Воспоминания хористов-крыловцев о любимом хоровом учителе,  дирижёре студенческих хоров ведущих вузов ленинграда - санкт-петербурга - ЛТИ и ЛЭТИ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Воспоминания хористов-крыловцев о любимом хоровом учителе,  дирижёре студенческих хоров ведущих вузов ленинграда - санкт-петербурга - ЛТИ и ЛЭТИ

2022-10-11 65
Воспоминания хористов-крыловцев о любимом хоровом учителе,  дирижёре студенческих хоров ведущих вузов ленинграда - санкт-петербурга - ЛТИ и ЛЭТИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОСПОМИНАНИЯ ХОРИСТОВ-КРЫЛОВЦЕВ О ЛЮБИМОМ ХОРОВОМ УЧИТЕЛЕ,  ДИРИЖЁРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ХОРОВ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ ЛЕНИНГРАДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ЛТИ И ЛЭТИ

  АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВИЧЕ КРЫЛОВЕ

И это всё о нём…

Посвящается 100-летию со дня рождения Маэстро

                   25 ноября 1918г.

О ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДИСЦИПЛИНЕ

(От ред.) Александр Иванович был человеком высоконравственным и требовательным, конечно, прежде всего, по отношению к самому себе. Разумеется, эти качества отражались в отношениях и с нами, студентами. И мы должны были следовать и соответствовать этим принципам вольно или невольно. Это касалось дисциплины на репетициях, обязательности и пунктуальности хориста, исполнительской дисциплины при разучивании и концертном исполнении произведений.

Виктория Матвеева- сопрано Хор ЛТИ (1984-2000)гг

Хочу добавить к воспоминаниям хористов об Иваныче одно его высказывание, которое поразило меня, и потому запомнилось на всю жизнь. Однажды на репетиции, когда пришло не очень много народу, он вдруг спросил нас: "Как вы думаете, что самое важное для хориста? Хороший слух? Красивый голос? Нет, нет и нет! Для хориста самое главное - ДИСЦИПЛИНА! Ибо если все начнут ходить на репетиции, когда вздумается, никакой музыки не получится!"

(От ред.) Спасибо, большое за добавленный штрих к портрету маэстро. Это его извечная боль. Приходится только удивляться, как он из нас, при нашем "любительском" отношении к ЕГО ДЕЛУ, смог сделать хорошие (!) хоры. Да ещё целых 2! Одно слово - мастер! Конфетку - из любого "подручного материала"!

Примерно о том же пишет Надя Шлякова в своих мемуарах о хоре ЛТИ

Надежда Шлякова – Хор ЛТИ Сопрано (1975-1986?)гг

Фрагменты из воспоминаний

Александр Иванович очень строго относился к посещению репетиций. Как правило, «прогульщик» должен был объяснить причину своего отсутствия. И, хотя репрессивные меры обычно этим и ограничивались, но попасться «на карандаш» было просто стыдно. При всем доброжелательнейшем отношении к новым хористам, Александр Иванович очень строго следил за качеством исполнения, и право на участие в концерте нужно было еще заработать. К концерту допускались люди, не только знающие репертуар, но и усвоившие манеру исполнения хора. А для этого нужно было пропеть немало времени. Сужу по себе: придя в коллектив в начале сентября, я впервые вышла на сцену во время вечера, посвященного дню 23 февраля. Прямо скажем, не очень ответственное выступление. А мое первое выступление в настоящем концерте – это, если не ошибаюсь, май 1978 года, выпускной экзамен в Институте Культуры. То есть, чтобы стать полноценной хористкой, мне потребовалось более полугода напряженного труда!

