Ров — рёв      лепит — лепить град — гряды — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ров — рёв      лепит — лепить град — гряды

2022-11-24 36
Ров — рёв      лепит — лепить град — гряды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проработав материал по выделению гласных, пе­реходим к дифференциации твердых и мягких соглас­ных, стоящих перед йотированными гласными, что является для дисграфиков также затруднительным. Примеры ошибок:

              дядя — дада       тётя — тота  Ваня— Вана   Люба — Луба

 

Методические приемы работы по дифференциа­ции ая, о—ё, ую мы рекомендуем следующие:

1) Найти в предложении слова с буквами ая, о—ё, ую и выписать эти слова в отдельные столбики.

2) Списать предложения и подчеркнуть указан­ные буквы одной или двумя черточками.

3) Придумать слова с указанными буквами и за­писать их.

 

Для закрепления пройденного материала по диф­ференциации а—я, у—ю, оё проводим упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Дают­ся следующие задания:

1) Вставить одну из указанных в задании букв (а—я, оё, у—ю) устно.

2) Списать и вставить одну из этих букв.

3) Составить из разрезанной азбуки слова, встав­ляя пропущенную букву, с последующей за­писью.

 

Такая же работа проводится на материале предло­жений.

Дальше дается материал с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.

К тексту предложений с пропущенным словом да­ются слова для справок.

С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных корот­ких заданий, как-то:

1) Дописывание слов.

2) Списывание слов по определенному заданию.

3) Выписывание слов с определенным заданием.

4) Списывание слов с делением на слоги.

5) Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).

6) Списывание с подчеркиванием букв или слов.

7) Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.             

8) Письмо по слуху.

9) Письмо по картинке.

 

С раздела пятого дается материал для диктантов. Эти диктанты в начале работы рекомендуем прово­дить с предварительным звуковым анализом. В конце работы нужно проводить контрольные диктанты без звукового анализа.

Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схеме следующим образом.

1) Сосчитать, сколько в предложении слов, и по­ставить столько же черточек.

2) Разделить слова на слоги и поставить столько же черточек.

3) Сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

                           Лена мыла руки

                           _____ _____ _____

                           __ __ __ __ __ __

                          ............

 

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими дик­танта.

После диктантов ученики переходят к самостоя­тельному письму по картинкам. Предварительно уче­ник составляет рассказ по картинке устно. Этот вид работы обогащает словарь ученика и приучает его к логическому изложению мысли.

Во второй части книги помещен материал для де­тей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.

Для преодоления затруднений такого порядка мы ввели следующую методику работы:

1) Вырезывание из бумаги смешиваемых пись­менных букв и сравнение их начертания.

2) Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами.

3) Выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики.

4) Списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами.

5) Подписи под картинками, в названии которых имеются смешиваемые буквы.

6) Вписывание этих букв в деформированный текст.

7) Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

 

В конце книги дан материал для преодоления тех форм аграмматизма, которые наиболее часто встреча­ются у детей с поздним развитием речи.

1) Выпадение в предложении союзов и пред­логов.

2) Неумение согласовать слова в предложение, например;

                                Вова сидит стул.

                                Мячик лежит диван.

3) Упражнения в употреблении рода и числа.

 

Для выправления этих недостатков приводим большой материал в следующей методической разра­ботке:

1) Списывание и подчеркивание слов с предло­гами.

2) Дописывание предложений словами с предло­гами.

3) Придумывание предложений с указанным предлогом.

4) Вставка нужного предлога в деформированном тексте.

5) Составление предложений с предлогом по кар­тинкам.

6) Чтение и пересказ небольших рассказов, выпи­сывание из текста этих рассказов слов с пред­логами.

7) Упражнения в правильном употребление и числа.

 

В конце книги приложена карта обследования ученика, методические указания и практический материал для проведения обследования.

Эта карта поможет выявить все стороны развития ребенка и те дефекты, над которыми логопеду придется работать для их устранения.

Даются также в приложении карточки-слоги и разрезная азбука.

 

Часть первая

                                        Развитие фонематического слуха

Раздел первый

Устный анализ предложений по словам

 

Задание. Составьте предложения по этим картинкам. (см. листы.)

 

                                    Анализ предложений в два слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

            Маша мала.      Дима играет.         Маша упала.

            Папа устал.      Мама шила.           Папа лежит.

            Нина спала.      Мама читает.        Кот спит.

            Дома тихо.       Настала ночь.        Мышки играют.

 

Задание. Укажите первое и второе сло­во в предложении.

        Лето прошло.      Дует ветер.               Листья упали.

        Идёт дождь.        Наступила осень.      Птицы улетают.

 

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

           Мальчик сидит.               Маша играет.

                   Мама....                       Лида....

                   Кошка....                     Миша....

                   Белка....                       Зайка....

                   Собака....                     Рыбка....

 

Задание. Составьте предложения в два слова по данному образцу.

               Мальчик пишет.           Сима рисует.

                    … поёт.                          … читает.

                    … играет.                       … прыгает.

                    … учится.                      … упала.

