах.

Частным богослужением называются такие священные службы, которые совершаются по частному требованию и по частному желанию верующих. К числу таких служб принадлежат все таинства, кроме Евхаристии, молебны на разные случаи, погребение и панихиды. Так как эти службы совершаются по требованию, то они называются “требами.” Порядок и содержание молитв этих служб содержится в книге “Требник.”

 

 

Молитва о матери.

Материнские заботы Церкви о ее членах простираются на все важные случаи жизни человека, начиная с его рождения и кончая смертью. Когда, напр. рождается младенец, он встречается в доброй христианской семье, как Божье благословение. От лица всего христианского общества священник в доме новорожденного благодарит Господа, что Он сохранил мать во время рождения, просит исцелить ее от болезни, даровать ей крепость сил и скорое “возстание,” а также оградить Своим небесным заступлением рожденного ею младенца и сподобить его поклониться земному храму. Большею частью вместе с молитвою о матери нарекается имя ребенку в честь какого-нибудь христианского Святого, чтобы в своей жизни он подражал богоугодной жизни этого лица. (По Уставу церковному имя дается ребенку в церкви на 8-й день по рождении). После наречения имени священник благословляет младенца и просит Господа, чтобы свет Божественного учения всегда просвещал душу новорожденного, и крестные страдания Сына Божия всегда были памятны его сердцу, чтобы новорожденный соединился с Церковью, никогда не отрекался от веры во Христа и, поживши на земле по заповедям Божиим, сохранивши “нерушимой печать своего звания,” удостоился бы наследовать блаженство в небесном Царстве Господа.

 

 

Крещение и Миропомазание.

Таинство Крещения состоит в том, что верующий и желающий креститься человек погружается три раза в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.” На крещающегося сходит Дух Святой, прощаются ему все грехи (и прежде всего грех прародительский), и крещаемый, точно вновь родившийся, начинает жить святою жизнью. При крещении младенцев родные или восприемники поручаются, что крещаемый научится верить и сохранять веру.

Чин крещения начинается тем, что священник трижды производит дуновение на крещаемого, полагает руку на главу его и просит Бога отогнать от крещаемого “ветхую прелесть,” подать ему сознание того, что Он один есть Истинный Бог и Св. Дух, и написать его в книге живота и присоединить к стаду наследия, т.е. к Церкви. Это называется оглашением. После оглашения следуют 4 молитвы заклинания или запрещения. В этих молитвах священник именем Господа Творца мира, Всемогущего Промыслителя и Грозного Судии, высказывает требование, чтобы злой ангел отступил от желающего креститься и не склонял его ко злу. По окончании 4-ой молитвы заклинания оглашаемый вместе с восприемниками обращается лицом к западу (запад — олицетворение тьмы, духа зла), а священник спрашивает трижды: “Отрекаешься ли сатаны и всякого служения ему” (Отрицаешилися сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”). Крещаемый отвечает: “Отрекаюсь.” После священник три раза спрашивает: “Отрекся ли?” “Отрекохся.” Священник предлагает оглашаемому выразить свое отвращение от всякого зла наглядным образом: дунуть и плюнуть на запад. Этими действиями оглашаемый показывает, что он готов разорвать связь с прежней греховной жизнью. Обращаясь к востоку, он вступает в жизнь светлую, в жизнь святую. Священник спрашивает: “Сочетаваешилися Христу?” (соединяешься ли со Христом) — “Сочетался ли Христу.” Желающий креститься заявляет о своей искренней готовности соединяться со Христом: “Сочетаваюся,” “Сочетахся.” В доказательство этой готовности будущий христианин произносит Символ Веры. При крещении младенцев Символ Веры читают восприемники. Затем читается молитва, чтобы Господь удостоил оглашенного великой благодати Святого Крещения, и начинается само Крещение. Священник надевает фелонь и начинает службу возгласом: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа”… Затем следует Великая ектения с прошениями, чтобы благодать Св. Духа снизошла в воду и сделала ее способною отгонять от крещаемого видимых и невидимых врагов, а сам крещаемый сделался наследником вечных благ и сохранил чистоту души до Страшного Суда Божия.

