Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-09-15 | 17 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Временный коллектив, как и другие, – развивающееся явление. Кратковременность его существования только усиливает, интенсифицирует процессы, которые в коллективах другого типа могут разворачиваться в течение многих лет. Тех, кто наблюдает временные объединения школьников, порой поражают темпы качественных изменений и достижение таких вершин в развитии, которых с большим напряжением в течение многих лет добиваются лишь немногие классные коллективы в обычных условиях школы. Здесь все процессы сжаты во времени и протекают значительно быстрее. Об этом свидетельствуют не только наши многолетние наблюдения, по и опыт практической и научной работы О.С. Газмана, В.Д. Иванова, В.Ф. Матвеева, К.Н. Травинина, С.А. Шмакова и других.
Однако высокие темпы развития временного коллектива нередко приводят и к противоположным результатам: расхлябанности, несобранности, застою, а иногда и регрессу внутриколлективных связей и отношений. Здесь, как при быстрой езде на автомобиле, требуются мгновенная реакция и точная оценка постоянно изменяющихся обстоятельств, решительные и своевременные корректирующие действия педагогов и органов самоуправления.
Лучший способ представить основные особенности и закономерности процессов, происходящих в течение жизни временного коллектива, – проследить весь ход его становления с момента формального образования до завершения реального существования. Для анализа удобнее взять случай, когда все основные характеристики временного коллектива (кратковременность, автономность, сборность) заданы ему «в чистом виде».
Поскольку основные социально-психологические процессы протекают в так называемых контактных объединениях, где их участники находятся в непосредственном общении друг с другом, главным объектом нашего рассмотрения будет первичный коллектив (отряд, бригада, команда), включенный во вторичный (лагерь), без чего представление о развитии временного коллектива не может быть полным.
|
Начальным в жизни временного объединения является момент, когда все его участники впервые собираются вместе. Это нулевая точка, с которой начинается сплочение новой общности. Уже через несколько минут нулевая отметка остается позади, так как начинают действовать механизмы взаимного познания и ориентировки в новой ситуации. Появились первые, еще неосознанные нити симпатий и антипатий, возникло робкое чувство «нам быть вместе». Зарождающийся коллектив вступил в первую фазу своего развития.
Начальный период особенно напряжен и динамичен. Десятки пар глаз внимательно присматриваются друг к другу, оценивают, сравнивают, прикидывают. Некоторые юноши и девушки проявляют чрезмерную активность, вступают в общение со всеми, охотно рассказывают о своих достоинствах; другие держатся независимо, на контакты идти не спешат, но довольно часто высказывают свои суждения по любому поводу; третьи в избытке источают веселье, подчеркнуто демонстрируют приверженность к юмору; четвертые активно берутся за любое поручение;, пятые выжидающе наблюдают за происходящим вокруг... Быстро возникают и так же быстро разрушаются небольшие группировки.
Такое состояние длится недолго. Уже на второй день можно заметить, что наступила некоторая стабильность в дружеских связях, в увеличившихся по составу группировках. Более определенно выявились лидеры и авторитеты, а также непопулярные ребята. Основаниями предпочтений в выборе партнеров для дружеского общения и признания авторитетов на этом этапе являются прежде всего коммуникативно-психологические качества (дружелюбие, отзывчивость, общительность) и внешне-эмоциональные (внешняя привлекательность, умение держаться, манера одеваться) [7]. В условиях, когда совместная деятельность только начинается, именно эти качества юношей и девушек привлекают внимание.
|
Однако эта картина отношений пока еще неустойчива. Результаты межличностной дифференциации устраивают далеко не всех, не каждый сумел выразить свое «я», занять то место, на которое рассчитывал. Отнесение себя к новому коллективу основывалось на формальном признаке членства в нем, на первом, поверхностном впечатлении о том, что здесь собрались интересные ребята в ожидании яркой, увлекательней жизни. Поначалу эти ожидания оправдываются. Новизна обстановки, новые знакомства, необычный ритм создают приподнятую, праздничную атмосферу, «фестивальное настроение». Но то, что воспринималось как необычное, постепенно становится привычным. Уяснение целей и перспектив дальнейшей жизни лагеря обнаруживает недостаточность единства, достигнутого на основании первого, во многом поверхностного впечатления друг о друге. Возможности удовлетворения потребностей личности в самоутверждении и эмоциональном контакте, осуществляемые во внешних формах, примерно к четвертому-пятому дню оказываются исчерпанными.
