Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-11 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЗВУКИ И БУКВЫ
Раскрась ленту букв
а | о | у | э | ы | м | н | й | л | р | б | в | г | д | з | ж | ъ | ||||
я | ё | ю | е | и | п | ф | к | т | с | ш | ц | х | ч | щ | ь |
Внимание!
УДАРНЫЕ | |
ГЛАСНЫЕ бывают | или |
БЕЗУДАРНЫЕ | |
ТВЕРДЫМИ или МЯГКИМИ | |
СОГЛАСНЫЕ бывают | и |
ЗВОНКИМИ или ГЛУХИМИ | |
Ъ Ь | Звука не обозначают |
Внимание!
буквы | Я | Ё | Е | Ю | обозначают йотированные двойные звуки практически всегда, | ||||
йа | йо | йэ | йу |
| |||||
кроме одного случая: если впереди стоит согласный, то согласный | |||||||||
становиться мягким, а гласный обозначает один звук | Я | Ё | Е | Ю | |||||
| а | о | э | у |
Например:
мал | [м а л] |
мял | [м ' а л ] |
моя | [м о й ' а ] |
Фонетический разбор слова
1) Записываем слово, делим его на слоги, ставим ударение.
2) Записываем слово в столбик. Внимание! Если есть йотированные гласные, которые обозначают два звука, отводим для них две строки
3) В квадратных скобках записываем рядом звуки
4) Даем характеристику гласным звукам: ударный или безударный
5) Даем характеристику согласным звукам: твердый или мягкий, звонкий или глухой
6) Ъ,Ь – звука нет, прочерк
7) Считаем буквы и звуки
Пример
1 | Вьюга- вью-га |
2,3 | |
5 | В – [в'] - согл., мяг., звон. |
6 | Ь ---------------- |
5 | Ю - [ й ']– согл.,мяг., звон. |
4 | [ у]- глас., уд |
5 | Г - [ г] - согл., тв.,звон |
4 | А - [а] - глас., безуд |
7 | 5 букв, 5 звуков |
АЛФАВИТ
Аа [а ] | Бб [бэ] | Вв [ вэ] | Гг [гэ] | Дд [ дэ] | Ее [ е] | Ёё [ ё] | Жж [ жэ] | Зз [ зэ] | Ии [ и] |
Йй [ и краткое] | Кк [ ка] | Лл [ эл] | Мм [эм] | Нн [ эн] | Оо [ о] | Пп [ пэ] | Рр [ эр] | Сс [ эс] | Тт [ тэ] |
Уу [ у] | Фф [ эф] | Хх [ ха] | Цц [цэ] | Чч [ че] | Шш [ша] | Щщ [ща] | Ъ [твердый знак] | Ы [ ы] | Ь [мягкий знак] |
Ээ [э] | Юю [ ю] | Яя [я] |
|
ЛЕКСИКА
Однозначные слова имеют одно значение. Например: подоконник Многозначные слова имеет несколько значений. Например: ядро 1) часть плода (ядро ореха); 2) основа чего-то (На Волге уничтожено ядро немецкой армии); 3) центр чего-то (ядро Земли); 4) снаряд (Из пушки вылетело ядро) |
Прямое значение слова - его исходное первоначальное значение. Например: глухой человек = лишенный слуха человек Переносное значение слова – вторичное значение слова. Например: глухая улица = тихая, безлюдная улица |
Синонимы - слова одной той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию. Например: ребенок- дитя, молодой – юный, сердиться – злиться Антонимы – слова противоположные по значению. Например: друг- враг, горький – сладкий, огорчаться- радоваться |
Фразеологизмы – устойчивые выражения, делают речь образной. Например: скатертью дорога, спустя рукава, сел в галошу, заруби себе на носу |
МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
Корень- общая часть всех родственных слов Однокоренные слова имеют 1) общий корень 2) схожее значение Внимание! Чередование согласных в корнях г/ж, к/ч, х/ш, д/ж, т/ч, з/ж, с/ш, б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл Например: бег – бежать, рука – ручка, муха – мушка, друг - дружу | Чтобы найти корень: 1 Подбираем однокоренные слова разных частей речи (сущ, прил, глагол) 2 Выделяем общую часть Зеленый, зеленеть, зеленка, зелень |
Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении Внимание! Бывает нулевое окончание лес (нулевое) леса лесу лесом о лесе | Чтобы найти окончание: Изменяем слово (что изменилось то и окончание): Существительное изменяем по падежам или числам Например: сады –сад, в лесу- леса-лесом-лес Прилагательное изменяем по числам или родам или падежам Например: сильный-сильная- сильное, Злой - злые, большой- большого- большому- большим- о большом Глагол изменяем Пр. вр – по родам или числам Например: спал-спала- спало- спали Наст. и буд. вр – по лицам и числам Спишь – спит – спите - спят |
Приставка- часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов | Типичные приставки: без-, бес-, в (во)-, до-, за-, из-, ис-, кое-, к-, на-, о-, об-, от-, пере-, пре-, при-, под(подо)-, по-, раз-, рас-, с (со)-, у-, |
Суффикс- часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов | Типичные суффиксы для частей речи: Сущ.- к, ик, ек, ин, изн, тель, чак, чик, щик, ец, иц, ич, ичн, ичк, ечк, оньк, еньк, инк, енк, ышк, ушк, юшк, ищ, ович, овн, евн, отн, овн, от, ость, овств, ев, еств, енств, Прил.- н, ск, лив, чив, оват, ов, Глаг.- а, ыва, ва, е, и, ирова, Наречий- о, е, и, ому |
Постфикс – как суффикс только стоит после окончания | -ся, -сь |
Основа – все слово без окончания Внимание! Бывают сложные слова в которых больше одной основы (два корня), буквы между корнями – соединительные гласные: О, Е., И | например: небоскреб, тысячелетие, тридцать. |
|
Морфемный разбор слова
(разбор слова по составу)
1. Выделяем окончание | ПОДОКОННИК Существительное, значит изменяю по падежам: подоконника, подоконнику, подоконником Окончание нулевое |
2. Выделяем основу | Все слово без окончания ПОДОКОННИК |
3. Выделить корень | Подбираю родственные слова и нахожу общую часть: подоконник, подоконные, окно, Корень –ОКОН- (здесь беглая гласная в корне –О-) |
4. Выделяем приставку | Все что перед корнем ПОДОКОННИК |
5. Выделяем суффикс | Все что между корнем и окончанием ПОДОКОННИК |
ОРФОГРАФИЯ
(ПРАВОПИСАНИЕ)
Орфограмма | Как проверить | ||
1. Проверяемая безударная гласная в корне | Подбери однокоренное слово такое, чтобы на этот звук падало ударение Например: пос..деть – с и дя – пос и деть | ||
2. Непроверяемая безударная гласная в корне | Запомни написание или проверь по орфографическому словарю
| ||
3. Безударная гласная в приставке | Запомнить приставки | ||
4. Гласные после шипящих согласных (ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ) После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся буквы Ю, Я, Ы, Э, а пишутся У, А, И, Е Внимание! Есть исключения (иностранные слова, например: ЖЮРИ) | Например: жи знь, ши шка, ча сы, ща вель, чу гун, щу ка
| ||
5. Гласные И/Ы после Ц (ЦИ или ЦЫ) | В корне слова пишем ЦИ Например: ци рк
В суффиксе ЫН и на конце слова пишем ЦЫ Например: лиси ц ы н, пти ц ы
| ||
6. Парные звонкие и глухие согласные (б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, ж/ш) | Подбери однокоренное слово такое, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или буквы Р, Л, М, Н, В Например: зу..- зу б ы -зуб, мо.. – мо к р ый – мок
| ||
7. Парные звонкие и глухие согласные в приставке | Запомнить приставки | ||
8. Непроизносимые согласные | Подбери однокоренное слово такое, чтобы это место в слове слышалось отчетливо Например: со л нце- со л нечный | ||
9. Двойные согласные | Запомни написание | ||
