Статья 320. Государственная измена — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Статья 320. Государственная измена

2022-09-15 31
Статья 320. Государственная измена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статья 320. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершённые гражданином Донецкой Народной Республики: шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Донецкой Народной Республики - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, а при наличии отягчающих обстоятельств либо в военное время - смертной казнью с конфискацией имущества.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьёй, а также статьями 321 и 323 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Донецкой Народной Республики и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

1. Конституция закрепляет суверенную государственность Донецкой Народной Республики, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя. Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и законами меры по охране суверенитета Донецкой Народной Республики, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Гарантированные в ст. 22 Конституции Донецкой Народной Республики свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином Донецкой Народной Республики, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности Донецкой Народной Республики. Совершение данного преступления гражданином Донецкой Народной Республики совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Донецкой Народной Республики по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Донецкой Народной Республики по смыслу  ст. 3, 4, 5, Конституции представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Донецкой Народной Республики как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Донецкая Народная Республика гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Донецкой Народной Республики является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Донецкой Народной Республики, достигший возраста 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Донецкой Народной Республики.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 321 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Донецкой Народной Республики.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности Донецкой Народной Республики.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности Донецкой Народной Республики.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности Донецкой Народной Республики.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне.

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом Донецкой Народной Республики "О государственной тайне", в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом - гражданином Донецкой Народной Республики, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна - это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Донецкой Народной Республики. Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Донецкой Народной Республики имеют три уровня защиты: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно". Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 331 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы.

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Донецкой Народной Республики собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Донецкой Народной Республики.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общими для всех способов государственной измены являются наличие: 1) адресата, проводящего враждебную деятельность, 2) гражданина Донецкой Народной Республики, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности Донецкой Народной Республики.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина Донецкой Народной Республики в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение Донецкой Народной Республики в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения Донецкой Народной Республики с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности Донецкой Народной Республики.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного мнения, лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности Донецкой Народной Республики. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований.

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж (ст.321), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.323), освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Донецкой Народной Республики и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам Донецкой Народной Республики. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

 

Статья 321. Шпионаж

Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Донецкой Народной Республики, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Донецкой Народной Республики, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Донецкой Народной Республики, -

Наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, а при наличии отягчающих обстоятельств либо в военное время - смертной казнью с конфискацией имущества.

 

Согласно статье 2 Конституции Донецкой Народной Республики единственным источником власти в Донецкой Народной Республике является её народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается законом.

Общим объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьёй, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета Донецкой Народной Республики и суверенитета государственной власти.

Непосредственным объектом данного преступления являются основы политической системы Донецкой Народной Республики, конституционного и государственного строя страны, легитимность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Дополнительным объектом могут являться здоровье, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции Донецкой Народной Республики, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти. Конституция Донецкой Народной Республики, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Донецкой Народной Республике является её народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.ч. 1, 2 ст. 2). Государственная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции Донецкой Народной Республики также закреплены исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти Донецкой Народной Республики (ст. ст. 57, 64, 76).

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, либо их принудительной изоляции, блокирования работы органов законодательной, исполнительной или судебной власти, незаконного лишения свободы депутатов, членов Совета Министров, недопущения их в рабочие помещения, угрозах применения физического насилия и т.п.

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут осуществляться только в отношении к органов государственной власти.

Статья 323 УК Донецкой Народной Республики предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в государстве. В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, но при наличии к тому оснований могут повлечь ответственность по иным статьям уголовного закона.

Причинение смерти человеку в процессе захвата власти не охватывается комментируемой статьёй и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст.ст. 322, 373, 106 УК Донецкой Народной Республики.

Крайней формой насилия при совершении комментируемого преступления является применение оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооружённого мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Донецкой Народной Республики, то деяние полностью охватывается составом вооружённого мятежа (ст. 324 УК Донецкой Народной Республики) и не требует дополнительной квалификации по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, поскольку названные цели предусмотрены и в ст. 323, и в ст. 324 УК Донецкой Народной Республики (цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 324 УК Донецкой Народной Республики, и одновременно цель нарушения территориальной целостности Донецкой Народной Республики, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, то его следует квалифицировать по совокупности ст. 323 и ст. 324 УК Донецкой Народной Республики.

Объективная сторона преступления выражена тремя альтернативными действиями, направленными на:

1) насильственный захват власти,

2) насильственное удержание власти,

3) насильственное изменение конституционного строя.

