Организация физического воспитания в учебных — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация физического воспитания в учебных

2022-10-10 28
Организация физического воспитания в учебных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

заведениях среднего профессионального образования

Образовательные учреждения с учетом местных условий определяют формы занятий физическими упражнениями на основе Государственного образовательного стандарта и нормативов

 

физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

Физическое воспитание в форме обязательных учебных занятий проводится на протяжении всего периода обучения в объеме 4-6 часов в неделю. Обязательные занятия дополняются занятиями в секциях, участием в спортивно – массовых внеучебных мероприятиях. Тем самым обеспечивается научно обоснованный необходимый для нормального развития и функционирования молодого растущего организма объем (8 часов) направленной двигательной активности.

В конце каждого учебного года проводится тестирование, определенное действующими учебными программами. По результатам тестирования с учетом показанных знаний проставляется оценка по теоретическому и методическому разделам программы.

В зависимости от состояния здоровья для практических занятий студенты разбиваются на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие удовлетворительное состояния здоровья, относятся к основной медицинской группе.

Студенты с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Учащиеся этой категории  занимаются по программе основной медицинской группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

Студенты, которые на основании медицинского заключения о состоянии здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной медицинской группы, относятся к специальной медицинской группе. Эту группу можно условно разделить на 2 подгруппы: подгруппу «А» (учащиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, необратимыми заболеваниями).

Некоторые ограничения, накладываемые на занятия  физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающиеся патологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений предоставлены в табл.1.

В качестве тестов используются только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболеваний не противопоказаны учащимся.

Для студентов основной медицинской группы используются следующие обязательные ежегодные тесты (табл.2).

Помимо обязательных ежегодных тестов студенты выполняют и другие тесты по изучаемым упражнениям. Оценка результатов в этих упражнениях проводится в соответствии с табл.3.

 

 

 Таблица 1

Противопоказания и рекомендации по медицинским показателям

  Заболевания     Противопоказания и ограничения     Рекомендации
 Сердечно - сосудистая    система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)  Недопустимые упражнения, выполнения которых связано с задержкой дыхания, напряжения мышц брюшного пресса и ускорением темпа движения  Рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лёжа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе.
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)  Исключаются упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса Рекомендуются дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно углубленного выхода
Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) Исключаются упражнения с высокой частотой движения, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждением тела При проведение   общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней поверхности живота
 Нарушение нервной системы Недопустимые упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опере) Рекомендуются дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения. Ограничивается продолжительность  спортивных игр
Органов зрения Исключаются прыжки с разбега, упражнения со статистическим напряжением мышц, стойки на руках и голове Рекомендуются упражнения на пространственную ориентацию
 Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки Следовать рекомендации врача. Учитывать самочувствие

 

                                                                                                  Таблица 2

Обязательные ежегодные тесты оценки физической подготовки

Направленность теста, упражнение

Оценка в очках

5 4 3 2 1
Скоростная подготовленность: девушки. Бег на 100 м (с) юноши. Бег на 100 м (с)   16,0 13,4   16,3 13,9   16,8 14,2   17,3 14,6   18,6 14,9
Силовая подготовленность: девушки. Сед из положения лежа                  на спине, ноги закреплены,                  руки за головой (количество                  раз) юноши. Подтягивание на перекладине                 (количество раз)   50   13   45   11   38   9   30   7   22   5
Выносливость: девушки. Бег на 2000 м (мин. с) юноши. Бег на 3000 м (мин.с)   10.30 12.20   10.45 13.00   11.05 13.40   11.25 14.10   14.40 14.30

 

 

                                                                                                  Таблица 3

Примерные тесты оценки физической подготовки

Направленность теста, упражнение

Оценка в очках

5 4 3 2 1
Бег на лыжах: девушки (3 км) юноши (5 км.)   18.30 25.00   19.00 26.30   20.00 27.00   20.30 28.30   21.30 30.00
Плавание на 50 м (мин. С): девушки юноши   1.05 0.42   1.12 0.46   1.20 0.50   1.30 0.57   б/ вр б/ вр
Прыжки в длину с места (см): девушки юноши   180 240   170 232   160 225   150 215   140 205
Прыжки в длину с разбега (см): девушки юноши   350 449   340 415   320 410   300 390   270 370
Прыжки в высоту с разбега (см): девушки юноши   115 140   110 135   105 130   100 125   90 120
Метание гранаты (м): девушки (500 г) юноши (700 г)   21 36   19,5 34   18 32   16 30   14 27

                   

                                                  

                                                                                   Окончание табл. 3

Направленность теста, упражнение

Оценка в очках

Подтягивание на перекладине в висе лежа (высота перекладины 100 см): девушки (количество раз)     18     14     10     7     5
Отжимание в упоре на брусьях: юноши (количество раз)   12   9   7   5   3

 

 

Основные понятия физической культуры

Физическая культура (ФК) - это часть общечеловеческой культуры, вид социальной деятельности, направленной на развитие физических способностей. ФК - вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, граждан и призвано обеспечивать условия для ее развития.