Активность юношей и девушек, побуждаемая потребностью в эмоциональном контакте и самоутверждении, — не единственный источник развития временного объединения. В первые же дни обнаруживаются и другие источники. Выше мы сказали, что будем рассматривать развитие первичного коллектива, включенного во вторичный. Это неслучайно. Временный коллектив, например лагерь труда и отдыха, представляет собой единое целое, и его развитие осуществляется во взаимодействии бригад в рамках лагеря и всего коллектива с окружающей средой. Сохранение временного коллектива как целостности происходит за счет того, что его основные цели, нормы, ценности присваиваются первичными коллективами и делают их похожими друг на друга. Одновременно взаимодействие первичных объединений между собой и с вторичным вызывает необходимость отличия одного объединения от другого, некоторого обособления их внутри вторичного, в определенной мере даже противопоставления друг другу. «Субъективная сторона всякой реально существующей общности, всякого коллектива, – подчеркивал Б.Ф. Поршнев, – конструируется путем этого двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением «мы» и «они»: путем отличения от других общностей, коллективов, групп людей вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри» [8].
|
Вначале обращает на себя внимание некоторое единообразие, похожесть всех первичных объединений лагеря. Отряды только начали формироваться, и общие ценности вторичного коллектива оказываются единственной реально существующей основой для их сплочения. Эти ценности привносятся педагогами, а также той частью ребят, которые ранее здесь были. Выражения «в нашем лагере так принято» или «у нас так не принято», которые часто можно слышать в это время, играют почти решающую роль для установления определенного типа поведения.
На этом фоне преобладания норм общелагерного коллектива наблюдается и немало проявлений обособления первичных коллективов, происходит формирование наряду и внутри «мы – лагерь» явления «мы – отряд». Стремление к обособлению, внутреннему сплочению наблюдается в самых различных ситуациях, когда собирается несколько отрядов или лагерь в целом. Каждый педагог, работавший в лагере, видел, как на общих сборах, на танцевальных площадках или у столовой старшеклассники держатся тесными группами – отрядами. В малознакомом окружении школьнику нужно чувствовать себя защищенным, и он, еще не приняв вполне нормы и ценности первичного коллектива, уже ощущает некую комфортность в его среде. При этом отношение к другим отрядам выражается в формулах «а у нас не так», «а в нашем отряде».
Такие взаимоотношения первичных коллективов между собой и с вторичным продолжаются три-четыре дня. За этот срок усвоение готовых, привнесенных извне правил, норм, ценностей завершается. Завершается и пассивно-эмоциональное обособление первичного коллектива, первоначальное формирование внутриколлективного «мы». Официальное оформление первичного коллектива, присвоение внешних атрибутов – названия, девиза, избрание органов самоуправления сопровождается осознанием своего «мы». Усиливается стремление утвердить это «мы» в деятельной форме.
|
Следует подчеркнуть, что названные противоречивые тенденции разворачиваются в единстве, проявляются – одни больше, другие меньше – в разных ситуациях. Под их действием развитие объединения приобретает подвижный и изменчивый характер. В течение одного дня можно наблюдать в одних ситуациях коллектив как высокоорганизованный целеустремленный организм и в других – его же как разобщенную группу. В каждом таком проявлении выражаются различные состояния коллективности объединения. В одних из них мы легко усматриваем общие характеристики, присущие, данному этапу развития коллектива, а в других наблюдаем проявления более высокого уровня.
Состояния более высокого уровня коллективности не проходят бесследно. Многие черты и особенности (проявления ценностно-ориентационного единства, высокая степень организованности и взаимопонимания, общность эмоциональных переживаний), проявившиеся в них, сохраняются, формируя потенциальную сферу коллектива, его возможности к более высокому уровню взаимодействия и взаимоотношений. Большая частота и сила возникновения таких состояний свидетельствует о том, что объединение приближается к переходу на новый уровень. Показателем такого перехода станет превращение указанных характеристик в устойчивые и постоянные свойства. Однако чтобы переход состоялся, недостаточно только накопить определенный потенциал. Необходимо, чтобы деятельность, выполняемая коллективом, объективно требовала и предоставляла возможность реализации этих характеристик. Если этого не происходит, обостряется противоречие между потенциальными возможностями коллектива и его актуальной деятельностью. Разрешение этого противоречия может привести к росту коллектива или к остановке в его развитии и обратному движению.
В первые дни лагерной смены можно особенно отчетливо наблюдать, как в различных ситуациях накапливается опыт взаимодействия, формируется способность к саморегуляции. С избранием органов самоуправления отряды получают официальное право на самостоятельное принятие решений, инициативу, творчество. Вместе с тем планы работы на день, разрабатываемые руководством лагеря, жестко регламентируют деятельность отрядов, сковывают инициативу ребят. Большинство организационных вопросов еще решается единолично педагогом, что практически лишает самостоятельности органы коллективного самоуправления. Налицо противоречие между возросшими возможностями ребят и их реализацией.
