Авторская характеристика Манилова — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Авторская характеристика Манилова

2022-11-24 75
Авторская характеристика Манилова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чичиков

Биография

Павел Иванович Чичиков — мужчина средних лет, чиновник, дворянин. Происхождение героя весьма туманно, поскольку достоверно неизвестно, какими дворянами были его родители: столбовыми или личными. Семья Чичикова была бедной: в её владении был лишь небольшой домик и несколько крепостных.

Детство Павла Чичикова было безрадостным. Рано лишившись матери, он воспитывался строгим, скупым и равнодушным отцом. Повзрослевший Павел перебрался в город, где поступил в училище. Здесь он научился зарабатывать деньги и копить их, а также всячески угождать преподавателям. Благодаря своему поведению он успешно закончил учебное заведение.

После смерти отца Чичикову достался старый дом и семья крепостных. Продав скромное имение, он получил начальный капитал для новой жизни. Чичиков твёрдо решил стать богатым человеком и ради этой цели был готов безропотно терпеть все жизненные тяготы. Ради продвижения по службе он даже собирался жениться на некрасивой дочери своего начальника, но, получив желанную должность, отказался от своего намерения.

На новой должности Чичиков без зазрения совести брал взятки, благодаря чему укрепил своё финансовое положение. Однако всё изменилось с приходом нового честного начальника, и Чичикову пришлось искать новое место работы. Начав всё с нуля, он смог устроиться на таможню, где проявил себя невероятно честным и деятельным чиновником. Заслужив доверие руководства, Чичиков смог провернуть крупную аферу и заработать внушительный капитал. Однако ссора с подельником привела к краху их операции. Лишь чудом Чичиков избежал наказания.

Оставшись с небольшой суммой денег, Павел Чичиков вновь начал свой путь к богатой жизни. Он решил скупать «мёртвые души» — уже умерших крепостных крестьян, чьи имена ещё были внесены в реестр, чтобы затем заложить их в Опекунском совете и тем самым сорвать большой куш. С этой целью он принялся ездить по небольшим городам и заводить знакомства с помещиками, которые могли бы дёшево продать мёртвые души.

Благодаря удачным сделкам с помещиками Маниловым, Собакевичем, Коробочкой и Плюшкиным, Чичиков смог заработать репутацию помещика-миллионщика, однако вскоре его афера была раскрыта и он был вынужден в спешке покинуть город.

Образ Чичикова

Павел Иванович Чичиков — один из самых сложных, многогранных образов не только в поэме «Мёртвые души», но и во всей русской литературе. Являясь отражением своей эпохи, он вобрал в себя черты как положительные, так и отрицательные, которые были характерны для представителей того времени.

Несмотря на знатное происхождение, Чичиков рос в бедности. С юных лет он слышал от отца слова о ценности денег, необходимости беречь каждую копейку, не доверять людям и общаться лишь с богатыми. Мальчик на всю жизнь запомнил отцовские наставления и неукоснительно следовал им всю жизнь, став настоящим «рыцарем копейки». Уже во время учёбы в училище Павел Чичиков продемонстрировал предпринимательскую жилку и способность угождать учителям, благодаря чему с отличием закончил учебу.

Будучи весьма амбициозным и целеустремлённым молодым человеком, Чичиков для продвижения по службе не гнушается использовать аморальные методы. У него была одна цель — разбогатеть, иметь возможность жить роскошно, на широкую ногу, и этой цели он полностью подчиняет весь образ жизни. Герой готов долгое время терпеть нужду, лишения, унижения на службе, зная, что рано или поздно он добьётся желаемого.

Никакие неудачи не способны сломить стойкий характер Чичикова. Каждый раз после житейской бури он, словно птица Феникс, восстаёт из пепла и настойчиво продолжает движение к своей цели. Методы, которые он при этом использует, аморальны, но эффективны. Для получения желаемого герой берёт взятки, подставляет коллег, льстит начальству, участвует в денежных аферах.

Чичиков не способен на сильное чувство. Он привык любить себя и восхищаться исключительно собственной персоной, и в его душе нет места для любви к женщине, в которой он видит лишь мать своих будущих детей, и возможность увеличить капитал за счёт приданого.

Чичикова нельзя назвать холодным или жестокосердным человеком. Его душа способна сопереживать, быть милосердной по отношению к другим, но только в том случае, если на это не потребуется финансовых трат.