Показателями состояния ФК в обществе и государстве являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей, уровень их здоровья и физического развития и степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Показателем физического состояния учащиеся молодежи является доля лиц с хорошей физической подготовленностью и доля лиц со слабой физической подготовленностью.

К материальным ценностям ФК относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, спортивная база учебных заведений, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами ФК, учебные заведения, готовящие кадры ФК, научно-исследовательские институты (здания, лаборатории, аппаратура и пр.). Их количество в отношении к численности населения - важный показатель развития ФК.

Духовные ценности ФК составляют наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре; произведения искусства, посвященные ФК и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), система управления в сфере ФК.

Понятие «физическая культура» включает в себя и спорт. Основным признаком спорта является соревнование - сопоставление сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (кто лучше, кто сильнее, кто быстрее?).

Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования. Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять свое телесное «Я». А для этого необходимо определённый объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости), о вреде дурных привычек (курения, алкоголя, наркотиков). Другое необходимое условие формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, физического благополучия, развитие способностей (например, умение составить план занятий по развитию физических качеств, профилактике неблагоприятных воздействий профессиональной деятельности и др.). Конкретные навыки ((производственная гимнастика, комплекс утреней зарядки, умение плавать, ходить на лыжах и др.) помогут в реализации поставленной задачи. Однако иметь определённые знания и навыки недостаточно, необходимо применять их на практике, в жизни. Лишь регулярные занятия физической культурой и спортом помогут в достижении необходимого уровня развития физических качеств, т.е в достижении определённого уровня тренированности.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, на повышение уровня физических качеств, формирование и улучшение двигательных навыков, улучшение форм тела (формирование правильной осанка, развитие грудной клетки, мышц). Совершенствование организма человека в этом направлении происходит и под влиянием естественных факторов: возрастные изменения, условия жизни, наследственность. Сила, выносливость, скорость 17 лет юноши несравненно выше, чем у 10-летнего ребенка. Из двух сверстников лучше физически развитым будет тот, кто больше работает на огороде, в лесу, ведёт более подвижный образ жизни (катается на велосипеде, лодке, лыжах, играет в футбол и пр.).  Физическое воспитание предполагает целенаправленную деятельность по овладению определенными навыками, улучшению физических качеств, совершенствованию форм тела.

Физическое развитие рассматривается в двух значениях:

 

 

- как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни;

- как результат этого процесса, характеризующийся такими признаками, как рост, масса, жизненная емкость легких, и прочими антропометрическими данными, а также степенью развития физических качеств (сила, выносливость и др.).

Физическая подготовка - физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности (водолаза, пожарного, летчика, спортсмена). Результатом физической подготовки является физическая подготовленность. Она характеризуется уровнем развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости) и степенью овладения ведущими навыками (высокая, средняя и низкая). Часто качества и навыки оцениваются совместно (например, у пожарного – скорость влезания по наклонной лестнице в полном облечении и с пожарным шлангом в руках).

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в условиях производства, военного дела и других сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека. Критерии физического совершенства человека менялись с изменением условий жизни общества. Они были разными не только для людей разных исторических эпох, но и для различных слоев населения одного общества.

В Древней Греции дети свободных граждан обучались подвижным играм и плаванию, упражнениям с обручем и копьем. С 7-летнего возраста дети занимались пентатлоном (пятиборьем), включающим бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска и борьбу. Для юношей постарше к этому прибавлялись рукопашная схватка, кулачный бой, бег с оружием, верховая езда, стрельба из лука, гребля. В связи с тем, что важное место в жизни юношей занимали ритуалы посвящений при переходе из одной возрастной группы в другую, они обучались обрядовым и боевым танцам, играм с мячом, акробатике.

