Правовое регулирование страхования сотрудников — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Правовое регулирование страхования сотрудников

2022-09-29 42
Правовое регулирование страхования сотрудников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центральное место среди основных прав и свобод человека и гражданина занимает право на жизнь и охрану здоровья (п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации законодателем жизнь и здоровье включены в перечень благ, принадлежащих человеку от рождения (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

Наиболее ценными благами для человека необходимо признавать жизнь и здоровье как одну из ее характеристик, отражающую полноту физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется нормами, большая часть которых входит в состав гражданско-правовых институтов деликтных и страховых обязательств. Существенное значение для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в процессе осуществления им профессиональной деятельности и особенно опасной профессиональной деятельности, приобрел институт страховых обязательств, в частности, обязательное государственное страхование жизни и здоровья государственных служащих.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с риском для жизни, и опасность их гибели (смерти) или причинения вреда здоровью только возрастает. В силу специфики службы сотрудники органов внутренних дел не могут быть полностью защищены от негативных последствий своей профессиональной деятельности.[9]

В связи с особенностями службы жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел подлежит обязательному государственному страхованию, которое можно отнести к одному из способов защиты этих благ. В российском обществе обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел осуществляется через органы государственного страхования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о страховании.

Пунктом 1 ст. 935 ГК РФ предусмотрены два вида обязательного страхования: страхование жизни, здоровья или имущества других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; страхование риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договора с другими лицами.

Данные виды страхования могут быть возложены законом на указанных в нем лиц.[10]

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее - Закон об обязательном страховании) регулирует первый из указанных видов страхования.

Закон об обязательном страховании стал существенным этапом совершенствования правового регулирования обязательного государственного страхования. Посредством данного закона отношения в области обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел обрели комплексное правовое регулирование.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел позволяет восполнить те потери, которые они несут при получении различного рода увечий или гибели как в процессе осуществления своих повседневных служебных обязанностей, так и в свободное от службы время, тем самым повышая уровень материального обеспечения застрахованных лиц и членов их семей.

В соответствии с Законом об обязательном страховании Правительством РФ принято постановление от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», которым утверждены Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, и Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая.[11]

В соответствии с Законом об обязательном страховании и постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 издан приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России», который отменил ранее изданный приказ МВД России от 17 мая 1993 г. № 234 «Об обязательном государственном личном страховании в системе МВД России» и утвердил Инструкцию о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России.

Следовательно, существует детальная система правового регулирования рассматриваемых отношений. Однако, как показывает практика и анализ нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений, указанная система обладает рядом существенных недостатков, что, безусловно, снижает степень правовой защиты сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел и лица, потерявшие кормильца, все чаще прибегают к судебной защите своих прав, в частности права на получение страховых выплат, а также на компенсацию морального вреда. В свою очередь, ответчики (страховые компании, Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы внутренних дел), как правило, не признают заявленных требований. Одна из причин — отсутствие четкого правового регулирования как в специальном законодательстве, так и нерешенность этих вопросов в судебной практике.

Действующий до 1 января 2012 г. механизм установления страховых сумм можно отметить в качестве одного из недостатков. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона об обязательном страховании, утратившем силу с 1 января 2012 г. (Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3), размеры страховых сумм, выплачиваемых сотрудникам органов внутренних дел (в случае их гибели (смерти) — выгодоприобретателям), определялись, исходя из окладов месячного денежного содержания, включающих месячные оклады по занимаемой должности и специальному званию, установленные на день выплаты страховых сумм. Иными словами, при наличии одинаковых увечий, сотрудники получали совершенно разные по размеру страховые суммы, в зависимости от занимаемой должности и звания, что нельзя признать справедливым с точки зрения оценки человеческих ценностей.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 5 Закона «Об обязательном страховании» Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-Ф3, страховые суммы сотрудникам органов внутренних дел с 1 января 2012 г. выплачиваются в фиксированных размерах, что представляется целесообразным и устраняет неравенство между сотрудниками органов внутренних дел при наступлении страхового случая.

Данный механизм установления страховых сумм определен также в ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции».

Отдельного внимания заслуживают трудности, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел и их родственники (выгодоприобретатели) при обращении в страховые компании. Во-первых, как показывает практика, получить страховые выплаты не всегда просто, и дело не только в явных, предусмотренных законом случаях, при которых страховщик освобождается от выплаты страховой суммы. Нередко страховые компании отказывают в производстве выплат, ссылаясь на ряд необоснованных причин, с целью избежать страховых выплат любого рода, и тем самым повысить свою прибыль. Во-вторых, это обеспечение преемственности договоров обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, исключение взаимной ссылки страховщиков на обязанности друг друга при наступлении страхового случая.[12]

Одним из возможных решений отмеченных вопросов может стать участие в качестве субъекта страхового правоотношения — страховщика государственной страховой компании, что, кроме того, обеспечит экономное целевое расходование средств соответствующих бюджетов.

Действующее законодательство об обязательном государственном страховании жизни

и здоровья сотрудников органов внутренних дел характеризуется противоречивостью и незавершенностью и вызывает многочисленные вопросы и проблемы в правоприменительной практике.

Анализ совокупности нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений, позволяет констатировать отсутствие единой концепции, определяющей развитие гражданского законодательства о страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, в частности об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Развитие института страхования жизни и здоровья позволит повысить уровень благосостояния сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, что, в свою очередь, поднимет их авторитет в обществе и эффективность исполнения ими своих служебных обязанностей.[13]


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.