Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-10 | 45 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Глава IX. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Бетон и железобетон в современном строительстве
Бетон и железобетон в современном строительстве СССР занимает ведущее место — объем его применения в 1985 г. достиг 250 млн. м3 в год.
Масштабность применения бетона и железобетона обусловлена высокими физико-механическими показателями, долговечностью, хорошей сопротивляемостью температурным и влажностным воздействиям, возможностью получения конструкций сравнительно простыми технологическими методами, использованием в основном местных материалов (кроме стали), сравнительно невысокой стоимостью.
По способу выполнения бетонные и железобетонные конструкции разделяют на сборные, монолитные и сборно-монолитные. Сборные конструкции изготовляют на заводах и полигонах, затем доставляют на строящийся объект и устанавливают в проектное положение. Монолитные конструкции возводят непосредственно на строящемся объекте. Сборно-монолитные конструкции выполняют из сборных элементов заводского изготовления и монолитной части, объединяющей эти элементы в единое целое.
В настоящее время по производству и применению сборного железобетона СССР занимает первое место
— 216 —
в мире, причем объемы его производства непрерывно растут. Если в 1954 г. (год начала массового сборного строительства) было изготовлено и смонтировано около 3 млн. м3 сборных бетонных и железобетонных конструкций, то в 1985 г. годовой объем производства сборного железобетона достиг 122 млн. м3.
Наряду с увеличением объема применения сборного бетона и железобетона возрастает также и число конструкций и сооружений, выполняемых с применением монолитных конструкций. Например, в промышленном и гражданском строительстве применение монолитного железобетона эффективно при возведении массивных фундаментов, подземных частей зданий и сооружений, массивных стен, различных пространственных конструкций, стенок и ядер жесткости, дымовых труб, резервуаров, зданий повышенной этажности в сейсмических районах и многих других конструкций и инженерных сооружений.
И в дальнейшем бетон и железобетон останутся ведущими строительными материалами.
УСТРОЙСТВО ОПАЛУБКИ
АРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ
1. Виды арматуры и состав процесса армирования неиапрягаемых конструкций
Металлургическая промышленность для нужд строительства изготовляет арматурную сталь, подразделяющуюся на две основные группы — стержневую и проволочную.
Стержневую арматуру изготовляют периодического профиля, с расположением выступов по винтовой линии или елочкой, и в значительно меньших масштабах — гладкого профиля. В зависимости от гарантируемых механических свойств стержневую арматуру делят на несколько классов. Стержни стали класса А-1 имеют гладкий профиль, а классов А-П, А-Ш, А-1У и А-У—-периодический. Для отличия стержней разных классов по внешнему виду А-П-Ст5 имеет выступы по трехзаходной винтовой лини с двумя продольными ребрами, а классов А-Ш-25Г2С, 35ГС И А-1У-20ХГ2Ц — выступы в виде «елочки» (рис. IX. 14, а, б). Концы стержней стали класса А-1У окрашивают красной, а А-У — зеленой краской.
Проволочную арматуру промышленность поставляет двух классов (рис. IX. 14, в): В-1 (холоднотянутая низкоуглеродистая—для ненапрягаемой арматуры) и В-П (высокопрочная углеродистая — для напрягаемой арматуры). Высокопрочную проволоку изготовляют гладкого и периодического профилей; при обозначении класса проволоки периодического профиля к индексу «В» (волоченая) добавляют «р» (рифленая): Вр-П (рис. 1Х.14, г).
Заводы метизной промышленности выпускают также унифицированные легкие товарные арматурные сетки — плоские и рулонные (рис. IX. 14, д). Они состоят из про-
IX.26. Предварительное напряжение конструкций
а —схема гидравлического домкрата одиночного действия; б — насосная станция; / — цилиндр; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — захват; 5 — упоры домкрата; 6 — стойка с кронштейном; 7 — ручная лебедка; 8 — маслобак; 9 — пульт управления; 10 — электродвигатель; // — ма.ляный насос; 12 — манометр
Эти домкраты состоят из цилиндра, поршня со штоком, захвата со сменными гайками, позволяющим натягивать арматуру с различными диаметрами анкерных устройств, и упора. После присоединения арматуры к захвату и подачи масла в правую полость цилиндра арматуру натя-гаивают до заданного усилия. Затем подвертывают анкерную гайку до упора в конструкцию, переключают правую полость на слив и подают масло в левую часть. На этом натяжение заканчивается, и домкрат отсоединяют.