 

Задание. Придумайте предложения в два слова.

    

                                     Анализ предложений в три слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Сима читает книгу. Мама варит суп. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. Валя ест кашу. Папа пилит дрова. Маша делает уроки. Девочка моет посуду.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Вот наша школа. Таня читает книгу. Сима рисует дом. Ученик отвечает урок. Петя ловит мяч. Боря рисует яблоко. Наш город большой. Москва — любимый город.

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

                                                              Юра держит шар.

Юра держит.... Ваня купил.... Женя решил.... Зина собирает.... Витя собирает....

Люба метёт.... Нина кушает.... Собака грызёт....

                                                            Таня ловит мячик.

Таня ловит.... Яша бросил.... Папа пишет.... Дедушка пьёт.... Волк унёс....

Корова пьёт.... Лошадь везёт.... Курица снесла....

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

                                                             Дети пускают лодочки.

... купила книгу.... наряжает куклу.  ... поймал птичку.    ... купил рыбок.  

... стирает бельё. ... шьёт платье.        ... пошла гулять.     ... любит мороженое.

Задание. Придумайте предложения в три слова.

                                    Анализ предложений в четыре слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Папа купил Вове лыжи. Мама дала детям чаю. Таня несла ведро воды. Петя купил большой мяч. Ира шила кукле платье. Я читала интересную сказку. Дети нашли много грибов. Миша нашёл гнездо птички. Гнездо птички было пустое.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Дети сделали птичкам кормушку. Зима была очень холодная. Коля насыпал птичкам зёрен. Птички жадно клевали зёрна.

Задание. Составьте предложения в че­тыре слова по данному об­разцу.

                                       Мышка очень боится кошки.

Дима хочет быть....         Шура выучил новое....          Лена нарвала много....

Дети пели весёлые....      Дети любят слушать....         Лётчик поднялся очень ….

 

Задание. Составьте предложения в че­тыре слова по данному об­разцу.

                                               Я хорошо выучил урок.

... рано ложусь спать.                   ... подарила Кате куклу.             ... купила голубую ленту.

... надела красный бант.               ... купил цветные карандаши.   ... нарисовала серого зайку.

... слушаю бабушкины сказки.    ... очень люблю бабушку.

 

Задание. Придумайте предложения в четыре слова.

Раздел второй

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Задание. Прослушайте эти слова и разделите по слогам, одно­временно хлопая в ладоши.

ма – ма      Ма – ша     Ле – на

ле – то       па – па        Ди – на

Зи – на       ре – па        Бу – сы

ду – бы       го – ра        ры – ба            

Задание. Читайте и разделите слова на слоги.

Лиза Лида Нина
баба мыши мыло
гуси сани мука

 

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги. Напишите эти слова по слуху.

      Совы, вата, сани, сало, кино, кони, ноги, маки, Миша, раки, рама, косы.

Задание. Допишите эти слова.

ра.. Са.. ку.. ла.
во.. но.. шу.. Во.
со.. гу.. жу.. Зи.

 

Задание. Придумайте сами слова в два слога.

                                                  Игровой материал

 

Задание. Логопед называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добав­ляет второй слог и указывает названную картинку. Потом ученик называет первый слог по картинке, а логопед до­бавляет второй слог.

Примерные картинки: лодка, слива, замок, гуси.

 

Задание. Логопед или ученик называет первый слог задуманного им слова, остальные ученики по очереди заканчивают это слово.

Образец: Бу-сы. Шу-ра. Зу-бы.

 

Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.

И- ра       у-сы      о-сы

и-ва         у-хо       О-ля

 

Задание. Прочитайте эти слова и разделите на слоги.

Ура, оса, Аня, имя, Ася, Аля.

 

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги.

       Уши, это, бои, ухо, эхо, она.

 

Задание. Напишите эти слова по слуху с разделением на слоги и без разделения.

     Мама, Паша, каша, мало, сады, вазы, козы, рама, мыло, рана, бусы, мука, мухи, вата,

сало, баба, Вова, сани, шары, Шура, игры, ухо, усы, осы, ура, куры, лапа, рыба.

 

                                                   Слова в один слог

 

Задание. Прочитайте эти слова.

       Лес, мох, дом, кол, пол, сор, сын, шар, сом, рак, рот, суп, бок, бык, шум, зал.

 

Задание. Напишите эти слова по слуху.

  Лом, сук, сок, сыр, душ, пар, жук, сон, мох, пух, кот, ком, мак, лак, сыр, рис.

Задание. Назовите картинку и скажите, из скольких слогов состоит каждое слово.

   Примерные картинки: рак, жук, гусь, мак.

 

                                        Составление слов из слогов

 

                          РЯ

БО                     БА

                          КИ

 

                          ЗЫ

ВО                    ДА

                          ЛЫ

 

                          СИ

ГУ                     ЩА

                          БЫ

 

                          ША

КА                    ТЯ

                          ПА

 

                          КИ

МА                   ША

                          МА

 

                          РЯ

БУ                     СЫ

                          ДУ

 

                          РЯ

ВА                    НЯ

                          ЗА

 

                          ЛЯ

ГА                     ГА

                          НЯ

 

                          ЖА

КО                    СЫ

                          НИ

 

                          КИ

ЛА                    ПА

                                             РА

 

Задание. Прочитайте слова из этих слогов.

