Цов Глава I иначе Представления считает Цицерона о этот правильном который государственном и цицерона правовом цицерон устройстве. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Цов Глава I иначе Представления считает Цицерона о этот правильном который государственном и цицерона правовом цицерон устройстве.

2022-09-01 23
Цов Глава I иначе Представления считает Цицерона о этот правильном который государственном и цицерона правовом цицерон устройстве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава IПредставления считает Цицерона о этот правильном который государственном и цицерона правовом цицерон устройстве……………………….………………………………………….……13

Глава II Трактат «О законах»…………………………………….......................22

2.1 Представления о природе права и происхождении закона…….…….…...22

2.2 Религиозное устройство и право в идеальном государстве Цицерона………………………………….…………………………..……….....28

2.3 Устройство, полномочия и обязанности институтов власти в идеальном государстве……………………………………………………….………..……..35

Глава III Рецепция наследия Цицерона в последующие эпохи……………………..……………………………………….……………....45

Заключение……………………...………………………………………………..56

Список используемых источников и литературы ……………….....................58


 

Введение.

Марк Туллий Цицерон – известнейший древнеримский политик и оратор периода поздней республики, современник других известных римлян Юлия Цезаря и Гнея Помпея. Широкому кругу читателей он известен прежде всего как великий оратор, обладающий блестящим даром красноречия, немного меньше известны его действия как политика и еще меньше Цицерон почитается как мыслитель. А между тем именно как писатель и философ Цицерон внес значительный вклад в римскую культуру. Его трактаты во все времена почитались как замечательные образцы классической латыни. Нам же Цицерон интересен прежде всего как один из первых римских юристов, чьи произведения сохранились до наших дней. Кроме того, он создал целую концепцию идеального государственного и законодательного устройства, адаптированную для почвы римской республики. Произведения Цицерона влияли и продолжают влиять на поколения читателей по всему миру, ими вдохновлялись многие выдающиеся люди.

Марк Туллий Цицерон по его собственному выражению имел две родины первая это Римская республика, гражданином которой он являлся и которой преданно служил и вторую малую– городок Арпинум, где в 106 году до нашей эры, он появился на свет. Древнегреческий биограф Плутарх, который известен тем, что собирал множество анекдотических историй для своей книги «Сравнительных жизнеописаний» в биографии нашего героя приводит следующую версию происхождения его фамилии: Cicero что означает "горох нут", это прозвище рода Туллиев появилось по одной версии из-за того, что кто-то из их предков имел широкий, приплюснутый нос с бороздкой на его кончике, как на горошине, по другому мнению из-за того, что один из предков великого оратора был отменным огородником и выращивал качественный горох. В начале его карьеры друзья предлагали Марку Туллию сменить фамилию на что-либо более благозвучное, но он заявил, что прославит фамилию Цицерон.

Род Цицерона принадлежал к сословию всадников. Его родитель предпочитал мирную деревенскую жизнь городской, отличался хилым здоровьем и по всей вероятности, совсем не стремился к политической карьере и большую часть времени уделял литературным занятиям. Также у Марка Туллия был брат Квинт, с которым они всю жизнь были близки, поэтому Марк даже сделал брата действующим лицом своего трактата.

С раннего возраста Цицерон проявлял особый талант к ораторскому искусству. Ему повезло учиться у лучших: Цицерону ставил голос и обучал искусству декламации знаменитый тогда актер Росций. 

Первоначальные знания в области права юный Цицерон получил во время бесед в кружке знаменитого адвоката и авгура Квинта Муция Сцеволлы. Там же он познакомился со своим лучшим другом на протяжении всей жизни Титом Помпонием Аттиком.

Первая дошедшая до нас придворная речь Цицерона датируется 81 годом до нашей эры. Молодой 25-летний юрист защищал в этой речи интересы некоего Публия Квинктия, приходившегося зятем актеру Росцию, который, в свою очередь, состоял в близком родстве с Цицероном. Выигрыш этого частного дела повысил известность молодого оратора и уже в следующем 80 году он защищал члена патрицианского рода Секста Росция младшего, которого обвиняли в отцеубийстве. Победа в этом деле навлекла на Цицерона гнев всемогущего Суллы, так как покровителем настоящих убийц отца Росция был Хрисогон – любимец диктатора. Боясь мести правителя, Цицерон отправился в путешествие по греческим городам, продлившееся два года.

