Путь героя: испытания и победа над злом — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Путь героя: испытания и победа над злом

2022-11-24 32
Путь героя: испытания и победа над злом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От страха — к интересу

Давайте сначала разберемся, что такое страх. Это эмоция, которой человек реагирует на неизвестность, если при этом у него нет ресурса для преодоления некой волнующей ситуации, нет возможности с ней справиться. И страшно нам именно потому, что нет опыта переживания подобного. Или он есть, но печальный, и не хочется снова столкнуться с этой болью.

Для маленького ребенка родители — величайшая ценность. «Покуда есть они, есть и я», — считает маленький человек, и счастье в его представлении возможно только тогда, когда мама и папа рядом. И тогда любая история про тех, кто уходит из родительского дома — а это практически каждая сказка, — пугает. Страшно ведь оказаться в лесу вдали от родителей.

Но страх плотно связан с интересом. Эти амбивалентные чувства настолько глубоко укоренились в человеческой природе, что в нашей речи даже закрепился оксюморон «страшно интересно». Главная разница между этими состояниями в том, что, когда мы испытываем интерес, у нас есть ресурс справиться с задачей, пусть даже самой непростой.

Чтение страшных сказок помогает наработать внутренний ресурс, который поможет превратить страх в интерес. Как это происходит?

Путь героя: испытания и победа над злом

Все страшные сказочные истории строятся по одному принципу: добро сталкивается со злом, оно вынуждено вступить в схватку с темными силами, и не всегда эта борьба быстро приносит победу и какие-то достижения. Это путь героя, основа любых народных сказаний.

Всегда в страшной истории есть герои, например волшебные помощники, которые способствуют инициации (переходу на новый уровень развития. - Прим. ред.) главного действующего лица. Именно такая задача у Бабы-яги, Морозко, двенадцати месяцев. Также помогают герою или героине гномы, тролли, великаны.

Страшная сказка дарит читателю знания об испытаниях и преодолениях. Она показывает, каким образом герой или героиня выходят из непростой ситуации. Как они переживают беду, как готовятся к тому, чтобы совершить подвиг: вернуть невесту, украсть коня, победить Кощея Бессмертного.

Такая история показывает, как получить сакральные знания, которые помогут вернуться невредимым из опасного путешествия или выручить братца из беды, а по сути готовят к самостоятельной жизни, к испытаниям, чтобы ребенок шел навстречу им с открытым сердцем, даже если он немножко и боится.

Вспомним сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто живет в пруду». Изначально это абсолютно не страшная история. Всего-то и нужно главному герою пойти к водоему и нарвать осоки к ужину. Но «доброжелатели» ему рассказывают, что в пруду кто-то живет, и Енот начинает сам себя устрашать, пугается своих фантазий.

Такие сказки помогают развитию эмоционального и социального интеллекта

Они знакомят читателей с эмоциями, учат их проживать и справляться со своим состоянием, а значит, и с рядом задач, которые ставит перед ребенком жизнь в каждый момент времени.

Сами дети никогда не будут просить почитать им страшную сказку, если они к ней не готовы, если у них нет ресурса, чтобы пережить происходящее — и сделать для себя историю именно интересной, а не страшной. В противном случае ребенок попросит поскорее закрыть книгу. Ни в коем случае нельзя «насиловать» ребенка чтением истории до конца, если это происходит.

Но отказываясь читать детям страшные сказки, где есть опыт испытаний и преодолений, родители оказывают своим детям медвежью услугу, преграждают путь к развитию. Ребенок в таком случае может пасовать перед сложностями, испытывать трудности в коммуникации. Ведь он привык, что для него всегда и везде горит зеленый свет, расстелена красная ковровая дорожка и никто не способен дать ему отпор. А как в таком случае становиться героем?

Такой симпатичный Кощей

Если ребенок начал интересоваться страшными сказками, если его привлекают всевозможные зомби, вампиры, ведьмы, стоит спокойно поговорить с ним и выяснить, чем именно ему нравится тот или иной герой. Скорее всего, в ответ вы услышите, что:

· он бессмертный;

· он неуязвимый;

· для него не существует ничего невозможного;

· он обладает сверхспособностями;

· может превращаться в кого угодно;

· он всегда остается безнаказанным.

Чем привлекателен такой персонаж? Его нельзя унизить, обидеть, затравить. Дети кожей ощущают хрупкость мира, полного зла, которому надо каждый день противостоять. А персонажи страшных сказок, даже если они недобрые, несокрушимы перед лицом этого зла.

Если ребенок еще не в состоянии подобрать слова, чтобы ответить на ваши вопросы, помогите ему, предложите свои варианты. Так вы заодно расширите эмоциональный и социальный словарь ребенка.

Фото: shutterstock / EvgeniiAnd

Сказка как лекарство

Дети зачастую просят почитать им страшные сказки или отдельные пугающие фрагменты тогда, когда испытывают напряжение по тому или иному поводу. Например, ребенок идет в детский сад, отрывается от матери, от дома. Тогда сказка про Мальчика-с-пальчика становится для него спасением. Он просит по кругу читать про возвращение домой по камешкам и хлебным крошкам, чтобы увериться, что и с ним все будет хорошо. Как только страх проработан, потребность в этой истории отпадает.