10. Разделительные Ъ и Ь | Ъ пишется между приставкой и корнем; приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на гласную Я, Ё, Е, Ю это место произносим раздельно и слышим Й | Ь пишется в корне; между согласной и гласной Я, Ю, Е, Ё, И это место произносим раздельно и слышим Й | |
11. Ь после шипящих | У существительных Ж.Р. с шипящей на конце Например: рожь, мышь, дочь У глаголов неопределенной формы Например: печь пироги, течь по склону У глаголов 2Л, ЕД.Ч Например: спишь, читаешь | ||
12. Большая буква | Имена собственные людей, животных, городов, рек, стран, морей и тд пишем с большой буквы | ||
13. Орфограмма пробел | Пишем раздельно предлоги со словами. Для проверки вставим между предлогом и словом другое слово. Например: в лесу- в густом лесу | ||
14. НЕ с глаголами | Пишем раздельно. Например: не пишу, не читаю, не играю |
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
1. Переносим слова по слогам
2. Одну букву на строке не оставляем
3. Если в слове есть Ъ, Ь, Й то они присоединяются к впереди стоящему слогу
Например: подъ-езд, боль-шой, май-ка
4. В словах с двойной согласной перенос ставиться между двойными согласными
Например: мас-са, тен-нис
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩСТВИТЕЛЬНЫХ
Единственное число
1скл | 2скл | 3 скл | |
Ип | -а, -я | нулевое, -о, -е | нулевое |
Рп | -ы, -и | -а, -я | -и |
Дп | -е | -у, -ю | -и |
Вп | -у, -ю | -а, -я, -о, -е | нулевое |
Тп | -ой, -ою, -ей, - ёй, -ею | -ом, -ем, -ём | -ю |
Пп | -е | -е | -и |
Проверочные слова | Лиса трава | Двор стекло | степь |
|
Множественное число
1скл | 2скл | 3скл | |
Ип | -ы, -и | -и, -ы, -а, -я | -и |
Рп | нулевое, -ей | -ов, -ей, нулевое | -ей |
Дп | -ам, -ям | -ам, -ям | -ам, -ям |
Вп | нулевое, -и, -ы | -ов, -ей, -а, -я, | -ей, -и |
Тп | -ами, -ями | -ами, -ями | -ами, -ями |
Пп | -ах, -ях | -ах, -ях | -ах, -ях |
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
При правописании окончаний прилагательных ориентируемся на вопрос. Какое окончание у вопроса такое же или похожее окончание у прилагательного
Единственное число
М.Р | С.Р | Ж.Р | ||||
Ип | какой? | -ый, -ий | какое? | -ое, -ее | какая? | -ая, -яя |
Рп | какого? | -ого,-его | какого? | -ого,-его | какой? | -ой, -ей |
Дп | какому? | -ому, -ему | какому? | -ому, -ему | какой? | -ой, -ей |
Вп | какой? какого? | -ый, -ий -ого, -его | какое? | -ое, -ее | Какую? | -ую, -юю |
Тп | каким? | -ым, -им | каким? | -ым, -им | какой? | -ой, -ей |
Пп | о каком? | -ом, -ем | о каком? | -ом, -ем | о какой? | -ой, -ей |
Множественное число
МН.Ч | |||
Ип | какой? | какие? | -ые, -ие, |
Рп | какого? | каких? | -ых, их |
Дп | какому? | каким? | -ым, им |
Вп | какой? какого? | каких? какие? | -ых, их,ые ие |
Тп | каким? | какими? | -ыми, ими |
Пп | о каком? | о каких? | -ых, их |
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
Если личные местоимения 3 лица (он, она, оно, они) употребляются с предлогами, то к ним прибавляется впереди Н (к нему, у неё, до них)
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
У глаголов настоящего и будущего времени 1 спряжения пишем в окончании гласную Е, у глаголов 2спряжения –И
МОРФОЛОГИЯ
(характеристика слов как частей речи)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ-часть речи
Обозначает предмет
2. Отвечает на вопросы: кто? что?
