Что такое временный коллектив? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Что такое временный коллектив?

2022-09-15 29
Что такое временный коллектив? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С приближением лета в каждой школе — как город­ской, так и сельской — можно часто слышать слова «трудовой отряд», «производственная бригада», «лагерь труда и отдыха». В разговорах старшеклассников и пе­дагогов все чаще звучит: «производственный план», «производительность труда», «техника безопасности», «зарплата». На школьных собраниях формируются бригады, звенья, избираются командиры трудовых объе­динений, бригадиры. И все это оживление – предисло­вие к 12 – 26 дням, наполненным работой в поле, на стройке, в цехе завода или фабрики, в сфере обслужи­вания пли на лесных угодьях.

Каждое трудовое объединение старшеклассников представляет собой временный трудовой коллектив, за­дача которого произвести определенную продукцию, а главное — воспитывать у школьников потребность в тру­де, совершенствовать их трудовые навыки и умения, формировать уважение к полям труда, рабочим профес­сиям, помочь подросткам, юношам и девушкам в профессиональном самоопределении.

Повсеместно известны и временные коллективы, объе­диняющие на 10 – 30 дней комсомольский и ученический актив старшеклассников. Они формируются на инструктивно-методических сборах и в лагерях актива. Такие сборы и лагеря ежегодно проводятся практически в каж­дой области, крае, республике, нередко в городах и рай­онах, а также во всесоюзном масштабе на базе всерос­сийского пионерского лагеря «Орленок» и молодежного центра «Олимпиец» под Москвой. Юноши и девушки обучаются здесь методике комсомольской работы, со­вершенствуют свои организаторские навыки, обменива­ются опытом, участвуют в общественно полезных делах.

Немало старшеклассников, увлеченных математикой или физикой, биологией или химией, другими областями научного знания, имеют возможность в период каникул ветрены вся с учеными и специалистами, под их руко­водством расширять свой кругозор, углублять познания в любимом предмете, участвовать в научных дискуссиях, развивать логику и оригинальность мышления в пред­метных школах, организуемых для них научными цент­рами, университетами, другими вузами. Увлеченность наукой объединяет школьников в учебно-предметный временный коллектив.

Физкультура и спорт всегда были массовыми в нашей стране. Широкая сеть спортивных школ, стадионов и площадок, плавательных бассейнов позволяет все боль­шему количеству школьников с ранних лет расти здоро­выми, сильными, ловкими. В период каникул многие из них продолжают занятия и тренировки в специализированных городских и загородных лагерях, где создаются спортивные временные коллективы.

Традиционными в различных регионах страны стали весенне-летние сборы юношей для закрепления в поле­вых условиях знании и навыков, полученных на заня­тиях начальной военной подготовкой, для совершенст­вования их готовности к службе в рядах Советской Ар­мии и Военно-Морского Флота. На таких сборах форми­руются военно-спортивные временные коллективы.

Очень часто на каникулярный, особенно летний, пе­риод создаются туристско-краеведческие временные кол­лективы, привлекательные для школьников сочетанием поисковой работы, изучения родного края, его револю­ционных, боевых и трудовых традиций с занятиями спор­том и трудом.

Все названные коллективы непохожи друг на друга. У них разные задачи, существенные различия в ведущем виде деятельности, что обусловливает многие другие осо­бенности. Но есть признаки, объединяющие их в один класс юношеских коллективов. Исследователи этой про­блемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов и др.) называют достаточно широкий круг признаков временного коллек­тива. Укажем наиболее характерные, на наш взгляд.

Это, прежде всего, кратковременность функциониро­вания. При этом, естественно, возникает вопрос  о  грани­цах  кратковременности.   Можно ведь и  год   рассматри­вать как короткий период – относительно, например, протяженности существования классных коллективов в школе. В  данном случае под кратковременностью пони­мается такая длительность существования коллектива, при которой  не   происходит   значимых   возрастных  изме­нений в личности составляющих его школьников. Мак­симальный срок существования известных нам временных коллективов не превышает, как правило, 40 – 45 дней, а наиболее распространенный – 12 – 26 дней. За эти дни, как показывают  исследования, — при наличии значимой цели, насыщенной общественно полезной деятельности, а также ряда других условий – юношеские объединения способны приобрести характеристики от­носительно зрелого коллектива, действующего как еди­ное целое.

