Реакция, следующая за духовным пробуждением — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Реакция, следующая за духовным пробуждением

2022-10-11 68
Реакция, следующая за духовным пробуждением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гармоничное внутреннее пробуждение характеризуется чувством радости и умственного просветления, которое открывает понятие смысла и цели в жизни. Появляется чувство защищенности, человек желает быть добрым, служить людям и разделить с ними свое духовное богатство.

Подобное состояние неизбежно заканчивается, поток света и любви уменьшается, за приливом наступает отлив. В результате данного процесса возникают следующие последствия:

1.Энергия Я сильна, поэтому происходит резкий и окончательный подъем личности на новый уровень, ее трансформация, регрессивные черты и тенденции подавлены либо изменены - встречается редко.

2.Энергия, посылаемая Я, не так интенсивна или личность не так восприимчива. Регрессивные черты и тенденции личности лишь временно нейтрализованы присутствием высших энергий. Как только поток энергии прекращается, личность отступает в прежнее состояние. При этом остается идеальная модель и чувство направления, индивид может завершить трансформацию собственными целенаправленными методами.

.Энергии, посылаемой Я, недостаточно для достижения высшего уровня организации, она поглощается блоками и чертами, в результате чего они всплывают на поверхность, их можно опознать и найти подход к ним. Переживания в данных ситуациях болезненны, но они показывают следующую ступень, на которую следует подняться.

Важно помнить, что переживания личности никогда точно не укладываются в одну из этих трех категорий. Но переживание момента, когда индивид теряет возвышенное состояние, неизбежно болезненно, в некоторых случаях вызывает сильную реакцию и серьезные неприятности. Личность пробуждается и утверждает себя с новой силой. Бывает, что низменные склонности и стремления, до этого спавшие в подсознании, оживают. Индивид, чье моральное сознание стало утонченнее и строже, а жажда совершенства сильнее, сурово осуждает свою личность. Он ошибочно утверждает, что пал ниже, чем был раньше. Иногда при этом им вообще отрицается полезность и даже реальность недавнего переживания. Он становится язвительным, высмеивает себя и окружающих, поворачивается спиной к своим высшим идеалам и надеждам. Но он не способен уже довольствоваться той будничной жизнью, которую вел ранее. «Божественная тоска по дому» не дает ему покоя. В крайних случаях возникает состояние депрессии и даже отчаянные импульсы к самоубийству. Подобное состояние имеет много общего с психотической депрессией - меланхолией. Человек страдает от обесценивания, самоуничижения, интеллектуальной некомпетентности, паралича воли. Но если он пережил духовное пробуждение или ограниченную духовную реализацию, эти проявления нельзя рассматривать как патологическое состояние. У них другие и более глубокие причины, как показали Платон и Иоанн Креститель:

«Вначале, когда любого из них освободят и принудят встать и повернуть вокруг, чтобы шел к свету, каждый будет страдать от резкой боли, ослепительный свет будет мучить его, и он не сможет увидеть реальность такой, какой видел прежде, когда различал тени» (Платон)

«Твое Я в темноте, потому что оно ослеплено светом более великим, чем оно может вынести…Глаза слабеют и заволакиваются болью страдания, когда чистый свет бьет в них, так и душа из-за своей скверны страдает чрезмерно, когда Божественный Свет сияет над ней. И когда лучи этого чистого Света сияют над душой для того, чтобы изгнать из нее скверну, душа чувствует себя такой нечистой и отверженной, что ей кажется, будто сам Бог встал против нее, и она сама будто была против Бога». (Иоанн Креститель)

Несмотря на болезненность, это самый полезный и вознаграждающий этап роста. При работе с человеком, который переживает кризис этого типа, нужно довести до него истинное понимание природы кризиса. То, что он считал падением, есть естественный и неизбежный этап, и понимание этого приносит облегчение, добавляет мужества. Понимание полезности пережитого опыта дает «осязаемое видение», улучшает самочувствие, открывает путь к новой модели, которая теперь достижима.