Священник читает водосвятную молитву, начинающуюся словами: “Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.” Далее в этой молитве говорится, что Господь сотворил все видимое и невидимое и не покинул согрешившего человека: Сын Божий сошел на землю для спасения людей и, живя на земле, освятил воду Своим крещением в Иордане. Поэтому священник просит Господа, чтобы Он и ныне освятил эту воду Духом Своим Святым и сделал ее средством для отгнания всего враждебного человеку, для освящения, исцеления и обновления. Произнося слова молитвы: “Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся супротивныя силы,” священник дует на воду, погружает руку в нее и делает крест. После молитвы освящения воды священник помазует воду св. елеем, а также помазывает чело, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки, ноги крещаемого — для освящения мыслей, желаний и действий человека. При помазании елеем произносятся следующие слова: “Помазуется раб Божий (или раба Божия… имя рек) елеем радования, во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь.” Помазание елеем напоминает крещаемому, что он должен быть искусным борцом или воином в Церкви Христовой, и что он, как дикая ветвь, прививается к плодоносной маслине – к Иисусу Христу.

После такого приготовления совершается и самое таинство Крещения, наступает самый важный момент, момент троекратного погружения в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (или раба Божия… имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь” (рис. 244, л. 63). Погружение в воду напоминает человеку, что он умер для греха, появление на поверхности воды означает воскресение человека для жизни святой, духовной, вместе с Иисусом Христом. После погружения читается 31-й псалом (“Блаженни, их же оставишася беззакония”…), в котором говорится о блаженстве людей, очистившихся от греха. Затем крещаемому одевается белая одежда в знак чистоты души. Возлагается также крест, чтобы всегда напоминать ему о христианских обязанностях. При облачении поется тропарь: “Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.”

В следующей затем молитве священник просит Господа даровать крещенному дар Св. Духа и Божественное освящение в животворящем помазании, сохранить его в святости, утвердить в православной вере, избавить от лукавого и всех действий его, чтобы этот человек, благоугождая Богу во всяком деле и слове, сделался сыном и наследником небесного царствия. После этой молитвы совершается второе таинство, таинство Миропомазания. Священник крестообразно помазывает Св. Миром лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки, ноги, произнося слова: “Печать дара Духа Святаго. Аминь.” Слово печать значит, что крестившийся становится принадлежностью или собственностью Св. Духа, который “отпечатался” и осенил крещаемого и готов помогать человеку в мыслях, чувствах, желаниях, словах и делах, если только сам человек будет достоин Божественной помощи. После помазания Св. Миром священник, крещенный и его восприемники обходят вокруг купели три раза во имя Св. Троицы с пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.” Этим троекратным круговым хождением указывается на непрерывный союз новокрещенного со всеми Лицами Св. Троицы.

После обхождения купели читается Апостол (Римл. 6:3-11), в котором говорится о теснейшем соединении нашем со Христом; говорится, что если мы уподобились Ему смертию в погружении и умерли для грехов, то должны сделаться подобными Ему и в воскресении, живя только для исполнения Его Святой воли. В Евангелии (Мф. 28:16-20) говорится о повелении Иисуса Христа Апостолам перед Вознесением на небо идти учить все народы, соблюдать заповеди Господни и крестить их во имя Отца и Сына и Св. Духа. После чтения Евангелия совершается омовение и отирание Св. Мира, при этом священник говорит новопросвещенному, что он оправдался, просветился, освятился в Крещении и Миропомазании. Перед пострижением волос священник читает молитвы, в которых выражается готовность человека жертвовать всем Богу. Пострижение волос служит выражением покорности человека Богу. Священник в молитве на “пострижение волос” просит Господа, чтобы Его Божественное благословение снизошло на крещенного, и он, возрастая, достиг старости и во все дни своей жизни видел все доброе. Затем читается сугубая ектения: “О милости, жизни, мире, здравии, спасении и посещении рабов Божиих”: крещенного и восприемников, и бывает отпуст.

 

 

Схема Крещения.

· Оглашение.

· Заклинание.

· Отречение от дьявола.

· Сочетание со Христом.

· Чтение Символа Веры.

· Великая ектения.

· Освящение воды.

· Помазание елеем воды и крещаемого.

· Троекратное погружение.

· Чтение 31-го псалма.

· Облачение в белую одежду и возложение креста. (“Ризу ми

· подаждь”).

· Миропомазание.

· Троекратное хождение вокруг купели. (“Елицы во Христа”).

· Чтение Апостола и Евангелия.

· Омовение и отирание.

· Церковное приветствие крещаемого (“Оправдался, освятился”).

· Пострижение.

· Сугубая ектения.

· Отпуст.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.