СтоЯщие «Амур и Психея» Кановы, «Сатир и вакханка» Орловского и другие стоЯщие пары. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

СтоЯщие «Амур и Психея» Кановы, «Сатир и вакханка» Орловского и другие стоЯщие пары.

2022-11-27 37
СтоЯщие «Амур и Психея» Кановы, «Сатир и вакханка» Орловского и другие стоЯщие пары. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К открытию летнего сезона в ГМЗ «Петергоф» после полномасштабной реставрации вернулись домой, на прежние места вдоль Монплезирской аллеи четыре скульптуры «Вакх», две «Вакханки» и «Психея с бабочкой».

«Лечение» статуй проходило в «Реставрационной мастерской «Наследие».

Мрамор скульптур, пребывающих под открытом небом, подвергался постоянному воздействию атмосферных факторов и, соответственно, требовал очистки от различного рода загрязнений, как внешних, так и более глубоких. Во время работы реставраторы также столкнулись с утратами, которые восстанавливались мастиковкой, либо вставками из натурального камня и композитного состава, имитирующего натуральный мрамор. Некоторые утраченные детали пришлось восстанавливать по историко-архивным данным и изобразительным источникам.

Установка статуй на исторические места также потребовало скрупулезной точности. С помощью телескопического манипулятора, ручным управлением скульптуры переносили с помоста машины на пьедесталы в партерах. При этом учитывался вес хрупких мраморных фигур – порядка трехсот килограммов.

Одна из отреставрированных статуй несомненно привлечёт особое внимание зрителей. Это пленительный образ Психеи, прекрасной девушки, возлюбленной Амура. По мифологии древних, «Психея» олицетворяла душу, поэтому часто изображалась с бабочкой, существом таким же трепетным, хрупким и ранимым, как и человеческая душа. В 1870-х годах эта скульптура была специально заказана в Карраре для каскада «Золотая гора», который подлежал реновации по проекту Н.Л. Бенуа. В послевоенный период статую переместили на Монплезирскую аллею, бабочка к этому времени была утрачена – и вот теперь эта деталь воссоздана по фото-источникам и возвращена на место.

Реставрация трех других скульптур, «Вакха» и двух «Вакханок», прошла при финансовой поддержке винодельческого предприятия «Фанагория». История парных статуй «Вакханок» берет начало из коллекции герцога Лейхтенбергского: мраморные скульптуры украшали его имение в Сергиевке под Петергофом. В 1920-х статуи передали в Петергоф и установили у дворца Марли, рядом с которым они были закопаны в начале войны. С 1949 года «Вакханки» украшают Монплезирскую аллею у Западного вольера и у фонтана «Солнце».

Мраморная статуя «Вакх», вернувшаяся к Западному вольеру, представляет собой вольную копию с римского мраморного оригинала II-III вв. н.э., хранящегося в галерее Уффици, Флоренция. Известно, что в начале XIXвека «Вакх» находился в Большом зале Таврического дворца, а в 1856 по проекту А.И. Штакеншнейдера скульптуру перенесли в петергофский павильон «Бельведер» для украшения парадной лестницы. В 1930 статуя перемещена к дворцу Марли, рядом с которым закопана в подземный тайник на время войны. В мае 1949 «Вакх» перемещен от Марли на Монплезирскую аллею, которую покидал лишь в 1970-х и ныне – для реставрационных процедур.

За день до «Монплезирского ансамбля» в Верхний сад был возвращен мраморный «Аполлино», копия первой трети XIXвека с утраченного греческого оригинала IVвека до н.э. школы Праксителя. Расположение скульптуры в центре Восточного квадратного пруда потребовало от реставраторов использовать плот для перемещения скульптуры. Специалисты с успехом справились с трудной задачей даже в нелегких погодных условиях.