Процесс преобразования

Эта стадия наступает после того, как индивид осознал, что для достижения самореализации на высшем уровне необходимо пережить полное обновление и преобразование личности. Этот долгий процесс имеет несколько фаз:

1.Открытие шлюзов для потока энергии суперсознания, чтобы она могла активно действовать.

2.Развитие высших функций, которые спали или находились в зачаточном состоянии.

.Периоды, во время которых индивид должен позволить своему Высшему Я выполнить свою работу и воспринимать его руководство.

Это стадия промежуточная, когда человек расстался со старым сознанием, но еще не укрепился в новом.

Пережив кризис, вызванный духовным пробуждением, полностью осознав свою реакцию, связанную за этим, человек вступает в фазу процесса преобразования личности. В жизни появляется чувство значимости и цели, обычные обязанности наполняются новым смыслом. Со временем индивид достигает полного и ясного осознания сути реальности, сути человека и своей собственной высшей природы. Он справляется с задачами, ранее для него непостижимыми, гармонизирует и объединяет в прогрессивное целое различные элементы личности. Но этот процесс трансформации не всегда проходит гладко. В некоторые периоды человек настолько поглощен задачей преобразования личности, что его способность успешно справляться с обязанностями и проблемами каждодневной жизни заметно ослабевает. Бывает, что в этот период индивид не разделяет суждения непросветленных друзей, и теми отмечается, что духовные идеалы ослабляют человека и мешают ему в практической жизни. Эта критика воспринимается очень болезненно, однако эти испытания позволяют преодолеть собственную чувствительность, они предоставляют возможность для развития собственной независимости, уверенности в себе, не обидчивости.

Трудности могут возникнуть, если человек не обращает внимания на негативные аспекты личности, обнажившиеся в процессе пробуждения. Он может в своих фантазиях считать себя достигшим совершенства, либо предпринимать воображаемые побеги от всего неприятного. Подавленное знание своих недостатков будет проявляться в его фантазиях, может привести к бессоннице, депрессии, умственному возбуждению и беспокойству. Продолжающийся духовный рост смягчит либо устранит эти сложности путем энергии, страданий и усилий.

Если человек стремится быстрее достигнуть высшей самореализации путем строжайших запретов, подавления агрессивных и сексуальных стремлений, то это приводит к обострению внутренних конфликтов, их воздействию на личность. Проявляется в жестоком подавлении или неконтролируем выражении всех стремлений. Все это вызывает новые конфликты или между этими стремлениями и ограничениями, наложенными социальными условностями, а также требованиями межличностных отношений. Важно распознать, понять эти стремления, затем преобразовать избыточную или бесполезную долю энергию.

Еще одна трудность возникает, когда поток энергии идет легко и обильно. Если его мудро не контролировать, то этот поток энергии может вызвать или лихорадочное возбуждение, или, если у энергии нет выхода, то под ее давлением возникают физические проблемы.

Роль консультанта

Для человека, переживающего духовное пробуждение, важно, чтобы консультант признавал духовный опыт.

Когда человек находится в первой фазе кризиса, он переживает разочарование, утрату интереса к жизни, ощущает себя в тупике. Необходимо объяснить ему реальные причины состояния, помочь внутреннему пробуждению.

В течение второй стадии - во время эмоционального возбуждения или подъема необходимо предупредить человека о том, что это состояние временное, его ждут еще другие проблемы. Это поможет подготовить человека к натиску третьей стадии, которая может привести к глубокой депрессии, т.к. человеку кажется, что он с вершин падает вниз. Подобное предупреждение нередко помогает избежать страданий, сомнений и отчаяния. Очень полезно постоянно и настойчиво повторять, что выход из кризиса вознаградит и оправдает все неприятные переживания. Добавят мужества клиенту примеры того, как другие люди находились в таком же положении и вышли из него с благоприятными результатами.

В четвертой стадии, в течение процесса преобразования личности, самого длительного и сложного, соответственно и роль руководителя усложняется.

