Раскрытие социальных истоков психологии человека — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раскрытие социальных истоков психологии человека

2022-09-11 55
Раскрытие социальных истоков психологии человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическая, социально-политическая система государства лучше всего характеризуется моральным и духовным состоянием общества, которое в свою очередь лучше всего просматривается в повседневном человеческом общении и поведении. Поэтому порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и в самую суть жизни общества, народа в целом. И Вампилов в своих произведениях предвосхитил как раз самые острые проблемы нашего социального и духовного развития, которые ныне стоят в повестке дня. А.Вампилов одним из первых серьезно заговорил о парадоксах социального развития: одни мечтают об элементарных условиях человеческой жизни, а другим этого уже мало, они от "быта рвутся в небо", хотя узнать, зачем они живут? Каково их предназначение в этой жизни? Автор не обвиняет никого, он объективно показывает людей в определенных условиях, обуславливающих их в личное и общественное бытие. И говорит о коренной ломке этих условий, чтобы ускорить ход нашего экономического и духовного развития. А оно начинается духовным вырождением человека.

Роль случайного в пьесах

На стыках разных художественных традиций и приемов Вампилов формировал свою оригинальную эстетику драмы, характеризующуюся подлинным новаторством. Один из критиков назвал драмы Вампилова "драмами случая", трактуя при этом случай не как частность, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Действительно, пристрастие к случайностям, к острому театральному парадоксу – отличительная черта поэтики Вампилова, - пишет Б.С.Бугров в своей книге, однако игровое начало не мешало ему видеть и глубоко понимать реальные объективные законы жизни. В театре Вампилова, при всей неожиданности сюжетных ходов, неизменно действуют реальные человеческие характеры, живые конкретные люди со своими противоречиями и сомнениями. Его пьесы поэтому и занимают в драматургии последних десятилетий такое заметное место, что в их неповторимом художественном мире целеустремленно, выразительно и ярко раскрывается процесс духовного созревания современного героя, отстаивающего справедливость и подлинную человечность.

Композиционные особенности пьесы А.Вампилова "Старший сын"

Тема отвергнутой любви сменяется здесь темой семьи, родного крова, решенной в форме своеобразной философской притчи. Сюжет пьесы строится как необычный психологический эксперимент, по принципу допущения такого предположения, которое поначалу может показаться невероятным, но которое необходимо драматургу для резкой смены ритма обычных повседневных отношений, для создания критической ситуации. Кажется, трудно вообразить себе такое положение, когда незнакомый молодой человек придет или, вернее, случайно попадет в чужую семью и по стечению обстоятельств выдаст себя за старшего сына. Ситуация, с которой начинается действие "Старшего сына", дана как результат случайности, но случайности оправданной, драматургически подготовленной.

Вот что пишет сам Вампилов о случайности в этом произведении в письме к Е.Якушкиной: "Система случайности, на которых строится сюжет, нарочита".. Где система и где нарочитость? Случайность всего одна: появление Сарафанова во дворе как раз в то время, когда там находятся Бусыгин и Сильва. Больше случайностей в пьесе нет, все последующие события оправданы и закономерны…"

Само по себе вторжение Бусыгина и Сильвы в незнакомый им мир интимных семейных отношений не ведет к возникновению конфликта - оно важно для драматурга скорее в качестве условного приема, позволяющего этим двум героям стать свидетелями сложных внутрисемейных коллизий.

Утверждение подлинного единства людей, не зависимо от формальных родственных связей и основанного на прочных нравственных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений, - эта существенная для автора "Старшего сына" идея находит убедительное художественное решение в финале, парадоксально соединяющем в себе общий комедийный план с логикой глубоких и трудных размышлений о жизни.

Вампилов последовательно доводит движение комически заостренной ситуации "Старшего сына" до того предела, когда она должна перейти в драматическую, но затем уверенно и легко снимает драматизм, исходя при этом не только из требований избранного жанра.

В конечном итоге для Сарафанова - старшего не имеет принципиального значения, обманул ли его Бусыгин или нет. Все решает обнаружившаяся духовная близость героев, и потому долгожданное разоблачение ведет не к трагическому, а к вполне благополучному финалу, согласующемуся с лирико-комедийным планом.

Бусыгин

По мере того как Бусыгин перестает быть чужим в доме Сарафановых, втягивается в запутанный клубок и их отношений, прежняя общность с Сильвой постепенно исчезает. Сильва с первых же сцен предстает пошляком и циником, но и Бусыгин поначалу настроен мрачно, недоверчиво. Именно ему принадлежит афоризм: " У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют".

