Практическое занятие (4 ч). Тема: Познавательные психические процессы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Практическое занятие (4 ч). Тема: Познавательные психические процессы

2022-11-24 135
Практическое занятие (4 ч). Тема: Познавательные психические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест: Психические защиты

Инструкция: Прочитайте утверждения и отметьте плюсом те, с которыми вы согласны. Если не согласны – ставьте минус.

1. Со мной легко договориться
2. Я сплю больше, чем мои знакомые
3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить
4. Если меня лечат, я стараюсь узнать почему мне все это делают
5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться пока не получу.
6. Я часто краснею
7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность
8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком
9. Я – несдержанный
10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить
11. Я редко запоминаю свои сны
12. Меня злят люди, которые командуют людьми
13. Мне часто бывает плохо
14. Я – высоконравственный человек (более, чем большинство других)
15. Чем более я приобретаю имущества, тем более счастливым себя чувствую
16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний
17. мне даже неловко от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.
18. Люди мне говорили, что я часто хвастаюсь
19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня никогда не появляется желание покончить с жизнью

20. Люди мною со всех сторон любуются
21. Я иногда был так ожесточен, что даже бил вещи -
22. Меня очень раздражают люди, которые сочиняют всякие сплетни -
23. Как правило, я вижу лучшую сторону жизни
24. Я хочу и все время стараюсь с помощью зарядки и упражнений изменить свой внешний облик
25. иногда я хочу, чтобы атомная бомба уничтожила весь мир
26. Я не суеверный
27. Мне говорили люди, что я бываю слишком импульсивный
28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими
29. Ненавижу недружелюбных
30. Я очень стараюсь никого не обидеть
31. Я из тех людей, которые не плачут
32. Я очень много курю, постоянно пью крепкий чай и т.п.
33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит
34. Я плохо запоминаю лица
35. Я никогда не занимаюсь самоудовлетворением себя различными способами
36. Я с трудом запоминаю фамилии
37. Если мне кто-нибудь мешает, я ему ничего не говорю, но сразу же жалуюсь на него кому-нибудь
38. Если я даже знаю, что я прав, то все равно люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу

39. Как правило, люди мне не надоедают
40. Я не могу спокойно усидеть на месте
41. Я мало что по мню из своего детства.

42. Я долго не замечаю плохие стороны людей

43. Прежде чем сердиться, надо хорошо все обдумать

44. Другие говорят, что я доверчивый

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели

46. Неприятные вещи я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю оптимизма почти никогда

48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь

49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-нибудь больше, чем нужно

50. Если дела идут не по-моему желанию, я становлюсь угрюмым

51. Во время спора я люблю другим указывать на ошибки в рассуждениях

52. Если мне брошен вызов, у меня появляется сильное желание его принять

53. Неприятные фильмы меня бесят

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания

55. Люди говорят про меня, что я неэмоциональный

56. Приняв какое-нибудь решение, я даже после этого обдумываю его

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, я обязательно стараюсь сделать это

58. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину

59. Многие люди меня раздражают, потому что они эгоисты

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой работу

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами

62. Я грызу ногти

63. Говорят, что я обхожу проблемы

64. Я много пью

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарный юмор

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь

67. Карьеристы меня раздражают

68. Я много вру

69. Я брезгаю порнографией

70. Из-за своего плохого характера я имею неприятности на работе

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение

73. Если я услышу или прочитаю о какой-либо трагедии, то на меня это никогда не действует

74. Прикосновение к слизистому вызывает у меня отвращение

75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок

76. Я все-таки много спорю с людьми

77. Я никогда не расстраиваюсь во время похорон или если нахожусь в одном помещении с покойным

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания

79. Многие люди меня раздражают

80. Мыться не в своей ванной для меня настоящее мучение

81. Мне трудно произнести неприличные слова

82. Меня раздражает, когда нельзя доверять людям

83. Чувствую необходимость, чтобы люди говорили, что я сексуально привлекательный (ная)

84. Чтобы я ни начал, я никогда не заканчиваю дело до конца

85. Я стараюсь носить такую одежду, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мои моральные принципы намного выше, чем у многих моих знакомых

87. В спорах мои аргументы бывают более логичными, чем у многих моих знакомых

88. Люди низкой морали мне неприятны

89. Если кто-нибудь на меня налетит, я бешусь

90. Я часто влюбляюсь

91. Говорят, что я во всех вопросах бываю слишком объективен

92. Увидев окровавленного человека, я нисколько не волнуюсь

 

Обработка результатов

Проверьте количество совпадений (плюсов)в соответствии с ключом и посчитайте количество баллов по каждому из видов психических защит. Для этого полученные при подсчете совпадений баллы разделите на цифру в скобках. У вас должна получиться цифра до единицы. Чем ближе к единице,тем более выражена защита.