Для привода гидродомкратов применяют передвижные масляные насосные станции, смонтированные на тележке со стрелой для подвешивания домкратов (рис. 1Х.26.6).
Натяжению арматуры и передаче усилия на бетон, как правило, сопутствуют: выпрямление арматурного элемента (пучка или стержня), обжатие бетона под опорными прокладками, трение между арматурой и стен--ками канала и др. Для устранения этих явлений, вызывающих неравномерное натяжение по длине арматурного элемента, выполняют следующие операции.
Вначале арматуру натягивают с усилием, не превы-шающим 0,1 необходимого усилия натяжения пучка (стержня). При этом арматурные стержни выпрямляются и плотно прилегают к стенкам канала. Опорные прокладки также плотно прилегают к поверхностям напрягаемой конструкции. Усилие, равное 0,1 расчетного, принимают за ноль отсчета при дальнейшем контроле натяжения по давлению в системе и деформациям.
В конструкциях с длиной прямолинейного канала не более 18 м арматуру ввиду небольших сил трения напрягают с одной стороны. Выравнивать напряжения вдоль арматуры можно также путем продольного вибрирования в процессе натяжения. Вибрацию можно производить с помощью приспособления на глухом анкере.
При длине прямолинейных каналов свыше 18 м и криволинейных каналах арматуру натягивают с двух сторон конструкции. Вначале одним домкратом арматуру натягивают до усилия, равного 0,5 расчетного, и закрепляют с той стороны конструкции, с которой она напряглась. Затем с другой стороны конструкции другим домкратом арматуру натягивают до 1,1 расчетного усилия (1,1 — коэффициент технологической перетяжки арматуры). Выдержав ее в таком состоянии 8... 10 мин, натяжение уменьшают до заданного и закрепляют второй конец напрягаемой арматуры. Для устранения перепада напряжений вдоль арматуры иногда применяют пульсирующее натяжение: несколько раз кратковременно повторяют этот процесс, последовательно увеличивая натяжное усилие, а затем сбрасывают излишнее усилие.
Если в сечении конструкции имеется несколько арматурных элементов, то натяжение начинают с элемента, расположенного ближе к середине сечения. При наличии только двух элементов, расположенных у граней, натяжение производят ступенями или одновременно двумя домкратами. При большом числе элементов в первых элементах натяжение будет постепенно снижаться по мере натяжения последующих в результате возрастающего укорочения бетона от сжатия. Эти элементы затем вновь подтягивают.
Сразу после натяжения арматуры приступают к заключительной операции — инъецированию каналов. Для этого применяют раствор марки не ниже 300 на цементе марок 400...500 и чистом песке. Нагнетают раствор рас-творонасосом или пневмонагнетателем с одной стороны канала. Инъецирование ведут непрерывно с начальным давлением 0,1 МПа и последующим повышением до 0,4 МПа. Прекращают нагнетание, когда раствор начнет вытекать с другой стороны канала.
В последнее время применяют способ, при котором устраивать каналы не надо; следовательно, исключаются операции по их инъецированию. Арматурные канаты или стержни перед укладкой покрывают антикоррозионным составом, а затем фторопластом (тефлоном), имеющим почти нулевой коэффициент трения. При натяжении канат относительно легко скользит в теле бетона.
Общие положения
Способ транспортировки бетонной смеси от бетонно-го завода или смесительной установки к месту укладки и необходимые для этого транспортные средства определяют с учетом технологических свойств бетонной смеси, расстояния транспортировки, объема укладываемой бетонной смеси, суточной потребности, высоты подъема или спуска. В общем виде транспортный процесс включает прием смеси из раздаточного бункера бетоносмесительной установки, доставку (перемещение) ее различными транспортными средствами к объекту бетонирования, последующую подачу смеси к месту укладки или же перегрузке ее на другие транспортные средства или приспособления, доставляющие смесь в блок бетонирования.