В некоторых случаях к временным коллективам отно­сят объединения, создаваемые на срок 3 – 5 дней. Это могут быть экскурсионные группы, делегации школьни­ков города, района или области на различные форумы молодежи. Они могут быть достаточно организованны­ми, а в отношениях их участников обычно проявляют­ся взаимопомощь и поддержка. Наблюдения свидетель­ствуют, что подобные группы представляют собой глав­ным образом эмоциональную общность, в которой не успевают сложиться отношения, опосредованные обще­ственно значимой деятельностью и целями.

Немало временных объединений может возникать в рамках одного школьного коллектива. Например, в шко­ле № 825 Москвы ежегодно проводится весенний лагер­ный сбор, где создается отличная от обычной организа­ция учащихся. Первичные объединения этой организа­ции — разновозрастные отряды — в течение нескольких дней демонстрируют образцы коллективности, что затем оказывает заметное влияние на жизнь школы. Вероятно, здесь мы наблюдаем особый случай временного коллек­тива, глубоко связанного с предшествующим этапом раз­вития долговременного коллектива школы как целого, когда нормы и ценности школы сразу же переносятся и присваиваются старшеклассниками как нормы и цен­ности временного объединения. Это значительно уско­ряет процесс образования коллектива, формирование коллективных отношений.

В практике встречаются случаи, когда школьный класс становится на   короткий    период   трудовым  объеди­нением. Его нельзя назвать временным объединением, хотя с изменением ведущего вида деятельности, ритма жизни, пространства жизнедеятельности в нем происходят процессы,

во многом похожие на те, что наблюда­ются во временном коллективе.

О составе временного коллектива следует сказать особо. По мнению многих исследователей, именно в со­ставе заключена важнейшая особенность этих объеди­нений. Для типичного временного коллектива характе­рен сборный состав. Здесь собираются учащиеся разных классов, школ, районов, иногда городов и республик, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. Это существенно влияет на поведение юношей и девушек, на организацию жизни коллектива, его функции и вос­питательные возможности. Довольно часто, особенно в лагерях труда и отдыха, бывает и так, что первичный коллектив – бригада, звено, отряд – состоит из уча­щихся одного класса, а вторичный – лагерь в целом – из учащихся ряда школ или даже районов. Здесь также налицо сборность состава, но выражена она неполно. Коллектив в этом случае для всех его членов будет не совсем новым, и многие явления в нем выразятся не­сколько иначе, чем в объединении, где все участники только что познакомились.

К существенным особенностям временного коллекти­ва следует отнести относительную автономность его су­ществования. В это время ослабляется прямое влияние на школьника семьи, класса, дворовой компании дру­гих постоянных групп. Обратим внимание: место распо­ложения временных объединений школьников, как пра­вило, вынесено за пределы школы. Даже на селе спе­циально оборудуются полевые станы для ученических производственных бригад, стационарные помещения для лагерей труда и отдыха. Для большинства трудовых объединений городских школ также отводятся помеще­ния преимущественно на предприятиях, в принимаю­щих организациях и лишь в редких случаях в школе. Бывает, что симпатичные домики трудового объедине­ния стоят буквально под окнами школы. Видимо, руко­водители школ и организаций интуитивно ощущают, что ребячьему коллективу нужна соответствующая обстанов­ка, «свой угол». С психолого-педагогической точки зре­ния территориальное выделение группы школьников имеет важное значение. Таким образом создаются усло­вия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие временного коллектива. Когда коллектив имеет именно свое пространство, среду, значительно ускоряется формирование чувства общности, единства. У школьников появляется возможность самостоятельно, творчески оформить, обжить это пространство.

Все, кто знаком с жизнью школьников в лагерях тру­да и отдыха, на различных инструктивно-методических или военно-спортивных сборах, обращают внимание, что здесь и деятельность, и общение, и познание, и досуг ребят носят коллективный характер. Индивидуальная деятельность в этих условиях практически исключена. Каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нор­мы, установки, ценности. Эта особенность временных объединений настолько сильно выражена, что некото­рые медики и педагоги высказывают озабоченность, а методисты ищут способы ослабления вызываемой ею психической напряженности. Сами же старшеклассни­ки такие трудности мало замечают. Их привлекает воз­можность 24 часа в сутки находиться в обществе свер­стников, равных по опыту, знаниям, багажу ошибок и романтических устремлений. Где им найти лучшие усло­вия для того, чтобы сверить свои взгляды, отношение к проблеме смысла жизни, найти подтверждение сомне­ниям, поискам и глубже вчувствоваться, вслушаться в себя и в окружающих? Ведь для этого так «требуется одинаковая свежесть сил, одинаковый размер непони­мания, одинаковый размер стремлений и, наконец, из­вестное многолюдство» [2].

