Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-10-10 | 59 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Проблемы,связанныеспереводомтекстов,привеликтому,чтодревнеегипетскаялитературасталапредставлятьинтерестолькодляузкогокругаегиптологов.СприходомXXстолетияегиптологиясталанемногоскучноватой,иобщественныйинте-рескэтойвеликойцивилизациинесколькоутих.НооткрытиегробницыТутанхамонав1924годусновавернулаЕгипетна первыеполосымировыхгазет.Безусловно,содержимоегробни-цывовсемсвоемнетронутомвеликолепиибуквальнопоражаловоображение,нобольшевсегообщественностьбылаизумленазагадочнымидраматическимисобытиями,последовавшимипо-слевскрытиягробницы.Внезапнаясмертьсразунесколькихчеловек,принявшихучастиевэтомпроекте,породиласлухопроклятиифараонов,идажеспустямногиегодыслово«му-мия»ещепродолжаловызыватьуархеологовтрепетныйстрах.Темнеменее,гробницаТутанхамонапредоставиламноже-ствоновогобесценногоматериаладлядальнейшихисследова-ний,посколькувсевнейнаходилосьвцелостностиисохранно-сти.Однакоэтообстоятельствопринеслоссобоймассуновых
74 СергейТрощенко.Иероглифы
проблем.Судяподревнимпечатям,оставленнымнарукояткахвходныхдверей,гробницанеоднократновскрываласьжрецамиещевдревниевремена.Зачемимпонадобилосьтакчасто«бес-покоитьдухумершегофараона»?Если«гробница»быладей-ствительногробницей,тогдаэтобылопростонедопустимо.Дру-гаяпроблемазаключаласьвтом,чтовсесодержимое«гробни-цы»былоявноскладировано.Всепредметыбылиразмещенывдольстениаккуратнопоставленыдругнадруга.Некоторыеегиптологивыдвинулипредположение,чтоэтобылосделанограбителямигробниц,которыекаким-тообразомсумелитудапроникнуть.Новсежеэтовыглядитмаловероятным,посколь-куесливсеэтипредметырасставитьнаполугробницы,тотамнебудетместадажедляполовиныизних.
|
Всепредметывнутригробницыбыли,очевидно,церемониаль-ными,нопредназначениемногихизнихбылонеясным.Велико-лепие,богатствоимастерствоизготовлениямногихпредметовизумлялоученых.Неужеливсеэтобылоизготовленотолькорадитого,чтобыбытьпогребеннымнавечно?Такжевопросывызывалииманерапогребения,ипричинысмертимальчика-фараона.ДосихпорличностьТутанхамонаостаетсябольшойзагадкой,посколькунедавнийанализегоДНК,сделанныйспециалистамиКаирско-
Внутр и г р о б н и ц ы Т у т а н х а м о н а
Утраченноенаследие 75
гоНациональногоисследовательскогоцентра,выявилналичиеY-хромосомы,принадлежащейкзападно-европейскойгруппе!
Сгробницамиивовсевозникаетполнаянеразбериха,посколь-кубольшинствофараоновимелоподве,атоипотригробницы.Вомногихизнихнеточтомумий,ноисаркофагов-тоникакихнебыло.Возникаетвопрос,азачемстолькогробницодномуфа-раону?Ипочемуонисодержаттакоебольшоеколичествовну-треннихкомнатипомещений,числокоторыхвотдельныхслучаяхдостигаетвосьмидесяти?Аможетбыть,этонегробницывовсе?