Блоком бетонирования называют подготовленную к укладке бетона конструкцию или ее часть с установленной опалубкой и смонтированной арматурой. Доставку бетонной смеси в блок бетонирования осуществляют по двум схемам: от места приготовления до места разгрузки непосредственно в блок бетонирования; от места приготовления до места разгрузки у бетонируемого объекта с последующей подачей в блок бетонирования. Эта схема предусматривает промежуточную перегрузку бетонной смеси.
Транспортировку бетонной смеси от места приготовления до места разгрузки непосредственно в блок бетонирования или у бетонируемого объекта осуществляют преимущественно автомобильным транспортом, а транспортировку от места разгрузки у объекта бетонирования в блок бетонирования — кранами (в бадьях), подъемниками, конвейерами, бетоноукладчиками, вибропитателями, мототележками, бетононасосами и пневмонагнета-телями. При данной схеме производительность механизмов по приему и подаче бетонной смеси в блок бетонирования должна быть на 10... 15 % выше производительности комплекта обслуживающих транспортных средств во избежание их простоев под разгрузкой.
Основное технологическое условие при перевозке бетонной смеси — сохранение ее однородности и обеспечение требуемой для укладки подвижности. Для этогов бетонную смесь не должны попадать атмосферные осадки, на нее не должны воздействовать солнечные лучи, она не должна расслаиваться, из нее не должно вытекать цементное молоко или раствор; зимой смесь должна быть предохранена от быстрого охлаждения и замерзания.
Х.ЗЗ. Автобетоносмесвтель
а —общий вид; б —схема смесительного барабана; / — бак для воды; 2 — смесительный барабан; 3 — загрузочное устройство; 4 — разгрузочное устройство; 5 —система подачи воды; 6 —рама; 7 — привод смесительного барабана; 8 — шасси автомобиля; 9 — лопасть
Для транспортировки бетонной смеси в городских условиях, а также на большие расстояния (до 70 км) особенно целесообразны автобетоносмесители (рис. 1Х.ЗЗ). В смесительный барабан на бетонном заводе загружают сухую бетонную смесь, а воду подают перед прибытием на объект или непосредственно на объекте. Готовую смесь выгружают путем вращения смесительного барабана в обратную сторону. Наличие откидного выгрузочного лотка позволяет производить порционную разгрузку а также подавать смесь непосредственно в конструкцию. Применение автобетоносмесителей позволяет существенно увеличить допустимые расстояния перевозки бетонных смесей без снижения их качества.
Транспортировку бетонной смеси автотранспортом в контейнерах или бадьях применяют редко ввиду недоиспользования на 20...30 % грузоподъемности транспортных средств и необходимости создания оборотного парка контейнеров, что снижает экономическую эффективность этого метода.
Стоимость перевозки бетонной смеси в автобетоновозах и автобетоносмесителях на 10...15 % ниже, чем автосамосвалами и бортовыми машинами, поэтому они должны найти преимущественное применение.
Бетонную смесь, доставляемую на объекты в автосамосвалах, автобетоновозах или автобетоносмесителях, разгружают непосредственно в конструкцию без дополнительной перегрузки или перегружают в промежуточные емкости для последующей подачи в блок бетонирования. -
Непосредственно подают смесь без перегрузки обычно при бетонировании конструкций, расположенных в уровне земли или малообъемных заглубленных (рис. 1Х.34). Это наиболее простой способ, не требующий дополнительных устройств и приспособлений.
Массивные и большеобъемные конструкции (фундаменты доменных печей, прокатных станов и т. п.) бетонируют с помощью специальных бетоновозных эстакад и передвижных мостов (рис. 1Х.35,а). При этом бетоновозы для разгрузки заезжают непосредственно на эстакаду Бетонную смесь выгружают в конструкцию без дополнительных приспособлений, если высота ее свободного падения меньше 3 м. Если эта высота превышает 3 м, во избежание расслоения бетонную смесь подают с помощью звеньевых хоботов (рис. 1Х.35, б). Их собирают из отдельных конусообразных трубчатых звеньев, которые крепят к приемному бункеру и между собой на специальных подвесках. По мере наращивания слоя укладываемого бетона нижние звенья снимают. Для равномерной подачи смеси на возможно большую площадь звеньевые хоботы можно отклонять от вертикали. При этом угол между осью звеньевого хобота и вертикалью должен быть не более 20°. Применение бетоновозных эстакад, особенно с двусторонним въездом, обеспечивает высокий темп бетонирования (60...80 м3/ч), снижает трудоемкость работ. Однако стоимость самих эстакад довольно высока.
