Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

2022-09-01 35
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок

Тема: Этикетные слова.

Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающие: способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи; развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей; расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи; совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Ход урока.

На доске написана тема урока: «Этикетные слова»

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.

А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.

б) Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.

1. Сердечное слово до сердца доходит.

2. Малое слово большую обиду творит.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

4. Слово народы поднимает.

Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.

в). На доске написаны слова в три столбика. Задание: определить слова для сверхредкого употребления в разговоре, слова для сверхчастого употребления, и слова, изъятые из употребления.

а) вот, так сказать, теперь, значит. б) прошу, извините, благодарю, пожалуйста, разрешите. в) “железно”, “будь спок”, “клево”, “разоряться”(в смысле “говорить”).

2. Знакомство с новыми словами.

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

Слово учителя: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Но сегодня на уроке мы будем не только вспоминать разнообразные формы речевого этикета, но и учиться правильно употреблять их, в зависимости от ситуации общения. И тема нашего урока «Этикетные слова.»

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова? Рассмотрим модель речевых ситуаций:

Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.

3. Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.

- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.

1 схема.

Приветствие:

здравствуй (те) наиболее употребительное
добрый день (утро, вечер) дружеское, с указанием на время встречи
привет дружеское, фамильярное
здорово дружеское, чаще между мужчинами

Как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.

Например: а) здороваться – проявлять уважение и доброжелательность, вежливость по отношению к знакомому или незнакомому человеку.

б) здороваться – подкреплять факт знакомства с человеком, подчеркнуть хорошее к нему расположение.

Поэтому совсем не безразлично, как вы здороваетесь. Можно сказать просто: “Здравствуй (те)!”– а можно – “Здравствуй(те), я рад Вас видеть, дорогой Иван Иванович или Сережа”! или “Милая моя бабушка, здравствуй”!

4. Разыгрывание нескольких ситуаций.

ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться?”

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер)

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)

4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”

Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.

-А какие формы прощания вы знаете?

ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.

Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?

- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..

Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:

- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)

Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

- Счастливого пути, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

- Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, - думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:

- До свидания, утята! (М.Пришвин)

Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)

Вопросы по содержанию:

- Определите отличия в значении встретившихся формул прощания.

- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?

- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?

Вывод: До свидания -наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.

- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?

Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания, а не счастливый путь, как сам автор.

- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?

5. Слово учителя.

В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

6. Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста

Прошу вас (тебя)

Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно..

Не могли бы Вы (ты)..

Остался бы, да не могу,

Твоя пословица:

3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.

Твоя пословица:

Пословицы для выбора:

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

На доброе слово

Не надо скупиться.

Заключение. Слово учителя.

Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: “ Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть”.

Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/127135-urok-po-teme-jetiketnye-slova

 

Урок

Тема: Этикетные слова.

Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающие: способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи; развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей; расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи; совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Ход урока.

На доске написана тема урока: «Этикетные слова»

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.

А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.

б) Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.

1. Сердечное слово до сердца доходит.

2. Малое слово большую обиду творит.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

4. Слово народы поднимает.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.