Среда жизнедеятельности старшеклассника — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Среда жизнедеятельности старшеклассника

2022-09-15 19
Среда жизнедеятельности старшеклассника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще не зная, каким будет лагерь, старшеклассник ждет встречи с ним. Это ожидание и тревожно, и радо­стно. Придумываются разные ситуации, формируется ожидаемый образ коллектива. С первых часов пребыва­ния в лагере чувства старшего школьника приобретают сложную окраску. С одной стороны, новизна среды, не­определенность положения в системе отношений вызы­вают скованность и напряженность. С другой, поиск об­щения, стремление к диалогу со сверстниками, многолюдство побуждают к взаимодействию. Создается атмо­сфера повышенного возбуждения, в которой большинст­во школьников готовы включиться в любое дело. Но ак­тивность личности прежде всего направлена на сохра­нение равновесия «я – другие», на сохранение «сво­его лица». Неразвитость коллектива, содержание его жизнедеятельности первых дней не требуют от старше­классника значительного напряжения для реализации своих возможностей.

Часто ему достаточно усвоенных ранее стереотипов поведения.

В первые дни жизни лагеря проявляется одна осо­бенность реализации старшеклассниками своих способ­ностей, интересов, притязаний и социальных ролей. Уча­ствуя в общих делах, личность в то же время стремит­ся выделить себя из окружения, обособиться.

У каждого, кто работал воспитателем в лагере, есть немало наблюдений о достаточно странных способах са­мовыражения в этот первый период. Чего-то противо­естественного в этом нет, так как каждый школьник, по­пав во временный коллектив, не связывая себя пока, а его нормами и ценностями, пытается занять личностно значимое место в системе отношений. А для этого мало предъявить свою «визитную карточку» и этим произве­сти впечатление. Нужно еще чувствовать внутренний комфорт, защищенность. Возможно ли это в незнакомой пли мало знакомой общности? Вот тут-то срабатывает психологический механизм «самозащиты», когда личность одновременно и самореализуется, и обособляется. Происходит интересное явление: старшеклассник внеш­не активен в деятельности, игре, общении, а внутренне он довольно скован. Чтобы реализовать себя и само­утвердиться, он еще не может опереться на коллектив и, должен рассчитывать только на собственные возмож­ности.

Проходит 4 – 5 дней. Старшеклассники в основном обжили пространство, среду коллектива. Завершается узнавание товарищей по отряду, бригаде; складывается система формальных и неформальных отношении; ин­тенсивно формируется чувство «мы – коллектив». В ос­новном все принимают нормы и ценности лагеря.

С развитием коллектива к каждому старшеклассни­ку предъявляются более широкие требования, усложня­ется содержание деятельности. В этих условиях особую значимость для личности приобретает поиск сфер жиз­недеятельности, в которых она может себя осуществить.

Этот поиск активизируется уже не только потребностью в самоутверждении, но стремлением поддержать авто­ритет своего коллектива.

Изменение ситуации, сложность новых задач вызы­вают стремление старшеклассника к уединению. Во вре­менном коллективе каждый школьник в той или иной мере испытывает желание уединиться. Вначале это свя­зано с реакцией на незнакомую среду, о чем мы уже пи­сали, а затем с грустью по дому, насыщенностью обще­ния. Это напряжение снимается, как правило, тактич­ностью и доброжелательностью воспитателей. Однако в данном случае речь идет об уединении особого рода. В новой общности старший школьник получил большой объем информации, в том числе и о себе. Уединяясь, он осмысливает происходящее, вырабатывает новое виде­ние себя, осознает разницу индивидуальных и группо­вых норм. В таком случае уединение, как говорил Монтень, «скорее развивает и расширяет круг моих интере­сов, выводя меня за пределы моего я» [10].

Если в первые дни обособление – то состояние, из которого личность сама стремится выйти (для нее ее собственное обособление неудобно, дискомфортно), то в дальнейшем начинает действовать объективная по­требность, являющаяся важной предпосылкой становле­ния индивидуальности и личности. Однако реализация потребности в уединении может привести к конфлик­там в коллективе. Формируется чувство «мы», и зача­стую в отряде или бригаде складывается обстановка, когда от каждого требуется абсолютное присутствие вез­де и во всем. Коллектив еще не достиг нужной зрело­сти, чтобы без особых конфликтов разрешить кажущееся противоречие общих и индивидуальных стремлений. На­пряженность ситуации может усиливаться позицией пе­дагога, что проявляется во взвинчивании темпа жизни, в чрезмерном акцептировании чувства «мы».