Туз-одуш., народ- неодуш.
Изменяется по падежам
предлоги | ||||
Ип | Есть | кто? что? | Нет | |
Рп | Нет | кого? чего? | куда?откуда? где? | Без, около, до, из, от, с, у, из-за, из-под, между, для, вокруг, после, кроме |
Дп | Дали | кому? чему? | куда? где? | К, по |
Вп | Вижу | кого? что? | куда? | За на, о, по, под, про, с, через, сквозь |
Тп | Творю | кем? чем? | куда? где? | За, над, перед, под, с, по-над, между |
Пп | думаю | о ком? о чём? | где? | В, на, о, при, об, |
Имеет склонение 1,2,3,скл
1скл | 2скл | 3 скл |
М.Р. -а, -я Ж.Р. –а,-я | М.Р,нулевое, С.Р. -о, -е | Ж.Р.нулевое |
Папа, дядя, мама, тетя | Конь Окно, поле | Мать вещь |
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-часть речи
Обозначает признак предмета
2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? И тд
Изменяется по падежам
М.Р | С.Р | |||||
Ип | какой? | -ый, -ий, -ой | какое? | -ое, -ее | ||
Рп | какого? | -ого,-его | какого? | -ого,-его | ||
Дп | какому? | -ому, -ему | какому? | -ому, -ему | ||
Вп | какой? какого? | -ый, -ий, -ой
-ого, -его | какое? | -ое, -ее | ||
Тп | каким? | -ым, -им | каким? | -ым, -им | ||
Пп | о каком? | -ом, -ем | о каком? | -ом, -ем | ||
Ж.Р | МН.Ч | ||||
Ип | какая? | -ая, -яя | какие? | -ые, -ие, | |
Рп | какой? | -ой, -ей | каких? | -ых, их | |
Дп | какой? | -ой, -ей | каким? | -ым, им | |
Вп | Какую? | -ую, -юю | каких? какие? | -ых, их,ые ие | |
Тп | какой? | -ой, -ей | какими? | -ыми, ими | |
Пп | о какой? | -ой, -ей | о каких? | -ых, их | |
Внимание!
Число, род, падеж прилагательного полностью совпадает с числом, родом, падежом существительного от которого оно зависит.
Имеет лицо: 1л., 2л., 3л.,
Имеет род в 3лице
Ед.ч | Мн. ч | |
1 лицо | Я | Мы |
2 лицо | Ты | Вы |
3 лицо | Он Мр Она Жр Оно Ср | Они |
Изменяется по падежам
Ип | кто?что? | я | ты | Он/оно | она |
Рп | кого?чего? | меня | тебя | его | ее |
Дп | кому?чему? | мне | тебе | ему | ей |
Вп | кого?что? | меня | тебя | его | ее |
Тп | кем?чем? | мной | тобой | им | ею |
Пп | о ком?о чём? | обо мне | о тебе | о нем | о ней |
Ип | кто?что? | мы | вы | они | |
Рп | кого?чего? | нас | вас | их | |
Дп | кому?чему? | нам | вам | им | |
Вп | кого?что? | нас | вас | их | |
Тп | кем?чем? | нами | вами | ими | |
Пп | о ком?о чём? | о нас | о вас | о них |
ГЛАГОЛ- часть речи
1. Обозначает действие предмета
2. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и тд
3. Имеет вид: совершенный (что с делать? и тд), несовершенный (что делать? и тд)
4. Изменяется по временам: Пв, Нв, Бв.
5. Отдельно глаголы – неопределенной формы (или начальная форма или инфинитив) Отвечают на вопрос что делать? что сделать?
6. Имеет лицо (только в настоящем и будущем времени):1л, 2л., 3л
Внимание!
