Стимулы состродания преданных — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Стимулы состродания преданных

2022-10-10 21
Стимулы состродания преданных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обычно мы думаем о Боге как о Том, кто проявляет со страдание к Своему преданному, однако философия гаудия-вайшнавизма подчеркивает, что в отношениях, основанных на чистом преданном служении, преданные Бога могут также испытывать сострадание к Нему Самому (дая-раса). Особенно много таких примеров в «Нектаре преданности». Есть они также и в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и в «Чайтанья-чаритамрите». Существует пять основных рас и семь второстепенных. Дая-раса относится к числу второстепенных рас.

Чаще всего мы встречаем упоминания о дая-расе в связи с родительской любовью, хотя это чувство проявляется в любой расе выше дасьи. Обычно дая-раса присутствует во взаимоотношениях Кришны со старшими, потому что именно в этих взаимоотношениях Кришна предстает беззащитным. Сострадание по самой своей природе проявляется вышестоящим к нижестоящему. Если же речь идет об отношениях между равными, то его проявляет тот из друзей, кто видит страдания своего друга, но сам не испытывает страданий. Вот почему дая-раса проявляется тогда, когда преданные видят, что Кришна нуждается в их заботе.

Стимулы (уддипаны) любви, вызванной состраданием, аналогичны стимулам ваталья-рати. Один из основных стимулов ватсалья-расы является возраст Кришны. Когда ребенку немного лет и он зависит от родителей, их любовь к нему естественным образом проникнута желанием оказывать защиту. Другим стимулом является тело Кришны. Вот несколько описаний из «Нектара преданности»:

Верховный Господь, чье нежное тело цветом напоминает только что распустившийся голубой лотос, на лотосные глаза которого спадают пряди черных, как пчелы, волос, гулял по улицам Вриндавана.

- Нектар преданности, глава 43, стр. 393

Когда у Кришны прорезались первые три или четыре зуба, у Него были полные бедра, ростом Он был очень мал, и каждое движение Его детского тела усиливало родительскую любовь к Нему Нанды Махараджи и матери Яшоды.

- Нектар преданности, глава 43, стр. 396

Кришна также возбуждает родительскую любовь к Себе Своими замечательными качествами:

К чертам Кришны, возбуждающим родительскую любовь к Нему, относятся темный оттенок Его кожи, очень привлекательный и радующий глаз, благоприятные знаки на Его теле, Его кротость, Его приятные речи, Его простота, застенчивость, скромность, неизменная готовность оказать почтение старшим и Его милосердие. Считается, что все эти качества возбуждают в преданном экстатическую родительскую любовь.

- Нектар преданности, глава 43, стр. 393

Ну и, конечно же, родительское сострадание вызывают детские игры Кришны. Во многих из Своих игр маленький Кришна подвергается опасности. Путана пришла в Гокулу, когда Кришна был еще младенцем. Только представьте себе боль матушки Яшоды, когда она увидела Кришну играющим на груди убитой Им ведьмы! Аналогичным образом, игры Кришны, связанные с Тринавартой, Агхасурой, Манигривой и Налакуварой, Кеши, Ватсасурой, Калией и другими, пробуждали сильное чувство сострадания к Кришне у Его родителей и старших пастухов. Деяния Кришны, свидетельствующие о Его высшей власти над всем сущим, не вызывают к Нему сострадания, а, напротив, вступают в конфликт с родительской любовью. Поэтому те, кто связан с Кришной узами ватсалья-расы, склонны не придавать значения проявлениям могущества Кришны и потому расценивают рассказы пастушков об убийстве Кришной злобных демонов как детскую болтовню.

Практически все действия, предпринимаемые Нан-дой и Яшодой, чтобы оградить сына от опасностей, основаны на сострадании к Нему. Нанда и Яшода всегда пекутся о благополучии Кришны. Яшода читает мантры для защиты Кришны, раздает милостыню брахманам и ругает Кришну, когда старшие гопи обвиняют Его в воровстве масла.

Встав рано утром, мама Яшода первым делом кормила Кришну грудью, затем читала мантры, которые должны были защитить Его.

- Нектар преданности, глава 43, стр. 395

Мать Яшода, подумав, что ее сын бродит по лесу без зонтика и босиком, страшно расстроилась при мысли о том, как тяжело приходится Кришне.

