История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-09-15 | 19 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Еще не зная, каким будет лагерь, старшеклассник ждет встречи с ним. Это ожидание и тревожно, и радостно. Придумываются разные ситуации, формируется ожидаемый образ коллектива. С первых часов пребывания в лагере чувства старшего школьника приобретают сложную окраску. С одной стороны, новизна среды, неопределенность положения в системе отношений вызывают скованность и напряженность. С другой, поиск общения, стремление к диалогу со сверстниками, многолюдство побуждают к взаимодействию. Создается атмосфера повышенного возбуждения, в которой большинство школьников готовы включиться в любое дело. Но активность личности прежде всего направлена на сохранение равновесия «я – другие», на сохранение «своего лица». Неразвитость коллектива, содержание его жизнедеятельности первых дней не требуют от старшеклассника значительного напряжения для реализации своих возможностей.
Часто ему достаточно усвоенных ранее стереотипов поведения.
В первые дни жизни лагеря проявляется одна особенность реализации старшеклассниками своих способностей, интересов, притязаний и социальных ролей. Участвуя в общих делах, личность в то же время стремится выделить себя из окружения, обособиться.
У каждого, кто работал воспитателем в лагере, есть немало наблюдений о достаточно странных способах самовыражения в этот первый период. Чего-то противоестественного в этом нет, так как каждый школьник, попав во временный коллектив, не связывая себя пока, а его нормами и ценностями, пытается занять личностно значимое место в системе отношений. А для этого мало предъявить свою «визитную карточку» и этим произвести впечатление. Нужно еще чувствовать внутренний комфорт, защищенность. Возможно ли это в незнакомой пли мало знакомой общности? Вот тут-то срабатывает психологический механизм «самозащиты», когда личность одновременно и самореализуется, и обособляется. Происходит интересное явление: старшеклассник внешне активен в деятельности, игре, общении, а внутренне он довольно скован. Чтобы реализовать себя и самоутвердиться, он еще не может опереться на коллектив и, должен рассчитывать только на собственные возможности.
|
Проходит 4 – 5 дней. Старшеклассники в основном обжили пространство, среду коллектива. Завершается узнавание товарищей по отряду, бригаде; складывается система формальных и неформальных отношении; интенсивно формируется чувство «мы – коллектив». В основном все принимают нормы и ценности лагеря.
С развитием коллектива к каждому старшекласснику предъявляются более широкие требования, усложняется содержание деятельности. В этих условиях особую значимость для личности приобретает поиск сфер жизнедеятельности, в которых она может себя осуществить.
Этот поиск активизируется уже не только потребностью в самоутверждении, но стремлением поддержать авторитет своего коллектива.
Изменение ситуации, сложность новых задач вызывают стремление старшеклассника к уединению. Во временном коллективе каждый школьник в той или иной мере испытывает желание уединиться. Вначале это связано с реакцией на незнакомую среду, о чем мы уже писали, а затем с грустью по дому, насыщенностью общения. Это напряжение снимается, как правило, тактичностью и доброжелательностью воспитателей. Однако в данном случае речь идет об уединении особого рода. В новой общности старший школьник получил большой объем информации, в том числе и о себе. Уединяясь, он осмысливает происходящее, вырабатывает новое видение себя, осознает разницу индивидуальных и групповых норм. В таком случае уединение, как говорил Монтень, «скорее развивает и расширяет круг моих интересов, выводя меня за пределы моего я» [10].
|
Если в первые дни обособление – то состояние, из которого личность сама стремится выйти (для нее ее собственное обособление неудобно, дискомфортно), то в дальнейшем начинает действовать объективная потребность, являющаяся важной предпосылкой становления индивидуальности и личности. Однако реализация потребности в уединении может привести к конфликтам в коллективе. Формируется чувство «мы», и зачастую в отряде или бригаде складывается обстановка, когда от каждого требуется абсолютное присутствие везде и во всем. Коллектив еще не достиг нужной зрелости, чтобы без особых конфликтов разрешить кажущееся противоречие общих и индивидуальных стремлений. Напряженность ситуации может усиливаться позицией педагога, что проявляется во взвинчивании темпа жизни, в чрезмерном акцептировании чувства «мы».