ТО

ТА

МА                      НЯ

ПА

ВА

СА

ТО

КО

ПО                     ЛЯ

О

ЛЁ

МИ

 

ВИ

МИ

ПЕ                    ТЯ

КА

МО

 

Задание. Прочитайте словаиз этих слогов. Запишите их.

БОР

            ЗА    ВОД

СОВ

 

ЗЕЛ

            КО   ВЕР

ТЕЛ

 

ЛАК

            КУ   СОК

РОК

 

ШАДЬ

            ЛО   ТОК

КОТЬ

 

ГАЖ

            БА   ТОН

РАН

 

СЕЛЬ

             КИ  СЕТ

ТАЙ

 

ТОК

             МО РОЗ

ТОР

 

КАТ

             ЗА   МОК

ЖИМ

 

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.

ви - но, лы, сок, жу, дал, сел

за - вод, бор, сов, кат, был, выл, бил

ки - но, ло, ты, нул, вал, дал

но - ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи

по - ра, жар, вар, пал, гас, шёл

ра - ма, на, ки, да, но

шу - ба, ми, ты, тил

со - да, ва, ты, кол, вет

 А - ля, ся, ня

 и - ва, ду

 я - ма, корь

 о - сы, са, си, ба, жог, вод, мут

                 у - рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин.

Задание. К данным слогам приставьте второй слог, чтобы получились слова. Запишите их.

па – рад, ром, рус

ша – тёр, лаш, лун

пе – тух, нал, сок, пел, карь

та – нец, бун, бор, зик

ка – пор, лач, ток, мень

мо – лот, роз, ток, тор

са – пог, лат, хар, дик

ве – ник, нок, тер

но – сок, мер, жик

бу – тон, кет, фет

ку – сок, лак, рок

го – рох, лод, лос, ра

 

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.

тра

дро

сло                  ва

кан

 

бан

бел

кош                 ка

бул

 

лип

гор

сан                    ки

дет

 

гла

гро                    за

сле

 

май

лей                     ка

кор

 

мой

бей                     те

стой

 

клю

лёт

паль                    чик

маль

 

бан

бин

фан                      тик

пру

 

                                  Складывание слов из слогов-карточек

                                                              (основной материал дан в конце книги в приложении)

 

Задания.

1. Разделите по слуху данное логопедом слово на слоги.

2. Найдите на карточке сначала первый слог, потом второй.

3. Сложите слоги вместе и прочитайте слово.

4. Запишите слово по слогам.

       сало -                  

са ло

      соты, сума, сено, сито, сыро, лапа, лото, луна, лыжи, липа, лето, народ, песок, невод, номер, ножик, Тарас, товар, тулуп, тесто, топор, капли, кошка, кукла, кегли, кишки, канва, козлы, кусты, кисти, киска, горшок, башмак, столик, платок, мостик, ключик, кустик, кружок, листик, кувшин, старик, прилёт, хлопок, крючок.

           

                       Чтение предложений со словами в два слога

Задание. Читайте эти предложения, деля каждое слово по слогам. Спишите эти предложения.

  Бы-ло ле-то. Ма-ма уш-ла. На-ши но-ги. Са-ни но-вы. Де-ти сы-ты. Та-ня ра-да. Де-ти пе-ли.

Де-ти до-ма. Мы-ли ру-ки. Ве-зи са-ни. Ма-ма до-ма. Чи-жи пе-ли. Ва-ля ши-ла. Пи-ла ту-па.

Гу-си бе-лы. Си-ди ти-хо. Зи-на се-ла. Мы-ши се-ры. Ма-ма ве-ла Ма-шу. Те-тя да-ла са-ла. Ва-не

да-ли мы-ло. Ут-ки пи-ли во-ду. Ут-ро бы-ло яс-но. Ве-ра мы-ла ли-цо. Ту-чи бы-ли се-ры. Се-но

бы-ло су-хо. Ва-ля мы-ла ру-ки. На-ша Га-ля ум-на. Ня-ня мы-ла Ни-ну. Де-ти бы-ли до-ма.

Си-ма, не-си пи-лу. Ко-ля, бе-ри лы-жи. Ю-ра у-пал. Ю-ла ма-ла. 0-ля ма-ла. Я-ша ге-рой. А-ля

пе-ла. Я-ма пус-та. Ва-ся пи-лит. Ли-да во-дит. Гу-си ши-пят. Мы-ши пи-щат. Пе-тя ма-лыш.

Да-ча пус-та. Ко-ля ус-нул. Со-ня пи-шет. Ли-са бе-жит. Ви-тя ша-лит. Же-ня ле-пит. Пе-ром

пи-шут. Па-па ус-тал. Де-ти бе-гут.

 

                                            Чтение рассказов по слогам

Задание. Читайте эти рассказы, деля каждое слово по слогам. Спи­шите эти рассказы, разделяя слова на слоги.

