Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-09-15 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С приближением лета в каждой школе — как городской, так и сельской — можно часто слышать слова «трудовой отряд», «производственная бригада», «лагерь труда и отдыха». В разговорах старшеклассников и педагогов все чаще звучит: «производственный план», «производительность труда», «техника безопасности», «зарплата». На школьных собраниях формируются бригады, звенья, избираются командиры трудовых объединений, бригадиры. И все это оживление – предисловие к 12 – 26 дням, наполненным работой в поле, на стройке, в цехе завода или фабрики, в сфере обслуживания пли на лесных угодьях.
Каждое трудовое объединение старшеклассников представляет собой временный трудовой коллектив, задача которого произвести определенную продукцию, а главное — воспитывать у школьников потребность в труде, совершенствовать их трудовые навыки и умения, формировать уважение к полям труда, рабочим профессиям, помочь подросткам, юношам и девушкам в профессиональном самоопределении.
Повсеместно известны и временные коллективы, объединяющие на 10 – 30 дней комсомольский и ученический актив старшеклассников. Они формируются на инструктивно-методических сборах и в лагерях актива. Такие сборы и лагеря ежегодно проводятся практически в каждой области, крае, республике, нередко в городах и районах, а также во всесоюзном масштабе на базе всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и молодежного центра «Олимпиец» под Москвой. Юноши и девушки обучаются здесь методике комсомольской работы, совершенствуют свои организаторские навыки, обмениваются опытом, участвуют в общественно полезных делах.
Немало старшеклассников, увлеченных математикой или физикой, биологией или химией, другими областями научного знания, имеют возможность в период каникул ветрены вся с учеными и специалистами, под их руководством расширять свой кругозор, углублять познания в любимом предмете, участвовать в научных дискуссиях, развивать логику и оригинальность мышления в предметных школах, организуемых для них научными центрами, университетами, другими вузами. Увлеченность наукой объединяет школьников в учебно-предметный временный коллектив.
|
Физкультура и спорт всегда были массовыми в нашей стране. Широкая сеть спортивных школ, стадионов и площадок, плавательных бассейнов позволяет все большему количеству школьников с ранних лет расти здоровыми, сильными, ловкими. В период каникул многие из них продолжают занятия и тренировки в специализированных городских и загородных лагерях, где создаются спортивные временные коллективы.
Традиционными в различных регионах страны стали весенне-летние сборы юношей для закрепления в полевых условиях знании и навыков, полученных на занятиях начальной военной подготовкой, для совершенствования их готовности к службе в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. На таких сборах формируются военно-спортивные временные коллективы.
Очень часто на каникулярный, особенно летний, период создаются туристско-краеведческие временные коллективы, привлекательные для школьников сочетанием поисковой работы, изучения родного края, его революционных, боевых и трудовых традиций с занятиями спортом и трудом.
Все названные коллективы непохожи друг на друга. У них разные задачи, существенные различия в ведущем виде деятельности, что обусловливает многие другие особенности. Но есть признаки, объединяющие их в один класс юношеских коллективов. Исследователи этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов и др.) называют достаточно широкий круг признаков временного коллектива. Укажем наиболее характерные, на наш взгляд.
|
Это, прежде всего, кратковременность функционирования. При этом, естественно, возникает вопрос о границах кратковременности. Можно ведь и год рассматривать как короткий период – относительно, например, протяженности существования классных коллективов в школе. В данном случае под кратковременностью понимается такая длительность существования коллектива, при которой не происходит значимых возрастных изменений в личности составляющих его школьников. Максимальный срок существования известных нам временных коллективов не превышает, как правило, 40 – 45 дней, а наиболее распространенный – 12 – 26 дней. За эти дни, как показывают исследования, — при наличии значимой цели, насыщенной общественно полезной деятельности, а также ряда других условий – юношеские объединения способны приобрести характеристики относительно зрелого коллектива, действующего как единое целое.