ВпромежуткемеждуПервойиВтороймировымивойнамивЕгиптеначинаетсямасштабнаяработапореконструкциипа-мятников.СтупенчатаяпирамидавСаккаресокружающимеекомплексомявляетсяоднойизглавныхдостопримечательно-стейвокрестностяхКаира.Ноеслибыархеологиоставиливсевтомвиде,вкоторомнашли,тосегоднятамненачтобылобысмотреть.Тожесамоевравнойстепеникасаетсябольшинствахрамовидругихдостопримечательностей.СовременвтороймировойвойныцеленаправленныеархеологическиераскопкивЕгиптепрактическиневелись,авсеусилияученыхнаправля-лисьтольконаподдержаниевсохранномсостояниитого,чтобылонайденоивосстановленодовойны.
|
НоЕгипет—такоеудивительноеместо,чтодажеприрас-чисткеуженайденногомогутпопастьсяоченьнеожиданныесюрпризы.Таквмае1955годавовремяуборкитерриторииупирамидыХеопсабылиобнаруженыдвагерметичнозакрытыхкотлованатреугольнойформы,поверхкоторыхлежалисорокизвестняковыхплит.Послетогокакбылиподнятыкрайниеплитыводномизкотлованов,былаобнаруженабольшаядере-вяннаяладья,разобраннаяна1224детали.Процессеепосле-дующейсборкидлилсяцелыхдесятьлет.
«Ладья Хеопса»былаоколосорокачетырехметроввдлинуипримерношестьметроввширину,адеталиеесохранилиследыпрежнейэксплуатации.Габаритысуднабылитаковы,чтоономоглолегкоперемещатьсянетолькопореке,ноипоморю,чторезкоменяломнениеспециалистовотносительноспособностейдревнихегиптянперемещатьсяпоморю.Посутиговоря,эталадьясталаединственнойкрупнойнаходкойсовременВтороймировойвойны,хотяесливзглянутьнаЕгипетсвысотыпти-чьегополета,томожноувидетьровныеочертаниянесколькихдесятковкрупныхруин,которыевсеещепокоятсяподпеском.Однаконовыераскопкинепоощряются,посколькуонимогут
76 СергейТрощенко.Иероглифы
выявитьтакиефакты,которыеперемешаютмозаикустарыхустоявшихсятеорий.Так,радиоуглеродныйанализдревесины«ладьиХеопса»показал,чтосуднонаходилoсьвэксплуатациипримернов3400годудон.э.,чтоделаетегостаршесамогофа-раонаХеопсанацелыхдевятьсотлет!Послетакогонеприят-ногосюрпризаЕгипетскоеобществоисследованиядревностейрешилоневскрыватьвторойкотлован.
Темнеменее,взглядынекоторыхегиптологовпостепенноначинают меняться.Вомногомэтопроисходитблагодарясовре-меннымоткрытиямвразличныхобластяхнауки,которыепро-лилисветнаглубиныпознанийдревнихегиптян.Например,когдапереводмедицинскогопапирусавпервыевышелвсветв1893году,томедикисначалавоспринялиегосвозмущением, азатемподверглитекстпереводанасмешкам,повесивнавсюдревнеегипетскуюмедицинуярлык«канализационнойфарма-кологии».Деловтом,что,нарядуслечениемтравамиидругиминатуральнымисредствами,египтянеиспользовалинавозимочуприлечениинекоторыхинфекций,воспаленийиран.Современ-ныежемедикибылипораженытекстуэтогопапируса,посколькупредлагаемыевидынавозабылинечеминым,какорганически-миэквивалентамипенициллинаиантибиотиков,осуществова-ниикоторыхнаукесталоизвестнотольковконцеXXстолетия.Достижениявобластисовременнойневрологиитакжедоказы-вают,чтоегиптянеотличнопонималитонкостиработынервнойсистемыизналиосвязяхмеждуконкретнымиобластямимозгаифункциямиорганизма,которыеониконтролируют.Единствен-ное,чтосмущаетсовременныхмедиков,этоэлементмагиивдрев-неегипетскоймедицине.Хотямагиитамнебольше,чемвсовре-меннойфармакологии,котораясамаширокоиспользуеттакуювещь,как плацебо,физиологическиинертноевещество,необла-дающеенаделеникакимилечебнымисвойствами.Оноисполь-зуетсявкачествелекарственногосредства,иегоположительныйлечебныйэффектполностьюзависитлишьотверысамогопаци-ентавдееспособностьэтого«лекарства».Нуразвеэтонемагия?Сейчасмынаходимсявначаленовойэрывегиптологии,ите-перькакникогдаощущаетсянеобходимостьпереосмыслитьнашизастоявшиесяпредставленияодревнеегипетскихмагических тек-стах,посколькувсветеновыхоткрытийвобластиквантовойфизики,психоанализаиэпигенетикисимволизмДревнегоЕгип-
|
тапредстаетвсовершенноинойивесьманеожиданнойформе.
