Группа №6. Коммуникативный практикум. Урок №13. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Группа №6. Коммуникативный практикум. Урок №13.

2022-09-11 29
Группа №6. Коммуникативный практикум. Урок №13. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа №6. Коммуникативный практикум. Урок №13.

Тема урока: Методы и способы эффективного общения

Цель: рассмотреть методы и способы эффективного общения.

Задачи урока: усвоить принципы эффективного общения;

-расширять кругозор;

-воспитывать культуру речи.

План

1. Элементы успешной коммуникации

2. Принципы эффективного общения

3. Факторы, способствующие эффективному общению

4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения

5. Культура речи.

 

 

Без общения невозможен процесс воспитания, становления личности, ее взаимодействие с окружающими людьми, профессиональная деятельность и существование социума в целом, как такового.

Во всех сферах человеческой жизнедеятельности путем общения передается различного рода информация — от культурного наследия от старшего поколения к младшему до взаимодействия сотрудников на промышленном предприятии.

эфф ективное общение — что это такое в психологии?

В настоящее время значимость коммуникации в жизни человека постоянно повышается, а потому требуют дополнительного изучения технологии эффективного общения, а также осваивание навыков, способствующих этому.

Под эффективностью общения в психологии подразумевается оптимальный способ достижения цели коммуникации, при котором к сводится к минимуму потеря или искажение истинного значения передаваемых человеку и получаемых от него смыслов, установок, реакций.

Элементы успешной коммуникации

Американским социологом Г. Д. Ласуэллом были предложены следующие элементы эффективного общения:

1. Отправитель — человек, который передает ту или иную информацию.

2. Сообщение — непосредственно сама информация, которую требуется донести до адресата.

3. Канал — способ, которым отправляется сообщение — вербально, невербально (жестами, выражением лица, позой), при помощи письменного изложения.

4. Получатель — человек, который принимает сообщение.

5. Подтверждение — сигнал, подающийся получателем и обозначающий, что он принял сообщение.

Чтобы достичь эффективности в общении, его элементы должны соответствовать следующим критериям:

1. Отправитель должен выбрать оптимальный канал передачи информации — устно или письменно, верно определить интонацию, с которой будет передано сообщение или же обратиться к невербальным методам.

2. Информация должна быть четко, в полном объеме и понятно изложена для получателя.

3. Получатель должен подтвердить, что принял и понял передаваемую ему информацию.

Принципы эффективного общения:

1. Общение должно быть двусторонним процессом. Только при заинтересованности всех участников разговора в достижении его положительного исхода возникнут предпосылки для его эффективности.

2. Человек, которому адресуется сообщение, должен приложить максимум усилий для того, чтобы правильно его воспринять.

3. Человек, передающий сообщение, должен сделать это максимально четко, кратко и понятно.

4. Между общающимися людьми должен быть установлен уровень доверия, соответствующий обсуждаемой ситуации.

5. Эмоциональность коммуникации должна соответствовать передаваемому сообщению.

6. Толерантность, как средство повышения эффективности общения, должна быть присуща всем участникам коммуникации.

Условия

Речевая коммуникация будет успешной при соблюдении следующих условий:

1. Содержание речи должно максимально соответствовать цели коммуникации, не содержать в себе элементы, не касающиеся обсуждаемой темы, быть лаконичной и адекватной.

2. Речь должна быть грамматически верно построена, точно отражать посыл, который требуется донести собеседнику.

3. Изложение мыслей должно быть логичным и последовательным. Хорошо выстроенная структура повествования способствует его успешному восприятию слушателем.

Факторы, способствующие эффективному общению:

  Благоприятная обстановка, в которой происходит разговор. Например, если ситуация, которая подразумевает интимность, конфиденциальность общения, располагает к тому, чтобы общающиеся не были услышаны окружающими, это будет способствовать доверительному разговору.

Совместимые психологические характеристики участников беседы. Сюда относятся пол, возраст, характер и темперамент участников.

Одинаковый социальный статус. Взаимодействие будет более успешным у людей, принадлежащих к одному социальному классу.

Доверительная атмосфера в коллективе, его сплоченность. Например, при установившихся доброжелательных нормах поведения в коллективе профессиональное взаимодействие будет на порядок эффективнее, чем в коллективе, в котором каждый привык защищать только лишь собственные интересы.

