Западнохристианские традиции, модернизация и генезис «модерного». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Западнохристианские традиции, модернизация и генезис «модерного».

2022-09-01 41
Западнохристианские традиции, модернизация и генезис «модерного». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение стартовое:

Карсавин Л.П. Католичество Пг.: Огни, 1918 (или переиздание).

Шмитт К. Римский католицизм и политическая форма // Шмитт К. Политическая теология. Москва: Канон-Пресс Ц; Кучково поле, 2000 (или любое иное издание). С. 99-154.

Соловьев Э.Ю. От теологического к юридическому мировоззрению (проблема церкви, государства и права в эпоху ранних буржуазных революций) // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. C. 159-222 (раздел III, главы 1-3).

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, т. 7, с. 345-376.

Чтение рекомендуемое и «на горизонте»:

Бицилли П.М. Католичество и Римская церковь // Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 563-584.

Дмитриев М. В. Влияние православия и западного христианства на общество. // Вопросы истории, 1997. N 12. С. 3-19.

Шмитт Ж.-К. К вопросу о сравнительной истории религиозных образов // Другие Средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича. М.-СПб., 2000. С. 343-357

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 (особенно: глава III. Становление христианского мира (XI - XIII вв.) C. 58-102; глава VIII. Христианское общество. С. 239 -301; глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X - XIII вв.) С. 302 – 337

Вудс Т. Как католическая церковь создала западную цивилизацию. М.: ИРИСЭН-Мысль, 2010

 

 

5.

Восточнохристианские (византийские) традиции, модернизация и генезис «модерного».  

Чтение стартовое:

Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении //Византия и Русь. М., 1986. С. 227-236

Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая // Аверинцев С.С. Другой Рим. Избранные статьи. СПб.: Амфора, 2005 (первоначально: Новый мир, 1988, № 7).

Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Москва: Когелет, 2001 (особенно – глава «Человек»)

Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации. М.: Наука, 2005. Глава 4 («Сакральный характер византийского социума»).

Дмитриев М.В. Человек Православный и Homo Catholicus // Интеллектуальный форум, № 9, май 2002 г. С. 63-87

Чтение рекомендуемое и «на горизонте»:

Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси // Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002.

Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации. М.: Наука, 2005. Главы 3 («Специфические черты византийской пронии»).

Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». Пер. и научная редакция А.Е. Мусина. Под общ. Ред. И.П. Медведева. СПБ.: Изд-во СПбГУ; Нестор-История, 2010)

Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. Москва: Янус-К, 1998

Рансимен С. Византийская теократия // Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998. (введение, глава 1 “Христианская империя: образ Бога на земле”, глава 2 “Наместник Бога: расцвет императорской власти”).

О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX – XXI вв. К изучению биографического и религиозного нарратива / Под ред. Е.Б. Смилянской. М.: Индрик, 2012.

6.

Христианские традиции и культурные преобразования в эпоху Петра I. «Псевдоморфоза» византийско-православного наследия в России XVIII века?

 

Чтение стартовое:

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983 (или либое иное издание). С. 44-56 (Главы 2 («Встреча с Западом»), 3 и 4 («Петербургский переворот»).

Корзо М. А. Украинская и белорусская катехитическая традиция конца XVI – XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. Москва: Канон+, 2007

Чтение рекомендуемое и «на горизонте»:

Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. Москва: «Древлехранилище», 2000. С. 341-435, глава 4: «Петровская церковная реформа»

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М: НЛО, 1999.

Каменский А.Б. Повседневность русских городских обывателей. Исторические анекдоты из провинциальной жизни 18 века. М.:РГГУ, 2007

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России 18 века. Опыт целостного анализа. М.: РГГУ, 1999.

Живов В. Два этапа дисциплинарной революции в России XVII и XVIII столетия // L’invention de la Sainte Russie. L’idée, les mots, les images. Sous la dir. de V. Berelowitch et O. Medvedkova (Cahiers du monde russe, 53/2-3, avril-septembre 2012). P. 349-374.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1-2. СПб.: ДБ, 1999

Давыдов М.А.  О проблемах российской модернизации // Российская история. 2018. №3. С. 33-44.