Следуя этому афоризму, оба они и придумывают историю со старшим сыном, не слишком заботясь о возможных драматических последствиях хитроумной мистификации. Однако по ходу событий поверхностная однозначность в поведении Бусыгина снимается, его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: безумно пройдя на обман, затеяв рискованную игру, он очень скоро всем своим существом ощущает жесткость этого легкомысленного поступка. Не случайно постоянным мотивом "Старшего сына", на котором строится вся игра, оказывается все усиливающееся желание Бусыгина как можно быстрее оборвать эту затянувшуюся игру, убежать из дома, уже ставшего для него родным. И одновременно с этим чувством в его душе нарастает боязнь неминуемого разоблачения, ибо он не хочет и не может причинить боль Сарафанову, который. Обиженный детьми, только в нем видит опору для себя: "Сынок… Ты у меня один… Единственный. Что бы я делал, если бы не было тебя?" Так в действие вступают принципы подлинной нравственности, определяющие дальнейшее поведение героя.

" Для выявления ценных духовных качеств Бусыгина немалую роль играет его составление с Сильвой и с женихом Нины, курсантом Кудимовым, которые выражают иные жизненные позиции. Их примитивные нравственные понятия чужды семье Сарафановых и Бусыгину: утверждению подлинного единства людей. Герой "Старшего сына" совершает ошибку из-за недостаточно развитого морального чутья:; в итоге его достоинства, раскрывающиеся в критической ситуации, открывают перед ним пути к подлинной духовной гармонии, и Бусыгин делает трудный, осознанный, целенаправленный шаг вперед в своем духовном развитии",- так определяет характер Бусыгина Б.С.Бугров.

В своей статье "Естественность и театральность" С.Боровиков так отзывается о Бусыгине: "Однако таков поначалу и Бусыгин Но на его пути встала счастливая встреча с Сарафановым, нечаянным отцом, и его семейством, и у Бусыгина хватило душевной глубины, чтобы пойти им навстречу, пойти навстречу любви. Пусть в нем все еще неопределенно, но путь для него высвечивается все-таки в иную, не зиловскую сторону. …Молодого Бусыгина драматург "отдал" семье, поставил перед возможностью нравственного возрождения, точнее – становления: Бусыгин слишком юн".

Борис Сушков, говоря о " старших" и "младших сыновьях": " Весь мир делится на две основные партии – на "старших сыновей" - "умных детин", то есть по самой природе своей консервантов, охраняющих сложившийся порядок жизни, ее статистику, и "младших" - "дураков", по самой природе своей либералов, отталкивающихся от статистики жизни и старых истин и прокладывающих новые пути ее развития… Например, Бусыгин в "Старшем сыне" хоть и играет роль "старшего", но это лишь маска, на самом деле, несомненно, "младший сын",и в действительности оказывается таковым".

А вот ответ самого Вампилова на претензии Управления культуры: " "Герой начинает свою жизнь в пьесе с непорядочного поступка, спекулируя на лучших человеческих чувствах". Содержание этой претензии помимо чистосердечного непонимания того, что в жизни порядочно и непорядочно, суть демагогии и нахальное невнимание к тексту. Ведь Бусыгин, подозревая, что Сарафанов направился к женщине, решил подшутить над ним, а заодно хоть немного согреться. При сем Бусыгин вовсе не планирует встречу с Сарафановым – ему явно достаточно того, что Васенька после его ухода огорошит "неверного" папашу известием о визите " внебрачного сына". Значит, в поступке Бусыгина есть даже большая мера морализаторства, желание проучить, а может, даже толкнуть престарелого "ловеласа" по пути добродетели. А если и есть в этом поступке доля недоброжелательства, то в том-то и дело, что Бусыгин впоследствии в нем раскаивается.

Далее, "Бусыгин мало человечески интересен". Это замечание еще раз утверждает меня в том мнении, что из современных Управление признает героев каких угодно, кроме живых людей с нормальными человеческими чувствами".

Со словами автора "проучить" и "подшутить" я не согласна. В этом подборе слов Вампилов не прав. Ведь Бусыгин только подозревает Сарафанова в том, что тот направляется к женщине. Во-первых, он не знает этого человека, его семью, эту женщину, во-вторых, шутить такими вещами, не зная с кем, имеешь дело, - будет, действительно, называться "непорядочным поступком". Потому что это очень серьезное обвинение, и идти на это ради шутки – жестоко, слишком жестоко по отношению к обвиняемому, а тем более, если он не виноват, не причастен к этому.

" Желание Бусыгина проучить Сарафанова". С этим я тоже не согласна. Проучить! Разве были они знакомы когда-то? Разве подшутил над ним Сарафанов или сделал ему что-то плохое? Бусыгин не вправе обвинять или издеваться над Сарафановым за то, что когда-то его отец бросил семью.

Но по отношению к Бусыгину у меня другое мнение. Идея с "отцовством" принадлежит не ему. С самого начала он говорит Васеньке правду. Но Васенька сомневается. И Сильва умело пользуется словами Бусыгина о том, что все люди братья. Бусигин хочет остановить его, но Сильва продолжает настаивать. Конечно, Володя мог признаться при появлении Сарафанова, но мне кажется, он щадит его, видя подшатанные нервы, наивность этого человека, обстановку в его семье. Напряженная ситуация складывается в доме Сарафановых еще до появления мнимого старшего сына. Теперь же жизнь целой семьи, по существу, падает на его плечи, к нему обращаются за помощью и поддержкой.