Общие цели и мотивы у взаимодействующих людей. Если ситуация подразумевает достижение общей цели, как правило, между партнерами гораздо быстрее устанавливается взаимопонимание, ведущее к успешной коммуникации.

Каковы факторы, снижающие эффективность общения? Данные факторы значительно снижают положительный исход коммуникации:

1. Не соответствующая обсуждаемой теме обстановка. Например, при попытке обсудить конфиденциальный разговор в общественном месте реципиент — тот человек, которому адресовано сообщение, будет избегать обсуждения.

2. Различный социальный статус. Между людьми, относящимися к разным социальным классам, часто возникает барьер при коммуникации.

3. · Разобщенность в коллективе. Эффективность делового общения значительно снизится, если по устоявшимся нормам в коллективе каждый должен сам защищать собственные интересы — даже с осознанием того, что это негативно повлияет на решение профессиональных задач.

· Различные цели. При изначальном стремлении достичь различных целей, особенно при невозможности удовлетворяющего все стороны компромисса эффективность коммуникации снижается.
Свойства личности, влияющие на эффективность общения

На процесс коммуникации влияют не только общие факторы, касающиеся всех участников, но и индивидуальные личностные характеристики отдельного человека:

1. Экстраверсия-интроверсия. Экстраверты более активны, открыты окружающим, быстро идут на контакт, что обусловливает их большую успешность в коммуникации в сравнении с интровертами, которые склонны к уединению, сдержанны, стараются не выражать своих эмоций на людях.

2. Эмпатийность. Высокая способность человека сопереживать окружающим способствует лучшему восприятию эмоций собеседника, что положительно отражается на коммуникации. Личности же, не склонные к эмпатии, часто вызывают ответное равнодушие, что усложняет возможность эффективного общения с ними.

3. Агрессивность. Такая черта характера, как агрессивность, говорит о склонности личности к агрессивному поведению в различных ситуациях.

4.Толерантность. Терпимость к собеседнику помогает избежать конфликтных ситуаций, принять его точку зрению, что создает благоприятную почву для создания компромиссных решений, несмотря на разницу во взглядах.

Культура речи

Значительное влияние на эффективность общения оказывает культура речи. Если человек имеет достаточный словарный запас, ему будет проще изложить свою мысль собеседнику.
Культурная речь, соответствующая требованиям этикета, также способствует установлению доброжелательного контакта с окружающими — выдержанные в правилах этикета обращения облегчают дальнейшее углубление контакта с собеседником. Язык современного человека

Человек современности для достижения эффективности общения должен использовать весь спектр коммуникационных возможностей.

В него входят не только хорошее владение речью, но и знания о способах невербальной коммуникации —жестах, позах, мимике, подчас бессознательно выражающих эмоции собеседника.

Знание данных нюансов позволяет лучше понять собеседника, а, следовательно, выработать лучшую стратегию коммуникации для достижения той или иной цели. Более того, эти навыки необходимо постоянно развивать.

Тренинг эффективного общения поможет освоить методы и техники коммуникации, что может существенно увеличить возможности самореализации человека, достичь ему успеха в профессиональной сфере, а также наладить межличностные отношения.

 

Примеры

1. Эффективное общение в конфликте. Возвратившись из армии в родительский дом, сын провел день в окружении родственников, после чего к вечеру собрался навестить близких друзей. Осматриваясь у зеркала, он услышал требовательный голос отца: «В 10 вечера ты должен быть дома». Не прекращая своего занятия сын спокойно произнес: «Забудь, папа. Это уже в прошлом». Лаконичность, уверенность и спокойствие в данном случае были лучшим выходом назревавшей конфликтной ситуации, поскольку именно эти качества присущи зрелому, самостоятельному мужчине.

2. Эффективное общение с детьми. Очень показательной является сценка из кинофильма «Джентльмены удачи», когда воспитатель обращается к детям, не желающим завтракать: «Дети, на сегодня завтрак отменяется, потому что мы летим на ракете на Марс, а потому возьмите в руки космические ложки и основательно подкрепитесь, потому как на Землю мы вернемся только к обеду».