 

(От ред) К сожалению Нади уже нет в живых. Светлая память! Но благодаря ей (оставленным ею воспоминаниям), мы можем проследить жизнь хора на достаточно протяженном временнОм отрезке.(См. ч.2 «Я, Хор и Крылов»)

Лёня Украинский – тенор, Хор ЛТИ (1972-1998)гг

В 1975 году хор ЛТИ участвовал в конкурсе в Таллине, где стал лауреатом и получил приз за лучшее исполнение обязательного произведения "Ива-ивушка" В последний день был большой концерт на Певческом поле сводного хора, состоящего из всех хоровых коллективов (более 30тыс. чел.). Александр Иванович должен был дирижировать как раз этим произведением. Перед концертом я увидел А.И. за кулисами. Он очень волновался и несколько раз мысленно повторял всю партитуру, дирижировал и отрабатывал жесты, как будет показывать вступления, нюансы. Казалось бы, в чем проблема? Он знает всю партитуру до каждого такта, все хоры прекрасно знают произведение, поскольку оно было обязательным, и все его пели. Всем понятно, что сделать произведение с огромным хором так, как это спел наш хор, без репетиций все равно не получится, Только показывай темп и вступления, остальное все споют, как выучили. Но это было высшее проявление ответственности и профессионализма А.И. Несмотря ни на что, он хотел донести до всех исполнителей и слушателей именно свою интерпретацию пьесы, ту, которая так высоко была оценена жюри.

О НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ А.И.

Нравственный авторитет Александра Ивановича был непререкаем, свидетельством тому рассказ Наташи Федотовой.

Наташа Федотова – сопрано, Хор ЛТИ (1994 по 2001 и с 2004 по 2008)гг

С Александром Ивановичем мне довелось не так много общаться. В основном на репетициях,  слушала его рассказы о произведениях, училась петь, слушая друг друга в своей партии, училась понимать и чувствовать то, что А.И. хотел получить от исполнения хора.
В основном А.И. интересовался тем, как идут мои дела, как здоровье и т.п. Спрашивал: по каким причинам меня не было на репетициях. Я чувствовала, что я ему не безразлична, как и все хористы.
Однажды был случай, когда А.И. увидел меня на 1-ом этаже института с сигаретой в руках. Уже не помню: что он сказал, но мне было стыдно. После этого случая я твёрдо решила, что мой голос важнее сигарет. А у меня первое сопрано.
А.И. был «хоровым папой» для всех нас. Я приходила в хор не только петь, но и заряжаться атмосферой, которая царила в хоре благодаря Александру Ивановичу. Я никогда не встречала человека, так чувствующего музыку, как А.И.

(От ред .) Могу добавить ещё одну маленькую иллюстрацию к нравственному портрету нашего дирижёра и педагога.

Лера Иванова - сопрано, Хор ЛТИ (1963-1978)гг

Однажды, не помню по какому поводу, зашла речь о супружеской измене.

Вот, что очень лаконично выдал наш Крылов: «Я понимаю, случилось полюбить другого, но ИЗМЕНИТЬ – НИКОГДА!».

 

(От ред.) Строг А.И. был не только по отношению к себе и к нам хористам, но и даже к любимой жене, верной спутнице, подруге и помощнице. Вот какой, с нашей точки зрения, забавный случай имел место в жизни супругов. Его поведала нам, девочкам, сама Ирина Сергеевна.

НА КОНКУРСЕ «Таллин – 75»

Ещё одной способностью наградил Господь нашего учителя – прекрасной памятью. В счастливом сочетании с другими его способностями это помогало ему быть убедительным в его профессиональной деятельности дирижёра-художника, который должен донести, довести до сознания исполнителей-хористов, (тем более, любителей) то вИдение хорового произведения, образ которого возник в ЕГО представлении. Инструментами для этого служат - и богатый словарный запас, и арсенал примеров, аналогий и, безусловно хорошая память. Так вот, хочу рассказать о случае, который мне врезался в мою память. 1975 год. Международный Фестиваль-конкурс «Таллин-75». Филармонический зал «Эстония». Конкурсные выступления многочисленных хоров. В жюри – знаменитый эстонский хоровой маэстро Густав Эрнесаакс. Стоим в ожидании своего выступления где-то перед сценой под лестницей. И таким долгим нам показалось это ожидание, что все уже размагнитились, расслабились, стали разделяться на отдельные группки, болтать на отвлечённые темы. А.И., понимая, что молодые хористы не могут так долго сосредоточенно и неподвижно ожидать «своего часа», не ругал нас, а произнёс: «Ну, как же мне вас собрать, ребята?». И вдруг, начал читать поэму Лермонтова «Мцыри». Сначала, ближе к нему подошли человека три, далее – ещё несколько, а он всё продолжает и продолжает своё выразительное чтение наизусть великолепной поэмы-шедевра.

