Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-09-11 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе
1.1 Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе………………………………………………………………….7
1.2 Технология применения ЛОК на уроках литературы в школе……………………………………………………………………………..13
Глава 2. Теоретические основы изучения «Розы Иерихона» И.А.Бунина в школе
2.1 Общее представление об авторе. Особенности творчества………………20
2.2 Мемуарная проза в литературоведческих исследованиях………………...26
Глава 3. Изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК
3.1. Обзор произведений И.А.Бунина, изучаемых в школе…………………..31
3.2 Методика обучения литературы об изучении творчества И.А.Бунина……………………………………………………………………….35
3.3 План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК…………………...38
Заключение………………………………………………………………………55
Библиографический список……………………………………………………56
Введение
Не смотря на общий интерес к творчеству И. А. Бунина в разных его аспектах, до сих пор не исследованы целые пласты наследия писателя. На сегодняшний день не только в России, но и во всем мире нет ни одного автора, который мог бы сравнить свой писательский талант с мастерством Ивана Алексеевича Бунина. Он относился к тем людям, в которых авторский дар был вложен «божьей милостью, а не человеческим хотением, измышлением или выучкой». Не существует ни одного писателя, так любившего Россию, не смотря на то, что Ивану Алексеевичу пришлось половину своей жизни находиться за ее пределами.
|
Актуальность данного исследования заключается в том, что творческое наследие выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии, Ивана Алексеевича Бунина пробуждает неподдельный интерес в методике преподавания литературы в средней и старшей школе. Усиление противоречий современного общества акцентирует внимание на изучении произведений писателя, затрагивающего в своем творчестве вечные темы: любовь к природе, родительскому дому, родине. Изучение лирики и прозы такого тонкого художника, каким является И.А.Бунин, содействует формированию общеэстетического чувства учащихся, развитию их эмоциональной сферы.
Объектом исследования являются разнородные методические взгляды на изучение творчества И.А.Бунина на уроках литературы в школе.
Предметом исследования следует считать особенности изучения эмигрантской прозы Ивана Бунина, в частности рассказа «Роза Иерихона» на уроках литературы в старших классах с применением современных образовательных технологий.
Цель данного исследования заключается в адаптации современных образовательных технологий, применяемых на уроках литературы, для эффективного обучения старших школьников при работе с эмигрантским творчеством И.А.Бунина.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Ознакомиться и систематизировать множество классификаций современных образовательных технологий на уроках литературы,
2. Исследовать методические подходы к изучению творчества И.А.Бунина в старших классах,
3. Разработать литературоведческую концепцию для изучения рассказа «Роза Иерихона» на уроке литературы в 11 классе.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что не смотря на общий интерес к творчеству И. А. Бунина в разных его аспектах, до сих пор не выявлен наиболее результативный подход к его изучению в школе.
Глава 1. Современные образовательные технологии на уроках литературы в школе
|
1.1 Роль и значение образовательных технологий в современном учебном процессе в школе
На сегодняшний день развитие общества достигло высокого уровня: в этом мире главенствует техника, а главным товаром является информация. Не зря существует мнение, что XXI век- век информатизации.
Процессы цифровизации современного социального пространства влияют на функциональные системы образования. В новом веке давно намечена и принята смена образовательных ориентиров. Современная система образования, в отличие от традиционной, придерживающейся знаниевой парадигмы, где первостепенно субъектно-объектные отношения (учитель-ученик) и подразумевающей трансляцию готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивное воспроизведение материала, нацелена на передачу учащимся знаний и умению грамотно ими оперировать. В современном учебном процессе, ориентированным главным образом на деятельностную парадигму по ФГОС второго поколения, необходимо не только внедрение современных образовательных технологий, но и формирование универсальных учебных действий.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. [Еркина С.Л. Современные образовательные технологии] Всякая методика подразумевает ответы на три главных вопроса: кого и зачем учить, чему учить, как учить. В современном образовании эти тезисы объединяются в единый- как учить результативно?