Необходимо объяснить человеку, что с ним происходит, научить контролировать и направлять стремления, рожденные подсознанием, не подавляя их страхом или осуждением. Важно научить методам преобразования и сублимации сексуальной и агрессивной энергии, это создаст основу для разрешения многих психологических конфликтов. Человеку необходимо помочь выразить и применить эти энергии в альтруистической любви и служении. Это особенно важно как противостояние тенденциям крайней интроверсии и Я-центризма, которые часто появляются на той или иной стадии саморазвития. Необходимо понимать, что духовное развитие проходит у всех индивидуально, для многих стадия наиболее интенсивных страданий не наступает. С другой стороны, эмоциональные нарушения или невротические симптомы среднего человека нередко бывают более серьезными, сильными и болезненными, чем при самореализации. Но таких клиентов почти нельзя подключить к работе, требующей от них кое-каких жертв и дисциплины.

Физические, эмоциональные и умственные проблемы, которые возникают на пути к самореализации, какими бы сложными они не казались - это всего лишь результат процесса внутреннего роста и обновления. Поэтому они или исчезают, когда кризис, породивший их, завершен, или легко поддаются лечению. Страдания, вызванные периодами депрессии, щедро вознаграждаются в период обновления под потоком энергий суперсознания. Самореализация дает чувство облегчения и общего оздоровления, появляется мощное вдохновение, чувство комфорта, обретаются сила и мужество. Самая большая услуга, которую мож 2.Ассаджиоли Р.Самореализация и психологические потрясения // Гроф Ст. Духовный кризис. - М., 1995.

.Безант А. Древняя мудрость. - Новосибирск: ВО «Наука» 1994.

.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

5.Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии (обзор литературы) - Интернет-ресурс, - хрестоматия «Психология религиозности и мистицизма». - Минск, Москва, 2001.

6.Бердяев Н. Экзистенциональная диалектика божественного и человеческого. - М., 1998.

.Библия каноническая. - Христианское издательство, 1992.

.Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. - 1992. - №3-4

9.Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - №5.

10.Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критической ситуации. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

11.Гроф Ст. Космическая игра - М., 1997.

12.Джебран Д.Х. Пророк - София, 2003.

.Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб.: Андреев и Сыновья, 1993.

.Зеличенко А.И. Психология духовности. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

.Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Прикладная психология. - 2002. - №5-6.

.Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2001

17.Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. - Минск: ООО Вида Н - ИП Лотаць, 1997.

18.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: изд-во Смысл, 1997.

19.Малахов Г.П. Биосинтез и биоэнергетика. - ЗАО ВЕСЬ 1999.

20.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - М.: Евразия, 1997.

.Мэй Ролло Искусство психологического консультирования - ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.

.Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышление священника-психолога. - М.: Школа-пресс, 1994.

.Пауэлл Джон. Полнота человеческой жизни - 1992.

24.Пек М.С. Непроторенная дорога - София, 1999.

25.Рассел Бертран. Сущность религии. - М., 1987.

26.Сельченок К.В. Система психологического обеспечения эффективности оздоровительных мероприятий. - Минск, 2000.

27.Скинннер Р. Психотерапия и духовная традиция // Психотерапия и духовные практики. Сборник. - Мн., 1998.

.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. - М.: Логос, 1999.

29.Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. - СПб.: ИД «Весь», 2001.

.Франк С.Л. Духовные основы общества - М., «Республика», 1992.

31.Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Прогресс, 1990.

.Эббингауз Г. Очерки психологии. Основные направления психологии в классических трудах: Ассоциативная психология - М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.

.Юнг К.Г. Два очерка по аналитической психологии - М., 1997.

.Юнг К.Г. Человек в поисках души - М., 1998.

.Юнг К.Г. Психология и религия - М., 1998.