 

          Скульптура "Амур и Психея"

        

«Юная девушка придерживает руку Амура, который нежно склонил голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку – символ души у древних греков («Психея» по-гречески означает «душа»), как бы отдавая ему свою душу. Покой, тишина и нежность хорошо выражены в этой группе, в спокойствии поз, в четких, гармоничных контурах, тонком рисунке спадающих складок драпировки… Канова с таким мастерством подчиняет все целому, гармонии ритма, очертаниям силуэта, которые создают основное впечатление от его работ, что менее удачные части скульптуры замечаются не сразу. Фигуры и лица Амура и Психеи наделены свойственными произведениям Кановы изяществом и грациозностью. Недаром его называли скульптором грации и юности. В данной группе эти свойства его дарования выразились наиболее ярко».

: https://sculptprivet.ru/russia/parnye-skulptury-chast1#ixzz6VjPNGYyH

Амур и Психея является известнейшим произведением Антонио Кановы –скульптора эпохи классицизма из Венеции. Работа над этим мраморным монументом была завершена в 1793 году, а в 1801 его купил наполеоновский военачальник Мюрат и перевез в свое имение в окрестностях Парижа. Начиная с 1824 года и по сегодняшний день, данная гипсовая статуя занимает важное место в коллекции Лувра.

В основе сюжета монумента находится сцена пробуждения Психеи поцелуем Амура. Легенда о взаимоотношениях этих мифических возлюбленных впервые была описана в романе античного автора Апулея «Золотой осел». Существуют также копии этой знаменитой гипсовой скульптуры, одна из них была создана в 1796 году по заказу Юсупова и сейчас находится в Государственном Эрмитаже. Еще одна реплика произведения Кановы изготовлена в 1808 году по просьбе императрицы Жозефины, супруги Наполеона. В наши дни этот монумент также расположен в коллекции главного музея Санкт-Петербурга.

Психея с бабочкой (Амур и Психея) является известнейшим произведением Антонио Кановы –скульптора эпохи классицизма из Венеции. Работа над этим мраморным монументом была завершена в 1793 году, а в 1801 его купил наполеоновский военачальник Мюрат и перевез в свое имение в окрестностях Парижа. Начиная с 1824 года и по сегодняшний день, данная гипсовая статуя занимает важное место в коллекции Лувра.

В основе сюжета монумента находится сцена пробуждения Психеи поцелуем Амура. Легенда о взаимоотношениях этих мифических возлюбленных впервые была описана в романе античного автора Апулея «Золотой осел». Существуют также копии этой знаменитой гипсовой скульптуры, одна из них была создана в 1796 году по заказу Юсупова и сейчас находится в Государственном Эрмитаже. Еще одна реплика произведения Кановы изготовлена в 1808 году по просьбе императрицы      Жозефины, супруги Наполеона. В наши дни этот монумент также расположен в коллекции главного музея Санкт-Петербурга.

                               

 

 «Аму́р и Психе́я» — произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором[en]. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (фр. Psyché ranimée par le baiser de l’Amour) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия; Амур, сначала уколов Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она, нежно приподнимает возлюбленную, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.

Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (фр. L’Amour et Psyché debout), стала статуя из Капитолийских музеев — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 года. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Группа стоит на высоком цилиндрическом постаменте, украшенном цветочной гирляндой. Верхняя часть основания поворачивалась с помощью ручки (в настоящий момент она заблокирована в целях безопасности). Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.

                            

Антонио Канова и Генри Трэшем[en] в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи». Хью Гамильтон[en], ок. 1788—1791.

   Из-за проблем, связанных с транспортировкой, обе работы оставались в мастерской скульптора, куда ими многие приходили любоваться, вплоть до февраля 1798 года, когда в Рим вошли войска генерала Бертье.

   В 1801 году скульптуры приобрёл соратник Наполеона Иоахим Мюрат, годом ранее породнившийся с первым консулом, женившись на его сестре Каролине. Оба мрамора, предназначенные для украшения загородного особняка Мюрата, замка Вийер-ла-Гаренн, были перевезены в Нёйи, близ Парижа.

    В 1802 году, во время своего первого визита в Париж, Канова посетил Шато-де-Вийер, чтобы увидеть как установлены обе его работы. Чуть позднее, в 1804 году, Мюрат купил у Талейрана соседний Шато-де-Нейи[en], объединив владения в ансамбль, реконструированный им с поистине королевским размахом.