Бывает, ребенку не хватает сил или смелости для того, чтобы выплеснуть, предъявить окружающим свою агрессию. Тогда он может предпочитать сказки про монстров и драконов, которым это позволено. Чтение такой истории дает ему возможность заявить право на свою территорию, на свое развитие, право устанавливать и диктовать свои правила.

Страшная сказка, которую постоянно просит прочесть ребенок в определенный период времени, может многое сказать о самом ребенке. Мы можем понять, каким он себя сейчас видит, что он чувствует и о чем переживает. Родителям нужно лишь чуть более внимательно прислушиваться к тем сигналам, что подают его книжные увлечения.

Бывает и так, что ребенок хочет бояться, но бояться именно вместе с родителями

Тогда он просит маму или папу почитать страшную сказку, чтобы получить возможность сжаться в комочек, прильнуть к близкому человеку: так он невербально демонстрирует потребность в заботе, ласке, тактильном контакте.

А в более старшем возрасте, приближающемся к подростковому, дети с помощью чтения страшных книг, просмотра хорроров и фильмов ужасов решают уже другую задачу. Так они отвлекаются от проблем в реальной жизни — от сложностей с коммуникацией, самопрезентацией, взаимодействием с противоположным полом.

«Искусственно созданные» страшные сюжеты замещают в сознании ребенка неприятные и пугающие истории из окружающей действительности, отодвигают их на второй план или вовсе вытесняют. А дальше подросток нередко пускает в ход воображение — и переписывает финал истории (хотя бы у себя в голове), делая его счастливым. Это нередко позволяет более мягко разрешить ту или иную ситуацию, которая никак не разрешается в реальном социальном пространстве.

Страшные и ужасающие персонажи, которыми традиционно пугают детей (Баба-яга, бабайка, ведьма, колдун), часто имеют аналог и в реальной жизни. Проживание борьбы с ними в сказке — это подготовка к взаимодействию с отрицательными персонажами в реальном мире.

 

От страха — к интересу

Давайте сначала разберемся, что такое страх. Это эмоция, которой человек реагирует на неизвестность, если при этом у него нет ресурса для преодоления некой волнующей ситуации, нет возможности с ней справиться. И страшно нам именно потому, что нет опыта переживания подобного. Или он есть, но печальный, и не хочется снова столкнуться с этой болью.

Для маленького ребенка родители — величайшая ценность. «Покуда есть они, есть и я», — считает маленький человек, и счастье в его представлении возможно только тогда, когда мама и папа рядом. И тогда любая история про тех, кто уходит из родительского дома — а это практически каждая сказка, — пугает. Страшно ведь оказаться в лесу вдали от родителей.

Но страх плотно связан с интересом. Эти амбивалентные чувства настолько глубоко укоренились в человеческой природе, что в нашей речи даже закрепился оксюморон «страшно интересно». Главная разница между этими состояниями в том, что, когда мы испытываем интерес, у нас есть ресурс справиться с задачей, пусть даже самой непростой.

Чтение страшных сказок помогает наработать внутренний ресурс, который поможет превратить страх в интерес. Как это происходит?

Путь героя: испытания и победа над злом

Все страшные сказочные истории строятся по одному принципу: добро сталкивается со злом, оно вынуждено вступить в схватку с темными силами, и не всегда эта борьба быстро приносит победу и какие-то достижения. Это путь героя, основа любых народных сказаний.

Всегда в страшной истории есть герои, например волшебные помощники, которые способствуют инициации (переходу на новый уровень развития. - Прим. ред.) главного действующего лица. Именно такая задача у Бабы-яги, Морозко, двенадцати месяцев. Также помогают герою или героине гномы, тролли, великаны.

Страшная сказка дарит читателю знания об испытаниях и преодолениях. Она показывает, каким образом герой или героиня выходят из непростой ситуации. Как они переживают беду, как готовятся к тому, чтобы совершить подвиг: вернуть невесту, украсть коня, победить Кощея Бессмертного.

Такая история показывает, как получить сакральные знания, которые помогут вернуться невредимым из опасного путешествия или выручить братца из беды, а по сути готовят к самостоятельной жизни, к испытаниям, чтобы ребенок шел навстречу им с открытым сердцем, даже если он немножко и боится.

Вспомним сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто живет в пруду». Изначально это абсолютно не страшная история. Всего-то и нужно главному герою пойти к водоему и нарвать осоки к ужину. Но «доброжелатели» ему рассказывают, что в пруду кто-то живет, и Енот начинает сам себя устрашать, пугается своих фантазий.

Такие сказки помогают развитию эмоционального и социального интеллекта

Они знакомят читателей с эмоциями, учат их проживать и справляться со своим состоянием, а значит, и с рядом задач, которые ставит перед ребенком жизнь в каждый момент времени.

Сами дети никогда не будут просить почитать им страшную сказку, если они к ней не готовы, если у них нет ресурса, чтобы пережить происходящее — и сделать для себя историю именно интересной, а не страшной. В противном случае ребенок попросит поскорее закрыть книгу. Ни в коем случае нельзя «насиловать» ребенка чтением истории до конца, если это происходит.

Но отказываясь читать детям страшные сказки, где есть опыт испытаний и преодолений, родители оказывают своим детям медвежью услугу, преграждают путь к развитию. Ребенок в таком случае может пасовать перед сложностями, испытывать трудности в коммуникации. Ведь он привык, что для него всегда и везде горит зеленый свет, расстелена красная ковровая дорожка и никто не способен дать ему отпор. А как в таком случае становиться героем?


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.