Массовые разработки и внедрения педагогических технологий относят к середине пятидесятых годов XX века. Технологический подход к построению обучения возникает в Америке и Европе, затем в Российской Федерации. Вначале под педагогической технологией понимали «технизацию» педагогического процесса. Первое детище новой системы образования и фундаментом для дальнейшего развития стало программированное обучение, представляющее собой самостоятельное индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе, с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). [1]
В семидесятые годы XX века содержание понятия «педагогическая технология» расширилось. Его трактовку чаще стали связывать с идеей управления процессом обучения, то есть с целенаправленным конструированием целей, достижение которых должно происходить благодаря проектированию учебного процесса.
|
Селевко Г.К. в своем учебном пособии «Современные образовательные технологии» считает, что: «в настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения:
· технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
· Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
· Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
· Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
· Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
· Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
· Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).»[2]
По Г. К. Селевко: «педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. 2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
|
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса.
|
Общая идеология ФГОС второго поколения, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Бродникова Н.П.в своей работе «Описание педагогических технологий в образовательном процессе: ИКТ, развивающее обучение, проектная, здоровьесберегающая,игровая, проблемно- диалогическая, оценивание образовательных технологий» считает, что: «отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
Еркина С.Л. в статье «Современные образовательные технологии» безусловна права, что: «для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.»[4]
Класс.
В седьмом классе для чтения и изучения предлагаются следующие произведения И.А. Бунина: «Цифры», «Лапти». К изучению предлагаются следующие вопросы – «Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы Бунина по выбору учителя и учащихся».
Далее в рамках изучения темы «Край ты мой, родимый край!», среди прочих предлагаются к чтению и обсуждению стихотворения Бунина.
В восьмом классе нет произведений Бунина, предлагаемых к чтению или изучению.
Класс.
В девятом классе в рамках изучения темы «Русская проза ХХ века» для чтения и изучения предлагается рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». В рамках изучения данного произведения рекомендуется решение следующих вопросов: «Слово о Бунине. Особенности бунинского рассказа. Мастерство писателя стилиста».
Курс литературы 10-11 классов в рамках данной программы включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.
Так как основу программы изучения литературы в 10 классе составляется русская литература 19 в., творчество Бунина, львиная доля которого приходится на век 20 в нее не вошло.
В 11 классе творчество Бунина открывает изучение достаточно объемной темы проза конца 19 – начала 20 века.
Однако в программу вошли не только прозаические произведения Бунина, такие как «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоанн Рыдалец», «Чистый понедельник», но и стихотворения, выбор которых предоставлен учителю и ученикам, так же свобода выбора предоставлена и в плане изучения прозаических произведений.
Несколько иначе разработан подход к обучению литературе в средней школе, в программе, созданной под руководством А.Г. Кутузова. Цель и задачи литературного образования, структурные принципы и возрастные читательские интересы – вот главное составляющее программы.
В 5 классе творчество Бунина представлено только поэтическими произведениями, которые предлагаются пятиклассникам для самостоятельного чтения. Среди них: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».
В шестом классе представлены не только поэтические произведения Бунина, среди которых: «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева».
В девятом классе, в рамках темы «В мире русской литературы» к изучению предлагаются рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», и для классов с углубленным изучением литературы – «Холодная осень».
Достаточно логичным представляется подробное изучение творчества Бунина в 11 классе. В частности к изучению предлагаются следующие произведения, проблемы и вопросы.
Толстовские и чеховские традиции в творчестве Бунина. Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»). Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 гг.) живописание природы как декларация объективных человеческих ценностей. Влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь, образы детали.
Соотношение национального, социального и общественного в героях Бунина. Влияние Толстого, Древнего Востока, пантеистической философии. Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд» («Золотое дно»). Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Исследование неразрешимых противоречий национального характера. Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»). Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»).
Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть, как первозданная глубина стихии природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа, как художественное стремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, открытый лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо».
В программе под редакцией Ладыгиной для классов с углубленным изучением литературы, лицеев и гимназий с гуманитарной направленностью изучение творчества Бунина следует начинать с девятого класса.
К изучению предлагается рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», причем рассматривается это произведение как новелла. К изучению предлагаются следующие проблемы: «Тема губительного влияния богатства на человеческую душу. Система ценностей в новелле. Символика и художественная деталь в новелле».