Павел Чичиков от природы обладает большим потенциалом, в нём заложено немало достоинств, которые он смог как следует развить, но применить их для достижения достойных целей он так и не смог.

· Реального прототипа Чичикова не существует. Данный образ был создан на основе скупщиков мёртвых душ, аферы которых Н.В. Гоголь обсуждал с А. С. Пушкиным.

· Чичиков стал олицетворением нового типа русского человека, который появился в середине XIX века. Это предприниматель, ловкий делец и авантюрист, который любым способом пытается обогатиться и достичь своей цели.

· Гоголь полностью отошёл от классического построения композиции произведения, дав жизнеописание Чичикова лишь в самом конце поэмы. Подобный композиционный перевёртыш был нетрадиционным для того времени.

· «Мёртвые души» замышлялись по образцу дантовской «Божественной комедии» в трёх частях: Ад, Чистилище, Рай. По этим ступеням Гоголь хотел провести главного героя в его земной жизни, чтобы продемонстрировать духовное развитие и перерождение.

· Во втором томе по замыслу Гоголя происходит борьба за душу Чичикова между силами добра и зла. После искреннего раскаяния герой должен быть обратиться к свету и начать совершать добрые дела. Однако Гоголь, надломленный тяжёлым трудом, решил прекратить работу.

Манилов

Биография

Манилов — богатый помещик средних лет, владелец деревни Маниловка, в которой живёт около двух сотен крестьянских семей.

В молодости Манилов состоял на военной службе и у сослуживцев пользовался уважением благодаря своим личным качествам. Там же он пристрастился к курению трубки.

Выйдя в отставку, Манилов поселился в родовом имении Маниловка. Вскоре он женился на молодой дворянке Елизавете, которая родила двоих сыновей, Фемистоклюса и Алкида.

Манилов почти безвыездно живет со своей семьёй в имении и редко выезжает в свет. Во время одного из таких визитов в доме губернатора Манилов знакомится с Чичиковым. Он очень рад новому знакомству, считая Чичикова невероятно образованным и просвещённым человеком. Его несколько смущает предложение о продаже мёртвых душ, но он полностью доверяет своему новому другу и, желая сделать ему приятное, соглашается отдать их бесплатно.

Образ Манилова

При первом знакомстве Манилов оставляет самое благоприятное впечатление. Он вежлив, любезен, обходителен. Манилова способна привести в умиление самая малость, и он совершенно искренне способен радоваться ей. Однако при более близком знакомстве выясняется, что за приторным обаянием помещика скрывается душевная пустота и чёрствость.

Личность героя наиболее полно раскрывается благодаря характеристике дома. Так, у Манилова каменный двухэтажный дом, но расположен он крайне неудачно: открытый всем ветрам на возвышенности, он окружён лишь несколькими чахлыми берёзками. Господский сад устроен по последней моде на английский манер, однако и до него нет дела хозяину: пруд зарос тиной, цветов и деревьев мало.

Автор всячески демонстрирует претензии Манилова на культуру, образованность, однако на деле герой весьма далёк от звания просвещённого человека. Он не читает книги, ничем не интересуется, редко выезжает в свет и лишь мечтает о соседстве с умным и образованным собеседником, общение с которым повышало бы его самооценку.

Манилов вежлив даже со своими работниками, однако вместе с тем он совершенно равнодушен к их жизни, насущным проблемам. Он плохо разбирается в хозяйстве и нередко бывает обманутым в силу своей доверчивости и безразличия.

Несмотря на чувствительность и сентиментальность Манилова, его душа безжизненна, она скудна на настоящие, чистые чувства и порывы. Его разум, ставший жертвой праздности, находится в сонном оцепенении. За слащавым обаянием Манилова скрывается душевная пустота и ничтожество.

· У Манилова нет достоверного исторического прототипа. Однако, по мнению исследователей творчества Н. В. Гоголя, им мог стать царь Николай I, в котором было немало общего с типом Манилова.

· У помещика нет имени, несмотря на то, что автор даёт имена его супруге и даже детям. Тем самым он подчеркивает неуловимость героя, его безликость: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

· Весьма символична и фамилия героя. Она образована от слова «манить» и явно указывает на слащавую, приторную личность героя.

