Сатира и поучение в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Сатира и поучение в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

2022-10-10 53
Сатира и поучение в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Простаков, Гж. Простакова, жена его, Митрофан, сын их, недоросль, Еремеевна, мама Митрофанова, Правдин, Стародум, Софья, племянница Стародума, Милон, Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой, Кутейкин, семинарист; Цыфиркин, отставной сержант; Вральман, учитель; Тришка, портной; Слуга Простакова, Камердинер Стародума.

Более трех лет создавал Фонвизин свою известную комедию «Недоросль». В 1779 году пьеса была закончена. Само название произведения свидетельствует о том, что на первый план в нем выносится проблема воспитания молодого поколения. Однако автор не ограничился вопросами исключительно педагогического плана, показав современную ему действительность такой, какой она была на тот период времени. Гоголь высоко оценил пьесу Фонвизина, назвав ее «истинно-общественной комедией», вскрывшей «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

«Недоросль» считается первой социально-политической комедией, поставленной на русской сцене. Автор не только мастерски показал сцены из повседневной жизни поместного дворянства, но и сумел высказать свои просветительские идеи по поводу обязанностей правительства перед народом, совести честного человека. Кроме того, где с иронией, а где и с откровенным сарказмом он высмеивал негативные стороны дворянской жизни. Основные проблемы, затронутые в пьесе, — это крепостное право, воспитание подрастающего поколения и роль государственной власти в жизни общества.

В первом же действии автор правдоподобно показывает помещичий произвол, царивший в семье Простаковых. Крепостной Тришка, сшивший нарядный кафтан для дитяти, получает за свою работу вместо благодарности трёпку. Верная служанка, нянька Митрофана за свой труд награждена только «по пяти рублей за год, да по пяти пощечин на день». Хозяйка не скупится ей только на угрозы и оскорбления. Простакова — ярая крепостница, считающая, что вольна делать со своими крестьянами все что захочет. Она не понимает смысла «Указа о вольности дворянства»: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что же дан нам указ-от о вольности дворянства?»

Кульминация комедии происходит в тот момент, когда Простакова в бешенстве от несостоявшегося похищения Софьи желает «прибить до смерти» всех своих слуг, однако ее имение уже оказывается под опекой. Если вначале эта женщина преисполнена власти и вызывает ужас в своем че­столюбивом желании покорить все и каждого своего крепо­стного своей воле, то в конце пьесы становится жалкой и униженной, потеряв власть, оказавшись отвергнутой родным сыном. При этом недоросль, является достойной сменой своей родительницы. Нежелание учиться и стремление к женитьбе может вызвать смех. Однако его отношение к няньке и крепостным, жалость, «какая проняла его... в тяжелом животном сне при виде матери, уставшей колотить его отца», готовность к расправе над более слабыми заставляет читателя серьезно задуматься.

Уже в таком раннем возрасте в Митрофанушке явно виден крепостник, деспот, который, возможно, скоро превзойдет свою мать по степени изощренной жестокости. Крепостное право, по мнению автора, ломает, а что еще хуже, извращает и самих крепостных. Еремеевна, несмотря на плохое отношение хозяев, настолько предана им, что без оглядки защищает Митрофанушку, забыв о себе, о чувстве собственного достоинства.

Фонвизин, раскрывая образы своих героев, акцентирует внимание читателя на их языке. Речь Простаковой в полной мере отражает ее крутой и одновременно лицемерный нрав. Для каждой категории людей у нее своя лексика. К слугам она обращается не иначе, как «скверная харя», «собачья дочь», «канальи», «воры» и т. д. Совсем другие выражения у нее припасены для Митрофанушки: «Век живи. Век учись, друг мой сердешный». Мужа она называет «рохлею», который ходит «развеся уши». Речь Простаковой зависит не только от того, к кому она обращается, но и от ситуации, в которую она попадает. Встречая гостей, она может показаться непосвященному постороннему вполне светской дамой: «милости просим», «рекомендую вам дорогого гостя». Просторечье и обороты народной лексики также свойственны этой героине, что свидетельствует о ее необразованности постоянном общении с простыми крестьянами.

Фонвизин мастерски использует язык как отрицательных, так и положительных персонажей для раскрытия их психологической сущности. Так, к примеру, в последнем случае часто в речи героев звучит «правильный» язык. В высказываниях Стародума можно заметить афоризмы и архаизмы. Его речь близка стилю статей и писем. Правдин час то использует канцеляризмы. Милону и Софье свойственны сентиментальные обороты. При описании и раскрытии характеров отрицательных персонажей автор пользуется приемом зоологизации. Вральман утверждает, что, живя с господами, ему казалось, что он был под одной крышей «фее с лошатками». А Скотинин, задумав жениться, говорит о том, что и своих поросят завести желает.