В конструкции, расположенные в котловане (ниже уровня земли), бетонную смесь укладывают с промежуточной перегрузкой в вибропитатель и последующей подачей в блок бетонирования виброжелобами (рис. 1Х.36).
Вибропитатель представляет собой треугольный в плане сварной ящик, оборудованный вибратором. Вибропитатель устанавливают так, чтобы днище его было наклонено на 5... 10° в сторону бетонируемой конструкции. Выходной проем вибропитателя оборудован секторным затвором. К выходному проему крепят виброжелоба длиной 4 и б м. На пружинных подвесках желоба крепят к инвентарным стойкам. Угол наклона виброжелобов к горизонту 5...30°. С помощью виброжелобов укладывают смеси с осадкой конуса 4... 12 см.
Жесткие смеси перемещаются по виброжелобам плохо; литые же смеси можно транспортировать по виброжелобам с небольшими уклонами (5... 10°). При больших уклонах бетонная смесь выплескивается через борта виброжелобов. Темп укладки с помощью виброжелобов в зависимости от угла их наклона и осадки конуса бетонной смеси колеблется от 10 до 30 м3/ч.
3. Подача бетонной смеси кранами и подъемниками
Самоходные башенные и стрелочные краны с комплектом бадей используют для порционной подачи и распределения бетонной смеси в блоках бетонирования. Доставленную автомобильным транспортом смесь разгружают на объекте в бадьи и кранами подают непосредственно в конструкцию (рис. 1Х.37, а, б). При этом бетонная смесь перемещается как вертикально, так и горизонтально, что обеспечивает ее распределение при укладке. Для перемещения бетонной смеси только по вертикали используют различные подъемники. Так, при бетонировании междуэтажных перекрытий каркасных зданий используют подъемники стоечного типа (рис. 1Х.37, в), которые поднимают бетонную смесь в ковшах или контейнерах. Для горизонтальной транспортировки смеси используют тачки-рикши, мотороллеры или мототележки.
Бадьи бывают поворотные и неповоротные (рис. 1Х.38). Поворотная бадья представляет собой сварную емкость, состоящую из корпуса, каркаса, затвора, рычага. Иногда на корпус бадьи устанавливают вибратор. Каркас выполнен в виде салазок, конструкция которых позволяет загружать бадью в горизонтальном положении. При подъеме краном бадью стропуют за петли и она, плавно перекатываясь, занимает вертикальное положение. В таком положении бадья перемещается и разгружается. При опускании бадьи под загрузку она плавно принимает горизонтальное положение загрузочным отверстием кверху. Неповоротная бадья также представляет собой сварную емкость, но в отличие от поворотной она подается под загрузку в вертикальном положении.
Преимущественное применение имеют поворотные бадьи; неповоротные бадьи применяют в тех случаях, когда бетонную смесь нужно подавать небольшими порциями (в колонны, стены небольшой толщины и др.). Бадьи, изготовляемые, как правило, строительными организациями, имеют вместимость 0,5...2 м3.
4. Применение ленточных конвейеров и бетоноукладчиков
В промышленном и гражданском строительстве ленточные конвейеры используют как внутрипостроечный транспорт для подачи бетонной смеси в основном при бетонировании конструкций с небольшими размерами в плане (точечные конструкции). Промышленность для нужд строителей изготовляет ленточные конвейеры передвижного типа длиной 6... 15 м и шириной гладкой или ребристой ленты 400...500 мм. Такие конвейеры могут подавать бетонную смесь на высоту 1,5...4 м.
Основным рабочим органом конвейера (рис. 1Х.39, а) является гибкая прорезиненная лента, огибающая приводной и натяжной барабаны и опирающаяся на поддерживающие верхние роликовые опоры желобчатого типа и нижние плоские роликовые опоры. Бетонную смесь загружают на ленту через питатели, позволяющие непрерывно и равномерно подавать смесь требуемой толщины. Барабаны конвейера оборудованы устройствами, полностью очищающими ленту от цементного раствора, возвращаемого в подаваемую бетонную смесь.
