История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-27 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация.
Многообразие социальных технологий обусловлено:
- обширностью социальных отношений и видов социального действия;
- системным, сложным характером социальных технологий
- разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;
- различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.
В реальной жизни используются самые разнообразные технологии. Практика и теория выработки для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии.
Можно выделить следующие шесть основных видов социальных технологий:
технологии обеспечения социального функционирования общества (технологии социальной работы);
политические технологии;
технологии информационного обеспечения функционирования общества;
технологии экономического функционирования общества и развития собственности;
технологии правового обеспечения функционирования общества; т
ехнологии духовно-культурного развития.
Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
- универсальные социальные технологии;
- частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
|
2.По уровню социальной деятельности:
- глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
- региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
- национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
- государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;
- муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
- функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
- инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;
- технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы:
- формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
- стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
- сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
- разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств:
- организационно-распорядительные и административные социальные техно-логии;
- социально-правовые технологии;
- медико-социальные технологии
- психологические технологии;
|
- педагогические технологии и т.п.
6. По цели функционирования:
- социальные технологии, ориентированные на созидание;
- социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
- социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.
7. По уровню общественных отношений:
- макротехнологии – т.е. технологии макросистем (региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы и др.
- мезотехнологии – т.е. технологии на уровне города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т п.;
- микротехнологии – т.е. технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на различное и рациональное использование личностного потенциала.
8. С точки зрения масштабности выделяют:
1) глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем, решение мировых тенденций развития, связи общества и природы (технологии глоального моделирования – т.е. исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечение растущего населения Земли продовольствием и т.д.
2 ) региональные СТ изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.
3) локальные СТ применяются для решения местных проблем, которые содержат в себе типичные и неповторимые особенности.
9. По степени новизны:
1) традиционные (рутинные) – характеризуются методами воздействия основанными на переломном опыте, отличаются малой низкоемкостью и т.д.;
2) инновационные СТ – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании производства и управления, политических и духовных сфер общественной жизни в их инновировании.
12. По объекту воздействия:
1) субъективные дифференцируются на индивидуальные, групповые, сферные и технологии на уровне всего общества.
|
- индивидуальные (методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения и т.д.)
- групповые могут быть разделены в зависимости от половозрастных, статусных и профессиональны признаков (н-р, для безработных это технология трудоустройства, для семей – семейная психотерапия и т.д.;
2) деятельностные имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества, так и отдельных его членов и групп (социальные, духовные, экономические, политические).;
3) средовые, к ним относятся методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Их количество безгранично. Прежде всего эти СТ помогают найти свой социум, в котором субъект чувствует себя комфортно. Это выбор профессии, организации, создание семьи и т.д. По сути это достижение определенного статуса в обществе со всеми его характеристиками.
Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.
Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Сущность Технологии СР.
Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.
Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченных ресурсах получить максимально значимый результат - требует технологизации социальной работы, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которые использует социальная работа. В социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производится только при помощи совокупности всех технологий. Учитывая междисциплинарный характер СР, в ней используются и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно СР (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация СР позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с согласованностью действий и операций. Таким образом, социальные проблемы разделятся на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартным способом.
|
Технологии социальной работы можно рассматриватьцеленаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.
Воздействие – это действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь. Именно цель является основополагающей во всем процессе социальной работы.
Социальное воздействие это осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается как изменение знаний, установок поведения или эмоций человека с помощью действия других индивидов, групп или других общностей. При этом в качестве партнеров подобного взаимодействия могут быть как отдельные личности, так и группы разного размера и типа. Среди форм с. в. можно вычленить непосредственный контакт между людьми и опосредованные формы, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, различного рода символы, предметы, ценности). b.c. может быть
- преходящим и устойчивым,
- личностным и вещественным,
- формальным и неформальным,
- институцнализированным и неинституциализировашшм.
- принудительным (основное средство давления, где возможно наказание за отказ подчиниться) и награждающим (средство давления - награда за согласие подчиниться);
- легитимным (признание законности);
- информационным и экспертным (основанным на убеждении в компетентности источника b.c.);
- референтным (основанным на идентификации объекта b.c. с его субъектом).