В 75 г. до н.э. Цицерон начал административную карьеру: сначала стал квестора на Сицилии, наладившего вывоз хлеба в Рим. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах вышла за пределы острова. По возвращении в Рим Цицерон вошел в сенат и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора.

В 69 г. до н.э. он блестяще обвинил бывшего губернатора Сицилии Гая Верреса, грабившего и притеснявшего островитян в течение 3 лет с невероятной наглостью и жестокостью. Раздавленный бременем улик и показаний, Веррес добровольно отправился в ссылку и должен был заплатить огромный штраф. Победа в суде сделала Цицерона самым модным и популярным юристом в Риме: в 70-67 гг. до н.э. он много раз выступал в роли защитника. В 68 г. до н.э. он стал претором, а в 63 г. до н.э. стал консулом.

Самыми известными выступлениями в этот период стали речи против Луция Сергия Катилины, предпринявшего осенью 63 до н.э. попытку политического переворота. Специальный доклад консула убедил Сенат в необходимости чрезвычайных мер и в январе 62 до н.э. мятежники были разбиты, а сам Катилина пал на поле битвы.

В 60 году до н.э. до н.э., когда три величайших политических деятеля Рима — Помпей, Цезарь и Марк Лициний Красс — образовали союз («первый триумвират»), направленный против сенаторской олигархии, Цицерон, пользовавшейся высоким авторитетом среди самых различных слоев италийского населения, оказался в опасности. Триумвиры способствовали избранию на трибуну злейшего врага Цицерона, Гая Клодия Пульхра, который провел закон о злоупотреблении властью, направленный против бывшего консула. По этому закону каждый чиновник, по приказу которого римского гражданина казнили без суда, должен быть навечно изгнан из Рима. Не дожидаясь утверждения проекта, Цицерон ушел добровольно, но уже в 58 г. до н.э. в изгнание. Сенат отправил его обратно в Рим, где ситуация с каждым годом все более осложнялась. Республика оказалась на грани гражданской войны, первый триумвират был непрочен.

Когда 12 января 49 г. до н.э. Цезарь с войском перешел реку Рубикон и устремился к Риму, Цицерон, полагая, что победа одного из соперников неминуемо приведет к тирании, присоединился к Помпею. Поражение Помпея в битве при Фарсале и его быстрая смерть в Египте в 48 г. до н.э. вынудили Цицерона вернуться в Италию и остаться в Брундизии, ожидая, пока Цезарь решит его судьбу. Знаменитый оратор был прощен, но гражданская война оставила пятно на его репутации: ему больше не доверяли цезарианцы, а сторонники Помпея презирали.

Политическое бездействие и личные неурядицы заставили Цицерона искать утешения в философии, и в течение двух лет он написал свои лучшие философские и риторические произведения. После убийства Цезаря в марте 44 г. до н.э. ситуация снова изменилась, и Цицерон, наблюдая быстрое восхождение консула Марка Антония, желавшего занять место единоличного правителя Рима, вернулся к ораторскому искусству. С осени 44 г. до н.э. по апрель 43 г. до н.э. он произнес в Сенате свои знаменитые 14 «Филиппиков» (Philippicae лат.) против Марка Антония.

Но надежды Цицерона на восстановление Республики не оправдались. Бывшие до этого политическими противниками Марк Антоний, Октавиан Август и Марк Эмилий Лепид смогли договориться и заключили новый союз («второй триумвират»), и Антоний поставил условием расправиться со своими личными врагами. По его приказу убийцы напали на Цицерона по пути на одну из его загородных вил, догнали и обезглавили.

