Практическая работа по теме: «Орфоэпические нормы русского языка». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Практическая работа по теме: «Орфоэпические нормы русского языка».

2022-09-01 72
Практическая работа по теме: «Орфоэпические нормы русского языка». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическая работа по теме: «Орфоэпические нормы русского языка».

Цель урока:

  1. способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения;

развивать культуру речи, расширять словарный запас обучающихся, развивать логику Русский язык.Гр.6.Дата проведения - 10.02.2022Количество часов -Преподаватель -В.И.Михайлова., [email protected]

  1. мышления, память, способность и готовность к речевому общению.
  2. воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность

Ход урока.

Задание 1. Какие из перечисленных ниже слов пишутся с буквой Ё?Выпишите эти слова.

Безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, за­текший, маневренный, маневры, от­цветший, одноименный, платежеспособный, афера, шофер, истекший год, недоумен­ный, гренадер женоненавистник, крестный ход, свекла, блеклый.

Задание 2. Какой согласный: твердый или мягкий – произносится в следующих словах? Выпишите эти слова под буквой А.. Выпишите также под буквой Б слова, в которых норма допускает два варианта произношения.

 Тезис, шинель, термин, адекватный, дефис, компетентный, крем, пресс, бизнес, альтернатива, кофе, темп, клар­нет, сессия, декан, рейтинг, патент, кредо, претензия, тет-а-тет, лазер, террор, прессинг, Одесса, ме­неджер, пепси, крекер, паштет, декада, фанера.

 Задание 3. Образуйте глагольные формы по образцу. Обратите внима­ние на за­кономерности расстановки ударения.

Образец: брать – брал А.

Взять, начать, по­нять, соврать, начаться, класть, принять, убрать, на­нять, ото­звать, проспать, позвать, собраться, подняться, сгнить, прожить.

Задание 4. Образуйте формы кратких причастий по образцу. Об­ратите вни­мание на закономерности расстановки ударения.

Образец: начать – начат А.

Занять, создать, прожить, взять, собрать, провести, раздать, возбудить, погрузить, заключить.

  Задание 5. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов.Запишите правильный вариант.

Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, дермантин, подскользнуться, подчерк, надсмехаться, тубаретка, полувер.

  Задание 6. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

а) Образуйте форму родительного падежа следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания. Образец: масс а ж - масс а жа; аэрос а ни - аэросан е й.

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты.

 

 . Выполните тестовые задания (письменно)

 I.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. авансИрование, тортЫ, срЕдства, тОтчас.
  2. зУбчатый, руднИк, соболезновАние, сОмкнутый.
  3. красИвее, свЁкла, макаронные рожкИ, кУхонный.
  4. звОните, танцовщИца, углубИть, факсИмиле.


II. Ударение падает на последний слог во всех словах ряда:

  1. феномен, ходатайствовать, инструмент.
  2. включить, каталог, предложить.
  3. обеспечение, торты, приговор.
  4. менеджмент, свекла, созыв.


III.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. запломбИрованный, упрОчение, водопрОвод, танцОвщица.
  2. руднИк, кровоточИть, берЁста, буксировАть.
  3. законнорождЁнный, еретИк, гренкИ, гЕрбовый.
  4. нормировАние, щЕпоть, афИняне, тайная вЕчеря.


IV.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. освЕдомить, меновАя, татуИровать, включИт.
  2. пригубИть, цЕховой, упрочЕние, срЕдства.
  3. слИвовый, баловАться, асбЕст, Издревле.
  4. убЫстрить, ходатАйство, цемЕнт, укрАинский.


V.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. щАвель, рассредотОчение, шАрфы, облегчИть.
  2. флюорогрАфия, авгстОвский, втридЁшева, пулОвер.
  3. каталОг, динамОметр, жалюзИ, добЫча.
  4. закупОрить, умЕрший, бензопрОвод, мАстерски.


VI.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. асиммЕтрия, тУфля, рАкушка, скрещЁнный.
  2. щЕгольски, дОгмат, завсегдатАй, лассО.
  3. афЕра, сцеплЁнный, танцовщИк, ржАвление.
  4. завИдно, избаловАть, Иконопись, исповЕдание.


VII. Ударение падает на последний слог во всех словах ряда:

  1. маркетинг, красивее, эксперт.
  2. кухонный, валовой, агент.
  3. алфавит, облегчить, нефтепровод.
  4. уставный, средства, жалюзи.


VIII.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. мытАрства, плесневЕть, пАсквиль, Эксперт.
  2. квАшение, коклЮш, лубОчный, маркЁр.
  3. авансировАние бАловаться, арАхис, асбЕст.
  4. балОванный, апОстроф, безУдержный, бантЫ.


IX. Ударение падает на второй слог во всех словах ряда:

  1. квартал, дремота, афиняне.
  2. украинец, убыстрить, избаловать.
  3. иконопись, приняла, углубить.
  4. зубчатый, уведомить, совестливый.


