Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа:  10--17 лет. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа:  10--17 лет.

2022-10-11 40
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа:  10--17 лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Школьного лесничества

 «Лесные Робинзоны»

 

 

Составила: Брежнева Н.Г. –

учитель географии

 

Ребриха, 202

Пояснительная записка

   Программа Школьного лесничества  «Лесные Робинзоны» имеет научно – практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем, помогает лучше узнать природу родного края и формирует навыки исследовательской и природоохранной деятельности.

  В программе используется функциональный подход при рассмотрении живых организмов и многообразия органического мира. Функциональный подход позволяет обосновать необходимость сохранения биологического разнообразия и защиты окружающей среды. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о лесе как структурном компоненте биосферы и его ресурсном значении.

По содержанию, характеру учебно-познавательная деятельность учащихся классифицируется по трем группам: групповая, массовая и индивидуальная.

К групповым занятиям относятся экскурсии, лабораторные занятия, практические занятия.

К массовым занятиям относятся экскурсии и походы в природу, конференции, олимпиады, конкурсы, издание газет.

К индивидуальным занятиям относятся самостоятельные работы в уголке природы, написание рефератов, чтение газет и книг.

 Актуальность программы. Внеурочная деятельность в школе  открывает двери каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.  

Сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работой позволяет школьникам приобрести представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к выбору профессии.

Задача раздела «Здоровый образ жизни»: сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле.

Ведется индивидуальная работа с «трудными детьми».

Новизна программы.

Воспитани е ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. В создавшейся ситуации встает вопрос о необходимости применения эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение большого объема информации без потери интереса к предмету о лесе. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умение его использовать.

Цели программы:

- вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;

- развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле.

-формирование исследовательских навыков и умений.

  Задачи образовательные:

 1.Расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

2.Изучение природы родного края, освоение методов оценки ее состояния.

3.Дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивания высококачественной древесины.

4.Дать сведения о деятельности лесного хозяйства.

                               

  Задачи воспитательные:

1. Формирование бережного отношения к природе и использованию ее ресурсов.

2. Выработка нравственных качеств.

3. Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.

4. Воспитывать экологическую культуру и экологическое мышление.

                      Задачи развивающие:

5. Развитие творческих способностей

6. Развитие логического мышления

7. Пробуждение интереса к изучению природы,  работе в лесу, участию в опытных и исследовательских работах

8.  Приобщение к участию в различных конкурсах, олимпиадах.

 

Содержание программы

Вводное занятие

 Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего и старших экопостов.

1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

 

Практическая работа

Составление гербария «Лекарственные растения»

Экскурсия в лес для сбора и изучения лекарственных растений

Викторина «Знаешь ли ты лес?»(1ч).

Экскурсия в сосновый бор. (4ч).

Раздел 2. Лесоводство

Тема 2.1. Лес как природная система. Лес – сложное растительное сообщество. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров). Лесные ярусы

Тема 2.2. Лесные обитатели. Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Биологические особенности животных леса. Поведение животных. Приспособление животных к обитанию в лесах различных групп. Муравьи – санитары леса

Тема 2.3. Типы лесов. Смешанные, хвойные, мелколиственные и широколиственные леса. Биологические особенности основных древесных пород.

Тема 2.4. Смена пород в лесу. Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной

Практическая работа (21ч).

Наблюдение за растениями и животными леса, изучение условий обитания, особенностей произрастания – одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д.

Изучение типов повреждений растений насекомыми. Сбор природной коллекции

Самостоятельная работа: составление гербария древесно-кустарниковых пород леса.

Экскурсия в лес для ознакомления типами леса.

Изучение ярусов в лесу.

Роль муравьев в лесных экосистемах.

Изучение смены пород в лесу.

Фонологические наблюдения.

Раздел 3. Основы экологии.

 Тема 3. 1.Что изучает экология

Тема 3.3. Экологические факторы.

Экскурсия с целью обследования местности.

Самостоятельная работа. «Лесные ярусы». «Мое любимое дерево» (оформление рефератов, сообщений, фотоальбомов)

Раздел 4. Лесовосстановление

Тема 4.1. Возобновление леса – естественное и искусственное. Семенное и вегетативное размножение. Факторы, способствующие возобновлению леса. Роль животных в распространении семян. Посадка леса

Тема 4.2. Выращивание лесного посадочного материала (сеянцы, саженцы, черенки). Лесные питомники их назначение.

Экскурсия в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет.

Экскурсия в лесной питомник.

Определение схемы смешения лесных культур в разных кварталах.

Раздел 5. Охрана природы.

Тема 5.1.Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Тема 5.2. Роль зеленых насаждений и озеленения. Создание искусственных растительных сообществ.

Тема 5.3. Редкие растения и их охрана. Растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края, Ребрихинского района. Причины исчезновения растений.

 Тема 5.4. Редкие животные и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу и Черную книгу. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц.

Тема 5.5. Особо охраняемые природные  территории (Касмалинский заказник)

Практическая работа.

