Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-11-24 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Методические рекомендации по осмыслению и истолкованию литературного произведения в старших классах школы
1. Исторические условия, основные общественные проблемы современности, привлекшие к себе внимание писателя.
2. Личность автора (его взгляды и мировоззренческие позиции). Литературное направление, к которому он принадлежит. Формирование литературного стиля (мировоззрение, выбор темы, образов, жанров и приемов творчества) на отдельных этапах писательской деятельности.
3. Тема, проблемы и основная идейная направленность произведения. Важно помнить, что тема - это основа познания, иначе говоря, предмет познания, а основным предметом познания в художественной литературе являются социальные характеры.
Темой художественного произведения может выступать ряд событий, явлений, предметов действительности (а также человеческого сознания и культуры), который стал основой авторского повествования, средством конкретной реализации определенного идейно-эстетического замысла писателя. Система же взаимосвязанных тем есть тематика.
Понимание школьниками художественного произведения в ходе анализа становится более ясным, осознанным, если его содержание представлять как круг острых, жизненных противоречий (проблем), стоящих перед автором и его героями и настоятельно требующих своего разрешения в сюжетном действии.
Идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания (тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки), это образная, эмоциональная обобщающая мысль писателя, проявляющаяся и в выборе, и в осмыслении, и в оценке характеров.
4. Главные герои (характеры), в какой степени и в каком направлении разрешаются на их примере основные проблемы, тема и идея произведения? Типическое в жизни и характерах этих героев.
5. Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями. Помогают ли они и каким образом разрешению основных проблем произведения.
Анализ образа-персонажа наиболее важен для постижения литературного произведения. Поэтому необходимо учесть все составляющие компоненты его характеристики:
1) авторское представление героя, портрет, поведение, биографические материалы, речь, взгляды и убеждения (мировоззрение), мироощущения (настроения, «диалектика души») и т.д.;
2) структура образа (как писатель раскрывает характер, какие сцены и части текста важны для характеристики, определить их идей- но-художественную роль, указать наиболее выразительные художественные детали);
3) отношение героя к другим персонажам произведения, «сцепление образов» (Л.Н.Толстой), окружение героя (люди, обстановка, природа); какое художественное значение для раскрытия характера они имеют;
4) художественная выразительность героя-образа (насколько живо воспринимается читателем, вызывает ли конкретные представления и рассуждения людей о жизни соответствующего времени, возбуждает ли мысли и чувства читателя; какими средствами эта выразительность достигнута);
5) идейно-обобщающий смысл образов: историческая обусловленность, идейная направленность, типичность.
При истолковании образа-персонажа обращаемся к самым различным приемам художественного изображения. Это описание внешности, обстановки, рассказ о поведении человека, его поступках, изображение его внутреннего мира, его манера говорить, самохарактеристика, высказывания о других персонажах, внутренние монологи, авторские отступления и характеристики, фамилия героя, другие художественные детали.
6. Сюжет и фабула произведения. Этапы развития сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?
Сюжет и фабула... Оба эти термина обозначают совокупность событий художественного произведения. Некоторые учителя-практики пользуются ими как синонимами. Мы считаем, что уже на начальных этапах литературного развития школьников нужно говорить о сюжете и фабуле как о разных сторонах одного и того же явления. Это поможет учащимся воспринимать в произведении не только внешнюю сторону событий, но и их глубинный смысл. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели; фабула - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель. Сюжет произведения включает в себя не только те события, которые непосредственно в нем разворачиваются, но также и события духовного мира автора, его размышления, лирические отступления и т. д. Естественно, каждый из элементов сюжета выполняет определенную функцию, и задача учителя и ученика увидеть это в ходе анализа.
7. Другие компоненты: диалоги, пейзаж, вводные эпизоды (как сценические, так и описательные), авторские отступления, речь героев.
8. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие лексики, тропов, поэтического синтаксиса, ритмики. Для формирования аналитических умений учащихся среднего звена учителю необходимо дать или воспроизвести уже имеющиеся знания о следующих средствах выразительности:
- об иносказательной изобразительности и выразительности тропов (метонимия, синекдоха, метафора, ирония, сравнения, метафорические эпитеты и т. д.);
- о видах словесно-предметной изобразительности (олицетворение, образный параллелизм, развернутое сравнение, образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы, гипербола, литота);
- о средствах создания интонационно-синтаксической выразительности (речевая интонация, эллипсис, анафора, эпифора, рефрен, градация, антитеза, оксюморон, инверсия, риторическое восклицание, вопрос, недоговоренность и т. д.);
- о лексических средствах образности (омонимы, омофоны, паронимы, синонимы, антонимы, неологизмы, историзмы, варваризмы, диалектизмы, фразеологизмы и т. д.);
- о средствах создания ритмичности художественной речи в прозе (логические паузы, логические ударения, обособления разного рода) и в стихах (ритмические паузы, рифмы - мужская/женская, бедная/богатая, полная/неполная), о системах стихосложения, стихотворных размерах, строфике и т, д.
9. Жанр и жанровое своеобразие произведения.
10.Традиции и новаторство художника слова. В чем он продолжил идеи предшественников и что ввел нового. (Имеются ли у него новые темы и идеи, новые характеры, новые способы раскрытия характеров, новое в композиции, языке и т. д.? Создал ли новое направление в литературе или развил и углубил те или иные стороны в существующем направлении?).
11. Значение творчества писателя для своего времени и для последующих поколений.
12. Художественное произведение и его интерпретация в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кинематограф, телевидение и др.).
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!