Игры, направленные на помощь в совместной деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

2022-09-01 35
Игры, направленные на помощь в совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Игры для сплочения группы

1. «Солнце светит на...» Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: «Солнце светит на...» — и называет цвет предметов, элемент одежды или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: «Солнце светит на тех, кто носит носки» или «Солнце светит на тех, у кого карие глаза». Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает всё заново. (Вариант: «Ветер дует на...») Примечание: данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

2. «Фруктовый салат». Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4–5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Один человек — ведущий — должен встать в центр круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остаётся без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт, и игра продолжается. Название «фруктовый салат» означает, что все меняются местами. Примечание: данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплочённости, усиления концентрации внимания и для того, чтобы «перемешать» участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

3. «Паровозик имён». Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встаёт позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники. Примечание: упражнение применяется для знакомства, укрепления сплочённости группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.

4. «Построиться по...» Участники строятся в шеренгу по любому признаку: рост, цвет волос, длина волос, величина ладони, весёлость, двигательная активность и т.д. Ведущий предлагает обсудить различные системы оценки, комментируя, что в зависимости от оцениваемого критерия человек может оказаться первым или последним. Примечание: упражнение применяется для разрядки, сплочения группы, помогает осознанию относительности любой системы оценки, повышению самооценки участников.

5. «Разгоняем паровоз...» Участники передают по кругу по два хлопка в ладоши, постепенно уменьшая интервалы между хлопками до команды ведущего, затем — обратный процесс. Примечание: упражнение помогает сплочению, ощущению общности группы, тренирует внимание, координацию.

6. «Колпак...» Участники все вместе поют песню:

«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.

А если не треугольный, то это не мой колпак».

Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляя обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит почти из одних жестов.

7. «Взгляд». Участники стоят в круге. Стоящие друг против друга пары встречаются взглядом и меняются местами. Поменяются практически все одновременно. Предложите меняться молча в полной тишине, не прерывая контакт глазами. Затем предложите поприветствовать друг друга в центре круга. Примечание: это упражнение можно использовать для сплочения группы. Причём в данном энергизаторе используется невербальный подход установления контакта в группе. На наш взгляд, проведение данного упражнения эффективно в уже сложившейся группе для большей оптимизации контактов.

8. «Имя и определение». Участники, стоящие в круге, придумывают себе определения, как они сегодня себя чувствуют или кто они. Затем по очереди называют своё имя и определение. Условия: 1) имя и определение должны начинаться на одну и ту же букву. Например: Я — Ольга, я — очарованная; я — Гена, я — голодный; 2) каждый должен сыграть и показать определение без слов. Примечание: данное упражнение эффективно не на первых стадиях сплочения группы, а во второй половине первого дня работы или на второй день, когда участники уже достаточно знают друг друга, не опасаются возможных шуток или насмешек, доверяют друг другу. Также данный энергизатор позволяет участникам проявить себя с творческой стороны.

9. «Место справа от меня». Участники садятся в круг. Ведущий просит подвинуться так, чтобы место справа от каждого участника освободилось. Затем один из участников говорит: «Я бы хотел/а, чтобы... сел/а рядом справа от меня». Так продолжается до тех пор, пока все не сядут вплотную друг к другу. Примечание: данное упражнение направлено на сплочение, поддержание доверия в группе, лучше его использовать, когда участники уже хорошо знакомы и группа прошла стадию конфликта.

10. «Автолайн». Эта игра может быть названа любым видом местного общественного транспорта. Выберите определённое количество «водителей». Назовите им определённое число пассажиров, которых необходимо подвезти. (Проверьте, правильно ли вы всех подсчитали, чтобы никто не остался без поездки!) Попросите водителей ходить по комнате, создавая шум моторов и рекламируя свои автобусы (или другие транспортные средства). Пассажиры образуют цепочку за водителем, как будто это средство передвижения. Теперь все автобусы ездят, как будто они в пробке, подавая звуковые сигналы. Примечание: данное упражнение направлено на активизацию таких анализаторов участников, как тактильный, слуховой, зрительный; а также активацию коммуникативных невербальных навыков. В ходе совместной деятельности усиливается групповая сплочённость.

11. «Кролики». Кто-нибудь начинает: поднимает обе руки к ушам и постукивает по ним пальцами. Соседи с обеих сторон поднимают только одну руку к уху, ближнему к этому человеку. Ведущий указывает на одного из участников, сидящих напротив. Этот человек тоже поднимает обе руки к ушам. Участники по бокам от нового «кролика» тоже поднимают по одной руке. Так продолжается до тех пор, пока все не побывают «кроликами». Примечание: энергизатор представляет собой ролевую игру, его также хорошо применять как в начале, так и в конце занятия. Участники легко вовлекаются в игровой процесс, активизируются, кооперируются.