Изучение и выявление редких видов растений в окрестностях села Ребриха.

Подготовка и проведение праздников природы: «День птиц», «День Земли».

Самостоятельная работа: твоя Красная книга (доклады, сообщения, рефераты).

Экскурсия в природу для выявления нарушений под влиянием человека.

Встреча  с работниками лесного хозяйства.

Практическая работа.

Наблюдение за перелетными птицами.

Наблюдение за цветением деревьев и кустарников.

Наблюдение: Раннецветущие растения.

Нанесение наблюдений в календарь наблюдений. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных.

Как, что и когда наблюдать в природе?

«Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», «Растения – барометры».      

 

Итоговое занятие

Подведение итогов за год.

Программа

Школьного лесничества

 «Лесные Робинзоны»

 

 

Составила: Брежнева Н.Г. –

учитель географии

 

Ребриха, 202

Пояснительная записка

   Программа Школьного лесничества  «Лесные Робинзоны» имеет научно – практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем, помогает лучше узнать природу родного края и формирует навыки исследовательской и природоохранной деятельности.

  В программе используется функциональный подход при рассмотрении живых организмов и многообразия органического мира. Функциональный подход позволяет обосновать необходимость сохранения биологического разнообразия и защиты окружающей среды. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о лесе как структурном компоненте биосферы и его ресурсном значении.

По содержанию, характеру учебно-познавательная деятельность учащихся классифицируется по трем группам: групповая, массовая и индивидуальная.

К групповым занятиям относятся экскурсии, лабораторные занятия, практические занятия.

К массовым занятиям относятся экскурсии и походы в природу, конференции, олимпиады, конкурсы, издание газет.

К индивидуальным занятиям относятся самостоятельные работы в уголке природы, написание рефератов, чтение газет и книг.

 Актуальность программы. Внеурочная деятельность в школе  открывает двери каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.  

Сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работой позволяет школьникам приобрести представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к выбору профессии.

Задача раздела «Здоровый образ жизни»: сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле.

Ведется индивидуальная работа с «трудными детьми».

Новизна программы.

Воспитани е ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. В создавшейся ситуации встает вопрос о необходимости применения эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение большого объема информации без потери интереса к предмету о лесе. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умение его использовать.

Цели программы:

- вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;

- развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле.

-формирование исследовательских навыков и умений.

  Задачи образовательные:

 1.Расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

2.Изучение природы родного края, освоение методов оценки ее состояния.

3.Дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивания высококачественной древесины.

4.Дать сведения о деятельности лесного хозяйства.

                               

  Задачи воспитательные:

1. Формирование бережного отношения к природе и использованию ее ресурсов.

2. Выработка нравственных качеств.

3. Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.

4. Воспитывать экологическую культуру и экологическое мышление.

                      Задачи развивающие:

5. Развитие творческих способностей

6. Развитие логического мышления

7. Пробуждение интереса к изучению природы,  работе в лесу, участию в опытных и исследовательских работах

8.  Приобщение к участию в различных конкурсах, олимпиадах.

 

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа:  10--17 лет.

При реализации программы осуществляется дифференцированный подход. Дети различных возрастов выполняют посильные задания, работают в команде. Для ребят 10-12 лет программа предусматривает такие виды деятельности, как  формирование понятий о природе, лесе, типов лесов, об охране лесов и т. д. Определение породного состава деревьев и кустарников, лекарственных растений, наблюдения в природе.

Ребята постарше (13 – 15 лет) справляются с заданиями посложнее. Лесоводство. Дендрология. Лесная таксация. Охрана и защита леса. Подростки  (15-17) занимаются  учебно – исследовательской работой,

углубляют знания по  лесоводству, лесоведению, экологии. Помогают младшим товарищам.

 

                                 Формы и режим занятий.

  В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как мини-лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент. Теоретические занятия чередуются с семинарами, на которых обсуждаются пройденные темы, заслушиваются доклады учащихся. Также занятия проводятся в форме деловой игры, где учащиеся могут выступать в роли руководителей различного уровня, принимающих решения, специалистов лесхоза, инспекторов по охране окружающей среды.

Одна из распространенных форм работы – экскурсия в природу. Здесь дети накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного миров, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, знакомятся с работой лесохозяйственных предприятий.

  Практические работы позволяют использовать приобретенные знания в конкретной ситуации, а дидактические игры способствуют развитию творческого мышления и восприятия. Особенное место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформления полученных результатов.

При поступлении в объединение каждый из юных лесоводов проходит вводный инструктаж по технике безопасности. Перед началом нового вида работ, перед организацией походов и экспедиций проводится специальный инструктаж и фиксируется в специальном журнале по технике безопасности. Группы комплектуются с учетом возраста детей. Занятия в объединении проводятся 2 раз  в неделю,  по подгруппам по 2 часа

Основным результатом реализации программы является:

- творческий рост воспитанников;

- воспитание бережного отношения к природе;

- атмосфера дружбы и взаимопонимания в коллективе.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.