  …«Вдруг голос – лёгкий шум шагов…                                

             Мгновенно скрывшись меж кустов,

             Невольным трепетом объят,

             Я поднял боязливый взгляд,

             И жадно вслушиваться стал.

             И ближе, ближе всё звучал

             Грузинки голос молодой,

             Так безыскуственно живой,

Так сладко вольный, будто он

Лишь звуки дружеских имён

Произносить был приучён.

Простая песня то была,

Но в мысль она мне залегла,

И мне, лишь сумрак застаёт,

Незримый дух её поёт.»

     Умолкли разговоры, подошли все присутствующие хористы. Выразительное исполнение поэтического произведения переломило ситуацию. А.И. таким образом достиг цели – вернул настрой и, крайне необходимую для данного момента, сосредоточенность хористов.

И вот, наш выход. Как всегда, в отработанном порядке выстраиваемся на сцене.

Первое произведение – С.В.Рахманинов «Тихая мелодия» («Тебе поем», исполняемая без слов, манерой «закрытый рот»). Даётся тон, Александр Иванович поднимает руки, необходимым жестом показывает вступление – звука нет, как будто испортилась аппаратура, обеспечиающая фонограмму. По моей спине пробежал ледяной холод, объял ужас, но, естественно, молчу вместе со всеми – ведь мы единый организм! Проходит секунда, другая, и вдруг, как из небытия возникает аккорд с нюансом «неслыхисимо»! Вот это «Тихая мелодия»! Действительно, это исполнение было необыкновенным, обусловленным, конечно, жутким волнением, но и поэтическим состоянием, в которое нас перенёс перед выступлением Александр Иванович. Представляю, что перечувствовал он в эти жуткие секунды!

                         Когда же я очнулся вновь,

                         И отлила от сердца кровь,

                         Она была уж далеко,

                         И шла хоть тише, - но легко…

Наташа Огнева – Хор ЛЭТИ (1977-97) гг

Моя первая встреча с Александром Ивановичем произошла в сентябре 1977 года на репетиции. Я и не предполагала, что в этот день началась новая эпоха моей жизни, продлившаяся целых 20 лет.

В 1982 году Александру Ивановичу пришло письмо с приглашением на Межреспубликанский конкурс хоров «Ювентус-83». Подготовку начали сразу же. Это была интересная и не самая лёгкая программа.

Произведения должны были исполняться наизусть и без перерыва. Чтобы мы, не дай Бог, не перепутали порядок исполнения произведений и не запели «не то», Александр Иванович «развлекал» нас следующим образом: он вставал перед хором и по выражению его глаз, по жесту мы должны были угадать, какое произведение он сейчас будет дирижировать. Его и нас это забавляло. К финальным репетициям мы не только узнавали произведение, но и по взмаху руки Александра Ивановича вступали в нужную ноту. (А ещё говорят, что игра «Угадай мелодию» вышла в 1995 году…). 

Когда стали известны результаты конкурса, нам сообщили, что мы выступаем в гала-концерте. Утром выяснилось, что половина хористов «не в голосе». Видимо сказалось расслабление после напряжённых конкурсных дней и ночные бдения. Репетиция перед гала - концертом проходила в институтской аудитории с кафедрой (трибуной). Борис Петрович Карандасов пытался нас распеть, расшевелить, заставить издать хоть что-то похожее на чистый звук, но из этого почти ничего не выходило. Народ сипел, хрипел, полулежал на партах. В этот момент появился Александр Иванович. Оглядев аудиторию, он поднялся на кафедру и начал говорить. О чём он говорил, я вряд ли вспомню. Но он говорил, дурачился, наливал себе из графина, снова говорил. Мы сначала улыбались, потом смеялись и через несколько минут начали полноценную репетицию.

Завершали мы своё выступление на гала-концерте негритянским гимном «Ezekiel sow the wheel». В заключительной части, заведя хор на «дума-лума, дума-лума, дума-лума» Александр Иванович развернулся и пошёл по направлению к кулисе. Встал там, сложил ручки и спокойно наблюдал за тем, как хор самостоятельно, чётко и точно, как часики, со всеми необходимыми нюансами отработал этот непростой фрагмент и вышел к хору только на финальные аккорды, поставив красивую точку в нашем выступлении.

ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, ОТЕЦ

(От ред.) Обучение музыке нас музыкально-безграмотных, в большинстве своём, хористов у А.И. носило характер заботы, дружелюбного общения с нами, будь то музыкальная и или просто житейская сфера. Очевидно, он, не имеющий собственных детей, воспринимал нас как своих детей, воспитанников. Знал и помнил всех. Действительно по-отечески интересовался судьбой каждого на протяжении многих лет. А сколько нас было у него за 47 лет только в хоре ЛТИ, да ещё 33 года в хоре ЛЭТИ. Какой же многодетный был этот музыкант-воспитатель! Да ещё – ученики в консерватории! Потрясающий педагог!

Лена Чулкова (Курнакова) – Хор ЛТИ (1987-1996)гг. Староста хора с 88по91гг

Александр Иванович очень здорово показывал, как нужно петь. Я до сих пор пою «на улыбке». И очень доходчиво объяснял. Ещё и какую-нибудь историю из жизни расскажет. И сразу все легко. И никак по-другому. И, конечно же, он заражал своей любовью к музыке всех окружающих. И вообще любовью. К жизни. К людям

Вера Круглова – альт Хор ЛТИ (1979-1997)гг

Трудно забыть хоровую поездку в Югославию в Белград осенью 1989 года. Особенно запомнилось отношение Александра Ивановича к форме хористов перед выступлением. В один из вечеров у нас была встреча с хористами, принимавшими нас. По окончании встречи наши друзья заказали автобус, чтобы доставить нас в профилакторий, где мы временно проживали. Александр Иванович находился с нами. Понимая, что вечер затянулся, а нам завтра выступать, при этом мы должны быть в «хорошей форме», А.И. попросил увезти нас раньше, чем было запланировано. Принимающая сторона очень любезно откликнулась на просьбу уважаемого дирижёра и отменила автобусный рейс на время, назначенное ранее (новый - заказывать было поздно), и заказала для нас, к нашему удивлению, огромное количество такси. Это были новенькие «мерседесы», которые тянулись долгой вереницей перед нами, когда мы покидали место вечеринки. Нам (Свете Рубцовой, Марине Фалиной и Вере Кругловой) повезло с водителем. Он хорошо пел и любил русские песни. Мы и распевали их всю дорогу до места назначения.

Моя профессия - учить детей любить и понимать музыку. О ней знал Александр Иванович. Мы с ним не раз говорили об этом. Удивительно, что при всей своей занятости и сложности своей работы, он находил минутку непременно спросить, не формально, а действительно переживая, о том, как ребята относятся к классике, стараются ли понять и полюбить её и как сейчас проходят уроки.

Удивительно, как деликатно Александр Иванович отмечал какие-то личные симпатии юношей и девушек в хоре. Мягко, по-отцовски и по-дружески поддерживал нас. Спасибо бесконечное Вам, наш дорогой Александр Иванович!

  (От ред): Изначально хоры в ЛТИ, а также в ЛЭТИ создавались, прежде всего, для обучающихся в них студентов. Но увлечение хоровым пением не проходит с изменением статуса со «студента» на «молодого специалиста» или холостяка на отца (мать) семейства. У многих оно - пожизненное. Да, к тому же, Александру Ивановичу, несмотря на «текучку кадров» в студенческих хорах, удалось создать школу постоянного «повышения мастерства хорового пения». Это влекло, это развивало и продлевало возможность общения с замечательным музыкантом и обаятельнейшим человеком таким, как Александр Иванович. Не удивительно, что в течение 5 лет и по окончании учебы в институте, те, кто имел возможность, продолжали своё участие в хоре, в репетиционном процессе. Александр Иванович, вместе с хоровым коллективом, был очень заинтересован в продолжении хоровой любительской деятельности таких хористов. На фоне обновляемости студентов–хористов, эти постоянные и, уже опытные певцы, составляли «хоровой костяк», на который руководитель мог опереться. Безусловно, обучение хоровому пению новеньких и внедрение их в творческий процесс проходило, с их помощью, быстрее. Конечно, хористам, которые уже обзавелись детьми, посещение репетиций было проблемным. Тогда некоторые из них приходили вместе с детьми. Таким ребёнком, например, была Ирочка Нарижняя (теперь дирижёр хора «Консонанс» в ТИ). Выдержать 3 часа, иногда изнурительных репетиций было не по силам маленьким заложникам родительских увлечений. Вот о таком забавном, но и трогательном случае поведала Вера Круглова.