12. «Правый борт / левый борт». Участники стоят в центре комнаты и представляют, что они плывут на корабле в шторм. Если ведущий кричит: «Правый борт!» — все бегут направо. Если «Левый борт!» — налево, а если «Выровнять корабль!» — то все бегут обратно в центр. Могут быть и другие задания: вскарабкаться на такелаж, когда все представляют, что они карабкаются; драить палубы и так далее. Примечание: это очень энергичное упражнение, участники все вовлекаются в игру, выполняя задания. Следует иметь в виду, что после упражнения участники будут возбуждены.

13. «Я собираюсь в путешествие». Все сидят в кругу. Игра начинается с высказывания: «Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие» — и участник обнимает человека справа от себя. Этот человек затем говорит: «Я собираюсь в путешествие и беру с собой объятие и похлопыванье по спине» — и затем обнимает человека справа и похлопывает его по спине. И так каждый участник повторяет то, что было сказано, и добавляет новое действие к сказанному. Необходимо пройти по кругу, чтобы до всех дошла очередь.

Примечание: данное упражнение можно применять в середине занятия для большей групповой сплочённости и позитивного эмоционального настроя участников. В упражнении проявляются кинестетические ощущения.

14. «Прикосновение тела». Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Примечание: это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом. Энергизатор можно применять для большего сплочения участников.

15. «Пять островов». Мелом нарисуйте на полу пять кругов, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Дайте название каждому из островов. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните название острова, который тонет. Участники бегут к четырём другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.

Примечание: данный энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятий. Задание усиливает внимание, стимулирует физическую активность, заставляет кооперироваться.

16. «Бумага и соломинка». Участники делятся на команды. Каждая команда выстраивается в линию и помещает карточку в начале линии. У каждого члена команды есть питьевая соломинка или тростник. Когда игра начинается, первый участник должен подобрать карточку, засасывая её в соломинку. Затем карточка передаётся следующему члену команды тем же методом. Если карточка падает, всё начинается сначала. Примечание: очень энергичное задание, участники группы испытывают эмоциональный подъём.

17. «Лиса или заяц». Для игры понадобятся два шарфа. Участники встают в круг. Один шарф называется «лиса», другой — «заяц». «Лиса» завязывает шарф на шее одним узлом, «заяц» — двумя. Начинается игра выбором двоих участников, которые стоят напротив друг друга в кругу. Шарфы повязываются на шеи участников. Игра начинается, ведущий даёт команду к старту. Участникам нужно развязать их шарфы и повязать на шею соседа. Шарфы двигаются в одном направлении по кругу. Шарф «лиса» только с одним узлом движется быстрее, чем «заяц». Те, кто завязывают два узла шарфа «заяц», должны постараться делать это как можно быстрее, чтобы убежать от шарфа «лиса». (Вариант: «Заяц и кондуктор».) Примечание: физически активное задание, требует пристального внимания от участников, кооперирует. Участники активно «болеют» за зайца, но в то же время им всем приходится исполнять роль и «лисы», и «зайца».

18 (вариант). «Лис и кролик». Участники сидят в кругу и передают два мяча, один из которых «лис», а другой — «кролик». Задача «лиса» — поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки как угодно, а «лис» может только передвигаться по кругу. Если мяч оказался в руках у одного человека — «лис» поймал «кролика».

19. «Игра в бутылочку». Участники стоят в кругу. В первом раунде бутылка (или другой предмет) просто передаётся по кругу. Участники должны что-то сделать с бутылочкой, например, погладить её, потереть или перевернуть. Во втором раунде попросите участников вспомнить, что они делали с бутылочкой, и то же проделать со своим соседом справа. Примечание: данное задание предполагает укрепление взаимосвязей между участниками, снятие напряжения, укрепление сплочённости. Его можно использовать в середине и ближе к концу тренинга.

20. «Групповой массаж». Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинает массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Примечание: данный энергизатор позволяет усилить групповую сплочённость через телесный контакт. Упражнение лучше применять в конце занятия.