   Позднее скульптуры стали частью императорской коллекции, в 1824 году они попали в Лувр.

                      

 «Амур и Психея» князя Юсупова, Государственный Эрмитаж.

«Амур и Психея» императрицы Жозефины, Государственный Эрмитаж.

  Повторения обеих скульптур Антонио Кановы находятся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Реплика первой, наиболее знаменитой, скульптуры была сделана по заказу князя Юсупова — законченная в 1796 году, она украшала один из залов подмосковного имения Архангельское, приобретённого им в 1810 году[1]. Этот вариант чуть меньше — его высота 137 см.

После смерти князя в 1831 году его сын, Борис Николаевич, перевёз статую в Санкт-Петербург. Архитектор Андрей Михайлов, перестраивавший вновь купленный дворец на Мойке в 1830—1838 годах, установил скульптуру в Малой ротонде, которая ввиду этого также называлась «ротондой Кановы»[2]. После революции, когда Юсуповский дворец и вся его коллекция были национализированы, «Амур и Психея» поступила в Эрмитаж.

    Гипсовая модель, выполненная Кановой для «юсуповской» версии в 1794 году, после смерти скульптора находилась у его ассистента Адамо Тадолини, в 1905 году она поступила в дар нью-йоркскому музею Метрополитен[3]. Металлические гвоздики, которыми испещрена модель, помогали скульптору переносить объёмы на мрамор.

   Работа Кановы пользовалась популярностью — в эрмитажной Галерее драгоценностей хранится табакерка с рельефным изображением этой скульптурной группы, выполненная в России в 1799 году[4].

Повторение второй, «стоящей», скульптуры, было выполнено в 1808 году с той же гипсовой модели, что и оригинал, по заказу супруги Наполеона, императрицы Жозефины. В 1815 году, вскоре после её смерти, российский император Александр I приобрёл эту реплику вместе с другими предметами из коллекции бывшей императрицы[5].

Примечания

↑ Канова, Антонио. Амур и Психея, 1796. // Государственный Эрмитаж

1. ↑ Н. В. Кукурузова, О. В. Уточкина. Юсуповский дворец. — С-Пб: Галарт, 2010. — 156 с. — ISBN 978-598-747-014-5.

2. ↑ The Collection Online. Cupid and Psyche. // Метрополитен-музей

3. ↑ Табакерка с изображением Амура и Психеи // Государственный Эрмитаж

4. ↑ Канова, Антонио. Амур и Психея, 1808. // Государственный Эрмитаж

 «Амур и Психея» Кановы, «Сатир и вакханка» Орловского и другие.

Тяжелая поступь классицизма, отвоевывающего себе место под солнцем во второй половине XVIII – первой половине XIX века, с его уклоном в сторону серьезной, героической тематики, особенно пригодной для целей «монументальной пропаганды», не мешала аристократам, тогда еще определяющим эстетические предпочтения, заказывать скульптуры по сути на темы рококо. Тогда даже русские «загран-буржуа» типа Демидовых всячески старались заполучить титул князя и по своим вкусам не отличались от аристократов. Тема изображения двух влюбленных существ стала одним из излюбленных сюжетов. Речь идет прежде всего о том же Амуре и той же Психее, о которых рассказывалось в предыдущих заметках, мифами о которых так заразил всех древнеримский писатель эпохи начала римского упадка 2 века н.э. Апулей.

Однако, данная тема стала шире сюжетов про данных персонажей, поскольку визуальная картинка также может служить тем принципом, по которому зритель ищет сходство в произведениях изобразительного искусства. Прежде всего родство парных статуй Амура и Психеи угадывается с парными статуями вакханок и сатиров несмотря на порой весьма пикантные ситуации. А с приходом эпохи «современного искусства» какой-нибудь Роден вообще не удостаивал партнеров какими-либо именами и сюжетами, так в тему попали пары сожителей, как сейчас принято характеризовать подобные отношения. У Родена такая простота нравов возникла из-за того, что ему трудно было сделать что-либо вообще, тем более на заданную тему. А в роскошном с точки зрения изобразительных искусств периоде высококлассные мастера амуров с сатирами и сожителями не путали.

