Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-10-11 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Программа
Школьного лесничества
«Лесные Робинзоны»
Составила: Брежнева Н.Г. –
учитель географии
Ребриха, 202
Пояснительная записка
Программа Школьного лесничества «Лесные Робинзоны» имеет научно – практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем, помогает лучше узнать природу родного края и формирует навыки исследовательской и природоохранной деятельности.
В программе используется функциональный подход при рассмотрении живых организмов и многообразия органического мира. Функциональный подход позволяет обосновать необходимость сохранения биологического разнообразия и защиты окружающей среды. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о лесе как структурном компоненте биосферы и его ресурсном значении.
По содержанию, характеру учебно-познавательная деятельность учащихся классифицируется по трем группам: групповая, массовая и индивидуальная.
К групповым занятиям относятся экскурсии, лабораторные занятия, практические занятия.
К массовым занятиям относятся экскурсии и походы в природу, конференции, олимпиады, конкурсы, издание газет.
К индивидуальным занятиям относятся самостоятельные работы в уголке природы, написание рефератов, чтение газет и книг.
Актуальность программы. Внеурочная деятельность в школе открывает двери каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.
|
Сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работой позволяет школьникам приобрести представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к выбору профессии.
Задача раздела «Здоровый образ жизни»: сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле.
Ведется индивидуальная работа с «трудными детьми».
Новизна программы.
Воспитани е ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. В создавшейся ситуации встает вопрос о необходимости применения эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение большого объема информации без потери интереса к предмету о лесе. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умение его использовать.
Цели программы:
- вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
- развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле.
-формирование исследовательских навыков и умений.
Задачи образовательные:
1.Расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
2.Изучение природы родного края, освоение методов оценки ее состояния.
3.Дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивания высококачественной древесины.
|
4.Дать сведения о деятельности лесного хозяйства.
Задачи воспитательные:
1. Формирование бережного отношения к природе и использованию ее ресурсов.
2. Выработка нравственных качеств.
3. Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.
4. Воспитывать экологическую культуру и экологическое мышление.
Задачи развивающие:
5. Развитие творческих способностей
6. Развитие логического мышления
7. Пробуждение интереса к изучению природы, работе в лесу, участию в опытных и исследовательских работах
8. Приобщение к участию в различных конкурсах, олимпиадах.
Содержание программы
Вводное занятие
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего и старших экопостов.
1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).
Практическая работа
Составление гербария «Лекарственные растения»
Экскурсия в лес для сбора и изучения лекарственных растений
Викторина «Знаешь ли ты лес?»(1ч).
Экскурсия в сосновый бор. (4ч).
Раздел 2. Лесоводство
Тема 2.1. Лес как природная система. Лес – сложное растительное сообщество. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров). Лесные ярусы
Тема 2.2. Лесные обитатели. Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Биологические особенности животных леса. Поведение животных. Приспособление животных к обитанию в лесах различных групп. Муравьи – санитары леса
Тема 2.3. Типы лесов. Смешанные, хвойные, мелколиственные и широколиственные леса. Биологические особенности основных древесных пород.
Тема 2.4. Смена пород в лесу. Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной
Практическая работа (21ч).
Наблюдение за растениями и животными леса, изучение условий обитания, особенностей произрастания – одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д.
|
Изучение типов повреждений растений насекомыми. Сбор природной коллекции
Самостоятельная работа: составление гербария древесно-кустарниковых пород леса.
Экскурсия в лес для ознакомления типами леса.
Изучение ярусов в лесу.
Роль муравьев в лесных экосистемах.
Изучение смены пород в лесу.
Фонологические наблюдения.
Раздел 3. Основы экологии.
Тема 3. 1.Что изучает экология
Тема 3.3. Экологические факторы.
Экскурсия с целью обследования местности.
Самостоятельная работа. «Лесные ярусы». «Мое любимое дерево» (оформление рефератов, сообщений, фотоальбомов)
Раздел 4. Лесовосстановление
Тема 4.1. Возобновление леса – естественное и искусственное. Семенное и вегетативное размножение. Факторы, способствующие возобновлению леса. Роль животных в распространении семян. Посадка леса
Тема 4.2. Выращивание лесного посадочного материала (сеянцы, саженцы, черенки). Лесные питомники их назначение.
Экскурсия в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет.
Экскурсия в лесной питомник.
Определение схемы смешения лесных культур в разных кварталах.
Раздел 5. Охрана природы.
Тема 5.1.Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Тема 5.2. Роль зеленых насаждений и озеленения. Создание искусственных растительных сообществ.
Тема 5.3. Редкие растения и их охрана. Растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края, Ребрихинского района. Причины исчезновения растений.
Тема 5.4. Редкие животные и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу и Черную книгу. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц.
Тема 5.5. Особо охраняемые природные территории (Касмалинский заказник)
Практическая работа.
Изучение и выявление редких видов растений в окрестностях села Ребриха.
Подготовка и проведение праздников природы: «День птиц», «День Земли».