Анализ процесса воздействия показывает, что в его основании всегда заложены какие-то источники вдохновения и уверенности социального работника в его праве оказывать это воздействие. Среди них можно выделить:
|
1. Знание и опыт социального работника, приобретенные в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой оказывать на других людей свое влияние (знания в сфере межличностных отношений, управление деятельностью, компетентность социального работника, учет возрастных особенностей людей, специализация в оказании помощи клиентам и т.д.);
2. Материальные источники услуг. Социальный работник, как официальное лицо, имеет возможность контролировать расходование денежных средств, использование коек в ночлежках и больницах, питание детей и т.д.;
3. Узаконенные полномочия. Два типа узаконенных полномочий могут служить основанием для оказания влияния социальным работником. Одним из них является положение или занимаемая должностная позиция, занимаемая в организации в результате избрания или назначения на эту должность. Другим видом полномочий является авторитетность которая обусловлена исполнением контрольных функций по месту работы (позволяют человеку не только предъявлять требования к другим людям, но и применять к ним административные санкции, или же отменять наказания);
4. Статус и репутация. Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в своем учреждении или в социальной группе: чем выше он поднимается по иерархической должностной лестнице, тем выше его статус. Но повышение или понижение в должности зависит от его репутации, т.е., как он зарекомендовал себя в должности, как он проявил способности, свое отношение к делу, свои знания и компетентность. Репутация социального работника складывается в процессе и в результате взаимоотношений между социальным работником и окружающей его средой. Его репутация возрастает по мере того, как все большее количество людей общается с ним и убеждается в его знаниях, компетентности, коммуникабельности и обязательности.;
5. Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые люди бывают весьма привлекательные для окружающих благодаря наличию обаятельности, очаровательности и даже харизматичеких особенностей. Такие работники способны в работе с людьми располагать их к себе и вдохновлять их, настраивать на активное участие в совместной деятельности. В отличии от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем его личная привлекательность может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей;
6. Владение информацией. Содержание принимаемых людьми решений и предпринимаемых ими действий, их восприятие окружающего мира, а также их поведение в определенной мере зависит от количества и качества той информации, которой они располагают, которая для них доступна. Поэтому тот, кто располагает наибольшим количеством качественной информации, оказывается более влиятельным по сравнению с остальными;
7. Другие источники влияния.
Поочередное рассматривание этих факторов не означает, что каждый из них действует независимо от других, наоборот, только во взаимодействии они приносят пользу.
В непосредственном влиянии на людей социальный работник должен умело пользоваться приемами и средствами влиятельного воздействия на сознание и поведение. К ним относятся:
1) Стимулирование. Термин "стимулирование" в данном контексте означает воздействие на людей вознаграждением за активное и добросовестное отношение к делу (положительное стимулирование), или же наказанием за бездеятельность и безответственное отношение к делу (отрицательные стимулы). Для применения стимулов социальный работник должен иметь доступ к их источникам, материальным или духовным, а также располагать полномочиями или контрольными полномочиями в сфере применения санкций.
2) Убеждение. Убеждение рассчитано на открытое и прямое воздействие на сознание человека, на добровольное желание выслушать аргументы, а не подсознательное опасение последующего наказания. Применяя метод убеждения, социальный работник должен обладать взвешенной информацией, статусом и репутацией, личной привлекательностью и тактичностью и т.п.
3) Использование связей. Важным фактором процесса влияния является использование связей социального работника в отношениях между ним и теми, на которых направлено его влияние. Соц. работник может в самом процессе взаимоотношений оказывать влияние на людей своими личностными качествами, осознает он это или нет.
4) Использование социальной среды. Непосредственное окружение человека и вовлеченность его в общественные отношения неизбежно оказывают влияние на его отношения к социальной среде и на его поведение в обществе. Следовательно, можно добиваться изменений в сознании человека и поведении человека путем косвенного влияния на него посредством преобразований самой среды, (поместить ребенка в детский дом или взять на воспитание в семью и т.д.)
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!