Типология социальных технологий — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типология социальных технологий

2022-10-27 29
Типология социальных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

- обширностью социальных отношений и видов социального действия;

- системным, сложным характером социальных технологий

- разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

- различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

В реальной жизни используются самые разнообразные технологии. Практика и теория выработки для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии.

Можно выделить следующие шесть основных видов социальных технологий:

технологии обеспечения социального функционирования общества (технологии социальной работы);

политические технологии;

технологии информационного обеспечения функционирования общества;

технологии экономического функционирования общества и развития собственности;

технологии правового обеспечения функционирования общества; т

ехнологии духовно-культурного развития.

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

- универсальные социальные технологии;

- частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2.По уровню социальной деятельности:

- глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

- региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

- национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

- государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

- муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

- функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

- инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

- технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

- формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

- стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

- сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

- разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

- организационно-распорядительные и административные социальные техно-логии;

- социально-правовые технологии;

- медико-социальные технологии

- психологические технологии;

- педагогические технологии и т.п.

6. По цели функционирования:

- социальные технологии, ориентированные на созидание;

- социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

- социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

7. По уровню общественных отношений:

- макротехнологии – т.е. технологии макросистем (региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы и др.

- мезотехнологии – т.е. технологии на уровне города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т п.;

- микротехнологии – т.е. технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на различное и рациональное использование личностного потенциала.

8. С точки зрения масштабности выделяют:

1) глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем, решение мировых тенденций развития, связи общества и природы (технологии глоального моделирования – т.е. исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечение растущего населения Земли продовольствием и т.д.

2 ) региональные СТ изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

3) локальные СТ применяются для решения местных проблем, которые содержат в себе типичные и неповторимые особенности.

9. По степени новизны:

1) традиционные (рутинные) – характеризуются методами воздействия основанными на переломном опыте, отличаются малой низкоемкостью и т.д.;

2) инновационные СТ – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании производства и управления, политических и духовных сфер общественной жизни в их инновировании.

12. По объекту воздействия:

1) субъективные дифференцируются на индивидуальные, групповые, сферные и технологии на уровне всего общества.

- индивидуальные (методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения и т.д.)

- групповые могут быть разделены в зависимости от половозрастных, статусных и профессиональны признаков (н-р, для безработных это технология трудоустройства, для семей – семейная психотерапия и т.д.;

2) деятельностные имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества, так и отдельных его членов и групп (социальные, духовные, экономические, политические).; 

3) средовые, к ним относятся методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Их количество безгранично. Прежде всего эти СТ помогают найти свой социум, в котором субъект чувствует себя комфортно. Это выбор профессии, организации, создание семьи и т.д. По сути это достижение определенного статуса в обществе со всеми его характеристиками.

Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, ре­гионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сущность Технологии СР.

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченных ресурсах получить максимально значимый результат - требует технологизации социальной работы, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которые использует социальная работа. В социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производится только при помощи совокупности всех технологий. Учитывая междисциплинарный характер СР, в ней используются и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно СР (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация СР позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с согласованностью действий и операций. Таким образом, социальные проблемы разделятся на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартным способом.

Технологии социальной работы можно рассматриватьцеленаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.

Воздействие – это действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь. Именно цель является основополагающей во всем процессе социальной работы.

Социальное воздействие это осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается как изменение знаний, установок поведения или эмоций человека с помощью действия других индивидов, групп или других общностей. При этом в качестве партнеров подобного взаимодействия могут быть как отдельные личности, так и группы разного размера и типа. Среди форм с. в. можно вычленить непосредственный контакт между людьми и опосредованные формы, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, различного рода символы, предметы, ценности). b.c. может быть

- преходящим и устойчивым,

- личностным и вещественным,

- формальным и неформальным,

- институцнализированным и неинституциализировашшм.

- принудительным (основное средство давления, где возможно наказание за отказ подчиниться) и награждающим (средство давления - награда за согласие подчиниться);

- легитимным (признание законности);

- информационным и экспертным (основанным на убеждении в компетентности источника b.c.);

- референтным (основанным на идентификации объекта b.c. с его субъектом).