Во избежание расслоения бетонной смеси ее подвижность при подаче конвейерами не должна превышать 6 см. Углы наклона конвейеров не должны быть больше при подъеме смеси подвижностью до 4 см—18э, 4......6 см—15°, а при спуске смеси — соответственно 12 и 10°. Скорость движения ленты не должна превышать 1 м/с. При выгрузке с конвейера (рис. 1Х.39, б) применяют направляющие щитки или воронку высотой не менее 0,6 м. Устройство односторонних щитков или козырьков, а также свободное падение смеси с конвейера не допускается.
Передвижные ленточные конвейеры, обладая большой производительностью (до 35 м3/ч), не распределяют бетонную смесь по площади бетонируемой конструкции. Поэтому в процессе подачи приходится переставлять конвейер, что требует дополнительных затрат труда и вызывает задержки в бетонировании.
Более эффективны бетоноукладчики, которые применяют для устройства монолитных фундаментов под здания и технологическое оборудование, а также другие рассредоточенные объекты. Бетоноукладчик представляет собой самоходную машину, на вращающейся платформе которой имеется оборудование
БЕТОНИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Подготовка к бетонированию
Перед бетонированием конструкций выполняют комплекс операций по подготовке опалубки, арматуры, поверхностей ранее уложенного бетона и основания.
Опалубку и поддерживающие леса тщательно осматривают, проверяют на надежность установки стоек, лесов и клиньев под ними, крепления, а также отсутствие щелей в опалубке, наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Проверка и осмотр необходимы, так как опалубка может деформироваться из-за
просадки или вспучивания основания, усушки и коробления досок. Геометрические размеры проверяют стальным метром или рулеткой, положение вертикальных плоскостей — рамочным отвесом, горизонтальность плоскостей — уровнем или геодезическими инструментами. Щели шириной более 3 мм и отверстия в деревянной опалубке заделывают. Щели 3... 10 мм проконопачивают скрученной в жгут паклей, а более 10 мм — заделывают деревянными рейками. В опалубке балок и невысоких колонн щели до 10 мм промазывают глиняным тестом. Конопатят щели до промывки опалубки, а промазывают глиной после промывки. Щели до 3 мм затягиваются от разбухания досок при смачивании опалубки перед укладкой бетонной смеси. В металлической опалубке щели и отверстия промазывают глиняным тестом или раствором строительного гипса. Перед укладкой бетонной смеси опалубку очищают от мусора и грязи.
Работы по установке и закреплению опалубки и поддерживающих ее конструкций оформляют записью в журнале работ.
Установленные арматурные конструкции перед бетонированием также проверяют: контролируют местоположение, диаметр и число арматурных стержней, а также расстояния между ними, наличие перевязок и сварных прихваток в местах пересечения стержней. Расстояния между стержнями должны соответствовать проектным. Проектное расположение арматурных стержней и сеток обеспечивается путем правильной установки поддерживающих устройств: шаблонов, фиксаторов, подставок, прокладок и подкладок. Запрещается применять подкладки из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня. Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Испытывают несколько образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов согласовывают с приемщиком. Расстояние от арматуры до ближайшей поверхности опалубки проверяют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бетонируемой конструкции.
Для надежного сцепления свежеуложенной бетонной смеси с арматурой последнюю очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора с помощью пескоструйного аппарата или проволочных щеток,
Для прочного соединения ранее уложенного затвердевшего бетона монолитных конструкций и сборных элементов сборно-монолитных конструкций с новым горизонтальные поверхности затвердевшего монолитного бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной смеси очищают от мусора, грязи и цементной пленки. Вертикальные поверхности очищают от цементной пленки в том случае, если это требуется проектом.
Перед укладкой бетонной смеси на грунт готовят основание: удаляют растительные, торфянистые и прочие грунты органического происхождения, сухой несвязный грунт увлажняют. Переборы заполняют песком и уплотняют. Готовность основания под укладку бетона оформляют актом.
Блок бетонирования непосредственно перед укладкой бетонной смеси очищают, промывают водой и продувают сжатым воздухом.
Устройство рабочих швов
Для обеспечения монолитности бетонировать конструкцию желательно непрерывно. Но это возможно лишь при незначительных объемах работ и в сравнительно простых конструкциях. Во всех остальных случаях перерывы в бетонировании неизбежны. При необходимости перерывов в бетонировании конструкций прибегают к так называемым рабочим швам.