но оказать человеку в его борьбе за реализацию себя - это помочь ему постоянно перед собой видеть цель(2). Когнитивной ценностью обладают взгляды Л. Фейербаха, который считал, что религиозная вера является основной причиной отчуждения. В свою очередь, К. Шеллинг истоки отчуждения видел в господстве природного, материального начала над человеком. Человек должен был подчинить себе материю, а получилось наоборот.

Дополняют философское понимание отчуждения воззрения С. Кьеркегора, который рассматривал отчуждение как результат господства разума, увлечения человеком объективностью и рационализмом при забвении факта и проблем бытия. Философия С. Кьеркегора является рубежной, так как в ней происходит поворот от социальных истоков отчуждения к истокам метафизическим.

Марксизм вносит новые радикальные изменения в понимании сути отчуждения. Впервые отчуждение стало рассматриваться с экономической точки зрения. С точки зрения К.Маркса сущность отчуждения заключается в том, что в процессе труда, человек перестает быть социальным субъектом и всецело превращается в объект чуждой ему воли, производит не свое и не для себя.

Последователь марксизма Д. Лукач предпринимал попытку исследования проблемы отчуждения в рамках изучения проблемы условий, при которых свобода и необходимость обретают свое гармоничное единство. Д.Лукач сформулировал важное положение о том, что наличие отчуждения мешает обретению человеческой свободы и увеличивает рост давления необходимости. Наиболее актуальными его взгляды являлись в 60-е годы XX столетия.

Социальное отчуждение исследовал и великий немецкий философ XX века М. Хайдеггер, который полагал, что в условиях общественной жизни человек превращается в функциональную единицу общества и человеческая экзистенция растворяется в отчужденных общественных нормах поведения. В этом аспекте К. Ясперс и Г. Марсель критиковали устройство современного безликого общества. А. Камю видел истоки отчуждения в несовершенстве мира, в несправедливости человеческого удела, которое усиливалось в процессе становления постиндустриального общества. В экзистенциальной фи-

лософии в целом отчуждение рассматривается как нигилизм, как всеобщая опустошенность сознания и утрата ценностных характеристик бытия личности.

В исследовании проблемы отчуждения русская философия не стояла в стороне и характеризовалась в основном своей религиозной направленностью. Русский философ К.Н. Леонтьев истоки отчуждения видел в развитии российской цивилизации вдали от византийского начала. B.C. Соловьев причину отчуждения усматривал в разрыве отношений между людьми. Отечественный философ Н.Ф. Федоров отчуждение связывал с развитием индивидуализма в обществе и отстранением людей от следования «общему делу». Н.А Бердяев сущность отчуждения рассматривал через понятие объективации. Религиозный философ С.Л. Франк причиной отчуждения считал разрыв непосредственной связи между человеком и Богом, а Г.В. Флоровский обосновывал отчуждение отрывом человека от духовного бытия.

Таким образом, отчуждение в разных философских концепциях связывается с такими понятиями как отпадение, забывчивость, разрыв, обезличивание, отрицание и т.п. Анализ и обобщение различных представлений об отчуждении привели к авторскому пониманию феномена отчуждения, согласно которому отчуждение - это понятие, которое характеризуется утратой способности и возможности человека свободно и самостоятельно определять свои интересы, ценности и способы их достижения. Отчуждение многолико и поэтому не может быть сведено к чему-то одному, будь то утрата Бога или какого-либо недостающего качества.

В параграфе 1.2. Духовное отчуждение: сущность, типология, структура дается авторское определение духовного отчуждения, раскрывается типология духовного отчуждения и его структура.

Прежде чем говорить о духовном отчуждении, необходимо определиться с понятием «духовность». Исследователи выделяют религиозную и светскую трактовку духовности. Необходимо исходить из того, что понятие «духовность», с одной стороны, выражает проявление высших помыслов человека к познанию ценностных идеалов общества и проявлению гуманности как своей наивысшей способности. С другой стороны, духовность представляет собой качественный показатель освоения духовного мира человеком. Духовный мир, в данном случае предстает как мир сознания, мир мысли, через который ицдивид воспринимает ценности, формирует мировоззрение и проявляет себя в творчестве, тем самым преобразовывая окружающую действительность.