Первое и самое простое, что нужно сделать в таком случае, – в режимном расписании выделить специаль­ное время, которое каждый может использовать по соб­ственному усмотрению. Но этого, конечно, недостаточ­но. Необходимо помочь старшеклассникам осмыслить происходящее. Здесь существенную роль играет кол­лективный анализ.

Широко распространенной формой коллективного анализа является «Огонек». Авторство в изобретении этой формы принадлежит, как известно, ленинградской Фрунзенской коммуне, а своим распространением по всей стране она обязана всероссийскому лагерю «Орле­нок». Обычно у костра или просто в кругу по схеме «я одобряю», «я критикую», «я сделаю», «я предлагаю» обсуждается прошедший день, вклад каждого в дела дня, – в складывающиеся взаимоотношения. В результа­те школьник полнее видит процессы, происходящие в отряде, бригаде, во всем лагере, что помогает становле­нию самооценки, выработке позиции личности. «Огонек» выступает для старшеклассника также в качестве зве­на обратной связи: он получает информацию о том, как он сам, его поведение воспринимаются и оцениваются товарищами.

Усложнение жизнедеятельности достаточно опреде­ленно выявляет особенности самовыражения старше­классников, в общем виде описанные А.В. Мудриком [11].

Так, одни, приехав в лагерь, сразу же развивают бурную активность в поисках сфер самореализации, в раскрытии своих возможностей. Они энергичны, напори­сты, любят верховодить, но при этом довольно поверх­ностны. Проходит несколько дней, и оказывается, что возможности у них на исходе. Ритм жизни слишком вы­сок, а сил поддерживать темп первых дней уже не хва­тает. Они «затухают». Часть их так и остается потух­шими вулканами, если не вмешаются воспитатели; некоторые вновь «вспыхивают». Этот тип самореализации мы условно назвали «пульсирующим».

Другие старшеклассники легко входят в контакт, бе­рутся за любое дело и, кажется, без особых затрудне­нии выполняют его интересно, ярко. Они неистощимы на выдумку, в любой сфере добиваются результатов. Уве­рены в себе, всегда в центре событий. Этот тип мы на­звали «открытым».

Третьи сразу же нацелены на конкретные сферы, где могут показать эрудицию, завидное упорство в достиже­нии цели. Ориентируясь в первую очередь на эти сфе­ры, они пытаются проявить себя и в других. Их отлича­ют развитая рефлексия и достаточно сильный характер. Держатся уверенно. Это «целеустремленный» тип само­реализации.

Четвертые не проявляют активности в поисках сфер самовыражения. Они подвержены различным влияниям и под давлением более энергичных товарищей и обстоя­тельств пытаются действовать. Довольно общительны, часто общение является для них ведущей сферой само­реализации. Пассивны, держатся не всегда уверенно. Этот тип мы назвали «плывущим».

Пятые склонны к уединению, держатся неуверенно и выжидательно. Проявляют себя в суждениях, которые нередко поверхностны. Они погружены в мир собствен­ных фантазий. Создается впечатление, что их преобла­дающее состояние — внутренний диалог. Этот тип само­реализации — «фантазирующий».

Разнообразие типов самовыражения, очевидно, опре­деляется индивидуально-типологическими особенностя­ми школьников и особенностями направленности их лич­ности. Различия в аспектах и способах самореализации старшеклассников первоначально очень усложняют пси­хологический климат временного коллектива. Например, «открытые» считают, что для них узки рамки отряда, и постоянно стремятся к самым широким контактам в лагере; «плывущие» самоустраняются от дел, пользуясь слабо развитыми отношениями ответственной зависимо­сти; «фантазирующие» склонны к рассуждениям и не приспособлены к деятельности, а «пульсирующие» слиш­ком деятельны. Зная это, педагоги не ломают сразу же сложившиеся стереотипы, а пытаются использовать силь­ные стороны каждого. Так, «фантазирующие» могут по­давать интересные, оригинальные идеи, поэтому их включают в инициативные творческие группы. «Пульси­рующие» часто хорошие исполнители, умеют организо­вать ребят. Результативно взаимодействие «целеустрем­ленных» и «плывущих». «Открытые» умело организуют большие общелагерные дела. И т. д.

