Задачи пастырского служения Златоуста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Задачи пастырского служения Златоуста

2022-10-11 26
Задачи пастырского служения Златоуста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какие же цели ставил перед собой великий святитель, проповедуя на нижнем этаже своей имущественной концепции? Цель одна: поднять своих пасомых выше – на верхний уровень. Судя по проповедям святителя, если по-настоящему богатых среди его прихожан было и не так много, то хотящих обогатиться было подав­ляющее большинство. Отсюда основная пастырская задача святителя, относящаяся ко всему населению – отвратить людей от стремления к богатству. Кроме того, у него имелись определенные цели и относительно разных социальных страт населения. Богатых Златоуст побуждал к добровольной отдаче своего имения бедным. Бедных святитель ободрял и призывал к терпению, дабы избежать бунтов и других насильственных действий, грозящих общественными беспорядками и могущих ввергнуть страну в хаос.

Этим задачам под­чинены многие и многие высказывания св. Златоуста. Их настолько много, что многие богословы, «в ведении и не в ведении», подменяют ими принципиальные воззрения святителя. Об этой подмене еще будет речь впереди.

Одним из пастырских приемов является уже рассмотренные «климентистские» тексты. Их задача – провести человека по первым ступеням лестницы восхождения к христианскому идеалу нестяжания. Это – временное снижение планки требований радиикономических соображений. Но в творениях Златоуста можно найти и массу других высказываний пастырского характера. В них святи­тель применяет самую разнообразную аргументацию и использует все свое красноречие. Сам Златоуст следующим образом видел свою пастырскую программу:

Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно, доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания /XI:748/.

Интересно просле­дить, какими пастырскими приемами пользуется Златоуст в проповедях по имущественным вопросам.

Взаимозависимость всех

Один из приемов Златоуста – доказать, что мир устроен так, что если ты берешь, то должен и отдавать:

Ты не хочешь уделять никому из своего богатства? Не бери же и сам ничего у других. А если будет так, то все придет в расстройство, потому что давать и принимать есть источник многих благ, и в сеянии, и в учении, и в искусствах ” /X:97/.

Как бы ты ни был богат, все равно будешь нуждаться во множестве людей, худших тебя; чем более ты богатеешь, тем более подвергаешь себя этой беде ” /X:625/.

В самом деле, если мы нуждаемся друг в друге, самая необходи­мость во взаимной помощи не соединяет ли нас узами дружбы? А если бы мы сами могли удовлетворять своим нуждам, то не сделались бы мы неукротимыми зверями? Потому Бог силою и необходимостью покорил нас друг другу, и мы ежедневно сталкиваемся друг с другом. А если бы Он снял эту узду, кто бы стал искать дружбы ближнего? ” /X:626/.

Следует отметить, что в устах Златоуста аргумент о взаимозависимости бедных и богатых не превращается в лживо-умилительную гармо­нию бедности и богатства; святитель подчеркивает, что это – необхо­димость, устроенная Богом ради смирения. Кроме того, святитель пытается подготовить своих пасомых к мысли о благодатности братского единения всех в условиях общей собственности.

Тяжести богатства

Приведенные выше «принципиальные» высказывания, кроме задачи выявления христианского идеала отношения к богатству, несут, безусловно, и пастырскую нагрузку: богатство закабаляет, при­вязывает к земному, отвращая тем самым человека от Бога; богатство убивает душу человеческую, “ душу делает гнусною “, ибо крадет любовь к Богу и к людям. Эта нагрузка очевидна: показать людям, насколько губительно богатство в нравственном смысле. Но Златоуст и чисто ра­циональными, материальными соображениями пытается доказать своим приземленным пасомым, что богатство приносит его обладателям только одни заботы и неприятности. Причем он уделяет этому столь много вни­мания, что может показаться, что это – его основная тема. В ход идут самые разнообразные соображения. Мы ограничимся лишь кратким обзором основных тем святителя, не пытаясь исчерпать пастырскую тему.

1) Богатство непрочно, оно может легко исчезнуть, перетечь в другие руки:

Сегодня богат, завтра беден ” /II:37/.