Из описанного ясно, что в первые три-четыре дня существования временного объединения в нем разворачивались и в определенной мере завершились важные для дальнейшего развития процессы. Если сопоставить главные характеристики коллектива, приобретенные им к концу этого периода, с эталонными описаниями последовательных уровней, ступеней развития коллектива [9], то обнаружится, что к этому времени он прошел две начальные ступени – «песчаная россыпь» и «мягкая глина» – и остановился перед ступенью «мерцающий маяк». Переход к этой ступени сопровождается некоторыми болезненными, кризисными проявлениями, которые характерны для четвертого-пятого дня лагерной смены и иногда принимают ярко выраженную форму. Многолетние наблюдения устойчиво фиксируют именно в эти дни общее снижение эмоционального настроя, большее, чем обычно, число случаев недисциплинированности, понижение активности юношей и девушек, многочисленные обращения к руководству с недостаточно мотивированными просьбами отпустить из лагеря и многое другое. Как правило, подобное состояние длится не более одного-двух дней, после чего коллектив резко оживляется. Произошел скачок на новый уровень, условия для которого были подготовлены в предыдущий период.
|
С переходом на новую ступень наступает новый период деятельности и новый этап становления коллектива. Характерной его особенностью выступает способность активно включаться в дело, напряженно работать и достигать высокой результативности. В ходе различных видов деятельности ребята учатся сотрудничать, действовать сообща, при необходимости слиться в единое целое. Активно проявляют себя органы самоуправления первичных коллективов. Как правило, они действуют четко, уверенно, авторитетно. Обращает на себя внимание повышенная импульсивность в деятельности отряда. В одни дела он включается быстро, полным составом, демонстрирует высокую степень организованности, взаимопонимания и взаимодействия. За другие берется неохотно, ему требуется определенное время для раскачки», многих приходится заставлять выполнять ту или иную часть общей работы.
Такое положение осознается и самими ребятами. Их высказывания о своем отряде звучат примерно так: «Если дело по душе всем, то все берутся за него с радостью, а если оно не нравится, то его выполнение идет медленно и в нем принимает участие меньшая часть ребят»; «Если мы за что-то возьмемся, то сделаем. К сожалению, после яркой вспышки мы «затухаем».
Межличностные отношения в первичных коллективах характеризуются в это время преимущественно деловой направленностью. Доминируют деловые контакты, идентификация с коллективом происходит, прежде всего, в деле. Это особенно заметно в ситуациях «успеха-неуспеха» коллективной деятельности. Достижение успеха в конкретном виде деятельности, как правило, сопровождается внешне наблюдаемым выражением принадлежности личности к коллективу; в случае неуспеха так же наглядно демонстрируется отмежевание от коллектива («Я в этом деле не участвовал»; «От меня мало что зависело»).
Деловитость преобладает и в характере самоутверждения личности. Демонстрация инструментальных умений, деловых качеств не остается незамеченной, высоко оценивается общественным мнением, может оказать существенное влияние на положение юноши или девушки среди товарищей.
По-разному проявляют себя в это время отряды по отношению друг к другу.
При отсутствии непосредственных контактов отрицательное отношение к другим отрядам в основном не проявляется. Показательны в этом плане следующие специально смоделированные ситуации. При выполнении «зданий – в одном случае по уборке территории, в другом — по прополке свекловичного поля — некоторым отрядам «по ошибке» пришлось обработать часть участка другого отряда. Причем эта часть работы засчитывалась тем отрядам, которые должны были ее сделать. Когда стало известно об «ошибке» (отряды работали в разное время), реакция ребят оказалась совершенно спокойной: «Ну и что?! Сделали полезное дело».
Несколько иная реакция наблюдается в ситуациях непосредственного контакта коллективов. Здесь даже при отсутствии объективно заданного соревнования возникают соперничество, тенденция к некоторой конфронтации. В ходе соревновательных ситуаций отряды стремятся наилучшим образом продемонстрировать своя возможности. Однако конечная реакция во многом за» висит от результатов участия коллектива в соревновании. Обозначившийся успех ведет к единению членов коллектива, повышает слаженность их действий, укрепляет чувство «мы — отряд»; отношение к «сопернику* в таком случае отличается благородством. Если же обозначается проигрыш, в большинстве случаев это вызывает некоторую дезорганизацию, разобщенность, потерю интереса к продолжению соревнования; нередко часть ребят выражает негативизм по отношению к коллективу-партнеру.