Начало нового периода в жизни коллектива влечет за собой еще одну проблему. Эмоциональность первых дней сменяется размеренностью, будничностью и дело­витостью. Школьники уже в какой-то мере привыкли, что утром, получив трудовой наряд, нужно идти на ра­боту или начинаются учебно-практические занятия, тре­нировки. Это естественно. Временные объединения стар­шеклассников создаются прежде всего для того, чтобы юноши и девушки могли приобрести трудовые навыки и умения, пополнить багаж знаний, закалиться физически и духовно. Однако нельзя забывать возрастные особен­ности старших школьников.

«Главное психологическое приобретение ранней юно­сти – это открытие своего внутреннего мира» [12], – под­черкивает И.С. Кон. И это вызывает острую потреб­ность в неформальном общении со сверстниками, потреб­ность в сопереживании и сочувствии. Старший школь­ник стремится найти партнера для диалога, для обсуж­дения проблем своего внутреннего мира, дружбы, люб­ви, отношений со взрослыми и т. д. Он «переполнен» собой, особенно в условиях временного коллектива, в сообществе сверстников. Поэтому, продумывая содержа­ние, формы организации труда, учебных, спортивных и других занятий, нужно не менее основательно и всесто­ронне продумывать и способы организации общения старшеклассников. Можно провести и небольшую бесе­ду во время «горизонта», и специально подготовленный разговор у костра. В лагере «Комсорг» широко практи­куются «Диалоги в Колизее» («Колизеем» называют один из уголков лагеря, где скамейки расположены ам­фитеатром). Обычно это разговор о «вечных» пробле­мах: «юноши – девушки», «мы и учителя», «любовь – дружба». Ведут диалоги люди разных профессий, уме­ющие говорить со старшеклассниками, знающие их за­боты и проблемы. В различных видах деятельности юноши и девушки ищут возможности для реализации своих сущностных сил. Если заранее предусмотреть ряд условий, то про­цесс самореализации будет протекать эффективнее и не возникнет дополнительный груз проблем. Охарактеризуем некоторые условия, необходимые при организации жизни отряда и лагеря в целом.

1. Организуя временный коллектив, надо предусмот­реть представленность всех основных сфер жизнедея­тельности: познания, предметно-практической деятель­ности, игры, общения, спорта. В противном случае зна­чительно снижается эффективность воспитательного воз­действия коллектива на школьника. На это обратил вни­мание А.В. Петровский: «...Складывается впечатление, что как собственно личностные «работают» только те качества индивида, которые в наибольшей степени втя­нуты в ведущую для данной социальной общности дея­тельность, что касается других индивидуальных способ­ностей, то они до поры до времени остаются «немыми» [13]. Только в разных видах деятельности не остаются «не­мыми» интеллектуальные, инструментальные, художест­венные, социальные способности личности.

Например, в лагере труда и отдыха в первые дни трудовая активность достаточно высока. Но проходит три-четыре дня, и активность падает. Сказывается отсутствие привычки к систематическим трудовым усилиям, на­капливается усталость, не радуют результаты, так как нет соответствующих навыков. Но главное не в этом.

Многие педагоги затрачивают массу времени на при­зывы, увещевания, нажимы, обвинения, и все же резуль­тативность мала. Дело же в том, что ученикам стано­вится тесно во временном объединении, где можно хоро­шо потрудиться, но мало возможностей для насыщен­ного, содержательного общения, для игры, познания. На­блюдения в лагерях труда и отдыха показывают боль­шую зависимость результативности труда от возмож­ности попробовать свои силы, реализовать себя в других сферах. Как мы уже говорили, такая проблема суще­ствует и в школе, но старшеклассник может выразить себя за ее пределами — в клубе, кружке, секции, дру­жеской компании. В лагере же личность может раскрыть себя лишь настолько, насколько здесь созданы для это­го условия.

Конечно, не во всех видах деятельности юноша или девушка раскрываются одинаково полно, но они непре­менно должны себя испытать, проявить, «примерить» в возможно большем числе сфер.