Фараон...Ктожеон?
Богсделалкаждогоизнасцаремвминиатюреипоручилнамбытьоченьбережнымивуправлениисвоимкоролевством.
АЛЬ-ГАЗАЛИ,ПЕРСИДСКИЙСУФИЙXIIВЕКАН.Э.
тоскрываетсязаобразамидревнеегипетскихфараонов,изо-браженныхнастенахдревниххрамов?Одноизсамыхпо-пулярныхмненийнаэтотсчет—реальныеисторическиелица,цариДревнегоЕгипта.Конечноже,сторонникиданнойверсиизнают,чтохрам—этонесовсемтоместо,гдеследуетизобра-жатьполитическихдеятелей.Однакоониуверены,чтофараоныбылинастолькосамовлюбленными,тщеславнымиикичливымиличностями,чтомнилисебябогами,ипоэтомупомещалисвоиобразынастенаххрамов.Нотаклиэто?Давайтепопробуемвзглянутьнаэтотвопросспозициидословногопереводаиеро-глифов,атакжерассмотримнекоторыелюбопытныефакты,ка-
сающиесяизображенийфараонов.
Какужеупоминалосьвпредыдущейглаве,царскиесписки,составленныедревнеегипетскимжрецомМанефоном,исписки,полученныеШампольономврезультатепереводанадписейвкартушах,несовпадают.Поэтомуунаснетсерьезныхоснова-нийотождествлятьизображенияфараоновсреальнымиисто-рическимиличностями.Ачтонаэтотсчетговорятиероглифы?Языкиероглифов—этообразныйязык,алучшесказать,языксимволический.Вегосоставвходятсамыеразличныеизображе-ния—человеческиефигуры,образыживотных,образынасекомых,растений,частейтела,предметовбытаипр.Каждыйиероглифне-сетвсебе,какправило,несколькоопределенныхсмысловых зна-чений. Поэтомукобразамфараонов,боговипредметов,которы-
|
мионипользуются,тожеследуетотноситьсякаккиероглифам.Позыфараоновбылилишьвыражениемопределенныхидей,ане
изображениямидеянийправителейдревнеегипетскогогосударства.Дажецарскиекороны,жезлы,посохи,оружие,украшенияипро-
78 СергейТрощенко.Иероглифы
чаяутварьтожебылииероглифами,авовсенеатрибутамивласти.Например,изображение такназываемой«короныВерхнегоЕгип-та»—этоиероглиф,означающийслова «светлый,яркий,сияющий».
Cамиегиптяненазывалиэтyкоронy Аамит,чтоозначает «милосердиеидоброта».
Другимиероглифом,описывающимсуть«короныВерхнегоЕгипта»,являетсяпиктограмма Н еферет,тоесть «совершенство,безупречность,полнота,чистота».
Такимобразом,«коронаBерхнегоEгипта»наделеознача-ет—сияниеиблесктого,чтомыназываеммилосердиемидо-бротой.Аэто,всвоюочередь,означает,чточеловек,чьюголовуукрашаетэтакорона,излучаетсвоюдобротуимилосердиепоотношениюкдругим,каксвет.
Кра с н а я к о р о н а
Tо,чтомысчитаем«коронойНижнегоЕгипта»,аправиль-неесказать—«краснойкороной»,древниежрецыописывалиследующимииероглифами:
У р а р э т, ч т о в п е р е в о д е значит«бытьвеликим,выдающимся,искусным»;
У р и т - Хе к а у, ч т о значи т «и с к у с е н в С л о в а х, н а п о л н е нн ы х Силой».