Самостоятельная работа: твоя Красная книга (доклады, сообщения, рефераты).
|
Экскурсия в природу для выявления нарушений под влиянием человека.
Встреча с работниками лесного хозяйства.
Практическая работа.
Наблюдение за перелетными птицами.
Наблюдение за цветением деревьев и кустарников.
Наблюдение: Раннецветущие растения.
Нанесение наблюдений в календарь наблюдений. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных.
Как, что и когда наблюдать в природе?
«Народные приметы и предсказание погоды по ним», «Какая завтра погода», «Животный и растительный мир и погода», «Растения – барометры».
Итоговое занятие
Подведение итогов за год.
Программа
Школьного лесничества
«Лесные Робинзоны»
Составила: Брежнева Н.Г. –
учитель географии
Ребриха, 202
Пояснительная записка
Программа Школьного лесничества «Лесные Робинзоны» имеет научно – практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем, помогает лучше узнать природу родного края и формирует навыки исследовательской и природоохранной деятельности.
В программе используется функциональный подход при рассмотрении живых организмов и многообразия органического мира. Функциональный подход позволяет обосновать необходимость сохранения биологического разнообразия и защиты окружающей среды. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о лесе как структурном компоненте биосферы и его ресурсном значении.
По содержанию, характеру учебно-познавательная деятельность учащихся классифицируется по трем группам: групповая, массовая и индивидуальная.
К групповым занятиям относятся экскурсии, лабораторные занятия, практические занятия.
К массовым занятиям относятся экскурсии и походы в природу, конференции, олимпиады, конкурсы, издание газет.
К индивидуальным занятиям относятся самостоятельные работы в уголке природы, написание рефератов, чтение газет и книг.
Актуальность программы. Внеурочная деятельность в школе открывает двери каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.
Сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой, опытной и исследовательской работой позволяет школьникам приобрести представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические навыки и осознанно подойти к выбору профессии.
|
Задача раздела «Здоровый образ жизни»: сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни, сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле.
Ведется индивидуальная работа с «трудными детьми».
Новизна программы.
Воспитани е ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. В создавшейся ситуации встает вопрос о необходимости применения эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение большого объема информации без потери интереса к предмету о лесе. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умение его использовать.
Цели программы:
- вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
- развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле.
-формирование исследовательских навыков и умений.
Задачи образовательные:
1.Расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
2.Изучение природы родного края, освоение методов оценки ее состояния.
3.Дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивания высококачественной древесины.
4.Дать сведения о деятельности лесного хозяйства.
Задачи воспитательные:
1. Формирование бережного отношения к природе и использованию ее ресурсов.
2. Выработка нравственных качеств.
3. Стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.
4. Воспитывать экологическую культуру и экологическое мышление.
Задачи развивающие:
5. Развитие творческих способностей
6. Развитие логического мышления
7. Пробуждение интереса к изучению природы, работе в лесу, участию в опытных и исследовательских работах
8. Приобщение к участию в различных конкурсах, олимпиадах.
Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа: 10--17 лет.
При реализации программы осуществляется дифференцированный подход. Дети различных возрастов выполняют посильные задания, работают в команде. Для ребят 10-12 лет программа предусматривает такие виды деятельности, как формирование понятий о природе, лесе, типов лесов, об охране лесов и т. д. Определение породного состава деревьев и кустарников, лекарственных растений, наблюдения в природе.
Ребята постарше (13 – 15 лет) справляются с заданиями посложнее. Лесоводство. Дендрология. Лесная таксация. Охрана и защита леса. Подростки (15-17) занимаются учебно – исследовательской работой,
углубляют знания по лесоводству, лесоведению, экологии. Помогают младшим товарищам.
Формы и режим занятий.
В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как мини-лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент. Теоретические занятия чередуются с семинарами, на которых обсуждаются пройденные темы, заслушиваются доклады учащихся. Также занятия проводятся в форме деловой игры, где учащиеся могут выступать в роли руководителей различного уровня, принимающих решения, специалистов лесхоза, инспекторов по охране окружающей среды.
Одна из распространенных форм работы – экскурсия в природу. Здесь дети накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного миров, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, знакомятся с работой лесохозяйственных предприятий.
Практические работы позволяют использовать приобретенные знания в конкретной ситуации, а дидактические игры способствуют развитию творческого мышления и восприятия. Особенное место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформления полученных результатов.
При поступлении в объединение каждый из юных лесоводов проходит вводный инструктаж по технике безопасности. Перед началом нового вида работ, перед организацией походов и экспедиций проводится специальный инструктаж и фиксируется в специальном журнале по технике безопасности. Группы комплектуются с учетом возраста детей. Занятия в объединении проводятся 2 раз в неделю, по подгруппам по 2 часа
Основным результатом реализации программы является:
- творческий рост воспитанников;
- воспитание бережного отношения к природе;
- атмосфера дружбы и взаимопонимания в коллективе.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!