В качестве ещё с одной особенности временного объединения следует отметить своеобразную завершенность его деятельности и развития. За 12 – —45 дней коллектив совершает как бы законченный цикл: от рождения до своего «конца». На этой дистанции происходят качест­венные изменения во взаимоотношениях, сплоченности, нравственных ценностях. Школьник видит результаты своей деятельности, которая имеет в этих условиях чет­кую завершенность всех этапов и циклов. Любой вид деятельности, форма занятий, система дел вписывается в строгие временные рамки.

В педагогической практике встречаются объединения, в которых не представлена та или иная из перечислен­ных характеристик. Варианты могут быть самые раз­ные: временный коллектив действует в течение дня, а вечером все его члены уезжают, уходят домой; коллек­тив состоит из школьников одного класса, но живет оп­ределенное время автономно; ученическая производст­венная бригада, состоящая из школьников разных клас­сов, работает в течение года, а на летние каникулы вы­езжает в лагерь труда и отдыха и т. д. Понятно, что отсутствие хотя бы одного признака временного коллек­тива (кратковременность существования, сборность со­става, автономность, коллективный характер жизнедея­тельности, завершенность деятельности) делает его «не совсем временным». Однако во всех случаях такой кол­лектив оказывает определенное влияние па школьников, близкое к воздействию временного коллектива. Напри­мер, исследования В.Д. Сапоровской, проведенные в ла­герях труда и отдыха Костромской области, выявили очень интересную тенденцию. В классе, ставшем в тру­довом лагере бригадой или звеном, происходят значи­тельные изменения в системе формальных и неформаль­ных отношений, улучшаются психологический климат, самочувствие каждого члена объединения. Смена вида деятельности, а следовательно, и позиции школьников, насыщенность каждого дня в силу кратковременности

существования лагеря выполняют по отношению к классному коллективу как бы терапевтическую функ­цию [3].

Временные коллективы — естественное порождение социалистической системы воспитания, основополагаю­щим принципом которой является воспитание в коллек­тиве и через коллектив. Заняв определенное место в единой семье воспитательных объединений, они переня­ли от своих собратьев общую целевую направленность, общие функции. Родство с другими воспитательными коллективами позволяет отнести к временным объедине­ниям сформулированные Л.И. Новиковой положения о том, что они представляют собой: ячейку социалистиче­ского общества, в которой складываются ведущие отно­шения, нормы, ценности, присущие этому обществу; со­циальную микросреду, через которую личность воспри­нимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопления социально ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения; арену реали­зации школьником своих интересов, способностей, при­тязаний, социальных ролей, арену его самоутвержде­ния [4].

Вместе с тем значимость временных объединений со­стоит не только в общем, характерном для всех воспи­тательных коллективов. Она выражается и в том осо­бенном, что могут дать только они — трудовые, инструк­тивно-методические, учебно-предметные, спортивные, во­енно-спортивные, туристско-краеведческие и другие вре­менные коллективы.

Конечно,   срок  пребывания    старше­классника в этих объединениях     намного    уступает  време­ни     действия  на него    школы    и класса, семьи, сообщества сверстников

 

во дворе, даже в кружке или в секции.

Однако, как сказал С. Я. Маршак,

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его

О наполнении «содержимым» короткого срока функ­ционирования временного коллектива мы и поведем речь дальше.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Через полгода после пребывания в лагере «Комсорг» старшеклассники Костромской области отвечали на во­просы анкеты. На ее последней страничке было оставле­но место с таким обращением: «В заключение, если по­желаешь, можешь что-нибудь написать от себя». По­желали почти все. Вот что они написали.

«В «Комсорге» я была 2 раза. Оба раза этот чудес­ный лагерь юности давал мне много новых и интерес­ных знаний. Побывав в нем, я по-иному взглянула на жизнь комсомольской организации, на товарищей...» (Ира А.).

«После одной смены в «Комсорге-83» я очень многое понял для себя, нашел хороших товарищей, наладил ра­боту в нашей школьной комсомольской организации». (Сергей П.).