Фараон...Ктожеон? 79
Значениеэтойфразыможетпоказатьсянесколькостранным,однакопозжемыувидим,чтодревниеегиптянебылихорошоосведомленыосилeмысли(слов)человекаиотом,чтосеепо-мощьюможновоплотитьжеланныймыслеобразвреальность.Такимобразом,картинкафараона,головукоторогоукрашает«краснаякорона»,означаетчеловека,достигшегомастерствавобластиуправленияреальностьюспомощьюмыслей.
Иногдаможновстретитьизображения такназываемой«двой-нойкороны»,котораяобъединяетвсебебелуюикрасную.Дан-ныйиероглифговоритотом,чтовсемыслеобразыжеланийче-ловекадолжныбытьнаполненысветомдобротыимилосердия.Тоестьэтопризываетктому,чтобычеловекнежелалничегоплохогонисамомусебе,нидругим.Никакогонасилия,дажевпомыслах,—толькобезусловнаялюбовь!
|
Каждаяпозафараонабылаисполненаглубиннымсмыслом.Всебылоподчиненонезримымканонамвеликихидей,идаженебольшоеизменение,скажем,вповоротеладониизображеннойфигуры,вызвалобыизменениесмыславсейкомпозиции.
Сравните.
Из о б р а ж е н и е с т о я ще йфи г у р ы с о п у ще нн ы м и р у к а м и о значает:«бытьинертным,пассивным,бездейственным»
Е с л и у т о й ж е фи г у р ы п о д н я т ь о д н у р у к у, т о ее с м ы с л и зменитсяна«вызывать,призывать,напутствовать»
Е с л и п о д н я т ь о б е р у к и, т о с м ы с л о п я т ь и зм е н и т с я,
аи зображени е с т а н е т и е р о г л иф о м, к о т о р ы й б у д е т о з н ача т ь с л о в а «п о к л о н я т ь с я, п о ч и т а т ь, и с п о в е д о в а т ь, м о л и т ь с я»
Е с л и п о д н я т ы ет а к и м о б р а зомрукиразвернутьназад
и п о м е с т и т ь и х п о задитела,тофигурабудетозначать«прогонять,обернутьвспять,оглянуться»
Е с л и о д н у и зрукпереместитьнагрудь,тофигурапоменяетзначениена«говоритьнараспев,воспевать,радоватьсяитор-жествовать»
Тожевравнойстепениприменительноивотношенииста-туйфараонов,которыемывидимвмузеяхихрамахЕгипта.Ихпозы,предметы,которыеонидержатврукахикоторыеихокружают—всеэтоявляетсяформойпередачиопределенных
80 СергейТрощенко.Иероглифы
эзотерическихидей,сутькоторыхможетбытьпонятнатолькотем,ктовладеетязыкомиероглифов. Ихотямногиесчитаютэтискульптурыстатуямидревнеегипетскихцарей,всежеонинебылитаковымидлясамихегиптян.Обэтомсвидетельствуютдажезаписипутешественниковиисториковдревности.
Например,вовторомтомесвоей«Истории»Геродот,древне-греческийисторикVвекадон.э.,описываетвизитсвоегосоотече-ственникапоимениГекатейводиниздревнеегипетскиххрамов,входекоторогожрецыхрамапоказалигостюнаходящиесятамстатуи.Геродотпишетследующее:«Каждаяизэтихколоссальныхстатуй,говорилиони(жрецы),это„пиромис“исынпиромиса,пока непоказалиГекатеюоднузадругойтристасорокпятьколоссаль-ныхстатуй(ивсегдапиромиспроисходилотпиромиса),ноневозводилиихпроисхожденияникбогу,никгерою.„Пиромис“жепо-эллинскиозначает„прекрасныйиблагородныйчеловек“».Подобныхупоминанийвлитературедревности—единицы,
иониредковоспринимаютсячитателямивсерьез,но,темнеме-нее,ониимеются,ипоэтомунамстоитпринятьихксведению.Вместесэтимнеобходимообратитьвниманиенаодинлюбо-пытныйфакт—занесколькостолетийдопоявлениянасветисто-рикаГеродотавГреции«откуданивозьмись»сталипоявлятьсямногочисленныестатуимужскихфигур,позыкоторыхбылиаб-
солютноидентичнымипозамдревнеегипетскихфараонов.
