Развитие временного коллектива — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развитие временного коллектива

2022-09-15 17
Развитие временного коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Временный коллектив, как и другие, – развивающее­ся явление. Кратковременность его существования толь­ко усиливает, интенсифицирует процессы, которые в коллективах другого типа могут разворачиваться в те­чение многих лет. Тех, кто наблюдает временные объе­динения школьников, порой поражают темпы качествен­ных изменений и достижение таких вершин в развитии, которых с большим напряжением в течение многих лет добиваются лишь немногие классные коллективы в обыч­ных условиях школы. Здесь все процессы сжаты во вре­мени и протекают значительно быстрее. Об этом свиде­тельствуют не только наши многолетние наблюдения, по и опыт практической и научной работы О.С. Газмана, В.Д. Иванова, В.Ф. Матвеева, К.Н. Травинина, С.А. Шмакова и других.

Однако высокие темпы развития временного коллек­тива нередко приводят и к противоположным результа­там: расхлябанности, несобранности, застою, а иногда и регрессу внутриколлективных связей и отношений. Здесь, как при быстрой езде на автомобиле, требуются мгновенная реакция и точная оценка постоянно изменя­ющихся обстоятельств, решительные и своевременные корректирующие действия педагогов и органов самоуп­равления.

Лучший способ представить основные особенности и закономерности процессов, происходящих в течение жиз­ни временного коллектива, – проследить весь ход его становления с момента формального образования до за­вершения реального существования. Для анализа удоб­нее взять случай, когда все основные характеристики временного коллектива (кратковременность, автоном­ность, сборность) заданы ему «в чистом виде».

Поскольку основные социально-психологические про­цессы протекают в так называемых контактных объеди­нениях, где их участники находятся в непосредственном общении друг с другом, главным объектом нашего рас­смотрения будет первичный коллектив (отряд, бригада, команда), включенный во вторичный (лагерь), без чего представление о развитии временного коллектива не мо­жет быть полным.

 

Начальным в жизни временного объединения являет­ся момент, когда все его участники впервые собираются вместе. Это нулевая точка, с которой начинается спло­чение новой общности. Уже через несколько минут ну­левая отметка остается позади, так как начинают дей­ствовать механизмы взаимного познания и ориентиров­ки в новой ситуации. Появились первые, еще неосознан­ные нити симпатий и антипатий, возникло робкое чув­ство «нам быть вместе». Зарождающийся коллектив вступил в первую фазу своего развития.

Начальный период особенно напряжен и динамичен. Десятки пар глаз внимательно присматриваются друг к другу, оценивают, сравнивают, прикидывают. Некоторые юноши и девушки проявляют чрезмерную активность, вступают в общение со всеми, охотно рассказывают о своих достоинствах; другие держатся независимо, на контакты идти не спешат, но довольно часто высказы­вают свои суждения по любому поводу; третьи в из­бытке источают веселье, подчеркнуто демонстрируют приверженность к юмору; четвертые активно берутся за любое поручение;, пятые выжидающе наблюдают за про­исходящим вокруг... Быстро возникают и так же быст­ро разрушаются небольшие группировки.

Такое состояние длится недолго. Уже на второй день можно заметить, что наступила некоторая стабильность в дружеских связях, в увеличившихся по составу груп­пировках. Более определенно выявились лидеры и авто­ритеты, а также непопулярные ребята. Основаниями предпочтений в выборе партнеров для дружеского об­щения и признания авторитетов на этом этапе являют­ся прежде всего коммуникативно-психологические каче­ства (дружелюбие, отзывчивость, общительность) и внешне-эмоциональные (внешняя привлекательность, умение держаться, манера одеваться) [7]. В условиях, когда совместная деятельность только начинается, именно эти качества юношей и девушек привлекают внимание.

