Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-10-10 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Работы в области повышения огневой мощи танков направлены на совершенствование вооружения, боеприпасов, систем управления огнем, улучшение условий наблюдения из танка и преследуют следующие цели: увеличение дальности и точности стрельбы, повышение могущества действия боеприпасов, сокращение времени на подготовку первого и последующих выстрелов. Основным вооружением танков в настоящее время и в ближайшей перспективе продолжает оставаться танковая пушка. На большинстве моделей основных боевых танков западного и израильского производства устанавливаются гладкоствольные 120-мм орудия (британский танк «Челленджер-2» и индийский «Арджун» вооружены 120-мм нарезными орудиями). Легкие танки могут быть оснащены орудиями меньшего калибра, например, 105-мм. ОБТ российского производства оснащены 125-мм гладкоствольными пушками. В будущем развитие будет идти в направлении дальнейшего увеличения калибра. Наиболее вероятным основным вооружением танков четвертого поколения специалисты считают 140-мм пушку. Могущество такого орудия возрастет: даже попадание осколочно-фугасного снаряда из него способно уничтожить современный танк. Однако обратная сторона такого роста мощи – почти двукратное уменьшение боекомплекта танка. Поэтому идея отказа от проверенных 120- и 125-мм орудий выглядит спорной. В то же время резервы повышения могущества нынешних танковых пушек еще не исчерпаны: это поиск оптимальной длины ствола и улучшение качества металла ствола с тем, чтобы он выдерживал большее давление пороховых газов, и снаряд получал большую начальную скорость. При размещении вооружения танка будущего возможны два варианта конструктивно-компоновочного решения: размещение пушки в низкопрофильной башне либо ее установка на специальном вынесенном лафете. Первый вариант позволяет обеспечить более удобное расположение экипажа и его надежную защиту как от фронтального обстрела противотанковыми средствами, так и от противотанковых мин. Во втором случае возможно за счет размещения орудия над корпусом на специальном лафете уменьшить на треть высоту танка и почти в два раза — его фронтальную проекцию, а также вдвое усилить броневую защиту при сохранении той же боевой массы (около 55 т). Кроме обычного, порохового оружия, перспективным видом артиллерии может стать электромагнитная, или рельсовая пушка, принадлежащая к так называемому кинетическому оружию. Принцип действия этого устройства довольно прост. Оно состоит из двух рельсов, в которых имеются электрически заряженные элементы. Специальная пневматическая пушка выстреливает между рельсами снаряды, которые сделаны из пластика или другого не проводящего электрический ток материала. В задней части снаряда находится алюминиевая юбка, которая последовательно замыкает контакты между рельсами, и через нее начинает течь большой ток. Прохождение электрического тока в магнитном поле вызывает силу Лоренца, которая и разгоняет снаряд. Метаемые по принципу электромагнитного взаимодействия снаряды могут иметь скорость у дульного среза 4000 — 5000 м/с, что значительно превосходит все известные орудийные системы. Такая скорость дозволит снаряду пробивать любой броневой лист, обеспечив ему убедительную победу в постоянной борьбе «снаряд — броня». При этом траектория полета снаряда на значительном расстоянии, будет представлять собой практически прямую линию, а время достижения цели станет очень малым. Таким образом, движущиеся цели могут поражаться без всякой поправки на ее перемещение, что упростит работу наводчика и снизит расходы на дорогостоящие системы управления огнем. Дальность прямого выстрела из рельсового орудия составит более 4000 м. Кроме того, огромная кинетическая энергия снаряда придаст ему высочайшую разрушительную мощь даже без использования взрывчатых веществ. Еще одним преимуществом разрабатываемых электромагнитных пушек является то, что высокая скорость снаряда позволит снизить его массу. Это даст возможность значительно уменьшить калибр орудия. Также можно ограничить площади, отводимые для хранения выстрелов в боевой машине, или увеличить боекомплект. В таком случае размеры и боевая масса танка также снижаются, что позволит решить важную в нынешних условиях задачу — создать авиатранспортабельную машину: в одном широкофюзеляжном самолете на большие расстояния можно будет перевозить два танка или