Основные этапы изучения литературного произведения в школе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные этапы изучения литературного произведения в школе

2022-11-24 57
Основные этапы изучения литературного произведения в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вступительные занятия в средних и старших классах. Функция вступительных занятий: «создание установки) на чтение, осмысление жизненных впечатлений школьников, связанные с проблемами изучаемых произведений. Общая ориентация учащихся в объеме и характере предстоящей работы («вхождение в текст»).

Чтение произведения и ориентировочные занятия. Чтение, анализ, интерпретация художественного произведения как взаимосвязанные виды учебной деятельности школьников. Организация чтения, виды чтения. Классное и домашнее чтение. Выразительное чтение учителя и учащихся на уроках литературы. Подготовка к выразительному чтению текста.

Работа по усвоению текста художественного произведения. Работа над планом и пересказом. Виды пересказов.

Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Литературоведческая концепция - основа анализа художественного произведения в школе. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объему, средствам изучения художественных текстов.

3аключительпое занятие по изучению литературного произведения. Итоговый характер заданий. Воссоздание целостности восприятия текста. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.

 

Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике

 

Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. Чтение как социальная и методическая проблема. 'Усиление нравственно-эстетического и эмоционального воздействия уроков литературы на учащихся как важнейшая задача преподавания литературы. Возрастные и индивидуально-типологические особенности читательского восприятия.

Изучение эпических произведений. Особенности восприятия и изучения эпических жанров (роман, повесть, рассказ, басня). Сюжет и повествователь. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя в развитии интереса к чтению и анализу художественных произведений.

Изучение драматических произведений. Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Свобода читательской интерпретации. Активизация деятельности воображения. Мизансценирование. Жанры драматических произведений (трагедия, комедия и др.). Выявление конфликта в драме и способы создания характеров. Использование сценической истории пьесы, наглядности и ТСО на уроках по изучению драмы.

Изучение лирических произведений. Общность жизненного и духовного опыта поэта и читателя как условие восприятия лирики. Выразительное чтение на уроках лирики. Изучение стихосложения, стихотворных размеров. Необходимость активного сопереживания как условие постижения сути стихотворения.

Формирование умений многоуровневого анализа поэтического текста: использование теоретико-литературных понятий и историко-бытового комментария, осмысление образно-композиционной и лексико-семантической специфики поэтики стихотворения.

 

Вопросы истории литературы в школьном изучении

 

Методологическое и методическое значение основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся.

Историзм в преподавании литературы на разных этапах обучения. Единство историко-литературного и теоретико-литературного подхода к анализу литературных явления.

Специфика на историко-литературной основе в 10-11 классах. Историко-литературные сведения в монографических и обзорных темах.

Различный характер обзорных тем в старших классах: вводные и обобщающие темы, краткие историко-культурные обзоры, обзорные характеристики литературы определенного периода. Зарубежная литература и литература народов СНГ как объект изучения в школе.

Этапы изучения монографической темы в старших классах. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядности. Формы «обратной связи). Место уроков-лекций, уроков-семинаров и уроков-зачетов в структуре монографической темы.

Принципы изучения биографии писателя, связь мировоззрения с общественными событиями эпохи, гражданский и духовный облик художника, его творческая индивидуальность.

Источники биографии писателя. Изучение жизни и творчества писателя как фактор гражданского и нравственного воспитания школьников.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.