Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое)

2022-10-10 111
Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДИСЛАЛИЯ

Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое)

                                                         образование

 

 

Уровень образования     бакалавриат

Направленность (профиль) Логопедия

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. …………………………………………………………………………..18

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 20

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 27

6 ПЕРЕЧЕНЬ образовательных ТЕХНОЛОГИЙ. 30

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ.. 30

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ.. 30

9 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ. 32

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная учебная дисциплина относится к базовой части обязательных дисциплин (Б1.В.ОД.2), содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению Специальное (дефектологическое) образование Логопедия.

Курс «Дислалия» имеет общий объём 5 ЗЕТ (180 часов), из них 72 часа аудиторная работа: 36 часов лекционных занятий и 36 часов практических занятий), самостоятельная работа студентов (72 часа) и 36 часов – промежуточный контроль (экзамен). Дисциплина изучается в течение 2 семестра, завершается экзаменом. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

Для заочного отделения трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕТ (144 часа), из них 14 часов – аудиторная (6 часов – лекционные занятия, 8 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (121 часов); 9 - часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение III и IV семестров. Курс завершается экзаменом в IV семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Преподавание курса осуществляется на межпредметной основе с привлечением знаний студентов по медицинским, лингвистическим и психолого-педагогическим дисциплинам: «Анатомия и физиология органов слуха, речи и зрения», «Невропатология», «Современный русский язык с основами языкознания», «Введение в логопедическую специальность».

При изучении дисциплины учитываются  знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, педагогической и возрастной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах строения и функционирования речевого аппарата, основных анализаторов, обеспечивающих речевую деятельность, о возрастных этапах речевого развития человека в норме; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Специальная теоретическая и практическая подготовка бакалавров профиля  «Логопедия» начинается с изучения учебной дисциплины «Дислалия», что создает основу для дальнейшего усвоения разных форм речевой патологии при изучении дисциплин «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия».

1.4. Цель дисциплины:

формирование у студентов необходимых научно-теоретических знаний и практических умений и навыков коррекционно-педагогической работы при дислалии.

Задачи:

- усвоение основных понятий, теоретического положения по данному курсу, изучение категориально-терминологического аппарата;

 - изучение системы коррекционно-педагогической работы при данной речевой патологии;

- овладение практическими навыками логопедического обследования детей с дислалией;

- планирование логопедической работы на каждом этапе коррекционно-педагогического воздействия

- осуществление отбора языкового, речевого, дидактического материала ждя проведения логопедической работы.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

 

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать Уметь Владеть
1. ОПК-3 способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 Знать научно-теоретические основы коррекционно-педагогической работы при дислалии; З.2 основные понятия, теоретические положения по курсу дислалия У.1 уметь устанавливать причинно-следственные связи при определении причин и механизма и причин нарушения звукопроизношения. В.1 владеть методами и приёмами индивидуального подхода к организации коррекционно-педагогической работы при дислалии
2. ПК-1 способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.3 – основные принципы анализа речевой патологии; З.4 основные положения дифференцированного подхода к коррекции нарушений речи при дислалии   У.2 проводить дифференциальную диагностику с целью отграничения нарушения звукопроизношения при дислалии и других нарушениях речевого развития     В.2 методами и приёмами индивидуального подхода к обследованию ребёнка с дислалией; В.3 владеть методикой определения индивидуального образовательного маршрута на основе данных диагностики В.4 владеть навыками определения структуры дефекта при различных формах дислалии
3 ПК-3 - готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.5 знать основные принципы логопедической работы при дислалии У.3 уметь определять направления коррекционно-педагогической работы при дислалии с учётом структуры дефекта В.5 владеть навыками выбора методов и приёмов логопедического воздействия при дислалии на основе индивидуально-дифференцированного подхода  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

