Общая характеристика состояния социологии религии в России — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общая характеристика состояния социологии религии в России

2022-11-27 28
Общая характеристика состояния социологии религии в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

На сегодняшнее время в Российской Федерации социология религии,  как наука еще не сложилась. В отличие от Запада в России социология религии не имеет вид теоретико-методологически и институционально закрепленной научной традиции.  Активное развитие социологии религии на Западе способствовала разработка  Э. Дюркгеймом и М. Вебером методологии в целях социологической концептуализации религиозного феномена.

Попытки разработки социологии религии, как научной дисциплины с учетом российской специфики начали предприниматься только в конце XX в. Конечно нельзя отрицать, что до этого момента религия в России не попадала в поле зрения социальной мысли. Можно выделить три этапа становления социальной религии в истории России: дореволюционный (вторая половина XIX - начало XX вв.), советский (начиная с 1917 г.) и современный (90-е гг.).

В дореволюционный период религия занимает место в исследованиях основных направлениях русской социологии. Тема религии затрагивается такими учеными, как Лавров П.А., Ковалевский М.М, Сорокин П.А. А важные работы этой области, разработанные за рубежом, достаточно быстро переводятся, рецензируются и становятся популярными в России. Классическими трудами по социологии религии того времени считаются «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма и «Протестантская этика и дух капитализма» М.Вебера.

На  дореволюционном этапе религиозность в социуме была привилегией органов государственной статистики. Государство фиксировало не социальные убеждения, а формальное отношение подданных к какому-либо вероисповеданию по факту рождения и крещения. Б.Н.Чичерин говорит о том, что в то время религия – это одна из «духовных сил», которая воздействует на общество, на смену и замещение политико-юридических форм, экономических воззрений, классовую структуру, государство, образование[13].

Проблема религии в дореволюционный период рассматривается  в сфере философской мысли, истории церкви, политики. Разработка именно социологических аспектов религии происходит как сопутствующая в общей социологии. Даже М.М.Ковалевский, который рассматривал религию только в научном контексте, не определял её в качестве самостоятельного объекта социологического исследования.

На советском этапе становления социологии религии, до своей эмиграции публиковался П.А.Сорокин. В своих трудах он выделял большое место религии. Он утверждал, что практически большая часть теорий и   состоит именно из верований, а не из точных знаний: «человек до сих пор представляет не столько существо знающее, сколько верующее»[14]. После изучение социологии религии не проводилось, так как были годы войны и послевоенные годы. И только лишь в 60-е гг.  для социологии религии наступает новый этап развития. Начинается разработка марксистской социологии, которая получила свое место в области социологии религии.

В марксистской социологии религии о функциях религии говорится, что «религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании»; в качестве показателя кризиса и отмирания религии в условиях социалистического общества рассматривается «атеизация сознания масс и индивидов».

В советский период имелись две позиции в преблеме "преодолении религии". Первая позиция, это позиция И. Н. Яблокова, говорившнего о процессе секуляризации как о переходе "от религии к научному атеизму".  И Ю.А. Левада, который говорил о том, что секуляризация религии не может рассматриваться как следствие целенаправленных антирелигиозных мероприятий или как результат влияния "передовой, научной идеологии".

Левада рассматривал секуляризацию в широком социокультурном смысле как отход от «веками укоренившихся культовых систем», как переоценку рутинных форм культуры, как открывающуюся возможность либерализации общества, отказа от использования тех каналов воздействия на массовое сознание, которые за долгие века проторили культовые системы и которые были использованы в XX в. тоталитарными режимами. Саму секуляризацию невозможно отнести к сознательному отказу от религии.

Разработка проблем социологии религии, как научной области в 70-80-е гг. происходила в основном в двух направлениях. Первое направление (Д.М. Угринович, Ю.А. Левада) основано на изучении и освоении социологического знания, которое прикрывается  критикой «идеализма» и «буржуазного объективизма». Второе направление было связано с необходимостью теоретического обеспечения  социологических исследований религии и веры. Однако эти два направления и их исследования были под пристальным надзором государства, под жестким идеологическим контролем.