В «Недоросле» Фонвизин продолжает свой литературный поиск новой идейно-эстетической системы, опираясь на достижения русской драматургии и французской комедии. Автор считал, что игра лучших актеров должна составлять определенный «ансамбль». Именно поэтому в комедии можно увидеть много «ансамблевых» сцен. Комическое «трио» — ссора учителей Митрофанушки или сцена, где Простакова вмешивается в обучение сына, вызывают смех у зрителя и одновременно заставляют его задуматься. И вместе с тем пьеса по своему художественному своеобразию далеко выходит как за рамки классицизма, так и за границы всего сентиментально-романтического направления. Задатки критического реализма в пьесе проявляются прежде всего в том, что Фонвизиным успешно создаются индивидуализированные типические образы, которые раскрываются в обычных для них ситуациях. Кроме того, здесь заметен отказ от схематического построения характеров, а также использование живого и психологически обусловленного языка персонажей пьесы. Историческое значение произведений Фонвизина велико для русской литературы. Пушкин назвал писателя «сатиры смелым властелином», «другом свободы».

36. Сатирические журналы 1769-1774 гг. (общая характеристика).

Рост оппозиционных настроений в канун и во время Пугачевского восстания, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудили Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». Это издание обильно черпала материал из английского сатирического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Козицкий, но фактически руководство журналом осуществляла сама императрица.

Екатерина поощряла других литераторов к изданию подобных «сатирических» журналов, причем желающие издавать подобные журналы могли не открывать своих имен.

Так как «Всякая всячина» была объявлена журналом сатирическим, Екатерина поспешила объяснить, что она имеет в виду под сатирой. «Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе. Она предлагала «не целить на особ, а единственно на пороки», предписывала «никому не думать, что он один весь свет может исправить».

«Всякая всячина» пыталась затушевать реальные пороки русской действительности. В журнале объявлялось, что взяточничество в России осуждено и те, кто продолжает жаловаться на судей, повинны сами, так как они сами искушают судей взятками.

Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине, но в его создании принимали участие и Козицкий, Аблесимов, Сумароков.

«Бабушка» русских журналов, как называла себя «Всякая всячина», вскоре разочаровалась в своих «внучатах», которые не хотели идти по тропе, проложенной ею. Наиболее сатирически острыми из них были «Трутень», «Адская почта» и «Смесь».

Вышедшие в 1769 году журналы просуществовали недолго. Например, журнал «Поденщина» В.В. Тузова – всего 5 недель (выпускался ежедневно, объемом в 4 странички).

Журнал «Адская почта» был ежемесячным изданием одного автора, писателя-разночинца Ф.А. Эмина, который построил журнал в форме переписки двух бесов – Кривого и Хромоногого. В конце каждой книжки журнала (их было выпущено шесть с июля по декабрь 1769 г.) помещались «Ведомости из ада». И «Адская почта», и еще в большей степени журнал «Смесь», публиковали материалы, в которых содержалась сатира на лица. В переписке бесов современники угадывали намеки на конкретные события и лиц своей эпохи. Выбор фантастической формы издания делал его более доступным для демократической аудитории. И в «Адской почте», и в «Смеси» издатели поднимали те вопросы, которые Екатерина стремилась погасить.

В 11-м листе «Смеси» содержался резкий выпад против «Всякой всячины». В письме к издателю спрашивалось, на каком основании включает она всех писателей журналов в свое племя: «…последние ее внучата поразумнее бабушки».

В «Смеси» печатались и остросоциальные статьи. Такой явилась статья, названная «Речь о существе простого народа». Автор рассуждает по поводу распространенного среди дворян мнения, будто нет разума в простом народе»: «Я никогда не читал похвальной оды крестьянину, так же как и кляче, на которой он пашет».

«Адская почта» и «Смесь» сразу стали на сторону издателя самого сатирического журнала «Трутень», который был полемичен по отношению к «Всякой всячине».

Журнал Новикова «Трутень» появился в 1769 году. Его идейную направленность раскрывал эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы». Трутни – помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Сразу же между «Трутнем» и «Всякой всячиной» разгорелась ожесточенная полемика. Настроенность «Всякой всячины» на «улыбательную» критику вызвала резкую критику Новикова, который был убежден, что только та сатира, которая писана на лицо, может быть действенной. В предисловии к I листу «Трутня» издатель говорит о своем намерении исправлять нравы, видя возможность этого в издании трудов, особенно сатирических. Девизом Новикова как издателя и активного масона - нужно добиваться истинного правосудия, действовать, а не просить помощи.

Полемика «Трутня и «Всякой всячины» носила политический характер. За подписью Правдолюбова Новиков высмеивает «человеколюбие», проповедуемое журналом Екатерины и выступающее в роли кафтанов для пороков. По мнению Новикова, тот, кто исправляет пороки, человеколюбив более, чем тот, кто потакает им. В ответ «ВВ» напечатал предположение о том, что Правдолюбову «хотелось за все да про все кнутом сечь». Новиков не замедлил ответить в довольно резком тоне, несмотря на то, что знал автора полемичных статей. В заметках издателя он раскрывал сущность политической игры Екатерины, объясняя реакционность позиции официозного журнала, распространяющего несостоятельную легенду о «просвещенном» характере самодержавного правления императрицы. Екатерина при этом изображена пожилой дамой нерусского происхождения, плохо знающей по-русски, похвалами избалованной, болтающей о человеколюбии, но действующей так, что видны кнуты да виселицы.