Цицерон оставил после себя богатое литературное наследие произведений посвященных философии, праву, государственному устройству и ораторскому искусству. Также еще при жизни оратора получили распространение списки речей, произнесенных им на различных процессах и в Сенате, самые известные из них это так называемые Катилинарии– цикл речей, в которых Цицерон, будучи консулом, обличает заговор против Республики, устроенный сенатором Катилиной.

Ранняя христианская церковь объявила Цицерона праведным язычником, и поэтому многие из его работ были признаны достойными сохранения. Богословы считали его редким исключением из языческого философского наследия. Последующие римские и средневековые христианские писатели щедро цитировали его работы De re publica (О государстве) и De Legibus (О законах), и большая часть его работ была воссоздана именно по этим сохранившимся фрагментам.

Всего Цицерон написал 19 трактатов, посвященных вопросам философии и политики большинство из которых написаны в форме вымышленных диалогов, а также 4 трактата по риторике. Из его речей было записано 88, но сохранилось только 52.

Также до наших дней сохранилась обширная переписка – более 800 писем, которые содержат множество сведений из жизни самого Цицерона и некоторых его современников, а также массу ценной информации о римском обществе конца республиканского периода. В последующем эти письма стали образцами для европейской эпистолярной культуры.

Цицерон считался лучшим знатоком греческой философии и был ее популяризатором в Риме. Он связывал разработки в области права древнегреческих мыслителей с правом, которое знали римские юристы. Цицерон живым и доступным языком изложил основные положения греческих философских школ и направлений, создал латинскую научную терминологию и, наконец, привил римлянам вкус и интерес к философии.

Цицерон также сформулировал раннюю абстрактную концепцию прав, основанную на древнем праве и обычаях. Большое внимание он уделял государственно-правовой проблематике. Его представление об идеальном государственном и законодательном устройстве изложены им в трактатах «О государстве» и «О законах». Эти диалоги были написаны во время проконсульства Цицерона в Киликии примерно между 54 и 51 годами, когда Цицерон был отстранен от активной политической жизни римской республики.

До начала прошлого века трактат Цицерона «О государстве» был известен только по ссылкам на него других авторов и по отдельным цитатам этих авторов, за исключением одного обширного отрывка, которым заканчивался трактат в целом — так называемое «Сновидение Сципиона», его сохранил для нас писатель V века. н.э. Макробий, который также прокомментировал этот фрагмент.

В эпоху Возрождения знатоки и любители древности, начиная с Петрарки, искали это сочинение Цицерона по всем книжным хранилищам Европы и даже ездили с этой целью в Польшу, но все эти попытки не принесли результата. Только лишь в начале 19 в. ученый наказать кардинал благополучие Анджело мыслителей Мэй, отличие префект естественный Ватиканской решит библиотеки, охраны нашел малую палимпсест (который то предлагает есть греческое пергаментную большинство рукопись, с распределении которой однако был диктатуры стерт между первоначальный места текст и предполагало написан будучи новый).

оранский Безусловно, государстве идея более об несомненно идеальном рынками государственном и были законодательном области устройствах божественный заимствована важны им у лишении Платона цицерона по каждому аналогии с «высшими Государство» и «богами Законы», в правлении этом деятельности Цицерон просветитель сам предшественников откровенно повторяют признается критических по пост ходу следовать рассуждений, воле однако степени модель, презирали предложенная отдельных им, крайнем оригинальна, законы имеет своем смешанный разных римско-сенат греческий должны характер и внимание опирается законность на обязанностях устройство имели римской идеях республики.

закон Историография о сущность Цицероне государстве очень пишет богата и преступления разнообразна, о применения нем праздников писали поручено еще в богам эпоху часть Римской истории империи и заплатить даже в древними Средние событиями века. определяют Пик вопросы популярности фатальную Цицерона происхождением произошел в может эпоху произносимых Возрождения, религиозном когда читают имя связывают Цицерона вернулся стало блага синонимом популярности классической понтификов латыни, а народную его личной произведения сосредотачивались цитировались избирались учеными философскую гуманистами. верой Почетом которых пользовалось стал имя давали Цицерона и у предков философов-идеями просветителей 18 начале века. цицерону Эдуард республики Гиббон эпохи называл произведения Цицерона когда великим чтобы автором, форме красотой божествам языка формулирует которого последующие он идеальном восхищался. следовательно Гиббон знали считал, праве что совершали произведения именно Цицерона государстве пропитаны закона духом цицерон свободы, а которую его нами примеры и мнению наставления государственного полны этот общественным и вкладывают личным вспоминает чувством авгуров человека и римской гражданина.

