Особенности профессиональных намерений у старшеклассников с недостатками речи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности профессиональных намерений у старшеклассников с недостатками речи.

2022-09-01 103
Особенности профессиональных намерений у старшеклассников с недостатками речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Речь выступает основным элементом общения между людьми. Нарушение развития речи у человека вызывает сложности не только с общением, но и с самореализацией его личности. Общее нарушение речи ограничивает круг общения человека и затрудняет выбор профессии.

Нарушения устной речи сильно влияют на жизнедеятельность человека, поэтому являются серьезным поводом для обращения к специалисту. Только квалифицированный специалист сможет выявить причины, которые вызвали речевой дефект, и определить методы его устранения. Нарушения формирования речи чаще всего наблюдаются в детстве. Подобный диагноз ставится ребенку, который имеет нормальный интеллект и слух. Во взрослом возрасте речевые нарушения являются следствием неврологических отклонений.

          Если особенности нарушения речи связаны с неврологией, больной должен будет пройти курс лечения. Каждый отдельный случай нарушения речи требует детального изучения врачом. Только после тщательного медицинского обследования будет назначено правильное лечение. Не стоит тянуть с обращением к врачу, так как сложности в общении могут привести к стрессу и отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь маленького человека.

    До 9 лет прогноз коррекции 70-100% в (зависимости от вида нарушений), далее процент коррекции уменьшается (особенно при органических нарушениях). Если не проводить коррекцию, то проблема остаётся на всю жизнь. При этом в некоторых случаях может быть достаточно хорошее качество устной речи, человек может быть хорошим рассказчиком. Данный вид нарушений при отсутствии коррекции значительно осложняет выбор будущей профессии.

      Индивидуальное профессиональное консультирование подростков с недостатками речи должно основываться на знании половозрастных особенностей подростков. Например, необходимо помнить, что младшие подростки характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие – более энергичны. У младших подростков не завершилась еще генеральная перестройка организма, а старшие подростки адаптировались к свершившимся в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам – быть, «как все», а старшие – выделиться из среды, отличаться от товарищей. Существенно различаются юноши и девушки этого возраста.

В профессиональном консультировании подростков с недостатками речи структурно включаются следующие виды работы:

-во-первых, анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

-во-вторых, психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).

-в-третьих, социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с недостатками речи включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;

Таким образом, индивидуальное профессиональное консультирование, с одной стороны, основывается на общих принципах профориентационной работы, с другой, имеет свою организационную специфику. В основе него лежит гуманистический подход.

     Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с недостатками речи.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с недостатками речи, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

В профконсультационной работе с подростками, имеющими недостатки речи, психолог-консультант должен придерживаться определенных принципов:

• умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.

• толерантность по отношению к лицам с недостаткми речи, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;

• открытость к восприятию, возможно, нелепых, незрелых суждений подростков с недостатками речи;

• готовность к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами);

Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, необходимо помещать в середине общения консультанта и подростка с недостатками речи.

Методический инструментарий для осуществления профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростков. При выборе профессий необходимо учитывать типологические и индивидуально-личностные особенности подростка, а также перспективы его развития.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с нарушением речи профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

• из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;

• ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

• составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка,  соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Реализация этой цели предполагает необходимость осуществления комплексного подхода к образованию и профессиональной ориентации подростков. Особенно актуально применение такого подхода в работе с молодыми людьми, испытывающими трудности профессиональной самореализации в связи с нарушением речи  в связи с объективным сужением выбора будущей профессиональной деятельности и затруднениями при получении профессионального образования.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.