Первое и самое простое, что нужно сделать в таком случае, – в режимном расписании выделить специальное время, которое каждый может использовать по собственному усмотрению. Но этого, конечно, недостаточно. Необходимо помочь старшеклассникам осмыслить происходящее. Здесь существенную роль играет коллективный анализ.
Широко распространенной формой коллективного анализа является «Огонек». Авторство в изобретении этой формы принадлежит, как известно, ленинградской Фрунзенской коммуне, а своим распространением по всей стране она обязана всероссийскому лагерю «Орленок». Обычно у костра или просто в кругу по схеме «я одобряю», «я критикую», «я сделаю», «я предлагаю» обсуждается прошедший день, вклад каждого в дела дня, – в складывающиеся взаимоотношения. В результате школьник полнее видит процессы, происходящие в отряде, бригаде, во всем лагере, что помогает становлению самооценки, выработке позиции личности. «Огонек» выступает для старшеклассника также в качестве звена обратной связи: он получает информацию о том, как он сам, его поведение воспринимаются и оцениваются товарищами.
Усложнение жизнедеятельности достаточно определенно выявляет особенности самовыражения старшеклассников, в общем виде описанные А.В. Мудриком [11].
Так, одни, приехав в лагерь, сразу же развивают бурную активность в поисках сфер самореализации, в раскрытии своих возможностей. Они энергичны, напористы, любят верховодить, но при этом довольно поверхностны. Проходит несколько дней, и оказывается, что возможности у них на исходе. Ритм жизни слишком высок, а сил поддерживать темп первых дней уже не хватает. Они «затухают». Часть их так и остается потухшими вулканами, если не вмешаются воспитатели; некоторые вновь «вспыхивают». Этот тип самореализации мы условно назвали «пульсирующим».
|
Другие старшеклассники легко входят в контакт, берутся за любое дело и, кажется, без особых затруднении выполняют его интересно, ярко. Они неистощимы на выдумку, в любой сфере добиваются результатов. Уверены в себе, всегда в центре событий. Этот тип мы назвали «открытым».
Третьи сразу же нацелены на конкретные сферы, где могут показать эрудицию, завидное упорство в достижении цели. Ориентируясь в первую очередь на эти сферы, они пытаются проявить себя и в других. Их отличают развитая рефлексия и достаточно сильный характер. Держатся уверенно. Это «целеустремленный» тип самореализации.
Четвертые не проявляют активности в поисках сфер самовыражения. Они подвержены различным влияниям и под давлением более энергичных товарищей и обстоятельств пытаются действовать. Довольно общительны, часто общение является для них ведущей сферой самореализации. Пассивны, держатся не всегда уверенно. Этот тип мы назвали «плывущим».
Пятые склонны к уединению, держатся неуверенно и выжидательно. Проявляют себя в суждениях, которые нередко поверхностны. Они погружены в мир собственных фантазий. Создается впечатление, что их преобладающее состояние — внутренний диалог. Этот тип самореализации — «фантазирующий».
Разнообразие типов самовыражения, очевидно, определяется индивидуально-типологическими особенностями школьников и особенностями направленности их личности. Различия в аспектах и способах самореализации старшеклассников первоначально очень усложняют психологический климат временного коллектива. Например, «открытые» считают, что для них узки рамки отряда, и постоянно стремятся к самым широким контактам в лагере; «плывущие» самоустраняются от дел, пользуясь слабо развитыми отношениями ответственной зависимости; «фантазирующие» склонны к рассуждениям и не приспособлены к деятельности, а «пульсирующие» слишком деятельны. Зная это, педагоги не ломают сразу же сложившиеся стереотипы, а пытаются использовать сильные стороны каждого. Так, «фантазирующие» могут подавать интересные, оригинальные идеи, поэтому их включают в инициативные творческие группы. «Пульсирующие» часто хорошие исполнители, умеют организовать ребят. Результативно взаимодействие «целеустремленных» и «плывущих». «Открытые» умело организуют большие общелагерные дела. И т. д.