Для того Он и самое обладание богатством сделал ненадежным, чтобы и чрез это самое ослабить безумную страсть к нему ” /II:38/.

Непрочность богатства – основной аргумент, которым святитель пытается убедить своих пасомых самим отказаться от собственности. Недаром святитель постоянно называет богатство «беглецом», «неблагодарным рабом» и пр.

2) Богатство требует от обладающего им массы забот, треволне­ний, бессонных ночей:

первый (богатый – Н.С.) задерживается своими собственными пу­тами, тысячами забот, скорбей волнений, раздражений. Все это обруши­вается на душу и… это трудности человек создает сам для себя: ему не заповедано собирать богатство, а напротив; он же сам себе приго­товляет множество соблазнов, затруднений ” /XI:881/.

В этой теме Златоуст необычайно изобретателен: богатство надо охранять от воров, грабителей и неумелых слуг, надо ограждать от естественной порчи, надо делить между наследниками и пр.

«Кого в самом деле не боится богатый?– восклицает святитель, – Уж не разбойников ли? Не властителей ли? Не завистников ли? Не клеветников ли? Но что я говорю о разбойниках и клеветниках, когда он с подозрением смотрит на самих домашних?» /X:363/.

3) Часто богатые, из-за расслабленного образа жизни, обладают меньшим здоровьем, чем постоянно работающие бедняки:

Итак, если бедный и спит, и ест и пьет с большим удовольстви­ем, нежели богатый; то какую, после этого, имеет цену богатство, когда оно не доставляет и того, в чем только, по-видимому, и состоит его преимущество перед бедностью?” /II:40/.

4) Роскошь и дорогие украшения, помимо возбуждения тщеславия, приносят много беспокойства:

А сколько отсюда рождается несчастий, невозможно теперь изобразить словом; это следует предоставить сознанию самих тех, которые слишком заняты уборами, сколько скорбей они получают отсюда каждый день. Ибо если повреждена будет какая-либо из золотых вещей, великий шум и смятение обнимают весь дом: слуга ли украдет, на всех падают бичи, удары и узы; завистники ли какие, умыслив зло, нечаянно лишают имения – опять великая и несносная печаль ” /IV:409/.

Многие исследователи выдвигают тему роскоши у Златоуста как чуть ли не основную в его имущественном учении. С этим согласиться нельзя. Конечно, у Златоуста есть целый ряд фрагментов, в которых он очень ярко и едко характеризует роскошь, стремление к дорогим нарядам, домам, сбруям и пр. Но в общей системе святителя тема роскоши – лишь одна из многих.

5) Аналогичную проблему возбуждают и неумеренные явства. Они расслабляют тело и приводят к болезням:

В самом деле, это обилие и богатство стола возбуждают в тебе зависть тем, что доставляют много удовольствия; но у бедного удовольствия еще больше, и сверх того, он наслаждается также здоровьем. Разве тем только богатый превосходит бедного, что делает свое тело более слабым, и собирает в себе большие источники тяжких болезней, потому что у бедного все делается согласно с природой, в у богатого, который не знает меры, все ведет к расслаблению и болезням ” /X:588/.

6) К богатым все относятся с ненавистью, хотя внешне часто низкопоклонствуют перед ними:

Ничто так не возбуждает зависти, как человек богатый; а если еще присоединяется гордость, то двойная пропасть открывается перед ним, и все объявляют ему жесточайшую войну ” /II:36/.

7) Зачастую даже тело богатых после смерти подвергается поруга­нию (гробокопатели):

В самом деле, есть ли какой еще столь постоянный и ненасытный враг, как богатство? Когда мы живем, он губит нашу душу, а когда умираем, бесчестит тело ” /XII:561/.

И всегда в таких случаях великий святитель ведет дело к одной простой мысли: раз богатство сопряжено с таким количеством неудобств, тягот и просто опасностей, то не лучше ли отказаться от него совсем? В этом – в добровольном отказе имущих от своего богатства – он видит решающий шаг к преображению общества. Этот шаг очень труден, и таких примеров святитель может указать единицы. Но другого пути – насильственного – святитель не признает.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.