Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-11-24 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проработав материал по выделению гласных, переходим к дифференциации твердых и мягких согласных, стоящих перед йотированными гласными, что является для дисграфиков также затруднительным. Примеры ошибок:
дядя — дада тётя — тота Ваня— Вана Люба — Луба
Методические приемы работы по дифференциации а — я, о—ё, у — ю мы рекомендуем следующие:
1) Найти в предложении слова с буквами а — я, о—ё, у — ю и выписать эти слова в отдельные столбики.
2) Списать предложения и подчеркнуть указанные буквы одной или двумя черточками.
3) Придумать слова с указанными буквами и записать их.
Для закрепления пройденного материала по дифференциации а—я, у—ю, о — ё проводим упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Даются следующие задания:
1) Вставить одну из указанных в задании букв (а—я, о — ё, у—ю) устно.
2) Списать и вставить одну из этих букв.
3) Составить из разрезанной азбуки слова, вставляя пропущенную букву, с последующей записью.
Такая же работа проводится на материале предложений.
Дальше дается материал с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.
К тексту предложений с пропущенным словом даются слова для справок.
С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных коротких заданий, как-то:
1) Дописывание слов.
2) Списывание слов по определенному заданию.
3) Выписывание слов с определенным заданием.
4) Списывание слов с делением на слоги.
5) Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).
6) Списывание с подчеркиванием букв или слов.
7) Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.
|
8) Письмо по слуху.
9) Письмо по картинке.
С раздела пятого дается материал для диктантов. Эти диктанты в начале работы рекомендуем проводить с предварительным звуковым анализом. В конце работы нужно проводить контрольные диктанты без звукового анализа.
Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схеме следующим образом.
1) Сосчитать, сколько в предложении слов, и поставить столько же черточек.
2) Разделить слова на слоги и поставить столько же черточек.
3) Сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.
Лена мыла руки
_____ _____ _____
__ __ __ __ __ __
............
Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими диктанта.
После диктантов ученики переходят к самостоятельному письму по картинкам. Предварительно ученик составляет рассказ по картинке устно. Этот вид работы обогащает словарь ученика и приучает его к логическому изложению мысли.
Во второй части книги помещен материал для детей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.
Для преодоления затруднений такого порядка мы ввели следующую методику работы:
1) Вырезывание из бумаги смешиваемых письменных букв и сравнение их начертания.
2) Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами.
3) Выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики.
4) Списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами.
5) Подписи под картинками, в названии которых имеются смешиваемые буквы.
6) Вписывание этих букв в деформированный текст.
7) Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.
В конце книги дан материал для преодоления тех форм аграмматизма, которые наиболее часто встречаются у детей с поздним развитием речи.
|
1) Выпадение в предложении союзов и предлогов.
2) Неумение согласовать слова в предложение, например;
Вова сидит стул.
Мячик лежит диван.
3) Упражнения в употреблении рода и числа.
Для выправления этих недостатков приводим большой материал в следующей методической разработке:
1) Списывание и подчеркивание слов с предлогами.
2) Дописывание предложений словами с предлогами.
3) Придумывание предложений с указанным предлогом.
4) Вставка нужного предлога в деформированном тексте.
5) Составление предложений с предлогом по картинкам.
6) Чтение и пересказ небольших рассказов, выписывание из текста этих рассказов слов с предлогами.
7) Упражнения в правильном употребление и числа.
В конце книги приложена карта обследования ученика, методические указания и практический материал для проведения обследования.
Эта карта поможет выявить все стороны развития ребенка и те дефекты, над которыми логопеду придется работать для их устранения.
Даются также в приложении карточки-слоги и разрезная азбука.
Часть первая
Развитие фонематического слуха
Раздел первый
Устный анализ предложений по словам
Задание. Составьте предложения по этим картинкам. (см. листы.)
Анализ предложений в два слова
Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.
Маша мала. Дима играет. Маша упала.
Папа устал. Мама шила. Папа лежит.
Нина спала. Мама читает. Кот спит.
Дома тихо. Настала ночь. Мышки играют.
Задание. Укажите первое и второе слово в предложении.
Лето прошло. Дует ветер. Листья упали.
Идёт дождь. Наступила осень. Птицы улетают.
Задание. Составьте предложения по данному образцу.
Мальчик сидит. Маша играет.
Мама.... Лида....
Кошка.... Миша....
Белка.... Зайка....
Собака.... Рыбка....
|
Задание. Составьте предложения в два слова по данному образцу.
Мальчик пишет. Сима рисует.
… поёт. … читает.
… играет. … прыгает.
… учится. … упала.
Задание. Придумайте предложения в два слова.
Анализ предложений в три слова
Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.
Сима читает книгу. Мама варит суп. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. Валя ест кашу. Папа пилит дрова. Маша делает уроки. Девочка моет посуду.