2. Познание, игра, предметно-практическая деятель­ность, общение, спорт реализуются в разнообразных формах. Попятно, что человек не может осуществить своп возможности в одном-двух делах. Поэтому в лаге­ре проводятся и большие коллективные дела, включаю­щие все виды деятельности, и дела, в которых представ­лена только одна сфера жизнедеятельности, а также ма­лые формы. Например, комплексное дело, ежегодно про­водящееся в «Комсорге», — праздник совершеннолетия школьников «Алый парус». Он включает элементы игры (разыгрывание сцен из жизни сказочного города, инсце­нировку страниц повести А. Грина «Алые паруса», ко­стюмированный бал, представления бродячего цирка и бродячих музыкантов), предметно-практической деятельности (изготовляется большое количество костюмов, оформляется «Площадь совершеннолетия», сказоч­ный город, корабль Грея, клуб перестраивается в палу­бу фрегата), познания (проводится литературный кон­курс), спорта' (состязания борцов, бегунов, стрелков). Все это проникнуто интенсивным содержательным обще­нием.

Наряду с делами, требующими большой подготовки и определенной опытности старшеклассников, важны малые формы («концерт-ромашка», «защита профессии», «кольцовка песен», «концерт-молния», «зашита фантасти­ческих проектов»). Обычно они широко используются в первые дни в целях сплочения коллектива. Применение малых форм в течение всей смены позволяет сделать жизнь лагеря более насыщенной, разнообразной, запол­нить паузы. Для временного коллектива безделье, избы­ток свободного времени – злейшие враги. Чем кратковременнее существование коллектива, тем более насыщенной должна быть его жизнедеятельность.

Надо сказать о том, что примерно к середине смены каждый школьник уже имел возможность испытать свои силы в различных видах деятельности, оценить себя и ощутить отношение к своим действиям со стороны това­рищей. Вполне естественно, что у некоторых старше­классников появляется чувство неудовлетворенности. Причин тому может быть много. И тогда многие – кто целенаправленно («пульсирующие», «целеустремлен­ные»), кто стихийно («плывущие», «фантазирующие») – устремляются в сводные объединения (сводные отряды, советы дела), чтобы попытаться выразить себя там. Ведь человек должен верить в себя и доказать окружа­ющим свою значимость. Конечно, возможности свод­ных объединений в этом отношении ограниченны, но в условиях временного коллектива, когда довольно узок круг деятельности и общения, нужно использовать лю­бые варианты

3. Включать старшеклассников в деятельность нуж­но с учетом особенностей их личности. Например, «пуль­сирующие» быстро исчерпывают свои возможности, им не хватает вдумчивости, способности к длительному на­пряжению; они всегда ориентированы на успешный результат. Разносторонние задатки «открытых» требуют больших нагрузок. «Целеустремленные» заинтересованы в широкой вариативности форм, в которых отражается содержание интересующей их сферы деятельности. «Плывущие» могут многое, но нуждаются в постоянном напоминании, наведении на интересное для них дело. «Фантазирующие» активны в делах с преобладанием словесных форм.

Необходимо применять массовые, групповые и инди­видуальные формы работы. Исследования М.Д. Виноградовой, X.Й. Лийметса, И.Б. Первина показывают значительные возможности сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм познавательной дея­тельности в формировании личности. Если сочетание этих форм использовать не только в познании, но и в общении, игре, предметно-практической деятельности, спорте, тогда школьник сможет выразить себя наиболее полно.

В массовых формах работы создаются ситуации, в которых человек может раскрыться очень ярко. Такие формы играют значительную роль в активизации «плы­вущих» и «фантазирующих», которые в условиях эмо­ционального заражения могут пробовать себя в сферах, ранее им неизвестных. Однако массовые дела организо­вать не всегда можно и нужно. В некоторых случаях многолюдство, состязательность и другие составляющие массового действия могут дать и обратный эффект.

Большие возможности таятся в организации группо­вой деятельности. При составлении групп обычно учиты­вают психологическую совместимость школьников, их заинтересованность делом, а также различия, в направ­ленности    и  широте    интересов,    способностях, навыках и

умениях. Все это создает микроклимат, благоприятный
для каждого. При этом необходимо так распределять участки работы, чтобы старшеклассники, взаимодействуя между собой, вынуждены были мобилизовать личностные ресурсы. «Если человек не просто работает в
присутствии других людей, но взаимодействует с ними, включается в совместную деятельность группы, возможности мобилизации его «резервов» увеличиваются еще более...» [14].