Чтобы определить лицо глагола подставьте к нему личное местоимение, какого лица местоимение- такого лица и глагол. (1л-я, мы; 2л- ты, вы; 3л- он, она, оно, они)
7. Изменяется по числам: единственное и множественное число
8. Изменяется по родам (только в ед.ч, Пв)
9. Спрягаются (1и2 спр) глаголы настоящего и будущего времени
Внимание!
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам
Определить спряжение можно по окончанию глаголов.
1спр | 2спр | ||
Ед. ч | 1л (я) | -у, -ю | -у, -ю |
2л(ты) | -ешь | -ишь | |
3л(он,она,оно) | ет | ит | |
Мн.ч | 1л (мы) | ем | им |
2л(вы) | ете | ите | |
3л(они) | Ют, ут | ат, ят |
Время, число, род
Пв | Нв | Бв | Нф | ||
Несов.вид | Ед.ч | что делал?-Мр что делала?-Жр что делало? Ср | что делаю? что делаешь? что делает? | что буду делать? что будешь делать? что будет делать? | что делать?
|
Мн. ч | что делали? | что делаем? что делаете? что делают? | что будем делать? что будите делать? что будут делать? | ||
Сов.вид | Ед.ч | Что сделал?- Мр Что сделала?-Жр Что сделало? Ср | нет | что сделаю? что сделаешь? что сделает? | Что сделать? |
Мн.ч | Что сделали? | нет | что сделаем? что сделаете? что сделают? |
Морфологический разбор ГЛАГОЛА
Слово-вопрос-гл., 1. Неопределенная форма (что делать?/что сделать?) 2. Вид, спр., вр., лицо (в наст и буд вр), число, род (Пв, ед ч) 3. Роль в предложении | Например:Воздвиг памятник Воздвиг (что сделал?) – гл.. 1. Н.ф. (что сделать?)воздвигнуть 2. Сов.вид, 1спр., Пв, ед.ч., Мр, 3. Главный член/сказуемое |
СОЮЗ
А, да,и, или, как, ли, либо, но, пока, чем, чтобы, где,
СИНТАКСИС
СЛОВОСОЧЕТЕНИЕ
Связанные по смыслу два слова (от одного к другому можно задать вопрос). Одно слово главное, другое – зависимое
Внимание!
Сказуемое + подлежащее не являются словосочетанием
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
2. По интонации: восклицательные (выражают чувства) и невосклицательные
По цели | По интонации | Пример |
Повествовательные (сообщают о чем-то) | Восклицательные | Вечер такой славный! |
невосклицательные | Кружатся белые снежинки. | |
Побудительные (просят или приказывают) | Восклицательные | Берегите лес! |
Невосклицательные | Иди завтракать. | |
Вопросительные (спрашивают) | Восклицательные | |
Невосклицательные | Кто по речке плывет? |
3. Простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько грамматических основ)
Грамм основа = главные члены = подлежащее и сказуемое
Например:
Светит яркое солнце. (простое)
Вдруг набежала черная туча, и пошел сильный дождь. (сложное)
4. Распространенные (грамматическая основа + второстепенные члены, хотя бы один) и нераспространенное (только грамматическая основа)
Например:
Светит солнце. (нерасп)
Светит яркое солнце. (распр)
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
главные | вторстепенные | |||
Подлежащее | сказуемое | дополнение | Определение | обстоятельство |
Обозначает о чём говоритсяв предложении | Обозначает что говорится о подлежащем | |||
Отвечает на вопрос КТО? ЧТО? | Отвечает на вопрос что делает? И др | Вопросы падежей РП ДП ВП ТП ПП | Отвечает на вопросы прилагательного | Отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Зачем? Куда? Почему? |
ЗВУКИ И БУКВЫ
Раскрась ленту букв
а | о | у | э | ы | м | н | й | л | р | б | в | г | д | з | ж | ъ | ||||
я | ё | ю | е | и | п | ф | к | т | с | ш | ц | х | ч | щ | ь |
Внимание!
