Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-10-10 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Кактолькоегиптологипризналиметодрасшифровкииеро-глифов,предложенныйШампольоном,прогрессврасшифровкедревнихтекстовпошелбыстрымитемпами.Ихотяученыечастонесправлялисьспроблемамидревнеегипетскогосинтаксисаилексики(некоторыезагадкиосталисьнеразрешеннымиипосейдень),всежеонипосчитали,чтообладаютдостаточнымколиче-ствомзнанийобиероглифах,чтобывынестисвоесуждениепопо-водутого,чтостоитзавсемиэтимиобразамифараонов,животныхипричудливыхсуществстеломчеловекаиголовойживотного.ТемвременемобщественностьинтересовалиуженесаминаходкиизДревнегоЕгипта,атознание,котороеонискрыва-
68 СергейТрощенко.Иероглифы
ливсебе.Ипостепеннонасменуискателямнаживыиавантю-ристам,разграблявшимместаисторическихпамятников Егип-тасцельюличногообогащения,пришлиегиптологи,которыеначалипроводитьорганизованныенаучныераскопки.Ночис-лоученых,увлеченныхисториейЕгиптаизанимавшиxсясе-рьезнымиисследованиямивэтойобласти,быловсеещемало.Сегоднякажетсясовершенноневообразимым,какнебольшаягорсткалюдейсмоглапроделатьтакойобъемработы,плода-микоторойявилисьувесистыекнижныетомасрисунками,чертежамиипереводамисложныхтекстов.
В1880годуегиптологияобретаетофициальныйстатуснауч-нойдисциплинывовсемзападноммире.Вкрупнейшихмиро-выхуниверситетахоткрываютсяотдельныекафедрыпоизуче-ниюЕгипта,исэтоговременивсераскопкивЕгиптеначина-ютпроводитьсяспециальноаккредитованнымидляэтихцелейвыпускникамикафедрегиптологии.Вэтотпериодорганизу-ютсямасштабныеэкспедициипорасчисткехрамовидругихисторическихместoтнасыпейпесчаныхдюн,авуниверсите-тахЕвропыидеткропотливаяработапопереводутаинствен-ныхпапирусовикопийнадписей,снятыхсостенсаркофаговигробниц.Вскореначинаютпоявлятьсяобщедоступныепере-водыпапирусов,такихкак,например,математический,меди-цинскийимагическийпапирусы.Покусочкам,словномозаи-ка,собираетсяисторическаяхронологияправленияегипетскихцарей.Следуетзаметить,чтоонадосихпорявляетсяпредме-томжаркихдебатовиспоров,посколькурасхождениявнейисчисляютсяцелымитысячелетиями.
|
Номнениявакадемическихкругахегиптологоврасходилисьнетолькопоповодудат.Шампольон,посетивруиныдревнейстолицыВерхнегоЕгиптавгородеФивы,сказал:«Древниеегип-тянемыслилиподобногигантам.Мы,европейцы,всравненииснимипохожиналилипутов».Подобногомненияпридерживал-сяивыдающийсянемецкийегиптологГенрихКарлБрюгш.Онсчитал,чтоизображенияегипетскихбогов,царейипричудли-выхмонстровимеличистосимволическоезначение,ичтоонисвидетельствовалионаличиивысокоразвитойдуховнойнаукиудревнихегиптян.Носдругойстороны,былиитакиеегипто-логи,которые,подобнофранцузскомуученомуГастонуМаспе-ро,считали,чтодревниеегиптянебыличутьлинибезумнымидикарями,находившимисявсеголишьвшагеотканнибализма.
Утраченноенаследие 69
Увы,мненияпоследнихпреобладали,посколькуподухусво-емуонинаилучшимобразомсоответствовалиидеямэпохиПро-свещения,превратившимтеориюэволюцииДарвинавнеоспо-римуюдогмуипровозгласившимсовременнуюцивилизациюсамойпередовойизвсехизвестныхдоселенаЗемле.
Многиеученыепыталисьпроникнутьвтонкостиегипетскойрелигии,наукиифилософии,однаковсеих попыткинеизбежноyпиралисьвстену,выстроеннуюизсвоихжесобственныхубеж-дений,которыеосновывалисьнаидееотом,чтопрогрессчело-веческойцивилизации—этолинейныйпроцесс,движущийсяотпримитивнойкультурыкобществуболеевысокоразвитому.
|
Поэтомуподавляющеебольшинствоегиптологовдаженемоглодопуститьмыслиотом,чтонаучныедостижения,атак-жефилософскиеирелигиозныевзглядыдревнихегиптянмоглибытьболееразвитымивсравнениисовзглядамитех,ктостоялвоглавепередовоймысливXIXвекенашегостолетия.Конечноже,линейнаятеорияэволюцииявляетсяабсолютноабсурднойиразваливается,словнокарточныйдомик,прилегкомприкосно-вениикнейисторическихфактов.Например,еслимысравнимзнаниядревнихегиптяноформеЗемлииеедвижениивокругСолнцасаналогичнымивзглядаминаастрономию,распростра-неннымивсредниевека,тоувидимявныепризнакидеградации,нежелипрогресса.Ведьвсредниевекасчиталось,чтоформаЗем-ли—плоскаяичтоСолнцевращаетсявокругнашейпланеты!