Ка-те да-ли мы-ло. О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю. Ру-ки, ли-цо и ше-я бы-ли бе-лы.

Па-па до-ма и Ви-тя до-ма. Не шу-ми, Ви-тя, не бу-ди па-пу, а си­ди ти-хо. Лю-би, Ви-тя, па-пу.

В са-ду бы-ли ма-ки. Ка-тя и Лю-ба ли-ли во-ду на ма-ки. Ма-ма, бе-ри ма-ки. Э-то на-ши ма-ки.

Ни-на и Во-ва бы-ли до-ма. По­ни ма-лы. И ма-ма бы-ла до-ма. А па-пы до-ма не-ту.

Ма-ма ши-ла шу-бу Ка-те, а у Ва-ни шу-бы не-ту. Ма-ма, ку-пи шу-бу Ва-не.

Я ве-ду Та-ню за ру-ку. О-на е-щё ма-ла и но-ги Та-ни ма-лы. И-ди, Та-ня, ти-хо.

Си-ма, Зи-на и Ли-да бы-ли до-ма. Бы-ло ки-но. Де-ти се-ли ти-хо. Ва-ня, не шу-ми, си-ди ти-хо.

У ре-ки сы-ро. Пе-тя и Во-ва бы-ли у ре-ки. Не си-ди у ре-ки. Там сы-ро.

Де-ти бы-ли на лу-гу. На лу-гу бы-ло се-но. Ми-ша, бе-ри ви-лы, не-си се-но в ку-чу. Ку-ча бы-ла

не ма-ла.

Та-ня, ку-пи мы-ла, му-ки, лу-ку и со-ли. До-ма не-ту со-ли. Та-ня ма-ме мы-ло, му-ку и со-ли.

Тё-тя да-ла Ва-ре мё-ду. Ве-ра са-ма е-ла ма-ло мё-ду, а да-ла мё­ду Ми-ше, Ва-се и Ка-те. Де-ти

бы­ли ра-ды.

Ва-ся нёс ры-бу ма-ме. Ма-ма, ва-ри ры-бу. Ма-ма да-ла у-хи Ми­ше, Ва-се и Ка-те. Де-ти е-ли

у-ху и бы-ли сы-ты.

Ко-ни бы-ли на лу-гу. Ко-ни е-ли се-но. Па-ша, го-ни ко-ня. Э-то се-но на зи-му.

У до-ма бы-ла лу-жа. На лу-жу се-ли гу-си. Гу-си бы-ли се-ры.

У Са-ши на ли-це са-жа. Ма-ма мы-ла ли-цо Са-ши. Не бе-ри, Са­ша, са-жу и не ша-ли. У ма-мы

не ма-ло де-ла.

У нас до-ма жи-ли мы-ши. Мы­ши е-ли сыр и са-ло. Зо-ви, Ми-тя, ко-та. Кот сел на по-лу у ще-ли.

Ма-ма и де-ти у-шли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба.

Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош­ка Мур-ка сы-та, а нам ры-бы нет.

Жил в ле-су ё-жик. Ле-том ё-жик мно-го ел и был сыт. Зи-мой нет е-ды ё-жи-ку. Сде-лал е-жик к зи-ме но-ру. В но-ре ё-жи-ку бы-ло теп-ло. Спал ё-жик до вес-ны.

Бы-ла у Нас-ти кук-ла. Нас-тя зва-ла кук-лу «доч-ка». Ма-ма да­ла для кук-лы все, что на-до. Бы­ли у кук-лы юб-ки, коф-ты, плат­ки, чул-ки. Бы-ли да-же щет-ки и бу-сы.

Я бы-ла ма-ла. Ма-ма да-ла мне тряп-ку, иг-лу и нит-ку. Я са-ма ши-ла се-бе сум-ку. Сум-ка    бы-ла пло-ха, но я бы-ла ра-да, что са-ма сши-ла э-ту сум-ку.

У баб-ки бы-ла внуч-ка. Внуч-ка бы-ла ма-ла и все спа-ла. Баб-ка са­ма пек-ла хле-бы, ме-ла    из-бу, мы­ла и ши-ла на внуч-ку. Пос-ле баб­ка ста-ла ста-ра. 0-на лег-ла на печ-ку и все спа-ла.     Внуч-ка пек­ла, мы-ла и ши-ла на баб-ку.

При-шла Нас-тя из шко-лы. До­ма бы-ла од-на ма-ма. Нас-тя се-ла у сто-ла, взя-ла книж-ку и проч-ла ма-ме сказ-ку. Ма-ма бы-ла ра-да.

Ва-ся и Гри-ша се-ли на лод-ку. Лод-ка бы-ла ху-да. Бы-ла ды-ра. Ста-ла лод-ка пол-на во-ды. Ва-ся, Ми-ша и Гри-ша ста-ли мок-ры и слез-ли на зем-лю.

Ва-ня нёс от-цу хлеб в по-ле. Ва­ня ус-тал, лёг под куст и спал. Жуч-ка на-шла хлеб и е-ла е-го.