«Мне очень нравится «Комсорг» не просто потому, что там было развлекательно и интересно, но и пото­му, что там было много поучительного для работы в школе» (Лена Ф.).

«Комсорг» очень нам нужен и как комсомольским активистам, и как людям. В лагере одна моя подруга поверила в свои силы, в друзей, у меня появились новые друзья» (Света Г.).

«Позвольте, — скажет читатель. — Ведь все это — и

знания, и умение наладить комсомольскую работу, и веру в собственные силы — можно получить, не отправ­ляясь в лагерь комсомольского актива, так же как и для приобретения трудовых умений и навыков совсем не обязательно ехать в лагерь труда и отдыха. Есть шко­ла, в ней комсомольская организация, рядом внешколь­ные учреждения, учебно-производственный комбинат, за­вод или фабрика с учебным цехом, где целенаправленно, по специальной программе ребята обучаются и воспи­тываются под руководством квалифицированных спе­циалистов. А если где-то такая работа проводится недо­статочно эффективно, можно ли надеяться на то, что в любом лагере ее выполнят лучше?» Все это в принципе справедливо. Приоритет школы в общеобразовательной, трудовой, идейно-нравственной подготовке подрастающе­го поколения не вызывает сомнений. Но школа не все­сильна. Ей нужны помощники и союзники, которые не дублируют ее работу, а оказывают свое незаменимое влияние на формирование школьника как гражданина социалистического общества. И если юноша в лагере многое понял, а девушка именно там поверила в свои силы, значит, для их становления лагерь был необхо­дим. Возможно, не побывав там, они это понимание, эту веру нигде не смогли бы приобрести, что-то в их лич­ности могло не состояться.

Старшеклассник отправился летом в лагерь труда и отдыха. На уроках трудового обучения, на производст­венной практике в цехе завода или на полях колхоза он уже получил определенные знания, трудовые умения и навыки. Может ли лагерь дать больше? Знаний, умений, навыков непосредственно по специальности – скорее всего нет. В чем же тогда заключаются его воспитатель­ные возможности? Мы полагаем, прежде всего, в изменении позиции школьника.

В лагере труда и отдыха трудовая деятельность ста­новится   ведущей,   старшеклассник   на  определенный пе­риод превращается в участника  производственного процесса,

его позиции ученика уступает первенство позиции труженика. Разница между ними весьма существенна. Труженик – это иная степень зависимости от взрослых, иная мера самодеятельности и ответственности.

Иную, чем в школе, позицию занимает старшеклас­сник и в лагере комсомольского актива, и на военно-спортивных сборах, и в летней школе при научном цент­ре.

Изменение позиции школьникаважнейшая воспи­тательная возможность временного коллектива, оказыва­ющая влияние на многие другие.

Включаясь во временный коллектив, старшеклассник в определенной мере освобождается от установившихся представлений, мнений, оценок со стороны семьи, клас­са, приятельской компании. Эти представления, мнения, оценки –ло как положительные, так и отрицательные – вырабатывались в течение длительного времени, в усло­виях относительно близкого знакомства, как правило, в стандартных ситуациях, ограниченных совместной учеб­ной, общественной или другой деятельностью. Они со­держат в своем составе, как объективные элементы, так и устойчивые стереотипы, не всегда учитывающие те из­менения, которые происходят в личности.

Примеров таких стереотипных оценок можно приве­сти немало. Достаточно обратиться к тому факту, что почти 80% старшеклассников, избираемых в руководя­щие органы школьных комсомольских организации, на­чали избираться в ученическое самоуправление еще в октябрятских группах. С тех пор ни одноклассники, ни педагоги, ни они сами не пытались усомниться в способ­ности этих ребят выполнять организаторские функции, хотя и в них самих, и в их одноклассниках за это время происходили значительные изменения. Как правило, эта часть ребят за время обучения в школе хорошо усваива­ет роль «руководителей» и очень редко бывает в пози­ции «подчиненных». Результат этого известен. Среди активистов нередко встречаются школьники с эгоистической направленностью.

Исследования психологов и пе­дагогов обнаруживают, что часть комсомольских акти­вистов воспринимается товарищами в качестве «штат­ных начальников», за пределами официальной обстанов­ки собраний и заседаний они не пользуются авторитетом у одноклассников.

Стереотипные оценки и представления складываются во многих долговременных коллективах  не только об   ак­тиве, но и о других группах школьников. Так  называе­мые трудные, как показывают данные исследований, то­же очень часто завоевывают такую репутацию еще в начальной школе.