УДАРНЫЕ | |
ГЛАСНЫЕ бывают | или |
БЕЗУДАРНЫЕ | |
ТВЕРДЫМИ или МЯГКИМИ | |
СОГЛАСНЫЕ бывают | и |
ЗВОНКИМИ или ГЛУХИМИ | |
Ъ Ь | Звука не обозначают |
Внимание!
буквы | Я | Ё | Е | Ю | обозначают йотированные двойные звуки практически всегда, | ||||
йа | йо | йэ | йу |
| |||||
кроме одного случая: если впереди стоит согласный, то согласный | |||||||||
становиться мягким, а гласный обозначает один звук | Я | Ё | Е | Ю | |||||
| а | о | э | у |
Например:
мал | [м а л] |
мял | [м ' а л ] |
моя | [м о й ' а ] |
Фонетический разбор слова
1) Записываем слово, делим его на слоги, ставим ударение.
2) Записываем слово в столбик. Внимание! Если есть йотированные гласные, которые обозначают два звука, отводим для них две строки
3) В квадратных скобках записываем рядом звуки
4) Даем характеристику гласным звукам: ударный или безударный
5) Даем характеристику согласным звукам: твердый или мягкий, звонкий или глухой
6) Ъ,Ь – звука нет, прочерк
7) Считаем буквы и звуки
Пример
1 | Вьюга- вью-га |
2,3 | |
5 | В – [в'] - согл., мяг., звон. |
6 | Ь ---------------- |
5 | Ю - [ й ']– согл.,мяг., звон. |
4 | [ у]- глас., уд |
5 | Г - [ г] - согл., тв.,звон |
4 | А - [а] - глас., безуд |
7 | 5 букв, 5 звуков |
АЛФАВИТ
Аа [а ] | Бб [бэ] | Вв [ вэ] | Гг [гэ] | Дд [ дэ] | Ее [ е] | Ёё [ ё] | Жж [ жэ] | Зз [ зэ] | Ии [ и] |
Йй [ и краткое] | Кк [ ка] | Лл [ эл] | Мм [эм] | Нн [ эн] | Оо [ о] | Пп [ пэ] | Рр [ эр] | Сс [ эс] | Тт [ тэ] |
Уу [ у] | Фф [ эф] | Хх [ ха] | Цц [цэ] | Чч [ че] | Шш [ша] | Щщ [ща] | Ъ [твердый знак] | Ы [ ы] | Ь [мягкий знак] |
Ээ [э] | Юю [ ю] | Яя [я] |
ЛЕКСИКА
Однозначные слова имеют одно значение. Например: подоконник Многозначные слова имеет несколько значений. Например: ядро 1) часть плода (ядро ореха); 2) основа чего-то (На Волге уничтожено ядро немецкой армии); 3) центр чего-то (ядро Земли); 4) снаряд (Из пушки вылетело ядро) |
Прямое значение слова - его исходное первоначальное значение. Например: глухой человек = лишенный слуха человек Переносное значение слова – вторичное значение слова. Например: глухая улица = тихая, безлюдная улица |
Синонимы - слова одной той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию. Например: ребенок- дитя, молодой – юный, сердиться – злиться Антонимы – слова противоположные по значению. Например: друг- враг, горький – сладкий, огорчаться- радоваться |
Фразеологизмы – устойчивые выражения, делают речь образной. Например: скатертью дорога, спустя рукава, сел в галошу, заруби себе на носу |
МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
Корень- общая часть всех родственных слов Однокоренные слова имеют 1) общий корень 2) схожее значение Внимание! Чередование согласных в корнях г/ж, к/ч, х/ш, д/ж, т/ч, з/ж, с/ш, б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл Например: бег – бежать, рука – ручка, муха – мушка, друг - дружу | Чтобы найти корень: 1 Подбираем однокоренные слова разных частей речи (сущ, прил, глагол) 2 Выделяем общую часть Зеленый, зеленеть, зеленка, зелень |
Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении Внимание! Бывает нулевое окончание лес (нулевое) леса лесу лесом о лесе | Чтобы найти окончание: Изменяем слово (что изменилось то и окончание): Существительное изменяем по падежам или числам Например: сады –сад, в лесу- леса-лесом-лес Прилагательное изменяем по числам или родам или падежам Например: сильный-сильная- сильное, Злой - злые, большой- большого- большому- большим- о большом Глагол изменяем Пр. вр – по родам или числам Например: спал-спала- спало- спали Наст. и буд. вр – по лицам и числам Спишь – спит – спите - спят |
Приставка- часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов | Типичные приставки: без-, бес-, в (во)-, до-, за-, из-, ис-, кое-, к-, на-, о-, об-, от-, пере-, пре-, при-, под(подо)-, по-, раз-, рас-, с (со)-, у-, |
Суффикс- часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов | Типичные суффиксы для частей речи: Сущ.- к, ик, ек, ин, изн, тель, чак, чик, щик, ец, иц, ич, ичн, ичк, ечк, оньк, еньк, инк, енк, ышк, ушк, юшк, ищ, ович, овн, евн, отн, овн, от, ость, овств, ев, еств, енств, Прил.- н, ск, лив, чив, оват, ов, Глаг.- а, ыва, ва, е, и, ирова, Наречий- о, е, и, ому |
Постфикс – как суффикс только стоит после окончания | -ся, -сь |
Основа – все слово без окончания Внимание! Бывают сложные слова в которых больше одной основы (два корня), буквы между корнями – соединительные гласные: О, Е., И | например: небоскреб, тысячелетие, тридцать. |
Морфемный разбор слова
(разбор слова по составу)
1. Выделяем окончание | ПОДОКОННИК Существительное, значит изменяю по падежам: подоконника, подоконнику, подоконником Окончание нулевое |
2. Выделяем основу | Все слово без окончания ПОДОКОННИК |
3. Выделить корень | Подбираю родственные слова и нахожу общую часть: подоконник, подоконные, окно, Корень –ОКОН- (здесь беглая гласная в корне –О-) |
4. Выделяем приставку | Все что перед корнем ПОДОКОННИК |
5. Выделяем суффикс | Все что между корнем и окончанием ПОДОКОННИК |
ОРФОГРАФИЯ
(ПРАВОПИСАНИЕ)
Орфограмма | Как проверить | |
1. Проверяемая безударная гласная в корне | Подбери однокоренное слово такое, чтобы на этот звук падало ударение Например: пос..деть – с и дя – пос и деть | |
2. Непроверяемая безударная гласная в корне | Запомни написание или проверь по орфографическому словарю
| |
3. Безударная гласная в приставке | Запомнить приставки | |
4. Гласные после шипящих согласных (ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ) После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся буквы Ю, Я, Ы, Э, а пишутся У, А, И, Е Внимание! Есть исключения (иностранные слова, например: ЖЮРИ) | Например: жи знь, ши шка, ча сы, ща вель, чу гун, щу ка | |
5. Гласные И/Ы после Ц (ЦИ или ЦЫ) | В корне слова пишем ЦИ Например: ци рк
В суффиксе ЫН и на конце слова пишем ЦЫ Например: лиси ц ы н, пти ц ы
| |
6. Парные звонкие и глухие согласные (б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, ж/ш) | Подбери однокоренное слово такое, чтобы после сомнительного согласного шел гласный или буквы Р, Л, М, Н, В Например: зу..- зу б ы -зуб, мо.. – мо к р ый – мок
| |
7. Парные звонкие и глухие согласные в приставке | Запомнить приставки | |
8. Непроизносимые согласные | Подбери однокоренное слово такое, чтобы это место в слове слышалось отчетливо Например: со л нце- со л нечный | |
9. Двойные согласные | Запомни написание | |
