Основные принципы диагностической деятельности психолога. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные принципы диагностической деятельности психолога.

2022-11-24 29
Основные принципы диагностической деятельности психолога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

К основным принципам диагност. д-сти психолога следует отнести:

1. Теоретико-методологическое 'позиционирование' психолога.

Определяется необходимость. Определить собственную теоретическую позицию, приверженность к какой-либо определенной теоретической школе, научной концепции.

2. Принцип единства методологии и диагностики.

Непосредственно соединяется с предыдущим и исходит из необходимости теснейшей связь между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и использованием конкретных диагностических средств, построенных на основе той же методологи. Принцип единства дает на возможность цельности и целостности как в изучении ребенка, так и в оказании психологической помощи.

3. Принцип структурно-динамической целостности — понимание того, что отдельные стороны психического не изолированы, а проявляются целостно, системно. Все, что мы оцениваем, наблюдаем, базируется на единой структурно организованной динамической системе, которая столь же целостно реагирует на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности.

4. Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития.Вытекает из предыдущих двух принципов. Является важным компонентом диагностической практики специалиста.

5. Терминологическая адекватность.Одна из наиболее болезненных проблем психодиагностики. Неоднократно поднимается вопрос: не только как точнее определить, обозначить различные категории детей, находящиеся в поле внимания психолога, но и как определиться с многими понятиями, напрямую относящимися к сфере психологической диагностики.

6. Принцип приоритетности образовательных задач.

7. Этические принципы диагностической деятельности психолога.

8. Принцип профессиональной компетентности специалиста.

 

3. Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки особенностей психического развития ребенка. (Енькова)

Понятие ‘отклоняющегося развития’ отражает одновременно качественно-количественные и статико-динамические характеристики состояния ребенка. Вместе с тем его содержание не противоречит диалектичности как уровневой оценки развития в целом, так и оценки развития отдельных функциональных систем.

Ценностью и суть данного понятия является то, что его необходимо рассматривать только в ситуации ‘отклонения относительно чего-либо’. То есть, использование этого определения влечет необходимость понимания динамики изменений в ходе подобного развития в сравнении с динамикой развития, принимаемого в качестве нормативного или условно нормативного.

Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих(психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения, следует рассматривать как отклоняющееся развитие.

Использование понятия ‘отклоняющееся развитие’ позволяет:

1) обозначить критерии выделения всех категорий детей, нуждающихся в специализированной помощи со стороны психолога;

2) перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной;

3) обратиться к созданию современной психологической классификации и типологии различных групп детей;

4) определить методологические, методические и организационные подходы к коррекционно-развивающей работе психолога.

 

4. Использование представлений о норме развития в практике психолога образования

(Енькова)

Статистическая норма – тот уровень психосоциального развития

человека, который соответствует средним качественно-количественнымпоказателям, полученным при обследовании представительной группылюдей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т. п.

Социально-психологический норматив можно определить как сис-

тему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

Функциональная норма – своего рода индивидуальная норма раз-

вития, которая является отправной точкой и одновременно целью кор-

рекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характераимеющихся у него особенностей.

Идеальная норма (идеальный онтогенез) – несуществующее в ре-

альности и имеющее исключительно теоретическую значимость образование как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающихпроцессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития.

 

Требования к диагностическим средствам и стимулирующим материалам: стандартизация

Стандартизация – это единообразные процедуры проведения и оценки выполнения теста. Рассматриваются как:

1. Выработка единых требований к процедуре эксперимента.

2. Определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Требования:

1) Инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно. В случае устных указаний, они даются в разных группах одними и теми же словами.

2) Ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ пред другими.

3) В процессе эксперимента не следует давать отдельными испытуемым дополнительные пояснения.

4) Эксперимент в разных группах следует проводить в одинаковое время дня в сходных условиях.

5) Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

 

Требования к диагности ческим средствам и стимульным материалам: валидность.

Требования к диагностическим средствам и стимульным материалам: валидность. Вопрос о валидности методики решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной.. Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает»

Проверка валидности методики называется валидизацией.

Выделяют теоритическую и прагматическую валидизацию: при теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация; • при прагматической валидизации суть предмета измерения (пси- хологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое ме- тодикой, имеет связь с определенными областями практики. Провести теоретическую валидизацию методики — это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

Для проведения прагматической валидизации методики, т. е. для оценки ее эффективности, действенности, практической значимости, обычно используется независимый внешний критерий — показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. Такими критериями могут быть: 1) успеваемость; 2) производственные достижения; 3) эффективность реальной деятельности — рисование, моделирование и т. д.; 4) субъективные оценки.

Существует несколько видов валидности, обусловленных особен- ностями диагностических методик, а также временным статусом внеш- него критерия.Однако чаще всего называются следующие:

 -Валидность «по одновременности»

 -Валидность «по содержанию».

-«Предсказывающая» валидностъ (другое название — «прогности- ческая» валидностъ).

-«Ретроспективная» валидностъ.

 

 

Требования к диагностическим средствам и стимулирующим материалам: надежность

Надежность – это относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Требования:

1. Надежность самого измерительного инструмента

2. Стабильность изучаемого признака

3. Константность

Основные показатели:

1. Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предложено называть – коэффициент надежности.

2. Показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства – коэффициент стабильности.

3. Показатель оценки влияния личности экспериментатора – коэффициент константности.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.