По-шла Ка-тя ут-ром по гри-бы, взя-ла Ма-шу. Ма-ша бы-ла ма-ла. На пу-ти бы-ла реч-ка. Ка-тя взя-ла Ма-шу се-бе на спи-ну. Сня-ла чул­ки и по-шла по во-де. Си-ди креп­че, Ма-ша, да не жми    ме-ня за ше-ю. Пус-ти ру-ки, а то мне душ-но. И Ка-тя снес-ла Ма-шу.

Спа-ла кош-ка на кры-ше, сжа­ла лап-ки. Се-ла под-ле кош-ки птич-ка. Не си-ди близ-ко, птич-ка, кош-ки хит-ры.

У Кос-ти бы-ли са-ни, у Пе-ти бы-ли лы-жи. Де-ти бы-ли на гор­ке. Та-ня, ве-зи сан-ки. Де-ти  се-ли на сан-ки и бы-ли ра-ды.

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти на-шли гнез-до и сня-ли на зем-лю. Гля-ди, Вася, три птич-ки. Ут-ром при-шли де-ти, а гнез-до у-же бы-ло пус-то. Жал-ко бы-ло!

Жи-ли мы-ши у пру-да. Мы-ши по-шли на го-ру. На го-ре жи-ла ли-са. Ли-са бы-ла ра-да, что при­шли мы-ши, е-ла сра-зу по две мы­ши и ста-ла жир-на.

Пе-тя и Ма-ша — гос-ти Нас-ти. 0-ни вы-шли все вме-сте за кус-ты и се-ли на тра-ву. Нас-тя  взя-ла хле-ба и мас-ла. 0-ни е-ли, а пос-ле пе-ли пес-ни.

 

                                             Слова в три слога

Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.

ра-бо-та, па-ру-са, му-зы-ка, ма-ши-на, ры-ба-ки, ре-зи-на, де-ре-во, ре-ше-то, бе-рё-за, у-ро-ки, у-зо-ры, у-ко-лы, у-си-ки, у-тя-та, о-ло-во, о-хо-та, о-со-ка, о-зе-ро, ко-ро-ва, во-ро-та, во-ро-на.

Задание. Прочитайте и разделите сло­ва на слоги.

сорока, ворона, собака, машины, молоко, лошади, заводы, вагоны, сухари.

Задание. Прослушайте эти слова и на­зовите первый, второй и тре­тий слоги. Напишите эти сло­ва по слуху.

каналы пузыри бумага сапоги калоши заводы топоры моторы соколы

Задание. Допишите эти слова. Количе­ство точек обозначает коли­чество пропущенных букв.

пена.. пиро.. золо..
роди.. мали.. забо..
кури.. кали.. сиро..

 

Задание. Придумайте сами слова в три слога и составьте их из букв разрезной азбуки.

 

                            Чтение предложений со словами в три слога

                                                      (Эти упражнения проводятся совместно с логопедом.)

 

Задание. Читайте эти предложения, деля каждое слово по слогам. Спишите эти предложения.

    Де-ти ре-ша-ли за-да-чи. Ма-ма ку-пи-ла су-ха-ри. Ду-ся ку-ша-ет ма-ли-ну. Па-па чи-та-ет 

га-зе-ту. На-ша ро-ди-на бо-га-та. Ни-на ку-пи-ла яб-ло-ки.

    Де-воч-ки на-рва-ли лан-ды-шей. Жу-рав-ли ле-те-ли ста-я-ми. По-ля-на по-кры-та               

цве-та-ми. Са-дов-ник по-ли-вал по-сад-ки. Ре-бя-та ве-се-ло иг-ра-ли. Де-душ-ка ку-ша-ет          

ви-но-град.

    Уче-ник ку-пил ре-зин-ку. У-чи-тель ста-вит от-мет-ки. Де-душ-ка у-ро-нил та-рел-ку.

Порт-ни-ха ку-пи-ла и-гол-ки. И-горь у-бе-жал да-ле-ко.

                                                  Слова в четыре слога

 

Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.

са-мо-лё-ты, па-ро-во-зы, фо-на-ри-ки

че-мо-да-ны, ца-ра-пи-на, па-ро-хо-ды

то-ва-ри-щи, пи-са-те-ли, те-ле-фо-ны

 

Задание. Прочитайте ва на слоги.

водолазы, пароходы, водовозы

гусеница, метелица, черепаха

воробышек, жаворонок, воронёнок

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый, второй, третий, четвертый слоги.

   черёмуха, рукавицы, огороды, Серафима, Антонина, занятие, пулеметы, самолёты,   

автоматы.

 

Задание. Допишите эти слова.

земляни.., коровуш.., кормили.., смороди.., Бурёнуш.., колхозни.., медведи.., 

ударни.., молочни...

Задание. Придумайте сами или най­дите в книге слова в четыре слога и запишите их по слогам.

 

                       Чтение предложений со словами в четыре слога

 

Задание. Читайте эти предложения, деля каждое слово по слогам. Спишите эти предложения.