10. Разделительные Ъ и Ь | Ъ пишется между приставкой и корнем; приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на гласную Я, Ё, Е, Ю это место произносим раздельно и слышим Й | Ь пишется в корне; между согласной и гласной Я, Ю, Е, Ё, И это место произносим раздельно и слышим Й |
11. Ь после шипящих | У существительных Ж.Р. с шипящей на конце Например: рожь, мышь, дочь У глаголов неопределенной формы Например: печь пироги, течь по склону У глаголов 2Л, ЕД.Ч Например: спишь, читаешь | |
12. Большая буква | Имена собственные людей, животных, городов, рек, стран, морей и тд пишем с большой буквы | |
13. Орфограмма пробел | Пишем раздельно предлоги со словами. Для проверки вставим между предлогом и словом другое слово. Например: в лесу- в густом лесу | |
14. НЕ с глаголами | Пишем раздельно. Например: не пишу, не читаю, не играю |
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
1. Переносим слова по слогам
2. Одну букву на строке не оставляем
3. Если в слове есть Ъ, Ь, Й то они присоединяются к впереди стоящему слогу
Например: подъ-езд, боль-шой, май-ка
4. В словах с двойной согласной перенос ставиться между двойными согласными
Например: мас-са, тен-нис
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩСТВИТЕЛЬНЫХ
Единственное число
1скл | 2скл | 3 скл | |
Ип | -а, -я | нулевое, -о, -е | нулевое |
Рп | -ы, -и | -а, -я | -и |
Дп | -е | -у, -ю | -и |
Вп | -у, -ю | -а, -я, -о, -е | нулевое |
Тп | -ой, -ою, -ей, - ёй, -ею | -ом, -ем, -ём | -ю |
Пп | -е | -е | -и |
Проверочные слова | Лиса трава | Двор стекло | степь |
Множественное число
1скл | 2скл | 3скл | |
Ип | -ы, -и | -и, -ы, -а, -я | -и |
Рп | нулевое, -ей | -ов, -ей, нулевое | -ей |
Дп | -ам, -ям | -ам, -ям | -ам, -ям |
Вп | нулевое, -и, -ы | -ов, -ей, -а, -я, | -ей, -и |
Тп | -ами, -ями | -ами, -ями | -ами, -ями |
Пп | -ах, -ях | -ах, -ях | -ах, -ях |
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
При правописании окончаний прилагательных ориентируемся на вопрос. Какое окончание у вопроса такое же или похожее окончание у прилагательного
Единственное число
М.Р | С.Р | Ж.Р | ||||
Ип | какой? | -ый, -ий | какое? | -ое, -ее | какая? | -ая, -яя |
Рп | какого? | -ого,-его | какого? | -ого,-его | какой? | -ой, -ей |
Дп | какому? | -ому, -ему | какому? | -ому, -ему | какой? | -ой, -ей |
Вп | какой? какого? | -ый, -ий -ого, -его | какое? | -ое, -ее | Какую? | -ую, -юю |
Тп | каким? | -ым, -им | каким? | -ым, -им | какой? | -ой, -ей |
Пп | о каком? | -ом, -ем | о каком? | -ом, -ем | о какой? | -ой, -ей |
Множественное число
МН.Ч | |||
Ип | какой? | какие? | -ые, -ие, |
Рп | какого? | каких? | -ых, их |
Дп | какому? | каким? | -ым, им |
Вп | какой? какого? | каких? какие? | -ых, их,ые ие |
Тп | каким? | какими? | -ыми, ими |
Пп | о каком? | о каких? | -ых, их |
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
Если личные местоимения 3 лица (он, она, оно, они) употребляются с предлогами, то к ним прибавляется впереди Н (к нему, у неё, до них)
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
У глаголов настоящего и будущего времени 1 спряжения пишем в окончании гласную Е, у глаголов 2спряжения –И
МОРФОЛОГИЯ
(характеристика слов как частей речи)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ-часть речи
Обозначает предмет
2. Отвечает на вопросы: кто? что?
Одушевленное (кто?) /неодушевленное(что?)
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!