В некоторых случаях к временным коллективам относят объединения, создаваемые на срок 3 – 5 дней. Это могут быть экскурсионные группы, делегации школьников города, района или области на различные форумы молодежи. Они могут быть достаточно организованными, а в отношениях их участников обычно проявляются взаимопомощь и поддержка. Наблюдения свидетельствуют, что подобные группы представляют собой главным образом эмоциональную общность, в которой не успевают сложиться отношения, опосредованные общественно значимой деятельностью и целями.
Немало временных объединений может возникать в рамках одного школьного коллектива. Например, в школе № 825 Москвы ежегодно проводится весенний лагерный сбор, где создается отличная от обычной организация учащихся. Первичные объединения этой организации — разновозрастные отряды — в течение нескольких дней демонстрируют образцы коллективности, что затем оказывает заметное влияние на жизнь школы. Вероятно, здесь мы наблюдаем особый случай временного коллектива, глубоко связанного с предшествующим этапом развития долговременного коллектива школы как целого, когда нормы и ценности школы сразу же переносятся и присваиваются старшеклассниками как нормы и ценности временного объединения. Это значительно ускоряет процесс образования коллектива, формирование коллективных отношений.
|
В практике встречаются случаи, когда школьный класс становится на короткий период трудовым объединением. Его нельзя назвать временным объединением, хотя с изменением ведущего вида деятельности, ритма жизни, пространства жизнедеятельности в нем происходят процессы,
во многом похожие на те, что наблюдаются во временном коллективе.
О составе временного коллектива следует сказать особо. По мнению многих исследователей, именно в составе заключена важнейшая особенность этих объединений. Для типичного временного коллектива характерен сборный состав. Здесь собираются учащиеся разных классов, школ, районов, иногда городов и республик, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. Это существенно влияет на поведение юношей и девушек, на организацию жизни коллектива, его функции и воспитательные возможности. Довольно часто, особенно в лагерях труда и отдыха, бывает и так, что первичный коллектив – бригада, звено, отряд – состоит из учащихся одного класса, а вторичный – лагерь в целом – из учащихся ряда школ или даже районов. Здесь также налицо сборность состава, но выражена она неполно. Коллектив в этом случае для всех его членов будет не совсем новым, и многие явления в нем выразятся несколько иначе, чем в объединении, где все участники только что познакомились.
К существенным особенностям временного коллектива следует отнести относительную автономность его существования. В это время ослабляется прямое влияние на школьника семьи, класса, дворовой компании других постоянных групп. Обратим внимание: место расположения временных объединений школьников, как правило, вынесено за пределы школы. Даже на селе специально оборудуются полевые станы для ученических производственных бригад, стационарные помещения для лагерей труда и отдыха. Для большинства трудовых объединений городских школ также отводятся помещения преимущественно на предприятиях, в принимающих организациях и лишь в редких случаях в школе. Бывает, что симпатичные домики трудового объединения стоят буквально под окнами школы. Видимо, руководители школ и организаций интуитивно ощущают, что ребячьему коллективу нужна соответствующая обстановка, «свой угол». С психолого-педагогической точки зрения территориальное выделение группы школьников имеет важное значение. Таким образом создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие временного коллектива. Когда коллектив имеет именно свое пространство, среду, значительно ускоряется формирование чувства общности, единства. У школьников появляется возможность самостоятельно, творчески оформить, обжить это пространство.
|
Все, кто знаком с жизнью школьников в лагерях труда и отдыха, на различных инструктивно-методических или военно-спортивных сборах, обращают внимание, что здесь и деятельность, и общение, и познание, и досуг ребят носят коллективный характер. Индивидуальная деятельность в этих условиях практически исключена. Каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности. Эта особенность временных объединений настолько сильно выражена, что некоторые медики и педагоги высказывают озабоченность, а методисты ищут способы ослабления вызываемой ею психической напряженности. Сами же старшеклассники такие трудности мало замечают. Их привлекает возможность 24 часа в сутки находиться в обществе сверстников, равных по опыту, знаниям, багажу ошибок и романтических устремлений. Где им найти лучшие условия для того, чтобы сверить свои взгляды, отношение к проблеме смысла жизни, найти подтверждение сомнениям, поискам и глубже вчувствоваться, вслушаться в себя и в окружающих? Ведь для этого так «требуется одинаковая свежесть сил, одинаковый размер непонимания, одинаковый размер стремлений и, наконец, известное многолюдство» [2].