    На-та-ша у-ро-ни-ла та-рел-ку. Ма-лы-ши по-лу-чи-ли иг-руш-ки. Се-ре-жа на-ри-со-вал

са-мо-лё-ты. Мед-ве-ди-ца ку-па-ла мед-ве-жат. Де-воч-ки во-ди-ли хо-ро-во-ды. Маль-чи-ки

ре-ша-ли за-да-чи.

    На-сту-пи-ла хо-лод-на-я зи-ма. Де-жур-ны-е о-де-ва-ли ма-лы-шей. Ба-буш-ка на-кор-ми-ла

цып-лят. На-ча-лись лет-ни-е ка-ни-ку-лы. Па-ро-хо-ды во-зи-ли то-ва-ры. Жа-во-ро-нок звон-ко

пел.

     Де-жур-ны-е со-би-ра-ли тет-ра-ди. Ма-ри-на уби-ра-ла по-су-ду. Кол-хоз-ни-ца при-вез-ла

мо-ло-ко.

     Бу-рё-нуш-ка—на-ша кор-ми-ли-ца. Ре-бя-та со-би-ра-ли зем-ля-ни-ку. Ре-бя-тиш-ки

пус-ка-ли ло-доч-ки.

     В лесу ку-ко-ва-ла ку-куш-ка. В са-ду по-са-ди-ли смо-ро-ди-ну. На за-во-де де-ла-ют

па-ро-во-зы. На сто-ле сто-ят те-ле-фо-ны.

                            Чтение стихотворений и рассказов по слогам

 

Задание. Прочитайте эти стихи, деля каждое слово по слогам под такт.

Чу-чу-чу!

Чу-чу-чу!

Я на во-лю у-ле-чу!

 

— Гу-си, гу-си!

— Га-га-га!

— Есть хо-ти-те?

— Да-да-да!

 

Ай та-ри, та-ри, та-ри!

Куп-лю Ма-ше ян-та-ри!

 

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Си-дит во-рон на ду-бу!

 

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,

Не кру-жи-ся на лу-гу.

 

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

По-те-рял пас-тух тру-бу.

 

Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай

Бу-дет хле-ба ка-ра-вай.

 

Ай ба-ю, ба-ю, ба-ю,

Не ло-жи-ся на кра-ю,

При-дёт ко-тик но-че-вать,

Мо-ю до-чень-ку ка-чать!

Задание. Читайте эти стихи, отмечая каждый слог слова хлопком в ладоши.

Ра-но, ра-но по утру

Пас-ту-шок: «Ту-ру-ру-ру!»

Лю-ли, лю-ли, лю-ли,

При-ле-те-ли гу-ли,

Се-ли гу-ли на кро-вать,

Ста-ли гу-ли вор-ко-вать.

 

Ой, ре-бя-та, тра-ра-ра,

На дво-ре сто-ит го-ра,

А на той го-ре ду-бок,

А на ду-бе во-ро-нок!

 

Жи-ли у ба-бу-си

Два ве-сё-лых гу-ся.

О-дин се-рый,

Дру-гой бе-лый,

Два ве-сё-лых гу-ся.

 

Ко-тя, ко-тень-ка, ко-ток,

Ко-тя, се-рень-кий ло-бок.

При-ди, ми-лый, но-че-вать,

На-шу Му-роч-ку ка-чать.

Задание. Читайте эти рассказы по слогам.

                                                                     ЗИ-МА

Вот и зи-ма. Ста-ли дни ко-рот-ки. Све-та ста-ло ма-ло. Вот при­шли мо-ро-зы, и зи-ма

на-ста-ла.

                                                                     САН-КИ

Нет у Же-ни са-нок. — Ку-пи, па-па, сан-ки. У нас го-ра, а са-нок нет. — Ну, хо-ро-шо! —

го-во-рит па-па. Па-па ку-пил Же-не хо-ро-шие са-ноч-ки. Же-ня по-бе-жал на го-ру. Ве-се-ло

Же-не.

                                                                     КО-ТЯ-ТА

У на-шей кош-ки Мур-ки ко-тя-та. Ко-тя-та пи-ща-ли. Мы да-ли им мо-ло-ка. Ко-тя-та

по-е-ли, а по­том ус-ну-ли. Мы на-зва-ли ко-тят: Пу-шок и Мур-зик.

                                                                     ЗАЙ-ЧА-ТА

  Бы-ло ле-то. А-ле-ша и Во-ва за­шли в ча-щу. Тут А-ле-ша у-ви-дел зай-чат. Он быс-тро        

на-крыл их плат-ком. Зай-чат при-нес-ли до­мой. Те-перь о-ни жи-вут в шко-ле. Там есть у-го-лок  

жи-вой при-ро-ды.

                                                                          В ЛЕ-СУ

  Де-ло бы-ло ве-че-ром. Ва-ня шёл с де-дом по ле-су. Ста-ло тем-но. Ви­дит Ва-ня под            

де-ре-вом чер-но-е пят-но. Ва-ня по-ду-мал: «Э-то мед­ведь», и по-лез на де-ре-во. А э-то был

пень. Пень на-пу-гал Ва-ню.