Состав преступления формальный: оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 323 УК Донецкой Народной Республики действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Термин «Захват власти» означает незаконный, вопреки порядку, установленному Конституцией и законами Донецкой Народной Республики, переход властных полномочий от одного субъекта (нескольких субъектов) к другому субъекту, которому эта власть не принадлежала. Захват власти может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их незаконной изоляции от общества, самоуправном, то есть, вопреки порядку, установленному Конституцией и/или законами Донецкой Народной Республики, провозглашении перехода власти к одному лицу или группе лиц, действовавших по предварительному сговору.

Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать обязательные для других лиц решения и получение возможности осуществлять декларируемые ранее государственно-политические мероприятия.

Осуществление преступного плана по захвату власти может занимать длительное время. Примером является, в частности, узурпация власти А. Гитлером и его сообщниками в Германии в 30-х годах ХХ века. Вначале нацисты действовали парламентскими методами и после состоявшихся 14 сентября 1930 года выборов в рейхстаг (парламент) получили 18,3% голосов избирателей. Затем, 30 января 1933 года, возглавлявший Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП) А. Гитлер был назначен рейхсканцлером (главой правительства) Веймарской республики. 23 марта 1933 года рейхстаг в присутствии нацистских вооружённых отрядов принял закон «О чрезвычайных полномочиях», фактически передавший законодательную власть в руки правительства, возглавляемого А. Гитлером. 14 июля 1933 года был принят закон «Против образования новых партий», которым учреждалось однопартийное государство, а образование новых и продолжение деятельности иных политических партий, кроме НСДАП, объявлялось преступлением. 30 января 1934 года законом «О реорганизации империи» ликвидировалось федеративное устройство Веймарской республики. Суверенные права земель переходили к «Германской империи», а правительство получило право установить новое конституционное законодательство. Незаконный захват власти А. Гитлером сопровождался массовыми расправами над политическими противниками. В нарушение действовавшего законодательства были арестованы или убиты депутаты рейхстага от Компартии Германии. Ликвидированы профсоюзы, их руководители помещены в концлагеря, а имущество конфисковано. Вместо профсоюзов нацистское правительство создало «германский трудовой фронт», в который были обязаны вступать практически все рабочие Германии. В дальнейшем, 1 августа 1934 года был принят закон «О верховном главе Германской империи», который гласил буквально следующее:

«1. Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю (фюреру) и рейхсканцлеру – Адольфу Гитлеру. Он назначает своего заместителя.

2. Этот закон вступает в силу с момента кончины президента империи фон Гинденбурга»[2].

На следующий день, 2 августа 1934 года, после смерти президента Германии, его полномочия перешли к А. Гитлеру, который таким образом сосредоточил в своих руках всю полноту полномочий главы государства, законодательной и исполнительной ветвей власти. 19 августа 1934 года проведён референдум по вопросу совмещения Адольфом Гитлером функций рейхспрезидента и рейхсканцлера. В тот же день на верность Гитлеру приведены к присяге Вооружённые Силы («рейхсвер»). Захват власти в Германии был завершён[3].

Насильственное удержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях, но утратившим соответствующие полномочия (увольнение, истечение срока полномочий и т.д.) и не желающего прекратить их исполнение. Удержание власти отличается от захвата именно тем, что оно совершается лицом, которое было ранее облечено соответствующими полномочиями или обладало соответствующими функциями. Лицо в этом случае незаконно продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об увольнении этого лица от должности (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти.

Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами Донецкой Народной Республики. Основы конституционного строя закреплены в статьях 1 – 11 главы 1 Конституции Донецкой Народной Республики. Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных и иных отношений, закреплённых Конституцией Донецкой Народной Республики. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.

Для привлечения к ответственности по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики достаточно совершения любого из указанных действий, при условии что оно: а) совершено в нарушение Конституции Донецкой Народной Республики; б) является насильственным.

Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д. В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель – захватить, удержать власть неконституционным путём, насильственно изменить конституционный строй в государстве. Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.

Субъект насильственного захвата власти общий – им является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях. Наличие или отсутствие гражданства определённого государства не имеет значения для квалификации преступления.

При насильственном удержании власти субъект специальный: им выступает бывший носитель государственной власти, обязанный передать её другому лицу в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.

К ответственности по ст. 323 УК Донецкой Народной Республики могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и «рядовые» участники преступления. Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых «рядовых» участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения законного приказа или распоряжения).