В качестве ещё с одной особенности временного объединения следует отметить своеобразную завершенность его деятельности и развития. За 12 – —45 дней коллектив совершает как бы законченный цикл: от рождения до своего «конца». На этой дистанции происходят качественные изменения во взаимоотношениях, сплоченности, нравственных ценностях. Школьник видит результаты своей деятельности, которая имеет в этих условиях четкую завершенность всех этапов и циклов. Любой вид деятельности, форма занятий, система дел вписывается в строгие временные рамки.
В педагогической практике встречаются объединения, в которых не представлена та или иная из перечисленных характеристик. Варианты могут быть самые разные: временный коллектив действует в течение дня, а вечером все его члены уезжают, уходят домой; коллектив состоит из школьников одного класса, но живет определенное время автономно; ученическая производственная бригада, состоящая из школьников разных классов, работает в течение года, а на летние каникулы выезжает в лагерь труда и отдыха и т. д. Понятно, что отсутствие хотя бы одного признака временного коллектива (кратковременность существования, сборность состава, автономность, коллективный характер жизнедеятельности, завершенность деятельности) делает его «не совсем временным». Однако во всех случаях такой коллектив оказывает определенное влияние па школьников, близкое к воздействию временного коллектива. Например, исследования В.Д. Сапоровской, проведенные в лагерях труда и отдыха Костромской области, выявили очень интересную тенденцию. В классе, ставшем в трудовом лагере бригадой или звеном, происходят значительные изменения в системе формальных и неформальных отношений, улучшаются психологический климат, самочувствие каждого члена объединения. Смена вида деятельности, а следовательно, и позиции школьников, насыщенность каждого дня в силу кратковременности
|
существования лагеря выполняют по отношению к классному коллективу как бы терапевтическую функцию [3].
Временные коллективы — естественное порождение социалистической системы воспитания, основополагающим принципом которой является воспитание в коллективе и через коллектив. Заняв определенное место в единой семье воспитательных объединений, они переняли от своих собратьев общую целевую направленность, общие функции. Родство с другими воспитательными коллективами позволяет отнести к временным объединениям сформулированные Л.И. Новиковой положения о том, что они представляют собой: ячейку социалистического общества, в которой складываются ведущие отношения, нормы, ценности, присущие этому обществу; социальную микросреду, через которую личность воспринимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопления социально ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения; арену реализации школьником своих интересов, способностей, притязаний, социальных ролей, арену его самоутверждения [4].
Вместе с тем значимость временных объединений состоит не только в общем, характерном для всех воспитательных коллективов. Она выражается и в том особенном, что могут дать только они — трудовые, инструктивно-методические, учебно-предметные, спортивные, военно-спортивные, туристско-краеведческие и другие временные коллективы.
Конечно, срок пребывания старшеклассника в этих объединениях намного уступает времени действия на него школы и класса, семьи, сообщества сверстников
во дворе, даже в кружке или в секции.
Однако, как сказал С. Я. Маршак,
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его
О наполнении «содержимым» короткого срока функционирования временного коллектива мы и поведем речь дальше.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Через полгода после пребывания в лагере «Комсорг» старшеклассники Костромской области отвечали на вопросы анкеты. На ее последней страничке было оставлено место с таким обращением: «В заключение, если пожелаешь, можешь что-нибудь написать от себя». Пожелали почти все. Вот что они написали.
«В «Комсорге» я была 2 раза. Оба раза этот чудесный лагерь юности давал мне много новых и интересных знаний. Побывав в нем, я по-иному взглянула на жизнь комсомольской организации, на товарищей...» (Ира А.).
«После одной смены в «Комсорге-83» я очень многое понял для себя, нашел хороших товарищей, наладил работу в нашей школьной комсомольской организации». (Сергей П.).
«Мне очень нравится «Комсорг» не просто потому, что там было развлекательно и интересно, но и потому, что там было много поучительного для работы в школе» (Лена Ф.).