· Манилов является единственным помещиком в поэме, у которого есть полноценная семья: любимая жена и дети.

· Манилов курил трубку, а не нюхал табак, что в XIX веке было признаком принадлежности к высшему сословию.

 

Коробочка

Авторская характеристика

Работая над образами русских помещиков, Н. В. Гоголь много времени уделял проработке характеров, отношению к ведению хозяйства, крепостным крестьянам. Одним из наиболее популярных образов стала пожилая помещица Настасья Петровна Коробочка.

Писатель изобразил героиню недалёкой, малограмотной женщиной, которая никогда не стремилась к просвещению. Интересы Коробочки, помимо ведения хозяйства, сводятся лишь к посещению церкви и сплетням. Героиня верит в нечистую силу и искренне её боится.

Гоголь изобразил Настасью Петровну бережливой, рачительной хозяйкой, которая после смерти супруга была вынуждена самостоятельно вести дела. В этом и заключалось её главное достоинство. Вот как сам автор видел свою героиню:

«…отчего коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки и сделать это, что порядок, какой он там себе ни был, на деревне все-таки уцелел, Души в ломбард не заложены, а Церковь, хоть и небогатая, была поддержана, и правились и заутрени и обедни исправно… От чего это так, над этим Чичиков не задумался…»

Источник: Н. В. Гоголь, «Размышления о героях “Мёртвых душ”»

Биография

Настасья Петровна Коробочка — мелкая помещица, которой после смерти мужа, коллежского секретаря, досталась в наследство небольшая деревенька и восемьдесят крепостных крестьян.

Женщина живёт в полном одиночестве, достоверно неизвестно, есть ли у неё дети. О других родственниках известно лишь, что у героини есть сестра, живущая в Москве.

Настасья Петровна — женщина преклонных лет, которая страдает от ревматизма и бессонницы. Она лечит себя народными средствами, которые не приносят облегчения.

У неё небольшое хозяйство,и Коробочка так ловко им управляется, что получает с имения хороший доход, который позволяет ей безбедно жить. Она торгует всем, что только можно продать: медом, перьями, салом, пенькой и прочим товаром.

Коробочка следит, чтобы её крепостные жили в хороших условиях и при этом не бездельничали. В доме и деревне Коробочки царит порядок и чистота.

Образ Коробочки

В лице Настасьи Петровны Коробочки автор рисует образ мелкой провинциальной помещицы, чьё внимание занято исключительно хозяйством. Став вдовой, женщина осталась один на один со всеми проблемами, которые ранее решал её супруг. Теперь она вынуждена самостоятельно заботиться о себе, обеспечивать привычный уровень жизни.

Коробочка — рачительная, бережливая хозяйка, у которой никакая безделица не пропадёт даром. Обладая практической хваткой, она успешно торгует товарами, которые производятся в её хозяйстве, а полученную прибыль откладывает на чёрный день. При этом героиня любит пожаловаться на жизнь, прикинуться бедной, несчастной вдовой, которой так непросто жить на этом свете.

Героиня не отталкивает своей аккуратностью в делах, однако она настолько погрязла в ежедневной бытовой рутине, что убивает всё живое в своей душе. Она ничем не интересуется, не читает книги, равнодушно относится к искусству и ко всему прекрасному. Единственное, что её по-настоящему интересует, — возможность выгодно совершать мелкие сделки.

Мышление помещицы настолько узко и ограниченно, что она не способна адекватно воспринимать новую информацию, объективно оценивать те события, что происходят вокруг неё. Однако у неё хватает решительности отстаивать свои права, обращаться в суд при необходимости. Она не хочет быть обманутой, боится, что её могут как-то обхитрить, обсчитать. Замкнутый круг хозяйственной деятельности, по которому изо дня в день, из года в год движется героиня, и составляет всю её жизнь.

Ноздрев

Биография

Ноздрёв — молодой 35-летний дворянин, владелец большого поместья. Вдовец, женился довольно рано, но жена его скончалась, оставив двух малолетних детей. Ноздрёв совершенно равнодушен к детям, не занимается их воспитанием.

Ноздрёв был достаточно обеспеченным помещиком, у которого были прекрасные лошади. Однако из-за неконтролируемой страсти к азартным играм он спускает своё состояние, продаёт породистых скакунов. В имении остаётся лишь прекрасная псарня с охотничьими собаками, к которым неравнодушен герой. Он является страстным охотником и держит собак для охоты.