С т а т у и Курос а ифа р а о н а
Фараон...Ктожеон? 81
Этидревнегреческиестатуибылинечеминым,как«пиро-мисами»,хотясовременныеученые-историкипредпочлиназватьихнасвойлад—«куросы»,чтовпереводесдревнегреческогоозначает«юноши».Причинойподобногоназванияпослужилотообстоятельство,чтовсеэтигреческиестатуи,какнаподбор,внешностьюсвоейпоходятнажизнерадостныхмолодыхмужчин-атлетов.Интереснозаметить,чтоаналогичнаязакономерностьтакжебылаприсущаидревнеегипетскимканонамсимволизма,гдесредибесчисленныхизображенийфараоновмыненаходимниодного,котороепредставилобыеговвидепожилого,старо-гочеловека.Фараонывсегдаизображалисьмолодыми,жизне-радостными,сильнымиицелеустремленными.
Какисвоидревнеегипетскиеаналоги,куросывыделялисьстрогойфронтальностьюкомпозиции.Фигураизображаласьшагающейвпередслевойноги.Обееерукибылиплотнопри-жатыктелу.Кистируксжатывкулак.Взглядспокоеницеле-устремлен.Налицеедвазаметносияетлегкаярадостнаяулыбка.CeгодняисследователиДревнейГрецииединодушносходят-
сявомнении,чтокуросникогданебылпортретомкакого-токон-кретногоиндивидуума,авсегдаявлялсясимволом,воплощениеммужества,доблести,добродетелииидеаломфизическогоидухов-ногосовершенствачеловека.Любопытнозаметить,чтоданноемнениеисториковкасательнопредназначениякуросовсогласу-етсясвышеприведеннымвысказываниемГеродотаотноситель-нопредназначениястатуйфараоноввдревнеегипетскиххрамах.БольшинствоспециалистовпоДревнемуВостокупризна-
ют,чтодревниегрекипозаимствовалиобразкуросаизДревне-гоЕгипта. Однакоонипо-прежнемусчитают,что,дажепривсемочевидномсходствестатуйкуросовсостатуямифараонов,унихнетникакогосмысловогосходства.Новедьгрекинепростослепокопировалиформудревнеегипетскихстатуй,онитакжекопирова-лиихсуть!Значит,иобразфараонатoжедолженявлятьсясимво-лическимвоплощениемдобродетельного,успешного,здорового,счастливогоисовершенноговдуховномпланечеловека.Всеэтотак,иэтопрекрасночитаетсявсимволизмеданнойпозыстатуи.Целеустремленныйвзглядозначаетвнутреннююсобранность,концентрациювниманияначеткомментальномобразесвоейже-лаемойцели.Легкаяулыбканалицестатуисвидетельствуетотом,что,во-первых,этотцелевоймыслеобраздолженбытьсвязансрадостнымжеланием,сжеланием,котороепринесетощущениесчастья.Во-вторых,учеловеканедолжнобытьникакихсомне-
82 СергейТрощенко.Иероглифы
нийистраховпоповодувозможностидостиженияпоставленнойцели.Ментальныеобразы,смешанныесглубокимиэмоциональ-нымипереживаниями,обладаютогромныммагнетизмомиспо-собностьювоплощатьжелаемоевреальность.Иэтопроисходитнетолькопотому,чточеловекначинаетпредприниматьопределен-ныешагипонаправлениюкцели,аещеипотому,что,покаким-тонеобъяснимымпричинам,внешниеобстоятельстваначинаютскладыватьсяблагоприятнымдляэтогообразом.