Эпоха раннего Средневековья (V-IX вв.) характеризовалась властью церкви. Всякие телесные упражнения, игры, пляски считались «греховными», «дьявольскими». Идеалом физического состояния было тело распятого Христа, а идеалом человека средневекового мира - образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души. Пожалуй, ничто точнее не указывает на контраст между двумя античными и средневековыми представлениями, как изменение понятия «аскетизм». Греческое слово «аскетизм» означало прежде всего физические упражнения, а «аскет» - победителя соревнований. В период средневекового христианства слово «аскет» уже означало  

 

человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух.

В период расцвета феодализма в Европе (XI-XV вв.) необходимость защиты от врагов и стремление завоевать чужие земли породили институт рыцарства, утвердившегося в форме замкнутых орденов. Характер вооружения (меч, копье, латы, закованный в броню боевой конь) обусловил особенные средства и методы подготовки к боевым действиям. Прежде всего широкое распространение получили фехтование на мечах и копьях, лазание по вертикальным шестам и наклонным лестницам (для преодоления крепостных стен) и рыцарские турниры. Семь рыцарских добродетелей были основой воспитания юношей из аристократических семей: верховая езда и охота, плавание, стрельба из лука, верховой и пеший поединок, игры с мячом и развлекательные игры на площадках (для службы при дворе), искусство чтения стихов (необходимое для придворного с хорошими манерами) и танцы. Физическими упражнениями сельского населения включали борьбу, метание камней, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, игры с битой, чучелами. Занятия приурочивались к перерывам в сельскохозяйственных работах, а также к большим религиозным праздникам, так как в эти дни церковь разрешала такие развлечения.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) внесла коренные изменения в отношение общества к физическим упражнениям. Новый идеал физической культуры опирался на идеи Античности. Дворянская и буржуазная молодежь обучается классическому искусству, музыке, литературе, модным естественно - научным знаниям, военному делу, восприятию красот природы, определенным навыкам в охоте, играх, танцах, соревнованиях. Получили распространенные игры с мячом и фехтование (но не тяжелым рыцарским мечом, а легким клинком, способным и рубить и колоть). Распространяются приуроченные к торжествам соревнования на лодках, кулачные бои, поединки на палках. Начинает пробивать себе дорогу идея организованного физического воспитания в школах.

Современный подход к физическому совершенству также определяется необходимостью подготовки человека к труду и обороне. Физически совершенный человек должен обладать гармонически развитым телом, высоким уровнем развития физических качеств (по оценке учебной программы), владеть прикладными навыками (плавание, ходьба на лыжах) и знаниями по физической культуре, использовать эти знания для ведения здорового образа жизни, уметь танцевать, играть в спортивные игры. Физическое совершенство не мыслится без высоких нравственных качеств: чести и совести.

Физические упражнения - двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. В отличие от трудовых

 

действий, также оказывающих развивающее действие, они применяются для этой цели сознательно. Это могут быть простейшие движения, в одном суставе вовлекающие в работу ограниченное число мышц, физические упражнения могут представлять и сложные двигательные действия, вовлекающие в работу все части тела и большинство мышц (бросок баскетбольного мяча в корзину, упражнение на гимнастическом снаряде). Физические упражнения используются с целью совершенствования форм и функций организма, укрепления здоровья, формирование и совершенствования необходимых в жизни двигательных навыков и содействия духовному развитию. Они применяются также в профилактических и лечебных целях. В сочетании с мерами личной и общественной гигиены, рациональным режимом учебы, работы, отдыха, сна, питания, использование естественных факторов природы - солнечными и воздушными ваннами, обтиранием водой, купанием и др.- физические упражнения являются одним из условий здоровой жизни и высокой работоспособности.

Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения (глазомер). Познаются скорость, направление движений. Физические упражнения развивают восприятие окружающей действительности, пространства, времени.

В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Физические упражнения способствуют развитию воображения, мышления и других форм высшей психической деятельности человека. Процесс творческого воображения, например, имеет место в сложной комбинационной игре.

Организованные коллективные занятия физическими упражнениями - важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.

Сознательное и активное отношение к занятиям, соблюдение порядка выполнения упражнений и правил поведения в коллективе, участие в командных играх и соревнованиях способствуют воспитанию дисциплины, организованности, чувства коллективизма, чувства чести и долга, развитию инициативности. При систематических занятиях физическими упражнениями воспитываются организованность, аккуратность, подтянутость, правильная осанка, красивая походка

Современные физические упражнения весьма многообразны. Наряду с двигательными действиями, заимствованными из трудовой

 

и боевой практики, быта, они включают двигательные действия, специально созданные для решения задач физического развития человека. В практике физического воспитания физические упражнения используются в виде игр, гимнастики, спорта и туризма.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.