Эллиптичность как стилистический прием художественной литературы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эллиптичность как стилистический прием художественной литературы

2022-11-24 45
Эллиптичность как стилистический прием художественной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Э́ллипс — стилистическая фигура, пропуск структурно необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в контексте или ситуации. В переводе с греческого «эллипс» означает — нехватка, опущение, выпадение. Пропуск в речи (тексте) подразумевает языковую единицу: звук или звукосочетание (обычно в разговорной речи: «када» — когда, «мож-быть» — может быть), слова (словосочетания), названного в контексте («У отца был большой письменный стол, а у сына маленький»), составляющего часть фразеологического оборота («Ты в любом случае выйдешь сухим» (из воды); «Не тут-то (было). Море не горит»), предсказываемого значением и (или) формой слов («Ты на работу?» (идешь); (Я) «сижу за решеткой в темнице сырой»), ясного из ситуации («Мне черный» (кофе, хлеб). Эллипс синтаксического члена, не восстанавливаемого однозначно, носит экспрессивный, эмоциональный характер и используется как стилистическая фигура («Я за свечку, свечка — в печку»).

Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией. В поэзии и театре к эллипсису прибавляется умолчание, как правило, умышленное. Слушатель или читатель сами должны восстановить этот пропуск, таким образом, вызывается активность воспринимающего речь.

Обычно авторы используют эллипсис в произведении, если хотят заставить читателя домыслить фразу, работать вместе с ними. Это хороший способ для читателя глубже проникнуть в текст и стать в какой-то мере соавтором. Так называемое умолчание может быть разных видов. Например, когда в произведении, пьесе и ином говорят о каком-либо предмете, человеке или событии косвенно, т. е. все понимают, о чем идет речь, но никто не произносит этого слова. Или молчание в ответ на вопрос или реплику. Подразумевается, что все и так поняли ответ, а пауза от этого становится многозначительнее.

Говоря о невербальных средствах общения в эллипсисе, следует отметить, что это тоже своего рода язык – язык жестов. И он передает неизвестную информацию, даже если она не упоминалась раньше. Например, ответить на вопрос можно, не разъясняя, что вы не знаете ответа, а просто пожав плечами. Не объяснять нежелания делать что-либо, а просто отмахнуться рукой. Также спортсмены на поле в командных играх длинные фразы, представляющие собой совет партнеру по команде, куда бежать и что делать, заменяют окликом по имени и указанием рукой в лучшую сторону.

Интересно, что эллиптичность – прием очень поэтический и психологически сложный, часто применяется в разговорной речи в виде недомолвок и намеков.

Исследователи указывают на то, что зачастую эллипсис, относящийся к группе неинтенциональных эксплицируемых скрытых смыслов, может осложняться сочетанием с другими видами скрытых смыслов. В результате в разных типах ЭС прослеживаются колебания от однозначного восстановления «опущенного» элемента до вариативности при таком восстановлении (М.Хэллидей, Р.Хасан, А.А.Масленникова).

Факторами, определяющими появление и функционирование эллипсиса в речи, признаются, с одной стороны, особенности протекания разговорной речи (опора на конситуацию), с другой стороны -избыточность языковых средств, реализующаяся, в частности, в валентностных свойствах членов предложения (Л.П. Чахоян, Е.А.Земская, М.В.Китайгородская, Т.В. Ахутина и др.). В свою очередь, эллипсис является средством осуществления полноценного акта общения, обеспечивая компактность способов выражения при сохранении объема информации (И.Ф.Вардуль, У.Чейф и др.).

Функционирование эллипсиса в качестве семиотически значимого элемента основано на том факте, что, являясь для художественного текста фактом внесистемным, он способен сигнализировать о внесении в ткань произведения элементов других систем, например, стилизованной устной или письменной речи, а также о смене субъектной оси повествования, заключающейся в замене субъекта основного текста на субъекта сознания, либо же об изменении эмоционального состояния субъекта сознания в случае перепорученного повествования.

В случае со стилизованной устной речью семиотические функции ЭС можно разделить на три вида: первичную функцию, вторичную и третичную. Первичная функция заключается в собственно сигнализации о внесении в текст внесистемного элемента - стилизованной устной речи. В случае с относительными ЭС эта способность основана на тесной связи таких ЭС с психическими процессами вычленения, сопровождающими вербальную коммуникацию. В английском диалоге это процессы уточнения, добавления, конкретизации. В случае же с ситуативными ЭС -на их тесной связи с конситуацией.

