Понятие психологической оценки. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие психологической оценки.

2022-11-24 62
Понятие психологической оценки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие психологической оценки.

Психологическая оценка – результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедеятельности в норме и патологии.

Термин ‘психологическая оценка’ использовался во времена Второй мировой войны группой американских психологов и психиатров, занятых отбором ‘рыцарей плаща и кинжала’. В 1953 году в ‘Ежегодном психологическом обозрении’ появился раздел ‘Теория и техника оценки’. После этого термин ‘оценка’ начинает использоваться психологами все чаще. После этот термин приобрел официальный статус.

Нужно проводить различия между психологической оценкой и тестированием. Оценка – это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями, например, с помощью интервью, наблюдения, тестов, измерений. Тестирование – это измерение психологических характеристик с помощью процедур, основанных на воспроизведении неких поведенческих реалий. Психологическая оценка – понятие более широкое, чем психологическое тестирование. Помимо тестов развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками.

 

Требования к диагностическим средствам и стимулирующим материалам: стандартизация

Стандартизация – это единообразные процедуры проведения и оценки выполнения теста. Рассматриваются как:

1. Выработка единых требований к процедуре эксперимента.

2. Определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Требования:

1) Инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно. В случае устных указаний, они даются в разных группах одними и теми же словами.

2) Ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ пред другими.

3) В процессе эксперимента не следует давать отдельными испытуемым дополнительные пояснения.

4) Эксперимент в разных группах следует проводить в одинаковое время дня в сходных условиях.

5) Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

 

Требования к диагности ческим средствам и стимульным материалам: валидность.

Требования к диагностическим средствам и стимульным материалам: валидность. Вопрос о валидности методики решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.. Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает»

Проверка валидности методики называется валидизацией.

Выделяют теоритическую и прагматическую валидизацию: при теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация; • при прагматической валидизации суть предмета измерения (пси- хологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое ме- тодикой, имеет связь с определенными областями практики. Провести теоретическую валидизацию методики — это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

Для проведения прагматической валидизации методики, т. е. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Такими критериями могут быть: 1) успеваемость; 2) производственные достижения; 3) эффективность реальной деятельности — рисование, моделирование и т. д.; 4) субъективные оценки.

Существует несколько видов валидности, обусловленных особен- ностями диагностических методик, а также временным статусом внеш- него критерия.Однако чаще всего называются следующие:

 -Валидность «по одновременности»

 -Валидность «по содержанию».

-«Предсказывающая» валидностъ (другое название — «прогности- ческая» валидностъ).

-«Ретроспективная» валидностъ.

 

 

Требования к диагностическим средствам и стимулирующим материалам: надежность

Надежность – это относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Требования:

1. Надежность самого измерительного инструмента

2. Стабильность изучаемого признака

3. Константность

Основные показатели:

1. Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предложено называть – коэффициент надежности.

2. Показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства – коэффициент стабильности.

3. Показатель оценки влияния личности экспериментатора – коэффициент константности.

 

Компоненты черт личности

1) Конституциональные(обусловлены свойствами

2) Индивидуальные(обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно

3) Личностные(обусловлены внутренней работоспособностью личности по анализу и

Континуально-иерархичная модель черт личности:

1) Черты не представляют собой дискретные образования, то есть возможен переход из одной черты в другую.

2) Выделенные три подсистемы можно представить как сосуществующие подпространства, входящие в отношения гибкой иерархии.

Для каждой из трех подсистем необходим особый подход.

1) Преобладание той или иной системе на базе нейрофизиологических теорий(конституциональные).

2) Выбор предпочитаемых шкал может осуществляться на основе какой-либо теории, а может быть выбран имперически(индивидуальные).

3) Экспериментальные методы(личностные).

 

Диагностика черт характера

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющих типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.

Характер человека является одновременно и устойчивым, и изменяющимся образованием.

Структура:

1) Отношение к людям(общительность, чуткость, доброта, застенчивость).

2) Отношение к деятельности(добросовестность, трудолюбие, небрежность).

3) Отношение к собственности(аккуратность, неряшливость, скупость, бережливость).

4) Отношение к себе(скромность, эгоизм).

Методики диагностики:

1) Кречмер, по типу конституций(астеник, пикник, атлет).

2) Патохарактерологический диагностический опросник

Личко: гипертиминый, лабильный, астеноневротипический, сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный)

3) Характерологический опросник Леонгарда.

 

Понятие психологической оценки.

Психологическая оценка – результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедеятельности в норме и патологии.

Термин ‘психологическая оценка’ использовался во времена Второй мировой войны группой американских психологов и психиатров, занятых отбором ‘рыцарей плаща и кинжала’. В 1953 году в ‘Ежегодном психологическом обозрении’ появился раздел ‘Теория и техника оценки’. После этого термин ‘оценка’ начинает использоваться психологами все чаще. После этот термин приобрел официальный статус.

Нужно проводить различия между психологической оценкой и тестированием. Оценка – это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями, например, с помощью интервью, наблюдения, тестов, измерений. Тестирование – это измерение психологических характеристик с помощью процедур, основанных на воспроизведении неких поведенческих реалий. Психологическая оценка – понятие более широкое, чем психологическое тестирование. Помимо тестов развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.