Исходя из этого, авторское определение представляет духовное отчуждение как объективно-субъективный процесс, состояние и результат утраты личностью, социальными группами и обществом в целом своей способности к освоению духовного мира, регионализации духовно-нравственных ценностей, и невозможность их воплощения в индивидуальном и общественном бытии.

Духовное отчуждение как социальный процесс имеет следующую структуру: субъекты духовного отчуждения первого уровня, субъекты духовного отчуждения второго уровня, объекты духовного отчуждения, причины, условия, средства, агенты духовного отчуждения.

Субъектами духовного отчуждения первого уровня в современной России выступают транснациональные и финансовые корпорации, во власти которых проектирование духовного отчуждения.

Субъектами духовного отчуждения второго уровня в современной России выступает часть властной элиты, ориентированной на обеспечение господства субъектов духовного отчуждения первого уровня.

Объектами духовного отчуждения в современной России выступают отдельно взятый человек, социальные группы и общество в целом.

Причинами духовного отчуждения в современной России выступают: противоположность духовных ориентации народа и господствующих в стране социальных групп, которые сложно определить в качестве элит; а также господство необходимости над человеком; низкий уровень жизни большинства населения; порабощение одним человеком другого человека; отсутствие частной и публичной автономии.

Основным условием духовного отчуждения в современной России выступает процесс глобализации, стирающий рамки и границы суверенности государств и обществ.

«Симулякр» и «симуляция» выступают как средство духовного отчуждения, используемое для его реализации. В условиях применения симуля-ционных машин усложняется процедура духовного самопознания.

Духовное отчуждение как социальный процесс реализуется не без помощи агентов духовного отчуждения. СМИ отчасти выступают агентами духовного отчуждения в современной России, т.е. движущей силой духовного отчуждения.

Духовное отчуждение как состояние характеризуется потерей способности к рационализации ценностей в общественной жизни. В состоянии духовного отчуждения происходит нарушение процесса логического толкования человеком своих мыслей, поступков и ценностных установок.

Духовное отчуждение как результат представляет собой снижение общего уровня духовной культуры современного российского общества, невозможность воплощения духовно-нравственных ценностей в индивидуальном и общественном бытии и как следствие рост девиантного поведения.

Типология духовного отчуждения выделяется по двум основаниям: по уровням жизнедеятельности общества и по структурной организации духовной сферы. По уровням жизнедеятельности общества можно выделить личностное, групповое и обгцественное духовное отчуждение. По структурной организации духовной сферы российского общества следует выделять такие виды духовного отчуждения, как религиозное, нравственное, отчуждение в образовании и воспитании, отчуждение в культуре и отчуждение в науке.

Личностное духовное отчуждение проявляется в деятельности и поступках отдельного человека. Духовно отчужденный человек скован, ему сложно определить свое предназначение, ему тяжело жить. Стараясь уйти от проблем, он начинает злоупотреблять алкоголем, пристращается к наркотикам и думает о добровольном уходе из жизни, считая самоубийство единственным способом достижения абсолютной свободы.

Групповое духовное отчуждение проявляется в деятельности отдельных социальных групп. Например, в армии духовное отчуждение достигло определенного уровня, проявляясь в нарушении системы человек-армия-общество. Армия перестала занимать сильную позицию в обществе. Все чаще стало встречаться непонимание смысла служебной деятельности не только низшим армейским звеном, но и среди офицеров.

Духовное отчуждение в российском обществе в целом проявляется в усилении социального неравенства. Немногочисленный класс богатых понимает, что все жизненные цели уже достигнуты и стремиться больше не к чему, в то время как класс бедных осознает, что материальные и духовные блага ему никогда не будут доступны. Средний класс в условиях духовного отчуждения приводится в маргинальное состояние. Таким образом, все слои общества оказываются в духовном кризисе, и вопросы о смысле и целях дальнейшего общественного развития даже не ставятся.