Однако тематика «Трутня» не ограничивается борьбой с императрицей. Журнал резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворян, щегольство и ложно понимаемое воспитание и образование (сообщение о молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям и возвратился уже совершенною свиньей).

Но основная тема «Трутня» - тема взаимоотношений помещика и крепостного крестьянина. Новиков создает ряд сатирически острых портретов жестоких, невежественных крепостников: Змеяна (помещик должен быть тираном), Злорада, Недоума (кичиться породой), Безрассуда (крестьянин – не человек) и др. Новиков снимает личину с «благородного» сословия, веря в силу слова. Он предлагает «рецепт» решения проблемы: рассматривать кости господские и крестьянские, пока не найдет отличие. Однако важно отметить, что Новиков не выступал против самого института крепостничества.

Начиная с 1770 года, Новикову пришлось быть очень осторожным, возобновление журнала потребовало отказа от острой и обличительной критики. Новый эпиграф «Трутня» говорил: «Опасно наставление строго, Где зверства и безумства много». Исчез со страниц Правдолюбов. От этого журнал проигрывал в глазах читателя, терял тиражи: с 1240 до 750). На XVII выпуске «Трутень прекратил свое существование (журнал «Барышек от всякой всячины», который остался после того, как к «ВВ» утих интерес Екатерины, выпустил 18 номеров). Обстоятельства, на которые Новиков намекал в последнем номере, крылись в правительственной цензуре.

Очень скоро, в июне 1770 года Новиков попытался издать новый журнал «Пустомеля», но и он был закрыт на втором номере.

Третий сатирический журнал Новикова – «Живописец» - увидел свет в 1772 году. Приурочив выход первого номера к премьере пьесы Екатерины «О, время», Новиков ставит журнал под защиту «неизвестного сочинителя комедии и тут же развертывает программу социальной сатиры. Программа журнала – «порочный человек во всяком звании равного достоин презрения». Продолжая линию «Трутня», Новиков помещает ряд сатирических портретов, изображая хулителей наук, «благородных невежд», зараженных «чужебесием». На данном этапе работы Новикова содержат более тонкую психологическую и социальную характеристику, персонажи обладают речевыми характеристиками, что способствует более точной типизации. Таким образом, в жанр портрета Новиков внес социальное содержание.

В «Живописце» печатается «Опыт модного словаря молодого щеголя», раскрывающий психологию, обычаи, нравственную распущенность «благородных невежд».

Большое распространение получает жанр письма в редакцию, переписки между частными лицами. Это одна из самых распространенных форм сатиры у Новикова. В них с новой силой развертывается крестьянская тема: критика дворянства, произвола помещиков, тяжелое положение крестьян являются основным идейным стержнем таких произведений как «Письма к Фалатею» и «Отрывок путешествия в И** Т**» (возможно авторства Радищева или Новикова).

В «Отрывке» повествование ведется от лица путешественника, который на протяжении многих лет останавливался почти в каждом селе, но нигде не нашел похвали достойного (деревня Разоренная). В «Отрывке» описаны детали крестьянского быта, дано реальное изображение русской деревни, разговоры крестьян с путешественником. Причиной всех бед Новиков по-прежнему видит помещиков. Эта точка зрения противоречила той картине России, которую пыталась создать Екатерина. Однако Новиков был осторожен: на протяжении издания «Ж» ему не раз приходилось из тактических соображений расточать похвалы Екатерине. К тому же, автор по цензурным причинам обещал продолжение с изображением деревни Благополучной (его, естественно, не последовало) В целом же, «Отрывок» стал одним из самых сильных обличений крепостничества в русской литературе.

Напечатанные в XV листе «Ж» «Письма Фалалею» состоят из пяти очерков и дают картину жизни провинциального помещика, его нравов и быта. Новиков вновь стремится к документальности изображения, хотя бы и условной. Вновь показана нищенская, вызывающая сострадание жизнь крестьян. Кроме того, раскрывается психология крепостника. Затрагиваются и тема влияния окружающей среды на формирование личности, и тема воспитания.

Несмотря на тактические ухищрения Новикова, реверансы в сторону Екатерины, «Живописец» возбудил не менее яростные нападки, чем «Трутень». И в июле 1773 года издание было прекращено. Второе издание журнала вышло в том же 1773 году. Третье – в 1775 году, в году пугачевского восстания. Но и тогда Новиков не прекращал издание обличительных сатирических материалов, что требовало большой гражданской смелости.

С июля по сентябрь 1774 года Новиков также издает журнал «Кошелек», но он уступает предшественникам по широте и социальной остроте изображения отрицательных сторон русской жизни. Основной причиной этого было время (пугачевский бунт). Главной темой этого журнала становится борьба с дворянским чужебесием. Назвав свой журнал «Кошельком», он намекал на «превращение русского кошелька во французский» и бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи.

В журналах Новикова большинство материалов принадлежало самому издателю, но кроме него в них публиковались Фонвизин, Радищев, Попов, Аблесимов, Эмин, Сумароков и др. То есть Новиков сумел привлечь наиболее талантливых литераторов своего времени, сохраняя за собой ведущее место редактора.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.