Одушевленное (кто?) /неодушевленное(что?) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Одушевленное (кто?) /неодушевленное(что?)

2022-09-11 28
Одушевленное (кто?) /неодушевленное(что?) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗВУКИ И БУКВЫ

Раскрась ленту букв

а о у э ы м н й л р б в г д з ж         ъ
я ё ю е и           п ф к т с ш ц х ч щ ь

 

Внимание!

  УДАРНЫЕ
ГЛАСНЫЕ бывают или
  БЕЗУДАРНЫЕ
   
   
  ТВЕРДЫМИ или МЯГКИМИ
СОГЛАСНЫЕ бывают и
  ЗВОНКИМИ или ГЛУХИМИ
   
   
Ъ Ь Звука не обозначают

 

Внимание!

буквы Я Ё Е Ю

обозначают йотированные двойные звуки практически всегда,

  йа йо йэ йу

 

кроме одного случая: если впереди стоит согласный, то согласный

становиться мягким, а гласный обозначает один звук

Я Ё Е Ю

 

  а о э у

Например:

мал [м а л]
мял [м ' а л ]
моя [м о й ' а ] 

 

Фонетический разбор слова

1) Записываем слово, делим его на слоги, ставим ударение.

2) Записываем слово в столбик. Внимание! Если есть йотированные гласные, которые обозначают два звука, отводим для них две строки

3)  В квадратных скобках записываем рядом звуки

4)  Даем характеристику гласным звукам: ударный или безударный

5)  Даем характеристику согласным звукам: твердый или мягкий, звонкий или глухой

6) Ъ,Ь – звука нет, прочерк

7)  Считаем буквы и звуки

Пример

1 Вьюга- вью-га
2,3  
5 В – [в'] - согл., мяг., звон.
6 Ь ----------------
5 Ю - [ й ']– согл.,мяг., звон.
4 [ у]- глас., уд
5 Г - [ г] - согл., тв.,звон
4 А - [а] - глас., безуд
7 5 букв, 5 звуков
   

АЛФАВИТ

Аа [а ] Бб [бэ] Вв [ вэ] Гг  [гэ]   Дд  [ дэ] Ее  [ е] Ёё  [ ё] Жж  [ жэ] Зз  [ зэ] Ии  [ и]
Йй  [ и краткое] Кк  [ ка] Лл [ эл] Мм  [эм] Нн  [ эн] Оо  [ о] Пп  [ пэ] Рр  [ эр] Сс  [ эс] Тт  [ тэ]
Уу  [ у] Фф  [ эф] Хх [ ха] Цц [цэ] Чч  [ че] Шш  [ша] Щщ  [ща] Ъ [твердый знак] Ы [ ы] Ь [мягкий знак]
Ээ [э] Юю [ ю]   Яя [я]              

 

 

ЛЕКСИКА

Однозначные слова имеют одно значение. Например: подоконник   Многозначные слова имеет несколько значений. Например: ядро 1) часть плода (ядро ореха); 2) основа чего-то (На Волге уничтожено ядро немецкой армии); 3) центр чего-то (ядро Земли); 4) снаряд (Из пушки вылетело ядро)
Прямое значение слова - его исходное первоначальное значение. Например: глухой человек = лишенный слуха человек Переносное значение слова – вторичное значение слова. Например: глухая улица = тихая, безлюдная улица
Синонимы - слова одной той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию. Например: ребенок- дитя, молодой – юный, сердиться – злиться Антонимы – слова противоположные по значению. Например: друг- враг, горький – сладкий, огорчаться- радоваться  
Фразеологизмы – устойчивые выражения, делают речь образной. Например: скатертью дорога, спустя рукава, сел в галошу, заруби себе на носу

МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

Корень- общая часть всех родственных слов Однокоренные слова имеют 1) общий корень 2) схожее значение Внимание! Чередование согласных в корнях г/ж, к/ч, х/ш, д/ж, т/ч, з/ж, с/ш, б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл Например: бег – бежать, рука – ручка, муха – мушка, друг - дружу Чтобы найти корень: 1 Подбираем однокоренные слова разных частей речи (сущ, прил, глагол) 2 Выделяем общую часть Зеленый, зеленеть, зеленка, зелень
Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении   Внимание! Бывает нулевое окончание лес (нулевое)       леса       лесу      лесом    о лесе   Чтобы найти окончание: Изменяем слово (что изменилось то и окончание):   Существительное изменяем по падежам или числам Например: сады –сад, в лесу- леса-лесом-лес   Прилагательное изменяем по числам или родам или падежам Например: сильный-сильная- сильное, Злой - злые, большой- большого- большому- большим- о большом   Глагол изменяем Пр. вр – по родам или числам Например: спал-спала- спало- спали Наст. и буд. вр – по лицам и числам Спишь – спит – спите - спят  
Приставка- часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов Типичные приставки: без-, бес-, в (во)-, до-, за-, из-, ис-, кое-, к-, на-, о-, об-, от-, пере-, пре-, при-, под(подо)-, по-, раз-, рас-, с (со)-, у-,
Суффикс- часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов Типичные суффиксы для частей речи: Сущ.- к, ик, ек, ин, изн, тель, чак, чик, щик, ец, иц, ич, ичн, ичк, ечк, оньк, еньк, инк, енк, ышк, ушк, юшк, ищ, ович, овн, евн, отн, овн, от, ость, овств, ев, еств, енств, Прил.- н, ск, лив, чив, оват, ов, Глаг.- а, ыва, ва, е, и, ирова, Наречий- о, е, и, ому
Постфикс – как суффикс только стоит после окончания   -ся, -сь
Основа – все слово без окончания Внимание! Бывают сложные слова в которых больше одной основы (два корня), буквы между корнями – соединительные гласные: О, Е., И например: небоскреб, тысячелетие, тридцать.

 

Морфемный разбор слова

(разбор слова по составу)

1. Выделяем окончание   ПОДОКОННИК Существительное, значит изменяю по падежам: подоконника, подоконнику, подоконником Окончание нулевое
2. Выделяем основу Все слово без окончания ПОДОКОННИК  
3. Выделить корень Подбираю родственные слова и нахожу общую часть: подоконник, подоконные, окно, Корень –ОКОН- (здесь беглая гласная в корне –О-)
4. Выделяем приставку Все что перед корнем ПОДОКОННИК  
5. Выделяем суффикс Все что между корнем и окончанием ПОДОКОННИК

 

ОРФОГРАФИЯ

(ПРАВОПИСАНИЕ)

Орфограмма

Как проверить

1. Проверяемая безударная гласная в корне

Подбери однокоренное слово такое, чтобы на этот звук падало ударение

Например: пос..деть – с и дя – пос и деть

2. Непроверяемая безударная гласная в корне

Запомни написание или проверь по орфографическому словарю

 

3. Безударная гласная в приставке  

Запомнить приставки

4. Гласные после шипящих согласных (ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ) После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся буквы Ю, Я, Ы, Э, а пишутся У, А, И, Е Внимание! Есть исключения (иностранные слова, например: ЖЮРИ)  

Например: жи знь, ши шка, ча сы, ща вель, чу гун, щу ка

5. Гласные И/Ы после Ц  (ЦИ или ЦЫ)  

В корне слова пишем ЦИ

Например: ци рк

 

В суффиксе ЫН и на конце слова пишем ЦЫ

Например: лиси ц ы н, пти ц ы

 

6. Парные звонкие и глухие согласные (б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, ж/ш)

Подбери однокоренное слово такое, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или буквы Р, Л, М, Н, В

Например: зу..- зу б ы -зуб,

              мо.. – мо к р ый – мок

 

7. Парные звонкие и глухие согласные в приставке  

Запомнить приставки

8. Непроизносимые согласные

Подбери однокоренное слово такое, чтобы это место в слове слышалось отчетливо

Например: со л нце- со л нечный

9. Двойные согласные  

Запомни написание

10. Разделительные Ъ и Ь Ъ пишется между приставкой и корнем;   приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на гласную Я, Ё, Е, Ю   это место произносим раздельно и слышим Й Ь пишется в корне;     между согласной  и гласной Я, Ю, Е, Ё, И   это место произносим раздельно и слышим Й  
11. Ь после шипящих

У существительных Ж.Р. с шипящей на конце

Например: рожь, мышь, дочь

У глаголов неопределенной формы

Например: печь пироги, течь по склону

У глаголов 2Л, ЕД.Ч

Например: спишь, читаешь

12. Большая буква

Имена собственные людей, животных, городов, рек, стран, морей и тд пишем с большой буквы

13.  Орфограмма пробел

Пишем раздельно предлоги со словами. Для проверки вставим между предлогом и словом другое слово.