Рабочим швом называют плоскость стыка между затвердевшим и новым (свежеуложенным) бетоном, об-
Бадьями
в —высотой до 3 м; б, в —высотой более 3 м; 1 — поворотная бадья; 2 —рабочий настил; 3 — опалубка пилона; 4 — внутренний вибратор; 5 — опалубка ступени; 6 — звеньевой хобот; 7 — приемная воронка
по следующим технологическим схемам: с разгрузкой смеси из транспортного прибора непосредственно в опалубку с передвижного моста или эстакады, с помощью вябропитателей и виброжелобов, бетоноукладчиков, бетононасосов, бадьями с помощью кранов.
При бетонировании малоармированных фундаментов и массивов применяют жесткие бетонные смеси с осадкой конуса 1...3 см, густоармированных — с осадкой конуса 4...6 см.
В ступенчатые фундаменты с общей высотой до 3 м и площадью нижней ступени до 6 м2 смесь подают через верхний урез опалубки (рис. 1Х.49,а), принимая меры против смещения анкерных болтов и закладных деталей. При виброуплотнении внутренние вибраторы погружают в смесь через открытые грани нижней ступени и переставляют их по периметру ступени в направлении к центру фундамента. Аналогично ведут виброуплотнение бетона второй и третьей ступеней, после чего их заглаживают. Пилоны можно бетонировать сразу же после окончания бетонирования ступеней. Смесь в пилон подают через верхний урез опалубки. Уплотняют ее внутренними вибраторами, опуская их сверху.
При высоте ступенчатых фундаментов более 3 м и площади нижней ступени более 6 м2 первые порции бетонной смеси подают в нижнюю ступень по периметру (рис. IX.49, б). В последующем смесь подают через приемный бункер и звеньевые хоботы (рис. IX.49, в). Виброуплотнение смеси ведут, как и в предыдущем случае, внутренними вибраторами.
Высокие пилоны при осадке конуса смеси, равной 4...6 см, нужно бетонировать медленно и даже с некоторыми перерывами (1...1.5 ч), чтобы исключить выдавливание бетона, уложенного в ступени, через их верхние открытые грани.
Массивные фундаменты, воспринимающие динамические нагрузки (например, под прокатное, кузнечно-прессовое оборудование), бетонируют непрерывно. Объем их достигает 2,5...3 тыс. м3. Бетонную смесь в них подают с эстакад, конвейерами, бетононасосами или комбинированными способами с темпом до 300...350 м3 за смену. В труднодоступные места массива подают смесь и распределяют ее по площади фундамента с помощью виброжелобов.
Укладывают бетонную смесь в массивные фундаменты с густой арматурой горизонтальными слоями толщиной 0,3...0,4 м, уплотняя ее ручными внутренними вибраторами.
Большие малоармированные или неармированные массивы бетонируют слоями 1...2 м. Уплотняют смесь в них мощными пакетными вибраторами, переставляемыми с помощью кранов.
С целью снижения расхода цемента в бетон малоар-мированных массивов укладывают отдельные камни размером более 150 мм (так называемый «изюм»). Для этого отбирают прочные камни с шероховатыми граня-
— 290 —
ми, которые перед укладкой промывают струей воды. Расстояние между отдельными камнями следует принимать не менее 20 см; они не должны касаться арматуры и опалубки. Смесь уплотняют внутренними ручными вибраторами.
Подготовки и полы. Для устройства бетонных подготовок под полы применяют бетонную смесь с осадкой конуса 0...2 см. Площадь, на которой предусмотрено устраивать подготовку, разбивают на карты — полосы шириной 3...4 м, устанавливая по их краям маячные доски. Полосы-карты бетонируют через одну (рис. IX.50, а). Промежуточные полосы бетонируют после затвердения бетона в смежных полосах. Перед бетонированием промежуточных полос снимают маячные доски; по этим граням образуются рабочие швы. Бетонную смесь разгружают на месте бетонирования непосредственно из автобетоновоза, грубо разравнивают лопатами, а затем с помощью вибробруса (виброрейки) уплотняют (рис.IX.50, б). При этом вибробрус на одной позиции держат до тех пор, пока он не опустится обоими концами на маячные доски.