|
Начало нового периода в жизни коллектива влечет за собой еще одну проблему. Эмоциональность первых дней сменяется размеренностью, будничностью и деловитостью. Школьники уже в какой-то мере привыкли, что утром, получив трудовой наряд, нужно идти на работу или начинаются учебно-практические занятия, тренировки. Это естественно. Временные объединения старшеклассников создаются прежде всего для того, чтобы юноши и девушки могли приобрести трудовые навыки и умения, пополнить багаж знаний, закалиться физически и духовно. Однако нельзя забывать возрастные особенности старших школьников.
«Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира» [12], – подчеркивает И.С. Кон. И это вызывает острую потребность в неформальном общении со сверстниками, потребность в сопереживании и сочувствии. Старший школьник стремится найти партнера для диалога, для обсуждения проблем своего внутреннего мира, дружбы, любви, отношений со взрослыми и т. д. Он «переполнен» собой, особенно в условиях временного коллектива, в сообществе сверстников. Поэтому, продумывая содержание, формы организации труда, учебных, спортивных и других занятий, нужно не менее основательно и всесторонне продумывать и способы организации общения старшеклассников. Можно провести и небольшую беседу во время «горизонта», и специально подготовленный разговор у костра. В лагере «Комсорг» широко практикуются «Диалоги в Колизее» («Колизеем» называют один из уголков лагеря, где скамейки расположены амфитеатром). Обычно это разговор о «вечных» проблемах: «юноши – девушки», «мы и учителя», «любовь – дружба». Ведут диалоги люди разных профессий, умеющие говорить со старшеклассниками, знающие их заботы и проблемы. В различных видах деятельности юноши и девушки ищут возможности для реализации своих сущностных сил. Если заранее предусмотреть ряд условий, то процесс самореализации будет протекать эффективнее и не возникнет дополнительный груз проблем. Охарактеризуем некоторые условия, необходимые при организации жизни отряда и лагеря в целом.
|
1. Организуя временный коллектив, надо предусмотреть представленность всех основных сфер жизнедеятельности: познания, предметно-практической деятельности, игры, общения, спорта. В противном случае значительно снижается эффективность воспитательного воздействия коллектива на школьника. На это обратил внимание А.В. Петровский: «...Складывается впечатление, что как собственно личностные «работают» только те качества индивида, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность, что касается других индивидуальных способностей, то они до поры до времени остаются «немыми» [13]. Только в разных видах деятельности не остаются «немыми» интеллектуальные, инструментальные, художественные, социальные способности личности.
Например, в лагере труда и отдыха в первые дни трудовая активность достаточно высока. Но проходит три-четыре дня, и активность падает. Сказывается отсутствие привычки к систематическим трудовым усилиям, накапливается усталость, не радуют результаты, так как нет соответствующих навыков. Но главное не в этом.
Многие педагоги затрачивают массу времени на призывы, увещевания, нажимы, обвинения, и все же результативность мала. Дело же в том, что ученикам становится тесно во временном объединении, где можно хорошо потрудиться, но мало возможностей для насыщенного, содержательного общения, для игры, познания. Наблюдения в лагерях труда и отдыха показывают большую зависимость результативности труда от возможности попробовать свои силы, реализовать себя в других сферах. Как мы уже говорили, такая проблема существует и в школе, но старшеклассник может выразить себя за ее пределами — в клубе, кружке, секции, дружеской компании. В лагере же личность может раскрыть себя лишь настолько, насколько здесь созданы для этого условия.
Конечно, не во всех видах деятельности юноша или девушка раскрываются одинаково полно, но они непременно должны себя испытать, проявить, «примерить» в возможно большем числе сфер.