Религиозное духовное отчуждение проявляется в том, что вера, которую несет в себе церковь, сегодня в России коснулась жизни людей довольно поверхностно, и не пошла внутрь народной жизни. Примерно 80% населения России считают себя верующими, однако в реальности религиозными ценностями люди не руководствуются. Поведение, нормы жизни и ценности современного человека далеки от религиозных традиций. Напротив, в обществе отмечается вымирание этики сочувствия и сострадания, рост религиозной нетерпимости и особо тяжких преступлений.

Нравственное духовное отчуждение проявляется в сфере общественного развития как негативный фактор, влияющий на отношение человека к обществу и друг к другу. Нравственное духовное отчуждение представляет собой утрату человеком своей способности, которая позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами других людей. Равенство идейных позиций рождает двойную мораль. Совесть и стыд приравниваются к устремлению к карьерному росту и материальному благополучию.

Духовное отчуждение в образовании и воспитании проявляется в области образования и воспитания, которые издревле участвуют в формировании мировоззрения, в становлении полноценной личности. Именно поэтому область образования стала главной мишенью духовного отчуждения в современной России. Провозглашение системы образования сферой услуг и введение понятия «образовательные услуги» подрывают воспитательную основу образовательного процесса.

Духовное отчуждение в культуре проявляется в насаждении российскому человеку, группам и обществу «мертвой» массовой культуры. Эта

культура не отражает житейскую мудрость и не передает ее из поколения в поколение, а наоборот способствует отстранению человека, групп и общества в целом от своей истории и культуры.

Духовное отчуждение в науке проявляется в том, что в современном мире наука предоставляет все больше научных знаний, а человек стремится знать все меньше. Отсюда проистекает архаизация и мистификация окружающей действительности, массовое увлечение оккультизмом и псевдонаучными теориями. Кроме того, на базе социально-гуманитарного знания и развития информационных технологий происходит формирование социальных технологий духовного отчуждения.

Итак, духовное отчуждение — это сложное явление, которое имеет социальную (общественную) сущность, а его развитие ставит под сомнение поступательное развитие современной России. Важно отметить, что исследование сущности духовного отчуждения является почвой для более глубокого изучения типов духовного отчуждения, и не исключает возможности в будущем выделения новых видов духовного отчуждения.

ГЛАВА 2. Основные тенденции и угрозы духовного отчуждения в современной России раскрывает специфику духовного отчуждения, основные особенности, тенденции, угрозы и вызовы духовного отчуждения в современной России.

В параграфе 2.1. Динамика и специфика духовного отчуждения выявляются основные тенденции, направления развития духовного отчуждения, происходит раскрытие специфики духовного отчуждения в современной России.

Динамика духовного отчуждения, проявляется в тенденциях, которые следует рассматривать как векторы-стратегии реализации духовного отчуждения. Среди таких векторов-стратегий, следует выделить:

Кризис идентичности, который заключается в утрате субъектности, способности индивида, социальных групп и общества в целом к самоопределению, к освоению духовно-нравственных ценностей.

Примитивизация предполагает отказ от моральных законов и духовных начал ради всеупрощения, что приводит в конечном итоге к духовной деградации отдельного человека, социальных групп и общества в целом.

Культурная интервенция заключается в том, что посредством массовой культуры стирается связь русского человека и общества со своей самобытной культурой, человек теряет исторические основания своего развития.

Информационная борьба состоит в противоборстве различных культурных оснований, в насаждении в сферу духовности информации, в которой человек растворяется как в вакууме, утрачивая способность к целеполага-нию, пониманию самого себя, смысла своей жизни.

Культ материального потребления заключается в том, материальные ценности, усиление потребительских настроений и вещизм всецело поглощают человека, и духовное начало в человеке уходит на второй план. Чело-

век и общество начинают жить для материальных предметов, во имя них, а не ради высших ценностей.

