Инструменты проектирования качества — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Инструменты проектирования качества

2022-10-27 27
Инструменты проектирования качества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Метод анализа видов и последствий отказов

Метод анализа видов и последствий отказов (FMEA) предполагает:   ü осуществление системы мер, направленных на обнаружение и оценку потенциальных отказов продукции или процесса, ü определение действий, которые могут устранить или уменьшить вероятность возникновения потенциальных отказов, ü разработку плана проведения корректирующих мероприятий, направленных на реализацию этих действий.

 


 

Метод FMEA применяется: ü на этапах разработки продукции или процессов ее изготовления, ü к выпускаемой продукции и функционирующему процессу

 

 


 
Порядок реализации метода FMEA: 1) анализ проблемы: знакомство членов рабочей группы с изделием (процессом), а также с его документацией; 2) проведение «мозговой атаки» с целью выявления возможных отказов в работе; 3) составление списка возможных последствий каждого отказа; 4) присвоение каждому последствию рейтинга (по десятибалльной шкале), соответствующего степени его серьезности для потребителя; 5) присвоение рейтинга возможности возникновения каждого отказа (по десятибалльной шкале); 6) присвоение каждому отказу рейтинга возможности обнаружения (по десятибалльной шкале); 7) определение показателя риска потребителя (этот показатель определяется как произведение рейтингов тяжести последствия, вероятности возникновения и возможности обнаружения отказа); 8) выбор тех отказов, над которыми предстоит работать в первую очередь (как правило, выбираются отказы, имеющие наибольшее значение показателей рисков); 9) принятие мер для устранения или сокращения отказов с высоким показателем риска; 10) расчет нового значения показателя риска после реализации разработанных мер; 11) обоснование выводов об эффективности предпринятых мер и необходимости исследования других видов отказов.

 


Метод развертывания функции качества (РФК)

 
Развертывание функции качества – метод проектирования изделий и процессов, позволяющий преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства.

 

   
 
Цель применения метода РФК — гарантировать, что запросы потребителя будут включены в каждый аспект процессов, от проектирования и разработки продукции (услуги) до ее изготовления (оказания).
 
Метод РФК – экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, со специфической формой таблиц, получивших название «дом качества»
Этапы построения «дома качества» 1. Выявление пожеланий потребителей и их ранжирование по степени важности. 2. Составление перечня технических характеристик, необходимых для удовлетворения потребительских требований. 3. Установление корреляционной зависимости между всеми парами технических характеристик, характер которой обозначается соответствующими символами. 4. Построение матрицы взаимосвязи между требованиями потребителей и техническими характеристиками (степень взаимосвязи обозначается соответствующими символами). 5. Оценка важности технических характеристик с точки зрения выполнения потребительских пожеланий (цель) (как результата суммирования, проведенного по всему столбцу соответствующей инженерной характеристики, произведений рейтинга потребительского требования и балльного показателя связи этого требования с рассматриваемой инженерной характеристикой). 6. Оценка реализуемости технических характеристик (экспертно, по пятибалльной шкале) 7. Оценка конкурентоспособности, которая помогает выявить сильные и слабые стороны конкурирующих продуктов путем оценивания по пятибалльной шкале степени удовлетворения ими выявленных пожеланий потребителей (результаты этого оценивания для большей наглядности представляются графически). 8. Оценка технических характеристик конкурирующих продуктов. 9. Определение технических характеристик, подлежащих реализации (выбор).

 

 

Общий вид матрицы «дом качества»

 


Функционально-стоимостной анализ

 

           
Метод ФСА – это технология анализа затрат на выполнение объектом его функций
Цель ФСА – достижение оптимального соотношения качества объекта при одновременном снижении всех видов связанных с ним затрат
 
Задачи, решаемые ФСА 1. обеспечение качества выполнения объектом своих функций, 2. достижение минимальных затрат на их реализацию и обслуживание.
Главное отличие метода ФСА от традиционных методов в том, что функциональный подход, на котором он основан, предполагает рассмотрение объекта (изделия, услуги, системы и т.д.) как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественной структуры.

 

 
Этапы проведения ФСА 1. Подготовительный: • предварительная проверка обоснованности поставленной задачи, ее уточнение в случае необходимости и организационное обеспечение работ по проведению ФСА; • сбор, систематизация и изучение информации по объекту ФСА.   2. Творческо-аналитический: • построение функционально-идеальной модели объекта, выявление и постановка задач по ее реализации; • разработка комплекса предложений, обеспечивающих совершенствование исходного объекта; • определение максимального эффекта от найденных решений и прогнозирование дальнейшего развития объекта.   3. Заключительный: • анализ предложений, выработанных на предыдущем этапе; • отбор наиболее эффективных из них; • разработка рекомендаций по реализации предложений; • внедрение рекомендаций.

 

Вопросы и задания к разделу 11

 

1. Объясните предназначение семи инструментов управления качеством.

2. Как можно воспользоваться семью инструментами управления качеством в своей повседневной деятельности (обучении в институте, участии в работе какой-то общественной организации и т.д.)? Приведите конкретные примеры.

3. Объясните предназначение и использование каждого из семи инструментов всеобщего качества.

