Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-01 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«КАРАМАС-ПЕЛЬГА - удм. Уддяди, пишет М.Г. Атаманов в книге История Удмуртии в географических названиях - деревня в Киясовском районе, впервые упоминается в переписи 1710 г. в составе Арской дороги — д. Курмас-Пелга с 3 дворами.
Основана деревня в конце XVII в. выходцами из Старой Сальи (род Салья) совр. Киясовского района и Судамес-Пельги совр. Малопургинского района (д. Итешево). Родовые группы Салья и Пельга образовали отдельные околотки, еще перед революцией они числились как отдельные населенные пункты: Карамас-Пельга и Уддяди-Салья.
Карамас-Пельга - одна из немногих деревень в Удмуртии, где сохранились язычники. Они живут отдельной улицей (Удмуртурам «Удмуртская улица»), хоронят отдельно (Удмуртшай «Удмуртское кладбище»). Родственные связи держат с язычниками Агрызского, Алнашского, Малопургинского районов.
Карамас- Пельга: Карамас — по преданиям имя основателя деревни (<тюрк.)
1) кара «черный»; 2) карау «смотреть» + -мае - суффикс) + Пельга -воршуднородовое имя; букв, «деревня рода Пельга, основанная Карамасом. Уддяди - происхождение неясно».1
«Пельга - воршуднородное имя», что же оно означает? В книге же М.Г. Атаманова мы читаем: «...воршуд есть род, поколение, относящееся исключительно к лицам женского пола, божество семейного счастья».2
Взглянув на карту Сарапульского уезда, можно увидеть, как вокруг какого-либо селения с основным именем - именем родового божества — группируются деревни с тем же названием, лишь несколько измененным. Таким образом, первые жители нашей деревни переселились из деревни Судамес-Пельги, свою деревню назвали Карамас-Пельга.
Воршудное имя ныне сохранилось лишь в названиях деревень. С именем Пельга зафиксирован 61 населенный пункт, что указывает на многочисленность данной воршудно-родовой группы удмуртов.
|
По материалам статистики Вятской губернии Елабужского уезда на 1889 год в деревне Карамас - Пельга числилось 47 дворов, а в Уддяди Салье - 27. В том числе в Карамас-Пельге 2 русских и 45 вотяков, а в Уддяди Салье все вотяками были. 3
По статистическим данным 2010 года в деревне Карамас-Пельга числится дворов 252, число жителей - 750, в том числе удмуртов — 650.
Земля, что выбрали наши прародители, понравилась последующим поколениям, деревня росла, развивалась.
________________________________ ___________________ МО «Карамас-Пельгинское»
Легенды и были о нашей деревне
Опрос жительницы деревни Карамас-Пельга Тукаевой Екатерины Алексеевны (1934г. р): «Иван, житель деревни Судасмес-Пельга (совр. Итешево Малопургинского района), работал (батрачил) в богатой татарской семье в деревне Иж-Байки. Влюбился в дочь хозяев, она тоже его полюбила. Но родители были против создания семьи из-за разных национальностей и религиозной принадлежности. Тогда молодые приняли решение сбежать из дома. Они перешли реку Иж, остановились в черных лесах. Девушка сказала: «Карамас Пельга», что в переводе с татарского означает: «Пельгу больше не увидите».
Места понравились, у речки построили балаган (совр.место - улица 50 лет Октября). Но здесь надолго обосноваться не смогли из-за змей и выбрали постоянное место жительства у родника Сарали на горе (совр. место - улица Нагорная).
Когда родители детей нашли, Иван сказал своему отцу: «Уд, дяди, милемыз уд люкы ни», что в переводе с удмуртского означает: «Нет, отец, нас уже не разлучить». Отсюда и второе название деревни Уддяди.»
Мы провели опрос еще одной жительницы деревни Мазитовой РиммыВасильевны.Она, работая учителем удмуртского языка, много занималась исследованием историиродного края. Вот что она нам рассказала:
|
- Бытует легенда о названии деревни. Встретились татарский юноша из д. Байки Агрызского района Карамас: (кара с татарского языка - черный, масс - суффикс) и удмуртская девушка Пельга (воршудно-родовое имя). Родители молодым не разрешали встречаться, ибо разные нации, разная религия. Они уехали от родителей и обосновались на месте нашей современной деревни.
Другое название деревни Уддяди, связано с этой же легендой. Уд - с удмуртского языка - нет, дяди - ласкательное обращение к отцу. «Нет, отец, не разлучишь ты нас!» А мне, кажется, что Уддяди назвали русские жители, вокруг обосновавшихся русских деревень, что могло означать: удмуртские дяди (Уд. дяди).
Первые жители обосновались на реке Уддядинка, но из-за змей перебрались жить на гору, в низовьях которой из-под земли бьет ключ «Сарали». А улицу назвали «Удмурт пал». Жители этой улицы считались язычниками, умирающих хоронили с соблюдением древних языческих обрядов. И свое кладбище назвали «Удмурт шай» (Удмуртское кладбище). Ныне же крещенные и некрещеные жители соблюдают некоторые языческие и некоторые христианские обряды, но хоронят теперь на одном кладбище.
_________________________________________________________
1 Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. – Ижевск, 1997. –
С. 217.
2 Там же. С. 72.
3 Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 2.– Вятка, 1889. - С. 14-15.
МО «Карамас-Пельгинское»________________________________________________________
Самсонова Елена,
Ученица 11 класса МОУ Карамас–Пельгинской СОШ
Руководитель: Лопатина Римма Михайловна,
учитель русского языка и литературы
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!