2.1 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. ДИСЛАЛИЯ КАК ВИД РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ 8 0 8 16 32
1.1 Введение в проблему дислалии 2 0 2 4 8
1.2 Классификации дислалий 6 0 6 12 24
2 Раздел 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИСЛАЛИИ 10 0 10 20 40
2.1 Обследование детей с дислалией 4 0 4 8 16
2.2. Методика логопедического воздействия при дислалии 6 0 6 12 24
3 Раздел 3. НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 18 0 18 36 72
3.1 Сигматизмы и способы их исправления 6 0 6 12 24
3.2 Ламбдацизм и ротацизм и способы их исправления 4 0 4 8 16
3.3 Дефекты произношения среднеязычных и задненёбных звуков и способы их исправления 4 0 4 8 16
3.4 Исправление недостатков смягчения и озвончения согласных звуков 4 0 4 8 16
  ИТОГО 36 0 36 72 144
  Промежуточный контроль (экзамен) 0 0 0 0 36
  ВСЕГО         180

 


 

Таблица 3

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Заочная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7
1 Раздел 1. ДИСЛАЛИЯ КАК ВИД РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ 6 0 0 76 40
1.1 Введение в проблему дислалии, ее классификация 2 0 0 24 8
1.2 Обследование детей с дислалией 2 0 0 28 24
1.3. Методика логопедического воздействия при дислалии 2 0 0 24  
3 Раздел 2. НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 6 0 8 45 72
2.1 Сигматизмы и способы их исправления 0 0 2 12 24
2.2 Ламбдацизм и ротацизм и способы их исправления 0 0 2 12 16
2.3 Дефекты произношения среднеязычных и задненёбных звуков и способы их исправления 0 0 2 12 16
2.4 Исправление недостатков смягчения и озвончения согласных звуков 0 0 2 9 16
  ИТОГО 6 0 8 121 136
  Промежуточный контроль (экзамен)         9
  ВСЕГО         144

 

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

 Раздел 1. Дислалия как вид речевого нарушения (32 часа)

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-3: З.2; У.1

ПК-3: З.5

ПК-1: В.4

Содержание раздела

Кол-во часов: 2

План:

1.    Характеристика дислалии как речевого нарушения.

2.    Краткие исторические сведения по проблеме изучения дислалии.

3.    Современные представления о дислалии.

Список литературы:

[1,2;3, 8, 10, 12, 13, 17, 19, 22, 30, 34, 36, 44, 45, 46, 47, 48]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Дислалия как нарушение звукопроизношения»

Кол-во часов: 2

Форма проведения: семинар,устные доклады с мультимедийным сопровождением и последующим обсуждением.

Изучаемые вопросы:

1. Основные этапы выделения дислалии как речевой патологии..

2. Причины возникновения дислалии.

3. Закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе.

4. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Список литературы:

[1,2;3, 8, 10, 12, 13, 17, 19, 22, 30, 34, 36, 44, 45, 46, 47, 48]

Информационное сопровождение:

Схема «Основные этапы выделения дислалии как нарушения звукопроизношения»

Кол-во часов: 6

Форма проведения: семинар,устные доклады с мультимедийным сопровождением и последующим обсуждением.

Изучаемые вопросы:

1. Формы дислалий, критерии их выделения.

2. Характеристика механической дислалии.

3. Причины и механизм нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии (моторная, сенсорная и сенсомоторная недостаточность).

4. 4. Характеристика акустико-фонематической дислалии.       Структура дефекта.

5. Характеристика артикуляционно-фонематической дислалии. Структура дефекта.

6. Характеристика артикуляционно-фонетической дислалии. Структура дефекта.

Список литературы:

[1, 2, 10, 17, 23, 30, 33, 34, 36, 38, 43, 44, 47]

Информационное сопровождение:

1. Видеофильм «Механическая дислалия»,

2. Мультимедийная презентация «Форы дислалии»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема 1.1 Введение в проблему дислалии (4 часа)

1 Конспект «Закономерности развития звукопроизношения в онтогенезе».

Балла

2 Составление схемы «Причины и механизм нарушения звукопроизношения при дислалии»

3 балла

Тема 1.2. Классификации дислалий  (12 часов)

3 Конспектирование работы» О.А. Токаревой «Функциональные дислалии» / Хрестоматия по логопедии, т.1., 1997, стр.76 -80

Балла

5Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика форм дислалии»

3 балла

6 Контрольная работа по разделу 1.