                                                                          ВЕС-НА

   Ста-ло теп-ло. Та-ет снег. По-тек-ли ру-чей-ки. Де-ти иг-ра-ют на дво-ре. Пус-ка-ют            

ло-доч-ки из бу-ма-ги. Од-на ло-доч-ка на-мок-ла и у-то-ну-ла. Ми-ша бе-жал за сво-ей 

ло-доч-кой и у-пал в лу-жу.

                                                                            РОЩА

    Э-то на-ша да-ча. За да-чей ду-бо-ва-я ро-ща. В э-ту ро-щу мы хо­дим гу-лять. Там мно-го

гри-бов. Есть и я-го-ды. О-дин раз Ли-да на-бра-ла пол-ный кув-шин ма-ли-ны.

                                                                             ЩУКА

    Щу-ка хо-те-ла пой-мать ле-ща. О-на ста-ла му-тить во-ду. В э-то вре-мя ры-бак за-ки-нул

сеть. Щу­ка не ви-де-ла её в мут-ной во-де. Ры-бак пой-мал щу-ку.

                                                                           МОСКВА

    Мос-ква о-чень боль-шой го-род. Мно-го в Мос-кве раз-ных у-лиц. Есть у-ли-ца Ки-ро-ва,

у-ли-ца Ар­бат. Я жи-ву на у-ли-це Че-хо-ва. О-ко-ло нас Крас-на-я пло-щадь. 0-на о-чень            

кра-си-ва.

                                                                     НОВЫЕ КОНЬКИ

     Па-па дал Ва-не де-нег. Он ве­лел Ва-не ку-пить конь-ки. Конь-ки бы-ли о-чень хо-ро-ши-е.

Ва-ня на­дел их и по-шёл на ка-ток. Ве-се-ло бы-ло Ва-не.

Задание. Читайте эти рассказы по слогам.

                                                                       ВОРОБЕЙ

Зи-мой во-ро-бей о-ко-ло до-ма. Он ест там крош-ки, кор-ки, зер­на. Го-лод-но е-му зи-мой. Го-лод-но и гал-ке, и во-ро-не, и со-ро-ке. Сде-лай им кор-муш-ку. На-сы-пай в кор-муш-ку кро-шек и зе-рен. Зи­мой кор-ми пти-чек. О-ни ле-том бе-ре-гут на-ши са-ды и о-го-ро-ды.

                                                                 ЛИСА

Зи-мой ли-са час-то хо-дит в де-рев-ню. О-на у-та-щит ку-ри-пу се­бе и ли-ся-там. При-бе-жит ли-са до-мой, а ли-ся-та её у-же о-жи-да-ют. Ки-нет о-на им ку-ри-цу, ся-дет ря-дом и смот-рит, как о-ни е-дят.

                                                                МЫШИ

В чу-ла-не на по-лу в са-мом уг­лу бы-ла щель. За-лез-ли мы-ши в чу-лан. 0-ни во-зи-лись в чу-ла-не и пи-ща-ли. По-е-ли мы-ши в чу-ла-не са-ло.

Пус-ти-ли на ночь ко-та в чу­лан. Си-дит кот в чу-ла-не, ждет мыш-ку. Вы-бе-жа-ла мыш-ка. Кот схва-тил до-бы-чу.

                                                             КОРМУШКА

У-ви-да-ли де-ти зи-мой у шко­лы птиц. Ки-ну-ли им крош-ки хле-ба. Пти-цы сна-ча-ла бо-я-лись, а по-том по-кле-ва-ли весь хлеб.

На дру-гой день пти-цы о-пять при-ле-те-ли. Де-ти взя-ли я-щик, по-ве-си-ли на сук и на-сы-па-ли зё­рен. Вы-шла кор-муш-ка. Де-ти кор-ми-ли пти-чек до вес-ны.

                                                                   ТОВАРИЩ

Ко-ля и Пе-тя ку-па-лись в ре­ке. Пе-тя за-плыл да-ле-ко от бе-ре-га. Он ус-тал и стал то-нуть.

Ко-ля не у-мел пла-вать. Он кри­чал и звал на по-мощь. Ми-мо шёл Ва-ня. Он бро-сил-ся в во-ду.

Ва-ня быс-тро вы-та-щил Пе-тю на бе-рег.

                                                                 ВЕРНЫЙ ДРУГ

У На-та-ши бы-ла со-ба-ка Вол­чок. О-ни всег-да гу-ля-ли вмес-те. О-дин ра-з На-та-ша пош-ла на ре­ку. Вол-чок по-шел за На-та-шей. На-та-ша по-до-шла к воде. О-на хо-те-ла со-рвать цве-ток. Вол-чок си-дел на бе-ре-гу. Вдруг На-та-ша у-па-ла в во-ду и ста-ла то-нуть. Вол-чок бро-сил-ся в во-ду. Он схва-тил На-та-шу за пла-тье и по-та-щил к бе-ре-гу. Вол-чок спас На-та-шу.