- Нектар преданности, глава 49, стр. 439

Повествуя о говардхана-лиле, «Нектар преданности» описывает противоречивые чувства Яшоды, которая, с одной стороны, испытывала материнскую гордость за своего сына, а с другой - боялась за Него:

Когда Кришна левой рукой держал холм Говардхана, волосы разметались у Него по плечам, и, казалось, что Он вспотел. От этого зрелища Яшоду бросило в дрожь. Но когда Кришна заметил, что она смотрит на Него расширившимися от ужаса глазами, Он стал корчить смешные рожи, и Яшода очень обрадовалась и заулыбалась. Однако при мысли о том, как долго Кришна держит на весу гору, ее прошиб такой пот, что вся одежда на ней взмокла.

- Нектар преданности, глава 49, стр. 440

Нанду тоже переполняло ликование, когда он видел беспомощность своего сына и в то же время чувствовал, что может защитить Его:

Однажды, когда Кришна был маленьким, Он гулял по двору, ухватившись за палец Своего отца. Тогда Он еще не мог как следует ходить, и казалось, что вот-вот упадет. Нанда Махараджа заботливо оберегал своего трансцендентного сына и вдруг почувствовал, что на глаза ему навернулись слезы и радость переполнила его.

- Нектар преданности, глава 43, стр. 395

Кришна стал объектом сострадания для всей общины пастухов во время Своих игр со змеем Калией:

Когда Кришна погрузился в отравленные Калием воды Ямуны, Яшоду охватили дурные предчувствия. Дыхание ее сделалось горячим, от слез, градом катившихся у нее из глаз, ее одежда промокла, и она была на грани обморока.

- Нектар преданности, глава 47, стр. 426

Поскольку стимулом сострадания, которое преданный испытывает к Кришне, является кажущаяся беззащитность Кришны, такое сострадание можно ощутить в любой расе. В писаниях сказано, что каждая раса содержит в себе все умонастроения и качества нижестоящих рас и еще нечто большее. Сострадание - это и есть то «нечто большее» в родительской расе, однако сострадание также присутствует и в мадхурья-расе:

О дорогой возлюбленный! Твои лотосные стопы столь нежны, что мы с великой осторожностью водружаем их себе на грудь, боясь причинить Тебе боль. В Тебе вся наша жизнь. Поэтому нас беспокоит, что камешки на лесной тропе, по которой Ты идешь, могут поранить Твои нежные стопы.

- Шримад-Бхагаватам, 10.31.19, цитируется по Ч.-ч., Ади, 4.173

В конце концов, это Сам Кришна стимулирует сострадание к Себе в сердцах Своих преданных, выступая в качестве объекта их привязанности.

Беззащитный Кришна

Когда преданные во Врадже видят могущество Кришны, они теряют способность испытывать к Нему сострадание, поскольку Он слишком силен, чтобы нуждаться в них. Поэтому йогамайя обычно окутывает сознание преданных, чтобы не дать им увидеть верховенство Кришны, проявляемое Им в Своих играх. Почти всегда преданные, связанные с Кришной родительской расой, приписывают совершённые Кришной чудеса кому-нибудь или чему-нибудь другому, помимо Него.

Детские игры Кришны полны чудес: Кришна - настоящий герой, защищающий как Себя, так и Своих преданных от всех напастей. В младенчестве Кришна убивает Шакатасуру. Это происходит на глазах у старших пастушков, и те честно рассказывают обо всем старшим. Однако Нан да и Яшода отказываются верить услышанному.

Присутствующие пастухи и их жены стали рассуждать о том, как это случилось. «Было ли это делом рук какого-нибудь демона или влиянием опасной планеты?» - спрашивали они. Тогда находившиеся среди них дети стали настаивать, что это Кришна разбил тележку на части. Как только плачущий младенец ударил ногой по колесу тележки, она развалилась. Никаких сомнений в этом быть не могло… Собравшиеся гопи и гопы, не подозревающие о безграничном могуществе Кришны, не могли поверить в то, что младенец Кришна обладает такой непостижимой силой. Они не могли поверить детям и потому отвергли их слова как пустую болтовню.

- Шримад-Бхагаватам, 10.7.9, 10

В «Бхагаватам» ножки Кришны названы «мягкими, словно листья». Разве могли старшие гопы и гопи поверить в то, что Кришна способен опрокинуть тележку? В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (10.7.9.) Шрила Прабхупада пишет:

«…развалившись, тележка могла бы нанести обычному ребенку серьезный вред, но поскольку Кришна является Верховной Личностью Бога, разбивание тележки доставило Ему удовольствие, и Он не получил никаких повреждений… Игравшие неподалеку дети видели, как Кришна пнул колесо тележки и таким образом сломал ее. Но под влиянием йогамайи все гопи и гопы решили, что причина случившегося - это дурное влияние планет или какой-нибудь дух, хотя на самом деле все было устроено Кришной, который наслаждался этим».