Сарафанов

" Сарафанов – фигура жалкая, семья его черствая и неблагодарная". Возможно. Но, во-первых, в жизни такие люди и такие семьи имеют еще место, а во-вторых, давно ли запрещено писать о том, как черствые, неблагодарные дети становятся детьми приличными и благодарными? И что зазорного в том, что в слабохарактерном человеке автор старается найти и подчеркнуть добрые качества? После перечисленных претензий чрезвычайно странным выглядит то обстоятельство, что рациональным зерном в Управлении признана "метаморфоза" героя, попытка принять участие в делах семьи, его активное стремление к доброте. Этим суждением начисто перечеркивается предшествующая ему критика. В самом деле, разве была бы возможна "метаморфоза" героя, если бы поступок его в начале пьесы был бы благородным, как того требует первое замечание Управления? И надо ли принимать "участие в делах семейных", где все благополучно и вовсе нет ни "черствости", ни "неблагодарности"? – пишет Вампилов о своей пьесе и о Сарафанове. Таким образом, на этот раз автор поставлен в тупик неразрешимыми противоречиями суждений и требований Управления.

Боровиков С. так отзывается о Сарафанове: " А.Вампилов показал своего героя в том невыгодном бытовом свете, когда и хорошего человека не заметишь за мелкой суетой, дрязгами. Здесь нужна …большая любовь к людям, уверенность, что… сумеешь открыть в них человеческую сердцевину.

 

Сарафанов. Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!

Сарафанов. Я здесь лишний, я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!.. Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных. Я все понял! Из этого дома надо уходить. Уходить, пока тебя не вынесли!..

Так ведет себя Сарафанов - отец. Здесь он, конечно, смешон: "Я - старый диван", но почему-то испытываешь и нежность к этому старому крикуну, неудачнику, выпивохе.

Ничего красивого здесь, разумеется, нет. Только пристрастность, тревога за родного человека, особенно за ребенка, которые выплескиваются в "в шуме ярости", - свидетельство неравнодушия людей к друг другу в нашем несовершенном человеческом мире.

Критик К.Рудницкий находит в этих отношениях воплощение "темы дикости". Не дикость, а подлинность чувств видел драматург в Сарафанове. Холодность, расчетливость в человеческих отношениях внушали ему опасение.

" Отец семейства Сарафанов в своей семье был, судя по всему, тоже "младшим сыном", ведь он "блаженный", как называет его жена, чтобы не оскорблять его слух " дураком", жена, ушедшая от него к "серьезному человеку". И она, с точки зрения дочери Нины, "права": "…на работе у него вечно какие – нибудь сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…" Одним словом, "добро должно быть с кулаками". А он им не пользуется! "Но позвольте, какое, же это добро с кулаками?"- говорит наш "блаженный". Он ведь Дон Кихот, всю жизнь сочиняет кантату или ораторию "Все люди – братья", в то время, как эти люди равнодушно взирают со своих балконов, как загибают от холода два незадачливых ухажера, опоздавших на электричку.

Да, именно Сарафанову приходится полностью испить горькую чашу испытаний. Дети, действительно, не понимают отца. Да и в наши дни дети во многом не согласны со своими родителями. Но разве это эгоизм, когда Васенька, сообщая отцу о старшем сыне, все время просит успокоиться, не волноваться. Васенька и Нина не упрекают его, а напротив, понимают свою ошибку. Сарафанов воспитал хороших детей, хотя ему пришлось и трудно. Ведь он растил их почти с младенчества без жены.

А разве Сарафанов не любит своих детей? Пошел бы он к Макарской просить за сына? Ведь многим может показаться это унизительным. Отпустил бы он Нину с человеком, которого совершенно не знает? Но Нина сама его выбрала и,наверное, любит.

Сарафанов поверил и тому, что перед ним действительно его сын Володя и ему следует помочь. Ни обиды, ни тяготы жизни, никакие силы не могут убить в этом милом и простом человеке, каким изображает его Вампилов, доброты и внимательного участия к судьбе друга, сына, случайного знакомого. Поэтому он так наивно поверил Бусыгину. Для него не имеет принципиального значения, обманул ли его Володя или нет. Сарафанов не может, а вернее, не хочет отказываться от него. Да, он больше не играет на кларнете, его заработок ничтожен, и он не может сделать все необходимое для своих детей, но у него золотое сердце, у него самое ценное – доброта к людям, ко всему живому на земле, способность любить всех и каждого. "Что бы там ни было, я считаю тебя своим сыном, - говорит он Бусыгину. – Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.