Миллер А.И. Где и какую модернизацию стоит искать в истории России? // Российская история. 2018. №3. С. 19-25.

Поляков Л. В. Методология исследования российской модернизации // Полис. Политические исследования. 1997. № 3.

 

7.

Христианство, «гуманистические ценности» и «трансгуманизм» (в свете исторического анализа).

 

Чтение стартовое (обязательное?):

Харари Ю. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2021 (С. 260-326, раздел «Гуманистическая революция»).

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX в. (любое издание). Глава 4 (проблема гуманизма).

Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. 2. Саратов, 1988, с. 8-68 (40-68 можно только проглянуть).

Стам С.М. Ведущие идеи итальянского гуманизма. // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. 1. Саратов, 1984.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С. 110-141 (Бытовые типы Возрождения. Обратная сторона титанизма).

М. В. Дмитриев. Гуманистические тенденции культуры Московской Руси в исследованиях А.И. Клибанова // (электронная публикация на сайте журнала «Российская история»: http://российская-история.рф/forum/sten_klib).

 

Чтение рекомендуемое и «на горизонте»:

Эразм Роттердамский. Диатриба или рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С.218-289 в целом; читать внимательно:с.218-230 и 274-289.

Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1983, с. 243-265.

Дмитриев М.В. История отечественной духовной культуры в исследованиях А.И. Клибанова // История СССР, 1990, N 6. С. 124-136

Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992 (статьи: “Некоторые особенности русского средневекового христианства”; “Исихазм и возрождение (исихазм и проблема творчества)”)

Дмитриев М.В. Представления о грехе и природе человека (христианская антропология) в средневековом католицизме и православии // Сравнительное изучение религиозных традиций: Россия, Восточная Европа, постсоветское пространство. Сборник авторских программ и материалов учебных курсов. Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2010. С. 263-270

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV - XV вв. Л., 1976.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение и религия // Одиссей. Человек в истории. 1992. Историк и время. М., 1994. С. 109-159

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления (любое издание)

Голенищев-Кутузов И.Н. Итальянское возрождение и славянские литературы XV -XVI веков. М., 1963. Вступление: с. 5-20 (проблемы историографии Ренессанса).

А.Х. Горфункель. Труд науки и извороты шарлатанства. СПБ.: ДБ, 2013 (тут рецензионная статья на книгу А.Ф. Лосева; прежде была опубликована в «Средних веках»).

Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992 (статьи: “Некоторые особенности русского средневекового христианства”; “Исихазм и возрождение (исихазм и проблема творчества)”)

Кырлежев A. Постсекулярная эпоха // “Континент. T. 120 (2004):

 Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3. С. 3-32.

Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI в. М., 2020.

 

8.

Интеллигенция и религиозно-культурные традиции в истории России и Запада в XIX веке.

 

Чтение стартовое:

Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры// Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. С.393-413

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма (любое издание). Глава1 («Образование русской интеллигенции и её характер. Славянофильство и западничество»).

Берлин И. Рождение русской интеллигенции //Берлин И. История свободы. Россия. М.: НЛО,2001, c. 9-32

Чтение рекомендуемое и «на горизонте»:

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX в. (любое издание).

Берлин И. История свободы. Россия. М.: НЛО,2001

Горинов М.М. Евгений Преображенский: становление революционера // ОИ 1999, 1, 30- 47

Антощенко А.В. Русский либерал-англофил Павел Гаврилович Виноградов. Петрозаводск: Изд—во ПетрГУ, 2010

Гражданская идентичность российской интеллигенции в конце XIX - начале XX века / Отв. ред.: Н. А. Проскурякова. М.: 2013.;

Лейкина-Свирская В.Р. Российская интеллигенция в 1900-1917 гг.М.: Мысль, 1991

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М.: НЛО, 1999

Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века.М.: Эдиториал УРСС, 1998

Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе. М.: Наука, 1986

Штранге М.М. Демократическая интеллигенция России в XVIII веке. М.: Наука, 1965

Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1991. № 1. С. 145-159.

Левандовский А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.

 

9.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.