Подобно тому, как сложилась балетная форма па-де-де («pas de deux» — шаг двоих), где партнер танцует с партнершей, так с античных времен возникла форма двух стоящих влюбленных, что стало неким скульптурным мотивом. Что скульптор ищет в данном мотиве? Очевидно, взаимодействие двух фигур и довольно классическое построение: если и не в виде пирамиды, то во всяком случае такая группа имеет плавный общий контур, особенно, если партнерша склонила голову к партнеру. Это может быть очень красиво, даже красивее одиночной фигуры, хотя о вкусах и не спорят.

Честь и хвала исследователям, которые рассказывают о взаимовлияниях художников или о том, кто к какому гиганту «встал на плечи», что вдохновило художника или скульптора. Зритель в зрительном зале тоже может заметить «плагиат», хотя информации у него меньше, а диапазон пристрастий шире. Но если и смотреть на картины или скульптуры, то прежде всего ради эстетического удовольствия, а мысль о том, что это кто-то сделал своими руками, должна заинтриговывать. Одно не подлежит спорам: глаз должен быть натренирован, в том числе, разглядыванием деталей: как там сделана рука (кисть), нога (стопа), каковы драпировки и т.п.

Как скульптурный мотив стоящие и лежащие фигуры абсолютно различны, прежде всего потому, что в лежащих фигурах человеческий глаз хуже различает красОты. А в принимаемых парами позах возможны и другие комбинации: кто-то за кем то гонится, кто-то кого-то похищает, кто-то стоит, кто-то сидит, а кто-то лежит, кто-то кого-то убивает (как античный галл убивает себя после того как убил жену, так как он любит ее) и т.п. И вот тут уже объединение парных скульптур идет по тематическому признаку наличия любви, если и не взаимной, то хотя бы односторонней. Для примера: ну никак не вписывается в данное повествование сюжет о том, как Менелай выносит убиенного Гектором Патрокла с поля боя, или о том, как Геракл разбивает голову Лихасу, хотя тут тоже две фигуры даны во взаимодействии.

К открытию летнего сезона в ГМЗ «Петергоф» после полномасштабной реставрации вернулись домой, на прежние места вдоль Монплезирской аллеи четыре скульптуры «Вакх», две «Вакханки» и «Психея с бабочкой».

«Лечение» статуй проходило в «Реставрационной мастерской «Наследие».

Мрамор скульптур, пребывающих под открытом небом, подвергался постоянному воздействию атмосферных факторов и, соответственно, требовал очистки от различного рода загрязнений, как внешних, так и более глубоких. Во время работы реставраторы также столкнулись с утратами, которые восстанавливались мастиковкой, либо вставками из натурального камня и композитного состава, имитирующего натуральный мрамор. Некоторые утраченные детали пришлось восстанавливать по историко-архивным данным и изобразительным источникам.

Установка статуй на исторические места также потребовало скрупулезной точности. С помощью телескопического манипулятора, ручным управлением скульптуры переносили с помоста машины на пьедесталы в партерах. При этом учитывался вес хрупких мраморных фигур – порядка трехсот килограммов.

Одна из отреставрированных статуй несомненно привлечёт особое внимание зрителей. Это пленительный образ Психеи, прекрасной девушки, возлюбленной Амура. По мифологии древних, «Психея» олицетворяла душу, поэтому часто изображалась с бабочкой, существом таким же трепетным, хрупким и ранимым, как и человеческая душа. В 1870-х годах эта скульптура была специально заказана в Карраре для каскада «Золотая гора», который подлежал реновации по проекту Н.Л. Бенуа. В послевоенный период статую переместили на Монплезирскую аллею, бабочка к этому времени была утрачена – и вот теперь эта деталь воссоздана по фото-источникам и возвращена на место.

