Статус третейского судьи и его полномочия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Статус третейского судьи и его полномочия

2022-09-11 27
Статус третейского судьи и его полномочия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Его правовое положение и статус определяются комплексом норм Закона о третейских судах.

В ходе разбирательства дела судья третейского суда должен обеспечить справедливое и беспристрастное рассмотрение спора сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Основной обязанностью третейского судьи является вынесение итогового решения. Вынесение решения является правоприменительной деятельностью, и по этой причине законодатель наделяет третейских судей целым комплексом процессуальных полномочий. Процессуальные полномочия третейских судей производны от их участия в разбирательстве дела в составе третейского суда. Так, третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

Закон требует от третейских судей, чтобы вынесенное ими решение было юридически исполнимо. Вместе с тем состав третейского суда наделен определенными полномочиями и для обеспечения фактического исполнения решения. Третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие он считает необходимыми, может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

Осуществление третейскими судьями своих полномочий обеспечивается комплексом правовых гарантий. Так, третейский судья обладает свидетельским иммунитетом: он не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. Вместе с тем и по своей инициативе третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

Третейский судья вправе требовать уплаты гонорара, возмещения расходов, понесенных в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходов на оплату проезда к месту рассмотрения спора, расходов, понесенных в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

 

Основные требования к судьям третейских судов

 

Требования, предъявляемые к третейскому судье, определены в ст. 8 Закона о третейских судах. Третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи и обладающее в совокупности следующими признаками:

- способностью обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;

- отсутствием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела;

- независимостью от сторон третейского разбирательства.

Законом определены минимальные требования к личности и к квалификации кандидата в третейские судьи. Основные требования к судьям третейских судов

Требования к личности. По общему правилу судьями третейского суда могут быть избраны совершеннолетние граждане, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон при отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон третейского разбирательства. Закон не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства выступать в качестве третейских судей.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое:

- не обладает полной дееспособностью;

- состоит под опекой или попечительством;

- имеет неснятую или непогашенную судимость;

- привлечено к уголовной ответственности.

Третейским судьей не может выступать гражданин, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью. Основания для прекращения полномочий предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", абз. 5 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, пп. "в" и "г" п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и др.

Ни стороны, ни постоянно действующие третейские суды не располагают возможностями по проверке сведений, препятствующих избранию (назначению) гражданина судьей третейского суда. Гарантией выполнения требований к личности является норма п. 1 ст. 12 Закона о третейских судах, в соответствии с которой в случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей третейского судьи.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей. В данном случае речь идет о тех должностных лицах, которым законодатель запрещает заниматься иной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой. Перечень их в настоящее время довольно широк. Третейскими судьями не могут быть:

1) судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов (п. 3 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации");

2) судьи в отставке (в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 этого Закона, согласно которому судья не вправе быть третейским судьей*(36));

3) мировые судьи (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации");

4) судьи Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации");

5) сотрудники органов прокуратуры (п. 5 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

6) нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);

7) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации");

8) председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации (ст. 5 и 6 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации");

9) депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, работающие на постоянной основе (ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

10) осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления (п. 7 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

11) муниципальные служащие, замещающие должность главы местной администрации по контракту (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации");

12) сотрудники органов внутренних дел (ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации");

13) сотрудники милиции (ст. 20 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции");

14) сотрудники таможенных органов (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации");

15) военнослужащие (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

16) лица начальствующего состава и служащие федеральной фельдъегерской связи (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи").

В настоящее время не имеется оснований для отказа государственным гражданским служащим и муниципальным служащим, за исключением указанных выше, в возможности быть судьей третейского суда в тех случаях, когда это не приводит к конфликту интересов и не влечет нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Требования к квалификации. Третейское разбирательство гражданских дел является юрисдикционной деятельностью. Соблюдение минимальных стандартов этой деятельности требует от состава третейского суда глубоких знаний и практических навыков применения норм процессуального права. По этой причине законодателем установлено требование о том, что третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Например, в соответствии со ст. 4 Регламента Третейского суда при ТПП РФ арбитрами могут быть избраны (назначены) физические лица, обладающие необходимыми знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров.

Условия, ограничивающие участие конкретных лиц в рассмотрении споров. Любое лицо, отвечающее установленным законом требованиям, может быть избрано (назначено) сторонами на роль третейского судьи. Вместе с тем при определенных условиях в целях обеспечения требований справедливой процедуры участие определенных лиц в рассмотрении и разрешении спора ограничивается. Это связано с предположениями об их неспособности обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон под влиянием ряда факторов; наличием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела; отсутствием независимости от сторон третейского разбирательства.