Вера Круглова  

О СЛУЧАЕ НА РЕПЕТИЦИИ

На одну из репетиций я пришла со своей трёхлетней дочкой. Она с удовольствием слушала, как мы поём и что-то рисовала. У неё упал карандашик, и она залезла под парту, чтобы его достать. Мы продолжали увлечённо работать над выразительностью произведения.

Александр Иванович так захватил нас музыкой, что я забыла обо всём на свете (беспокоиться не нужно было – ведь ребёнок со мной)! Через какое-то время А.И. вдруг спросил меня: «Вера, где ваша дочурка?». Я тут же вернулась на землю. Посмотрела под парту, там моя Ксюшка уже мирно и сладко спала, свернувшись клубочком, а я этого даже и не заметила.

 

Людмила Михайлова – альт Хор ЛТИ (1962-1967; 1970-1974)гг.

Самое первое, что возникает в голове при разговоре об Иваныче, это его реакция на наше хорошее исполнение произведения (во время выступления). Совершенно чётко это вижу. Он закрывает глаза, голову немного запрокидывает назад, левой рукой слегка поглаживает грудь, при этом одним

(указательным) пальцем правой руки слегка дирижирует. И это было всегда (я так думаю), когда он был очень доволен и его Душа радовалась.

А ещё вспоминаю его реакцию на наш, так называемый, «отдых» в перерывах. Вместо того, чтобы поберечь связки и помолчать в перерыве, мы выкатывались на площадку перед залом и ОРАЛИ на весь институт туристские и студенческие песни. Остановить нас было невозможно. Он каждый раз на нас ругался, очевидно понимая, что его усилия бесполезны, но продолжал выговаривать нам, что это во вред делу.

Просто удивительно, как всего один ЧЕЛОВЕК повлиял на судьбы сотен людей, нашёл ключик ко многим душам, изменил взгляды, приоритеты, привил любовь к музыке. И не только любовь к музыке, но и развил слух у некоторых хористов(например у Жени Васильева). Через несколько лет, но запел парень правильно!  

 

(От ред.) А сейчас хочется рассказать об «Иваныче», как о простом добром человеке, которому «ничто человеческое было не чуждо», в том числе и чувство юмора.

ЮМОР СБЛИЖАЕТ

Светлана Гришина (Цимбалова) – альт Хор ЛТИ (1959 – 72)гг.

После окончания института (ЛТИ) и выработки хим. стажа уехала к семье в Сочи, где живу постоянно. Ко мне приезжает в гости много наших хористов. Но тут пожаловал сам Александр Иванович вместе с Ириной Сергеевной. А жили мы тогда на Бытхе (самое высокое место в Сочи) в многоэтажном доме на 11-м этаже.

Крыловы долго не могли найти эту Бытху и наш дом, плутали, очень устали и, в конце-концов, пришли измождённые, без особой радости на лицах. Но выйдя на наш большой балкон, и оглядев открывшуюся панораму города, моря и гор с этой огромной высоты, Александр Иванович пришёл в восторг и воскликнул: «Да, ради такой красоты стоило помучиться!».

 

Саша Великин – баритон Хор ЛТИ (1972-1984)гг.

Сашка Пинхасович пришел ко мне на репетицию, будучи в увольнении (служил в ансамбле песни и пляски ЛЕН ВО). Пинхасович, вы что пришли? К брату. А кто ваш брат? Да вот, Великин. Да-а-а, и вправду похожи! Потом долго сам смеялся над своей доверчивостью.

       Репетировали «Нельсон-мессу». Так «зарепетировался», что откинулся на спинку стула и с грохотом рухнул. А.И.: «Вот что значит хорошая музыка!»

 

Лера Иванова - сопрано, Хор ЛТИ (1963-78)гг.