Задание. Укажите, на каком месте стоит каждое из слов предложения.
Вот наша школа. Таня читает книгу. Сима рисует дом. Ученик отвечает урок. Петя ловит мяч. Боря рисует яблоко. Наш город большой. Москва — любимый город.
Задание. Составьте предложения по данному образцу.
Юра держит шар.
Юра держит.... Ваня купил.... Женя решил.... Зина собирает.... Витя собирает....
Люба метёт.... Нина кушает.... Собака грызёт....
Таня ловит мячик.
Таня ловит.... Яша бросил.... Папа пишет.... Дедушка пьёт.... Волк унёс....
Корова пьёт.... Лошадь везёт.... Курица снесла....
Задание. Составьте предложения по данному образцу.
Дети пускают лодочки.
... купила книгу.... наряжает куклу. ... поймал птичку. ... купил рыбок.
... стирает бельё. ... шьёт платье. ... пошла гулять. ... любит мороженое.
Задание. Придумайте предложения в три слова.
Анализ предложений в четыре слова
Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.
Папа купил Вове лыжи. Мама дала детям чаю. Таня несла ведро воды. Петя купил большой мяч. Ира шила кукле платье. Я читала интересную сказку. Дети нашли много грибов. Миша нашёл гнездо птички. Гнездо птички было пустое.
Задание. Укажите, на каком месте стоит каждое из слов предложения.
Дети сделали птичкам кормушку. Зима была очень холодная. Коля насыпал птичкам зёрен. Птички жадно клевали зёрна.
|
Задание. Составьте предложения в четыре слова по данному образцу.
Мышка очень боится кошки.
Дима хочет быть.... Шура выучил новое.... Лена нарвала много....
Дети пели весёлые.... Дети любят слушать.... Лётчик поднялся очень ….
Задание. Составьте предложения в четыре слова по данному образцу.
Я хорошо выучил урок.
... рано ложусь спать. ... подарила Кате куклу. ... купила голубую ленту.
... надела красный бант. ... купил цветные карандаши. ... нарисовала серого зайку.
... слушаю бабушкины сказки. ... очень люблю бабушку.
Задание. Придумайте предложения в четыре слова.
Раздел второй
СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Задание. Прослушайте эти слова и разделите по слогам, одновременно хлопая в ладоши.
ма – ма Ма – ша Ле – на
ле – то па – па Ди – на
Зи – на ре – па Бу – сы
ду – бы го – ра ры – ба
Задание. Читайте и разделите слова на слоги.
Лиза | Лида | Нина |
баба | мыши | мыло |
гуси | сани | мука |
Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги. Напишите эти слова по слуху.
Совы, вата, сани, сало, кино, кони, ноги, маки, Миша, раки, рама, косы.
Задание. Допишите эти слова.
ра.. | Са.. | ку.. | ла. |
во.. | но.. | шу.. | Во. |
со.. | гу.. | жу.. | Зи. |
Задание. Придумайте сами слова в два слога.
Игровой материал
Задание. Логопед называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добавляет второй слог и указывает названную картинку. Потом ученик называет первый слог по картинке, а логопед добавляет второй слог.
Примерные картинки: лодка, слива, замок, гуси.
Задание. Логопед или ученик называет первый слог задуманного им слова, остальные ученики по очереди заканчивают это слово.
Образец: Бу-сы. Шу-ра. Зу-бы.
Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.
И- ра у-сы о-сы
и-ва у-хо О-ля
Задание. Прочитайте эти слова и разделите на слоги.
Ура, оса, Аня, имя, Ася, Аля.
Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги.
Уши, это, бои, ухо, эхо, она.
Задание. Напишите эти слова по слуху с разделением на слоги и без разделения.
Мама, Паша, каша, мало, сады, вазы, козы, рама, мыло, рана, бусы, мука, мухи, вата,
сало, баба, Вова, сани, шары, Шура, игры, ухо, усы, осы, ура, куры, лапа, рыба.
|
Слова в один слог
Задание. Прочитайте эти слова.
Лес, мох, дом, кол, пол, сор, сын, шар, сом, рак, рот, суп, бок, бык, шум, зал.
Задание. Напишите эти слова по слуху.
Лом, сук, сок, сыр, душ, пар, жук, сон, мох, пух, кот, ком, мак, лак, сыр, рис.
Задание. Назовите картинку и скажите, из скольких слогов состоит каждое слово.
Примерные картинки: рак, жук, гусь, мак.
Составление слов из слогов
РЯ
БО БА
КИ
ЗЫ
ВО ДА
ЛЫ
СИ
ГУ ЩА
БЫ
ША
КА ТЯ
ПА
КИ
МА ША
МА
РЯ
БУ СЫ
ДУ
РЯ
ВА НЯ
ЗА
ЛЯ
ГА ГА
НЯ
ЖА
КО СЫ
НИ
КИ
ЛА ПА
РА
Задание. Прочитайте слова из этих слогов.