21. «Коленки». Участники встают в тесный круг, соприкасаясь плечами, и поворачиваются так, чтобы их правые плечи смотрели внутрь круга. Попросите участников поставить ладони на талию стоящих перед ними партнёров. На счёт «три!» предложите участникам сесть. Каждый должен оказаться сидящим на коленях участника, находящегося сзади от него. Примечание: данное упражнение направлено на сплочение группы через телесный контакт и одновременное выполнение задания. Это задание можно предложить только хорошо сплочённой группе, с высокой степенью доверия участников друг другу.

22. «Ведущий и ведомый». Участники разбиваются на пары. Один участник завязывает глаза, он будет исполнять роль ведомого. Его партнёр, ведущий, осторожно водит по комнате, следя за тем, чтобы они никуда не врезались. После некоторого времени ведущий просит пары поменяться ролями. В конце участники обсуждают, что они чувствовали, когда им пришлось доверять кому-то, чтобы быть в безопасности. Примечание: данное упражнение можно применять, когда участники уже достаточно сплочены и доверяют друг другу. Это задание позволяет участникам переживать чувства других, мотивирует доверять друг другу, заботиться и принимать на себя ответственность за других, тем самым создавая атмосферу групповой сплочённости.

23. «Лицом к лицу». Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например, «нос к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д.

Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит: «Человек к человеку», — каждый должен найти себе другую пару. Примечание: данный энергизатор можно применять в середине и в конце занятия для усиления групповой сплочённости и активизации учащихся.

24. «Ищем клад». Ведущий говорит, что сейчас ребята начнут искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого участникам предлагается рисунок — план комнаты. Примечание: в игре происходит планирование и организация совместных действий, которая требует от участников сообразительности и исполнительности. В результате приложения определённых усилий вырабатывается умение организовывать совместные действия. Можно применять данное упражнение и в начале, и в конце занятия.

25. «Айсберги». Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы на них смогли поместиться почти все участники. Все участники свободно и хаотично двигаются вне кругов. По команде ведущего «Айсберги!» все должны поместиться на всём выделенном пространстве. Кто заступает за край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся либо самый маленький круг, либо небольшой ватман. Примечание: упражнение способствует укреплению сплочённости группы, быстроты реакции, взаимопомощи. Его можно использовать в любое время занятия.

26. «Хомячок». Все садятся в круг, первый участник начинает рассказ словами: «У меня живёт хомячок, у него вот такие лапки!» — и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рассказ: «У меня живёт хомячок, у него вот такие ушки!» и т.д. по принципу снежного кома. По окончании рассказа вся группа рисует хомячка, про которого они только что рассказали. Примечание: упражнение способствует развитию воображения, находчивости, сообразительности, тренировке памяти, может выполняться в любое время занятия.

27. «Переход через реку». Вся команда держится за плечи друг друга, в то время как нога каждого участника связана попарно с ногой соседа. Команда должна за 5—7 минут перейти с одного конца помещения до другого — через нарисованную «реку». Для команды здесь приготовлены препятствия в виде перевёрнутых стульев. Инструкция: команда без потерь в ограниченное время должна перебраться на другую сторону реки через все препятствия (камни, ямы), должна уложиться в отведённое время.

Примечание: упражнение стимулирует участников кооперироваться для выполнения задания, принимать совместно решения, слушать друг друга, доверять друг другу.

(вариант). «Переход на другую сторону реки» («Переход с тёмной на светлую сторону луны»). В группе выбираются 11–12 добровольцев. Остальные будут наблюдателями. На полу на расстоянии одного шага раскладываются листы плотной бумаги — «камни» (или кольца диаметром 60–70 см или нарисуйте подобные кольца мелом — 5–6 штук). Добровольцы встают вдоль свободной стены помещения в шеренгу по одному, и ноги каждых двух соседей связываются при помощи косынки или шпагата на уровне лодыжек. Таким образом, ноги каждого участника оказываются связанными с ногами соседей справа и слева, кроме начинающего и завершающего. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте, что вам необходимо пройти с одной стороны бурной речки на другую по камням (с "тёмной" стороны луны на "светлую"). Вы можете идти, ступая только на газеты-"камни" (в область кругов "кратеров", обозначенных кольцами). Первый участник — лидер, начинает движение». Если не получается, начать сначала. Примечание: упражнение способствует сплочению группы, совместному планированию последующих действий, принятию решений. Рекомендуется делать это упражнение в помещении достаточной площади, например, в спортзале, с «разогретой» группой.