2. Познание, игра, предметно-практическая деятельность, общение, спорт реализуются в разнообразных формах. Попятно, что человек не может осуществить своп возможности в одном-двух делах. Поэтому в лагере проводятся и большие коллективные дела, включающие все виды деятельности, и дела, в которых представлена только одна сфера жизнедеятельности, а также малые формы. Например, комплексное дело, ежегодно проводящееся в «Комсорге», — праздник совершеннолетия школьников «Алый парус». Он включает элементы игры (разыгрывание сцен из жизни сказочного города, инсценировку страниц повести А. Грина «Алые паруса», костюмированный бал, представления бродячего цирка и бродячих музыкантов), предметно-практической деятельности (изготовляется большое количество костюмов, оформляется «Площадь совершеннолетия», сказочный город, корабль Грея, клуб перестраивается в палубу фрегата), познания (проводится литературный конкурс), спорта' (состязания борцов, бегунов, стрелков). Все это проникнуто интенсивным содержательным общением.
Наряду с делами, требующими большой подготовки и определенной опытности старшеклассников, важны малые формы («концерт-ромашка», «защита профессии», «кольцовка песен», «концерт-молния», «зашита фантастических проектов»). Обычно они широко используются в первые дни в целях сплочения коллектива. Применение малых форм в течение всей смены позволяет сделать жизнь лагеря более насыщенной, разнообразной, заполнить паузы. Для временного коллектива безделье, избыток свободного времени – злейшие враги. Чем кратковременнее существование коллектива, тем более насыщенной должна быть его жизнедеятельность.
Надо сказать о том, что примерно к середине смены каждый школьник уже имел возможность испытать свои силы в различных видах деятельности, оценить себя и ощутить отношение к своим действиям со стороны товарищей. Вполне естественно, что у некоторых старшеклассников появляется чувство неудовлетворенности. Причин тому может быть много. И тогда многие – кто целенаправленно («пульсирующие», «целеустремленные»), кто стихийно («плывущие», «фантазирующие») – устремляются в сводные объединения (сводные отряды, советы дела), чтобы попытаться выразить себя там. Ведь человек должен верить в себя и доказать окружающим свою значимость. Конечно, возможности сводных объединений в этом отношении ограниченны, но в условиях временного коллектива, когда довольно узок круг деятельности и общения, нужно использовать любые варианты
3. Включать старшеклассников в деятельность нужно с учетом особенностей их личности. Например, «пульсирующие» быстро исчерпывают свои возможности, им не хватает вдумчивости, способности к длительному напряжению; они всегда ориентированы на успешный результат. Разносторонние задатки «открытых» требуют больших нагрузок. «Целеустремленные» заинтересованы в широкой вариативности форм, в которых отражается содержание интересующей их сферы деятельности. «Плывущие» могут многое, но нуждаются в постоянном напоминании, наведении на интересное для них дело. «Фантазирующие» активны в делах с преобладанием словесных форм.
Необходимо применять массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Исследования М.Д. Виноградовой, X.Й. Лийметса, И.Б. Первина показывают значительные возможности сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности в формировании личности. Если сочетание этих форм использовать не только в познании, но и в общении, игре, предметно-практической деятельности, спорте, тогда школьник сможет выразить себя наиболее полно.
В массовых формах работы создаются ситуации, в которых человек может раскрыться очень ярко. Такие формы играют значительную роль в активизации «плывущих» и «фантазирующих», которые в условиях эмоционального заражения могут пробовать себя в сферах, ранее им неизвестных. Однако массовые дела организовать не всегда можно и нужно. В некоторых случаях многолюдство, состязательность и другие составляющие массового действия могут дать и обратный эффект.
Большие возможности таятся в организации групповой деятельности. При составлении групп обычно учитывают психологическую совместимость школьников, их заинтересованность делом, а также различия, в направленности и широте интересов, способностях, навыках и
умениях. Все это создает микроклимат, благоприятный
для каждого. При этом необходимо так распределять участки работы, чтобы старшеклассники, взаимодействуя между собой, вынуждены были мобилизовать личностные ресурсы. «Если человек не просто работает в
присутствии других людей, но взаимодействует с ними, включается в совместную деятельность группы, возможности мобилизации его «резервов» увеличиваются еще более...» [14].