10 баллов

    1. Реферат «Развитие фонематического восприятия в онтогенезе» 10 баллов   2. Реферат «Условия развития звукопроизношения» 8 баллов  

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ОПК-3: З.2 основные понятия, теоретические положения по курсу дислалия ПК-3: З.5 знать основные принципы логопедической работы при дислалии

1. Контрольная работа по разделу 1.

2. Конспектирование работы» О.А. Токаревой «Функциональные дислалии» / Хрестоматия по логопедии, т.1., 1997, стр.76 -80

3. Реферат «Условия развития звукопроизношения»

4. Доклад на семинарском занятии

 

 

ОПК-3: У.1 уметь устанавливать причинно-следственные связи при определении причин и механизма и причин нарушения звукопроизношения
  1. Составление схемы  «Причины и механизм нарушения звукопроизношения при дислалии»

2. Доклад на семинарском занятии

3. Контрольная работа по разделу 1.

 

ПК-1: В.4 владеть навыками определения структуры дефекта при различных формах дислалии

1. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика форм дислалии»

2. Доклад на семинарском занятии

3. Контрольная работа по разделу 1.

 

       

Раздел 1 I. Коррекционно-педагогическая работа при дислалии (40 часов)

 

Требования к результатам освоения раздела:

ОПК-3: З.1, В.1

ПК -1: З.3, У.2, В.2

ПК-3: З.5; У.3

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

Кол-во часов: 4

План:

1.    Методика обследования детей с дислалией.

2. Принципы анализа речевых нарушений при дислалии.

3.    Уровни нарушения звукопроизношения. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения.

4. Дифференциальная диагностика дислалии и других нарушений речи.

Список литературы:

[1, 2, 6, 10,17, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 32, 36, 43, 44]

Информационное сопровождение:

Опорная таблица по теме «Дифференциальная диагностика» (И.Б. Карелина).

 

Тема 2.1. Обследование детей с дислалией Кол-во часов: 4 Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением; решение практических задач Изучаемые вопросы: 1.    Методика сбора анамнестических данных. 2.    Методы и приёмы выявления недостатков звукопроизношения у детей. 3.    Способы и приёмы обследования фонематического слуха. 4.    Принципы анализа речевых нарушений при дислалии. 5.    Отграничение дислалии от сходных по проявлениям нарушений произношения. Список литературы: [1, 2, 6, 10,17, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 32, 36, 43, 44] Информационное сопровождение: 1. Опорная таблица по теме «Дифференциальная диагностика» (И.Б. Карелина). 2. Аудиовизуальный материал «Способы и приёмы выявления недостатков звукопроизношения у детей» 3. Специальное дидактическое обеспечение «Наглядный материал для обследования звукопроизношения и фонематических процессов»

Кол-во часов: 6

План:

1.    Цель, задачи, принципы логопедического воздействия при дислалии.

2.    Цель и задачи подготовительного этапа логопедического воздействия при дислалии.

3.    Цель и задачи этапа формирования первичных произносительных умений и навыков. 

4.    Цель и задачи этапа формирования коммуникативных умений и навыков.

Список литературы:

[1, 2, 7, 10, 17, 23, 26, 30, 33, 34, 38, 39, 41, 42, 43, 46]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация

«Этапы логопедического воздействия при дислалии»»

 

Тема 2. 2 Методика логопедической работы при дислалии. Кол-во часов: 6 Форма проведения: семинар, устные доклады с последующим обсуждением 1.    Принципы и методы логопедического воздействия при дислалии. 2.    Цель и содержание работы на подготовительном этапе. 3.    Содержание работы по формированию артикуляционного праксиса. 4.    Требования к проведению артикуляционной гимнастики. 5.    Виды упражнений. Выполнение артикуляционных упражнений. 6.    Методика работы по уточнению артикуляции опорных звуков. 7.    Методика постановки звуков. 8.    Методика автоматизации звуков. 9.    Методика дифференциации звуков Список литературы: [1, 2, 7, 10, 17, 23, 26, 30, 33, 34, 38, 39, 41, 42, 43, 46] Информационное сопровождение: Специальное дидактическое обеспечение по теме «Артикуляционная гимнастика», «Методика логопедической работы при дислалии»  Видеоматериалы по теме «Приёмы постановки звуков» Аудиовизуальные материалы по теме «Методы и приёмы автоматизации звуков»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1 Тема 1. Обследование детей с дислалией