28. «Слепые, немые и лидер». В группе выбираются 11 добровольцев. Остальные будут наблюдателями. 11 добровольцев встают вдоль свободной стены помещения в шеренгу по одному, выбирают одного «самого смелого» — лидера, 5 участникам завязывают глаза (каждому второму в шеренге). В результате получилось 5 человек с завязанными глазами — они могут говорить, но не могут видеть (слепые), ещё 5 участников — могут видеть, но им не разрешается разговаривать (немые), и один участник зрячий и говорящий — он будет в данном случае лидером. Ведущий предлагает взяться всем за руки. Ведущий «закручивает шеренгу в спираль», так, что один участник, стоявший в конце шеренги, оказывается в центре спирали, а второй концевой (лидер) — снаружи. Этот последний берёт в свободную руку конец шпагата, и шпагатом обёртывается вся группа по периметру, второй конец оказывается у лидера. Таким образом, вся группа превратилась в один «узел». Теперь «лидер» выбирает путь, по которому группа должна пройти из одного угла класса (зала) в другой, и ставит на пути препятствия (стулья, два стула с натянутой между ножками верёвкой и т.д.) и предлагает группе пройти этот путь. Если не получается, начать сначала. Примечание: упражнение применяется для укрепления сплочённости группы, чувства доверия и ответственности за других. Обсудите, какие чувства испытывал каждый участник, какие трудности испытывал ведущий, как участники пришли к победе, что помогло выполнить задание. Наблюдатели пусть поделятся своими чувствами относительно выполнения упражнения. Рекомендуется использовать безопасное помещение большой площади.

29. «Поиск решения проблемы». В ограниченном пространстве (участниками, стульями, стеной и т.д.) несколько участников с завязанными глазами пытаются поймать одного зрячего — «проблему». Для выполнения задачи они должны объединиться. Ведущий не должен подсказывать, что нужно делать. Примечание: упражнение способствует формированию навыка совместного принятия решений. После выполнения упражнения необходимо обсудить, как участники пришли к решению. Необходимо достаточное пространство, чтобы участники не могли поймать «проблему» в одиночку.

30. «Просьба о помощи». Каждому участнику предлагается взять канцелярскую резинку, надеть её на кисть так, чтобы резинка была надета на мизинец и большой палец — с перекрестом на тыльной стороне ладони. Задание: попытаться снять резинку без помощи второй руки. Примечание: если у кого-то получилось, ведущий должен попросить объяснить, как он/а это сделал/а. У большинства не получилось? Что необходимо для того, чтобы снять резинку? Помощь со стороны? Помощь соседа? Обсудить с группой возможность попросить о помощи в трудных ситуациях без стеснения.

31. «Горячий стул». Один из участников по желанию садится в центр круга, остальные по очереди говорят ему, с чем (или с кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения.

Примечание: упражнение способствует развитию навыка восприятия мнения окружающих о себе, способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга, провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Проведение этого упражнения возможно при достаточно высоком уровне безопасности.

32. «Доверяющее падение». Один из участников падает спиной с более высокой позиции на сцепленные руки остальных. Задача группы — его не уронить. Варианты: а) на сцепленных руках передавать лежащего на спине участника с одного конца колонны до другого; б) подсунуть под спину лежащего на твёрдой поверхности участника по два пальца рук остальных участников, стоящих справа и слева, и по команде ведущего поднять лежащего участника. Примечание: упражнение способствует разрядке, сплочению группы, выработке групповой стратегии решения проблемы.

33. «Дотронься до цвета». По команде ведущего необходимо дотронуться до определённого цвета, причём нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет, касаться цветов можно.

34. «Экипажи». По команде ведущего дети должны объединиться в экипажи с заданным числом участников (например, по пять). В игру можно привлекать родителей, воспитателя и др.

35. «Гусеница». Дети становятся друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда — это гусеница и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит, как ест, как умывается, как делает зарядку; всё, что придёт в голову.

36. «Подъёмный кран». Эта игра требует групповой работы и ориентирована на развитие умения действовать согласованно. Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают её всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершении игрового действия проводится анализ происходившего.

 

 

Игры для знакомства

1. «Хоровод». Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает своё движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и представиться. Повторив имена друг друга три раза с разной интонацией или по-разному обращаясь друг к другу, они идут дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остаётся в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает своё движение, выбирает следующего участника для знакомства и т.д., пока все не познакомятся. Примечание:это упражнение можно использовать в самом начале работы с группой, участники которой не знакомы друг с другом, для более уверенного запоминания имён друг друга.

Однако если изменить задание, например, попросив участников сделать друг другу комплимент или пожелать доброго утра и т.д., то это упражнение можно использовать в занятии по эффективному общению или для создания доброжелательной атмосферы в группе.