Например: в лесу- в густом лесу

14. НЕ с глаголами

Пишем раздельно.

Например: не пишу, не читаю, не играю

 

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА

1. Переносим слова по слогам

2. Одну букву на строке не оставляем

3. Если в слове есть Ъ, Ь, Й то они присоединяются к впереди стоящему слогу

Например: подъ-езд, боль-шой, май-ка

4. В словах с двойной согласной перенос ставиться между двойными согласными

Например: мас-са, тен-нис

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩСТВИТЕЛЬНЫХ

Единственное число

  1скл 2скл 3 скл
Ип -а, -я нулевое, -о, -е нулевое
Рп -ы, -и -а, -я
Дп -у, -ю
Вп -у, -ю -а, -я, -о, -е нулевое
Тп -ой, -ою, -ей, - ёй, -ею -ом, -ем, -ём
Пп
 Проверочные слова   Лиса трава   Двор стекло   степь

 

Множественное число

  1скл 2скл 3скл
Ип -ы, -и -и, -ы, -а, -я
Рп нулевое, -ей -ов, -ей, нулевое -ей
Дп -ам, -ям -ам, -ям -ам, -ям
Вп нулевое, -и, -ы -ов, -ей, -а, -я, -ей, -и
Тп -ами, -ями -ами, -ями -ами, -ями
Пп -ах, -ях -ах, -ях -ах, -ях

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

При правописании окончаний прилагательных ориентируемся на вопрос. Какое окончание у вопроса такое же или похожее окончание у прилагательного

 

Единственное число

 

М.Р

С.Р

Ж.Р

Ип какой? -ый, -ий какое? -ое, -ее какая? -ая, -яя
Рп какого? -ого,-его какого? -ого,-его какой? -ой, -ей
Дп какому? -ому, -ему какому? -ому, -ему какой? -ой, -ей
Вп какой? какого? -ый, -ий -ого, -его какое? -ое, -ее Какую? -ую, -юю
Тп каким? -ым, -им каким? -ым, -им какой? -ой, -ей
Пп о каком? -ом, -ем о каком? -ом, -ем о какой? -ой, -ей

 

Множественное число

 

 

МН.Ч

Ип какой? какие? -ые, -ие,
Рп какого? каких? -ых, их
Дп какому? каким? -ым, им
Вп какой? какого? каких? какие? -ых, их,ые ие
Тп каким? какими? -ыми, ими
Пп о каком? о каких? -ых, их

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

 

Если личные местоимения 3 лица (он, она, оно, они) употребляются с предлогами, то к ним прибавляется впереди Н (к нему, у неё, до них)

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

У глаголов настоящего и будущего времени 1 спряжения пишем в окончании гласную Е, у глаголов 2спряжения –И

 

 

МОРФОЛОГИЯ

(характеристика слов как частей речи)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ-часть речи

Обозначает предмет

2. Отвечает на вопросы: кто? что?

Туз-одуш., народ- неодуш.

Изменяется по падежам

        предлоги
Ип Есть кто? что?   Нет
Рп Нет кого? чего? куда?откуда? где? Без, около, до, из, от, с, у, из-за, из-под, между, для, вокруг, после, кроме
Дп Дали кому? чему? куда? где? К, по
Вп Вижу кого? что? куда? За на, о, по, под, про, с, через, сквозь
Тп Творю кем? чем? куда? где? За, над, перед, под, с, по-над, между
Пп думаю о ком? о чём?  где? В, на, о, при, об,

Имеет склонение 1,2,3,скл

1скл 2скл 3 скл
М.Р. -а, -я Ж.Р. –а,-я М.Р,нулевое, С.Р. -о, -е Ж.Р.нулевое
Папа, дядя, мама, тетя Конь Окно, поле Мать вещь

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-часть речи

Обозначает признак предмета

2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? И тд

Изменяется по падежам

 

М.Р

С.Р

Ип какой?

-ый, -ий, -ой

какое? -ое, -ее
Рп какого?

-ого,-его

какого? -ого,-его
Дп какому?

-ому, -ему

какому? -ому, -ему
Вп какой? какого?