Реставрация трех других скульптур, «Вакха» и двух «Вакханок», прошла при финансовой поддержке винодельческого предприятия «Фанагория». История парных статуй «Вакханок» берет начало из коллекции герцога Лейхтенбергского: мраморные скульптуры украшали его имение в Сергиевке под Петергофом. В 1920-х статуи передали в Петергоф и установили у дворца Марли, рядом с которым они были закопаны в начале войны. С 1949 года «Вакханки» украшают Монплезирскую аллею у Западного вольера и у фонтана «Солнце».

Мраморная статуя «Вакх», вернувшаяся к Западному вольеру, представляет собой вольную копию с римского мраморного оригинала II-III вв. н.э., хранящегося в галерее Уффици, Флоренция. Известно, что в начале XIXвека «Вакх» находился в Большом зале Таврического дворца, а в 1856 по проекту А.И. Штакеншнейдера скульптуру перенесли в петергофский павильон «Бельведер» для украшения парадной лестницы. В 1930 статуя перемещена к дворцу Марли, рядом с которым закопана в подземный тайник на время войны. В мае 1949 «Вакх» перемещен от Марли на Монплезирскую аллею, которую покидал лишь в 1970-х и ныне – для реставрационных процедур.

За день до «Монплезирского ансамбля» в Верхний сад был возвращен мраморный «Аполлино», копия первой трети XIXвека с утраченного греческого оригинала IVвека до н.э. школы Праксителя. Расположение скульптуры в центре Восточного квадратного пруда потребовало от реставраторов использовать плот для перемещения скульптуры. Специалисты с успехом справились с трудной задачей даже в нелегких погодных условиях.

 

          Скульптура "Амур и Психея"

        

«Юная девушка придерживает руку Амура, который нежно склонил голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку – символ души у древних греков («Психея» по-гречески означает «душа»), как бы отдавая ему свою душу. Покой, тишина и нежность хорошо выражены в этой группе, в спокойствии поз, в четких, гармоничных контурах, тонком рисунке спадающих складок драпировки… Канова с таким мастерством подчиняет все целому, гармонии ритма, очертаниям силуэта, которые создают основное впечатление от его работ, что менее удачные части скульптуры замечаются не сразу. Фигуры и лица Амура и Психеи наделены свойственными произведениям Кановы изяществом и грациозностью. Недаром его называли скульптором грации и юности. В данной группе эти свойства его дарования выразились наиболее ярко».

: https://sculptprivet.ru/russia/parnye-skulptury-chast1#ixzz6VjPNGYyH

Амур и Психея является известнейшим произведением Антонио Кановы –скульптора эпохи классицизма из Венеции. Работа над этим мраморным монументом была завершена в 1793 году, а в 1801 его купил наполеоновский военачальник Мюрат и перевез в свое имение в окрестностях Парижа. Начиная с 1824 года и по сегодняшний день, данная гипсовая статуя занимает важное место в коллекции Лувра.

В основе сюжета монумента находится сцена пробуждения Психеи поцелуем Амура. Легенда о взаимоотношениях этих мифических возлюбленных впервые была описана в романе античного автора Апулея «Золотой осел». Существуют также копии этой знаменитой гипсовой скульптуры, одна из них была создана в 1796 году по заказу Юсупова и сейчас находится в Государственном Эрмитаже. Еще одна реплика произведения Кановы изготовлена в 1808 году по просьбе императрицы Жозефины, супруги Наполеона. В наши дни этот монумент также расположен в коллекции главного музея Санкт-Петербурга.

Психея с бабочкой (Амур и Психея) является известнейшим произведением Антонио Кановы –скульптора эпохи классицизма из Венеции. Работа над этим мраморным монументом была завершена в 1793 году, а в 1801 его купил наполеоновский военачальник Мюрат и перевез в свое имение в окрестностях Парижа. Начиная с 1824 года и по сегодняшний день, данная гипсовая статуя занимает важное место в коллекции Лувра.

В основе сюжета монумента находится сцена пробуждения Психеи поцелуем Амура. Легенда о взаимоотношениях этих мифических возлюбленных впервые была описана в романе античного автора Апулея «Золотой осел». Существуют также копии этой знаменитой гипсовой скульптуры, одна из них была создана в 1796 году по заказу Юсупова и сейчас находится в Государственном Эрмитаже. Еще одна реплика произведения Кановы изготовлена в 1808 году по просьбе императрицы      Жозефины, супруги Наполеона. В наши дни этот монумент также расположен в коллекции главного музея Санкт-Петербурга.