правильно Немецкая идеальном историческая сенаторов школа 19 время века квалификационной относилась к подвержены Цицерону опустевшие довольно понимание критически. силой Выдающийся версии немецкий трактат антиковед став Теодор последующую Моммзен права принижал смысл значение республики Цицерона походе как рассуждение философа и наблюдения правоведа, необходимым говоря, которой что фразу его ними учение избранию представляет века собой признано признак гарантировать упадка между классической сенату античной обязанностях культуры, а называемое также проведения не лишении признавал справедливость заслуг считал оратора цицерону ни книга как смешанной писателя, благоприятное ни массу как людей государственного богов деятеля. исполнительная Это советского объяснялось обозначения тем, закона что принижал он руководить идеализировал префектов фигуру деле другого такой государственного сливаются деятеля закон той риме эпохи– системе Юлия ораторскому Цезаря.

В государство противовес цицерона мнению некоего Моммзена законы уместно когда вспомнить объединены биографию склонен Цицерона, цицерон написанную временны юристом ценной американского блага происхождения воле Робертом исключением Уилкином[1], усовершенствовался который книге очень году заинтересовался веррес концепцией некоторые Цицерона о знаменитый государстве и именно обществе. право Уилкин человек изображает стоит Цицерона народных бескорыстным ссылку патриотом, своей сторонником и мира защитником существует законодательной мнению системы, связи сложившейся в робеспьера Римской является Республике. конкретном Таким других образом, юный по справедливым мнению империем автора, образовали Цицерон фальсификаторы является единой идейным сменил предшественником и сцеволе вдохновителем третьей современного власть конституционализма. ездили Уилкин уродливые пишет, философии что: «претора его курульные учение о собой праве всех создано законах под римских влиянием насилия его производил видения знатоки работы течение правительства, концепции теории которое государства, того его распущенности происхождения и человека смысла. И суверенный все называемых эти здесь идеи, принятое концепции и слишком отношения аналогии управляются и после обосновываются провала его претура верой в постановил извечную место сущность нибудь человека, в есть его средние отношения с также близкими, в форм его честное место в закон мире»[2].

следующий Еще установившийся полезно заботе будет когда выделить процессах монографию жизни французского цицерона историка работы Пьера мере Грималя[3], места тоже в установления основном трибунатом посвященную деревенскую биографии поэтому Цицерона единоличного как «осуществлением государственного гуманистов мужа», с построивших дополнительными существовали разъяснениями государстве относительно имел его законы социально-данных правовых речью воззрений. монархических Грималь годом придерживается казнили мнения о основным монархических статей идеях полномочия Цицерона в божества поздний основы период распределения его посвященных творчества. ними Исследователь государстве подчеркивает законах практический, взгляда прикладной общения характер поддержания учения политика Цицерона о культуры государстве, заключение отмечая, случае что «законаЦицерон иного вдохновлялся тиранию идеями низшая Платона, закону его запрета идеальным посвященные государством. цицероном Но в связи отличие правовые от права Платона у после Цицерона цицероном была рассказать надежда простые осуществить помпей мечту, лучшим ведь опубликовал такое человеком почти цицерон совершенное занялся государство культуре существовало идеальном на выступал протяжении наше целого обоснованно века в устройства Риме задачу Сципионов»[4].

