Теория и методика обучения русскому языку и литературе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Теория и методика обучения русскому языку и литературе

2022-11-24 28
Теория и методика обучения русскому языку и литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория и методика обучения литературе. Методика обучения литературе как научная дисциплина. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Литературное образование читателя-школьника. Методы преподавания литературы в школе. Содержание курса литературы на базовом и профильном уровнях. Задачи литературного развития ученика. Этапы изучения литературного произведения: чтение произведения и ориентировочные занятия, анализ текста в его художественном единстве, заключительные занятия. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике: эпос, лирика, драма. Вопросы истории и теории литературы в школьном изучении. Урок и другие формы занятий по литературе. Изучение литературной критики на базовом и профильном уровнях. Развитие речи учащихся в системе литературного образования. Внеклассная и внешкольная работа по литературе, факультативные занятия и курсы по выбору в системе учебно-воспитательного процесса.

Аудиовизуальные технологии обучения.

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись(аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись(аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения; типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Департамента государственной

 политики в сфере образования

И. И. Калина

2004 г.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

РАЗДЕЛ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Рекомендуется Министерством образования

 и науки Российской Федерации

 для специальности 032900 - Русский язык и литература

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины:

- формирование творческих начал личности учителя - словесника.

Задачи дисциплины:

- обеспечить будущих учителей фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения литературе в современной средней школе, о воспитании учащихся средствами своего предмета;

- вооружить студентов-филологов методами и формами реализации компетентноcтного подхода к преподаванию литературы, что поможет в дальнейшем самообразовании и совершенствовании профессиональных качеств.

Изучение дисциплины ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

в области научно-методической деятельности:

 - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоив дисциплину, студент должен знать:

- методы преподавания литературы;

- характерные виды профессиональной деятельности у читателя: познавательной, направленной на усвоение теоретических знаний, и преобразующе-практической, помогающей;

уметь:

- оперировать методическими понятиями, понимать реальные учебные ситуации и применять методические знания в разных, нередко меняющихся условиях;

- анализировать и интерпретировать текст;

 владеть:

- общеучебными умениями ориентации в информационных потоках, адекватного восприятия и использования полученных сведений;

- речевыми умениями.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Всего часов 202

102

Х

Х

 

Ceмecтры  3-4

 

100 Х

 

экзамен

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

 

N2 Тематический план Л П3/С ЛР
II/II        
1 Общие вопросы теории и методики Х Х -
  обvчения литературе      
2 Основные этапы развития теории и Х Х -
  методики обvчения литературе      
3 Литературное развитие читате- Х Х -
  ля-школьника      
4 Содержание и этапы литературного Х Х -
  образования в современной школе      
5 Методы преподавания литературы в Х Х -
  школе      
6 Основные этапы изучения литературного Х Х -
  произведения в школе      
7 Восприятие и изучение художест- Х Х -
  венных произведений в их родовой      
  специфике      
8 Вопросы истории литературы в Х Х -
  школьном изvчении      
9 Теория литературы в школьном Х Х -
  изvчении      
10 'Урок литературы в современной Х Х -
  средней школе      
11 Развитие речи учащихся в системе Х Х -
  литературного образования      
12 Работа в старшей профильной шко- Х Х -
  ле      
13 Внеклассная и внешкольная работа Х Х -
  по литературе, факультативные за-      
  нятия      
14 Организация учебно-воспитательно- Х Х -
  го процесса и vчитель литературы      

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Общие вопросы изучения дисциплины «Теория и методика обучения литературе»

 

Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина. Теоретические основы дисциплины теории и методики обучения литературе. Предмет, содержание, структура дисциплины. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.

Усвоение теоретического материала студентами-филологами находится в постоянном, взаимодействии с формированием умений интеграции знаний по литературоведению и психологии, реферированием первоисточников и периодических изданий. Не случайно, ученые-дидакты и ученые-методисты все большее внимание уделяют задачам развивающего обучения, проблемам творческой самостоятельности учащихся.

Литература как учебный предмет в современной средней школе. Многообразие социальных и эстетических функций литературы. Задачи изучения литературы в школе: формирование личности гражданина, приобщение к культуре человечества, духовному опыту народа, развитие нравственных и эстетических начал личности, формирование критериев оценки явлений искусства и жизни, воспитание читателя, развитие творческих начал личности. Сложность художественного языка литературы. Взаимодействие изучения литературы в школе с опытом освоения других видов искусства, представленных в школьной программе.

Содержание литературного образования в школе. Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Принципы построения программ по литературе, перспективы дифференцированного обучения. Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника. Учебно-методический комплекс. Учебники, хрестоматии по литературе и пособия для учителя. Учитель и ученик. Основные требования к современному уроку литературы. Дискуссии о преподавании литературы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.