Вторичная функция подчинена первичной и заключается в сигнализации об особенностях коммуникативного акта, таких как неформальность ситуации общения, тесная связь акта общения с конситуацией, общность апперцепционной базы участников разговора, а также определенная степень параллелизма в их отношениях. Различные виды ЭС способны сигнализировать наличие определенных компонентов.

Так, ситуативные ЭС в основном сигнализируют наличие компонентов коммуникативного акта, связанных с самой ситуацией общения, а относительные - наличие таких компонентов, которые связаны как с ситуацией общения, так и с участниками коммуникативного акта.

Третичная семиотическая функция ЭС в стилизованной устной речи заключается в способноеш эллипсиса, в результате его взаимодействия с контекстом, создавать сильные (явные) или слабые (поэтические) импликатуры. Способ же создания таких импликатур определяется, главным образом, типом ЭС. Так, ситуативные и относительные ЭС способны разным образом участвовать в образовании импликатуры в тексте.

Явные импликатуры создаются на основе особых условий употребления ЭС, когда, например, использование ЭС сопровождается стилистическими приемами повтора, градации, и др., а также использованием чрезмерно длинных структур (эффект контраста). Они могут заключаться в выражении скрытого смысла указания на измененное эмоциональное состояние участников коммуникативного акта или на их истинное отношение к предмету разговора.

Слабая имликатура создается в результате противоречий, возникающих между смыслом, появляющимся на основе выполнения ЭС ее вторичной семиотической функции, с одной стороны, и знанием о ситуации, полученным из контекста, с другой.

Также ЭС в стилизованной устной речи способны выполнять и стилеобразующую функцию, основанную на их способности сигнализировать об индивидуальном стиле автора, который в данном случае может выражаться в приверженности писателя тому или иному виду или подвиду ЭС, употребляемому им в качестве средства имитации устной речи.

Ситуативные ЭС выполняют функцию сигнализации о наличии в художественном тексте стилизованной устной или письменной речи

В стилизованной письменной речи, также, впрочем, как и в нарративе, ЭС способны выполнять лишь первичную и третичную функции в смысле, прилагаемом к данным понятиям при обсуждении стилизованной устной речи.

Первичной их функцией в стилизованной письменной речи является сигнализация о наличии в художественном тексте системы, по отношению к нему чужеродной, - системы стилизованного письменного текста. Что касается третичной семиотической функции, то она представлена такими текстами довольно редко, лишь в рамках определенных литературных жанров.

В основном, создание импликатур в данном случае базируется на противоречии между первичной функцией и самой организацией такого стилизованного письменного текста (использованием в нем структур, кроме ЭС, для данной системы не характерных). В результате автор предлагает своеобразную пародию на такой текст, добиваясь создания юмористического эффекта.

 

 

2.2. Анализ эллиптических конструкций на примере произведения/ний…

 

Эллиптическими называются такие предложения, в которых формально недостающий член не восстанавливается из внешнего контекста или ситуации, а подсказывается внутренним контекстом, то есть наличными членами предложения. «Эллиптические структуры, как особый тип двусоставных предложений, синтаксически настолько устойчивы, распространены и общеупотребительны, что становятся как бы типическими конструкциями, не вызывающими необходимости восполнять, или восстанавливать недостающие члены каким-либо путем. Наибольшее количество эллиптических конструкций падает на предложения с эллипсисом сказуемого» [3]. Эти предложения обычно конструируются из подлежащего и второстепенного члена (чаще всего — дополнения, обстоятельства), который сочетается с глаголами движения, пребывания речи, мысли, активного действия. А. П. Сковородников в своей работе «Экспрессивные конструкции современного русского литературного языка» выделяет несколько модели эллиптических предложений, в которых опущены глаголы пяти семантических групп:

 

а) бытия, наличия, обнаружения;

 

б) движения;

 

в) восприятия;

 

г) речи, мысли;

 

е) энергического действия.

 

В языке художественной литературы используются также «нестандартные» модели, то есть сокращенные предложения с пропуском единого главного члена односоставных глагольных предложений или сказуемого, выраженного глаголами других семантических групп.