Если результат от 0 до 0,5 – защита считается не выраженной.

Реактивные образования – 17, 53, 61, 65,66, 69, 74, 80, 81, 86 (разделить на 10)

Отрицание реальности – 1,20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 (разделить на 11)

Замещение – 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 (разделить на 10)

Регрессия – 2,5,9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 (разделить на 17)

Компенсация – 3,15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83,85 (разделить на 10)

Проекция – 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 (разделить на 12)

Вытеснение – 6,11,31, 34,36, 41,55, 73,77, 92 (разделить на 10)

Рационализация – 4, 7, 14, 30, 38, 43,48, 51, 60, 56, 87,91 (разделить на 12)

 

Напишите краткие выводы по полученным результатам. Приведите примеры проявления психических защит.


Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;         

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком,

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность;

           б) были верны и преданы мне,

            в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается,

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему хуже всего, когда педагог:

          а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны;

          б) вызывает дух соперничества в коллективе;

          в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-то хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни,

б) по-настоящему увлечен своим делом,

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

  б) развивать индивидуальные способности ученика;

  в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

  а) для общения с друзьями,

  б) для отдыха и развлечений,

  в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны,

  б) у меня интересная работа,

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят,

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы,

в) приятно провожу время с друзьями

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном со спортом, учебой, работой, в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

  в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.      

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

  в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют,

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему руководитель в первую очередь должен быть:

а) доступным,

б) авторитетным,

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми,

  б) о жизни знаменитых и интересных людей,

  в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

  а) дирижером,

  б) композитором,

   в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс,

б) победить в конкурсе,

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать,

б) как достичь цели,

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны,

б) прежде всего выполнить свою задачу,

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями,

б) просматривая развлекательные фильмы,

  в) занимаясь своим любимым делом.

Ключ

 № Направленность на себя Направленность на общение Направленность на деятельность
1. а в б
2. б в а
3. а в б
4. в б а
5. б а в
6. в а б
7. в б а
8. а б в
9. в а б
10. а в б
11. б в а
12. б а в
13. в а б
14. а в б
15. б в а
16. а в б
17. а б в
18. а б в
19. а б в
20. в б а
21. б а в
22. б а в
23. в а б
24. б в а
25. а в б
26. в а б
27. б а в

 


 

Тест: Психические защиты

Инструкция: Прочитайте утверждения и отметьте плюсом те, с которыми вы согласны. Если не согласны – ставьте минус.

1. Со мной легко договориться
2. Я сплю больше, чем мои знакомые
3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить
4. Если меня лечат, я стараюсь узнать почему мне все это делают
5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться пока не получу.
6. Я часто краснею
7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность
8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком
9. Я – несдержанный
10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить
11. Я редко запоминаю свои сны
12. Меня злят люди, которые командуют людьми
13. Мне часто бывает плохо
14. Я – высоконравственный человек (более, чем большинство других)
15. Чем более я приобретаю имущества, тем более счастливым себя чувствую
16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний
17. мне даже неловко от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.
18. Люди мне говорили, что я часто хвастаюсь
19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня никогда не появляется желание покончить с жизнью

20. Люди мною со всех сторон любуются
21. Я иногда был так ожесточен, что даже бил вещи -
22. Меня очень раздражают люди, которые сочиняют всякие сплетни -
23. Как правило, я вижу лучшую сторону жизни
24. Я хочу и все время стараюсь с помощью зарядки и упражнений изменить свой внешний облик
25. иногда я хочу, чтобы атомная бомба уничтожила весь мир
26. Я не суеверный
27. Мне говорили люди, что я бываю слишком импульсивный
28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими
29. Ненавижу недружелюбных
30. Я очень стараюсь никого не обидеть
31. Я из тех людей, которые не плачут
32. Я очень много курю, постоянно пью крепкий чай и т.п.
33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит
34. Я плохо запоминаю лица
35. Я никогда не занимаюсь самоудовлетворением себя различными способами
36. Я с трудом запоминаю фамилии
37. Если мне кто-нибудь мешает, я ему ничего не говорю, но сразу же жалуюсь на него кому-нибудь
38. Если я даже знаю, что я прав, то все равно люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу

39. Как правило, люди мне не надоедают
40. Я не могу спокойно усидеть на месте
41. Я мало что по мню из своего детства.