В 11 классе творчество Бунина рассматривается среди прочих во время изучения темы «Русское литературное зарубежье».[19]
План-сценарий урока литературы в 11 классе на тему: изучение «Розы Иерихона» И.А.Бунина с применением технологии ЛОК
«Роза Иерихона» И.А.Бунина не вынесена на обязательное изучение ни в одной из существующих литературных программ. На мой взгляд, если включать это произведение в рекомендуемый минимум, то целесообразнее знакомство с ним производить в 11 классе, где изучение произведений происходит на базе историко-литературного подхода. В программе под редакцией В.Я.Коровиной при изучении творчества И.А.Бунина в 11 классе зафиксирована следующая формулировка: «Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина»[22]. Эти аспекты были приняты мною за основу при составлении плана-сценария урока.
Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона»
(урок с применением технологии ЛОК, по программе под ред. В.Я.Коровиной)
Цели:
познавательные (образовательные, обучающие):
- восстановить полученные знания о жизни и творчестве И.А. Бунина в прошлые годы обучения;
- продолжить формирование представлений учащихся о многогранности личности И.А.Бунина и его творческого мира;
- продолжить обучать анализу рассказа;
- формировать умение анализировать эпическое произведение;
- выяснить, что послужило толчком к написанию «Розы Иерихона»;
- расширить и углубить понятия: стиль писателя, художественная деталь,
развивающие:
- развить навыки устной речи;
- развить умение работать с учебником;
- развить умение делать конспективные записи;
воспитательные:
- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру И.А.Бунина и формировать личность учащихся на примере личности автора;
- воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Планируемые результаты:
предметные: научиться понимать язык художественного произведения, уметь анализировать эпическое произведение;
метапредметные:
познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;
регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;
личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других.
Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний с применением технологии ЛОК.
Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение, комментированное чтение, составление ЛОК.
Оборудование (наглядность):
- мультимедийный экран (презентация);
-репродукция фотографии И.А.Бунина;
-собрание сочинений И.А.Бунина с текстом изучаемого произведения;
-тетради.
Оформление доски:
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) | 14 сентября Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» Особенности композиции (появляются на этапе анализа ХП) 1 группа: 2 группа: 3 группа: Прожитая жизнь для Бунина = это засохшее растение +, «омывание водами памяти» |
|
План:
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Подготовка к восприятию: (10 мин.)
1) Слово о поэте подготовленным учеником:
1. Послеоктябрьское творчество И.А.Бунина.
2. Как принял И.А.Бунин революцию?
3. Отношение к России И.А.Бунина.
4. Темы и мотивы «окаянного» периода
III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа(7 мин.)
IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.)
V. Анализ произведения и обсуждение материала: (15 мин.):
1. Творческая история произведения.
2. Тема, проблемы.
3. Основная идея.
4. Пути реализации идеи:
а) жанр;
б) композиция;
в) образная структура;
г) художественные приемы и средства;
д) своеобразие языка.
5. Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе
VI. Синтез: подведение итогов (3 мин.)
VII. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
I. Организационный момент (1 мин.) Приветствие: - Здравствуйте, ребята Рада вас видеть | Приветствуют учителя | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других | |||||||||
II. Подготовка к восприятию (10 мин.): на экране эпиграф: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.» В.Ходасевич - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит еще глубже раскрыть творческий талант первого отечественного писателя- лауреата Нобелевской премии, И.А.Бунина. Этот автор нам знаком еще с 5 класса… Какие произведения вы помните? Слово учителя: -В одном из своих произведений И.Бунин писал: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся?» («Новая дорога» И.А.Бунин) Лучшее, что писал Бунин, написано о России. Где бы он ни жил: в приморских Альпах, в Париже, в своей скромной квартирке, - всюду и всегда своими помыслами он возвращался на родину, по которой тосковал до последнего вздоха. Память сердца о родной земле не давала иссякнуть роднику писательского вдохновения, наполняя его душу радостными моментами воспоминаний. Ребята, как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Да, ребята, ваши предположения верны. Однако мне бы хотелось сконцентрировать внимание на одном из рассказов - «Роза Иерихона». Формулирование темы урока: Память как структурообразующий мотив в произведении И.