                               

 

 «Аму́р и Психе́я» — произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором[en]. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (фр. Psyché ranimée par le baiser de l’Amour) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия; Амур, сначала уколов Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она, нежно приподнимает возлюбленную, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.

Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (фр. L’Amour et Psyché debout), стала статуя из Капитолийских музеев — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 года. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Группа стоит на высоком цилиндрическом постаменте, украшенном цветочной гирляндой. Верхняя часть основания поворачивалась с помощью ручки (в настоящий момент она заблокирована в целях безопасности). Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.

                            

Антонио Канова и Генри Трэшем[en] в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи». Хью Гамильтон[en], ок. 1788—1791.

   Из-за проблем, связанных с транспортировкой, обе работы оставались в мастерской скульптора, куда ими многие приходили любоваться, вплоть до февраля 1798 года, когда в Рим вошли войска генерала Бертье.

   В 1801 году скульптуры приобрёл соратник Наполеона Иоахим Мюрат, годом ранее породнившийся с первым консулом, женившись на его сестре Каролине. Оба мрамора, предназначенные для украшения загородного особняка Мюрата, замка Вийер-ла-Гаренн, были перевезены в Нёйи, близ Парижа.

    В 1802 году, во время своего первого визита в Париж, Канова посетил Шато-де-Вийер, чтобы увидеть как установлены обе его работы. Чуть позднее, в 1804 году, Мюрат купил у Талейрана соседний Шато-де-Нейи[en], объединив владения в ансамбль, реконструированный им с поистине королевским размахом.

   Позднее скульптуры стали частью императорской коллекции, в 1824 году они попали в Лувр.

                      

 «Амур и Психея» князя Юсупова, Государственный Эрмитаж.

«Амур и Психея» императрицы Жозефины, Государственный Эрмитаж.

  Повторения обеих скульптур Антонио Кановы находятся в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Реплика первой, наиболее знаменитой, скульптуры была сделана по заказу князя Юсупова — законченная в 1796 году, она украшала один из залов подмосковного имения Архангельское, приобретённого им в 1810 году[1]. Этот вариант чуть меньше — его высота 137 см.

После смерти князя в 1831 году его сын, Борис Николаевич, перевёз статую в Санкт-Петербург. Архитектор Андрей Михайлов, перестраивавший вновь купленный дворец на Мойке в 1830—1838 годах, установил скульптуру в Малой ротонде, которая ввиду этого также называлась «ротондой Кановы»[2]. После революции, когда Юсуповский дворец и вся его коллекция были национализированы, «Амур и Психея» поступила в Эрмитаж.

    Гипсовая модель, выполненная Кановой для «юсуповской» версии в 1794 году, после смерти скульптора находилась у его ассистента Адамо Тадолини, в 1905 году она поступила в дар нью-йоркскому музею Метрополитен[3]. Металлические гвоздики, которыми испещрена модель, помогали скульптору переносить объёмы на мрамор.

   Работа Кановы пользовалась популярностью — в эрмитажной Галерее драгоценностей хранится табакерка с рельефным изображением этой скульптурной группы, выполненная в России в 1799 году[4].

Повторение второй, «стоящей», скульптуры, было выполнено в 1808 году с той же гипсовой модели, что и оригинал, по заказу супруги Наполеона, императрицы Жозефины. В 1815 году, вскоре после её смерти, российский император Александр I приобрёл эту реплику вместе с другими предметами из коллекции бывшей императрицы[5].

Примечания

↑ Канова, Антонио. Амур и Психея, 1796. // Государственный Эрмитаж

1. ↑ Н. В. Кукурузова, О. В. Уточкина. Юсуповский дворец. — С-Пб: Галарт, 2010. — 156 с. — ISBN 978-598-747-014-5.