1. Составление конспекта «Особенности обследования звукопроизношения детей раннего возраста»

Балла

2.Составление конспекта «Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии»

3. балла

Балла

2.Конспект «Методы и приёмы дифференциации звуков» (В.А. Ковшиков)  

Балла

Содержание раздела

Кол-во часов: 6

План:

1. Характеристика свистящих звуков. Артикуляционный уклад. Механизм образования.

2. Сигматизмы и парасигматизмы, определение, виды.

3. Методика постановки звуков [С, З, Ц].

4. Особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков.

5. Характеристика свистящих звуков. Артикуляционный уклад. Механизм образования.

6. Сигматизмы и парасигматизмы, определение, виды.

7. Методика постановки звуков [Ш,Ж, Щ,Ч].

8. Особенности автоматизации и дифференциации шипящих звуков.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 27, 28, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Нарушения произношения свистящих звуков»

Кол-во часов: 6

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением;

решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Характеристика звука С.

2. Характеристика звука З.

3. Характеристика звука Ц.

4. Формы неправильного произношения свистящих звуков. Определение понятий «сигматизм» (виды сигматизмов), «парасигматизм».

5. Приёмы постановки звука С.

6. Приёмы постановки звука З.

7. Приёмы постановки звука Ц.

8.  Особенности автоматизации свистящих звуков.

1. Особенности дифференциации свистящих звуков. Характеристика звука Ш.

2. Характеристика звука Ж.

3. Характеристика звука Ч.

4. Характеристика звука Щ.

5. Формы неправильного произношения звуков Ш,Ж,Ч,Щ.. Определение понятий «сигматизм» (виды сигматизмов), «парасигматизм».

6. Приёмы постановки звука Ш.

7. Приёмы постановки звука Ж.

8. Приёмы постановки звука Ч.

9. Приёмы постановки звука Щ.

10. Особенности автоматизации, дифференциации звуков.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 27, 28, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Кол-во часов: 4

План:

  1. Характеристика звука [Л]. Артикуляционный уклад. Механизм образования.
  2. Недостатки произношения звука [Л, методика постановки.
  3. Характеристика звука [Р]. Артикуляционный уклад. Механизм образования.
  4. Недостатки произношения звука [Р], методика постановки.
  5. Особенности автоматизации и дифференциации соноров.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Нарушения произношения сонорных звуков»

Кол-во часов: 4

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением;

решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Характеристика звука Р.

2. Характеристика звука Л.

3. Формы неправильного произношения звука Л Определение понятий «ламбдацизм» «параламбдацизм».

4. Формы неправильного произношения звука Р. Определение понятий «ротацизм», «параротацизм».

5. Приёмы постановки звука Л.

6. Приёмы постановки звука Р.

7. Особенности автоматизации, дифференциации звуков.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Кол-во часов: 4

План:

1. Характеристика заднеязычных и среднеязычных звуков. Артикуляционный уклад. Механизм образования.

2. Недостатки произношения звука К, методика постановки.

3. Недостатки произношения звука Г, методика постановки.

4. Недостатки произношения звука Х, методика постановки.

5. Недостатки произношения звука Й, методика постановки.

6. Особенности автоматизации и дифференциации среднеязычных и задненёбных звуков.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 30, 31, 33, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Нарушения произношения заднеязычных звуков»

Кол-во часов: 4

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением;

решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Характеристика звука К. 

2. Характеристика звука Г.

3. Характеристика звука Х.

4. Характеристика звука Й.

5. Формы неправильного произношения среднеязычных и заднеязычных звуков. Определение понятий «каппацизм», «хитизм»,»гаммацизм», «йотацизм».