«Комсорг» очень нам нужен и как комсомольским активистам, и как людям. В лагере одна моя подруга поверила в свои силы, в друзей, у меня появились новые друзья» (Света Г.).
«Позвольте, — скажет читатель. — Ведь все это — и
знания, и умение наладить комсомольскую работу, и веру в собственные силы — можно получить, не отправляясь в лагерь комсомольского актива, так же как и для приобретения трудовых умений и навыков совсем не обязательно ехать в лагерь труда и отдыха. Есть школа, в ней комсомольская организация, рядом внешкольные учреждения, учебно-производственный комбинат, завод или фабрика с учебным цехом, где целенаправленно, по специальной программе ребята обучаются и воспитываются под руководством квалифицированных специалистов. А если где-то такая работа проводится недостаточно эффективно, можно ли надеяться на то, что в любом лагере ее выполнят лучше?» Все это в принципе справедливо. Приоритет школы в общеобразовательной, трудовой, идейно-нравственной подготовке подрастающего поколения не вызывает сомнений. Но школа не всесильна. Ей нужны помощники и союзники, которые не дублируют ее работу, а оказывают свое незаменимое влияние на формирование школьника как гражданина социалистического общества. И если юноша в лагере многое понял, а девушка именно там поверила в свои силы, значит, для их становления лагерь был необходим. Возможно, не побывав там, они это понимание, эту веру нигде не смогли бы приобрести, что-то в их личности могло не состояться.
Старшеклассник отправился летом в лагерь труда и отдыха. На уроках трудового обучения, на производственной практике в цехе завода или на полях колхоза он уже получил определенные знания, трудовые умения и навыки. Может ли лагерь дать больше? Знаний, умений, навыков непосредственно по специальности – скорее всего нет. В чем же тогда заключаются его воспитательные возможности? Мы полагаем, прежде всего, в изменении позиции школьника.
В лагере труда и отдыха трудовая деятельность становится ведущей, старшеклассник на определенный период превращается в участника производственного процесса,
его позиции ученика уступает первенство позиции труженика. Разница между ними весьма существенна. Труженик – это иная степень зависимости от взрослых, иная мера самодеятельности и ответственности.
Иную, чем в школе, позицию занимает старшеклассник и в лагере комсомольского актива, и на военно-спортивных сборах, и в летней школе при научном центре.
Изменение позиции школьника – важнейшая воспитательная возможность временного коллектива, оказывающая влияние на многие другие.
Включаясь во временный коллектив, старшеклассник в определенной мере освобождается от установившихся представлений, мнений, оценок со стороны семьи, класса, приятельской компании. Эти представления, мнения, оценки –ло как положительные, так и отрицательные – вырабатывались в течение длительного времени, в условиях относительно близкого знакомства, как правило, в стандартных ситуациях, ограниченных совместной учебной, общественной или другой деятельностью. Они содержат в своем составе, как объективные элементы, так и устойчивые стереотипы, не всегда учитывающие те изменения, которые происходят в личности.
Примеров таких стереотипных оценок можно привести немало. Достаточно обратиться к тому факту, что почти 80% старшеклассников, избираемых в руководящие органы школьных комсомольских организации, начали избираться в ученическое самоуправление еще в октябрятских группах. С тех пор ни одноклассники, ни педагоги, ни они сами не пытались усомниться в способности этих ребят выполнять организаторские функции, хотя и в них самих, и в их одноклассниках за это время происходили значительные изменения. Как правило, эта часть ребят за время обучения в школе хорошо усваивает роль «руководителей» и очень редко бывает в позиции «подчиненных». Результат этого известен. Среди активистов нередко встречаются школьники с эгоистической направленностью.
Исследования психологов и педагогов обнаруживают, что часть комсомольских активистов воспринимается товарищами в качестве «штатных начальников», за пределами официальной обстановки собраний и заседаний они не пользуются авторитетом у одноклассников.
Стереотипные оценки и представления складываются во многих долговременных коллективах не только об активе, но и о других группах школьников. Так называемые трудные, как показывают данные исследований, тоже очень часто завоевывают такую репутацию еще в начальной школе.