Советом Международной ассоциации юристов (МАЮ) в 2004 г. было одобрено Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже (далее - Руководство), подготовленное Рабочей группой Комитета по арбитражу и альтернативному разрешению споров МАЮ*(37). Руководство содержит общие стандарты, касающиеся беспристрастности, независимости и раскрытия фактов, а также указания к их практическому применению. По итогам анализа судебной практики многих стран были сформированы перечни возможных случаев (Красный, Оранжевый и Зеленый перечни), которые должны подсказывать арбитрам, сторонам и государственным судам, какие именно ситуации составляют конфликт интересов и подлежат раскрытию, а какие - нет.

Красный перечень состоит из двух частей - безусловного Красного перечня и условного Красного перечня. Данные перечни представляют собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые с учетом обстоятельств каждого конкретного дела вызывают обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитра, т.е. подразумевают в данных обстоятельствах наличие объективного конфликта интересов с точки зрения разумного третьего лица, обладающего знанием соответствующих фактов.

В безусловный Красный перечень включены следующие факты:

- тождественность между стороной и арбитром, арбитр в силу закона является представителем лица - стороны в арбитражном разбирательстве;

- третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на одну из сторон (является менеджером, директором и т.д.);

- третейский судья имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон или в конечном результате рассматриваемого дела;

- третейский судья оказывает на регулярной основе юридические услуги одной из сторон, одному из ее аффилированных лиц.

В условный Красный перечень включены факты, свидетельствующие о (1) связи арбитра с рассматриваемым спором, (2) наличии у него прямого или косвенного интереса в деле, (3) связи арбитра со сторонами или их представителями. К первой группе отнесены факты оказания третейским судьей одной из сторон юридической консультации (экспертной оценки) по существу рассматриваемого спора, а также факты привлечения третейского судьи ранее к рассмотрению дела. Вторую группу образуют факты прямого или косвенного владения арбитром акциями и долями одной из сторон (ее аффилированного лица), наличия у близкого родственника арбитра существенного имущественного интереса, зависящего от результатов рассмотрения дела. К третьей группе отнесены следующие обстоятельства:

- третейский судья представляет интересы одной из сторон (ее аффилированное лицо), представляет юридическую фирму, действующую в качестве представителя одной из сторон;

- третейский судья и представитель одной из сторон являются сотрудниками одной организации;

- третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на аффилированное лицо одной из сторон (является менеджером, директором и т.д.);

- третейский судья имеет тесные родственные связи с одной из сторон, с ее представителем или с руководящим работником, который может оказывать влияние на одну из сторон (ее аффилированное лицо);

- один из ближайших родственников третейского судьи имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон (ее аффилированном лице).

Оранжевый перечень представляет собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые, с учетом обстоятельств каждого конкретного дела и, по мнению сторон, могут вызвать обоснованные сомнения в беспристрастности арбитра. В него включены: ранее оказывавшиеся арбитром, а также текущие услуги одной из сторон, связь между арбитром и другим арбитром или представителем (через юридическую фирму, родственные и дружеские связи), между арбитром и стороной и другими участниками арбитражного процесса, некоторые иные обстоятельства (публичное выступление в пользу определенной позиции по текущему арбитражному разбирательству, факт замещения арбитром должности в арбитражном институте с полномочиями назначения арбитра по данному спору и др.).

В Зеленом перечне неисчерпывающе перечислены конкретные ситуации, где с объективной точки зрения ни внешне, ни фактически не присутствует какой бы то ни было конфликт интересов*(38). К ним относятся факты вынесения арбитром ранее юридических заключений, его предшествующее выступление против одной из сторон, незначительные по характеру контакты с другим арбитром, представителем и одной из сторон (например, членство в одной профессиональной ассоциации или общественной организации)*(39).

Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже может оказаться востребованным и для решения вопросов, возникающих во внутреннем третейском разбирательстве.

 

Фактами, свидетельствующими о существовании нецелесообразных связей между арбитрами и представителями одной из сторон арбитражного разбирательства, дающими основание для появления сомнений в беспристрастности и независимости арбитров, Высшим Арбитражным Судом РФ были признаны обстоятельства, при которых арбитры принимали участие в коммерческих семинарах и международных конференциях, организованных и оплаченных представителем стороны, о чем не сообщили одной из сторон третейского разбирательства*(40).