ТО
ТА
МА НЯ
ПА
ВА
СА
ТО
КО
ПО ЛЯ
О
ЛЁ
МИ
ВИ
МИ
ПЕ ТЯ
КА
МО
Задание. Прочитайте словаиз этих слогов. Запишите их.
БОР
ЗА ВОД
СОВ
ЗЕЛ
КО ВЕР
ТЕЛ
ЛАК
КУ СОК
РОК
ШАДЬ
ЛО ТОК
КОТЬ
ГАЖ
БА ТОН
РАН
СЕЛЬ
КИ СЕТ
ТАЙ
ТОК
МО РОЗ
ТОР
КАТ
ЗА МОК
ЖИМ
Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.
ви - но, лы, сок, жу, дал, сел
за - вод, бор, сов, кат, был, выл, бил
ки - но, ло, ты, нул, вал, дал
но - ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи
по - ра, жар, вар, пал, гас, шёл
ра - ма, на, ки, да, но
шу - ба, ми, ты, тил
со - да, ва, ты, кол, вет
А - ля, ся, ня
и - ва, ду
я - ма, корь
о - сы, са, си, ба, жог, вод, мут
у - рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин.
Задание. К данным слогам приставьте второй слог, чтобы получились слова. Запишите их.
па – рад, ром, рус
ша – тёр, лаш, лун
пе – тух, нал, сок, пел, карь
та – нец, бун, бор, зик
ка – пор, лач, ток, мень
мо – лот, роз, ток, тор
са – пог, лат, хар, дик
ве – ник, нок, тер
но – сок, мер, жик
бу – тон, кет, фет
ку – сок, лак, рок
го – рох, лод, лос, ра
Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.
тра
дро
сло ва
кан
бан
бел
кош ка
бул
лип
гор
сан ки
дет
гла
гро за
сле
май
лей ка
кор
мой
бей те
стой
клю
лёт
паль чик
маль
бан
бин
фан тик
пру
Складывание слов из слогов-карточек
(основной материал дан в конце книги в приложении)
Задания.
1. Разделите по слуху данное логопедом слово на слоги.
2. Найдите на карточке сначала первый слог, потом второй.
3. Сложите слоги вместе и прочитайте слово.
4. Запишите слово по слогам.
сало -
са | ло |
соты, сума, сено, сито, сыро, лапа, лото, луна, лыжи, липа, лето, народ, песок, невод, номер, ножик, Тарас, товар, тулуп, тесто, топор, капли, кошка, кукла, кегли, кишки, канва, козлы, кусты, кисти, киска, горшок, башмак, столик, платок, мостик, ключик, кустик, кружок, листик, кувшин, старик, прилёт, хлопок, крючок.
Чтение предложений со словами в два слога
Задание. Читайте эти предложения, деля каждое слово по слогам. Спишите эти предложения.
Бы-ло ле-то. Ма-ма уш-ла. На-ши но-ги. Са-ни но-вы. Де-ти сы-ты. Та-ня ра-да. Де-ти пе-ли.
Де-ти до-ма. Мы-ли ру-ки. Ве-зи са-ни. Ма-ма до-ма. Чи-жи пе-ли. Ва-ля ши-ла. Пи-ла ту-па.
Гу-си бе-лы. Си-ди ти-хо. Зи-на се-ла. Мы-ши се-ры. Ма-ма ве-ла Ма-шу. Те-тя да-ла са-ла. Ва-не
да-ли мы-ло. Ут-ки пи-ли во-ду. Ут-ро бы-ло яс-но. Ве-ра мы-ла ли-цо. Ту-чи бы-ли се-ры. Се-но
бы-ло су-хо. Ва-ля мы-ла ру-ки. На-ша Га-ля ум-на. Ня-ня мы-ла Ни-ну. Де-ти бы-ли до-ма.
Си-ма, не-си пи-лу. Ко-ля, бе-ри лы-жи. Ю-ра у-пал. Ю-ла ма-ла. 0-ля ма-ла. Я-ша ге-рой. А-ля
пе-ла. Я-ма пус-та. Ва-ся пи-лит. Ли-да во-дит. Гу-си ши-пят. Мы-ши пи-щат. Пе-тя ма-лыш.
Да-ча пус-та. Ко-ля ус-нул. Со-ня пи-шет. Ли-са бе-жит. Ви-тя ша-лит. Же-ня ле-пит. Пе-ром
пи-шут. Па-па ус-тал. Де-ти бе-гут.