Предвзятоеотношениекдревнеегипетскойрелигииифилосо-фиивзначительноймерепослужилопричинойбольшихискаже-нийсмыслаегипетскихиероглифовприихпереводе.Дажесейчаспереводыдревнеегипетскихтекстов,которыедоступнысовремен-номучитателювкнижныхмагазинах,неявляютсядословными.И,ксожалению,онипеределанытак,чтобыпредставитьдревнихегиптяннаивнымиглупцами,которыевсюсвоюжизньтолькоиделали,чтозанималисьприготовлениямикзагробнойжизни.
Языкиероглифовнетак-топрост.Внекоторомсмыслеегоможноназватьтрехмерным.Этоязыкобразов.Каждыйиеро-глифимеетнескольковзаимодополняющихзначений,которыевсовокупностираскрываютегоистинныйвнутреннийсмысл.Например,иероглиф Иб .
Обычноонпереводитсясловом «сердце», атакжеозначает«р азум,интеллект,внимание,намерение,понимание,смысл,му-дрость,склонность,желание,жажда,воляиистинное„Я“чело-века». Постарайтесьпонятьвнyтреннююсвязьмеждувсемиэти-
70 СергейТрощенко.Иероглифы
мисловами,ивынетолькопроникнитевсутьэтогоиерогли-фа,нотакжепоймете,чтоегоневозможноадекватноперевести.Конечно,когдамырассматриваемнесколькоиероглифоввместе,томожновыбратьнаиболееподходящийперевод,исхо-дяизихобщегоконтекста,нокакпоступить,когданесколькозначенийодногоиероглифагармоничнопереплетаютсяскаж-дымиззначенийпоследующегоиероглифа?Например,группу
|
этихиероглифов:
«Т у т а н х а м о н».
Чащевсегогруппуэтихиероглифовассоциируютсименеммальчика-фараона.Ееможноперевестикак «ЖивоеподобиеАмона»(традиционныйперевод),«зеркальныйобразневидимо-го»,«живущийобразневидимого»,«соберивоединовидимоеине-видимое»и«невидимоепорождаетжизнь». Какуюизэтихфразнужновзятьвкачествеверногоперевода?Очевидно,чтоеслимывыбираемоднуизних,топриэтомтеряетсяобщийсмысл.Точнеесказать,онискажается.
Помимоэтого,особенностииероглифическихтекстовтако-вы,чтовнихчастоотсутствуютпредлогиипоэтомуприходит-сялишьдогадыватьсяосвязиодногоиероглифасдругим.Еслимыещеразвзглянемнаужезнакомуюфразу«Тутанхамон»,тоувидим,чтоонадословнозвучиттак:
«н е в и д и м ый (скрытый, загадочный,потаенный,таинственный)»;
«в и д и м ый о б р а з (в н е ш н ее п о д о б и е, с х о д с т в о,
с о б и р а т ь в о е д и н о, с о с т а в л я т ь, с т а т уя, п о р о ж д а т ь)»;
«ж и знь(живущий,зеркало,даватьклятву)».
Такжевтекстахотсутствуютзнакипрепинания,точкииза-пятые.Поэтомупереводчикамприходитсяломатьголовунадтем,гдезаканчиваетсяоднопредложениеиначинаетсядругое.
Утраченноенаследие 71
ИеслисамимжрецамДревнегоЕгиптаприходилосьпроходитьмноголетнююподготовку,входекоторойониобучалисьвникатьвглубинныйсмыслиероглифов,точтоможносказатьопере-водчикахXIXвека,которыенеимелидажемалейшегопонятияодуховно-философскихпрактикахдревнихегиптян?
Внашидниниктонедоверит,скажем,сантехникуперево-дитьруководствопоэксплуатациисамолетасанглийскогона русский,дажееслионвсовершенствевладеетобоимиязы-ками.Иниктонедоверитмусульманинупереводитьтекстыкаббалысивританаарабский,дажееслионродилсяивыросвИзраиле.Иосновнаяпроблемавэтомупираетсянестоль-ковотсутствиинеобходимогословарногозапасапереводчи-ка,скольковегонеспособностиправильноинтерпретироватьзначениеслов,исходяизегожизненногоопыта,пониманияиличнойоценкивещей.Темнеменее,почему-тониктонеста-витподсомнениедостоверностьпереводовиероглифическихтекстов,сделанныхтакимипреданнымисторонникамихри-стианскойрелигии,какЭрнестА.Баджэм,МириамЛичфейм,ФрэнсисЛ.ГриффитиРаймондО.Фаулкнер.
|
Хотяосновныепостулатыхристианствавомногомсхожиспостулатамидревнеегипетскогодуховногоучения,всежемеж-дуэтимидвумяучениямиимеютсяколоссальныеразличиявовзглядахнамногиевещи.Например,нато,какустроенмир,какегопроявленная(видимая)частьвзаимодействуетснепро-явленной(невидимой)частью,какуюрольвжизнииграетче-ловекикаковегореальныйпотенциал.Поэтомупереводчики-христианепереводилитолькотеиероглифы,смыслкоторыххотькак-тоукладывалсяврамкиихсобственныхпредставле-ний.Атеиероглифы,которыеневписывалисьвэтирамки,либооставалисьнепереведенными,либоискажалисьтак,чтобысмыслпереведенногосталпонятенлюбомухристианину.Такимобра-зомвпереведенныетекстыпопалафраза«загробныймир», хотядословныйпереводгласит—«пространствoвечности».Фраза«полежизни»вездезамененанафразу«потусторонниймир»!«Вневидимоммире»—нафразу«натомсвете».