Практика свидетельствует о том, что переоценка от­дельных качеств, а тем более личности в целом в долговременных коллективах происходит очень медленно. Ча­сто требуются особые ситуации в жизни коллектива и человека, чтобы такая переоценка могла состояться.

В обычных условиях длительного пребывания в од­ном и том же объединении сверстников у школьника складывается и определенный стереотип поведения, со­ответствующий сложившимся представлениям о нем и ожиданиям со стороны ближайшего окружения. В тече­ние многих лет он выполняет усвоенные социальные ро­ли, и попытки выйти за их пределы далеко не всегда поддерживаются окружающими. Это имеет положитель­ное значение, когда поведение школьника соответствует нравственным нормам, когда юноша или девушка имеют возможность беспрепятственно удовлетворять в этой роли свои духовные потребности, реализовывать свои способности, развивать положительные качества.

Вместе с тем надолго установленный «репертуар» социальных ролей может создавать ограничения для всестороннего развития личности. Как мы видели, даже длительное пре­бывание на выборных «должностях» ученического само­управления может иметь отрицательные последствия. Отдельные же школьники, следуя установившимся пред­ставлениям о них, длительное время могут занимать позиции «возмутителя спокойствия», «хулигана», «не­способного», «пассивного», «классного шута» и другие, освободиться от которых им бывает непросто.

Вступление во временный коллектив освобождает старшеклассника от установившихся мнений и оценок привычного окружения, от стандартных ожиданий и тре­бований к его поведению. В новом коллективе оценка его личности будет складываться в соответствии с тем поведением, отношением к делу, к товарищам, к взрос­лым, к коллективу, которые он здесь продемонстрирует. На основании этого будет складываться встречное отно­шение к нему, определятся его место в системе формиру­ющихся межличностных отношений, статус и позиция в новом коллективе. Старшеклассники, традиционно за­нимающие благоприятное положение в школе и в клас­се, вынуждены будут подтвердить право на такое поло­жение в новых условиях; временный коллектив стано­вится для них как бы «контрольным пунктом». Юношам и девушкам, чье положение в постоянных коллективах неблагоприятно, вступление во временный коллектив дает возможность занять новое, более благоприятное по­ложение.

Особое значение временный коллектив имеет для уча­щихся сельских регионов, прежде всего из отдаленных малокомплектных школ. Обычно круг общения этих ре­бят ограничен одними и теми же людьми, условия жиз­ни относительно стабильны. Пребывание во временном коллективе расширяет их кругозор, позволяет приобре­сти опыт установления контактов с новыми людьми, тре­бует умения адаптироваться в изменяющихся условиях. Они приобщаются к городской молодежной культуре; взаимодействуя с достаточно широким кругом сверстни­ков, развивают определенные навыки самореализации, самоутверждения, общения; участвуя в ведущих сферах жизнедеятельности временного коллектива (познании, предметно-практической деятельности, игре, общении, спорте), полнее узнают себя, свои возможности.

Таким образом, вступление во временный коллектив открывает перед старшеклассником реальные возможно­сти выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новой общности сверстников, испытать себя в новом качестве. Каким будет это самовыражение, в чем будут утверждаться юноши и девушки, в каком качестве испы­тают себя, зависит от многих условий. Предоставление возможностей для этоговажный воспитательный по­тенциал временного коллектива.

Создание нового коллектива сопровождается интен­сивным формированием деловых и личностных взаимо­отношений его участников. Так же интенсивно форми­руются нормы и правила, регулирующие взаимодейст­вие старшеклассников. Естественно, каждый юноша и каждая девушка являются носителями норм и правил тех объединений, в которых они состояли раньше. В этих нормах отражаются стиль их поведения в обществе сверстников, отношение к коллективной жизни, взгляды на обязательность тех или иных этических установле­нии, представления о своих правах и обязанностях и многое другое. Все это должно «переплавиться», преоб­разоваться и предстать в виде единых законов, обяза­тельных для всех участников временного коллектива. Это возможно только при согласии всех или большинст­ва объединившихся школьников. Нормы эти, конечно, не устанавливаются путем переговоров, обсуждений и голосования. Они рождаются незаметно для посторон­него глаза, в процессе совместной деятельности и обще­ния.