-ый, -ий, -ой

-ого, -его

какое? -ое, -ее
Тп каким?

-ым, -им

каким? -ым, -им
Пп о каком?

-ом, -ем

о каком? -ом, -ем
           
 

Ж.Р

МН.Ч

Ип какая?

-ая, -яя

какие? -ые, -ие,
Рп какой?

-ой, -ей

каких? -ых, их
Дп какой?

-ой, -ей

каким? -ым, им
Вп Какую?

-ую, -юю

каких? какие? -ых, их,ые ие
Тп какой?

-ой, -ей

какими? -ыми, ими
Пп о какой?

-ой, -ей

о каких? -ых, их
           

Внимание!

Число, род, падеж прилагательного полностью совпадает с числом, родом, падежом существительного от которого оно зависит.

Имеет лицо: 1л., 2л., 3л.,

Имеет род в 3лице

  Ед.ч Мн. ч
1 лицо Я Мы
2 лицо Ты Вы
3 лицо Он Мр Она Жр Оно Ср Они

Изменяется по падежам

Ип кто?что? я ты Он/оно она
Рп кого?чего? меня тебя его ее
Дп кому?чему? мне тебе ему ей
Вп кого?что? меня тебя его ее
Тп кем?чем? мной тобой им ею
Пп о ком?о чём? обо мне о тебе о нем о ней
Ип кто?что? мы вы они  
Рп кого?чего? нас вас их  
Дп кому?чему? нам вам им  
Вп кого?что? нас вас их  
Тп кем?чем? нами вами ими  
Пп о ком?о чём? о нас о вас о них  

ГЛАГОЛ- часть речи

1. Обозначает действие предмета

2. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и тд

3. Имеет вид: совершенный (что с делать? и тд), несовершенный (что делать? и тд)

4. Изменяется по временам: Пв, Нв, Бв.

5. Отдельно глаголы – неопределенной формы (или начальная форма или инфинитив) Отвечают на вопрос что делать? что сделать?

6. Имеет лицо (только в настоящем и будущем времени):1л, 2л., 3л

Внимание!

Чтобы определить лицо глагола подставьте к нему личное местоимение, какого лица местоимение- такого лица и глагол. (1л-я, мы; 2л- ты, вы; 3л- он, она, оно, они)

7. Изменяется по числам: единственное и множественное число

8. Изменяется по родам (только в ед.ч, Пв)

9. Спрягаются (1и2 спр) глаголы настоящего и будущего времени

Внимание!

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам

Определить спряжение можно по окончанию глаголов.

    1спр 2спр

Ед. ч

1л (я) -у, -ю -у, -ю
2л(ты) -ешь -ишь
3л(он,она,оно) ет ит

Мн.ч

1л (мы) ем им
2л(вы) ете ите
3л(они) Ют, ут ат, ят

 

Время, число, род

    Пв Нв Бв Нф

Несов.вид

Ед.ч что делал?-Мр что делала?-Жр что делало? Ср что делаю? что делаешь? что делает? что буду делать? что будешь делать? что будет делать?

что делать?

 

Мн. ч   что делали? что делаем? что делаете? что делают? что будем делать? что будите делать? что будут делать?

Сов.вид

Ед.ч Что сделал?- Мр Что сделала?-Жр Что сделало? Ср   нет что сделаю? что сделаешь? что сделает?

Что сделать?

Мн.ч   Что сделали?     нет что сделаем? что сделаете? что сделают?

 

 

Морфологический разбор ГЛАГОЛА

    Слово-вопрос-гл.,   1. Неопределенная форма (что делать?/что сделать?)   2. Вид, спр., вр., лицо (в наст и буд вр), число, род (Пв, ед ч) 3. Роль в предложении   Например:Воздвиг памятник   Воздвиг (что сделал?) – гл..   1. Н.ф. (что сделать?)воздвигнуть     2. Сов.вид, 1спр., Пв, ед.ч., Мр,     3. Главный член/сказуемое  

СОЮЗ

А, да,и, или, как, ли, либо, но, пока, чем, чтобы, где,

 

 

СИНТАКСИС

СЛОВОСОЧЕТЕНИЕ

Связанные по смыслу два слова (от одного к другому можно задать вопрос). Одно слово главное, другое – зависимое

Внимание!