Подобным образом, когда матушка Яшода увидела во рту у Кришны все вселенные, это привело ее в замешательство. Поскольку под действием йогамайи Яшода не сознавала могущество Кришны, она посадила Кришну к себе на колени и дала Ему грудь. Похожие ситуации возникали и в других играх Кришны, например, когда Кришна повалил два дерева арджуна или убил Бакасуру. И в том и в другом случае дети рассказывали о подвигах Кришны правду, но старшие Кришны отказывались верить им. Спустя некоторое время Нанда и пастухи собрались вместе и приняли решение переехать в другое место, поскольку в этом месте на них слишком часто нападали демоны. На счастье, все эти демоны погибли - наверное, потому, что пастухи молились Господу Нараяне. Но пастухи не допускали и мысли, что причиной гибели демонов может быть Кришна.

Кажущаяся беззащитность Кришны - это часть Его игр со Своими чистыми преданными, но, читая об играх Кришны, мы иногда тоже проникаемся состраданием к Нему. Читая о том, как Кришна в смятении наблюдает за тем, как Его друзья-пастушки входят в пасть Агхасуры, мы воспринимаем Кришну как маленького мальчика и пытаемся понять, что Он при этом чувствует. Иногда преданные спрашивают, не оскорбление ли это с нашей стороны, учитывая, что наше сознание загрязнено. Не лучше ли нам поклоняться Кришне как Верховной Личности Бога? Вправе ли мы рассуждать о том, что Он чувствует в Своей нара-лиле?

Однако даже в нынешнем своем состоянии мы должны чувствовать к Кришне сострадание. Мы должны испытывать к Кришне целую гамму чувств. Именно поэтому мудрецы составили такие саги, как «Махабха-рата» и «Рамаяна». Кришна - наш герой. Мы хотим почитать Его, поклоняться Ему, пребывать под Его защитой. А иногда нам хочется спасти Его от подстерегающих Его опасностей. Мы видим это желание у полубогов, на глазах у которых Кришна в одном из Своих воплощений, на первый взгляд, уступает в битве демону:

Господь, появившийся на свет из ноздри Брахмы, подпрыгнул и взмахнул Своей палицей, целясь прямо в челюсть врага, демона Хираньякши, который бесстрашно расхаживал перед Ним.

Но от ответного удара палицы демона, палица Господа выскользнула у Него из рук и, осветив все вокруг, стала, кружась, падать вниз. Это было поразительное зрелище, потому что от палицы Господа исходило чудесное сияние… Когда палица Господа ударилась оземь, а из толпы полубогов и риши, наблюдавших за поединком, раздались тревожные возгласы, Господь, Личность Бога, отдав должное приверженности демона к справедливости, призвал к Себе диск Су-даршану. Когда в руке Господа появился вращающийся диск и Он приблизился к главному привратнику Вайкунтхи… со всех сторон послышались странные восклицания тех, кто, восседая на летательных аппаратах, наблюдал за ходом поединка. Не ведая о подлинной природе Господа, они кричали: «Да сопутствует Тебе победа! Покончи скорее с этим злодеем! Хватит Тебе играть с ним!»

- Шримад-Бхагаватам, 3.19.2-3, 5-6

Если мы тоже можем дрожать от страха, когда Кришна внезапно проявляет Свою беззащитность, это означает, что мы счастливчики. Мы верим в то, что Кришна способен самостоятельно расправиться с демоном - ведь мы пока не находимся во власти йогамайи, - но мы можем проникнуться соответствующими эмоциями в тот момент, когда на сцене появляется демон и кажется, что он вот-вот восторжествует.

Наш интерес к расе чистых преданных и наше желание испытывать эмоции в сознании Кришны в соответствии с нашими способностями - это не сентиментализм. В комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет: «Не достигнув высот в преданном служении, постичь эти сложные чувства невозможно. Однако автор „Чайтанья-чаритамриты“ как мог постарался описать эту дивьонмаду, и наш долг - просто попытаться понять ее, насколько в наших силах. Вот почему автор обращается со следующей просьбой: „…Дорогие читатели, просто постарайтесь выслушать это описание с верой и любовью. Это позволит вам понять природу трансцендентного экстаза, и в конце концов вы без труда обретете любовь к Богу“» (Ч.-ч., Антья, 14.37).