Однако эта картина отношений пока еще неустойчи­ва. Результаты межличностной дифференциации устраи­вают далеко не всех, не каждый сумел выразить свое «я», занять то место, на которое рассчитывал. Отнесе­ние себя к новому коллективу основывалось на формаль­ном признаке членства в нем, на первом, поверхностном впечатлении о том, что здесь собрались интересные ре­бята в ожидании яркой, увлекательней жизни. Поначалу эти ожидания оправдываются. Новизна обстановки, но­вые знакомства, необычный ритм создают приподнятую, праздничную атмосферу, «фестивальное настроение». Но то, что воспринималось как необычное, постепенно ста­новится привычным. Уяснение целей и перспектив даль­нейшей жизни лагеря обнаруживает недостаточность единства, достигнутого на основании первого, во многом поверхностного впечатления друг о друге. Возможности удовлетворения потребностей личности в самоутвержде­нии и эмоциональном контакте, осуществляемые во вне­шних формах, примерно к четвертому-пятому дню ока­зываются исчерпанными.

Активность юношей и девушек, побуждаемая потреб­ностью в эмоциональном контакте и самоутверждении, — не единственный источник развития временного объеди­нения. В первые же дни обнаруживаются и другие источ­ники. Выше мы сказали, что будем рассматривать разви­тие первичного коллектива, включенного во вторичный. Это неслучайно. Временный коллектив, например лагерь труда и отдыха, представляет собой единое целое, и его развитие осуществляется во взаимодействии бригад в рамках лагеря и всего коллектива с окружающей сре­дой. Сохранение временного коллектива как целостно­сти происходит за счет того, что его основные цели, нор­мы, ценности присваиваются первичными коллективами и делают их похожими друг на друга. Одновременно взаимодействие первичных объединений между собой и с вторичным вызывает необходимость отличия одного объединения от другого, некоторого обособления их внут­ри вторичного, в определенной мере даже противопо­ставления друг другу. «Субъективная сторона всякой реально существующей общности, всякого коллектива, – подчеркивал Б.Ф. Поршнев, – конструируется путем этого двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением «мы» и «они»: путем отличения от других общностей, коллек­тивов, групп людей вовне и одновременного уподобле­ния в чем-либо людей друг другу внутри» [8].

Вначале обращает на себя внимание некоторое еди­нообразие, похожесть всех первичных объединений ла­геря. Отряды только начали формироваться, и общие ценности вторичного коллектива оказываются единст­венной реально существующей основой для их сплоче­ния. Эти ценности привносятся педагогами, а также той частью ребят, которые ранее здесь были. Выражения «в нашем лагере так принято» или «у нас так не при­нято», которые часто можно слышать в это время, игра­ют почти решающую роль для установления определен­ного типа поведения.

На этом фоне преобладания норм общелагерного кол­лектива наблюдается и немало проявлений обособле­ния первичных коллективов, происходит формирование наряду и внутри «мы – лагерь» явления «мы – отряд». Стремление к обособлению, внутреннему сплочению наблюдается в самых различных ситуациях, когда со­бирается несколько отрядов или лагерь в целом. Каж­дый педагог, работавший в лагере, видел, как на общих сборах, на танцевальных площадках или у столовой старшеклассники держатся тесными группами – отрядами. В малознакомом окружении школьнику нужно чув­ствовать себя защищенным, и он, еще не приняв вполне нормы и ценности первичного коллектива, уже ощущает некую комфортность в его среде. При этом отношение к другим отрядам выражается в формулах «а у нас не так», «а в  нашем отряде».

Такие взаимоотношения первичных коллективов меж­ду собой и с вторичным продолжаются три-четыре дня. За этот срок усвоение готовых, привнесенных извне пра­вил, норм, ценностей завершается. Завершается и пассивно-эмоциональное обособление первичного коллекти­ва, первоначальное формирование внутриколлективного «мы». Официальное оформление первичного коллекти­ва, присвоение внешних атрибутов – названия, девиза, избрание органов самоуправления сопровождается осо­знанием своего «мы». Усиливается стремление утвер­дить это «мы» в деятельной форме.