Сказуемое + подлежащее не являются словосочетанием

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

2. По интонации: восклицательные (выражают чувства) и невосклицательные

 

По цели По интонации Пример

Повествовательные (сообщают о чем-то)

Восклицательные   Вечер такой славный!
невосклицательные Кружатся белые снежинки.

Побудительные

(просят или приказывают)

Восклицательные   Берегите лес!
Невосклицательные   Иди завтракать.

Вопросительные (спрашивают)

Восклицательные    
Невосклицательные   Кто по речке плывет?

                                   

3. Простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько грамматических  основ)

Грамм основа = главные члены = подлежащее и сказуемое

Например:

Светит яркое солнце. (простое)

Вдруг набежала черная туча, и пошел сильный дождь. (сложное)

4. Распространенные (грамматическая основа + второстепенные члены, хотя бы один) и нераспространенное (только грамматическая  основа)

Например:

Светит солнце. (нерасп)

 Светит яркое солнце. (распр)

 

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

главные

вторстепенные

Подлежащее сказуемое дополнение Определение обстоятельство
Обозначает о чём говоритсяв предложении Обозначает что говорится о подлежащем      
Отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Отвечает на вопрос что делает?  И др Вопросы падежей РП ДП ВП ТП ПП Отвечает на вопросы прилагательного Отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Зачем? Куда? Почему?  
         

 

ЗВУКИ И БУКВЫ

Раскрась ленту букв

а о у э ы м н й л р б в г д з ж         ъ
я ё ю е и           п ф к т с ш ц х ч щ ь

 

Внимание!

  УДАРНЫЕ
ГЛАСНЫЕ бывают или
  БЕЗУДАРНЫЕ
   
   
  ТВЕРДЫМИ или МЯГКИМИ
СОГЛАСНЫЕ бывают и
  ЗВОНКИМИ или ГЛУХИМИ
   
   
Ъ Ь Звука не обозначают

 

Внимание!

буквы Я Ё Е Ю

обозначают йотированные двойные звуки практически всегда,

  йа йо йэ йу

 

кроме одного случая: если впереди стоит согласный, то согласный

становиться мягким, а гласный обозначает один звук

Я Ё Е Ю

 

  а о э у

Например:

мал [м а л]
мял [м ' а л ]
моя [м о й ' а ] 

 

Фонетический разбор слова

1) Записываем слово, делим его на слоги, ставим ударение.

2) Записываем слово в столбик. Внимание! Если есть йотированные гласные, которые обозначают два звука, отводим для них две строки

3)  В квадратных скобках записываем рядом звуки

4)  Даем характеристику гласным звукам: ударный или безударный

5)  Даем характеристику согласным звукам: твердый или мягкий, звонкий или глухой

6) Ъ,Ь – звука нет, прочерк

7)  Считаем буквы и звуки

Пример

1 Вьюга- вью-га
2,3  
5 В – [в'] - согл., мяг., звон.
6 Ь ----------------
5 Ю - [ й ']– согл.,мяг., звон.
4 [ у]- глас., уд
5 Г - [ г] - согл., тв.,звон
4 А - [а] - глас., безуд
7 5 букв, 5 звуков
   

АЛФАВИТ

Аа [а ] Бб [бэ] Вв [ вэ] Гг  [гэ]   Дд  [ дэ] Ее  [ е] Ёё  [ ё] Жж  [ жэ] Зз  [ зэ] Ии  [ и]
Йй  [ и краткое] Кк  [ ка] Лл [ эл] Мм  [эм] Нн  [ эн] Оо  [ о] Пп  [ пэ] Рр  [ эр] Сс  [ эс] Тт  [ тэ]
Уу  [ у] Фф  [ эф] Хх [ ха] Цц [цэ] Чч  [ че] Шш  [ша] Щщ  [ща] Ъ [твердый знак] Ы [ ы] Ь [мягкий знак]
Ээ [э] Юю [ ю]   Яя [я]              

 

 