более. Установка электромагнитной пушки повысит живучесть танка будущего, поскольку в нем не будет пожаро- и взрывоопасных пороховых зарядов. Но остается еще множество нерешенных технических задач. Главная проблема состоит в том, как в ограниченном объеме корпуса генерировать и хранить требуемую электроэнергию. Современные использующие электромагнитный принцип метания экспериментальные орудийные системы не могут работать без накопителя энергии массой не менее 10 т, а также тяжелых аккумуляторных батарей, значительно повышающих боевую массу танка Пока что рельсовые пушки не вышли за пределы испытательных полигонов. А те образцы, что создаются, по своим массогабаритным характеристикам подойдут для установки на боевые корабли, а не на танки. Поэтому установка электромагнитных орудий на танки представляется делом отдаленного будущего. Довольно многообещающим направлением повышения огневой мощи танков считается совершенствование боеприпасов. Основу боекомплекта любого танка составляют бронебойные снаряды. В настоящее время наибольшее распространение получили бронебойные подкалиберные оперенные снаряды с отделяющимся поддоном. Они имеются в боекомплектах танков многих стран мира. Как известно, такие снаряды при начальной скорости свыше 1500 м/с на дальности 3 км способны пробивать трехслойную стандартную мишень НАТО (набор из трех броневых плит толщиной 10, 25 и 60 мм, разнесенных друг от друга на 330 мм и наклоненных на 60° к вертикали). Основные направления повышения эффективности этих снарядов заключаются в увеличении веса и поперечной нагрузки (отношения длины активной части снаряда к ее диаметру), улучшений баллистических характеристик, подборе материалов с необходимыми свойствами. Например, в США для танка «Абрамс» применяется боеприпас калибра 120 мм с подкалиберным оперенным снарядом, изготовленным из обедненного урана, имеющим начальную скорость свыше 1600 м/с. В связи с появлением новых защитных устройств, в частности так называемой «активной брони», позволяющей более эффективно противодействовать кумулятивным снарядам, в странах НАТО проводятся работы по созданию новых типов боеприпасов, способных поражать броню перспективных танков. Они реализуются в направлении разработки бронебойных снарядов, в том числе комбинированных, которые, содержат размещенный в головной части кумулятивный заряд и сердечник из прочного и тяжелого материала. Принцип действия такого снаряда основывается на том, что при подлете к танку благодаря использованию специального неконтактного взрывателя срабатывает кумулятивный заряд, вызывающий детонацию взрывчатого вещества элементов «активной брони». За кумулятивным зарядом следует твердый сердечник, который собственно и воздействует на основную броню, обеспечивая ее пробитие. Вместе с тем, с учетом характера нынешних вооруженных конфликтов, танку необходима вся номенклатура боеприпасов, в том числе осколочно-фугасные и осколочные снаряды. Недавно сообщалось о том, что в Израиле проходят испытания нового снаряда для поражения живой силы противника за укрытием. Взрыватель снаряда имеет несколько установок в зависимости от типа преграды, или ее отсутствия. При попадании в преграду взрыватель инициирует сначала кумулятивный заряд, который обеспечивает пробитие преграды, после чего остальная часть снаряда проникает за стену, и там подрывается основной осколочно-фугасный заряд. Перспективным представляется использование ствола танка для пуска управляемых ракет. В настоящее время такая возможность реализована только на российских танках и израильских танках «Меркава». Сейчас в России производятся ракеты в кумулятивном и осколочно-фугасном снаряжении. Осколочно-фугасная ракета 9М119Ф1 по могуществу действия превышает 155-мм осколочно-фугасный снаряд, но при этом на дальностях до 2,5 км такой ракетой с первого выстрела без проблем можно попасть в амбразуру ДОТа. Дополнительно вооружение перспективных танков будут составлять 7,62- и 12,7-мм пулеметы, но обязательно – на дистанционно управляемых установках. Ситуация, при которой танкист вынужден вести огонь из пулемета, высунувшись из люка башни, является неприемлемой. Помимо пулеметов предлагается ввести в состав дополнительного вооружения 20-30-мм автоматические пушки. Это повысит возможности танка в борьбе с легкобронированными и воздушными целями. Но самое совершенное танковое оружие в современных условиях мало чего стоит без СУО – системы управления огнем.