Ведение беседы.

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимо качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.

Прежде чем вступить в контакт, нужно продемонстрировать вашу готовность к общению улыбкой, повёрнутыми к партнёру головой и телом, несколько наклоненным вперёд туловищем.

Выбирая модель поведения, внимательно вглядитесь в собеседника: в его лицо, руки, движения.

Перед началом беседы следует усвоить основные психологические принципы, соблюдение которых обязательно.

1.Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно, если даже партнёр проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

2.Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точки зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

3.Общение. Если даже человек вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит отношения.

4.Достоверность. Не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а также затрудняет взаимодействие в дальнейшем.

5.Отказ от поучительного тона. Не старайтесь поучать партнёра. Будьте открыты для его аргументов и постарайтесь убедить его.

6.Разграничение между собеседником и предметом разговора. Если не прямо, то косвенно вы с партнёром должны прийти к пониманию того, что вам необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом.

7.Приоритет интересов, а не позиций. Цель беседы состоит не в отстаивании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.

8.Выделение круга возможностей (разработка взаимовыгодных вариантов). Успеху беседы часто мешают дефицит времени и стремление отыскать единственно правильное решение. Поэтому важно найти время для обдумывания возможных вариантов решения, которые учитывали бы общие интересы.

9.Выявление критериев. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на каких-то объективных нормах. Эти нормы, принимаемые вами обоими, играют роль фундамента, на котором строится взаимоприемлемое соглашение. Такими нормами, или объективными критериями, могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры и др.

В ходе беседы старайтесь учитывать следующие рекомендации психологов:

1. Каждый собеседник преследует двойной интерес: относительно существа дела и своих отношений с партнёром. Беседа, как правило, ведётся в контексте имеющих продолжение отношений, поэтому каждый этап разговора должен способствовать развитию будущих отношений, а не мешать им.

2. Отношения обычно увязываются с проблемой. Главное следствие «человеческого фактора» в беседе состоит в том, что возникает тенденция связывать отношения между партнёрами с дискуссией по существу дела.

3.Не делайте вывод о намерениях собеседника, исходя из собственных опасений. Не принимайте свои страхи за его планы.

4.Ваша проблема – не вина партнёра. Обвинять его - самый лёгкий метод, особенно в том случае, когда вы чувствуете, что он действительно ответственен за что-то. Даже если ваши обвинения справедливы, они обычно не продуктивны. Ваше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете.

5.Внимательно слушайте и демонстрируйте, что вы услышали сказанное. Переспрашивайте («Правильно ли я понял, вы говорите, что...»), проговаривайте своё понимание того, что имел ввиду партнёр («Ваши доводы я понял так...»)

6.Говорите о себе, а не о нём. Гораздо лучше сказать: «Я чувствую себя обманутым» вместо: «Вы нарушили своё слово».

7.Говорите об интересах. Собеседник может не знать, каковы ваши интересы, а вы можете не догадываться о его. Если вы хотите, чтобы он принял во внимание ваши интересы, следует объяснить, в чём они заключаются; объясняя, покажите их важность. Будьте точны. Конкретные детали не только вызывает доверие к вашему описанию, но и придают ему вес. Признайте интересы партнёра частью проблемы. Покажите, что вы поняли их.

8.Смотрите вперёд, а не назад. Вы быстрее добьетесь цели, если будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что у вас было. Вместо того, чтобы спорить с человеком о прошлом, говорите о том, чего вы хотите в будущем. Вместо того, чтобы просить объяснить вчерашние действия, спросите: «Кто и что должен сделать завтра?»

В процессе разговора избегайте следующих просчётов.

1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.

2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.

3. Мнение о том, что затруднения собеседника – его проблема.

Убеждение

Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием на личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие.

Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Условия эффективности убеждающего воздействия:

—содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

—убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

—убеждение является последовательным и доказательным;

—убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

—убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

—убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Задание:

1. Проработать материалы лекции и выполнить задания 2-3 письменно.

2. Перечислить техники общения

3. Каковы условия эффективного убеждения?

 

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2019.

2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2016.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

 

Обратная связь: [email protected]

 

 

Группа №6. Коммуникативный практикум. Урок №13.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.