Групповая работа дает воспитательный эффект, если коллектив достиг определенного уровня развития.
В воспитательном процессе достаточно часто возникает необходимость индивидуальных заданий. Такую необходимость нужно планировать специально. Выполняя индивидуальное задание, старшеклассник реализует потребность заявить о себе как об индивидуальности. Если эта потребность не реализуется, снижается результативность деятельности, создается напряжение в межличностных отношениях, ухудшается самочувствие школьника. Несмотря на большие достоинства групповой работы, в ряде случаев индивидуальные задания могут быть более продуктивны. Это бывает при решении творческих задач, в ситуациях, когда требуется необычность подхода, нестандартность мышления [15].
Индивидуальные задания широко используются в лагерях труда и отдыха при прополке, сборе овощей и фруктов. В повседневной работе, отличающейся монотонностью, трудно, а порой и невозможно создать соответствующий эмоциональный настрой. Нужно также учесть, что «пульсирующие» и «плывущие» слабее других выполняют такие индивидуальные задания. В этих случаях на одну грядку, корзину можно ставить двух старшеклассников, сохраняя норму выработки на каждого. Такой прием дает положительный результат в первые дни, когда нет соответствующих навыков, и в дни, когда в отряде, бригаде по каким-либо причинам нет должного настроя на работу.
4. Содержание и формы деятельности временного коллектива должны быть такими, чтобы создавались условия для формирования навыков и умений школьников. Например, у городских школьников часто слабо развиты навыки предметно-практической деятельности. В процессе реализации способностей, интересов, притязаний важное значение имеют навыки общения. Этими навыками слабо владеют сельские школьники, следствием чего является нередко их пассивность в системе коллективных отношений.
В лагере «Дружба» работники колхоза проводят занятия с целью формирования у школьников простейших навыков труда. В лагере «Комсорг» организован психологический тренинг по общению. В ходе занятий и после них полученные навыки закрепляются с помощью игровых методик (навыки по общению – в игре «Давай поговорим», трудовые навыки – в игровом конкурсе «Чтоб рука послушней стала»). Однако не всегда есть возможность проводить специальные занятия. Тогда формированию навыков и умений помогает насыщенность жизни временного коллектива разнообразными делами. Старшеклассника надо поставить в условия, когда он должен постоянно что-то решать, действовать, общаться; таким образом закрепляются имеющиеся и приобретаются новые навыки. Например, разыгрывая «Гусарский бал», юноши и девушки развивают свои навыки общения; проводя «Диалоги в Колизее», они учатся аргументировано спорить, отстаивать свою точку зрения; проводя «Гайдаровский десант», школьники закрепляют трудовые навыки и умения.
Как управлять всеми теми процессами, о которых мы
рассказали? Как создать условия жизнедеятельности, оптимальные для всех? Решению этих вопросов помогает создание в лагере психологической службы. В «Комсорге» она действует с 1978 года, и мы коротко расскажем об основных её функциях.
В состав психологической службы входят: руководитель – сотрудник педагогического института и один-два инструктора – как правило, наиболее подготовленные студенты-старшекурсники. Главная их задача – оперативное психологическое обеспечение педагогического процесса. Решая ее, служба выполняет функцию психологической диагностики (изучение особенностей и состояний старшеклассников), функцию прогностики (оценка возможной динамики анализируемых явлений, ситуаций), функцию психотерапии (управление сложными, конфликтными процессами и их корректировка).
Диагностика позволяет выявить особенности взаимоотношений в отрядах, самочувствие личности и ее позицию в системе коллективных отношений. Осуществляется это с помощью комплекса методик.
Одна из них – «цветопись», разработанная А.Н. Лутошкиным. С ее помощью изучается динамика личностных и групповых эмоциональных состояний, тональность психологического климата коллектива. Инструмент сбора информации – «дневник-цветопись». В нем семь цветовых полос, каждая – условный знак настроения: красная – восторженное; оранжевая – радостное, теплое; желтая – светлое, приятное; зеленая – спокойное, уравновешенное; синяя – грустное, печальное; фиолетовая – тревожное, тоскливое; черная – уныние, полный упадок. Страница цветописи разделена на две половины. Левая озаглавлена «Мое настроение сегодня», правая – «Мне кажется, что настроение отряда сегодня...»