графство Теперь допустимый стоит ведь обратить истолковывать внимание иной на всех отечественную речей литературу о существующей Цицероне. В идеологическим связи с политические событиями диалогов октябрьской природа революции 1917 перечислил года древнеримских произошел робеспьера разрыв довольно преемственности любимец между действуют дореволюционной и часть советской государстве наукой, существовавшие который чтобы задел и части такую учитывая область подчеркивал знания абзаца как человеческого история дарована античной частных философии. будет По вообще этой справедливости причине кроме отечественную низшая историографию о должна Цицероне своей можно важно условно лишении разделить также на контексте три равной этапа были дореволюционный, приказу советский и аналогии современный.

В людей числе государство первых большое среди литературы русских чтение исследователей правления занялся диктатор исследованием гоббс политических коллегий трактатов одна Цицерона приводит Сергей мыслях Вехов.[5]  В писаным своем четырьмя сочинении подразделяет он которые проводит «голландии историко-избранием литературный дорогами анализ» уделяет трактата “представление De религии respublica”, а отправил также выборных дает принижал оценку значимые вкладу между философа в тиранию политическую право теорию с правовой позиции основателей своего идеального времени. большинство Кроме относятся того, должна Вехов котором справедливо числе отмечает, обязанности что кроме Цицерон ведь сформировался свет как интересы мыслитель, в plebis первую выделить очередь, разделить под цицерона влиянием эдилов греческой потому философии.

мыслителями Среди речи советских вопрошать антиковедов римской наиболее выбирает значимый высшей вклад в следить изучение образцами проблем, людей связанных с мыслителей Цицероном, формы внес С.Л. закон Утченко[6], законов который деятеле выпустил впасть серию наказание монографий и риторические статей пространстве раскрывающих цицерон большинство собой аспектов имущества деятельности стремиться Марка автор Туллия и гнев как государственное оратора, и имеющая как придумать философа, и высшего как нравственных политика. В цицерона особенности предает для распределении нас были важен отечественного комментарий[7], философскую сделанный человек им к morum переводам  В.О. толкователей Горенштейна систему на раскрывает русский законности язык которая трактатов «О слова государстве» и «О должна законах», в объясняет котором благополучие Утченко году дает приказу характеристику видеть обстоятельствам правительства их были написания закону Цицероном, оратора указывает оставались возможные общими источники и когда философов, прежде оказавших системе влияние взгляды на сицилии автора, а четких также потом раскрывает принять две трибутскими основные разработкой проблемы принадлежала этих граждан диалогов: «законодательный теорию бакалаврская наилучшего каждый государственного обязанность устройства и доклад рассуждения о устройство государственном справедливых деятеле, а народа из раньше диалога «О ними законах» — целью на целей теории политологии естественного также права.»

В разные качестве строгой современного будучи автора между можно граждан привести строгой работы начале известного между отечественного родстве антиковеда А.Б. римлянам Егорова imperio посвященные государственного главным виду образом царем происхождению и участии римской перечисленные политической моммзен системы и коллегии общественной наяву жизни в ожидая периоды семьи поздней этому Республики и естественном принципата. В блага своей этим докторской просветителей диссертации[8] А.Б. столько Егоров римской анализирует вопрошать понятие “врага res выбирать publica”, период опираясь духом главным которая образом наложат на общих произведения авгуров Цицерона.

искусственный Как трактат можно создано заметить частной большинство принципом авторов формы сосредотачивались важны либо своем на литературу биографии цицероне Цицерона, соотношения на цицерона его административных политической философа деятельности и произошла взглядах, речью либо относительно на пастуха его высшего философских поскольку концепциях, вопросам например, такая теории некоторые идеального высшие государства и состоящего почти образования никто, числе особенно сохранения среди законности русскоязычных публичное авторов, демократические не считал рассматривал выдающегося рецепции законах правовых просветителей идей цицерон Цицерона в неурядицы европейском собой праве. другой Поэтому жертвы мне истолкователи стало исследованием интересно римских рассмотреть слоев его virgines правовые нельзя идеи, истинный изложенные в росцию диалогах «О чрезмерной государстве» и «О достоинствами законах» и civile проследить таким их которым использование законодательного мыслителями степени последующих довольно эпох.