В привлеченном для анализа тексте художественного очерка, Л. Толстого «Божеское и человеческое»  эллиптические конструкции встречаются очень часто. Наибольшей регулярностью употребления отличаются эллиптические предложения с пропуском глагола бытия, обнаружения. Относительно трактовки данного типа структур существует несколько точек зрения. Синтаксическая традиция в лице А. А. Шахматова, A. M. Пешковского квалифицировала их как двусоставные неполные предложения с эллипсисом глагола бытия.

А. М. Пешковский указывал на то, что обстоятельство или дополнение не могут выступать в качестве распространителя подлежащего-существительного, что наличие этих второстепенных членов свидетельствует о пропуске глагола-сказуемого, распространителями которого они являются. Аналогичным образом рассматриваются данные структуры в школьных учебниках. После введения Н. Ю. Шведовой в научный обиход понятия «детерминант» (свободный распространитель предикативной основы простого предложения) появилась возможность трактовки предложений с препозитивным детерминантом и с эллипсисом глагола бытия как синтаксически расчлененных номинативных предложений (неклассический тип). Аналогичная трактовка представлена в ряде вузовских пособий по синтаксису современного русского языка.

Иную трактовку данным конструкциям дают Н. Д. Арутюнова и Е. Н. Ширяев. Они, в отличие от Н. Ю. Шведовой и Г. А. Золотовой, исходят из представления, что классический тип номинативных предложений, распространенных определениями, «представляет собой эллиптическую конструкцию, образованную из бытийных предложений, обязательно включающих в свою структурную основу словоформу с обстоятельственным или объектным значением, фиксирующую область бытия (или класс бытующих предметов), бытийный глагол или бытующий предмет» [1].

Нулевая форма глагола бытия в таком предложении создает эллиптическое предложение [2]. Вслед за этими учеными мы рассматриваем данную структуру как двусоставное предложение с эллипсисом глагола бытия. Ознакомление с текстом произведения «Божеское и человеческое» убеждает в том, что эти конструкции употребляются в нем достаточно часто.

Рассмотрим примеры, где опущены глаголы бытия: «Мать Светлогуба не старая, миловидная женщина, с седеющими локонами и звездой морщинками от глаз». [4] Данное предложение строится из подлежащего, распространенного препозитивным определением — причастным оборотом в метафорическом значении, и препозитивного обстоятельства места. Пропущен глагол-сказуемое «была» / «являлась».

Аналогичные примеры: «одно в том, что большинство людей народа не только было равнодушно к его проповедям», «первое препятствие – равнодушие народа». Данные предложения строятся из подлежащего, именующего отношение общества, и препозитивного обстоятельства места, называющего область бытия. Опущен глагол семантической группы бытия, наличия — «было», «являлось». Еще примеры: «мученичество это та же победа»; «И в чем же тут пророчество?»; «Жена генерала, сухая, с холодным лицом и тонкими губами» «Дочь генерала, миловидная полная девушка». В данных предложениях на пропуск глагола-сказуемого указывают грамматические признаки существительных-подлежащих, именующих лица по роду занятий, помещения, и обстоятельственные локальные детерминанты. Незамещенную позицию может занять любой глагол со значением бытия: «стоит», «пребывает», «находится», «быть».

Реже встречаются конструкции, в которых зависимый от опущенного глагола бытия, наличия второстепенный член (дополнение, обстоятельство) располагается в постпозиции по отношению к подлежащему: «Чай подан?».

Следующий пример отличается от рассмотренного тем, что эллиптическими структурами являются обе части сложносочиненного предложения закрытой структуры, сопоставительного: «Светлогуб мало обратил внимания на первое препятствие - равнодушие народа, так как: притеснениями правительства, бессмысленными и оскорбительными». Здесь позицию глагола-сказуемого также может занять любой глагол со значением бытия-наличия.

О нулевом глаголе бытия сигнализируют подлежащие-существительные с конкретно-предметным значением, именующие покрытие пола, а другое — емкость (котел для приготовления пищи), а также локальные детерминанты, называющие область бытия предметов. Обстоятельственные локальные детерминанты и согласованные определения, относящееся к существительному, уточняют в нижеследующем предложении семантику опущенного глагола пребывания: это глагол-связка «был возмущен»: «был слишком возмущен вторым препятствием».

Второе место по частоте употребления занимают предложения, в которых эллипсису подверглась семантическая группа глаголов движения (22 случая).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.