Чтение рассказов по слогам
Задание. Читайте эти рассказы, деля каждое слово по слогам. Спишите эти рассказы, разделяя слова на слоги.
Ка-те да-ли мы-ло. О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю. Ру-ки, ли-цо и ше-я бы-ли бе-лы.
Па-па до-ма и Ви-тя до-ма. Не шу-ми, Ви-тя, не бу-ди па-пу, а сиди ти-хо. Лю-би, Ви-тя, па-пу.
В са-ду бы-ли ма-ки. Ка-тя и Лю-ба ли-ли во-ду на ма-ки. Ма-ма, бе-ри ма-ки. Э-то на-ши ма-ки.
Ни-на и Во-ва бы-ли до-ма. Пони ма-лы. И ма-ма бы-ла до-ма. А па-пы до-ма не-ту.
Ма-ма ши-ла шу-бу Ка-те, а у Ва-ни шу-бы не-ту. Ма-ма, ку-пи шу-бу Ва-не.
Я ве-ду Та-ню за ру-ку. О-на е-щё ма-ла и но-ги Та-ни ма-лы. И-ди, Та-ня, ти-хо.
Си-ма, Зи-на и Ли-да бы-ли до-ма. Бы-ло ки-но. Де-ти се-ли ти-хо. Ва-ня, не шу-ми, си-ди ти-хо.
У ре-ки сы-ро. Пе-тя и Во-ва бы-ли у ре-ки. Не си-ди у ре-ки. Там сы-ро.
Де-ти бы-ли на лу-гу. На лу-гу бы-ло се-но. Ми-ша, бе-ри ви-лы, не-си се-но в ку-чу. Ку-ча бы-ла
не ма-ла.
Та-ня, ку-пи мы-ла, му-ки, лу-ку и со-ли. До-ма не-ту со-ли. Та-ня ма-ме мы-ло, му-ку и со-ли.
Тё-тя да-ла Ва-ре мё-ду. Ве-ра са-ма е-ла ма-ло мё-ду, а да-ла мёду Ми-ше, Ва-се и Ка-те. Де-ти
были ра-ды.
Ва-ся нёс ры-бу ма-ме. Ма-ма, ва-ри ры-бу. Ма-ма да-ла у-хи Мише, Ва-се и Ка-те. Де-ти е-ли
у-ху и бы-ли сы-ты.
Ко-ни бы-ли на лу-гу. Ко-ни е-ли се-но. Па-ша, го-ни ко-ня. Э-то се-но на зи-му.
У до-ма бы-ла лу-жа. На лу-жу се-ли гу-си. Гу-си бы-ли се-ры.
У Са-ши на ли-це са-жа. Ма-ма мы-ла ли-цо Са-ши. Не бе-ри, Саша, са-жу и не ша-ли. У ма-мы
не ма-ло де-ла.
У нас до-ма жи-ли мы-ши. Мыши е-ли сыр и са-ло. Зо-ви, Ми-тя, ко-та. Кот сел на по-лу у ще-ли.
Ма-ма и де-ти у-шли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба.
Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кошка Мур-ка сы-та, а нам ры-бы нет.
Жил в ле-су ё-жик. Ле-том ё-жик мно-го ел и был сыт. Зи-мой нет е-ды ё-жи-ку. Сде-лал е-жик к зи-ме но-ру. В но-ре ё-жи-ку бы-ло теп-ло. Спал ё-жик до вес-ны.
Бы-ла у Нас-ти кук-ла. Нас-тя зва-ла кук-лу «доч-ка». Ма-ма дала для кук-лы все, что на-до. Были у кук-лы юб-ки, коф-ты, платки, чул-ки. Бы-ли да-же щет-ки и бу-сы.
Я бы-ла ма-ла. Ма-ма да-ла мне тряп-ку, иг-лу и нит-ку. Я са-ма ши-ла се-бе сум-ку. Сум-ка бы-ла пло-ха, но я бы-ла ра-да, что са-ма сши-ла э-ту сум-ку.
У баб-ки бы-ла внуч-ка. Внуч-ка бы-ла ма-ла и все спа-ла. Баб-ка сама пек-ла хле-бы, ме-ла из-бу, мыла и ши-ла на внуч-ку. Пос-ле бабка ста-ла ста-ра. 0-на лег-ла на печ-ку и все спа-ла. Внуч-ка пекла, мы-ла и ши-ла на баб-ку.
При-шла Нас-тя из шко-лы. Дома бы-ла од-на ма-ма. Нас-тя се-ла у сто-ла, взя-ла книж-ку и проч-ла ма-ме сказ-ку. Ма-ма бы-ла ра-да.
Ва-ся и Гри-ша се-ли на лод-ку. Лод-ка бы-ла ху-да. Бы-ла ды-ра. Ста-ла лод-ка пол-на во-ды. Ва-ся, Ми-ша и Гри-ша ста-ли мок-ры и слез-ли на зем-лю.