2. ↑ The Collection Online. Cupid and Psyche. // Метрополитен-музей

3. ↑ Табакерка с изображением Амура и Психеи // Государственный Эрмитаж

4. ↑ Канова, Антонио. Амур и Психея, 1808. // Государственный Эрмитаж

 «Амур и Психея» Кановы, «Сатир и вакханка» Орловского и другие.

Тяжелая поступь классицизма, отвоевывающего себе место под солнцем во второй половине XVIII – первой половине XIX века, с его уклоном в сторону серьезной, героической тематики, особенно пригодной для целей «монументальной пропаганды», не мешала аристократам, тогда еще определяющим эстетические предпочтения, заказывать скульптуры по сути на темы рококо. Тогда даже русские «загран-буржуа» типа Демидовых всячески старались заполучить титул князя и по своим вкусам не отличались от аристократов. Тема изображения двух влюбленных существ стала одним из излюбленных сюжетов. Речь идет прежде всего о том же Амуре и той же Психее, о которых рассказывалось в предыдущих заметках, мифами о которых так заразил всех древнеримский писатель эпохи начала римского упадка 2 века н.э. Апулей.

Однако, данная тема стала шире сюжетов про данных персонажей, поскольку визуальная картинка также может служить тем принципом, по которому зритель ищет сходство в произведениях изобразительного искусства. Прежде всего родство парных статуй Амура и Психеи угадывается с парными статуями вакханок и сатиров несмотря на порой весьма пикантные ситуации. А с приходом эпохи «современного искусства» какой-нибудь Роден вообще не удостаивал партнеров какими-либо именами и сюжетами, так в тему попали пары сожителей, как сейчас принято характеризовать подобные отношения. У Родена такая простота нравов возникла из-за того, что ему трудно было сделать что-либо вообще, тем более на заданную тему. А в роскошном с точки зрения изобразительных искусств периоде высококлассные мастера амуров с сатирами и сожителями не путали.

Подобно тому, как сложилась балетная форма па-де-де («pas de deux» — шаг двоих), где партнер танцует с партнершей, так с античных времен возникла форма двух стоящих влюбленных, что стало неким скульптурным мотивом. Что скульптор ищет в данном мотиве? Очевидно, взаимодействие двух фигур и довольно классическое построение: если и не в виде пирамиды, то во всяком случае такая группа имеет плавный общий контур, особенно, если партнерша склонила голову к партнеру. Это может быть очень красиво, даже красивее одиночной фигуры, хотя о вкусах и не спорят.

Честь и хвала исследователям, которые рассказывают о взаимовлияниях художников или о том, кто к какому гиганту «встал на плечи», что вдохновило художника или скульптора. Зритель в зрительном зале тоже может заметить «плагиат», хотя информации у него меньше, а диапазон пристрастий шире. Но если и смотреть на картины или скульптуры, то прежде всего ради эстетического удовольствия, а мысль о том, что это кто-то сделал своими руками, должна заинтриговывать. Одно не подлежит спорам: глаз должен быть натренирован, в том числе, разглядыванием деталей: как там сделана рука (кисть), нога (стопа), каковы драпировки и т.п.

Как скульптурный мотив стоящие и лежащие фигуры абсолютно различны, прежде всего потому, что в лежащих фигурах человеческий глаз хуже различает красОты. А в принимаемых парами позах возможны и другие комбинации: кто-то за кем то гонится, кто-то кого-то похищает, кто-то стоит, кто-то сидит, а кто-то лежит, кто-то кого-то убивает (как античный галл убивает себя после того как убил жену, так как он любит ее) и т.п. И вот тут уже объединение парных скульптур идет по тематическому признаку наличия любви, если и не взаимной, то хотя бы односторонней. Для примера: ну никак не вписывается в данное повествование сюжет о том, как Менелай выносит убиенного Гектором Патрокла с поля боя, или о том, как Геракл разбивает голову Лихасу, хотя тут тоже две фигуры даны во взаимодействии.

СтоЯщие «Амур и Психея» Кановы, «Сатир и вакханка» Орловского и другие стоЯщие пары.

1.«Амур и Психея» Кановы.