Однако вернемся к тому факту, что во временном коллективе встретились старшеклассники, ранее не знав­шие друг друга. Каждый из них вступает в новый кол­лектив с надеждой на расположение товарищей, на пси­хологический комфорт, на достойное место в системе деловых и личных взаимоотношений. За этим лежат та­кие важные черты личности каждого, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение и многое другое.

Можно ли без риска, с уверенностью, что тебя поймут и правильно оценят, сразу же открыто демонстрировать среди незнакомых людей свой стиль поведения, свои взгляды, свои представления? Как показывают наблю­дения, вначале каждый старшеклассник до какой-то сте­пени маскирует те свои черты и свойства, которые могут вызвать отрицательное отношение, и старается пока­зать себя новому окружению с максимально положи­тельной стороны. Поэтому преобладающими в поведе­нии большинства участников временного объединения оказываются социально одобряемые формы. Пример друг друга, опасение негативной реакции окружающих делают именно такое поведение нормой. Своевременно поддержанная педагогами норма может быть закрепле­на, и таким образом создается благоприятная в воспи­тательном отношении модель поведения, следование ко­торой поощряется, а отклонение порицается коллекти­вом.

Создание положительной модели поведения, закреп­ление ее как коллективной нормы, охватывающей лич­ность своим регулирующим действием практически бес­прерывно, — одна из важнейших воспитательных воз­можностей временного коллектива.

Относительная автономность, присущая временному коллективу, объективно задает определенные требования к организации его жизни. Среди них первое – необхо­димость разносторонней деятельности. В обычных усло­виях это требование может не иметь решающего значе­ния. Если класс живет только уроками, а другие дела организуются от случая к случаю – это плохо; но обедненность, однообразие деятельности и общения может компенсироваться участием школьника в работе клубов, кружков, секций, имеющихся в школе, во внешкольном или культурно-просветительном учреждении, наконец, дома, в семье. 

В лагере, который находится за предела­ми населенного пункта и где школьники пребывают круг­лосуточно, подобная компенсация невозможна. В этих условиях

одностороннее и чрезмерное ограничение заня­тий коллектива только одним видом деятельности – спортом, например, или трудом — приводит к большим трудностям. Разносторонность деятельности не исключа­ет наличия ее ведущего вида, выделения его как стерж­невого. Так, в ученической производственной бригаде могут быть представлены и художественная самодея­тельность, и спорт, и познание, но при этом определяю­щим будет труд на общую пользу.

Разносторонность объективно порождает насыщен­ность деятельности. В лагере старшеклассник ежеднев­но принимает участие в двух-трех воспитательных ме­роприятиях. Если смена длится 20 дней, то организато­ром, участником или просто зрителем он выступает 50 – 60 раз. И это не просто арифметика мероприятий, а насыщенное, целенаправленное воспитательное воздей­ствие на личность.

Разносторонность и насыщенность деятельности, мно­гочисленность разнообразных коллективных дел высту­пают важным условием реализации активности школь­ника, создают предпосылки для всестороннего проявле­ния им своих свойств и способностей.

Во временном коллективе особым динамизмом и ин­тенсивностью отличается общение. Здесь происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов обще­ния, взаимопознания и групповой дифференциации, ко­торые в постоянных коллективах идут на протяжении несравненно больших временных промежутков. Исследо­вания Ю.В. Буракова показывают: во временном объе­динении школьники получают настолько полную и адек­ватную информацию друг о друге, что это можно срав­нить с многолетним знанием друг друга одноклассника­ми.

Интенсивное общение способствует быстрому форми­рованию межличностных отношений. Многие исследова­ния (О.С. Газмана,    Т.В. Говоруна,     Н.М. Швалевой  и  др.)

 

обнаруживают, что межличностные взаимоотноше­ния во временных группах достигают довольно высокого уровня развития, часто более высокого, чем в тех по­стоянных коллективах, из представителен которых сло­жился временный.

Общение, как известно, вызывает различные эмоцио­нальные состояния у его участников. В этом еще раз убеждаешься, наблюдая ярко выраженную эмоциональ­ную окрашенность и эмоциональную насыщенность всех сторон жизни и деятельности временного коллектива. В исследованиях, проведенных под руководством А.Н. Лутошкина, были получены сравнительные данные об эмоционально-психологической атмосфере школьного класса и отрядов в лагере комсомольского актива. Они показывают, что эмоционально-психологическая атмо­сфера временных коллективов более жизнерадостна, в ней преобладают бодрые и приятные эмоциональные со­стояния. Обнаружилось также, что эмоциональный на­строй отрядов лагеря с большей силой побуждает стар­шеклассников к проявлению активности в различных сферах коллективной жизни, способствует более глубо­кому восприятию воспитательных влияний.