Групповая работа дает воспитательный эффект, если коллектив достиг определенного уровня развития.

В воспитательном процессе достаточно часто возни­кает необходимость индивидуальных заданий. Такую не­обходимость нужно планировать специально. Выполняя индивидуальное задание, старшеклассник реализует по­требность заявить о себе как об индивидуальности. Если эта потребность не реализуется, снижается результатив­ность деятельности, создается напряжение в межлично­стных отношениях, ухудшается самочувствие школьника. Несмотря на большие достоинства групповой работы, в ряде случаев индивидуальные задания могут быть более продуктивны. Это бывает при решении творческих за­дач, в ситуациях, когда требуется необычность подхода, нестандартность мышления [15].

Индивидуальные задания широко используются в ла­герях труда и отдыха при прополке, сборе овощей и фруктов. В повседневной работе, отличающейся моно­тонностью, трудно, а порой и невозможно создать соот­ветствующий эмоциональный настрой. Нужно также учесть, что «пульсирующие» и «плывущие» слабее дру­гих выполняют такие индивидуальные задания. В этих случаях на одну грядку, корзину можно ставить двух старшеклассников, сохраняя норму выработки на каж­дого. Такой прием дает положительный результат в пер­вые дни, когда нет соответствующих навыков, и в дни, когда в отряде, бригаде по каким-либо причинам нет должного настроя на работу.

4. Содержание и формы деятельности временного коллектива должны быть такими, чтобы создавались условия для формирования навыков и умений школьни­ков. Например, у городских школьников часто слабо развиты навыки предметно-практической деятельности. В процессе реализации способностей, интересов, притя­заний важное значение имеют навыки общения. Этими навыками слабо владеют сельские школьники, следст­вием чего является нередко их пассивность в системе коллективных отношений.

В лагере «Дружба» работники колхоза проводят за­нятия с целью формирования у школьников простейших навыков труда. В лагере «Комсорг» организован психо­логический тренинг по общению. В ходе занятий и пос­ле них полученные навыки закрепляются с помощью игровых методик (навыки по общению – в игре «Да­вай поговорим», трудовые навыки – в игровом конкур­се «Чтоб рука послушней стала»). Однако не всегда есть возможность проводить специальные занятия. Тогда формированию навыков и умений помогает насыщен­ность жизни временного коллектива разнообразными де­лами. Старшеклассника надо поставить в условия, когда он должен постоянно что-то решать, действовать, об­щаться; таким образом закрепляются имеющиеся и при­обретаются новые навыки. Например, разыгрывая «Гу­сарский бал», юноши и девушки развивают свои навыки общения; проводя «Диалоги в Колизее», они учатся аргументировано спорить, отстаивать свою точку зрения; проводя «Гайдаровский десант», школьники закрепляют трудовые навыки и умения.

Как  управлять  всеми  теми процессами, о которых мы

рассказали? Как создать условия жизнедеятельности, оптимальные для всех? Решению этих вопросов помогает создание в лагере психологической службы. В «Комсорге» она действует с 1978 года, и мы коротко расскажем об основных её функциях.

В состав психологической службы входят: руководи­тель – сотрудник педагогического института и один-два инструктора – как правило, наиболее подготовленные студенты-старшекурсники. Главная их задача – опера­тивное психологическое обеспечение педагогического процесса. Решая ее, служба выполняет функцию психологической диагностики (изучение особенностей и состояний старшеклассников), функцию прогностики (оценка возможной динамики анализируемых явлений, ситуаций), функцию психотерапии (управление сложны­ми, конфликтными процессами и их корректировка).

Диагностика позволяет выявить особенности взаимо­отношений в отрядах, самочувствие личности и ее по­зицию в системе коллективных отношений. Осуществля­ется это с помощью комплекса методик.

Одна из них – «цветопись», разработанная А.Н. Лутошкиным. С ее помощью изучается динамика личност­ных и групповых эмоциональных состояний, тональность психологического климата коллектива. Инструмент сбо­ра информации – «дневник-цветопись». В нем семь цве­товых полос, каждая – условный знак настроения: крас­ная – восторженное; оранжевая – радостное, теплое; желтая – светлое, приятное; зеленая – спокойное, уравновешенное; синяя – грустное, печальное; фиолето­вая – тревожное, тоскливое; черная – уныние, полный упадок. Страница цветописи разделена на две полови­ны. Левая озаглавлена «Мое настроение сегодня», пра­вая – «Мне кажется, что настроение отряда сегодня...»