6. Приёмы постановки среднеязычного и заднеязычных звуков.

7. Особенности автоматизации, дифференциации среднеязычного и заднеязычных звуков.

 

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Кол-во часов: 4

План:

1. Характер нарушений произношения твёрдых и мягких согласных звуков. Методика исправления.

2. Характер нарушения произношения звонких и глухих согласных звуков. Методика исправления.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Нарушения произношения звонких звуков»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Кол-во часов: 4

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением;

решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Причины, вызывающие недостатки твердости или смягчения согласных звуков.

2. Методы и приёмы устранения недостатков произношения твёрдых и мягких звуков.

3. Причины нарушения озвончения и оглушения согласных звуков.  

4. Методы и приёмы устранения недостатков произношения звонких и глухих звуков.

 

Список литературы:

[1,3; 4, 8, 9, 11; 12; 13; 20, 22, 24, 25; 26] [1, 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 26, 30, 31, 33, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47]

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема 3.1 Сигматизмы и способы их исправления (12 часов)

1. Заполнение таблицы по теме «Методы и приёмы коррекции сигматизмов и парасигматизмов»

Баллов

 

Тема 3.2 Ламбдацизм и ротацизм и способы их исправления  (8 часов)

1. Заполнение таблицы по теме «Методы и приемы автоматизации звуков [Р, Л]»

Баллов

 

Тема 3.3 Дефекты произношения среднеязычных и задненёбных звуков и способы их исправления (8 часов)

1. Заполнение таблицы по теме «Методы и приёмы коррекции звуков»

Баллов

Тема 3.4 Исправление недостатков смягчения и озвончения согласных звуков (8 часов)

1. Заполнение таблицы по теме Заполнение таблицы по теме Заполнение таблицы по теме «Методы и приёмы дифференциации звуков»

Баллов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное./ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– М.: ВЛАДОС, – 2008.

2. Прилепко Ю.В. Логопедия. Дислалия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В. Прилепко, О.Д. Сальникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 115 c. — 978-5-4486-0128-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70769.html

Дополнительная литература

3. Белякова Л.И. Речь ребенка [Электронный ресурс]: проблемы и решения / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Институт психологии РАН, 2008. — 352 c. — 978-5-9270-0129-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15621.html

4. Гончарова В.А. Моторные сказки для самых маленьких [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.А. Гончарова, Т.А. Колосова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2012. — 128 c. — 978-5-9925-0723-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19449.html

5. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки [Электронный ресурс]: пособие для логопедов и воспитателей / Н.И. Гридчина. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2009. — 96 c. — 978-5-9925-0330-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68620.html

6. Зайцева Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4–7 лет [Электронный ресурс] / Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2015. — 72 c. — 978-5-9925-0766-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61036.html

7. Ивановская О.Г. Логопедические занятия с детьми 5–6 лет [Электронный ресурс]: методические рекомендации / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, С.Ф. Савченко. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2009. — 128 c. — 978-5-9925-0312-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19401.html

8. Иванцова Е.В. Русский язык. Фонетика. Фонология. Графика. Орфография [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.В. Иванцова. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. — 72 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22262.html

9. Круглова А.М. Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения [Электронный ресурс] / А.М. Круглова. — Электрон. текстовые данные. — М.: РИПОЛ классик, 2012. — 96 c. — 978-5-386-05254-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71395.html

10. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.html.

11. Лапп Е.А. Индивидуальные занятия по коррекции звуков «ч» и «щ» [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Лапп. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 73 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12710.htm

12. Максимов В.И. Занимательная фонетика [Электронный ресурс] / В.И. Максимов. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Златоуст, 2014. — 261 c. — 978-5-86547-785-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67860.html

13. Лизунова Л.Р. Онтогенез речевой деятельности [Электронный ресурс]: курс лекций / Л.Р. Лизунова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 111 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32070.html

14. Османова Г.А. Логопед — родителям [Электронный ресурс] / Г.А. Османова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2009. — 192 c. — 978-5-9925-0433-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19400.html