Там,гдевиероглифахнаписано«земляжизни»,вперево-дахнаписано«могила».«Kладбищем»переводчикиназвалито,чтонаделедолжнопереводитьсякак«духовнаятерритория,священнаятерритория».Слово«усопший»подменилофразу«человекввечности».«Гробница»—«скрытыйхрам».Слово«умереть»подменилофразу«бытьинертным,cпать»итакдалее
72 СергейТрощенко.Иероглифы
итомуподобное.Поверьте,этововсенешуткаиневыдумка.Любойжелающийможетзаглянутьвдвухтомниксамогопер-вого«Египетскогоиероглифическогословаря»,составленногосэромЭрнестомА.Т.УoллисомБаджем,иличновэтомубе-диться.Ксчастью,авторсохранилдословныйпереводвнеко-торыхместах.Однакоприэтомондобавлялсвоюсобственнуюинтерпретацию.Например:
Секх е т н э хех — «п о л е в е ч н о с т и», т о е с т ь Пот у с т о р о нн ий М и р.
Конечно,чемещеможетбыть«полевечности»впониманиикатолика,каковымявлялсяУoллисБадж?Kсожалению,ниводномизсвоихпереводовонпотомнедаетдословногозначенияиероглифовивездевставляетсвоюсобственнуюинтерпретацию.Нопочемужеэтогонезаметилниктоизсовременныхегип-тологов,спроситевы?Потомучтопоследниетридцатьлетязыкиероглифовизучаетсяпоновымсловарям,вкоторыхдословныйпереводполностьюотсутствует.Ктомужебольшинствоегип-тологовпростозазубриваюттезначенияиероглифов,которыеимдаются,ипобольшомусчетунезадумываютсяотом,вер-ныониилинет.Вэтомотношениипроцессобучениядревне-египетскомуязыкунапоминаетсобойхорошоизвестнуюигрув«испорченныйтелефон»,сутькоторойзаключаетсявпереда-чеустногосообщенияпоцепочке,состоящейизмаксимальнобольшогоколичествалюдей.Есликто-товцепочкепоошибкеменяетсловаоригинальногосообщения,тоследующийзанимчеловекпринимаетэтуинформациюзаисходнуюи,самтогонезная,добросовестнопередастполученноесообщениедруго-
|
мучеловекувцепочке,ноужевискаженномвиде.
Посутидела,современныепереводыдревнеегипетскихтекстовнапоминаютсказочныеисторииопохожденияхбоговидушусоп-шихпозагробномумиру,вкоторомимпостоянноприходитсяпри-менятьразличныемагическиезаклинаниякакдляобеспечениясво-егоблагополучияипроцветаниявпотустороннеммире, такидлягарантиисобственнойзащитыотназойливыхмонстров,которыетоиделовозникаютпередниминадорогах потустороннегомира.Инеудивительно,чтотеперьлитератураДревнегоЕгиптапредлагается«подсоусом»заупокойной.Втаком«обличии»онапростоотбиваетвсякийинтересдажеусамыхлюбопытныхчи-
Утраченноенаследие 73
тателей,посколькувыглядитсовершеннонепрактичнойиотор-ваннойотреалийчеловеческойжизни.Ноеслимывозьмемдословныйпереводдревнеегипетскихтекстовипосмотримна негонечерезпризмухристианскогомировоззрения,авсветесовременныхоткрытийвобластиквантовойфизики,эпигене-тикиифармакологии,тостанетсовершенноясно,чтодревниеегиптянепрекраснозналиотом,какчеловекможетисполь-зоватьсвоидремлющиескрытыеспособностидляуправлениясобственнойсудьбой.Онипрекраснозналиотом,какчеловекможетуправлятьреальностьюпосредствомсилысвоеймысли,объединеннойсэнергиейжелания,вниманияинамерения.
Вдействительности,древнеегипетские текстыявлялисьсбор-никамипрактическихрекомендацийпомагии.Онидаваличе-ловекузнанияотом,какразвитьсознание,какдостичьдухов-ногосовершенстваикакнаучитьсяуправлятьреальностьюпо-средствоммысли,чтобыобрестиблагополучиеипроцветаниевэтой,авовсеневзагробнойжизни.Впоследующихглавахмыприподнимемзавесутайныиероглифовипознакомимсяспрактическимиосновамиэтогонаидревнейшегоучения.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!