                                                                  ИСПУГАЛИСЬ

Две де-воч-ки и маль-чик по­шли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми. А маль-чик не по-бе-жал. Он смот­рел, кто э-то выс-ко-чил. А э-то был за-яц.

                                                                       ЩЕНОК

Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро­ге о-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Га-ня по-гла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Та-не ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-му мо-ло-ка. По-том Та-ня по-ло-жи-ла щен-ка спать у печ-ки. Ще­нок при-вык к Та-не.

Та-ня за-бо-ти-лась о нём.

                                                                        МЫШКИ

Со-бра-лись мыш-ки у нор-ки. Мыш-ки бы-ли ста-ры-е и мо-ло-ды-е. Ле-жит на по-лу су-харь.

Пры-га-ют мыш-ки, во-зят-ся. Не мо-гут о-ни су-харь в нор-ку у-та-щить. Не ле-зет су-харь в нор­ку. При-ду-ма-ли мыш-ки, как у-та-щить су-харь. От-грыз-ла од-на мыш-ка ку-со-чек су-ха-ря и у-нес-ла в нор-ку. Так сде-ла-ли и дру­гие мыш-ки. Пе-ре-нес-ли о-ни весь су-харь в нор-ку.

                                                          КОРОВА И ВОЛК

Де-воч-ка пас-ла о-ко-ло ов-ра-га ко-ро-ву с те-лен-ком. Вдруг из ов-ра-га вы-ско-чил волк.

Он хо-тел схва-тить те-лен-ка. Но ко-ро-ва не да-ла те-лен-ка. О-на при-жа-ла те-лен-ка и де-воч-ку к де-ре-ву. Ко-ро-ва под-ста-ви-ла вол-ку ро-га и гром-ко за-мы-ча-ла.

Не-да-ле-ко лю-ди ко-си-ли тра­ву. О-ни ус-лы-ха-ли ко-ро-ву, при-бе-жа-ли и про-гна-ли вол-ка.

                                                             ЗВЕРИ В ЛЕСУ

В ле-су жи-вут раз-ные зве-ри: волк, мед-ведь, ли-са, за-яц, бел­ка. Мед-ведь ест мя-со и я-го-ды. Он лю-бит и мёд. Зи-мой он спит в бер-ло-ге.

Волк ест мя-со. Он тас-ка-ет те­лят и о-вец. В ле-су он ло-вит зай­цев и дру-гих зве-рей.

Ли-са о-чень хит-ра-я. О-на ло­вит зай-цев и тас-ка-ет кур.

Бел-ка жи-вёт на де-ре-ве в дуп­ле. О-на гры-зёт о-ре-хи.

Заяц — сла-бый зве-рёк. Е-го спа-са-ют но-ги и слух. Зи-мой за­яц гло-жет ко-ру де-ревь-ев.

                                                           НА ЛЫЖАХ

Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку­пил е-му лы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы­жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-та-лись на лы-жах с го­ры. О-ни у-чи-ли Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра­зу у-пал. Вто-рой раз Ми-ша то-же у-пал. По-том Ми-ша на-у-чил-ся.

До-мой Ми-ша при-е-хал на лы­жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.

                                                      ДЕНЬ ШКОЛЬНИКА

Ут-ром я вста-ю ра-но. Я де-ла-ю за-ряд-ку, у-мы-ва-юсь и зав-тра-ка-ю. По-том со-би-ра-ю кни-ги и и-ду в шко-лу.

В шко-ле я чи-та-ю, пи-шу и ре-ша-ю за-да-чи. Из шко-лы я и-ду до-мой. До-ма я о-бе-да-ю, по-том и-ду гу-лять с то-ва-ри-ща-ми. В пять ча-сов я го-тов-лю у-ро-ки. Пос-ле у-ро-ков чи-та-ю кни-ги, иг-ра-ю в шаш-ки. В де-вять ча-сов я ло-жусь спать.

                                                                  СИНИЧКА

Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок­ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль си-нич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-му жи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли си-нич-ку на во-лю.

                                                           СОБАКА-САНИТАР

О-дин сол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ный ле-жал два дня. Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е бы­ла сум-ка с крас-ным крес-том: там бы-ли бин-ты и ле-кар-ства. Ра-не-ный пе-ре-вя-зал се-бе ра-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров.

Ра-не-ный был спа-сён.

                                                                   МАЛЫШИ

Э-то бы-ло зи-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-га-зин.

До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля от-крыл печ-ку я су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-ре-лась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко за-пы-лал о-гонь. Де-ти ис-пу-га-лись, за-кри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу. При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.

                                                             ЗЛОЙ МАЛЬЧИК

Во-ло-дя был на дво-ре. Со-ба-ка Жуч-ка грыз-ла у крыль-ца кость. Во-ло-дя стал от-ни-мать у не-е кость. Жуч-ка за-вор-ча-ла. Во-ло-дя взял пал-ку и бро-сил в Жуч-ку. Жуч-ка вско-чи-ла и у-ку-си-ла Во-ло-де но-гу. Во-ло-дя за-кри-чал и по-бе-жал до-мой к ма-м


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.341 с.