Открытый урок на тему: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (8 класс) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Открытый урок на тему: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (8 класс)

2022-10-11 41
Открытый урок на тему: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (8 класс) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Открытый урок на тему: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (8 класс)

 

Тема: Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Цель: углубить знания учащихся об однородных членах, связанных сочинительными союзами; развить понятие о союзном соединении однородных членов; выработать и закрепить пунктуационный навык; продолжить подготовку к экзамену; воспитывать любовь к родному языку.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент. Сообщение и запись темы, сообщение целей.

 На прошлом уроке мы с вами вспомнили, что такое однородные члены предложения.

 

Проверка д/З упр.254.

Отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Встреча зимы»

1. Переписать

2. Подчеркнуть союз И, связывающий однородные члены, одной чертой, а союз И, связывающий части сложного предложения, двумя чертами.

3. Поставить пропущенные запятые. В каком предложении есть однородные главные и однородные второстепенные члены?

4. Назвать обращение. Каким знаком препинания его выделили?

5. Составить схему сложносочиненного предложения с союзом И.

 

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

 

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Здравствуй, гостья-зима.

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

 

Есть раздолье у нас —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

 

2. Синтаксическая разминка ( на экране) и 3 учащихся работают по карточкам.

 

Карточка: Выделите союзы и определите его вид

1)Или почитай в библиотеке произведение "Гамлет", или я куплю тебе эту книгу в магазине.

2) Было очень холодно, но мы ели мороженое
3) Всё было прекрасно, и мы смеялись
2 карточка: Выделите союзы и определите его вид

1) Либо я отведу тебя на уроки, либо иди на олимпиаду

2) Я шёл дальше по улице, а мой друг свернул в переулок

3) Ни холодный ветер не стал преградой, ни мокрый снег не остановил путника

3 карточка: Выделите союзы и определите его вид

1) То ли кто-то пел, то ли ветер завывал

2) Это платье стоило слишком дорого, зато оно скрывало её
3) Юля собирала грибы, да Инга помогала ей

 

СЛАЙД 3

1.Какие из предложений являются односоставными неопределённо-личными?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спать.

2) Стою один среди равнины голой.

3) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

4) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла (предложение на доске).

(Сделайте синтаксический разбор найденного предложения.)

Ребята, скажите, какая синтаксическая связь в 4 предложении при однородных членах? (интонационная)

 

Воспроизведение сведений об однородных членах. Фронтальный опрос.


– Почему же члены предложения называются однородными? В чём их сходство? (Одинаковая синтаксическая функция:
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) относятся к одному и тому же слову или поясняются одним членом предложения;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) произносятся с интонацией перечисления;
д) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью).

1. Как ещё осуществляется сочинительная связь при однородных членах? (при помощи сочинительных союзов)

Работа в группах

Учащиеся делятся на 3 группы

  Каждой группе предложены союзы, которые они должны распределить по видам сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные)

Самопроверка СЛАЙД № 4

 

Позиция

в предложении

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы  
Одиночные и, да а, но, да (=но), однако, же, зато или (иль), либо,
Повторяющиеся и…и, ни…ни   или…или, либо…либо, то…то,
Двойные не только…, но и как…так и   не то…не то, то ли…то ли

 

(Как делятся сочинительные союзы по значению? Как делятся сочинительные союзы по составу? Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?)

 

Готовясь к экзамену по русскому языку, мы должны усвоить постановку знаков препинания при однородных членах. Большинство случаев постановки знаков препинания вам известно. Рассмотрите таблицу, данную на экране, и скажите, что для вас знакомо, а что ново?

 

Закрепление

СЛАЙД № 5-7

I. Запятая ставится между однородными членами:

[О, а О]. 1. Перед противительными союзами, например: Он коллекционировал не мар­ки, а открытки.
[и О, и О]. [и О, и О, и О]. [О, и О, и О]. 2. Перед повторяющимися со­юзами, например: 1. Он коллекционировал и мар­ки, и открытки. 2. Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки. 3. Он коллекционировал мар­ки, и открытки, и значки.
[как О, так и О]. 3. Перед второй частью двой­ных союзов, например: Он коллекционировал как марки, так и открытки.

II. Запятая не ставится между однородными чле­нами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом, например:

[О и О].

[О, О и О].

[О или О].

1) Он коллекционировал марки и открытки.
2) Он коллекционировал марки, открытки и значки.
3) Привезите мне новые марки или значки.

Примечания:1. Запятая ставится перед союзом да и, обозначающим добавление к сказанному раньше: Он хорошо рисовал, да и чертил не­плохо.

2. Никогда не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами и…и, ни…ни: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря и т. п.

(Внимание! Если повторяющийся союз начинается ни с первого члена однородного ряда, знак ставится и перед первым союзом).

 

С целью отработки пунктуационных, речевых навыков, а также подготовки к экзамену выполним тренировочные упражнения.

Физминутка

1. Слова относящиеся к одному и тому же слову и отвечающие на один и тот же вопрос называются однородными (да)

2. Однородные члены предложения могут быть выражены разными членами предложения (нет)

3. Однородные члены предложения связаны между собой подчинительной связью (нет)

4. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления (да)

5. Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу (да)

6. Творческая работа.

Вспомнить что такое ТЕКСТ

 

Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте. Определите способы связи однородных членов в предложениях, расставьте знаки препинания.

 

1) Собрались покричали и полетели за высокие горы за синие моря в тёплые страны.

2) Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться думушку думать.

3) Подула Зима холодом сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.

 

7. Итоговый тест по пройденному материалу. Тест выполняется в маршрутных листах

 

Открытый урок на тему: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них» (8 класс)

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.