А. Бунина «Роза Иерихона» И.Бунин был удивительным человеком… Краткие сведения о его жизненном и творческом пути вам сейчас напомнит ученик N ( сообщение подготовленным учеником ) | -«Вечер», «Сумерки», «Слово», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» Предполагают: -Мотивы памяти в творчестве И.Бунина Записывают тему в тетрадь сообщение подготовленным учеником: И.Бунин не принял революцию и вынужден был эмигрировать сначала в Одессу, а затем в Европу, где остался до конца своих дней. Образ «старой России» навсегда остался в памяти автора. Тоска по родине становится ключевым мотивом в позднем творчестве автора. Ужасное настоящее превращается в томительно влекущее прошлое («Что пройдёт, то будет мило»). Важнейшим этапом на пути этого превращения стали для Бунина «Окаянные дни». Художественно-публицистическая цель «Окаянных дней»: схлестнуть, столкнуть благолепную форму «прежнего» и бесформенность «нынешнего», противопоставить одно другому. Поскольку Бунин воспринимал красоту мира как личное достояние, постольку и революционное надругательство над нею расценивал как личную обиду. Отсюда – оскорблённая интонация. Отсюда – аристократически – презрительный взгляд на бунтующее «стадо»…. В 1921 году выходит сборник «Господин из Сан-Франциско». Рассказ, давший название книге, - о бессмысленности «материального» человеческого существования, о жизни человека как неуклонного пути в смерть. О смерти автор рассуждает постоянно. Недаром Бунин в эти год так внимательно читает французского писателя – экзистенциалиста Франсуа Мориака; следы этого чтения заметны и в книге о Толстом (1937), где духовные и творческие метания яснополянского старца объяснены одним: стремлением одолеть, победить смерть. Кроме «окаянного периода» был и «нобелевский». 9 ноября 1933 г. последний из русских классиков дореволюционной школы, автор романа «Жизнь Арсеньева» стал Нобелевским лауреатом «за правдивый артистичный талант, с которым воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». «Чем настойчивее История вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово. А затем как бы зайти на прощание в «особняк» отечественной культуры, поклониться родной обители, уйти и погасить за собою свет. Свет и был погашен…» А.Н. Архангельский. В эмигрантском периоде бунинского творчества действительно уже нет света. Так, например, среди многих прочих название вершинной книги Бунина имеет такой смысл: «Тёмные аллеи» – без света! Во внезапно затемнённом здании предметы меняют облик, контуры их расплываются, мерцает лунный сумрак, но если хорошо приглядеться, без труда узнаешь знакомые очертания. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя; -строить устное высказывание; -воспринимать информацию на слух; -дополнять, уточнять высказанные мнения; – анализировать и делать выводы; Регулятивные УУД: – организовать выполнение заданий учителя; Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию | |||||||||
III. Восприятие материала: восстановление сюжета рассказа (7 мин.): - Ребята, дома вы прочитали «Розу Иерихона». Как разворачиваются события в данном произведении? | Предполагаемый ответ: -В данном рассказе невозможно выделить какую-либо сюжетную линию…Скорее это поток сознания повествователя или даже автора… | Коммуникативные УУД: -умение слушать; -строить устное высказывание. | |||||||||
IV. Выявление «первичных» впечатлений (2 мин.)
-Я понимаю, чем мотивированы ваши ответы. Давайте попробуем разобраться вместе в этот неординарном произведении. -Какие ассоциации у вас появились при прочтении заголовка? (составление на доске ассоциативного кластера, записываются различные ответы учащихся)
| -Цветок, растение, красный цвет, прекрасное цветение, пышный бутон -вид растения, подкласс растения, что-то библейское | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение; - оформлять свои мысли в устной форме | |||||||||
V.Анализ произведения и обсуждение материала (15 мин) -Ребята, прежде чем мы приступим к непосредственному анализу произведения, я предлагаю вам ознакомится с историей создания произведения. (Творческая история произведения.) - Ребята, как вы считаете, чему посвящено это произведение? (Темы и проблемы, основная идея) - Отчасти, вы, конечно, правы. Но так ли поверхностна авторская идея? Давайте разбираться … -Предлагаю вам обратить внимание на структуру произведения. Как вы считаете, чем произведение интересно с композиционной стороны?