Особенности интеллектуальной деятельности: — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности интеллектуальной деятельности:

2022-11-27 21
Особенности интеллектуальной деятельности: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) относительно быстрое восприятие наглядной информации, особенно новой, но в некоторых случаях может потребоваться дополнительный показ или удлинение времени экспозиции с тем, чтобы качественно улучшить восприятие;

2) память произвольная (волевая), в большей степени зависит от субъекта деятельности, от его выбора в отношении воспринимаемой информации, особенно когда информация представлена в знаковых формах (тексты, таблицы, схемы, графики и т.д.) или должна быть предварительно структурирована в знаковой форме, что способствует проявлениям долговременной памяти. У данного ученика  снижена способность к произвольному запоминанию знаковой информации (слова, тексты, схемы, символы, формулы), особенно если информация не структурирована, что создаст дополнительные трудности для ее фиксации в долговременной памяти; возможны некоторые трудности при овладении иностранным языком, если преподавание ведется традиционным путем, где сначала слова, правила, тексты и только потом – общение; проблема может исчезнуть, если преподавание языка будет осуществляться в игровой, импровизационной манере, в коммуникации, с погружением в языковую среду.

3) хорошие способности к непроизвольному запоминанию информации (на обстановку, ситуации, лица людей и т.д.), что одновременно предполагает хорошую кратковременную (оперативную) память, например, для быстрого овладения иностранным языком, когда преподавание осуществляется посредством общения, в игровой, импровизационной манере, с погружением в языковую среду; следует иметь ввиду, что непроизвольная память на ситуациичаще всего выполняет оперативную функцию и в значительной степени определяется факторами внешней среды, когда запоминаемый материал зависит от признаков окружающей обстановки, не всегда наиболее важных для решения тех или иных задач в обучении;

4) относительно хорошая способность к концентрации внимания предполагает возможность сохранения внимания в процессе достаточно длительного объяснения какого-либо материала, например, в ходе урока, лекции; одновременно имеются относительно хорошие предпосылки для самостоятельной работы или при выполнении объемных домашних заданий;

5) хорошая способность к переключению внимания будет способствовать успешности там, где есть импровизация, динамика, быстрые изменения в обстановке (например, игровая деятельность), наилучшая позиция – центр событий, ситуаций (например, быть организатором игры, собрания или тамадой на празднике), если на занятиях– разнообразие учебного материала, новые факты, частые переходы от одной темы к другой; рекомендуются переходы от одного учебного предмета к другому при выполнении домашних заданий, с последующими возвратами для завершения несделанного с первого раза, что позволит дольше поддерживать интерес к учебным предметам;

6)прогнозируется быстрота  ассоциативных и мыслительных процессов, склонность ориентироваться во многих областях знаний, но ему может не хватать глубины постижения каждой из них, поскольку не достаточно выражена склонность к структурированию, упорядочиванию информации, к смысловому пониманию воспринимаемой действительности, не выражена склонность к поиску и установлению причинно-следственных связей, не выражен «философский склад мышления», обеспечивающий восприятие сути вещей, снижена способность к системному способу мышления; имеющаяся склонность ориентироваться во многих областях знаний может обусловить поверхностность в их постижении;

7) увыражен художественный тип мышления (преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональный, наглядно-образный способ восприятия действительности); этот тип мышления воспринимает действительность посредством первой (чувственной) сигнальной системой головного мозга, доминирующей над второй (прежде всего речевой) сигнальной системой (по И.П.Павлову). Швейцарский психолог Карл Юнг дал следующую характеристику типа «... удивительным образом пренебрегают мышлением в пользу эмоционального фактора, то есть чувства; стойко проводят «политику эмоций» и требуется уже действительно чрезвычайная ситуация, чтобы заставить их задуматься …». Профессором Э.А.Голубевой отмечается, что «художники» характеризуются следующими общими и специальными способностями: лучшая непосредственная память, более высокий уровень невербального интеллекта и коммуникативные способности, которые включают в себя: музыкальные, коммуникативно-речевые, педагогические, артистичность, экстраверсию». Профессор Е.П.Ильин дает следующую характеристику типа: «художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению; это не означает, что у него вторая сигнальная система не развита (т.е. не развито словесно-логическое мышление); это означает только то, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность; они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления, у них сильно развито воображение, а отсюда – хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах, картинности речи, что отличает многих артистов, художников, музыкантов». Художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности в отличие от противоположного мыслительного типа, который все переводит в отвлеченные, абстрактные символы. 