Ежедневно юноши и девушки оценивают свое и груп­повое настроение. Данные сразу же обрабатываются сотрудниками психологической службы. Сводная цветоматрица представляется в тот же вечер на заседание штаба лагеря. Здесь на основании цветоматрицы ана­лизируется эффективность проводимых дел, ставится прогноз на следующий день, корректируется план на по­следующие дни.

Для того чтобы полнее понять, что стоит за цвето­вым символом, психологическая служба разработала перечень причин настроения. На одной из страниц днев­ника настроения обозначено: «Я думаю, больше всего повлияло – на мое настроение (слева), па настроение отряда (справа)». Далее перечислены следующие при­чины настроения: состояние здоровья; учебные занятия отрядный круг; отрядное дело; спортивные игры; вечер, отдыха; выполненная работа; поручение; участие в сове­те дела; успех отряда; ссора с товарищем, товарищами; неудача, неприятность товарища; разговор с методистом, инструктором; замечание, выговор; неприятность в от­ряде; взаимоотношения в отряде; неудачи другого отря­да; грусть по дому, близким; отсутствие друзей; письмо, гость; недовольство собой; новый друг, подруга; очень личное; трудно определить.

Заполнение дневников настроения становится при­вычным итогом дня для всех школьников.

Инструкторы отрядов ведут дневники наблюдения, материалы которых также обрабатывает психологиче­ская служба.

Помимо этого, два раза в смену проводятся социо­метрия межличностной приемлемости, социально-психо­логическая самооценка коллектива, разработанная Р.С. Немовым, и самоаттестация группы как коллектива. Полученные данные дают оперативную информацию о со­стоянии коллектива и самочувствии личности в коллек­тиве.

На основании диагностики осуществляется прогнози­рование как сознательное конструирование различных сторон жизни лагеря. Прогнозируются динамика эмо­циональных состояний в отряде и лагере на предстоя­щую смену и каждый ее день, формирование межличностных отношений.

Зная, например, что для определен­ной части школьников значительна роль сводных объе­динений, психологическая служба рекомендует руковод­ству лагеря к середине смены уделить особое внимание их созданию. Причем сводные объединения должны быть максимально разнообразными. Кроме того, она на осно­вании анализа дневников настроения и наблюдений ре­комендует конкретно, кого нужно или желательно вклю­чить в сводный отряд, совет дела.

Пожалуй, наиболее сложная и тонкая работа требу­ется при реализации терапевтической функции. Для это­го необходимо глубоко знать психологию ранней юности, владеть навыками общения со старшеклассниками, иметь высокую способность к сопереживанию.

Общение со старшеклассниками – главный способ осуществления терапевтической функции. Изучая днев­ники настроения, работники психологической службы вы­деляют тех, кто особенно тревожен, подавлен, обращают на них внимание инструкторов отрядов, приглашают на разговор. Для таких бесед на территории лагеря обору­довано несколько уютных уголков; есть и специальная комната психологической службы. Очень быстро стар­шеклассники убеждаются в том, что здесь работают лю­ди, способные их понять, помочь, и сами приходят в пси­хологическую службу. Еще в день приезда всех школь­ников знакомят с сотрудниками службы, объясняют, как вести дневники настроения и для чего они нужны, в каких случаях следует обращаться в психологическую службу. Говорят ребятам и о том, что если кто стесня­ется сам прийти, но хочет поговорить с психологами, то может просто обвести кружком текущее число, день не­дели.

Некоторые школьники обращаются в службу, чтобы просто поговорить о наболевшем, и после беседы у них снимается напряжение, поднимается настроение. Есть такие, что никак не могут ужиться в коллективе, и тог­да сотрудники психологической    службы     совместно    с     руководством

лагеря ищут различные варианты вплоть до перевода в другой отряд. Ряд проблем с помощью бесед не решить, и тогда по рекомендации психологической службы проводятся диспуты, обсуждения, встречи. Ин­дивидуальный подход — основной принцип работы служ­бы.