Следует подчеркнуть, что названные противоречивые тенденции разворачиваются в единстве, проявляются – одни больше, другие меньше – в разных ситуациях. Под их действием развитие объединения приобретает подвижный и изменчивый характер. В течение одного дня можно наблюдать в одних ситуациях коллектив как высокоорганизованный целеустремленный организм и в других – его же как разобщенную группу. В каждом таком проявлении выражаются различные состояния коллективности объединения. В одних из них мы легко усматриваем общие характеристики, присущие, данному этапу развития коллектива, а в других наблю­даем проявления более высокого уровня.

Состояния более высокого уровня коллективности не проходят бесследно. Многие черты и особенности (про­явления ценностно-ориентационного единства, высокая степень организованности и взаимопонимания, общность эмоциональных переживаний), проявившиеся в них, со­храняются, формируя потенциальную сферу коллектива, его возможности к более высокому уровню взаимодей­ствия и взаимоотношений. Большая частота и сила воз­никновения таких состояний свидетельствует о том, что объединение приближается к переходу на новый уро­вень. Показателем такого перехода станет превращение указанных характеристик в устойчивые и постоянные свойства. Однако чтобы переход состоялся, недостаточ­но только накопить определенный потенциал. Необходи­мо, чтобы деятельность, выполняемая коллективом, объ­ективно требовала и предоставляла возможность реали­зации этих характеристик. Если этого не происходит, обостряется противоречие между потенциальными воз­можностями коллектива и его актуальной деятель­ностью. Разрешение этого противоречия может приве­сти к росту коллектива или к остановке в его развитии и обратному движению.

В первые дни лагерной смены можно особенно отчет­ливо наблюдать, как в различных ситуациях накапли­вается опыт взаимодействия, формируется способность к саморегуляции. С избранием органов самоуправления отряды получают официальное право на самостоятель­ное принятие решений, инициативу, творчество. Вместе с тем планы работы на день, разрабатываемые руковод­ством лагеря, жестко регламентируют деятельность от­рядов, сковывают инициативу ребят. Большинство орга­низационных вопросов еще решается единолично педа­гогом, что практически лишает самостоятельности орга­ны коллективного самоуправления. Налицо противоре­чие между возросшими возможностями ребят и их реа­лизацией.

Из описанного ясно, что в первые три-четыре дня существования временного объединения в нем развора­чивались и в определенной мере завершились важные для дальнейшего развития процессы. Если сопоста­вить главные характеристики коллектива, приобретен­ные им к концу этого периода, с эталонными описания­ми последовательных уровней, ступеней развития коллектива [9], то обнаружится, что к этому времени он про­шел две начальные ступени – «песчаная россыпь» и «мягкая глина» – и остановился перед ступенью «мер­цающий маяк». Переход к этой ступени сопровождается некоторыми болезненными, кризисными проявлениями, которые характерны для четвертого-пятого дня лагерной смены и иногда принимают ярко выраженную форму. Многолетние наблюдения устойчиво фиксируют именно в эти дни общее снижение эмоционального настроя, большее, чем обычно, число случаев недисциплинирован­ности, понижение активности юношей и девушек, мно­гочисленные обращения к руководству с недостаточно мотивированными просьбами отпустить из лагеря и мно­гое другое. Как правило, подобное состояние длится не более одного-двух дней, после чего коллектив резко ожив­ляется. Произошел скачок на новый уровень, условия для которого были подготовлены в предыдущий период.

С переходом на новую ступень наступает новый пе­риод деятельности и новый этап становления коллекти­ва. Характерной его особенностью выступает способ­ность активно включаться в дело, напряженно работать и достигать высокой результативности. В ходе различ­ных видов деятельности ребята учатся сотрудничать, действовать сообща, при необходимости слиться в еди­ное целое. Активно проявляют себя органы самоуправ­ления первичных коллективов. Как правило, они дейст­вуют четко, уверенно, авторитетно. Обращает на себя внимание повышенная импульсивность в деятельности отряда. В одни дела он включается быстро, полным со­ставом, демонстрирует высокую степень организованности, взаимопонимания и взаимодействия. За другие бе­рется неохотно, ему требуется определенное время для раскачки», многих приходится заставлять выполнять ту или иную часть общей работы.

