Характер Проповедничества VI-X вв. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характер Проповедничества VI-X вв.

2022-11-24 19
Характер Проповедничества VI-X вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Христианская проповедь IV и V веков достигла своего наивысшего расцвета по форме, по глубине раскрытия евангельского учения и по обилию великих проповедников. В последующие века в Церкви Христовой проповедь никогда не умолкала. Провозвестниками Евангелия были многие и многие тысячи архипастырей и пастырей. Но всё же никогда проповедь не достигала такого совершенства по содержанию и по форме, как в четвёртом и пятых веках. М. Поторжинский пишет: «После великого Златоуста замечается начало упадка церковной проповеди; проповедничество хотя сильно развивается в широту, но выдающихся талантов не видно. Начинается период, так называемый, византийский…»

С этим мнением можно согласиться, только частично. Действительно, в последующие века проповедь развивается более «в ширину», но каждый век имел и своих выдающихся проповедников.

Например, в шестом веке можно указать на св. Григория Двоеслова (†604). В конце шестого и в начале седьмого века жил составитель замечательных поучений преподобный авва Дорофей. В конце восьмого и в начале девятого века подвизался великий поборник Православия и известный проповедник преподобный Феодор Студит. В десятом веке прославился своими словами преподобный Симеон Новый Богослов (†1027).

В развитии церковной проповеди немаловажное значение имело 19-е правило Шестого Вселенского собора (680 г.), в котором было сказано, что предстоятели церквей должны поучать народ и клир во всякое время, особенно же в воскресные дни. Одновременно в этом же правиле предписывалось извлекать истину и составлять суждения из Св. Писания, не преступая положенных уже пределов и преданий богоносных отцов. «Если будет исследуемо Слово Писания, то не иначе изъяснять свое, разве как изложили светила и учителя Церкви в своих писаниях и сами более да удовлетворятся, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке учения в сём, не уклониться от подобающего.»

При постепенном оскудении живой веры и апостольского «духа и силы» приведённые слова 19-го правила стали пониматься многими проповедниками сугубо формально. Вместо того, чтобы использовать в своей проповеди богатейшие святоотеческие наставления, выбирая из них и органически усваивая то, что соответствовало духовно-нравственным потребностям своих современников, большинство проповедников стали превращать свои проповеди в сухие, отвлечённые рассудочные поучения, хотя и извлечённые из творений свв. отцов, но не связанных с жизненной действительностью. Проповедь как бы замыкается в самой себе, устанавливается определённый круг традиционных мыслей и идей. В содержании и изложении проповеди появляются ригоризм, элементы схоластики, излишнее богословствование, игнорирование слушателей и многие другие отрицательные явления, которые принято обычно наименовать «византизмом» или византийским направлением.

Проф. прот. А. Ветелев пишет: «С этого времени (после 6-го и 7-го Вселенских соборов) особенно усилилось так называемое направление в проповеди византийское. С этих именно пор византийские богословы и проповедники стали спокойно и самоудовлетворённо пользоваться уже определившимся кругом богословских идей и их словесных выражений.»

Несмотря на многие отрицательные особенности образовавшиеся в византийской проповеди в VII-X века, в своём полном объёме она оставалась продолжательницей апостольского благочестия, хотя далеко не все проповедники этих веков имели апостольскую ревность и дарования свв. отцов, предшествующих веков.

Во все времена в византийской проповеди сохранялся источник воды живой — аскетическая святоотеческая проповедь. Стремление к Богу чрез очищение себя греховной скверны всегда присуще христианам. Во все времена в Церкви были подвижники, которые сами прошли трудную школу борьбы с грехом и в своих творениях отобразили этот спасительный путь в назидание другим.

Жизненно-практическая, аскетическая проповедь всегда имела место в Церкви Христовой. Её выдающимися представителями были преподобные: Авва Исаия (IV в.), Марк Подвижник (V в.), Иоанн Лествичник (†563), написавший свою знаменитую «Лествицу, возводящую от земли на небо», авва Дорофей (†620), Феодор Студит (†826), Симеон Новый Богослов (†1032) и многие-многие другие.

В наставлениях перечисленных свв. отцов изложен путь христианского деятельного подвижничества.

Говоря о творениях отцов-подвижников, проф. прот. П. Гнедич пишет: «Их нужно изучать и знать пастырю и проповеднику. Для проповедника они содержат материал огромный и неоценимый — в них заключён тысячелетний опыт духовной жизни Православной Церкви… Нельзя представить себе проповедника, который бы не ознакомился с ними… их проповеди живы и имеют значение до настоящего времени.»


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.