Ежедневно юноши и девушки оценивают свое и групповое настроение. Данные сразу же обрабатываются сотрудниками психологической службы. Сводная цветоматрица представляется в тот же вечер на заседание штаба лагеря. Здесь на основании цветоматрицы анализируется эффективность проводимых дел, ставится прогноз на следующий день, корректируется план на последующие дни.
Для того чтобы полнее понять, что стоит за цветовым символом, психологическая служба разработала перечень причин настроения. На одной из страниц дневника настроения обозначено: «Я думаю, больше всего повлияло – на мое настроение (слева), па настроение отряда (справа)». Далее перечислены следующие причины настроения: состояние здоровья; учебные занятия отрядный круг; отрядное дело; спортивные игры; вечер, отдыха; выполненная работа; поручение; участие в совете дела; успех отряда; ссора с товарищем, товарищами; неудача, неприятность товарища; разговор с методистом, инструктором; замечание, выговор; неприятность в отряде; взаимоотношения в отряде; неудачи другого отряда; грусть по дому, близким; отсутствие друзей; письмо, гость; недовольство собой; новый друг, подруга; очень личное; трудно определить.
Заполнение дневников настроения становится привычным итогом дня для всех школьников.
Инструкторы отрядов ведут дневники наблюдения, материалы которых также обрабатывает психологическая служба.
Помимо этого, два раза в смену проводятся социометрия межличностной приемлемости, социально-психологическая самооценка коллектива, разработанная Р.С. Немовым, и самоаттестация группы как коллектива. Полученные данные дают оперативную информацию о состоянии коллектива и самочувствии личности в коллективе.
На основании диагностики осуществляется прогнозирование как сознательное конструирование различных сторон жизни лагеря. Прогнозируются динамика эмоциональных состояний в отряде и лагере на предстоящую смену и каждый ее день, формирование межличностных отношений.
Зная, например, что для определенной части школьников значительна роль сводных объединений, психологическая служба рекомендует руководству лагеря к середине смены уделить особое внимание их созданию. Причем сводные объединения должны быть максимально разнообразными. Кроме того, она на основании анализа дневников настроения и наблюдений рекомендует конкретно, кого нужно или желательно включить в сводный отряд, совет дела.
Пожалуй, наиболее сложная и тонкая работа требуется при реализации терапевтической функции. Для этого необходимо глубоко знать психологию ранней юности, владеть навыками общения со старшеклассниками, иметь высокую способность к сопереживанию.
Общение со старшеклассниками – главный способ осуществления терапевтической функции. Изучая дневники настроения, работники психологической службы выделяют тех, кто особенно тревожен, подавлен, обращают на них внимание инструкторов отрядов, приглашают на разговор. Для таких бесед на территории лагеря оборудовано несколько уютных уголков; есть и специальная комната психологической службы. Очень быстро старшеклассники убеждаются в том, что здесь работают люди, способные их понять, помочь, и сами приходят в психологическую службу. Еще в день приезда всех школьников знакомят с сотрудниками службы, объясняют, как вести дневники настроения и для чего они нужны, в каких случаях следует обращаться в психологическую службу. Говорят ребятам и о том, что если кто стесняется сам прийти, но хочет поговорить с психологами, то может просто обвести кружком текущее число, день недели.
Некоторые школьники обращаются в службу, чтобы просто поговорить о наболевшем, и после беседы у них снимается напряжение, поднимается настроение. Есть такие, что никак не могут ужиться в коллективе, и тогда сотрудники психологической службы совместно с руководством
лагеря ищут различные варианты вплоть до перевода в другой отряд. Ряд проблем с помощью бесед не решить, и тогда по рекомендации психологической службы проводятся диспуты, обсуждения, встречи. Индивидуальный подход — основной принцип работы службы.