|
|
|
|
В настоящее время основными направлениями повышения эффективности СУО являются быстрое обнаружение цели, сокращение времени выполнения огневой задачи и улучшение опознавания «свой-чужой» во избежание «дружеского огня». Современные рабочие места наводчика и командира танка Необходимым элементом СУО современных танков являются тепловизоры. Используемые на танках тепловизоры показывают тепловую картину местности и расположенных на ней объектов в диапазоне волн длиной 8-7-14 мкм, в котором происходит наиболее интенсивное излучение энергии наблюдаемых объектов и в то же время находится так называемое атмосферное окно прозрачности. Поэтому тепловизоры позволяют различать цели на большом удалении даже при наличии тумана и дыма. Кроме того, они могут использоваться не только ночью, но и днем. Танк без тепловизора сильно проигрывает в бою при ограниченной видимости (ночь, туман, задымление). Особенно наглядно это продемонстрировали танковые бои во время операции «Буря в пустыне», когда иракские танки обнаруживались американскими «Абрамсами» ночью или при сильном задымлении, и расстреливались с предельных дальностей, зачастую до того, как иракские экипажи успевали понять, что по ним ведется огонь. Важной частью современных систем управления огнем на танках стали лазерные дальномеры, предлагающие значительно более высокие по сравнению с оптическими точность измерения и быстродействие. Первое их поколение появилось на танках в начале 70-х годов. Эти устройства работали на рубиновых стержнях, которые создавали импульсное излучение в видимой части спектра с длиной волны 0,69 мкм. Большинство лазерных дальномеров, используемых на танках в настоящее время, работает на активированном неодимом стекле или на иттриево-алюминиевом гранате. Главными недостатками таких дальномеров считаются опасность их излучения для глаз (что вызывает определенные трудности при обучении личного состава), и, что более важно, сильное его ослабление туманом, пылью и дымом. Поэтому за рубежом в ближайшем будущем предполагается переход на не имеющие таких недостатков лазеры третьего поколения, в которых рабочим телом является углекислый газ. Длина волны излучения таких лазеров составляет 10,4 мкм, поэтому в фотоприемниках дальномеров могут применяться одинаковые с тепловизионными детекторы, работающие в этом же диапазоне. Все это дает возможность совместной работы лазерного дальномера и тепловизора с использованием одних и тех же конструктивных блоков. Вероятно, в состав СУО танков будущего помимо оптических, тепловизионных и телевизионных приборов, лазерных дальномеров будут введены РЛС и лазерные локаторы. Окуляры оптических прицелов заменяются сенсорными ЖК-панелями, на которых помимо картинки поля зрения отражается панорама поля боя и различная нужная в бою информация. Такая концепция реализована в модернизированном немецком ОТ Leopard 2A4 – MBT Revolution. На экране наводчика можно видеть полностью всю картинку обстановки вокруг танка. При нажатии пальца на интересующее на ней место, башня автоматически разворачивается в ту сторону, и можно рассматривать интересующую деталь уже через прицел, а при необходимости можно быстро произвести прицельный выстрел из пушки или дополнительного оружия. В перспективе танковые СУО планируется оснастить системами искусственного интеллекта, обеспечивающими автоматическое обнаружение и селекцию целей, определение наиболее опасных из них. Уже сейчас на ряде современных образцов танков СУО интегрируется в бортовую информационно-управляющую систему (БИУС) и автоматизированную систему управления (АСУ), сопрягаемые с АСУ тактического звена. Нечто подобное уже реализовано во французском танке Leclerc Tropic, создававшемся по заказу армии ОАЭ, и Leclerc S21. СУО перспективных танков будут оснащать системами приема и передачи целеуказаний, а также получения разведывательной информации от различных средств разведки, в том числе и от БЛА и наземных роботов. Помимо стрельбы прямой наводкой, танки будущего, вероятно, смогут поражать цели вне прямой видимости (например, на обратном скате холма). Сейчас этого не может делать ни один танк в мире. В техзадании на перспективный американский танк MCS (сейчас программа прекращена) была предусмотрена такая возможность. Все эти усовершенствования приводят к тому, что в итоге значительная часть стоимости танка приходится на долю СУО, а сам танк становится значительно дороже. Но иного пути создать современную боевую машину, которая в бою представляла бы из себя нечто большее, чем самодвижущаяся бронированная мишень, просто не существует. Огневая мощь зависит не только от точности стрельбы и эффективности воздействия боеприпасов на цель, но и от боевой скорострельности. В настоящее время на многих танках западного производства («Абрамс», «Челленджер-2», «Леопард-2») в составе экипажа находится заряжающий. Поэтому