Анализ процесса воздействия показывает, что в его основании всегда заложены какие-то источники вдохновения и уверенности социального работника в его праве оказывать это воздействие. Среди них можно выделить:

1. Знание и опыт социального работника, приобретенные в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой оказывать на других людей свое влияние (знания в сфере межличностных отношений, управление деятельностью, компетентность социального работника, учет возрастных особенностей людей, специализация в оказании помощи клиентам и т.д.);

2. Материальные источники услуг. Социальный работник, как официальное лицо, имеет возможность контролировать расходование денежных средств, использование коек в ночлежках и больницах, питание детей и т.д.;

3. Узаконенные полномочия. Два типа узаконенных полномочий могут служить основанием для оказания влияния социальным работником. Одним из них является положение или занимаемая должностная позиция, занимаемая в организации в результате избрания или назначения на эту должность. Другим видом полномочий является авторитетность которая обусловлена исполнением контрольных функций по месту работы (позволяют человеку не только предъявлять требования к другим людям, но и применять к ним административные санкции, или же отменять наказания);

4. Статус и репутация. Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в своем учреждении или в социальной группе: чем выше он поднимается по иерархической должностной лестнице, тем выше его статус. Но повышение или понижение в должности зависит от его репутации, т.е., как он зарекомендовал себя в должности, как он проявил способности, свое отношение к делу, свои знания и компетентность. Репутация социального работника складывается в процессе и в результате взаимоотношений между социальным работником и окружающей его средой. Его репутация возрастает по мере того, как все большее количество людей общается с ним и убеждается в его знаниях, компетентности, коммуникабельности и обязательности.;

5. Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые люди бывают весьма привлекательные для окружающих благодаря наличию обаятельности, очаровательности и даже харизматичеких особенностей. Такие работники способны в работе с людьми располагать их к себе и вдохновлять их, настраивать на активное участие в совместной деятельности. В отличии от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем его личная привлекательность может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей;

6. Владение информацией. Содержание принимаемых людьми решений и предпринимаемых ими действий, их восприятие окружающего мира, а также их поведение в определенной мере зависит от количества и качества той информации, которой они располагают, которая для них доступна. Поэтому тот, кто располагает наибольшим количеством качественной информации, оказывается более влиятельным по сравнению с остальными;

7. Другие источники влияния.

Поочередное рассматривание этих факторов не означает, что каждый из них действует независимо от других, наоборот, только во взаимодействии они приносят пользу.

В непосредственном влиянии на людей социальный работник должен умело пользоваться приемами и средствами влиятельного воздействия на сознание и поведение. К ним относятся:

1) Стимулирование. Термин "стимулирование" в данном контексте означает воздействие на людей вознаграждением за активное и добросовестное отношение к делу (положительное стимулирование), или же наказанием за бездеятельность и безответственное отношение к делу (отрицательные стимулы). Для применения стимулов социальный работник должен иметь доступ к их источникам, материальным или духовным, а также располагать полномочиями или контрольными полномочиями в сфере применения санкций.

2) Убеждение. Убеждение рассчитано на открытое и прямое воздействие на сознание человека, на добровольное желание выслушать аргументы, а не подсознательное опасение последующего наказания. Применяя метод убеждения, социальный работник должен обладать взвешенной информацией, статусом и репутацией, личной привлекательностью и тактичностью и т.п.

3) Использование связей. Важным фактором процесса влияния является использование связей социального работника в отношениях между ним и теми, на которых направлено его влияние. Соц. работник может в самом процессе взаимоотношений оказывать влияние на людей своими личностными качествами, осознает он это или нет.

4) Использование социальной среды. Непосредственное окружение человека и вовлеченность его в общественные отношения неизбежно оказывают влияние на его отношения к социальной среде и на его поведение в обществе. Следовательно, можно добиваться изменений в сознании человека и поведении человека путем косвенного влияния на него посредством преобразований самой среды, (поместить ребенка в детский дом или взять на воспитание в семью и т.д.)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.