Вот пример. У Сергея Г. достаточно ярко выраженный «фантазирующий» тип. Он умен, начитан, любимый писатель — Ф.М. Достоевский. Держится замкнуто, неуверенно. Часто уединяется, чтобы, как он говорит, «пообщаться с дневником». Он очень рассчитывал на то, что в лагере сможет себя проявить. Но в отряде было несколько ярких ребят, за которыми пошел весь коллектив, а Сергей остался в стороне. В дневнике настроения преобладали синий и фиолетовый цвета. После беседы стало ясно, что Сергей готов уехать из лагеря. Нужна была ситуация успеха, чтобы юноша поверил в свои силы, а отряд поверил в него. Сотрудник психологической службы посоветовался с инструктором отряда и начальником штаба. Было решено поручить Сергею подготовку заседания спор-клуба «Гром» по теме: «Жить с достоинством — что это значит?», а затем в день знаний и творчества вести литературную страницу. Было сделано все, чтобы помочь юноше справиться с заданиями. Особенно интересно прошло заседание спор-клуба, где Сергей был одним из ведущих и составителем сценария. В конце этого дня большинство членов его отряда отметили в дневниках радостное, приподнятое настроение, а как причину указали: успех товарища. Статус Сергея в системе коллективных отношений заметно повысился. Правда, в отряде юноша все же чувствовал себя не совсем уютно, но он с удовольствием участвовал в работе советов дела по подготовке общелагерных мероприятий.
Психологическая служба накапливает вопросы, с которыми обращаются к ней старшеклассники. Их можно разделить на пять групп:
1. «Любовь, дружба, особенности взаимоотношений юношей
и девушек». Обращаясь с такими вопросами в службу, школьники подчеркивают: «Об этом с нами никто не говорит» или «Если и говорим об этом, то только на диспутах, при всех».
2. «Взаимоотношения в системе «коллектив — личность». Основные проблемы возникают из-за отсутствия навыков общения.
3. «Отношения с учителями в школе». Подавляющее большинство обеспокоено отсутствием взаимопонимания.
4. «Кто такой я: мои проблемы». Здесь главной является проблема самоопределения.
5. «Мне плохо». Их не так много, но они уверены в том, что жизнь их сложилась неудачно.
Деятельность психологической службы повышает работоспособность коллектива и личности, оптимизирует управление временным объединением, способствует эффективному решению задач воспитания.
Мы уже говорили о том, что в своем развитии временный коллектив достигает высокого уровня. На третьем этапе отряд все больше включается в организацию и проведение общелагерных дел. В результате формируются психологическое единство коллектива, его ценностные ориентации. Личность в значительной мере отождествляет себя с отрядом. Каждый считает себя членом самого интересного объединения и вместе с тем ощущает полную свободу. Чем больше отряд вступает во взаимодействие с другими коллективами, тем больше возможностей у личности для раскрытия своей индивидуальности в рамках общности. На высоком уровне развития коллектив вырабатывает личностно значимые и социально ценные перспективы жизнедеятельности, позволяющие школьнику реализовать себя наиболее полно. Однако для этого в рамках временного коллектива уже нет возможностей. В данном случае время неумолимо. Коллектив смог лишь «высветить» перед личностью высокие цели. Ну что ж, в этом ограниченность возможностей его воздействия на школьника.
И тем не менее вспомните строчки из писем старшеклассников, которые мы привели в начале брошюры. Перед нами лежат письма, анкеты, характеристики тех, кто уже побывал во временном коллективе, а сейчас учится в самых разных школах и районах.
Рита Ф.: «Наша бригада работала на консервном заводе, и все было по-настоящему: и ответственность и мозоли...»
Сева Л.: «А в лагере я не мог молчать, и всем хотелось помочь, подставить плечо».
Саша Л.: «Как будто бы вдруг я увидел себя, почувствовал... Могу быть интересным...»
Костя П.: «В лагере все мы были такие обыкновенные, а какие дела могли делать! Вспоминаю это, и в школу идти хочется. Непросто все в школе, но ведь можно и по-другому жить».