скорострельность танка ограничена возможностями заряжающего, который производит заряжание пушки тяжелыми и громоздкими выстрелами, действуя в тесном боевом отделении. Кроме того, необходимость обеспечения ему условий для работы стоя не позволяет уменьшить высоту башни и соответственно всего танка. Одним из перспективных путей повышения скорострельности является применение автомата заряжания (A3). В танке традиционной башенной компоновки механизированная укладка может размещаться в различных местах. С точки зрения уязвимости боекомплекта наиболее безопасной считается ее установка ниже погона башни. Она может быть решена в виде кольцевого конвейера вокруг башенной корзины, ленточного (цепного) конвейера на полу, под полом корзины либо вне башенной корзины в передней или задней части корпуса. Однако в последнем случае путь подачи выстрелов от укладки к орудию получается длинным, а сама конструкция автомата заряжания усложняется. Что касается условий функционирования, то западные специалисты отдают предпочтение автомату заряжания, у которого механизированная боеукладка размещается в нише башни. В этом случае уменьшается путь доставки выстрела к зарядной камере и существенно упрощается кинематика механизма заряжания. Однако недостатками такого решения считаются невозможность заряжания орудия в произвольном положении и необходимость выведения его на линию заряжания, большая площадь горизонтальной проекции укладки выстрелов, которую труднее защитить от снарядов, приходящих сверху, а также значительное изменение момента инерции башни по мере расхода боеприпасов. В любом случае, на танках будущего заряжающего уже не будет. Перспективные танки будут проектироваться только с АЗ.
|
КОМАНДНАЯ УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Повышение эффективности боевого применения танков происходит не только за счет улучшения боевых характеристик отдельных танков, но и командного взаимодействия, ведь танк выполняет боевую задачу не самостоятельно, а как часть более сложных систем. Такая характеристика как «командная управляемость» появилась недавно. Она характеризует возможность экипажа принимать и передавать информацию, необходимую для выполнения боевой задачи. Для этого танки будущего должны быть оснащены боевыми информационно-управляющими системами, интегрированными с автоматизированными системами управления войск. Подобные системы уже сейчас применяются на последних модификациях западных танков: Abrams M1A2, Leclerc Tropic и Leclerc S21, проходят испытания на танках Leopard Revolution и 2A7+.
ЗАЩИТА И ЖИВУЧЕСТЬ
Создание более мощных и разнообразных по принципам действия противотанковых средств, а также увеличение вероятности поражения танков сверху заставляет конструкторов уделять значительное внимание повышению их броневой защиты и живучести. Разработка универсальной, отвечающей современным и перспективным требованиям броневой защиты представляет собой трудноразрешимую проблему. Однако, судя по публикациям в западной военной печати, резервы улучшения защитных свойств брони далеко не исчерпаны. В настоящее время продолжаются работы по созданию новых многослойных броневых конструкций на основе более прочных материалов. На броневую защиту современных танков в среднем приходится около 50% их веса. Броневой материал распределяется по поверхности танка таким образом, чтобы наибольшую толщину (с учетом наклона и поворота деталей) имели лобовые части корпуса и башни в пределах курсового угла по горизонту примерно ±30°, поскольку раньше наибольшая вероятность обстрела танка приходилась именно на этот сектор. Однако в настоящее время в связи с появлением новых противотанковых средств значительно возросла вероятность поражения танка сверху. Так как борта и крыша танка имеют большую площадь, невозможно добиться повышения их защиты простым наращиванием толщины брони при существующих весовых ограничениях. В то же время зарубежные специалисты подчеркивают, что из-за роста количества и, что самое важное, эффективности традиционных наземных противотанковых средств было бы глупым ослабить защиту лобовой проекции, сняв часть броневого материала с целью усиления бортов и крыши. Напротив, по их мнению, необходимо ее дальнейшее улучшение. Если же по всем зонам сразу нарастить бронирование, усилив защиту до уровня лобовой брони, масса танка вырастет до 180 тонн, что является заведомо тупиковым решением. Если дальнейшее наращивание толщины брони танка представляется неприемлемым, то можно изменить состав сплава. Этот способ применялся на протяжении всей истории существования бронетехники. Перспективной представляется методика «Super Bainite», разработанная британскими учеными. Суть технологии заключается в так называемой изотермической закалке. Это значит, что сперва броневой лист прогревается до температуры около тысячи градусов по Цельсию, а затем охлаждается до 250-300°. При более низкой температуре заготовка выдерживается в течение нескольких часов и далее плавно охлаждается до температуры окружающей среды. Этим устраняются микротрещины в металле. В зависимости от используемого сплава, возможно увеличение эффективности защиты на десятки процентов. Еще один метод связан с существующими технологиями. Давно известны такие способы упрочнения металла, как цементация, азотирование, борирование и т.