На преступление, предусмотренное ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст. 320 УК Донецкой Народной Республики: лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 320, а также ст.ст. 321 и 323 УК Донецкой Народной Республики, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Донецкой Народной Республики и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Организация вооружённого мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Донецкой Народной Республики либо нарушения территориальной целостности Донецкой Народной Республики -

Наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, а при наличии отягчающих обстоятельств либо в военное время - смертной казнью с конфискацией имущества.

 

Общим объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьёй, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности гарантирующие суверенитет Донецкой Народной Республики.

Непосредственным объектом вооружённого мятежа является политическая система Донецкой Народной Республики в части незыблемости конституционного строя и территориальной целостности государства.

Дополнительным объектом преступления выступают жизнь и здоровье граждан.

Понятие «мятеж» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как «Стихийное восстание, вооружённое выступление против власти»[4].

Вооружённый мятеж представляет собой активную деятельность насильственного характера, совершаемую широким кругом лиц с применением или угрозой применения оружия, направленную на свержение, изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности Донецкой Народной Республики. Сама по себе эта деятельность может быть выражена в публичном провозглашении отдельной территории Донецкой Народной Республики независимым государством, вооружённом захвате власти, применении репрессий в отношении должностных лиц законно образованных органов власти, неподчинении требованиям государственных органов, вооружённом сопротивлении правоохранительным структурам или воинским контингентам, призванным восстановить конституционный правопорядок, и т.д.

Обязательным признаком состава комментируемого преступления является вооружённость.

Под вооружённостью следует понимать наличие у участников мятежа огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооружённости. Мятеж признается вооружённым при наличии оружия хотя бы у одного из его участников и осведомленности об этом других лиц, участвующих в мятеже. Признак вооружённости следует устанавливать и в случае, когда участники мятежа имеют при себе или используют оружие, оборот которого не регламентирован законодательством Донецкой Народной Республики[5] и которое состоит на вооружении в Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики, других войсках, воинских формированиях и органах исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба[6]. Таковым, например, следует считать ядерное, биологическое, химическое оружие. В случае реального применения участниками мятежа оружия массового поражения, запрещённого международным договором Донецкой Народной Республики, содеянное образует совокупность с преступлениями, предусмотренными ч.ч. 2, 3 ст. 427 УК Донецкой Народной Республики.

Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации, которая зависит от статуса потерпевшего. Если таковыми являются государственные или общественные деятели, то содеянное охватывается ст. 322 УК Донецкой Народной Республики; если лица, осуществляющие правосудие или предварительное расследование, – ст. 350 УК Донецкой Народной Республики; если сотрудники правоохранительных органов – ст. 373 УК Донецкой Народной Республики. Во всех остальных случаях лишение жизни при вооружённом мятеже квалифицируется по ст. 106 УК Донецкой Народной Республики.

Вооружённый мятеж отличается от насильственного захвата власти главным образом по признакам объективной и субъективной стороны. Преступление, предусмотренное ст. 323 УК Донецкой Народной Республики, предполагает масштабность совершения действий, тогда как вооружённый мятеж может носить и локальный характер. Целью насильственного захвата власти или удержания власти не является нарушение территориальной целостности, целью же вооружённого мятежа не всегда является удержание власти. Вооружённый мятеж предполагает обязательное вооружение участников или их части, а насильственные действия по захвату и удержанию власти могут быть и не вооружёнными.

Если вооружённый мятеж является средством насильственного захвата власти, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 323 УК Донецкой Народной Республики (или ст. 237 УК Донецкой Народной Республики, если в нём принимало участие незаконное вооружённое формирование).

Обязательным признаком вооружённого мятежа следует считать его массовый характер. Это оценочный признак. Главное здесь не количество участников мятежа, а его масштабы, которые должны оцениваться исходя из всех конкретных обстоятельств дела: региональных факторов, ориентированности мятежа на определённую профессиональную или политическую принадлежность участников, характера связей между участниками и т.д.

От массового, в том числе и вооружённого, неповиновения законным требованиям власти мятеж отличается, во-первых, отсутствием определённого, конкретного требования или распоряжения, от исполнения которого уклоняется субъект; а во-вторых, своей направленностью на изменение конституционного строя в целом или на нарушение территориальной целостности Донецкой Народной Республики.

Объективная сторона преступления состоит из двух альтернативных действий – организации вооружённого мятежа или активного участия в нем. Состав преступления является формальным. Однако момент окончания преступления для организаторов и активных участников различен. Действия организаторов следует считать оконченными с момента, когда нач<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.