Вот пример. У Сергея Г. достаточно ярко выражен­ный «фантазирующий» тип. Он умен, начитан, любимый писатель — Ф.М. Достоевский. Держится замкнуто, не­уверенно. Часто уединяется, чтобы, как он говорит, «по­общаться с дневником». Он очень рассчитывал на то, что в лагере сможет себя проявить. Но в отряде было несколько ярких ребят, за которыми пошел весь коллек­тив, а Сергей остался в стороне. В дневнике настроения преобладали синий и фиолетовый цвета. После беседы стало ясно, что Сергей готов уехать из лагеря. Нужна была ситуация успеха, чтобы юноша поверил в свои си­лы, а отряд поверил в него. Сотрудник психологической службы посоветовался с инструктором отряда и началь­ником штаба. Было решено поручить Сергею подготовку заседания спор-клуба «Гром» по теме: «Жить с достоин­ством — что это значит?», а затем в день знаний и твор­чества вести литературную страницу. Было сделано все, чтобы помочь юноше справиться с заданиями. Особен­но интересно прошло заседание спор-клуба, где Сергей был одним из ведущих и составителем сценария. В кон­це этого дня большинство членов его отряда отметили в дневниках радостное, приподнятое настроение, а как причину указали: успех товарища. Статус Сергея в си­стеме коллективных отношений заметно повысился. Правда, в отряде юноша все же чувствовал себя не со­всем уютно, но он с удовольствием участвовал в работе советов дела по подготовке общелагерных мероприятий.

Психологическая служба накапливает вопросы, с ко­торыми обращаются к ней старшеклассники. Их можно разделить на пять групп:

1. «Любовь, дружба, особенности взаимоотношений юношей

и девушек». Обращаясь с такими вопросами в службу, школьники подчеркивают: «Об этом с нами ни­кто не говорит» или «Если и говорим об этом, то только на диспутах, при всех».

2. «Взаимоотношения в системе «коллектив — лич­ность». Основные проблемы возникают из-за отсутствия навыков общения.

3. «Отношения с учителями в школе». Подавляющее большинство обеспокоено отсутствием взаимопонимания.

4. «Кто такой я: мои проблемы». Здесь главной яв­ляется проблема самоопределения.

5. «Мне плохо». Их не так много, но они уверены в том, что жизнь их сложилась неудачно.

Деятельность психологической службы повышает ра­ботоспособность коллектива и личности, оптимизирует управление временным объединением, способствует эф­фективному решению задач воспитания.

Мы уже говорили о том, что в своем развитии вре­менный коллектив достигает высокого уровня. На треть­ем этапе отряд все больше включается в организацию и проведение общелагерных дел. В результате формиру­ются психологическое единство коллектива, его ценност­ные ориентации. Личность в значительной мере отожде­ствляет себя с отрядом. Каждый считает себя членом самого интересного объединения и вместе с тем ощуща­ет полную свободу. Чем больше отряд вступает во вза­имодействие с другими коллективами, тем больше воз­можностей у личности для раскрытия своей индивиду­альности в рамках общности. На высоком уровне раз­вития коллектив вырабатывает личностно значимые и социально ценные перспективы жизнедеятельности, поз­воляющие школьнику реализовать себя наиболее полно. Однако для этого в рамках временного коллектива уже нет возможностей. В данном случае время неумолимо. Коллектив смог лишь «высветить» перед личностью вы­сокие цели. Ну что ж, в этом ограниченность возмож­ностей его воздействия на школьника.

И тем не менее вспомните строчки из писем старше­классников, которые мы привели в начале брошюры. Перед нами лежат письма, анкеты, характеристики тех, кто уже побывал во временном коллективе, а сейчас учится в самых разных школах и районах.

Рита Ф.: «Наша бригада работала на консервном заводе, и все было по-настоящему: и ответственность и мозоли...»

Сева Л.: «А в лагере я не мог молчать, и всем хоте­лось помочь, подставить плечо».

Саша Л.: «Как будто бы вдруг я увидел себя, почув­ствовал... Могу быть интересным...»

Костя П.: «В лагере все мы были такие обыкновен­ные, а какие дела могли делать! Вспоминаю это, и в школу идти хочется. Непросто все в школе, но ведь мож­но и по-другому жить».