Такое положение осознается и самими ребятами. Их высказывания о своем отряде звучат примерно так: «Если дело по душе всем, то все берутся за него с ра­достью, а если оно не нравится, то его выполнение идет медленно и в нем принимает участие меньшая часть ребят»; «Если мы за что-то возьмемся, то сделаем. К со­жалению, после яркой вспышки мы «затухаем».

Межличностные отношения в первичных коллекти­вах характеризуются в это время преимущественно де­ловой направленностью. Доминируют деловые контак­ты, идентификация с коллективом происходит, прежде всего, в деле. Это особенно заметно в ситуациях «успеха-неуспеха» коллективной деятельности. Достижение успе­ха в конкретном виде деятельности, как правило, сопро­вождается внешне наблюдаемым выражением принад­лежности личности к коллективу; в случае неуспеха так же наглядно демонстрируется отмежевание от коллек­тива («Я в этом деле не участвовал»; «От меня мало что зависело»).

Деловитость преобладает и в характере самоутверж­дения личности. Демонстрация инструментальных уме­ний, деловых качеств не остается незамеченной, высоко оценивается общественным мнением, может оказать су­щественное влияние на положение юноши или девушки среди товарищей.

По-разному проявляют себя в это время отряды по отношению друг к другу.

При отсутствии непосредственных контактов отрица­тельное отношение к другим отрядам в основном не про­является. Показательны в этом плане следующие спе­циально смоделированные ситуации. При выполнении «зданий – в одном случае по уборке территории, в дру­гом — по прополке свекловичного поля — некоторым отрядам «по ошибке» пришлось обработать часть уча­стка другого отряда. Причем эта часть работы засчитывалась тем отрядам, которые должны были ее сделать. Когда стало известно об «ошибке» (отряды работали в разное время), реакция ребят оказалась совершенно спокойной: «Ну и что?! Сделали полезное дело».

Несколько иная реакция наблюдается в ситуациях непосредственного контакта коллективов. Здесь даже при отсутствии объективно заданного соревнования воз­никают соперничество, тенденция к некоторой конфрон­тации. В ходе соревновательных ситуаций отряды стре­мятся наилучшим образом продемонстрировать своя возможности. Однако конечная реакция во многом за» висит от результатов участия коллектива в соревнова­нии. Обозначившийся успех ведет к единению членов коллектива, повышает слаженность их действий, укреп­ляет чувство «мы — отряд»; отношение к «сопернику* в таком случае отличается благородством. Если же обо­значается проигрыш, в большинстве случаев это вызы­вает некоторую дезорганизацию, разобщенность, поте­рю интереса к продолжению соревнования; нередко часть ребят выражает негативизм по отношению к кол­лективу-партнеру.

Описываемый период занимает важное место. От то­го, какими событиями он будет наполнен, во многом за­висит, пойдет ли коллектив в своем развитии дальше или до конца смены останется на достигнутом уровне. С этой точки зрения особое значение: имеют такие ситуации, которые требуют дополнительного напряжения, способности объединить всех ребят на пути к поставленной цели и добиться успеха. Успешно осуществлен­ная истинно совместная деятельность вызывает необы­чайно сильную эмоциональную реакцию, которую разде­ляют все члены коллектива: каждый переживает удов­летворенность своим участием в общем деле и своей принадлежностью к данному коллективу. Через призму общего эмоционального подъема по-другому оценивают­ся отряд в целом и каждый товарищ. Вес становятся ближе и роднее друг другу.

Со временем отряд начинает искать такие дела и си­туации, где можно проявить свои новые качества, про­демонстрировать их окружающим. Если этот поиск не завершается удачен, отряд переживает дискомфорт, внутреннюю неустойчивость, что выражается в большей частоте колебаний настроения – от всеобщего восторга до полного уныния, в резких перепадах успешности дея­тельности и т. д.