Будучи страстным игроком в карты, Ноздрёв откровенно жульничает во время игры, и об этом всем известно. За свою страсть к нечестной игре Ноздрёв нередко бывает бит обманутыми игроками.

В пылу ссоры Ноздрёв способен вести себя неадекватно: он распускает руки, унижает оппонента. В итоге Ноздрёв вынужден явиться в суд по делу об избиении в пьяном виде розгами помещика. Является единственным помещиком, который не продаёт Чичикову мёртвые души.

Образ Ноздрёва

Ноздрёв — уникальный персонаж, который в силу своего неугомонного, вспыльчивого характера регулярно попадает в громкие истории. Практически всегда он сам провоцирует их своим поведением, которое строится на пьянках, драках, оскорблениях, скандальных и откровенно безобразных сплетнях.

Будучи большим мастером приврать, Ноздрёв не стыдиться обманывать окружающих. Он способен на самый подлый, циничный обман, который уничтожает репутацию человека, но чаще всего его ложь является следствием чрезмерно буйного воображения. Рассказывая всякого рода небылицы, Ноздрёв так старательно это делает, что сам начинает верить в них и искренне негодует, когда его уличают во лжи или насмехаются.

Ноздрёв — страстный картёжник, не способный себя мало-мальски контролировать во время игры. Даже когда он выигрывает крупную сумму, он тут же спускает её на новую партию и не останавливается до тех пор, пока не проигрывает всё, что имеет. Во время игры Ноздрёв не гнушается жульничать, за что нередко бывает бит. Однако ни дурная репутация в обществе, ни откровенные унижения не способны вразумить непутёвого героя, у которого напрочь отсутствует чувство собственного достоинства.

Страстная натура Ноздрёва проявляется и в стремлении постоянно что-то менять. Предметом мены с его стороны может быть всё, что угодно, а результат обмена зачастую бывает не в его пользу. Однако это не смущает Ноздрёва, для которого важен сам процесс.

Несмотря на происхождение, Ноздрёв ведёт себя как абсолютный хам и невежда, который напрочь игнорирует основы культуры поведения. Он плохо образован, ничем не интересуется, ни к чему не стремится. Всё, что занимает его ограниченный ум, — это карты, охота и бесконечные развлечения.

Собакевич

Биография

Михаил Семёнович Собакевич — зажиточный помещик средних лет, владеет большой деревней, к которой примыкают два леса.

Собакевич женат, и брак его благополучен. Супруга, Феодулия Ивановна, понимает и принимает мужа таким, каков он есть. О детях супружеской пары автор не упоминает. Возможно, они уже выросли и покинули отчий дом. Супруги ведут уединённый образ жизни.

Также известно и об отце героя, который смог передать ему богатырское здоровье и телосложение. Отец Собакевича был так силён, что в одиночку ходил на медведя. За всю свою жизнь Собакевич ни разу ничем не болел.

Собакевич является хорошим хозяином, который следит за тем, чтобы его крепостные ни в чём не испытывали нужды. Их дома просты и неказисты, но зато крепки и удобны.

Будучи деловым, прагматичным человеком, сразу соглашается продать Чичикову мёртвые души. Предмет торга его совершенно не удивляет, и он берёт за мёртвых крестьян приличную цену.

Образ Собакевича

Собакевич — натура прямая, приземлённая. Несмотря на своё высокое происхождение, Михаил Семёнович далёк от образа утончённого аристократа. Это грубоватый, простой в общении мужчина, который больше похож на зажиточного крестьянина, нежели на дворянина.

Собакевич не в состоянии оценить прекрасное, у него совершенно нет чувства вкуса. На первое место герой ставит практичность и надёжность. Эта особенность отражается на всём, что окружает Собакевича: его собственном доме и крестьянских избах, внутреннем убранстве усадьбы, одежде. Отсутствие красоты и изящества с лихвой компенсируется надёжностью, основательностью.

Собакевич — прямолинейный, грубый человек, который не стесняется в выражениях при обсуждении других людей. В окружающих он видит одних лишь разбойников и мошенников. Собакевич постоянно кого-то критикует, редко бывает чем-то доволен. Настроить его на мирный лад способен только сытный обед, состоящий из простой, сытной пищи: герой не признаёт ни кулинарные изыски, ни умеренность в еде.