ЛЕКСИКА

Однозначные слова имеют одно значение. Например: подоконник   Многозначные слова имеет несколько значений. Например: ядро 1) часть плода (ядро ореха); 2) основа чего-то (На Волге уничтожено ядро немецкой армии); 3) центр чего-то (ядро Земли); 4) снаряд (Из пушки вылетело ядро)
Прямое значение слова - его исходное первоначальное значение. Например: глухой человек = лишенный слуха человек Переносное значение слова – вторичное значение слова. Например: глухая улица = тихая, безлюдная улица
Синонимы - слова одной той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию. Например: ребенок- дитя, молодой – юный, сердиться – злиться Антонимы – слова противоположные по значению. Например: друг- враг, горький – сладкий, огорчаться- радоваться  
Фразеологизмы – устойчивые выражения, делают речь образной. Например: скатертью дорога, спустя рукава, сел в галошу, заруби себе на носу

МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

Корень- общая часть всех родственных слов Однокоренные слова имеют 1) общий корень 2) схожее значение Внимание! Чередование согласных в корнях г/ж, к/ч, х/ш, д/ж, т/ч, з/ж, с/ш, б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл Например: бег – бежать, рука – ручка, муха – мушка, друг - дружу Чтобы найти корень: 1 Подбираем однокоренные слова разных частей речи (сущ, прил, глагол) 2 Выделяем общую часть Зеленый, зеленеть, зеленка, зелень
Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении   Внимание! Бывает нулевое окончание лес (нулевое)       леса       лесу      лесом    о лесе   Чтобы найти окончание: Изменяем слово (что изменилось то и окончание):   Существительное изменяем по падежам или числам Например: сады –сад, в лесу- леса-лесом-лес   Прилагательное изменяем по числам или родам или падежам Например: сильный-сильная- сильное, Злой - злые, большой- большого- большому- большим- о большом   Глагол изменяем Пр. вр – по родам или числам Например: спал-спала- спало- спали Наст. и буд. вр – по лицам и числам Спишь – спит – спите - спят  
Приставка- часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов Типичные приставки: без-, бес-, в (во)-, до-, за-, из-, ис-, кое-, к-, на-, о-, об-, от-, пере-, пре-, при-, под(подо)-, по-, раз-, рас-, с (со)-, у-,
Суффикс- часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов Типичные суффиксы для частей речи: Сущ.- к, ик, ек, ин, изн, тель, чак, чик, щик, ец, иц, ич, ичн, ичк, ечк, оньк, еньк, инк, енк, ышк, ушк, юшк, ищ, ович, овн, евн, отн, овн, от, ость, овств, ев, еств, енств, Прил.- н, ск, лив, чив, оват, ов, Глаг.- а, ыва, ва, е, и, ирова, Наречий- о, е, и, ому
Постфикс – как суффикс только стоит после окончания   -ся, -сь
Основа – все слово без окончания Внимание! Бывают сложные слова в которых больше одной основы (два корня), буквы между корнями – соединительные гласные: О, Е., И например: небоскреб, тысячелетие, тридцать.

 

Морфемный разбор слова

(разбор слова по составу)

1. Выделяем окончание   ПОДОКОННИК Существительное, значит изменяю по падежам: подоконника, подоконнику, подоконником Окончание нулевое
2. Выделяем основу Все слово без окончания ПОДОКОННИК  
3. Выделить корень Подбираю родственные слова и нахожу общую часть: подоконник, подоконные, окно, Корень –ОКОН- (здесь беглая гласная в корне –О-)
4. Выделяем приставку Все что перед корнем ПОДОКОННИК  
5. Выделяем суффикс Все что между корнем и окончанием ПОДОКОННИК

 

ОРФОГРАФИЯ

(ПРАВОПИСАНИЕ)

Орфограмма

Как проверить

1. Проверяемая безударная гласная в корне

Подбери однокоренное слово такое, чтобы на этот звук падало ударение

Например: пос..деть – с и дя – пос и деть

2. Непроверяемая безударная гласная в корне

Запомни написание или проверь по орфографическому словарю

 

3. Безударная гласная в приставке  

Запомнить приставки

4. Гласные после шипящих согласных (ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ) После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся буквы Ю, Я, Ы, Э, а пишутся У, А, И, Е Внимание! Есть исключения (иностранные слова, например: ЖЮРИ)  

Например: жи знь, ши шка, ча сы, ща вель, чу гун, щу ка

5. Гласные И/Ы после Ц  (ЦИ или ЦЫ)  

В корне слова пишем ЦИ

Например: ци рк

 

В суффиксе ЫН и на конце слова пишем ЦЫ

Например: лиси ц ы н, пти ц ы

 