Ва-ня нёс от-цу хлеб в по-ле. Ваня ус-тал, лёг под куст и спал. Жуч-ка на-шла хлеб и е-ла е-го.
По-шла Ка-тя ут-ром по гри-бы, взя-ла Ма-шу. Ма-ша бы-ла ма-ла. На пу-ти бы-ла реч-ка. Ка-тя взя-ла Ма-шу се-бе на спи-ну. Сня-ла чулки и по-шла по во-де. Си-ди крепче, Ма-ша, да не жми ме-ня за ше-ю. Пус-ти ру-ки, а то мне душ-но. И Ка-тя снес-ла Ма-шу.
Спа-ла кош-ка на кры-ше, сжала лап-ки. Се-ла под-ле кош-ки птич-ка. Не си-ди близ-ко, птич-ка, кош-ки хит-ры.
У Кос-ти бы-ли са-ни, у Пе-ти бы-ли лы-жи. Де-ти бы-ли на горке. Та-ня, ве-зи сан-ки. Де-ти се-ли на сан-ки и бы-ли ра-ды.
Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти на-шли гнез-до и сня-ли на зем-лю. Гля-ди, Вася, три птич-ки. Ут-ром при-шли де-ти, а гнез-до у-же бы-ло пус-то. Жал-ко бы-ло!
Жи-ли мы-ши у пру-да. Мы-ши по-шли на го-ру. На го-ре жи-ла ли-са. Ли-са бы-ла ра-да, что пришли мы-ши, е-ла сра-зу по две мыши и ста-ла жир-на.
Пе-тя и Ма-ша — гос-ти Нас-ти. 0-ни вы-шли все вме-сте за кус-ты и се-ли на тра-ву. Нас-тя взя-ла хле-ба и мас-ла. 0-ни е-ли, а пос-ле пе-ли пес-ни.
Слова в три слога
Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.
ра-бо-та, па-ру-са, му-зы-ка, ма-ши-на, ры-ба-ки, ре-зи-на, де-ре-во, ре-ше-то, бе-рё-за, у-ро-ки, у-зо-ры, у-ко-лы, у-си-ки, у-тя-та, о-ло-во, о-хо-та, о-со-ка, о-зе-ро, ко-ро-ва, во-ро-та, во-ро-на.
Задание. Прочитайте и разделите слова на слоги.
сорока, ворона, собака, машины, молоко, лошади, заводы, вагоны, сухари.
Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый, второй и третий слоги. Напишите эти слова по слуху.
каналы пузыри бумага | сапоги калоши заводы | топоры моторы соколы |
Задание. Допишите эти слова. Количество точек обозначает количество пропущенных букв.
пена.. | пиро.. | золо.. |
роди.. | мали.. | забо.. |
кури.. | кали.. | сиро.. |
Задание. Придумайте сами слова в три слога и составьте их из букв разрезной азбуки.
Чтение предложений со словами в три слога
(Эти упражнения проводятся совместно с логопедом.)
Задание. Читайте эти предложения, деля каждое слово по слогам. Спишите эти предложения.
Де-ти ре-ша-ли за-да-чи. Ма-ма ку-пи-ла су-ха-ри. Ду-ся ку-ша-ет ма-ли-ну. Па-па чи-та-ет
га-зе-ту. На-ша ро-ди-на бо-га-та. Ни-на ку-пи-ла яб-ло-ки.
Де-воч-ки на-рва-ли лан-ды-шей. Жу-рав-ли ле-те-ли ста-я-ми. По-ля-на по-кры-та
цве-та-ми. Са-дов-ник по-ли-вал по-сад-ки. Ре-бя-та ве-се-ло иг-ра-ли. Де-душ-ка ку-ша-ет
ви-но-град.
Уче-ник ку-пил ре-зин-ку. У-чи-тель ста-вит от-мет-ки. Де-душ-ка у-ро-нил та-рел-ку.
Порт-ни-ха ку-пи-ла и-гол-ки. И-горь у-бе-жал да-ле-ко.
Слова в четыре слога
Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.
са-мо-лё-ты, па-ро-во-зы, фо-на-ри-ки
че-мо-да-ны, ца-ра-пи-на, па-ро-хо-ды
то-ва-ри-щи, пи-са-те-ли, те-ле-фо-ны
Задание. Прочитайте ва на слоги.
водолазы, пароходы, водовозы
гусеница, метелица, черепаха
воробышек, жаворонок, воронёнок
Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый, второй, третий, четвертый слоги.
черёмуха, рукавицы, огороды, Серафима, Антонина, занятие, пулеметы, самолёты,
автоматы.
Задание. Допишите эти слова.