(Пути реализации идеи) -Для максимально продуктивной работы предлагаю разделиться на группы (1 группа-1 ряд, 2 группа-второй ряд, 3 группа-3 ряд). Каждая из групп анализирует одну часть произведения. Для анализа принципиально важны: экспозиция, «основная часть произведения» и развязка. Работая над той или иной частью композиции, вам предстоит составить схему, в основе которой заложен главный структурообразующий прием. Попробуйте его найти и доказать с помощью каких средств он реализован. Комментарии к работе 1 группы: -Ребята, хорошая работа! Вы отлично справились. Теперь вопрос для всего класса: вспомните какова тема нашего урока и попробуйте «разгадать» как осуществляется мотив памяти в этой части произведения? -Да, ребята, вы верно определили реализацию мотива памяти. Напомните мне, пожалуйста, как называется в литературоведении такой прием? -Отлично, переходим к выступлению второй группы. Комментарии к работе 2 группы: - Вы правы, действительно Святой Савва стал монахом еще в своем отечестве в Каппадокии, когда ему было всего восемь лет. Восемнадцатилетним юношей он ушел в Святую Землю и отдал себя в послушание преподобному Евфимию Великому. Предание гласит, что преподобный Евфимий, увидев безусого и безбородого юнца, не принял его сразу, а отправил его в на одинокое жительство - в келью неподалеку от монастыря, пока не вырастет борода. По библейскому преданию, это растение благословила на вечную жизнь Богородица и его называют цветком Воскресения. В этой части произведения опять же видна отсылка к мотиву памяти - воспоминаниях о православной России. -Отлично, движемся дальше. Давайте понаблюдаем, что удалось наработать 3 группе. Комментарий к работе 3 группы: -Да, ребята. Интересно то, что и анемоны и маки являются своеобразным символом забытья: анемоны иначе называют «сон-трава», маки также известны своими «забвенчискими чарами». - В данной части произведения мотив памяти наиболее очевиден, он занимает доминирующее место - воспоминание рассказчика о благословенных днях молодости. Известно, что Иван Алексеевич вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой-Буниной посетил Египет, Сирию, Палестину. [Михайлов О.Н. 1987] Рука об руку с той, кому Бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю Господа нашего Иисуса Христа.[Бунин И. 1950] Долы Галилеи - воспоминания о православии, если можно - о былых временах в христианской России. Интересно метафорическое жупел Пятиградия. В Библии этим словом обозначается область (Содомское пятиградие) в регионе Святой Земли, где пять городов - Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор - объединились, чтобы противостоять нашествию эламитов Кедорлаомера и четыре из которых были полностью уничтожены. У Бунина это воплощает неизбежность страданий, нечто пугающее, внушающее ужас. Даже на фоне противопоставления этих частей - мотив памяти превосходно реализован. - Заключительная часть произведения представляет собой смысловое кольцо. Звучит назывной призыв - «Роза Иерихона». Прожитая жизнь для Бунина = это засохшее растение +, «омывание водами памяти» (запись итогового кластера на доске, как олицетворение идеи) Воспоминания делают его живым и отдаляют неотвратимый час смерти -Как вы могли заметить, прозаическое творчества И.А.Бунина таит в себя тайны, смысл которых можно раскрыть только при детальной работе с текстом произведения, обращая внимания на выбранные языковые и синтаксические средства. Какие художественно-изобразительные средства, кроме названных, вам показались наиболее частотными? (Художественные приемы и средства, своеобразие языка) - Как вы считаете: чем особенно важно это произведения для автора? Какова актуальность этого произведения в наши дни? (Место произведения и его значение в творчестве автора и в литературном процессе) |
Выступает заранее подготовленный ученик: -«Роза Иерихона», написана под влиянием путешествия автора на Восток весной 1907 года. Произведение «Роза Иерихона» было опубликовано в 1924 году, однако время его создания до сих пор точно не установлено. По некоторым деталям текста можно предположить, что «Роза» написана в начале 20-х годов. Произведение создано в прозе, но сочетает неотъемлемый для Бунина микросинтез прозы и лирики. В центре сюжета произведения «Роза Иерихона» лежит старинная восточная легенда, которая гласит о том, что очень-очень давно в странах Востока при погребении человека в гроб клали растение, чтобы душа умершего могла упокоиться. Роза Иерихона, которую клали в гроб, представляла собой очень непримечательное растение: сухие ветки с шипами. По своему внешнему виду оно крайне походило на всем известное перекати-поле. Это растение встречалось на территориях, находившихся ниже Мертвого моря. Предполагаемый ответ: - о красивым цветке, который хранит воспоминания
Предполагаемый ответ: 1 группа: работа с экспозиционной частью:
Один из учеников демонстрирует групповую схему на доске, остальные фиксируют в тетрадях.
Предполагаемый ответ: |
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!