п. процессы химико-термической обработки. В последние годы наибольший интерес ученых вызывает именно азотирование. Насыщение поверхностного слоя металла азотом с последующим образованием нитридов значительно увеличивает твердость поверхности и, как следствие, повышает уровень защиты бронелиста. Современная азотированная стальная броня при одинаковом уровне защиты с необработанным металлом имеет на 25-30% меньшую толщину. Помимо металлической брони может применяться керамическая. Плитки из карбидоборных, корундовых или карбидокремниевых материалов способны обеспечить достаточный уровень защиты и при этом весят меньше, чем соответствующая стальная деталь. Недостаток керамической брони заключается в том, что под действием снаряда она растрескивается и теряет большую часть своих защитных свойств, в отличие от стали, которая просто «вдавливается». Поэтому в настоящее время керамика может использоваться как элемент многослойной брони обязательно в сочетании с другими материалами. По-видимому, танк будущего будет оснащен композитной броней, как обеспечивающей наиболее эффективную защиту за счет рационального сочетания различных защитных материалов. Одними из самых простых и распространенных в последнее время видов подобной защиты являются системы, состоящие из металлических листов и керамических плиток. Плитка принимает на себя удар поражающего элемента, а металл окончательно гасит его энергию. Более сложной и эффективной является многослойная броня, наиболее прогрессивным образцом которой на сегодняшний день является английская броня «Чобхэм». Точный состав этой брони до сих пор засекречен, но по данным из открытых источников, она состоит из нескольких перемежающихся слоев металлических листов, полимерных блоков и керамических плиток. Устойчивость к кинетическому воздействию бронебойных снарядов у «Чобхэма» такая же, как и у обычной брони. Зато защита от кумулятивного воздействия (РПГ, ПТУРС) существенно выше. Бронирование «Чобхэм» устанавливается на последние модели английских и американских танков. Перспективный танк MCS и 6 зон защиты В последние годы российскими специалистами из НПЦ «Сплав» была создана концепция т.н. дисперсно-керамического бронирования.
Такая система состоит из трех слоев: декоративного, дробящего и задерживающего. Декоративный и задерживающий выполняются из плоских панелей, а дробящий состоит из небольших цилиндров или многоугольных призм с закругленными торцами. Попадающий в дисперсно-керамическую броню снаряд, пробивая декоративный слой, теряет часть своей энергии и сталкивается с призмами дробящего. Разрушение призм дробящего слоя также отнимает немалую часть энергии боеприпаса. Кроме того, из-за особой формы элементов слоя, разрушается и сам снаряд. Внутренний задерживающий слой принимает на себя удар осколков снаряда и призм. Дисперсно-керамическое бронирование имеет ряд характерных особенностей, которые могут оказаться полезными в будущем. Поэтому работы по этой тематике идут полным ходом. Еще одним распространенным способом усиления защиты танка является навеска дополнительных бронемодулей. Примером такой защиты является немецкая броня MEXAS. В модулях используется керамика, полимеры и металл. Производитель особо отмечает, что модули брони MEXAS в весовом отношении в два раза эффективнее гомогенной брони. Заказчикам предлагается три степени бронирования. В средине 2000-х годов на базе MEXAS создана более совершенная броня AMAR, имеющая более высокие показатели защиты. Самым необычным и перспективным типом брони на сегодняшний день является электромагнитная защита. Концепция электромагнитного бронирования подразумевает подключение двух металлических листов к конденсаторной системе. Между листами находится полимерный или керамический изолятор. Попав в такую бронепреграду, снаряд замыкает электрическую цепь и изменяет траекторию движения из-за воздействующих на него электромагнитных сил. Кроме того, при определенной мощности подаваемого на пластины тока снаряд может попросту разрушиться. Возможности электромагнитной брони выглядят заманчиво, но главная проблема при ее внедрении та же, что и в случае с электромагнитной пушкой – источник энергии. В настоящее время ни один танк не способен обеспечить работу электромагнитной брони. Зато по этой же схеме уже сейчас может быть реализована другая полезная технология – анализ состояния бронезащиты танка. Аппаратура самодиагностики сможет самостоятельно определять поврежденные места в бронезащите и степень их разрушения, благодаря чему экипаж сможет принимать решения в бою, основываясь на информации о состоянии защиты своего бронирования. В любом случае, невозможно обеспечить защиту современного танка в бою одним лишь повышением возможностей брони. Наиболее целесообразным представляется комплексный подход к защите танка, разрабатываемый специалистами передовых стран. Согласно американскому варианту комплексного подхода, существует шесть зон, или рубежей защиты танка: 1. Избежать столкновения. 