Практика свидетельствует о том, что переоценка отдельных качеств, а тем более личности в целом в долговременных коллективах происходит очень медленно. Часто требуются особые ситуации в жизни коллектива и человека, чтобы такая переоценка могла состояться.
В обычных условиях длительного пребывания в одном и том же объединении сверстников у школьника складывается и определенный стереотип поведения, соответствующий сложившимся представлениям о нем и ожиданиям со стороны ближайшего окружения. В течение многих лет он выполняет усвоенные социальные роли, и попытки выйти за их пределы далеко не всегда поддерживаются окружающими. Это имеет положительное значение, когда поведение школьника соответствует нравственным нормам, когда юноша или девушка имеют возможность беспрепятственно удовлетворять в этой роли свои духовные потребности, реализовывать свои способности, развивать положительные качества.
Вместе с тем надолго установленный «репертуар» социальных ролей может создавать ограничения для всестороннего развития личности. Как мы видели, даже длительное пребывание на выборных «должностях» ученического самоуправления может иметь отрицательные последствия. Отдельные же школьники, следуя установившимся представлениям о них, длительное время могут занимать позиции «возмутителя спокойствия», «хулигана», «неспособного», «пассивного», «классного шута» и другие, освободиться от которых им бывает непросто.
Вступление во временный коллектив освобождает старшеклассника от установившихся мнений и оценок привычного окружения, от стандартных ожиданий и требований к его поведению. В новом коллективе оценка его личности будет складываться в соответствии с тем поведением, отношением к делу, к товарищам, к взрослым, к коллективу, которые он здесь продемонстрирует. На основании этого будет складываться встречное отношение к нему, определятся его место в системе формирующихся межличностных отношений, статус и позиция в новом коллективе. Старшеклассники, традиционно занимающие благоприятное положение в школе и в классе, вынуждены будут подтвердить право на такое положение в новых условиях; временный коллектив становится для них как бы «контрольным пунктом». Юношам и девушкам, чье положение в постоянных коллективах неблагоприятно, вступление во временный коллектив дает возможность занять новое, более благоприятное положение.
Особое значение временный коллектив имеет для учащихся сельских регионов, прежде всего из отдаленных малокомплектных школ. Обычно круг общения этих ребят ограничен одними и теми же людьми, условия жизни относительно стабильны. Пребывание во временном коллективе расширяет их кругозор, позволяет приобрести опыт установления контактов с новыми людьми, требует умения адаптироваться в изменяющихся условиях. Они приобщаются к городской молодежной культуре; взаимодействуя с достаточно широким кругом сверстников, развивают определенные навыки самореализации, самоутверждения, общения; участвуя в ведущих сферах жизнедеятельности временного коллектива (познании, предметно-практической деятельности, игре, общении, спорте), полнее узнают себя, свои возможности.
Таким образом, вступление во временный коллектив открывает перед старшеклассником реальные возможности выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новой общности сверстников, испытать себя в новом качестве. Каким будет это самовыражение, в чем будут утверждаться юноши и девушки, в каком качестве испытают себя, зависит от многих условий. Предоставление возможностей для этого – важный воспитательный потенциал временного коллектива.
Создание нового коллектива сопровождается интенсивным формированием деловых и личностных взаимоотношений его участников. Так же интенсивно формируются нормы и правила, регулирующие взаимодействие старшеклассников. Естественно, каждый юноша и каждая девушка являются носителями норм и правил тех объединений, в которых они состояли раньше. В этих нормах отражаются стиль их поведения в обществе сверстников, отношение к коллективной жизни, взгляды на обязательность тех или иных этических установлении, представления о своих правах и обязанностях и многое другое. Все это должно «переплавиться», преобразоваться и предстать в виде единых законов, обязательных для всех участников временного коллектива. Это возможно только при согласии всех или большинства объединившихся школьников. Нормы эти, конечно, не устанавливаются путем переговоров, обсуждений и голосования. Они рождаются незаметно для постороннего глаза, в процессе совместной деятельности и общения.