Понятно, что на индивидуальном уровне влияние временного коллектива различно. Решающую роль здесь играют не столько психологические различия старшеклассников, сколько их установка на временный коллектив, на ту деятельность, которая в нем реализуется. Одни приехали пополнить багаж знаний, овладеть новыми навыками; другим важно общение; третьи хотят получить и то и другое; четвертым вообще все безразлично; пятые стремятся к смене обстановки. Немалое значение имеет воспитанность юношей и девушек, их готовность к педагогическому воздействию. Все это определяет степень включенности личности в дела временного коллектива, принятия его норм и ценностей. Есть (пусть их не очень много) такие школьники, для которых временный коллектив создает дополнительное психологическое напряжение, усложняет становление самооценки. Это старшеклассники с повышенной ранимостью и рефлексивностью; определенная ограниченность круга общения и заданность характера жизни в лагере, интенсивность деятельности и ее ежедневный анализ могут побуждать их к повышенной самокритичности, неудовлетворенности собой.
Однако у большинства ребят жизнь в летнем объединении укрепляет веру в свои возможности. Так, у многих сельских школьников, побывавших в лагере «Комсорг», повысилась социальная активность, укрепились позиции в системе межличностных отношений. На большинство юношей и девушек лагерь действует чрезвычайно сильно: помогает им глубже, полнее познать собственное «я» и окружающий мир, способствует становлению социально ценной направленности личности, активной жизненной позиции.
В целом временный коллектив способствует повышению уровня практической и морально-психологической подготовки школьников к самостоятельной жизни, к чему призывает постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Временный коллектив... Кажется, еще вчера жизнь в нем только начиналась, и вот уже прозвучали последние песни, скрылся за поворотом последний автобус, увозящий школьников. Лагерь затих. Закончилась еще одна смена. Но «закончился» ли временный коллектив? С одной стороны – да, так как с закрытием лагеря разрушается организационная структура объединения, коллектив теряет свою среду, пространство, нарушается система отношений и взаимодействия. И все же разве разрушаются ценности коллектива, приобретенный школьниками социальный опыт?
Содержание, стиль жизни временного коллектива созвучны романтическим устремлениям юношества, и поэтому старшеклассники прочно усваивают его нормы и ценности. Коллектив продолжает жизнь в десятках, сотнях, ребят. Наблюдения показывают, что большинство юношей и девушек не просто «присвоили» ценности коллектива, а испытывают потребность поделиться ими с другими. С началом учебного года они пытаются перенести в свой класс, свою школу стиль взаимоотношений, традиции, воспринятые в лагере.
Как видим, не так уж коротко реальное время существования временного коллектива. Это время может быть продлено, а влияние лагеря на становление личности старшеклассника будет еще более значительно, если удастся решить одну существенную проблему. Часто приобретенный во временном объединении опыт не вписывается в рамки жизни школы. Есть на то объективные причины: нельзя из лагеря в школу перенести интенсивность, насыщенность деятельности и общения, некоторые формы работы. Изменяется в школе и позиция старшеклассника: здесь он ученик. Однако в подавляющем большинстве случаев причина возникающих противоречий кроется в позиции педагогов. Кто-то ссылается на непохожесть лагерного и школьного коллективов, на перегруженность плана работы воспитательными мероприятиями; кто-то не верит в способность старших школьников иначе организовать жизнь коллектива, привнести в неё новое. К сожалению, далеко не всегда педагоги интересуются тем, как трудились, жили в лагере, чему научились там юноши и девушки, что из их опыта можно использовать в работе комсомольской организации.
Среди множества задач, которые призваны решать летние объединения старшеклассников, одной из важнейших является осуществление непрерывного процесса воспитания. Если это удается осуществить, значительно возрастают возможности формирования личности гражданина.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. M., 1984.
Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.. 1982.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Летняя трудовая четверть. М., 1981.
Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.,1980.
Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. М., 1983.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
ОТ «ПЕСЧАНОЙ РОССЫПИ» К «ГОРЯЩЕМУ ФА
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!