2. «Снежный ком». По кругу каждый называет своё имя и имена всех уже назвавшихся перед ним.

Примечание:упражнение способствует запоминанию имён участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы. Лучше выполнять его с количеством участников не более 20.

3. «3 правды и 1 ложь». Дайте задание участникам написать своё имя на листе бумаги и описать четыре факта из своей жизни, три из которых правда и одна ложь. Попросите всех объединиться в пары. В парах участники зачитывают друг другу эту информацию и пытаются угадать, что является правдой, а что — ложью.

По окончании работы в парах попросите участников поделиться, легко ли было угадать, что было ложью, а что правдой. Некоторые участники могут рассказать всей группе о самых интересных моментах, почему было трудно угадать, соответствовало ли то, что написал партнёр, их представлениям о нём/ней и т.д. Примечание:это упражнение можно использовать в качестве одного из упражнений для сплочения группы. При работе с детьми лучше не включать его в план занятия, если вы находитесь в самом начале вашей работы (2–3 занятия) и доброжелательные отношения в группе ещё не сформировались.

4. «Коля — Алёна». Участники в круге задают ритм с помощью хлопков в ладоши и хлопков по коленям.

Затем ведущий называет своё имя и имя того, на кого смотрит, не выпадая из ритма. Затем тот, кого назвал ведущий, произносит своё имя и имя следующего участника, на кого обратил свой взгляд, и так до тех пор, пока все не назвали свои имена. Важно во время называния чужого имени смотреть на адресата и не выпадать из ритма. Примечание:упражнение направлено на более тесное знакомство участников, развитие

внимания, наблюдательности, координации.

5. «Что изменилось?» Участники разбиваются на пары, и пары объединяются в группы по 4 человека. Партнёры изучают и пытаются запомнить внешность друг друга. Потом один из них поворачивается спиной, пока трое других совершают три изменения во внешности второго партнёра, например, переодевают часы с одной руки на другую, убирают очки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами. Примечание: упражнение способствует формированию коммуникативной компетентности, участники активно включены в работу, выполняя совместную деятельность и взаимодействуя друг с другом.

5 (вариант). Участники разбиваются на пары. Партнёры в паре, стоя напротив друг друга, изучают и запоминают внешность друг друга. Затем по команде ведущего они поворачиваются спиной и изменяют что-то одно в своей внешности или одежде (например, перекалывают волосы или надевают часы на другую руку). По команде ведущего партнёры поворачиваются лицом друг к другу и пытаются отыскать изменение. Затем снова по команде поворачиваются спиной друг к другу и проводят три изменения в своей внешности. Повернувшись лицом, определяют, какие изменения произошли у партнёра.

6. «Передай свёрток». Ведущий завернул маленький подарок в бумагу во множество слоёв, на каждом из которых написано задание или вопрос. Примеры заданий: спеть песню, обнять человека рядом с тобой и т.д. Это могут быть вопросы, например, какой твой любимый цвет, как тебя зовут. Ведущий включает музыку или хлопает в ладоши, если музыки нет. Участники передают свёрток по кругу или бросают его друг другу. Когда ведущий останавливает музыку или хлопанье, человек, который держит свёрток, снимает один слой бумаги, читает своё задание или вопрос и выполняет его.

Игра продолжается, пока все слои не развёрнуты. Подарок достаётся человеку, снявшему последний слой бумаги. Примечание: данное упражнение стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

7. «Считалочка». Попросите участников образовать круг. Объясните, что группе нужно сосчитать вместе числа от одного до 50. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7, нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа, не кратного 7, группа продолжает счёт, но в обратном порядке от «прохлопанного» числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счёт начинается снова. Примечание: данное упражнение подходит для начала проведения занятия. Внимательно считая вместе, участники активизируют своё внимание и вовлекаются в групповую деятельность.

8. «Баланс в группе». Попросите участников разбиться на пары. Попросите пары, держась за руки, приседать и вставать, не отпуская рук. Повторите то же самое упражнение вчетвером, потом ввосьмером в кругу. Попросите в каждой группе рассчитаться по чётным и нечётным числам. По сигналу чётные номера идут назад, а нечётные вперёд, достигая баланса в группе. Примечание: в ходе данного упражнения участники вовлекаются в совместную деятельность. Лучше применять его в начале вашего занятия.

9. «Мяч». Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторением трёх имён: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет своё имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только своё имя, но и имя того, кому бросает мяч. Примечание: это задание следует использовать на первых этапах вашей работы с группой с целью познакомить участников. В ходе упражнения участники запоминают имена тех, с кем предстоит работать в ходе занятия (тренинга).