Технологизацня является доминирующей тенденцией духовного отчуждения. Происходит перемещение области социальных отношений из духовной сферы в область технологий. Современные технологии служат для человека способом отстранения от понимания реальной природы современного мира, препятствием на пути реализации своих высших способностей к постижению индивидуального и общественного бытия.

Данная классификация социальных тенденций основана, прежде всего, на их социальном характере, на принципе их внедрения в отдельные сферы жизнедеятельности российского общества.

Проведенное исследование показало, что тенденции духовного отчуждения характеризуются в основном своей негативной направленностью. Но нельзя отвергать и позитивные стороны развития некоторых социальных тенденций духовного отчуждения.

В частности, говоря о характере тенденции культурной интервенции, плюсы особенно заметны, когда происходит знакомство с культурами других народов, их взаимообмен и взаимообогащение. Толерантность и терпимость к другим культурам может стать источником развития своей собственной культуры.

Тенденция технологизации также имеет определенные плюсы. Научно-технический прогресс неотвратим. Общество, отвергающее достижения науки и техники, не может претендовать на лидерские позиции в современном мире, а человек, не умеющий пользоваться информационными технологиями, выглядит сегодня несовременным. Это, в свою очередь, способствует развитию технологизации, как доминирующей тенденции.

Таким образом, тенденции духовного отчуждения проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества, но их основой является духовная сфера жизнедеятельности общества. Специфика духовного отчуждения заключается в первую очередь в том, что в современном мире и в России духовное отчуждение стало доминирующим видом социального отчуждения.

В параграфе 2.2. Угрозы и вызовы духовного отчуждения в современной России выявляются негативные социальные последствия духовного отчуждения, влияющие на развитие современного российского общества.

Основную угрозу современному российскому обществу представляет технологизацш духовного отчуждения, т.е. превращение данного обьектив-но-субьективного явления в социальную технологию на основе новейших достижений в сфере социально-гуманитарного знания и информационных технологий.

Как социальная технология духовное отчуждение есть комплекс социальных действий, определенных алгоритмов и средств, осуществляемых субъектами и агентами духовного отчуждения по преобразованию личности, социальных групп, общества в целом из формата субъектности в формат объ-

ектности путем изменения самосознания, создания в нем хаоса с целью обеспечения социального превосходства и преимущества субъектов духовного отчуждения.

Угрозами выступают технологии духовного отчуждения:

1. Размывание субъектности личности и стирание индивидуальности, как следствие обезличивания человека;

2. Манипуляция потребностями человека с помощью СМИ и формирование искусственно созданной, навязываемой реальности;

3. Увеличение отрыва человека, социальных групп и общества от принятия общественно значимых решений и исключение возможности участия в общественном контроле.

Масштабность технологий духовного отчуждения выражается в том, что они касаются основных параметров индивидуального и общественного бытия. Поэтому у одной группы людей появляется возможность манипулировать сознанием, эмоциональной сферой, потребностями другой группы людей. В обществе происходит ситуация нестабильности, и не только человек, а целые группы людей начинают существовать в мире хаоса, манипуляций, симулякров. В таких условиях человек остро ощущает свое одиночество и обреченность бытия, ему становится тяжело жить, развиваться, и он начинает искать выход из круга своих проблем.

Именно поэтому, современная социальная действительность характеризуется ростом таких негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, самоубийство, которые во многом являются следствием духовного отчуждения и приняли масштабы социальных бедствий, по сути, стали вызовами, на которые общество должно ответить в целях своего самосохранения.

ГЛАВА 3. Приоритетные направления преодоления духовного от-чуяадения в современной России посвящена выработке основных способов преодоления духовного отчуждения в современной России.

В параграфе 3.1. Проблема преодоления духовного отчуждения в истории социально-философской мысли рассматриваются и анализируются уже имеющиеся теории и практики преодоления духовного отчуждения.

Еще древние греки задумывались о путях преодоления духовного отчуждения. Сократ видел эту возможность в майевтике. Платон говорил об искусстве обращения человека к созерцанию идей (эйдосов).