земляни.., коровуш.., кормили.., смороди.., Бурёнуш.., колхозни.., медведи..,
ударни.., молочни...
Задание. Придумайте сами или найдите в книге слова в четыре слога и запишите их по слогам.
Чтение предложений со словами в четыре слога
Задание. Читайте эти предложения, деля каждое слово по слогам. Спишите эти предложения.
На-та-ша у-ро-ни-ла та-рел-ку. Ма-лы-ши по-лу-чи-ли иг-руш-ки. Се-ре-жа на-ри-со-вал
са-мо-лё-ты. Мед-ве-ди-ца ку-па-ла мед-ве-жат. Де-воч-ки во-ди-ли хо-ро-во-ды. Маль-чи-ки
ре-ша-ли за-да-чи.
На-сту-пи-ла хо-лод-на-я зи-ма. Де-жур-ны-е о-де-ва-ли ма-лы-шей. Ба-буш-ка на-кор-ми-ла
цып-лят. На-ча-лись лет-ни-е ка-ни-ку-лы. Па-ро-хо-ды во-зи-ли то-ва-ры. Жа-во-ро-нок звон-ко
пел.
Де-жур-ны-е со-би-ра-ли тет-ра-ди. Ма-ри-на уби-ра-ла по-су-ду. Кол-хоз-ни-ца при-вез-ла
мо-ло-ко.
Бу-рё-нуш-ка—на-ша кор-ми-ли-ца. Ре-бя-та со-би-ра-ли зем-ля-ни-ку. Ре-бя-тиш-ки
пус-ка-ли ло-доч-ки.
В лесу ку-ко-ва-ла ку-куш-ка. В са-ду по-са-ди-ли смо-ро-ди-ну. На за-во-де де-ла-ют
па-ро-во-зы. На сто-ле сто-ят те-ле-фо-ны.
Чтение стихотворений и рассказов по слогам
Задание. Прочитайте эти стихи, деля каждое слово по слогам под такт.
Чу-чу-чу!
Чу-чу-чу!
Я на во-лю у-ле-чу!
— Гу-си, гу-си!
— Га-га-га!
— Есть хо-ти-те?
— Да-да-да!
Ай та-ри, та-ри, та-ри!
Куп-лю Ма-ше ян-та-ри!
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Си-дит во-рон на ду-бу!
Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,
Не кру-жи-ся на лу-гу.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
По-те-рял пас-тух тру-бу.
Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай
Бу-дет хле-ба ка-ра-вай.
Ай ба-ю, ба-ю, ба-ю,
Не ло-жи-ся на кра-ю,
При-дёт ко-тик но-че-вать,
Мо-ю до-чень-ку ка-чать!
Задание. Читайте эти стихи, отмечая каждый слог слова хлопком в ладоши.
Ра-но, ра-но по утру
Пас-ту-шок: «Ту-ру-ру-ру!»
Лю-ли, лю-ли, лю-ли,
При-ле-те-ли гу-ли,
Се-ли гу-ли на кро-вать,
Ста-ли гу-ли вор-ко-вать.
Ой, ре-бя-та, тра-ра-ра,
На дво-ре сто-ит го-ра,
А на той го-ре ду-бок,
А на ду-бе во-ро-нок!
Жи-ли у ба-бу-си
Два ве-сё-лых гу-ся.
О-дин се-рый,
Дру-гой бе-лый,
Два ве-сё-лых гу-ся.
Ко-тя, ко-тень-ка, ко-ток,
Ко-тя, се-рень-кий ло-бок.
При-ди, ми-лый, но-че-вать,
На-шу Му-роч-ку ка-чать.
Задание. Читайте эти рассказы по слогам.
ЗИ-МА
Вот и зи-ма. Ста-ли дни ко-рот-ки. Све-та ста-ло ма-ло. Вот пришли мо-ро-зы, и зи-ма
на-ста-ла.
САН-КИ
Нет у Же-ни са-нок. — Ку-пи, па-па, сан-ки. У нас го-ра, а са-нок нет. — Ну, хо-ро-шо! —
го-во-рит па-па. Па-па ку-пил Же-не хо-ро-шие са-ноч-ки. Же-ня по-бе-жал на го-ру. Ве-се-ло
Же-не.
КО-ТЯ-ТА
У на-шей кош-ки Мур-ки ко-тя-та. Ко-тя-та пи-ща-ли. Мы да-ли им мо-ло-ка. Ко-тя-та
по-е-ли, а потом ус-ну-ли. Мы на-зва-ли ко-тят: Пу-шок и Мур-зик.
ЗАЙ-ЧА-ТА
Бы-ло ле-то. А-ле-ша и Во-ва зашли в ча-щу. Тут А-ле-ша у-ви-дел зай-чат. Он быс-тро
на-крыл их плат-ком. Зай-чат при-нес-ли домой. Те-перь о-ни жи-вут в шко-ле. Там есть у-го-лок
жи-вой при-ро-ды.