15. Пименова Т.И. Выговаривать хочу... Исправление недостатков звукопроизношения у детей [Электронный ресурс]: дидактический материал / Т.И. Пименова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2009. — 96 c. — 978-5-9925-0285-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68594.html

16. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке [Электронный ресурс]: материалы для занятий по русской фонетике /. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Златоуст, 2013. — 64 c. — 978-5-86547-742-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67904.html

17. Смирнова И.А. Логопедия [Электронный ресурс]: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2014. — 232 c. — 978-5-9925-0912-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44493.html

18. Юдина Я.Л. Сборник логопедических упражнений [Электронный ресурс] / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. — Электрон. текстовые данные. — М.: ВАКО, 2011. — 128 c. — 978-5-408-00342-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26365.html

 

3.2   Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

19. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика/ Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 208 с.

20. Волкова, Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника / Г.А. Волкова – СПб. ДЕТСВО – ПРЕСС, 2006.

21. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учеб.-метод.пособие / Г.А.Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 138 с.

22. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: /. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.

23. Григоренко Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции: / Н.Ю.Григоренко,С.А.Цыбульский. - М.: Книголюб, 2003. - 143 с.

24. Громова, О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Метод. пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина – М.: ТЦ Сфера, 2005.

25. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд. испр. и дополн./О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 279 стр.

26. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы /. - СПб.: САТИС, 1995. - 71 с.

27. Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидакт.материал для логопедов / В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2006. - 34 с.

28. Лазаренко О.И. Альбом для автоматизации произношения звука Ч: / О.И.Лазаренко. - М.: Аркти, 2001. - 15 с.

29. Лазаренко О.И. Альбом для автоматизации произношения звука Щ: / О.И.Лазаренко. - М.: Аркти, 2001. - 15 с.

30. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студентов дефектолог. фак.пед. вузов / авт-сост. С.Н.Шаховская, Т.Н.Волосовец, Л.Г.Парамонова, Ред. Л.С.Волкова. – М.: Владос., Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч. Дислалия, 2003.

31. Лопухина И.С. Логопедия: Звуки, буквы и слова / И.Лопухина. - СПб.: Корона принт, 2004. - 143 с.

32. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В.Чиркина,Л.Ф.Спирова,А.В.Ястребова и др.; ред.Г.В.Чиркина. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.

33. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб.пособие / Ред.Т.В.Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

34. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общ. ред. д..п.н., проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005.

35. Перегудова Т.С. Вводим звуки в речь: картотека для автоматизации звуков [Л],[Ль]: логопедам-практикам и заботливым родителям / Т.С.Перегудова, Г.А.Османова. - СПб.: КАРО, 2008. - 168 с.

36. Понятийно-терминологический словарь логопеда: / сост.В.И.Селиверстов,Ю.Г.Гаубих,Л.Б.Перчук; ред.В.И.Селиверстов; Моск.открытый соц.ун-т. - М.: Академ.проект, 2004. - 478 с.

37. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л', Р, Р'): Речевой материал для дошк. и младш.шк.возраста /. - Волгоград: Учитель, 2001. - 90 с.

38. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи./ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина – М.: АРКТИ, 2003.

39. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практ.логопедия / Н.А.Седых. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004. - 283 с.

40. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия: Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Т.А. Ткаченко – М.: ГНОМ и Д, 2005. — 32с.

41. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учеб.-метод. Пособие для логопедов и воспитателей /Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2001.

42. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А.Ткаченко. - М.: Владос, 2005. - 112 с.

43. Хватцев М.Е.Предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагог. вузов и родителей / М.Е.Хватцев. - СПб.: Дельа+: Каро, 2004. - 266 с.

44. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с: ил.

45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.  

46. Фомичева, М.Ф. Воспитание правильного произношения./ М.Ф. Фомичёва. – М.: Просвещение, 1989. — 239 с.

47. Фомичева, М.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с..

48. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте.// Возрастная психолингвистика: хрестоматия. Учебное пособие / Сост. К.Ф.Седов. – М.: Лабиринт, 2004.

3.3. П


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.25 с.