10. «Пожелание». Ведущий просит участников группы сесть в круг и говорит инструкцию: «Давайте начнём (закончим) сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день (на следующий день), и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдёт к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошёл первый участник, в свою очередь подойдёт к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание». Примечание: данный энергизатор заряжает участников положительными эмоциями, развивает в них творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться. Это упражнение одинаково хорошо проводить как в начале вашего занятия, так в конце в качестве оптимизатора.

11. «Комплимент». Участники группы встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать спасибо и в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например, сердечко, сшитое из ткани. Примечание: данное упражнение можно применять и на начальном, и на завершающем этапе вашего занятия. Задание развивает творческие способности, участники группы чувствуют себя включёнными в групповой процесс.

12. «Давайте похлопаем». Участники располагаются по кругу. Ведущий задаёт играющим различные закрытые вопросы (вопросы, на которые участник должен ответить утвердительно или отрицательно), можно и шуточные. Участник, отвечающий на предложенный вопрос, встаёт, а остальные громко ему аплодируют. Необходимо, чтобы каждый встал, особенно если это детская группа. Примечание: это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, почувствовать себя увереннее и комфортнее в группе. В дальнейшем можно предложить самим придумать вопросы. Данное задание направлено на сплочение группы, стимулирует концентрацию внимания. Можно проводить и в начале, и в конце вашего занятия.

13. «Что? Где? Когда?» Ведущий задаёт участникам группы вопросы, ответы на которые широко известны, и предлагает участникам ответить на них письменно индивидуально, а затем — объединиться в пары или группы и суммировать варианты ответов (предоставить для работы несколько минут). Группы должны дать большее количество ответов, чем отдельный человек. Примеры вопросов: 1. Назовите по порядку планеты Солнечной системы; 2. Назовите названия российских рек, которые начинаются на букву О. Примечание: данное упражнение демонстрирует ребятам эффект синергии, когда эффективность группового взаимодействия выше, чем у каждого участника по отдельности. В ходе выполнения задания ребята активизируются, у них появляется спортивный азарт, усиливаются мыслительные процессы. Лучше применять этот энергизатор в начале вашего занятия.

14. «Знакомство в парах». Участники объединяются в пары с теми участниками, с которыми мало знакомы. В течение одной минуты в каждой паре участники по очереди рассказывают друг другу о себе, своей работе, любимых занятиях и т.д. Затем один участник садится на стул, его напарник становится за его спиной и рассказывает о своём партнёре от первого лица. Сидящий на стуле слушает молча. Остальные участники могут задавать вопросы. Вариант: рассказ о партнёре от своего имени, не вставая у него за спиной. Примечание: благодаря этому упражнению участники знакомятся, приобретают опыт общения, опыт восприятия информации о партнёре и о себе со стороны, внимания и уважения личности партнёра, способствует созданию безопасной атмосферы. Необходимо учитывать, что упражнение вызывает сильные переживания, оговорить условие, что участник может не сообщать о себе информацию, которую не хотел бы афишировать.

15. «Невербальное знакомство». Участникам предлагается молча и хаотично здороваться друг с другом: а) руками, с закрытыми глазами; б) глазами; в) спинами и т.д. Примечание: упражнение способствует приобретению опыта преодоления барьеров в общении, осознания собственных сложностей. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы, не в начале занятия.

16. «Надписи на спине». Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Вариант — усложнение задачи, например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке. Примечание: упражнение способствует формированию доверия к группе, получению опыта позитивной обратной связи. Выполнение упражнения возможно при достаточно высоком уровне безопасности в группе.

17. «Я люблю себя за...» Каждый участник по очереди выходит в центр круга и в течение одной минуты перечисляет, за что он себя любит, начиная словами: «Я люблю себя за...» и затем больше их не повторяя. Примечание: упражнение способствует развитию навыка говорить о своих качествах без стеснения, самовыражения, повышения самооценки, самоуважения. Выполняется при достаточно доверительной обстановке в группе.

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Игры для сплочения группы

1. «Солнце светит на...» Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: «Солнце светит на...» — и называет цвет предметов, элемент одежды или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: «Солнце светит на тех, кто носит носки» или «Солнце светит на тех, у кого карие глаза». Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает всё заново. (Вариант: «Ветер дует на...») Примечание: данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

2. «Фруктовый салат». Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4–5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Один человек — ведущий — должен встать в центр круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться др


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.