Когда по бетонной подготовке предполагают укладывать бетонные, цементные или асфальтовые полы, ее поверхность оставляют после проходки вибробруса шероховатой для лучшего сцепления с верхними слоями. Бетонировать чистые полы по бетонной подготовке нужно с минимальным перерывом. Если бетон подготовки полностью схватился, перед бетонированием пола его увлажняют, не допуская, однако, луж на поверхности.
Чистый пол бетонируют по маячным доскам с уплотнением бетона виброрейкой.
Вакуумирование бетона
Для процессов гидратации цемента необходимое количество воды составляет не больше 20 % его массы. Остальное же количество воды затворения служит для придания определенных технологических свойств бетонной смеси, главным образом подвижности.
В процессе твердения эта часть воды, испаряясь, оставляет после себя поры в бетоне, понижающие его плотность, непроницаемость, сопротивление истираемости.
В целях устранения этого в условиях строительной площадки применяют специальный метод воздействия на бетонную смесь в процессе укладки — вакуумирование бетона, заключающееся в механическом удалении при помощи разреженного воздуха части воды затворения и воздуха из свежеуложенной бетонной смеси. В результате повышается конечная прочность бетона на 20......25 % и уменьшается пластическая усадка. За счет большей плотности вакуумированного бетона (до 20%) сокращается капиллярный подсос, что увеличивает его водонепроницаемость, морозостойкость и сопротивление истираемости.
Торкретирование бетона
Торкретирование заключается в нанесении набрызгом под давлением сжатого воздуха на поверхность конструкции или опалубки одного или нескольких слоев цементно-песчаного раствора (торкрета) или бетонной смеси (набрызг-бетона). Торкретирование проводят по неармированной или армированной поверхности.
В состав торкрета входят цемент и песок (или гравий предельной крупности до 8 мм); в состав набрызг-бетона помимо цемента и песка входит крупный заполнитель размером не более 25 мм. Растворы или бетонные смеси для торкретирования приготовляют на портланд-цементах марки не ниже 400, а также на расширяющемся и безусадочном цементе.
Подводное бетонирование
Подводным бетонированием называют укладку бетонной смеси под водой без производства водоотливных работ. Для успешного подводного бетонирования необходимо предотвращать свободное падение бетонной смеси через слой воды и предохранять свежеуложенный бетон от размывающего действия воды.
Основные методы подводного бетонирования — метод вертикально перемещающейся трубы и метод восходящего раствора. При ведении работ данными методами бетонную смесь или раствор укладывают в пространство, огражденное шпунтовыми рядами, или в специально изготовленную и установленную опалубку, имеющую форму пространственного блока.
Метод вертикально перемещающейся трубы (ВПТ) применяют при глубинах до 50 м и при необходимости высокой прочности и монолитности подводного сооружения.
Для производства работ над бетонируемым сооружением на сваях устраивают рабочую площадку. На площадке устанавливают траверсу, к которой подвешивают трубу диаметром не менее 200 мм с загрузочной воронкой, собранную из звеньев длиной до 1 м с водонепроницаемыми легкоразъемными соединениями (рис. 1Х.58,а),
Подвеска и рабочая лебедка должны обеспечивать вертикальный подъем трубы с точностью 30...50 мм и возможность ее мгновенного опускания на 30...40 см, что часто требуется при бетонировании для предотвращения выдачи бетонной смеси в воду.
В начале бетонирования трубу опускают до дна с минимальным зазором, допускающим тем не менее свободный выход смеси. В полость трубы вводят пакет из мешковины, а через загрузочную воронку подают бетонную смесь, под тяжестью которой пыж опускается к основанию трубы и вытесняет из нее воду. Бетонирование без подъема трубы продолжают до тех пор, пока бетонная смесь, заполнив все пространство бетонируемого блока, не поднимется выше конца трубы на 0.8...1,5 м. Затем, не прекращая подачи бетонной смеси, трубу поднимают с таким расчетом, чтобы нижний ее конец постоянно располагался не менее чем на 0,8 м ниже поверхности бетона.