Понятно, что на индивидуальном уровне влияние вре­менного коллектива различно. Решающую роль здесь играют не столько психологические различия старше­классников, сколько их установка на временный кол­лектив, на ту деятельность, которая в нем реализуется. Одни приехали пополнить багаж знаний, овладеть но­выми навыками; другим важно общение; третьи хотят получить и то и другое; четвертым вообще все безраз­лично; пятые стремятся к смене обстановки. Немалое значение имеет воспитанность юношей и девушек, их готовность к педагогическому воздействию. Все это определяет степень включенности личности в дела вре­менного коллектива, принятия его норм и ценностей. Есть (пусть их не очень много) такие школьники, для которых временный коллектив создает дополнительное психологическое напряжение, усложняет становление самооценки. Это старшеклассники с повышенной рани­мостью и рефлексивностью; определенная ограничен­ность круга общения и заданность характера жизни в лагере, интенсивность деятельности и ее ежедневный анализ могут побуждать их к повышенной самокритичности, неудовлетворенности собой.

Однако у большинст­ва ребят жизнь в летнем объединении укрепляет веру в свои возможности. Так, у многих сельских школьни­ков, побывавших в лагере «Комсорг», повысилась соци­альная активность, укрепились позиции в системе меж­личностных отношений. На большинство юношей и де­вушек лагерь действует чрезвычайно сильно: помогает им глубже, полнее познать собственное «я» и окружаю­щий мир, способствует становлению социально ценной направленности личности, активной жизненной позиции.

В целом временный коллектив способствует повыше­нию уровня практической и морально-психологической подготовки школьников к самостоятельной жизни, к че­му призывает постановление ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обу­чения, профессиональной ориентации школьников и ор­ганизации их общественно полезного, производительно­го труда» [16].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Временный коллектив... Кажется, еще вчера жизнь в нем только начиналась, и вот уже прозвучали послед­ние песни, скрылся за поворотом последний автобус, увозящий школьников. Лагерь затих. Закончилась еще одна смена. Но «закончился» ли временный коллектив? С одной стороны – да, так как с закрытием лагеря раз­рушается организационная структура объединения, кол­лектив теряет свою среду, пространство, нарушается си­стема отношений и взаимодействия. И все же разве раз­рушаются ценности коллектива, приобретенный школь­никами социальный опыт?

Содержание, стиль жизни временного коллектива созвучны романтическим устремлениям юношества, и поэтому старшеклассники прочно усваивают его нормы и ценности. Коллектив продолжает жизнь в десятках, сот­нях, ребят. Наблюдения показывают, что большинство юношей и девушек не просто «присвоили» ценности кол­лектива, а испытывают потребность поделиться ими с другими. С началом учебного года они пытаются пере­нести в свой класс, свою школу стиль взаимоотношений, традиции, воспринятые в лагере.

Как видим, не так уж коротко реальное время суще­ствования временного коллектива. Это время может быть продлено, а влияние лагеря на становление лич­ности старшеклассника будет еще более значительно, если удастся решить одну существенную проблему. Ча­сто приобретенный во временном объединении опыт не вписывается в рамки жизни школы. Есть на то объек­тивные причины: нельзя из лагеря в школу перенести интенсивность, насыщенность деятельности и общения, некоторые формы работы. Изменяется в школе и пози­ция старшеклассника: здесь он ученик. Однако в подав­ляющем большинстве случаев причина возникающих противоречий кроется в позиции педагогов. Кто-то ссы­лается на непохожесть лагерного и школьного коллекти­вов, на перегруженность плана работы воспитательными мероприятиями; кто-то не верит в способность старших школьников иначе организовать жизнь коллектива, при­внести в неё новое. К сожалению, далеко не всегда пе­дагоги интересуются тем, как трудились, жили в лагере, чему научились там юноши и девушки, что из их опыта можно использовать в работе комсомольской организа­ции.

Среди множества задач, которые призваны решать летние объединения старшеклассников, одной из важ­нейших является осуществление непрерывного процесса воспитания. Если это удается осуществить, значительно возрастают возможности формирования личности гражданина.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. M., 1984.

Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.. 1982.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Летняя трудовая четверть. М., 1981.

Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллекти­ва. М., 1978.

Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.,1980.

Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. М., 1983.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФА


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.