Описываемый период занимает важное место. От того, какими событиями он будет наполнен, во многом зависит, пойдет ли коллектив в своем развитии дальше или до конца смены останется на достигнутом уровне. С этой точки зрения особое значение: имеют такие ситуации, которые требуют дополнительного напряжения, способности объединить всех ребят на пути к поставленной цели и добиться успеха. Успешно осуществленная истинно совместная деятельность вызывает необычайно сильную эмоциональную реакцию, которую разделяют все члены коллектива: каждый переживает удовлетворенность своим участием в общем деле и своей принадлежностью к данному коллективу. Через призму общего эмоционального подъема по-другому оцениваются отряд в целом и каждый товарищ. Вес становятся ближе и роднее друг другу.
Со временем отряд начинает искать такие дела и ситуации, где можно проявить свои новые качества, продемонстрировать их окружающим. Если этот поиск не завершается удачен, отряд переживает дискомфорт, внутреннюю неустойчивость, что выражается в большей частоте колебаний настроения – от всеобщего восторга до полного уныния, в резких перепадах успешности деятельности и т. д.
Подобные явления – свидетельство обострения ранее обозначенных противоречий. Начинаются они примерно в середине лагерной смены. Замечено, что отряды, получившие в это время возможность подготовить для всего лагеря сложное и значимое дело или выйти с таким делом за пределы лагеря, быстро преодолевают кризис и делают скачок на новую ступень. В отрядах же, которым такая возможность не представилась, указанные явления длятся несколько дней, а затем затушевываются; в таком случае коллектив остается на той же ступени развития. В части отрядов такие явления вовсе не возникают; они по разным причинам не успевают «созреть» для перехода на новую ступень.
В коллективах, вышедших на новую ступень, особенно бросается в глаза внутренняя спаянность всех членов, отсутствие выраженного разделения, как это было раньше, на группировки по симпатиям, на группы юношей и девушек. Подавляющее число старшеклассников из таких отрядов говорят: «В своем отряде я чувствую себя свободно, так как мы доверяем, друг другу, делимся мыслями и чувствами. Ни один из нас не согласился, бы променять свой отряд на другой».
Характерной особенностью коллектива этого уровня является выраженное обособление, «эталонизация» внутренней слитности и спаянности. Самая распространенная оценка в сочинениях, написанных в конце лагерной смены: «По-моему, это самый лучший отряд в лагере». В этих же сочинениях часто акцентируется внимание на успехах своего отряда но сравнению с другими. Типичны такие высказывания: «Многим отрядам просто нравился наш по своей сплоченности, многие брали с нас пример. Наш отряд можно вписать в летопись лагеря».
Среди особенностей коллективов этого уровня значимое место принадлежит «чести отряда». «Самая примечательная черта всех наших ребят в том, что мы дорожим честью отряда. Если в лагере начинается какое-то мероприятие, наш отряд активно включается в это дело, и уж обязательно ребята сделают все возможное, чтобы отряд выглядел лучше других».
«Алый парус» – высокая, но не высшая ступень развития коллектива. За ней следует ступень «горящий факел», но, по нашим данным, в силу объективных условий жизнедеятельности временного коллектива, отряды юношеских лагерей не достигают этого уровня.
Заключительные два дня жизни временного объединения есть основание выделить в особый период. Его характерной особенностью является эмоциональное возбуждение, охватывающее подавляющее большинство юношей и девушек. Исследования фиксируют не только высшую тональность эмоциональных состояний, но и единообразие этих состояний для подавляющего большинства членов коллектива. В них отражается оценка, точнее, переоценка значимости необычной, романтически окрашенной жизни лагеря, понимание неповторимости этой жизни, переживание скорого расставания друг с другом. Сквозь призму нахлынувших эмоции всё и все вокруг представляются в розовом свете, понижается критичность в оценках, ослабевает необходимость строгого следования установленным правилам и, следовательно, внутренний контроль за собственным поведением. В этот период ребята стремятся быть вместе, они особенно дружелюбны. Даже те, кто в течение всей лагерной смены оставались в тени, в эти дни испытывают повышенное внимание товарищей.
В главном характеристики временного коллектива в завершающие два дня соответствуют ранее достигнутому уровню развития. Это выражается в отношении юношей и девушек к целям, идеалам, нормам коллектива, в способности отрядов проявлять собранность, дисциплинированность в заключительных мероприятиях лагерной смены, в степени управляемости коллектива.
Представленное описание развития временного объединения, конечно, неполное. Оно отражает лишь наиболее общие тенденции его изменений в оптимальном варианте. На практике процесс идет значительно многообразнее, что зависит главным образом от взаимодействия внутренних и внешних условий. Решающую роль при этом играет педагогически целесообразная организация жизни и деятельности временного коллектива, обеспечивающая его интенсивное развитие и направленная в целом на максимальную реализацию его воспитательных возможностей.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!