2. Избежать обнаружения. 3. Избежать захвата на сопровождение. 4. Избежать попадания. 5. Избежать проникновения. 6. Избежать поражения. Защита в первых трех зонах сводится к концепции: «видеть первыми – реагировать первыми». Защита в первой зоне достигается путем общей ситуационной осведомленности командира танка. Это будет достигаться включением танка в общую информационную сеть, объединяющую множество разнообразных разведывательных средств: спутники, БЛА, датчики обнаружения техники, роботизированные машины и др. Во второй зоне ключевыми элементами защиты являются снижение излучения танка в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, применение «стелс-технологий».
Чтобы снизить степень заметности, используются камуфлирующая окраска, специальные маскировочные комплекты, радиопоглощающие и теплоизоляционные покрытия, подручные средства. САЗ "Trophy" на танке "Меркава" Mk.4 Избежать захвата на сопровождение помогают меры радиоэлектронного противодействия, постановка дымовых, аэрозольных завес и отстрел ИК-ловушек. В связи с появлением противотанковых средств, наводимых в цель по лучу лазера, для танков разрабатываются специальные средства регистрации лазерного облучения. Они устанавливаются на танки, чтобы дать экипажу возможность своевременно принять защитные меры, например, с помощью быстродействующих маскировочных средств. Для предотвращения гибельного «дружеского огня» необходима установка систем опознавания «свой — чужой», которые должны быть совместимыми с приборами аналогичного назначения, уже применяемыми в авиации и других родах войск вместе с системой АВАКС и элементами космической разведки. Защита в четвертой зоне должна обеспечиваться системой активной защиты танка. Она должна уничтожать на подлете к танку реактивные гранаты и ПТУР, которые в современных локальных войнах являются основными средствами поражения бронетехники. Существует несколько способов обнаружения подлетающих к танку ПТУР, наиболее перспективным из которых является радиолокационный. Однако его использование связано с наличием ряда проблем. Основная из них связана с трудностью выделения отраженного от ракеты слабого сигнала на фоне окружающей местности. Большим недостатком радиолокационных систем является их высокая помехоуязвимость. Кроме того, активная локация сильно демаскирует танк и позволяет противнику обнаруживать источник излучения на большой дальности и затем поражать его с помощью управляемых снарядов, использующих самонаведение по радиолокационному излучению. Тем не менее, специалистами передовых стран мира, все эти проблемы, по-видимому, успешно решены. В настоящее время известны две действующие танковые САЗ: американская система “Quick Kill” и израильская “Trophy”. Обнаружение и сопровождение в этих САЗ осуществляется РЛС. Поражающим элементом САЗ являются противоракеты, запускаемые в сторону подлетающего боеприпаса, и поражающие его осколочным полем или направленным взрывом. Задача определения момента выстрела решается блоком управления. Пятый пункт – «избежать проникновения» – уже рассматривался выше. Это броневая и динамическая защита. И, наконец, шестой пункт: если броня уже пробита, то нужно максимально снизить вероятность поражения экипажа, повреждения жизненно важных систем танка и детонации боекомплекта. Для этого предусматриваются меры до локализации повреждений, например, во внутреннем пространстве танка устанавливаются непроницаемые перегородки с целью отделить боеприпасы и топливо от обитаемых отделений. Кроме того, используются системы подавления пожара и взрыва. Так, на современных танках устанавливаются автоматические быстродействующие противопожарные системы, например «Грейвинер» разработки Великобритании и ФРГ, или «Спектроникс» израильского, производства, позволяющие обнаружить возгорание и подавить его всего за 80—150 мс, то есть еще до того, как оно превратится в настоящий пожар. Экипаж должен располагаться в глубине танка, в корпусе, а не в башне и быть максимально прикрыт различными механизмами. В израильских танках серии «Меркава», считающихся одними из наиболее защищенных в мире, экипаж дополнительно прикрыт двигателем, который расположен в передней части танка. В перспективных российских танках предполагается размещать экипаж в специальной бронекапсуле.