6. Парные звонкие и глухие согласные (б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, ж/ш)

Подбери однокоренное слово такое, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или буквы Р, Л, М, Н, В

Например: зу..- зу б ы -зуб,

              мо.. – мо к р ый – мок

 

7. Парные звонкие и глухие согласные в приставке  

Запомнить приставки

8. Непроизносимые согласные

Подбери однокоренное слово такое, чтобы это место в слове слышалось отчетливо

Например: со л нце- со л нечный

9. Двойные согласные  

Запомни написание

10. Разделительные Ъ и Ь Ъ пишется между приставкой и корнем;   приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на гласную Я, Ё, Е, Ю   это место произносим раздельно и слышим Й Ь пишется в корне;     между согласной  и гласной Я, Ю, Е, Ё, И   это место произносим раздельно и слышим Й  
11. Ь после шипящих

У существительных Ж.Р. с шипящей на конце

Например: рожь, мышь, дочь

У глаголов неопределенной формы

Например: печь пироги, течь по склону

У глаголов 2Л, ЕД.Ч

Например: спишь, читаешь

12. Большая буква

Имена собственные людей, животных, городов, рек, стран, морей и тд пишем с большой буквы

13.  Орфограмма пробел

Пишем раздельно предлоги со словами. Для проверки вставим между предлогом и словом другое слово.

Например: в лесу- в густом лесу

14. НЕ с глаголами

Пишем раздельно.

Например: не пишу, не читаю, не играю

 

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА

1. Переносим слова по слогам

2. Одну букву на строке не оставляем

3. Если в слове есть Ъ, Ь, Й то они присоединяются к впереди стоящему слогу

Например: подъ-езд, боль-шой, май-ка

4. В словах с двойной согласной перенос ставиться между двойными согласными

Например: мас-са, тен-нис

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩСТВИТЕЛЬНЫХ

Единственное число

  1скл 2скл 3 скл
Ип -а, -я нулевое, -о, -е нулевое
Рп -ы, -и -а, -я
Дп -у, -ю
Вп -у, -ю -а, -я, -о, -е нулевое
Тп -ой, -ою, -ей, - ёй, -ею -ом, -ем, -ём
Пп
 Проверочные слова   Лиса трава   Двор стекло   степь

 

Множественное число

  1скл 2скл 3скл
Ип -ы, -и -и, -ы, -а, -я
Рп нулевое, -ей -ов, -ей, нулевое -ей
Дп -ам, -ям -ам, -ям -ам, -ям
Вп нулевое, -и, -ы -ов, -ей, -а, -я, -ей, -и
Тп -ами, -ями -ами, -ями -ами, -ями
Пп -ах, -ях -ах, -ях -ах, -ях

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

При правописании окончаний прилагательных ориентируемся на вопрос. Какое окончание у вопроса такое же или похожее окончание у прилагательного

 

Единственное число

 

М.Р

С.Р

Ж.Р

Ип какой? -ый, -ий какое? -ое, -ее какая? -ая, -яя
Рп какого? -ого,-его какого? -ого,-его какой? -ой, -ей
Дп какому? -ому, -ему какому? -ому, -ему какой? -ой, -ей
Вп какой? какого? -ый, -ий -ого, -его какое? -ое, -ее Какую? -ую, -юю
Тп каким? -ым, -им каким? -ым, -им какой? -ой, -ей
Пп о каком? -ом, -ем о каком? -ом, -ем о какой? -ой, -ей

 

Множественное число

 

 

МН.Ч

Ип какой? какие? -ые, -ие,
Рп какого? каких? -ых, их
Дп какому? каким? -ым, им
Вп какой? какого? каких? какие? -ых, их,ые ие
Тп каким? какими? -ыми, ими
Пп о каком? о каких? -ых, их

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

 

Если личные местоимения 3 лица (он, она, оно, они) употребляются с предлогами, то к ним прибавляется впереди Н (к нему, у неё, до них)

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

У глаголов настоящего и будущего времени 1 спряжения пишем в окончании гласную Е, у глаголов 2спряжения –И

 

 

МОРФОЛОГИЯ

(характеристика слов как частей речи)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ-часть речи

Обозначает предмет

2. Отвечает на вопросы: кто? что?

Одушевленное (кто?) /неодушевленное(что?)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.302 с.