 

Федеральным арбитражным судом Московского округа нарушением принципов независимости и беспристрастности было признано рассмотрение спора единолично председателем третейского суда без согласования сторон, при том, что он был утвержден на должность финансовым директором организации, являющейся одновременно учредителем истца по третейскому делу*(41).

 

Содержание принципа независимости и беспристрастности третейского судьи

 

Достижение целей третейского разбирательства возможно только при соблюдении определенных правил установления фактических обстоятельств дела, выбора подлежащего применению нормативного акта и реализации его норм. Законодатель требует от третейских судей быть беспристрастными при разрешении дела и заявить обо всех основаниях, которые могут повлечь утрату независимости от сторон (п. 1 ст. 12 Закона о третейских судах). При возникновении таких обстоятельств кандидат на роль третейского судьи должен отказаться от принятия предложения. Содержание принципа независимости и беспристрастности раскрывается и в ст. 18, п. 1 ст. 8 Закона о третейских судах, п. 1 ст. 12 Закона о международном коммерческом арбитраже.

О.Ю. Скворцов отмечает, что под независимостью третейских судей следует понимать разрешение ими конкретных споров, переданных на рассмотрение третейского суда, на основании действующего законодательства и в соответствии со своим внутренним убеждением, в условиях, когда какое-либо постороннее влияние и воздействие на третейских судей исключено*(42). Независимость понимается и как отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон*(43).

Очевидно, что такое содержание принципа аналогично содержанию принципа независимости и беспристрастности судей государственных судов, что свидетельствует о желании законодателя уравнять гарантии участников спора на непредвзятое его рассмотрение как в системе государственного правосудия, так и в третейском разбирательстве. В то же время одно лишь декларирование принципа независимости и беспристрастности не принесет желаемого успеха, поэтому нельзя не поднять вопрос о гарантиях принципа независимости и беспристрастности арбитров.

Как отмечает Е.А. Виноградова, между независимостью и беспристрастностью существует функциональная взаимосвязь. Третейские судьи беспристрастны, пока не доказано обратное. Беспристрастность полагается условием независимости*(44), однако независимость третейского судьи (формальная) на практике не всегда тождественна его беспристрастности. Беспристрастность арбитра связана также с отсутствием у него предрасположенности по отношению к определенной стороне или существу спора*(45). Предрасположенность как субъективное отношение к стороне или делу в целом может быть следствием ряда обстоятельств, при наличии которых заинтересованная сторона может ставить вопрос об отводе третейского судьи.

Прежде всего не может быть третейским судьей лицо, прямо или косвенно заинтересованное в исходе дела (п. 1 ст. 8 Закона о третейских судах). Арбитры, а также их близкие родственники и супруги не должны состоять в трудовых отношениях со сторонами спора (очевидно, что в этом случае одна из сторон имеет возможность оказывать на него воздействие). Серьезные сомнения относительно беспристрастности третейского судьи могут возникнуть и в том случае, если он (она) на момент исполнения обязанностей состоит или ранее состояла в договорных отношениях с одной из сторон как кредитор или должник в обязательстве, участвует в управлении или владеет акциями (долями) компании - стороны процесса, а также если арбитр связан с компанией, которая является прямым конкурентом на рынке одной из сторон, состоит или ранее состоял в правоотношениях с ней. Беспристрастное отношение к сторонам может быть искажено в результате внепроцессуального контакта третейского судьи со сторонами по поводу рассматриваемого дела, который может выражаться в предоставлении документов и доказательств, изучении и осмотре предметов на месте без ведома другой стороны, обсуждении дела за рамками процесса. Совершенно недопустимым является высказывание арбитром своей позиции по существу спора до вынесения решения.

Что же касается юридических гарантий принципа независимости, то в действующем законодательстве содержатся нормы, позволяющие сделать вывод о желании законодателя двигаться в направлении обеспечения беспристрастности рассмотрения дел в третейском суде. Например, гарантией соблюдения этой нормы является обязанность третейского судьи сообщить третейскому суду о том, что отсутствуют обстоятельства, которые могут вызвать оправданные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, и что он незамедлительно сообщит о любых таких обстоятельствах третейскому суду и сторонам в случае, если они возникли и до завершения третейского разбирательства (п. 1 ст. 12 Закона о третейских судах)*(46).

Действие принципа независимости и беспристрастности третейского судьи в постоянно действующих третейских судах, созданных при холдингах и вертикально интегрированных компаниях, обеспечивается путем включения при разрешении спора с участием основной организации в состав третейского суда лиц, не связанных напрямую с основной организацией (ее аффилированными лицами), не являющимися ее работниками. Постоянно действующий третейский суд в этом случае выполняет функции администратора третейского разбирательства.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.