Технология социальной работы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Технология социальной работы

2022-10-27 29
Технология социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Литература:

1. Технология СР. Учебное пособие П/р Зайнышева Москва. 2000г..

2. Технология СР. Учебник. М.2004г. В 3-х частях. П/р Холостовой

3. Технология СР. Материалы практических занятий. Новочеркаск – Ростов-на-Дону. 1998г.

4. Технология СР Учебник под ред. Чернецкой, 2006

5. Технология СР. Учебное пособие под ред. Фирсова, 2007

6. Основы СР Под ред. Басова. М., 2005

7. Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. Е.И. Холостовой, М., 2004

8. Социальная работа. Учебное пособие под ред. Курбатова. 2000г.

9. Практика СР. Учебное пособие. М., 1993г.

10. Социальная работа. Учебник. Под ред. Павленок. М., 2000г.

11. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белгород, 1995г.

12. Российская энциклопедия СР. М. 1997г.

13. Энциклопедия СР. Перевод с англ. В 3 тт., М., 1994

14. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

15. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Уфа, 1997

 

 

I. Теоретические основы социальной работы

 

Сущность социальных технологий

Типология социальных технологий

Технология СР как наука о социальной воздействии

Сущность Технологии СР.

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченных ресурсах получить максимально значимый результат - требует технологизации социальной работы, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которые использует социальная работа. В социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производится только при помощи совокупности всех технологий. Учитывая междисциплинарный характер СР, в ней используются и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно СР (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация СР позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с согласованностью действий и операций. Таким образом, социальные проблемы разделятся на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартным способом.

Технологии социальной работы можно рассматриватьцеленаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.

Воздействие – это действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь. Именно цель является основополагающей во всем процессе социальной работы.

Социальное воздействие это осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается как изменение знаний, установок поведения или эмоций человека с помощью действия других индивидов, групп или других общностей. При этом в качестве партнеров подобного взаимодействия могут быть как отдельные личности, так и группы разного размера и типа. Среди форм с. в. можно вычленить непосредственный контакт между людьми и опосредованные формы, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, различного рода символы, предметы, ценности). b.c. может быть

- преходящим и устойчивым,

- личностным и вещественным,

- формальным и неформальным,

- институцнализированным и неинституциализировашшм.

- принудительным (основное средство давления, где возможно наказание за отказ подчиниться) и награждающим (средство давления - награда за согласие подчиниться);

- легитимным (признание законности);

- информационным и экспертным (основанным на убеждении в компетентности источника b.c.);

- референтным (основанным на идентификации объекта b.c. с его субъектом).

Анализ процесса воздействия показывает, что в его основании всегда заложены какие-то источники вдохновения и уверенности социального работника в его праве оказывать это воздействие. Среди них можно выделить:

1. Знание и опыт социального работника, приобретенные в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой оказывать на других людей свое влияние (знания в сфере межличностных отношений, управление деятельностью, компетентность социального работника, учет возрастных особенностей людей, специализация в оказании помощи клиентам и т.д.);

2. Материальные источники услуг. Социальный работник, как официальное лицо, имеет возможность контролировать расходование денежных средств, использование коек в ночлежках и больницах, питание детей и т.д.;

3. Узаконенные полномочия. Два типа узаконенных полномочий могут служить основанием для оказания влияния социальным работником. Одним из них является положение или занимаемая должностная позиция, занимаемая в организации в результате избрания или назначения на эту должность. Другим видом полномочий является авторитетность которая обусловлена исполнением контрольных функций по месту работы (позволяют человеку не только предъявлять требования к другим людям, но и применять к ним административные санкции, или же отменять наказания);

4. Статус и репутация. Статус социального работника является отражением того положения, которое он занимает в своем учреждении или в социальной группе: чем выше он поднимается по иерархической должностной лестнице, тем выше его статус. Но повышение или понижение в должности зависит от его репутации, т.е., как он зарекомендовал себя в должности, как он проявил способности, свое отношение к делу, свои знания и компетентность. Репутация социального работника складывается в процессе и в результате взаимоотношений между социальным работником и окружающей его средой. Его репутация возрастает по мере того, как все большее количество людей общается с ним и убеждается в его знаниях, компетентности, коммуникабельности и обязательности.;

5. Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые люди бывают весьма привлекательные для окружающих благодаря наличию обаятельности, очаровательности и даже харизматичеких особенностей. Такие работники способны в работе с людьми располагать их к себе и вдохновлять их, настраивать на активное участие в совместной деятельности. В отличии от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем его личная привлекательность может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей;

6. Владение информацией. Содержание принимаемых людьми решений и предпринимаемых ими действий, их восприятие окружающего мира, а также их поведение в определенной мере зависит от количества и качества той информации, которой они располагают, которая для них доступна. Поэтому тот, кто располагает наибольшим количеством качественной информации, оказывается более влиятельным по сравнению с остальными;

7. Другие источники влияния.

Поочередное рассматривание этих факторов не означает, что каждый из них действует независимо от других, наоборот, только во взаимодействии они приносят пользу.

В непосредственном влиянии на людей социальный работник должен умело пользоваться приемами и средствами влиятельного воздействия на сознание и поведение. К ним относятся:

1) Стимулирование. Термин "стимулирование" в данном контексте означает воздействие на людей вознаграждением за активное и добросовестное отношение к делу (положительное стимулирование), или же наказанием за бездеятельность и безответственное отношение к делу (отрицательные стимулы). Для применения стимулов социальный работник должен иметь доступ к их источникам, материальным или духовным, а также располагать полномочиями или контрольными полномочиями в сфере применения санкций.

2) Убеждение. Убеждение рассчитано на открытое и прямое воздействие на сознание человека, на добровольное желание выслушать аргументы, а не подсознательное опасение последующего наказания. Применяя метод убеждения, социальный работник должен обладать взвешенной информацией, статусом и репутацией, личной привлекательностью и тактичностью и т.п.

3) Использование связей. Важным фактором процесса влияния является использование связей социального работника в отношениях между ним и теми, на которых направлено его влияние. Соц. работник может в самом процессе взаимоотношений оказывать влияние на людей своими личностными качествами, осознает он это или нет.

4) Использование социальной среды. Непосредственное окружение человека и вовлеченность его в общественные отношения неизбежно оказывают влияние на его отношения к социальной среде и на его поведение в обществе. Следовательно, можно добиваться изменений в сознании человека и поведении человека путем косвенного влияния на него посредством преобразований самой среды, (поместить ребенка в детский дом или взять на воспитание в семью и т.д.)

Как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы (организация социальной работы на всех уровней)

2. Как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом СР. (работа с различными категориями населения).

В выработке технологии решения социальных проблем можно выделить 3 основных этапа разработки технологии социальной работы:

1. Теоретический – связан с формулированием цели, определением предмета технологии, выделением структурных элементов;

2. Методический – выбор источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта, определение приемов и средств обработки и анализа информации.

3. Процедурный – предполагает решение задач, связанных с организацией деятельности по апробации и устранению недостатков.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и действий в процессе решения задач, отдельных критериев оценки организации, ходе и результатов деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Литература:

1. Технология СР. Учебное пособие П/р Зайнышева Москва. 2000г..

2. Технология СР. Учебник. М.2004г. В 3-х частях. П/р Холостовой

3. Технология СР. Материалы практических занятий. Новочеркаск – Ростов-на-Дону. 1998г.

4. Технология СР Учебник под ред. Чернецкой, 2006

5. Технология СР. Учебное пособие под ред. Фирсова, 2007

6. Основы СР Под ред. Басова. М., 2005

7. Социальная работа. Учебное пособие. Под ред. Е.И. Холостовой, М., 2004

8. Социальная работа. Учебное пособие под ред. Курбатова. 2000г.

9. Практика СР. Учебное пособие. М., 1993г.

10. Социальная работа. Учебник. Под ред. Павленок. М., 2000г.

11. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белгород, 1995г.

12. Российская энциклопедия СР. М. 1997г.

13. Энциклопедия СР. Перевод с англ. В 3 тт., М., 1994

14. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

15. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Уфа, 1997

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.