42. Я долго не замечаю плохие стороны людей

43. Прежде чем сердиться, надо хорошо все обдумать

44. Другие говорят, что я доверчивый

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели

46. Неприятные вещи я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю оптимизма почти никогда

48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь

49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-нибудь больше, чем нужно

50. Если дела идут не по-моему желанию, я становлюсь угрюмым

51. Во время спора я люблю другим указывать на ошибки в рассуждениях

52. Если мне брошен вызов, у меня появляется сильное желание его принять

53. Неприятные фильмы меня бесят

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания

55. Люди говорят про меня, что я неэмоциональный

56. Приняв какое-нибудь решение, я даже после этого обдумываю его

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, я обязательно стараюсь сделать это

58. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину

59. Многие люди меня раздражают, потому что они эгоисты

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой работу

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами

62. Я грызу ногти

63. Говорят, что я обхожу проблемы

64. Я много пью

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарный юмор

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь

67. Карьеристы меня раздражают

68. Я много вру

69. Я брезгаю порнографией

70. Из-за своего плохого характера я имею неприятности на работе

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение

73. Если я услышу или прочитаю о какой-либо трагедии, то на меня это никогда не действует

74. Прикосновение к слизистому вызывает у меня отвращение

75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок

76. Я все-таки много спорю с людьми

77. Я никогда не расстраиваюсь во время похорон или если нахожусь в одном помещении с покойным

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания

79. Многие люди меня раздражают

80. Мыться не в своей ванной для меня настоящее мучение

81. Мне трудно произнести неприличные слова

82. Меня раздражает, когда нельзя доверять людям

83. Чувствую необходимость, чтобы люди говорили, что я сексуально привлекательный (ная)

84. Чтобы я ни начал, я никогда не заканчиваю дело до конца

85. Я стараюсь носить такую одежду, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мои моральные принципы намного выше, чем у многих моих знакомых

87. В спорах мои аргументы бывают более логичными, чем у многих моих знакомых

88. Люди низкой морали мне неприятны

89. Если кто-нибудь на меня налетит, я бешусь

90. Я часто влюбляюсь

91. Говорят, что я во всех вопросах бываю слишком объективен

92. Увидев окровавленного человека, я нисколько не волнуюсь

 

Обработка результатов

Проверьте количество совпадений (плюсов)в соответствии с ключом и посчитайте количество баллов по каждому из видов психических защит. Для этого полученные при подсчете совпадений баллы разделите на цифру в скобках. У вас должна получиться цифра до единицы. Чем ближе к единице,тем более выражена защита.

Если результат от 0 до 0,5 – защита считается не выраженной.

Реактивные образования – 17, 53, 61, 65,66, 69, 74, 80, 81, 86 (разделить на 10)

Отрицание реальности – 1,20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 (разделить на 11)

Замещение – 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 (разделить на 10)

Регрессия – 2,5,9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 (разделить на 17)

Компенсация – 3,15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83,85 (разделить на 10)

Проекция – 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 (разделить на 12)

Вытеснение – 6,11,31, 34,36, 41,55, 73,77, 92 (разделить на 10)

Рационализация – 4, 7, 14, 30, 38, 43,48, 51, 60, 56, 87,91 (разделить на 12)

 

Напишите краткие выводы по полученным результатам. Приведите примеры проявления психических защит.


Практическое занятие (4 ч). Тема: Познавательные психические процессы

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие об ощущении. Ощущение, депривация и развитие. Классификация ощущений. Их виды.

2. Закономерности ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

3. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Развитие наблюдательности.Иллюзии восприятия.

4. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических осно­вах внимания.

5. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, рас­пределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся.

6. Понятие о памяти. Ее значение в жизни и деятельности че­ловека, в обучении, общении с людьми. Процессы памяти: запоминание, со­хранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от про­текания деятельности.

7. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминания. Явление реминисценции. Представления.

8. Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление и речь. Социальная природа мышления че­ловека.

9. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения.

10. Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия памяти. Воображение и творческое мышление. Функции воображения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. (Темы VII-XI)

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. —560 с. (См.c 17-131)

3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. (Раздел II.).

4. Щербатых Ю.В. Общая психология ( Главы 5-8)

Задание для самостоятельной работы №2. Провести    Микроисследование по теме «Особенности моего воображения»

Ø  Инструкция: используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. В качестве критериев используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, необычность концовки.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.