4. Разработайте диаграмму причинно-следственных связей для следующих ситуаций:

а) получение низкой оценки на экзамене;

б) отсутствие приглашения на собеседование в компанию, где вы хотели бы работать;

в) опоздание на занятия.

5. В чем заключается назначение контрольных листков?

6. Какие компоненты описывает диаграмма Исикавы?

7. Что позволяют выявить диаграммы разброса?

8. Каким образом диаграмма Парето иллюстрирует принятие первоочередных мер по улучшению качества?

9. Что такое анализ видов и последствий отказов (FMEA)? Приведите простой пример, иллюстрирующий этот метод.

10.  Какова основная цель статистических методов контроля?

11.  С какой целью совместно используют диаграмму Парето и диаграмму причинно-следственных связей?

12.  Что представляет собой FMEA-анализ?

13.  Перечислите объекты FMEA-анализа.

14.  Перечислите основные этапы проведения FMEA-анализа.

15.  В чем заключается суть метода РФК?

16.  Перечислите основные этапы развертывания функции качества.

17.  Как РФК помогает организациям проектировать более совершенные товары и услуги?

18.  Используя любые приемы рыночного исследования, которые вы считаете подходящими, определите набор потребительских требований при:

а) покупке книг в вашем университетском книжном магазине;

б) процессе регистрации заявлений от желающих поступить в вуз.

Как для улучшения этих процессов можно было бы применить РФК? Определите ряд таких «как» и попытайтесь построить матрицу взаимосвязей для «дома качества» по каждому из ваших примеров.

19.  В чем состоит суть метода ФСА?

20.  Какие задачи решаются с помощью метода ФСА?

 


Основная литература

 

1 Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.– 344 с.

2 Мишин В. М.. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100)/ В.М. Мишин — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

3 Мазур И.И. Управление качеством: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством»/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. –М.: Изд.-во «Омега-Л»,2006. –4000.

4 Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: «Дело и Сервис», 2007. – 288 с.

5 Салимова Т.А. Управление качеством: уч.по специальность «Менеджмент организации» – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 414 с.

 

Дополнительная литература

 

Раздел 1

1. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Госстандарт, 2001.

2. Герасимов Б.И. Управление качеством: учеб. Пособие/Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. – М.: ЕНОРУС, 2005 – 272 с.

3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. Фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. – 432 с.

4. Джеймс Р. Эванс Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под. ред Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 671 с.

5. Розова Н.К. Управление качеством – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.

 

Раздел 2

1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. Фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. – 432 с.

2. Джеймс Р. Эванс Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под. ред Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 671 с.

3. Ефимов В.В. Спираль качества: учеб, пособие / В.В. Ефимов. - Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 232 с.

4. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2 изд., перераб. и доп – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-334с.

 

Раздел 3

1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. Фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. – 432 с.

2. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2 изд., перераб. и доп – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-334с.

 

Раздел 4

1. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА- М, 2003. –

 

Раздел 5

1. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Госстандарт, 2001.

2. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Госстандарт, 2001.

3. ГОСТ Р ИСО 9004 –2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: Госстандарт, 2001.

 

Раздел 6

1. Герасимова Г.Е. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / А.В. Гусева, А.И. Ковалев, В.Ф. Леляков, Н.Н. Пономарева; под общ. ред. Г.Е. Герасимовой. - М.: Трек, 2005. - 167 с.

2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление; Учебник. - М.: ИНФРА – М, 2004. - 319 с. – (Учебники для программы МБА)

3. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /

 

Раздел 7

1. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Госстандарт, 2001.

2. ГОСТ Р ИСО 9004 –2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: Госстандарт, 2001.

3. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящие указания. – М.:Госстандарт, 2000.

4. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин. - 3-е изд. - М.: Стандарты и качество,2005. - 404 с.

 

Раздел 8

1. ГОСТ Р ИСО 19011 – 2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента, – М.:Госстандарт, 2003.

2. Круглов М.Г. Менеджмент качества как он есть/М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с. — (Качественный менеджмент).

 

Раздел 9

1. Закон РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ. от 27. 12 2002.

2. Закон РФ «О защите прав потребителей»; № 2-ФЗ от09.01.96

3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» № 4841-1 от27.04.93.

4. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. - М.: Логос, 2003. - 536 с.

5. Управление качеством и сертификация: Учеб. пособие / В.А. Васильев, Ш.Н. Каландаришвили, В.А. Новиков, С.А. Одиноков; Под ред. В.А. Васильева. – М.: Интермет Инжиниринг, 2002. – 416с.

 

Раздел 10

1. Аристов О.В. Экономика управления качеством: Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 90с.

2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник. – М.: ИНФА-М, 2003.-212с. – (Серия «Высшее образование»).

3. Круглов М.Г. Менеджмент качества как он есть/М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с. — (Качественный менеджмент).

4. Окрепилов В.В. Управление качеством.– СПб.: Изд-во СПбУ экономики и финансов, 1998.- 627с.

 

Раздел 11

1. ГОСТ Р ИСО 9004 –2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М.: Госстандарт, 2001

2. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. Ред. Ю.П. Адлер – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005 – 272 с.

3. Джеймс Р. Эванс Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под. ред Э.М. Короткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 671 с.

4. Круглов М.Г. Менеджмент качества как он есть/М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с. — (Качественный менеджмент).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.