В ЛЕ-СУ
Де-ло бы-ло ве-че-ром. Ва-ня шёл с де-дом по ле-су. Ста-ло тем-но. Видит Ва-ня под
де-ре-вом чер-но-е пят-но. Ва-ня по-ду-мал: «Э-то медведь», и по-лез на де-ре-во. А э-то был
пень. Пень на-пу-гал Ва-ню.
ВЕС-НА
Ста-ло теп-ло. Та-ет снег. По-тек-ли ру-чей-ки. Де-ти иг-ра-ют на дво-ре. Пус-ка-ют
ло-доч-ки из бу-ма-ги. Од-на ло-доч-ка на-мок-ла и у-то-ну-ла. Ми-ша бе-жал за сво-ей
ло-доч-кой и у-пал в лу-жу.
РОЩА
Э-то на-ша да-ча. За да-чей ду-бо-ва-я ро-ща. В э-ту ро-щу мы ходим гу-лять. Там мно-го
гри-бов. Есть и я-го-ды. О-дин раз Ли-да на-бра-ла пол-ный кув-шин ма-ли-ны.
ЩУКА
Щу-ка хо-те-ла пой-мать ле-ща. О-на ста-ла му-тить во-ду. В э-то вре-мя ры-бак за-ки-нул
сеть. Щука не ви-де-ла её в мут-ной во-де. Ры-бак пой-мал щу-ку.
МОСКВА
Мос-ква о-чень боль-шой го-род. Мно-го в Мос-кве раз-ных у-лиц. Есть у-ли-ца Ки-ро-ва,
у-ли-ца Арбат. Я жи-ву на у-ли-це Че-хо-ва. О-ко-ло нас Крас-на-я пло-щадь. 0-на о-чень
кра-си-ва.
НОВЫЕ КОНЬКИ
Па-па дал Ва-не де-нег. Он велел Ва-не ку-пить конь-ки. Конь-ки бы-ли о-чень хо-ро-ши-е.
Ва-ня надел их и по-шёл на ка-ток. Ве-се-ло бы-ло Ва-не.
Задание. Читайте эти рассказы по слогам.
ВОРОБЕЙ
Зи-мой во-ро-бей о-ко-ло до-ма. Он ест там крош-ки, кор-ки, зерна. Го-лод-но е-му зи-мой. Го-лод-но и гал-ке, и во-ро-не, и со-ро-ке. Сде-лай им кор-муш-ку. На-сы-пай в кор-муш-ку кро-шек и зе-рен. Зимой кор-ми пти-чек. О-ни ле-том бе-ре-гут на-ши са-ды и о-го-ро-ды.
ЛИСА
Зи-мой ли-са час-то хо-дит в де-рев-ню. О-на у-та-щит ку-ри-пу себе и ли-ся-там. При-бе-жит ли-са до-мой, а ли-ся-та её у-же о-жи-да-ют. Ки-нет о-на им ку-ри-цу, ся-дет ря-дом и смот-рит, как о-ни е-дят.
МЫШИ
В чу-ла-не на по-лу в са-мом углу бы-ла щель. За-лез-ли мы-ши в чу-лан. 0-ни во-зи-лись в чу-ла-не и пи-ща-ли. По-е-ли мы-ши в чу-ла-не са-ло.
Пус-ти-ли на ночь ко-та в чулан. Си-дит кот в чу-ла-не, ждет мыш-ку. Вы-бе-жа-ла мыш-ка. Кот схва-тил до-бы-чу.
КОРМУШКА
У-ви-да-ли де-ти зи-мой у школы птиц. Ки-ну-ли им крош-ки хле-ба. Пти-цы сна-ча-ла бо-я-лись, а по-том по-кле-ва-ли весь хлеб.
На дру-гой день пти-цы о-пять при-ле-те-ли. Де-ти взя-ли я-щик, по-ве-си-ли на сук и на-сы-па-ли зёрен. Вы-шла кор-муш-ка. Де-ти кор-ми-ли пти-чек до вес-ны.
ТОВАРИЩ
Ко-ля и Пе-тя ку-па-лись в реке. Пе-тя за-плыл да-ле-ко от бе-ре-га. Он ус-тал и стал то-нуть.
Ко-ля не у-мел пла-вать. Он кричал и звал на по-мощь. Ми-мо шёл Ва-ня. Он бро-сил-ся в во-ду.
Ва-ня быс-тро вы-та-щил Пе-тю на бе-рег.