Подобные явления – свидетельство обострения ра­нее обозначенных противоречий. Начинаются они при­мерно в середине лагерной смены. Замечено, что отря­ды, получившие в это время возможность подготовить для всего лагеря сложное и значимое дело или выйти с таким делом за пределы лагеря, быстро преодолевают кризис и делают скачок на новую ступень. В отрядах же, которым такая возможность не представилась, ука­занные явления длятся несколько дней, а затем затуше­вываются; в таком случае коллектив остается на той же ступени развития. В части отрядов такие явления вовсе не возникают; они по разным причинам не успевают «созреть» для перехода на новую ступень.

В коллективах, вышедших на новую ступень, осо­бенно бросается в глаза внутренняя спаянность всех членов, отсутствие выраженного разделения, как это было раньше, на группировки по симпатиям, на группы юношей и девушек. Подавляющее число старшеклассни­ков из таких отрядов говорят: «В своем отряде я чувст­вую себя свободно, так как мы доверяем, друг другу, делимся мыслями и чувствами. Ни один из нас не согласился, бы променять свой отряд на другой».

Характерной особенностью коллектива этого уровня является выраженное обособление, «эталонизация» внут­ренней слитности и спаянности. Самая распространен­ная оценка в сочинениях, написанных в конце лагерной смены: «По-моему, это самый лучший отряд в лагере». В этих же сочинениях часто акцентируется внимание на успехах своего отряда но сравнению с другими. Типичны такие высказывания: «Многим отрядам просто нра­вился наш по своей сплоченности, многие брали с нас пример. Наш отряд можно вписать в летопись лагеря».

Среди особенностей коллективов этого уровня значи­мое место принадлежит «чести отряда». «Самая приме­чательная черта всех наших ребят в том, что мы доро­жим честью отряда. Если в лагере начинается какое-то мероприятие, наш отряд активно включается в это дело, и уж обязательно ребята сделают все возможное, чтобы отряд выглядел лучше других».

«Алый парус» – высокая, но не высшая ступень раз­вития коллектива. За ней следует ступень «горящий фа­кел», но, по нашим данным, в силу объективных усло­вий жизнедеятельности временного коллектива, отряды юношеских лагерей не достигают этого уровня.

Заключительные два дня жизни временного объеди­нения есть основание выделить в особый период. Его характерной особенностью является эмоциональное воз­буждение, охватывающее подавляющее большинство юношей и девушек. Исследования фиксируют не только высшую тональность эмоциональных состояний, но и единообразие этих состояний для подавляющего боль­шинства членов коллектива. В них отражается оценка, точнее, переоценка значимости необычной, романтически окрашенной жизни лагеря, понимание неповторимости этой жизни, переживание скорого расставания друг с другом. Сквозь призму нахлынувших эмоции всё и все вокруг представляются в розовом свете, понижается критичность в оценках, ослабевает необходимость стро­гого следования установленным правилам и, следова­тельно, внутренний контроль за собственным поведени­ем. В этот период ребята стремятся быть вместе, они особенно дружелюбны. Даже те, кто в течение всей ла­герной смены оставались в тени, в эти дни испытывают повышенное внимание товарищей.

В главном характеристики временного коллектива в завершающие два дня соответствуют ранее достигнуто­му уровню развития. Это выражается в отношении юно­шей и девушек к целям, идеалам, нормам коллектива, в способности отрядов проявлять собранность, дисципли­нированность в заключительных мероприятиях лагер­ной смены, в степени управляемости коллектива.

Представленное описание развития временного объе­динения, конечно, неполное. Оно отражает лишь наибо­лее общие тенденции его изменений в оптимальном ва­рианте. На практике процесс идет значительно много­образнее, что зависит главным образом от взаимодей­ствия внутренних и внешних условий. Решающую роль при этом играет педагогически целесообразная организация жизни и деятельности временного коллектива, обеспечивающая его интенсивное развитие и направлен­ная в целом на максимальную реализацию его воспита­тельных возможностей.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.