По окончании подъема трубы на высоту звена бетонирование приостанавливают, демонтируют верхнее звено трубы, переставляют воронку, после чего подачу бетонной смеси возобновляют. Блок бетонируют до уровня, превышающего проектную отметку на величину, равную 2 % его высоты, но не менее чем на 100 мм, с последующим удалением слабого верхнего слоя. После достижения бетоном прочности 2...2,5 МПа верхний слабый слой бетона, непрерывно соприкасавшийся с водой во время работ, удаляют.Для бетонирования применяют подвижные смеси с осадкой конуса 14... 16 см для начального периода бетонирования и 16...20 см для периода установившегося процесса бетонирования.Максимальный радиус действия трубы — 6 м. Сооружения, имеющие значительные размеры в плане, бетонируют одновременно через несколько труб с обязательным перекрытием смежных зон их действия.
Метод восходящего раствора (ВР) бывает безнапорным и напорным. При безнапорном методе в центре бетонируемого блока устанавливают шахту с решетчатыми стенками (рис. IX.58, б), в которую опускают на всю глубину стальную трубку диаметром 90... 100 мм, собранную из звеньев длиной до 1 м водонепроницаемыми легкоразъемными соединениями. В заопалубленное пространство отсыпают каменную наброску (крупностью 150...400 мм для бутобетонной кладки и 40... 150 мм — для бетонной), пустоты которой заполняют раствором, подаваемым через трубу. Заливку каменной наброски при бутобетонной кладке производят цементным раствором состава 1:1—1:2, а при бетонной — цементным тестом. Цементный раствор и цементное тесто, подаваемые в шахту через трубу, должны свободно растекаться и обволакивать заполнитель. Поэтому для приготовления раствора применяют мелкие пески. Трубы необходимо заглублять в укладываемый раствор не менее чем на 0,8 м. По мере повышения уровня укладываемого раствора трубы поднимают, демонтируя их верхние звенья. Уровень раствора доводят на 10...20 см выше проектной отметки. Когда прочность кладки достигнет 2...2,5 МПа, излишек раствора удаляют.
ВЫДЕРЖИВАНИЕ БЕТОНА
В процессе выдерживания осуществляют уход за бетоном с обязательным контролем его качества.
Уход за бетоном, осуществляемый в начальный период его твердения, должен обеспечить: поддержание тем-пературно-влажностиого режима, необходимого для нарастания прочности бетона;
предотвращение значительных температурно-усадочных деформаций и образования трещин;
предохранение твердеющего бетона от ударов, сотрясении, других воздействий, ухудшающих качество бетона в конструкции.
Свежеуложенный бетон поддерживают во влажном состоянии путем периодических поливок. Летом его предохраняют от солнечных лучей, а зимой от мороза— защитными покрытиями. В летний период бетон на обычных портландцементах поливают в течение 7 сут, на глиноземистых — 3 сут, на шлакопортландских и других малоактивных цементах — не менее 14 сут. При температуре воздуха выше 15°С в течение 3 сут поливку проводят днем через каждые 3 ч и 1 раз ночью, а в последующие дни — не реже 3 раз в сутки.
Поливку производят брандспойтами с распылителями, присоединенными шлангами к трубопроводам временного водоснабжения. Для предотвращения вымывания бетона струей воды его поливку начинают через 5... 10 ч после укладки (после окончания схватывания цемента).
При укрытии поверхности бетона влагостойкими материалами (рогожами, матами, опилками и др.) перерывы между поливками могут быть увеличены в 1,5 раза. При среднесуточной температуре наружного воздуха 3 °С и ниже бетон можно не поливать. Большие горизонтальные поверхности бетона вместо поливки можно покрывать защитными пленками (этинолевым лаком, водно-битумной эмульсией, полимерными пленками).
Свежеуложенный бетон не должен подвергаться действию нагрузок и сотрясениям. Движение людей по забетонированным конструкциям, а также установка на этих конструкциях лесов и опалубки допускается только после достижения уложенным бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Движение автотранспорта и бетоноукла-дочных машин по забетонированным конструкциям разрешается только по достижении бетоном прочности, предусмотренной проектом производства работ.
Мероприятия по уходу за бетоном, их продолжительность и периодичность отмечают в журнале бетонных работ.
Контроль качества предусматривает фиксацию прочности уложенного бетона. Прочность бе
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!