Например,вамнуженновыйкомпьютер,датакой,чтобыунегобылабольшаяемкостьжесткогодиска,чтобыонбылско-ростнымичтобынанемможнобылосмотретьфильмы.Покауваснетденегнатакойкомпьютер,новынеунываете.Вызна-ете,чтоэтотольковопросвремени,ипродолжаетежитьсра-достнымчувствомпредвкушенияновогоприобретения.Ивдругваштелефонзвонит.Этостарыйдобрыйдругхочетпригласитьвасксебенаужин.Казалосьбы,какаяможетбытьсвязьмеждужеланиемокомпьютереиобедомудруга?Пологикевещей—никакой.Новечеромвыедетевгости,ужинаетесдругомиужесобираетесьуходить,каконвамнистогониссегоговорит:«Слушай,тебененуженкомпьютер?Явчеракупилсебеновыйдлясвоихмузыкальныхпроектов,асостарымвозитьсянехо-четсясовсем.Онтолькоместолишнеезанимает.Хочешьвзятьегосебе?Ятебеегодаромотдам.Датынеподумайчего—ком-пьютерхороший.Нанемифильмыможносмотретьвхорошемкачестве,ипоИнтернетулазитьбезпроблем»...
Вотнаглядныйпримертого,какреальностьвидоизменяетсявсоответствииссамымипламеннымижеланияминашегосердца.ЭтопримеризкнигиПетраРублева«ПрактикаТрансерфинга.Пробуждение Смотрителя,илиНоваяреальность».Яуверен,чтоукаждогочеловекатоженаберетсямассаподобныхжизненныхпримеров.Простомынепридаемимдолжногозначенияи,спи-сываявсенавезениеислучай,непозволяемсебезадуматьсянадтем,покакомупринципусрабатываетудача.
Другаяпримечательнаяособенностьстатуйфараоновсостоитвтом,чтопальцыихрукизображалисьсжатымивкулак.Этосимволизируетнеобходимость«держатьсвоюцельвкулаке»—неупускатьееизвиду,дажеесливнешненичтонеобещаетеескорейшегодостижения.
Шагслевойногиозначаетдействие,принятоепорешениюсердца,аонокакразрасположеновлевойчастинашеготела.Каж-
Фараон...Ктожеон? 83
дыйчеловекпоприродесвоейстремитсяксчастью,ипоэтомуонподсознательноищетдлясебявещейизанятий,которыемоглибынаполнитьегосердцечувствомрадостиилюбви.Такимобразом,шагслевойногиозначаетшагкрадостнойисчастливойжизни,шагксвоейцели.Мечтыдолжныбытьсобственными,исходя-щимиизсердца,анечужими,ненавязанныминамкем-тоизвне.Такжешагвпередслужитнапоминаниемотом,чточеловекдолженсделатьшагнавстречусвоеймечте,ибомечтыбездел—бесплодныефантазии.Можнопромечтатьвесьдень,сидянади-ване,ноеслинесделатьхотябыодного-единственногошагапонаправлениюксвоейцели,товсеостанется,какпрежде.Вол-шебствопроисходитвжизнитех,кто,загадываяжелания,не
ленитсяделатьвзмахволшебнойпалочкой.
Молодость,запечатленнаявобразестатуи,являетсяещеоднойеехарактернойособенностью.Молодостьозначаетэнер-гичность,задор,удаль,кураж,дерзость,жаждуновыхоткрытийистремлениектворческомусамовыражению.Молодоститак-жесвойственнаискренностьдружбы,преданностьлюбвииуве-ренностьвтом,чтопоставленныецели—вполнедостижимы.Иеслисэтимсвязатьзначениявсехвышеупомянутыхособенно-стейпозыфараона,делающегошагвперед, тостанеточевидным,чтоданныйобразявляетсянаилучшейформойнапоминаниячеловекуотом,какемуследуетидтипожизни.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!