У Собакевича сильно развита практическая сторона натуры. Получив предложение от Чичикова о продаже мёртвых душ, он ничуть не удивляется и сразу принимается за торги. Более того, он начинает всячески расхваливать «товар», пытаясь продать его подороже.

Собакевич получил соответствующее его статусу образование, однако он презрительно относится к просвещению, считая его чем-то лишним, ненужным. Герою чуждо увлечение литературой, искусством. Его душа черства и холодна. В погоне за сытой, комфортной жизнью Собакевич утрачивает человечность.

· Собакевич — яркий персонаж, в котором много черт фольклорных образов, среди которых образы былинного богатыря и сказочного медведя Топтыгина.

 Исследователи творчества Гоголя считают, что писатель «срисовал» образ Собакевича с русского писателя и историка Михаила Погодина.

 Собакевич весьма скуп. Он предлагает гостю в качестве десерта незамысловатое варенье — редьку, сваренную в меду. В ту пору сахар был дорогим продуктом, и рачительные хозяева использовали его крайне редко.

 При всей своей внешней грубости Собакевич явно тяготеет к романтике Греции. На это указывают многочисленные портреты греческих полководцев, которые были развешены в его доме.

 Автор всячески подчёркивает животное начало Собакевича. Герой внешне очень похож на медведя, и эту схожесть усиливает одежда такого же цвета, имя, страсть к обильной незамысловатой пище.

Плюшкин

Биография

Степан Плюшкин — богатый помещик, крепкий хозяин, который успешно развивал своё большое хозяйство. Это семейный человек, у которого была жена и трое детей: две дочери-красавицы и младший сын. Дом Плюшкиных славился гостеприимством: очаровательная хозяйка с неизменным радушием встречала гостей, а прекрасно образованный хозяин всегда мог развлечь гостя умной беседой, поделиться ценным опытом ведения хозяйства.

Всё изменилось после смерти любимой супруги Плюшкина, который замкнулся в себе и всё внимание сосредоточил на своём богатстве. Тем временем старшая дочь Александра без отцовского благословения вышла замуж за офицера, сын связал свою судьбу с военной службой, а младшая дочь скончалась в родительском имении. Плюшкин проклял детей и долгое время не хотел ничего о них слушать.

Плюшкин стал настолько скупым, что начал отказываться от выгодных сделок, и вскоре его амбары стали ломиться от испорченного зерна, муки и прочих продуктов и хозяйственных товаров. Он настолько экономил на крепостных, что те либо умирали от болезней и голода, либо сбегали от жадного и жестокого хозяина.

Плюшкин столь сильно деградировал в своей скупости, что перестал адекватно воспринимать реальность. Однако с радостью принял предложение Чичикова и без колебаний согласился продать незнакомцу мёртвые души.

Образ Плюшкина

Степан Плюшкин — единственный из помещиков, которого автор наделил подробной биографией. Она необходима для того, чтобы продемонстрировать насколько глубоко может нравственно пасть даже сильный и достойный во всех отношениях человек.

Плюшкин всегда был сильной, самодостаточной личностью. Это был умный, прекрасно образованный человек, твёрдо стоявший на ногах. Однако что-то надломилось в нём после смерти любимой супруги, и в душе героя запустились необратимые процессы, которые привели его к нравственному разложению. В итоге былая практичность перерастает в непомерную скупость, трезвый расчёт — в жадность и недоверчивость, а от семейных уз и вовсе не остаётся и следа: Плюшкин разрывает отношения с детьми, проклиная их.

Отражением психологического состояния героя является его усадьба, которая красноречиво говорит о его серьёзных душевных проблемах. Царящая повсюду разруха и запустение указывает на то, что личность Плюшкина не в состоянии найти какую-то опору в жизни. Утратив смысл своего существования, он деградирует, утрачивает всё человеческое, что в нём до этого было.

Плюшкин не замечает, как опускается на самое дно. Он перестаёт нормально питаться, носит одни лохмотья, превращает собственный дом в настоящую свалку. Главной его заботой становится контроль за крепостными, которые по его мнению, так и норовят облапошить, стащить что-то из его запасов.