Однако вернемся к тому факту, что во временном коллективе встретились старшеклассники, ранее не знавшие друг друга. Каждый из них вступает в новый коллектив с надеждой на расположение товарищей, на психологический комфорт, на достойное место в системе деловых и личных взаимоотношений. За этим лежат такие важные черты личности каждого, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение и многое другое.
Можно ли без риска, с уверенностью, что тебя поймут и правильно оценят, сразу же открыто демонстрировать среди незнакомых людей свой стиль поведения, свои взгляды, свои представления? Как показывают наблюдения, вначале каждый старшеклассник до какой-то степени маскирует те свои черты и свойства, которые могут вызвать отрицательное отношение, и старается показать себя новому окружению с максимально положительной стороны. Поэтому преобладающими в поведении большинства участников временного объединения оказываются социально одобряемые формы. Пример друг друга, опасение негативной реакции окружающих делают именно такое поведение нормой. Своевременно поддержанная педагогами норма может быть закреплена, и таким образом создается благоприятная в воспитательном отношении модель поведения, следование которой поощряется, а отклонение порицается коллективом.
Создание положительной модели поведения, закрепление ее как коллективной нормы, охватывающей личность своим регулирующим действием практически беспрерывно, — одна из важнейших воспитательных возможностей временного коллектива.
Относительная автономность, присущая временному коллективу, объективно задает определенные требования к организации его жизни. Среди них первое – необходимость разносторонней деятельности. В обычных условиях это требование может не иметь решающего значения. Если класс живет только уроками, а другие дела организуются от случая к случаю – это плохо; но обедненность, однообразие деятельности и общения может компенсироваться участием школьника в работе клубов, кружков, секций, имеющихся в школе, во внешкольном или культурно-просветительном учреждении, наконец, дома, в семье.
В лагере, который находится за пределами населенного пункта и где школьники пребывают круглосуточно, подобная компенсация невозможна. В этих условиях
одностороннее и чрезмерное ограничение занятий коллектива только одним видом деятельности – спортом, например, или трудом — приводит к большим трудностям. Разносторонность деятельности не исключает наличия ее ведущего вида, выделения его как стержневого. Так, в ученической производственной бригаде могут быть представлены и художественная самодеятельность, и спорт, и познание, но при этом определяющим будет труд на общую пользу.
Разносторонность объективно порождает насыщенность деятельности. В лагере старшеклассник ежедневно принимает участие в двух-трех воспитательных мероприятиях. Если смена длится 20 дней, то организатором, участником или просто зрителем он выступает 50 – 60 раз. И это не просто арифметика мероприятий, а насыщенное, целенаправленное воспитательное воздействие на личность.
Разносторонность и насыщенность деятельности, многочисленность разнообразных коллективных дел выступают важным условием реализации активности школьника, создают предпосылки для всестороннего проявления им своих свойств и способностей.
Во временном коллективе особым динамизмом и интенсивностью отличается общение. Здесь происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов общения, взаимопознания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении несравненно больших временных промежутков. Исследования Ю.В. Буракова показывают: во временном объединении школьники получают настолько полную и адекватную информацию друг о друге, что это можно сравнить с многолетним знанием друг друга одноклассниками.
Интенсивное общение способствует быстрому формированию межличностных отношений. Многие исследования (О.С. Газмана, Т.В. Говоруна, Н.М. Швалевой и др.)
обнаруживают, что межличностные взаимоотношения во временных группах достигают довольно высокого уровня развития, часто более высокого, чем в тех постоянных коллективах, из представителен которых сложился временный.
Общение, как известно, вызывает различные эмоциональные состояния у его участников. В этом еще раз убеждаешься, наблюдая ярко выраженную эмоциональную окрашенность и эмоциональную насыщенность всех сторон жизни и деятельности временного коллектива. В исследованиях, проведенных под руководством А.Н. Лутошкина, были получены сравнительные данные об эмоционально-психологической атмосфере школьного класса и отрядов в лагере комсомольского актива. Они показывают, что эмоционально-психологическая атмосфера временных коллективов более жизнерадостна, в ней преобладают бодрые и приятные эмоциональные состояния. Обнаружилось также, что эмоциональный настрой отрядов лагеря с большей силой побуждает старшеклассников к проявлению активности в различных сферах коллективной жизни, способствует более глубокому восприятию воспитательных влияний.