Помню такой эпизод. Был у нас хорист по фамилии Фиалко. А.И. замечает, что его нет на репетиции: «Где Фиалко?». Ехидная реплика от хорового «остряка»: «А фиалкой даже и не пахнет!». Александр Иванович не выдержал и смеялся вместе с нами.

 

Регина Низовцева (Иванова) - альт Хор ЛТИ (1985-2000)гг

В хоре Крылова было много хоровых семей. Иногда приходили с детьми, если их не с кем было оставить. Как-то во время репетиции по залу с топотом промчался малыш. "Чей ребёнок в зале?", поинтересовался Иваныч. "Наш", сказал кто-то из теноров. "Признались, тенора!", поехидничали басы).

Репетировали произведение из "Пушкинского венка". Там в быстром темпе повторяется фраза: "Если жизнь тебя обманет" (попробуйте-ка быстро и чётко произнести).  А.И.: «У вас получается "если жись тея ОМАНИТ", о каких МАНЯХ речь?)

Лена Кузнецова – альт  Хор ЛТИ (1963-1968)гг

В мае 1964 года наш хор ЛТИ прилетел в Киев по приглашению Киевского университета. Конечно, было много выступлений, встреч, а также экскурсий. Особенное впечатление произвело посещение Киевско-Печерской Лавры. От лицезрения мумифицированных святых, от великолепия интерьера, красоты и святости икон, поразивших меня, я воскликнула: «Господи, прости меня грешную!». Позади, вдруг, раздался смех. Я оглянулась, оказывается, мой покаянный возглас услышал Александр Иванович, которого я ранее не заметила. Признания в грехах юной студентки показались ему настолько забавными, что он ещё долго называл меня в шутку «грешницей».

Людмила Михайлова – альт, Хор (1963-1967,1970-1974)гг.

 Запомнился короткий, можно сказать забавный, разговор со случайным собеседником, довольно ярко свидетельствующий о популярности нашего хора в Ленинграде (примерно 1967 год) Понятно, что эту популярность создал А.И.Крылов.

- Ты где учишься?

- В «Техноложке».

- А, это там, где хор?

       И ещё: повод для улыбки, доброго юмора есть всегда. Мы много раз убеждались, что Александр Иванович это признавал.

Мы пришли навестить тяжело больного Александра Ивановича в марте 99-го года вчетвером. Нина Клименко (Смирнова), Таечка Полякова (Беляева), Лера Иванова и я. Естественно, нам хотелось хоть чем-нибудь помочь. Кто-то убирал по дому, кто-то готовил обед, а я взялась за глажение чистого белья, которого был целый ворох. Ирина Сергеевна уже не успевала справляться, ухаживая за больным. Мы уже все пообедали, погуляли с Александром Ивановичем (кстати, это была его последняя прогулка), но белья было так много, что я снова взялась за глажку. Все, кроме Ирины Сергеевны, собрались в одной комнате, где лежал Александр Иванович, там же гладила я. Мы душевно беседовали. У Александра Ивановича, вероятно, был прилив сил, вызванный нашим приходом, и хорошее настроение. Дело близилось к концу нашего визита, бельё заканчивалось. Александр Иванович, видимо, так не хотел, чтобы мы уходили, что "прокричал" Ирине Сергеевне: «Ирочка, нет ли у тебя ещё чего-нибудь погладить?». Это было и смешно и трогательно до боли. Чувствовалось как он нам рад, как он нас любит.

 

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

(От ред) Нацеленность в будущее. Думаю, об этом много, возможно затаённо, А.И. размышлял, хотя и были у него ученики, и, фактически хор ЛЭТИ был передан его ученикам, но хор ЛТИ, его оплот и дорогое детище, кому передать? У меня сведений нет, были ли у А.И. конкретные кандидатуры. Но зато есть очень интересное воспоминание – эпизод от Наташи Барановской-Нарижней.

Фактически, это был разговор между нами.

ВОСПОМИНАНИЯ ХОРИСТОВ-КРЫЛОВЦЕВ О ЛЮБИМОМ ХОРОВОМ УЧИТЕЛЕ,  ДИРИЖЁРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ХОРОВ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ ЛЕНИНГРАДА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ЛТИ И ЛЭТИ

  АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВИЧЕ КРЫЛОВЕ

И это всё о нём…


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.