В советский период наблюдалась тенденция уменьшения доли верующих, это объяснялось результатом снижения воспроизводства религиозности в новых поколениях, убыли старших возрастных групп, состав которых был исключительно из верующих, а также - отхода от религии некоторой части верующих.

Позже, уже в 80-е годы XX века социологические исследования религии сворачиваются. Это было связано с уменьшением активности партийно-государственных структур, как основного заказчика.

В 90-е гг. социология религии вступает в новый этап своего развития – постсоветский.  Религия становится частью состава нового социокультурного контекста модернизации российского социума. Происходит изменение важнейших параметров взаимодействия религии и обществом, она становится частью новой перспективы глобального цивилизационного развития.

На этом этапе активно идет перевод и издательство трудов социологии религии западных исследователей (Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Зомбарта, Э. Дюркгейма, М. Мосса, Б. Малиновского, П. Бергера, Т. Лукмана, Т. Парсонса и др.). Начинается издательство учебников и литературы по социологии религии, с целью более глубокого изучения теории западной социологии. Эмпирические исследования социологии религии возрождаются.

В 90-е годы изучается аналитическим центром РАН и социологическим центром Российского научного фонда влияние религии на политику.

В институте социально-политических исследований РАН появился сектор социологии религии, который изучил проблемы межконфессиональных отношений и воздействие религиозности на  российскую армию (С.Д. Яковлев).

Но нельзя сказать, что эти исследования имели прямой характер, в них преобладал политический аспект, а финансовые проблемы того времени сказывались на плохой обработке полученных результатов. Но несмотря на это, можно оценить картину религиозности того времени и сказать о влиянии религии на состояние сознания массы населения.

Сейчас хоть религия и является важным аспектом духовной, социальной и общественной жизни, она не выступает в качестве предмета глубокого изучения. В проблемах, которые касаются  религии, в общественном сознании на сегодняшний день  доминируют идеологические спекуляции.

Можно сказать, что современная социология религии в Российской Федерации  появилась не из пустого места. Однако, возникающие проблемы, касающиеся социологии религии в России в настоящее время определяются проблемой модернизации общественного строя России. Новый контекст социологии религии возникает в процессе осмысления и изучения результатов модернизации советского типа, и процессов социальной трансформации 90-х годов в постсоветском этапе.

Вопрос модернизации социума актуализирует исследование социокультурных комплексов, изучение духовных   предпосылок политического, хозяйственного и культурного развития. Именно тут социология религии становится востребованной  и оказывается не на периферии, а в самом центре событий. Именно здесь начинают вводиться в научный оборот исследования зарубежных исследователей, таких как Р. Белла, Т. Линг, М. Сингер, А. Турен, Ш. Эйзенштадт, и др.

Вместе с этим возвращается актуальность трудов русских мыслителей «серебряного века» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев, С.Л. Франк и др.), которые рассматривали социальную жизнь и хозяйство как воплощение и обнаружение духовной жизни. В другой перспективе рассматривается социология религии М. Вебера.

Можно сделать вывод, что развитие социологии религии в России на протяжении всей ее истории происходит по трем основным проблемным аспектам: соборность, секуляризация и модернизация. В современной России появилось несоответствие между увеличивающимся многоаспектным присутствием религии в публичном пространстве страны и имеющимся уровнем общественного осмысления данного процесса. Перенятое с советского этапа мнение о социологии как «точных» процедурах (опросы, изучение общественного мнения и т. д.) способствовало сохранению эмпирических исследований религии в России. Однако, научное исследование теоретической информации в российской социологии религии остается на низком уровне развития, несмотря на то, что попытки осуществить данное исследование были проведены по мере возможностей.

В данный момент времени происходит активный поиск путей самоорганизации профессиональной среды социологов религии, а именно определение проблем  теоретических, эмпирических и прикладных исследований, создание консолидирующих форм деятельности профессионального сообщества.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.