ВЕРНЫЙ ДРУГ
У На-та-ши бы-ла со-ба-ка Волчок. О-ни всег-да гу-ля-ли вмес-те. О-дин ра-з На-та-ша пош-ла на реку. Вол-чок по-шел за На-та-шей. На-та-ша по-до-шла к воде. О-на хо-те-ла со-рвать цве-ток. Вол-чок си-дел на бе-ре-гу. Вдруг На-та-ша у-па-ла в во-ду и ста-ла то-нуть. Вол-чок бро-сил-ся в во-ду. Он схва-тил На-та-шу за пла-тье и по-та-щил к бе-ре-гу. Вол-чок спас На-та-шу.
ИСПУГАЛИСЬ
Две де-воч-ки и маль-чик пошли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми. А маль-чик не по-бе-жал. Он смотрел, кто э-то выс-ко-чил. А э-то был за-яц.
ЩЕНОК
Шла Та-ня из шко-лы. На до-роге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Га-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ло-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Щенок при-вык к Та-не.
Та-ня за-бо-ти-лась о нём.
МЫШКИ
Со-бра-лись мыш-ки у нор-ки. Мыш-ки бы-ли ста-ры-е и мо-ло-ды-е. Ле-жит на по-лу су-харь.
Пры-га-ют мыш-ки, во-зят-ся. Не мо-гут о-ни су-харь в нор-ку у-та-щить. Не ле-зет су-харь в норку. При-ду-ма-ли мыш-ки, как у-та-щить су-харь. От-грыз-ла од-на мыш-ка ку-со-чек су-ха-ря и у-нес-ла в нор-ку. Так сде-ла-ли и другие мыш-ки. Пе-ре-нес-ли о-ни весь су-харь в нор-ку.
КОРОВА И ВОЛК
Де-воч-ка пас-ла о-ко-ло ов-ра-га ко-ро-ву с те-лен-ком. Вдруг из ов-ра-га вы-ско-чил волк.
Он хо-тел схва-тить те-лен-ка. Но ко-ро-ва не да-ла те-лен-ка. О-на при-жа-ла те-лен-ка и де-воч-ку к де-ре-ву. Ко-ро-ва под-ста-ви-ла вол-ку ро-га и гром-ко за-мы-ча-ла.
Не-да-ле-ко лю-ди ко-си-ли траву. О-ни ус-лы-ха-ли ко-ро-ву, при-бе-жа-ли и про-гна-ли вол-ка.
ЗВЕРИ В ЛЕСУ
В ле-су жи-вут раз-ные зве-ри: волк, мед-ведь, ли-са, за-яц, белка. Мед-ведь ест мя-со и я-го-ды. Он лю-бит и мёд. Зи-мой он спит в бер-ло-ге.
Волк ест мя-со. Он тас-ка-ет телят и о-вец. В ле-су он ло-вит зайцев и дру-гих зве-рей.
Ли-са о-чень хит-ра-я. О-на ловит зай-цев и тас-ка-ет кур.
Бел-ка жи-вёт на де-ре-ве в дупле. О-на гры-зёт о-ре-хи.
Заяц — сла-бый зве-рёк. Е-го спа-са-ют но-ги и слух. Зи-мой заяц гло-жет ко-ру де-ревь-ев.
НА ЛЫЖАХ
Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па купил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лыжи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с горы. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сразу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся.
До-мой Ми-ша при-е-хал на лыжах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.
ДЕНЬ ШКОЛЬНИКА
Ут-ром я вста-ю ра-но. Я де-ла-ю за-ряд-ку, у-мы-ва-юсь и зав-тра-ка-ю. По-том со-би-ра-ю кни-ги и и-ду в шко-лу.
В шко-ле я чи-та-ю, пи-шу и ре-ша-ю за-да-чи. Из шко-лы я и-ду до-мой. До-ма я о-бе-да-ю, по-том и-ду гу-лять с то-ва-ри-ща-ми. В пять ча-сов я го-тов-лю у-ро-ки. Пос-ле у-ро-ков чи-та-ю кни-ги, иг-ра-ю в шаш-ки. В де-вять ча-сов я ло-жусь спать.
СИНИЧКА
Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К окну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.
СОБАКА-САНИТАР
О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е была сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-ре-вя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.
Ра-не-ный был спа-сён.
МАЛЫШИ
Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.
До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку я су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.
ЗЛОЙ МАЛЬЧИК
Во-ло-дя был на дво-ре. Со-ба-ка Жуч-ка грыз-ла у крыль-ца кость. Во-ло-дя стал от-ни-мать у не-е кость. Жуч-ка за-вор-ча-ла. Во-ло-дя взял пал-ку и бро-сил в Жуч-ку. Жуч-ка вско-чи-ла и у-ку-си-ла Во-ло-де но-гу. Во-ло-дя за-кри-чал и по-бе-жал до-мой к ма-м
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!