Душа Плюшкина покрывается толстым слоем коросты, она мертвеет, и уже ничто не способно вернуть её к жизни — ни рождение внуков, ни воспоминания о былом. Герой доживает свои дни в полном одиночестве, унынии и тоске.

· Степан Плюшкин — вымышленный персонаж, у которого не было реальных прототипов.

· Плюшкин является последним и самым богатым помещиком, с которым совершил сделку Чичиков.

· В русском разговорном языке и в литературной традиции имя Плюшкин стало нарицательным обозначением для мелочных, скупых людей.

· Образ Плюшкина оказался настолько ярким и сильным, что этим именем было названо заболевание. «Синдром Плюшкина» — это патологическое накопительство, когда человек ради накопления средств жертвует не просто своим комфортом, но и обеспечением базовых потребностей. То есть, современные «Плюшкины» добровольно выбирают нищету, хотя имеют возможность жить по-человечески.

· По замыслу Н. В. Гоголя, Плюшкин должен был преобразиться из скупого старика в благодетеля, который старается всячески помочь беднякам. Но, по признанию самого автора, он так и не смог убедительно описать духовное перерождение персонажей.

Копейкин

Особую роль в поэме «Мертвые души» играет характеристика капитана Копейкина, история которого стоит отдельно от всего повествования, однако она подчинена общему замыслу Н. В. Гоголя, который хотел показать «омертвление душ».

Краткое содержание

Капитан Копейкин, в войне 1812 года потерявший руку и ногу, пытается себе оформить материальную помощь. Много времени пришлось потратить герою, чтобы добиться конечного результата. Однако он не получил денежные выплаты, вельможа просто выгнал его. История заканчивается тем, что капитан Копейкин, по слухам, возглавил банду разбойников.

Основная идея

Н. В. Гоголь, помещая повесть о капитане Копейкине, особую роль отводит вечному ожиданию решения. Герою приходится подолгу простаивать в очереди, чтобы добиться аудиенции. Служащие только обещают ему помочь, однако ничего не делают для этого. Им нет дела до простого народа, который защищал страну в военное время. Для вышестоящих людей совершенно не важна человеческая жизнь. Их волнуют только деньги и те, кто ими владеет.

Писатель показал, как равнодушие со стороны правительства заставляет честного человека стать разбойником.

Капитан Копейкин – маленький человек, который вынужден встать против государственной системы. Никогда еще тема маленького человека не была раскрыта так, как была раскрыта тема повести Н. В. Гоголем. Копейкин – образ маленького человека, не побоявшегося вступить в борьбу с властью. Герой стал своеобразным «благородным разбойником», мстившим только власть имущим.

Особенности повествования

Повесть лишена детальных описаний, Копейкин не имеет даже портрета, у него нет и имени. Автор делает это преднамеренно, герой фактически лишен лица. Сделано это для того, чтобы показать типичность ситуации и типичность образа, который оказался в сложной ситуации из-за несправедливости общества. Причем существование людей, подобных Копейкину, было свойственно не только городу NN, в котором происходит действие «Мертвых душ», но и всей России в целом.

Роль капитана Копейкина в поэме «Мертвые души» велика, это обобщенный образ простого человека, который подвергается всей несправедливости существующего общества.

Н. В. Гоголь при описании трагичной судьбы капитана Копейкина использует прием контраста. Бедность Копейкина противопоставлена роскоши высших чинов. Причем все это сделано с помощью гротеска. Контрастом показаны и герои. Копейкин – честная личность, которая защищала страну во время войны. Люди высшего положения – бесчувственные и равнодушные люди, для которых главное – деньги и положение в обществе. Противопоставление подчеркивают и предметы: маленькая комнатка Копейкина сравнивается с домом вельможи; скромный обед, который может себе позволить Копейкин, противопоставлен деликатесам, находящимся в дорогих ресторанах.

Характерной особенностью повести является то, что автор вложил ее в уста почтмейстера, у которого особенная манера повествования с вводными конструкциями и риторическими восклицаниями. Авторская позиция выражается отношением рассказывающего ко всему сказанному. Для почтмейстера история капитана Копейкина – шутка, которую можно рассказать за обеденным столом людям, которые поступили бы абсолютно так же, как и вельможа. Такой манерой повествования автор еще больше подчеркнул всю бездушность современного ему общества.