Все это приводит к заключению, что не количественная характеристика деятельности и общения определяет сущность временного коллектива как инструмента воспитания, а их концентрация во времени и пространстве, комплексная направленность на одного и того же школьника.
Воспитательный потенциал временного коллектива усиливается теми возможностями, которые он открывает для педагогов. К ним прежде всего относится время общения педагога с воспитанниками. К.Н. Травинин, изучая временные коллективы пионерского лагеря, подсчитал, что вожатый проводит здесь с детьми 15 – 16 часов в день. Примерно то же, по нашим подсчетам, характерно для юношеских лагерей. Классный же руководитель уделяет детям за неделю 10 – 12
часов, за учебный год – 350 – 420 часов. Как видно, по насыщенности общением лагерная смена равна учебному году.
В таких условиях изменяется и характер общения педагогов со школьниками. В школе оно несет отпечаток особенностей учебной деятельности. Учитель сообщает знания, дает задания, контролирует их исполнение и единолично оценивает качество знаний. Складывающийся на уроке стиль отношений учителя с учениками во многом переносится и за его пределы. Об этом косвенно свидетельствуют данные В.И. Максаковой, установившей, что 72% педагогов воспринимают детей, прежде всего, как носителей определенных отметок.
Во временном коллективе возникает немало ситуаций, когда привычная в учебной деятельности схема отношений «учитель учит – ученик повинуется воле учителя» нарушается, педагог и воспитанник оказываются рядом в разных делах. Не исключаются и ситуации, когда педагог вместе с коллективом старшеклассников принимает ведущую роль воспитанника, хорошо знающего определенное дело. Педагог волей-неволей раскрывает в юношеском лагере более широкий спектр своих личностных свойств. Одновременно и воспитанники проявляют на глазах воспитателя самые разные грани своего характера. Все это способствует более близким, доверительным отношениям педагогов и воспитанников. Особенности общения педагога с воспитанниками обусловливают то, что на первый план в его деятельности выдвигается организаторский компонент.
Появляются благоприятные возможности для развития инициативы и самодеятельности школьников, широкого вовлечения всех членов коллектива в самоуправление. Передовой опыт предлагает многие формы и методы обеспечения активного участия школьников в выработке целен и перспектив коллектива, в планировании коллективной деятельности, в осуществлении текущего
контроля, в анализе и подведении итогов проведенной работы.
Он же свидетельствует, что приобретенный во временном объединении опыт участия в управлении делами коллектива старшеклассники переносят в школу, в класс.
И еще об одной возможности временного коллектива важно сказать, тем более что речь идет о коллективе старшеклассников.
В раннем юношеском возрасте особую значимость имеет чувство принадлежности к юношеской субкультуре. В юношеской субкультуре отражаются определенные ценности, нормы, установки. На основании этого создается своеобразный мир со своими вкусами, взглядами, одеждой, манерой поведения, лексикой и т. д. Старшеклассник активно ищет общения, взаимодействия со сверстниками и как бы погружается в их среду. Именно здесь он выверяет свои чувства, отношения, ценности. Именно среди сверстников юноша в значительной мере осознает «кто я», «кем я являюсь для этого мира», «что есть окружающий меня мир». Временный коллектив старшеклассников с его интенсивным общением, спорностью состава, автономностью жизнедеятельности не только создает самые благоприятные возможности для обмена ценностями, но и позволяет школьнику быть активным участником формирования специфических оттенков юношеской субкультуры данной общности.
Обобщая, можно сказать, что воспитательное значение временного коллектива состоит, во-первых, в его способности концентрировать во времени и пространстве основные, ведущие сферы жизнедеятельности школьника, выступающие как факторы формирования его личности; во-вторых, в его возможности объединять различные по своему характеру влияния на личность старшеклассника; тем самым, в-третьих, в способности оказывать комплексное влияние на формирование цельной личности – субъекта деятельности, общения, отношений.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!