Чистые преданные Кришны испытывают трансцендентное беспокойство не только когда кажется, что Кришне грозит опасность, но и когда Он может перегреться на солнце, проголодаться или устать. В таких случаях пастушки массируют Кришне ноги или просят чего-нибудь поесть у совершающих жертвоприношения брахманов. Почему бы нам тоже не захотеть избавить Кришну от усталости или голода? Нужно научиться беспокоиться о Кришне.

Что мешает нам испытывать к Кришне сострадание или другие аналогичные чувства? Иногда - это просто недостаточная погруженность в такие чувства. Как говорил Прабхупада, мы можем испытывать сострадание к Кришне лишь в том случае, если очень любим Его. В остальных случаях причиной может быть наше понимание величия Кришны. Я понял это во время своей поездки в Италию. Стену моей комнаты украшала картина, на которой Баларама массировал Кришне ноги и стопы. Вначале картина поразила меня своей сентиментальностью, поскольку я знал, что Кришна никогда не устает. Затем мне удалось прогнать от себя эту мысль и просто проникнуться настроением этой лилы и той любовью, которой она вызвана. Если Кришна в ходе Своих игр желает насладиться чувством усталости и это позволяет Ему приятно провести время со Своими преданными, то почему бы мне не оценить эту простоту по достоинству? Если бы Кришна не стал беззащитным, то разве с Ним были бы возможны столь глубокие отношения, как те, что мы видим во Вриндаване? Так называемая беззащитность Кришны - это лишь одно из проявлений Его могущества. Все, что делает Кришна, Он делает в Свое удовольствие. Шрила Прабхупада пишет: «Конечно, никто не может управлять действиями Верховной Личности Бога… Господь испытывает трансцендентную радость, когда отдает Себя под защиту Своего преданного. Кришна показал это, покорившись матушке Яшоде» («Кришна», глава 9).

Нам могут возразить, что Кришна и так владеет всем сущим и потому не нуждается в сострадании преданных. Однако это сострадание лежит в основе служения на Голоке и представляет собой один из аспектов пре-мы. Именно такое сострадание, заставляющее нас думать, что Кришна действительно нуждается в нас и в нашем служении, позволяет нам чувствовать, что Кришна как-то зависит от нас. Наше сострадание к Кришне доставляет Ему удовольствие.

Несмотря на то что я призываю преданных к эмоциональному «отождествлению» с нуждами Кришны, не нужно заниматься притворством. Если мы станем делать вид, что испытываем чувства или обладаем пониманием, которых у нас нет и которые не подкрепляются заметным духовным продвижением - «При мысли о том, как Кришна входит в пасть Агхасуры, от ужаса у меня слезы наворачиваются на глаза», - то мы в опасности. Честность всегда должна лежать в основе духовной жизни. Прабхупада предостерегал нас от общения с теми, кто красиво говорит о расе, но при этом волочится за женщинами и курит биди. Если наше поведение идет вразрез с нашими словами, то мы просто сентименталисты. Чтобы по-настоящему заботиться о Кришне, мы должны быть готовы отказаться от сосредоточенности на собственном наслаждении.

Другая опасность, которая может нас здесь подстерегать, это попытки придумывать игры Кришны или давать собственные толкования Его играм, отличные от того, чему учили ачарьи. Я помню, как в 1967-м на ишта-гоштхи преданные читали и беседовали о Кришне. Мы все знали об этом правиле: ничего не придумывать. Но один новичок стал говорить о Кришне что-то от себя. Ему казалось, что, раз описания игр Кришны так фантастичны, значит, их кто-то придумывает, а стало быть, он тоже вправе сочинить какие-нибудь истории о Кришне. Нам пришлось убеждать его, что мы говорим только то, чему нас научил Свамиджи.

В конечном счете раса сострадания - удел тех, кто опьянен любовью к Богу, кто поднялся над имперсонализмом и жаждой материальных чувственных наслаждений. Такие преданные выше мыслей о собственной материальной беззащитности и потому способны сосредоточить свою любовь и внимание целиком на Кришне. Мы говорили в этой книге о сострадании к бедным, к обделенным в духовном отношении людям, к самим себе и к другим преданным, но только представьте себе состояние кришна-премы, в котором мы испытываем сострадание к Всемогущему! Взаимоотношения с Кришной действительно лежат в основе всего проповеднического движения. Зная о желании Кришны пролить Свою милость на падшие души, проповедники стараются облегчить беспокойство Господа, повсеместно проповедуя Святое Имя. Служа таким преданным, мы тоже можем научиться отождествлять желания Кришны со своими собственными и прикладывать усилия, чтобы облегчить Его беспокойство. Это позволит нам войти в высший мир тех, кто заботится лишь о наслаждении Кришны.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.