Образы чиновников

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…» Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду — орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем — какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чичиков

Биография

Павел Иванович Чичиков — мужчина средних лет, чиновник, дворянин. Происхождение героя весьма туманно, поскольку достоверно неизвестно, какими дворянами были его родители: столбовыми или личными. Семья Чичикова была бедной: в её владении был лишь небольшой домик и несколько крепостных.

Детство Павла Чичикова было безрадостным. Рано лишившись матери, он воспитывался строгим, скупым и равнодушным отцом. Повзрослевший Павел перебрался в город, где поступил в училище. Здесь он научился зарабатывать деньги и копить их, а также всячески угождать преподавателям. Благодаря своему поведению он успешно закончил учебное заведение.

После смерти отца Чичикову достался старый дом и семья крепостных. Продав скромное имение, он получил начальный капитал для новой жизни. Чичиков твёрдо решил стать богатым человеком и ради этой цели был готов безропотно терпеть все жизненные тяготы. Ради продвижения по службе он даже собирался жениться на некрасивой дочери своего начальника, но, получив желанную должность, отказался от своего намерения.

На новой должности Чичиков без зазрения совести брал взятки, благодаря чему укрепил своё финансовое положение. Однако всё изменилось с приходом нового честного начальника, и Чичикову пришлось искать новое место работы. Начав всё с нуля, он смог устроиться на таможню, где проявил себя невероятно честным и деятельным чиновником. Заслужив доверие руководства, Чичиков смог провернуть крупную аферу и заработать внушительный капитал. Однако ссора с подельником привела к краху их операции. Лишь чудом Чичиков избежал наказания.

Оставшись с небольшой суммой денег, Павел Чичиков вновь начал свой путь к богатой жизни. Он решил скупать «мёртвые души» — уже умерших крепостных крестьян, чьи имена ещё были внесены в реестр, чтобы затем заложить их в Опекунском совете и тем самым сорвать большой куш. С этой целью он принялся ездить по небольшим городам и заводить знакомства с помещиками, которые могли бы дёшево продать мёртвые души.

Благодаря удачным сделкам с помещиками Маниловым, Собакевичем, Коробочкой и Плюшкиным, Чичиков смог заработать репутацию помещика-миллионщика, однако вскоре его афера была раскрыта и он был вынужден в спешке покинуть город.

Образ Чичикова

Павел Иванович Чичиков — один из самых сложных, многогранных образов не только в поэме «Мёртвые души», но и во всей русской литературе. Являясь отражением своей эпохи, он вобрал в себя черты как положительные, так и отрицательные, которые были характерны для представителей того времени.

Несмотря на знатное происхождение, Чичиков рос в бедности. С юных лет он слышал от отца слова о ценности денег, необходимости беречь каждую копейку, не доверять людям и общаться лишь с богатыми. Мальчик на всю жизнь запомнил отцовские наставления и неукоснительно следовал им всю жизнь, став настоящим «рыцарем копейки». Уже во время учёбы в училище Павел Чичиков продемонстрировал предпринимательскую жилку и способность угождать учителям, благодаря чему с отличием закончил учебу.

Будучи весьма амбициозным и целеустремлённым молодым человеком, Чичиков для продвижения по службе не гнушается использовать аморальные методы. У него была одна цель — разбогатеть, иметь возможность жить роскошно, на широкую ногу, и этой цели он полностью подчиняет весь образ жизни. Герой готов долгое время терпеть нужду, лишения, унижения на службе, зная, что рано или поздно он добьётся желаемого.

Никакие неудачи не способны сломить стойкий характер Чичикова. Каждый раз после житейской бури он, словно птица Феникс, восстаёт из пепла и настойчиво продолжает движение к своей цели. Методы, которые он при этом использует, аморальны, но эффективны. Для получения желаемого герой берёт взятки, подставляет коллег, льстит начальству, участвует в денежных аферах.

Чичиков не способен на сильное чувство. Он привык любить себя и восхищаться исключительно собственной персоной, и в его душе нет места для любви к женщине, в которой он видит лишь мать своих будущих детей, и возможность увеличить капитал за счёт приданого.

Чичикова нельзя назвать холодным или жестокосердным человеком. Его душа способна сопереживать, быть милосердной по отношению к другим, но только в том случае, если на это не потребуется финан<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.