X. Ударение падает на первый слог во всех словах ряда:

  1. баловать, фланговый, по средам (дни недели).
  2. столяр, совестливый, отраслей.
  3. по средам (окружение, обстановка), втридорога, генезис.
  4. жемчуг, жерло, ведомостей.


 Выполните следующие задания (письменно)

Задание 1. Какие из перечисленных ниже слов пишутся с буквой Ё?Выпишите эти слова.

Безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, за­текший, маневренный, маневры, от­цветший, одноименный, платежеспособный, афера, шофер, истекший год, недоумен­ный, гренадер женоненавистник, крестный ход, свекла, блеклый.

Задание 2. Какой согласный: твердый или мягкий – произносится в следующих словах? Выпишите эти слова под буквой А.. Выпишите также под буквой Б слова, в которых норма допускает два варианта произношения.

 Тезис, шинель, термин, адекватный, дефис, компетентный, крем, пресс, бизнес, альтернатива, кофе, темп, клар­нет, сессия, декан, рейтинг, патент, кредо, претензия, тет-а-тет, лазер, террор, прессинг, Одесса, ме­неджер, пепси, крекер, паштет, декада, фанера.

 Задание 3. Образуйте глагольные формы по образцу. Обратите внима­ние на за­кономерности расстановки ударения.

Образец: брать – брал А.

Взять, начать, по­нять, соврать, начаться, класть, принять, убрать, на­нять, ото­звать, проспать, позвать, собраться, подняться, сгнить, прожить.

Задание 4. Образуйте формы кратких причастий по образцу. Об­ратите вни­мание на закономерности расстановки ударения.

Образец: начать – начат А.

Занять, создать, прожить, взять, собрать, провести, раздать, возбудить, погрузить, заключить.

  Задание 5. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов.Запишите правильный вариант.

Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, дермантин, подскользнуться, подчерк, надсмехаться, тубаретка, полувер.

  Задание 6. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

а) Образуйте форму родительного падежа следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания. Образец: масс а ж - масс а жа; аэрос а ни - аэросан е й.

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты.

 

 .

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

При выполнении тестовых заданий в случае затруднения обращайтесь к современным орфоэпическим и акцентологическим словарям и справочникам.

 

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

1) пюре 2) патент 3) тезис 4) крем 5) компьютер, 6) термос 7) темп 8) тембр 9) паштет 10) кларнет.

2. Отметьте слова, в которых перед Е произносится мягкий согласный:

1) шинель 2) чартер 3) тире 4) фанера 5) термин 6) синтез 7) Одесса 8) капелла 9) брюнет 10) кофе.

3. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится О (на письме – Ё):

1) опека 2) недоуменный 3) коленопреклоненный 4) крестный ход 5) афера 6) безнадежный 7) поблекший 8) новорожденный 9) бытие 10) затекший.

4. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится Е:

1) принесший 2) платежеспособный 3) истекший год 4) одноименный 5) острие 6) отцветший 7) женоненавистник 8) забредший 9) современный 10) крестный ход.

5. Отметьте слова, в которых допущены орфографические ошибки, связанные с нарушением норм произношения:

1) юрисконсульт 2) подскользнуться 3) конъюктура 4) противень 5) индивидуум 6) беспрецендентный 7) конкурентноспособный 8) эскорт 9) дерматиновый 10) черезвычайный 11) тубаретка 12) констатировать 13) интригант 14) почерк 15) дивиденты.

6. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:

1) баловать 2) эксперт 3) черпать 4) оптовый 5) свекла 6) ломоть 7) искра 8) звонишь 9) завидно 10) кухонный 11) клала 12) шофер.

7. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог:

1) алфавит 2) гражданство 3) цемент 4) некролог 5) еретик 6) столяр 7) облегчить 8) сливовый 9) красивее 10) закупорить 11) торты 12) сгнила.

8. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) христианин 2) углубить 3) жалюзи 4) завсегдатай 5) феномен 6) премировать 7) осведомить 8) путепровод 9) исчерпать 10) проспала 11) занята 12) ободрить.

9. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

1) кат А лог 2) новор О жденный 3) подождал А 4) вероисповед А ние 5) асимметр И я 6) обесп Е чение 7) созв О нимся 8) ходат А йствовать 9) средствА 10) танцовщИца 11) ос У жденный 12) откл Ю чен 13) давн И шний 14) ум Е р-ший 15) бюрократ И я.

10. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно:

1) н А чался 2) прожит А 3) отрасл Е й 4) ш А рфом 5) медикам Е нт 6) кв А ртал 7) м Е неджмент 8) собол Е знование 9) гастроном И я 10) блокиров А ть 11) избал О ванный 12) укр А инский 14) п А сквиль 15) бомбард И ровать.

 

 

 

Практическая работа по теме: «Орфоэпические нормы русского языка».

Цель урока:

  1. способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения;

развивать культуру речи, расширять словарный запас обучающихся, развивать логику Русский язык.Гр.6.Дата проведения - 10.02.2022Количество часов -Преподаватель -В.И.Михайлова., [email protected]

  1. мышления, память, способность и готовность к речевому общению.
  2. воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность

Ход урока.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.