Все это приводит к заключению, что не количествен­ная характеристика деятельности и общения определяет сущность временного коллектива как инструмента воспи­тания, а их концентрация во времени и пространстве, комплексная направленность на одного и того же школь­ника.

Воспитательный потенциал временного коллектива усиливается теми возможностями, которые он открыва­ет для педагогов. К ним прежде всего относится время общения педагога с воспитанниками. К.Н. Травинин, изучая временные коллективы пионерского лагеря, под­считал, что вожатый проводит здесь с детьми 15 – 16 ча­сов в день. Примерно то же, по нашим подсчетам, ха­рактерно для юношеских лагерей. Классный же руководитель уделяет детям за неделю 10 – 12

 

часов, за учеб­ный год – 350 – 420 часов. Как видно, по насыщенности общением лагерная смена равна учебному году.

В таких условиях изменяется и характер общения педагогов со школьниками. В школе оно несет отпечаток особенностей учебной деятельности. Учитель сооб­щает знания, дает задания, контролирует их исполне­ние и единолично оценивает качество знаний. Складывающийся на уроке стиль отношений учителя с учени­ками во многом переносится и за его пределы. Об этом косвенно свидетельствуют данные В.И. Максаковой, установившей, что 72% педагогов воспринимают детей, прежде всего, как носителей определенных отметок.

Во временном коллективе возникает немало ситуа­ций, когда привычная в учебной деятельности схема от­ношений «учитель учит – ученик повинуется воле учи­теля» нарушается, педагог и воспитанник оказываются рядом в разных делах. Не исключаются и ситуации, когда педагог вместе с коллективом старшеклассников принимает ведущую роль воспитанника, хорошо знаю­щего определенное дело. Педагог волей-неволей раскры­вает в юношеском лагере более широкий спектр своих личностных свойств. Одновременно и воспитанники про­являют на глазах воспитателя самые разные грани сво­его характера. Все это способствует более близким, до­верительным отношениям педагогов и воспитанников. Особенности общения педагога с воспитанниками обус­ловливают то, что на первый план в его деятельности выдвигается организаторский компонент.

Появляются благоприятные возможности для  развития инициативы       и   самодеятельности  школьников,   широ­кого     вовлечения    всех членов коллектива в самоуправ­ление. Передовой опыт     предлагает     многие      формы и ме­тоды обеспечения активного участия школьников в вы­работке     целен  и  перспектив   коллектива,   в планирова­нии   коллективной   деятельности,  в осуществлении текущего

 

контроля, в анализе и подведении итогов прове­денной работы.

Он же свидетельствует, что приобретен­ный во временном объединении опыт участия в управ­лении делами коллектива старшеклассники переносят в школу, в класс.

И еще об одной возможности временного коллектива важно сказать, тем более что речь идет о коллективе старшеклассников.

В раннем юношеском возрасте особую значимость имеет чувство принадлежности к юношеской субкульту­ре. В юношеской субкультуре отражаются определен­ные ценности, нормы, установки. На основании этого создается своеобразный мир со своими вкусами, взгляда­ми, одеждой, манерой поведения, лексикой и т. д. Стар­шеклассник активно ищет общения, взаимодействия со сверстниками и как бы погружается в их среду. Именно здесь он выверяет свои чувства, отношения, ценности. Именно среди сверстников юноша в значительной мере осознает «кто я», «кем я являюсь для этого мира», «что есть окружающий меня мир». Временный коллектив старшеклассников с его интенсивным общением, спор­ностью состава, автономностью жизнедеятельности не только создает самые благоприятные возможности для обмена ценностями, но и позволяет школьнику быть ак­тивным участником формирования специфических оттен­ков юношеской субкультуры данной общности.

Обобщая, можно сказать, что воспитательное значе­ние временного коллектива состоит, во-первых, в его способности концентрировать во времени и пространстве основные, ведущие сферы жизнедеятельности школьни­ка, выступающие как факторы формирования его лич­ности; во-вторых, в его возможности объединять раз­личные по своему характеру влияния на личность стар­шеклассника; тем самым, в-третьих, в способности оказывать комплексное влияние на формирование цельной личности – субъекта деятельности, общения, отношений.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.