ПОДВИЖНОСТЬ
В мировом танкостроении продолжает оставаться актуальной задача повышения показателей подвижности танков, прежде всего их динамических качеств и маршевых скоростей. Для ее решения совершенствуются существующие и создаются новые двигатели, трансмиссии, элементы ходовой части. Ввиду того что подвижность танков в большой степени определяется мощностью двигателя, продолжаются исследования в плане создания образцов, обладающих большим запасом мощности. Вместе с тем с учетом реально действующих ограничений специалисты считают, что у перспективных танков сохранится значение удельной мощности на уровне 25—30 л.с/т при жестких габаритно-весовых ограничениях на моторно-трансмиссионную установку. При этом все большую часть мощности двигателя будут «съедать» усложняющиеся электросистемы танка. Если сейчас потребность танка в электроэнергии составляет 35 кВт, то на перспективных танках эта цифра увеличится до 50 кВт. Масса танков также имеет тенденцию к увеличению. Поэтому для обеспечения высокой динамики танков будущего придется наращивать мощность их двигателей. В обозримом будущем в качестве силовой установки танка будут продолжать использоваться дизельные и газотурбинные двигатели (ГТД). К преимуществам ГТД относится возможность достижения большей мощности при одинаковых с дизелем размерах, меньший вес, сравнительная простота конструкции, а также более высокая характеристика крутящего момента (проще говоря, скорость разгона, что может быть критичным при маневрировании в бою). Однако расход топлива современных ГТД по сравнению с дизелями равной мощности выше примерно на 50 — 80%. Кроме того, во время работы они потребляют примерно в 3 раза больше воздуха, что повышает требования к его очистке и, следовательно, вызывает дополнительные конструктивные расходы объема и веса. Поэтому в настоящее время продолжаются работы над двигателями обоих типов. Как считают специалисты, возможности совершенствования дизелей еще далеко не исчерпаны. Современные танки оборудованы в основном торсионной подвеской. В ней используются гидравлические демпфирующие устройства (на танке «Леопард-2» — фрикционные). Совершенствование технологии производства торсионных валов позволило резко увеличить их допустимую нагрузку и получить большие динамические и полные ходы опорных катков. Например, у танка «Леопард-2» полный ход опорных катков составляет 520 мм, что позволив ему сохранить при движении по пересеченной местности хорошую плавность хода. Российский Т-90 с торсионной подвеской способен совершать головокружительные прыжки с трамплина. Вряд ли эта способность представляет ценность в бою, но возможности подвески российского танка характеризует хорошо. Перспективной считается гидропневматическая подвеска (ГПП). Она уже используется на некоторых зарубежных танках (британский «Челленджер», японский «Тип 74»). Гидропневматическая подвеска обеспечивает лучшие (с точки зрения колебательного режима) условия для экипажа и оружия. Кроме того, основные узлы ГПП монтируются снаружи и не требуют дополнительного места внутри корпуса. Такое размещение облегчает их замену в случае боевого повреждения. Продолжаются работы по совершенствованию элементов гусеничного движителя. Основными направлениями этих разработок являются создание системы автоматического регулирования натяжения гусениц, увеличение ресурса гусеничных лент и ведущих колес, уменьшение вероятности сброса гусениц при движении, упрощение обслуживания.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!