Заслуженно знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822) в начале 1790-ых создал целый цикл скульптур на подобные темы, в том числе «Гебу», «Амура», лежащих «Амура и Психею». Хотя «красивые» статуи он создавал в течение всей своей жизни. Самой красивой представляется именно стоящая парная скульптура «Амур и Психея».

                          

Канова. Амур и Психея. 1797. Мрамор. Гос. Эрмитаж. Второй вариант (после английского — см.ниже).

          

                          Амур и Психея. Фрагмент

                      

Канова. Геба. 1796. Дочь Зевса и Геры, Геба была виночерпием, подносила олимпийским богам кубки с вином

  Надо сказать, что в другой книге по западноевропейской скульптуре эрмитажный вариант скульптуры «Амур и Психея» датируется 1800-м годом. Но даты не столь важны, так как скульптор работал параллельно над многими скульптурами в одно и то же время, да и помощников у него хватало.

Однако любопытна история создания этого шедевра, иллюстрирующая то, что красота и рассудочный профессиональный и даже поэтапный подход к созданию таких шедевров вовсе не исключают друг друга.

Канова отрабатывал и развивал целый, можно сказать, цикл работ, создавая как бы «визуальный ряд», беря в каждой последующей работе что-то от предыдущих. Так, Геба имеет сходство с Психеей, однако парной композиции непосредсвенно предшествовала одиноко стоящая «Психея» и уже с бабочкой.

                          

Канова. Психея. 1793-1794. Мрамор. (Модель была сделана в 1789-1790)

Очевидно, что в парной композиции с Амуром Канова использовал данную Психею. Получается, что Амур к ней просто присоединился.

Для Амура был использован более ранний прототип одиноко стоящего крылатого Амура, которого Канова изначально делал с юного польского герцога Любомирского:

 

                     

Канова. Амур. Мрамор. Польша. Сделан в 1786-1787 по заказу польской княгини И.Любомирской

  Позднее было сделано еще три варианта этих Амуров (последний в Эрмитаже).

  Первоначальный вариант «Амура и Психеи» был создан для полковника Кэмбелла, в итоге эту версию приобрел наполеоновский маршал И. Мюрат, эта версия стоит в Лувре.

                 

Канова. Амур и Психея. 1796. Мрамор. Лувр. Первый вариант

  Эрмитажная же версия была сделана для первой жены Наполеона Жозефины де Богарне. Потом, как уже говорилось в предыдущих заметках, попала в Россию через ее потомка герцога Лейхтенбергского.

Всем очень и очень нравится эта группа Кановы. В крохотной общеобразовательной советской книжечке Н.К.Косаревой «Канова и его произведения в Эрмитаже», 1963, издательство Гос. Эрмитажа, цена 50 копеек (!), посвященной творчеству Кановы сказано (лучше и не скажешь):

«Юная девушка придерживает руку Амура, который нежно склонил голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку – символ души у древних греков («Психея» по-гречески означает «душа»), как бы отдавая ему свою душу. Покой, тишина и нежность хорошо выражены в этой группе, в спокойствии поз, в четких, гармоничных контурах, тонком рисунке спадающих складок драпировки… Канова с таким мастерством подчиняет все целому, гармонии ритма, очертаниям силуэта, которые создают основное впечатление от его работ, что менее удачные части скульптуры замечаются не сразу. Фигуры и лица Амура и Психеи наделены свойственными произведениям Кановы изяществом и грациозностью. Недаром его называли скульптором грации и юности. В данной группе эти свойства его дарования выразились наиболее ярко».

Сравнивая лица, можно предположить, что легкая «утиность» носа Амура, которая прослеживается в многих «идеальных головках» скульптора, перешла «по наследству» от поляка – герцога Любомирского.

А что касается «спокойствия», то эта та самая «атараксия» (невозмутимость) и состояние покоя, которые считались греками достоинствами (до тех пор, пока не начался эллинизм).

Вывод. Фактически в парной скульптуре Канова компилировал две одиночные статуи, разработанные им ранее. Но результат оправдывает средства, тем более, такой великолепный.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.