8) прогнозируется повышенная внушаемость, чувствительность, открытость (иногда доверчивость) в отношении разных мнений, точек зрения, не свойственна конфликтность в спорах, дискуссиях, повышена чувствительность к человеческому фактору и эмоциональным аспектам рассматриваемых ситуаций, выражена способность к сопереживанию (эмпатия), высокий потенциал креативности (множественность восприятия, оригинальность решений, способности к продуцированию разнообразных идей).

2. Особенности индивидуального стиля деятельности:

По определению индивидуальный стиль деятельности характерная для человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя ценные для данной работы свои качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь ученику найти и развить такой стиль учебной деятельности, который соответствует его индивидуальным особенностям.

9) профессиональная  деятельность предполагает укороченный этап подготовки к ней не только в операционном (инструментальном) аспекте, но и функциональном (энергетические, функциональные системы организма, мыслительная и мотивационная сферы), сокращенный период врабатываемости в тот или иной процесс. Чрезмерное затягивание этапа настройки, подготовки к деятельности может вызвать эмоциональное перевозбуждение, своеобразное «перегорание» еще до начала деятельности, что далее повлияет на качественные и количественные показатели исполняемой деятельности, например, может проявиться несдержанность, импульсивность, торопливость и поверхностность, ухудшающие качество решения учебных задач, точность движений.

10) целесообразно быстрое, активное начало деятельности, например, на уроке, лекции формулируется новая тема, сразу сообщается замысел, задается интрига, возбуждающие интерес к предстоящему, которая затем динамично разворачивается с обилием новых фактов, примеров, с разнообразием учебного материала; опрос и закрепление ранее пройденного материала лучше проводить в конце урока;

11) высокие темпы обучаемости выступают как проявление общих способностей, отражающих познавательную активность и возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности; следует иметь ввиду, что прогнозируется не обучаемость как таковая, а ее индивидуальная динамика, темп, скорость усвоения учебного материала; он может опережать других на начальной стадии обучения, поэтому особенно важно обращать его внимание на закрепление усвоенного, выявлять глубину его понимания материала, в противном случае на последующих этапах обучения пройденный материал может забываться,  а быстрые успехи - провоцировать самоуверенность, чувство превосходства  над более медленными одноклассниками, что может также вызвать снижение мотивации к учебной деятельности, особенно к выполнению домашних заданий; оценки ему лучше выставлять не по итогам отдельного урока, а по их совокупности (в конце недели, месяца, четверти), в соответствии с завершением текущей темы учебной программы, так как ожидание оценки будет постоянно стимулировать его активность;

12) любая деятельность предполагает этапы: планирования и подготовку (ориентировочная часть), реализацию и контроль (исполнительная часть). Индивидуальный стиль деятельности того или иного человека может характеризоваться доминированием одной из частей или их относительное равновесие.  Данному типу НС свойственен относительный баланс в его деятельности ориентировочной и исполнительной ее частей, а это означает, что он сочетает в себе следующие две способности:

а) склонен предвидеть те или иные ситуации, осуществлять заблаговременный поиск любой важной информации, имеющей отношение к этим ситуациям, заранее проигрывать в умственном плане возможные сценарии в изменении ситуаций и варианты их разрешения, осуществлять необходимые подготовительные действия; в некоторых случаях ему субъективно легче предвидеть возможные ошибки в действиях, заранее предпринять необходимые меры с целью избежать их, чем затем исправлять эти ошибки, когда они уже совершены.

б) достаточно хорошо чувствуют себя и в динамичных условиях, в ситуациях некоторой неопределенности, в проблемных обстоятельствах.

Преимущества этого ученика могут заключаться в сбалансированности оперативного и стратегического типов мышления.

13) относительно хорошая приспособляемость динамичным ситуациям позволяет достаточно хорошо чувствовать себя в незнакомой обстановке, в ситуациях неопределенности, в проблемных обстоятельствах, которые он, осознанно и нет создает, чтобы затем их разрешать, а в ряде случаев может даже получать удовольствие от самого процесса их преодоления, что дает ему необходимый уровень жизненного тонуса; в ряде случаев может хорошо выполнять функции организатора игры;

14) относительно низкая склонность к состязательности, лидерству; может доминировать установка на процессуальные аспекты учебной деятельности, тенденция к игнорированию результативной ее стороны.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.