Средневековье дает ответ в рамках религиозных традиций. Люди могут лишь стремиться к преодолению, и только Бог, вмешавшись кардинально, может решить проблему духовного отчуждения.

В Новое время в философии Г.В.Ф. Гегеля преодоление происходит путем познания абсолютным духом самого себя, возвращения к своему сознанию.

В экзистенциальной философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, А. Камю, отчуждение преодолевается путем решения конфликта между свободой человеческого индивида, социальной группы и устроением общества.

В концепции К. Маркса путь преодоления духовного отчуждения изложен в контексте активности субъекта в условиях построения бесклассового общества.

Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский преодоление отчуждения видели путем искоренения индивидуализма в обществе и только на пути к коллективному общему делу.

Не осталась в стороне от проблемы духовного отчуждения и славянофильская парадигма. Идея К.Н. Леонтьева, состоящая в сохранении русского начала, актуальна и сегодня.

H.A. Бердяев победу над отчуждением видел в устремлении человека к творчеству. Концепция С.Л. Франка состоит в восстановлении непосредственной связи человека с Богом.

На основе анализа практик преодоления духовного отчуждения в истории социально-философской мысли следует отметить, что на протяжении истории развития человечества и философского знания предпринимались попытки преодоления отчуждения, но каждый раз ученые понимали, что духовное отчуждение не было преодолено, а наоборот принимало более сложные формы развития. В связи с этим важно отметить, что духовное отчуждение до конца не преодолимо, но необходимо разрабатывать пути снятия его негативных социальных последствий, которые парализуют развитие современной России.

В параграфе 3.2. Способы преодоления духовного отчуждения в современной России особое внимание уделено разработке комплексной системы усилий, направленных на преодоление духовного отчуждения в современной России.

Авторская концепция преодоления духовного отчуждения в современной России основана на выработке направлений, включая уровни общественной жизни и основные сферы жизнедеятельности общества. Среди этих уровней следует выделить личностный, социально-групповой, общественный, государственный, гщвилизационный и глобальный. В комплексной системе мер необходимо задействовать такие сферы жизнедеятельности общества, как экономическая, политико-правовая, социальная и духовная сферы.

На личностном уровне, необходимо решение проблемы персональной идентичности. Личность в группе, личность в обществе, личность как высшая ценность - вот акценты, на которые стоит обращать подлинное внимание сегодня. Под персональной идентичностью понимают результат значения качества уникальности индивида.

На социально-групповом уровне, одним из условий преодоления духовного отчуждения в современном российском обществе является решение проблемы социального сиротства, когда представители определенных групп оказываются исключенными из социальных взаимоотношений и находятся в социальном тупике, не видя перспектив своего существования.

На государственном уровне, необходимо контролировать реализацию права каждого человека влиять на принятие политических решений, участво-

вать в определении не только своей собственной судьбы, но и судьбы своего сообщества. Каждый человек должен чувствовать себя гражданином, обладающим реальными правами и полномочиями. В этом плане идея гражданской идентичности приобретает все большую актуальность.

На общественном уровне главная задача по преодолению духовного отчуждения должна заключаться в выработке путей развития современного российского общества, определении целей, задач и перспектив общественного развития.

На цивилизационномуровне духовное отчуждение может преодолеваться путем сохранения русского самосознания, русской идентичности и истории, которые необходимо передавать из поколения в поколение. В данном случае великая российская культура должна рассматриваться с точки зрения вклада в мировую цивилизацию. Способом преодоления духовного отчуждения на этом уровне является развитие собственной культуры на основе раскрытия творческого потенциала человека.

На глобальном уровне Россия должна стремиться занять достойное место в числе глобальных лидеров, чтобы не оказаться на периферии мирового развития. А для этого ей нужны сильная экономика, активное гражданское общество, творчески мотивированный человеческий капитал.

По сферам жизнедеятельности общества:

В экономической сфере приоритетными способами преодоления духовного отчуждения в современной России выступают: государственный контроль над использованием об


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.