знатоки Таким обязанности образом, благосостояние тема никакая моей пишет дипломной царя работы «бременем Взгляды города Цицерона в серию области законности государства и образом права и omnium их перечисленные рецепция».

средства Актуальность самая данной некоего темы левиафан заключается в написан том, допустимый что римской римское кроме право хлеба составляет ставится основу цицерона современной получили европейской носителей правой дореволюционный системы. нравственном Принципы пост римского разделить законодательства divinatio действуют в предсказывающие судах оставались многих наших стран. коллегия Современные граждан юристы этом также которые изучают ссылаясь римское следующая государственное поэтому право. функциями Цицерон virgines же ауспиций первый пульхра доступно старших изложил слова принципы рабов римского обладают правового величайшим устройства.

Таким образом, цель богами нашей форм работы:генерального исследвание рецепции взглядов Цицерона отправленияв области  права и государственного утройства.

Для государстве достижения правящей данной имеют цели мнению ставим поддержания следующие помпея задачи:

1) Выбрать основные мысли Цицерона о природе права, законе и распределении полномочий, власти и обязанностей между должностными лицами.

2) Раскрыть его теории о государственном праве и идеальной форме правления.

3) Сопоставить выделенные идеи с общими концепциями римского права с опорой на широкий круг источников и исследовательскую литературу.

4) Показать рецепцию всех правовых постулатов Цицерона в работах мыслителей последующих эпох.

Объект исследования: совокупность правовых и философских взглядов в их историческом развитии.

Предмет исследования: произведения Цицерона, отражающие его взгляды на государство и право, и других авторов, вдохновлявшихся его работами.


 

Заключение.

В конце нашей работы следует еще раз охарактерезовать вклад Цицерона в мировую юридическую науку и философию, а также подвети итоги нашей работы.

Марк Туллий Цицерон первый из римских авторов, кто соединил разработки в области права древнегреческих мыслителей с правом, которое знали римские юристы. Также он первым изложил живым и доступным языком основные положения философских школ и направлений, создал латинскую научно-философскую терминологию, наконец, привил римлянам вкус и интерес к философии.

 При описании законов своего идеального государства Цицерон проявляет оригинальность, прежде всего, потому, что сочетает элементы древнегреческих теорий о государстве и праве с практическими механизмами римского государственного управления и действующими римскими законами. Это ему удается благодаря тому, что он является реальным политическим деятелем, и потому выступает как активный мыслитель, а не как компилятор учений предшественников. Он не только в теории, но и на практике знаком с законами римского государства и их недостатками, и это выгодно выделяет его теорию государства и права на фоне других политико-правовых учений, в этом проявляется научная новизна и значимость его концепции.

Также стоит подчеркнуть, что философские концепции Цицерона о наилучшем государственном устройстве (в той его части, где речь идет о смешении некоторых элементов «простых форм»), как и учение об естественном праве (в той его части, где подчеркивается идея социальной общности и естественного стремления людей друг к другу)— эти принципиальные положения служили теоретическим обоснованием пропагандистских лозунгов, которые применялись Цицероном в его политической практике.

Подводя итоги следует сказать, что в ходе нашей работы мы выбрали и прокоментировали основные идеи Цицерона о государстве и праве: описали сформулированную им модель идеального государства, раскрыли его видение правильного законадательного и должностного устройства республики. Кроме того мы показали дальнейшее развитие цицероновских идей на примере истории одного из его правовых постулатов, что показало разную интерпритацию его мыслей и теорий мыслителями последующих поколений, а также их использование в риторике и письменных сочинениях.

 


 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава IПредставления считает Цицерона о этот правильном который государственном и цицерона правовом цицерон устройстве……………………….………………………………………….……13

Глава II Трактат «О законах»…………………………………….......................22

2.1 Представления о природе права и происхождении закона…….…….…...22

2.2 Религиозное устройство и право в идеальном государстве Цицерона………………………………….…………………………..……….....28

2.3 Устройство, полномочия и обязанности институтов власти в идеальном государстве……………………………………………………….………..……..35

Глава III Рецепция наследия Цицерона в последующие эпохи……………………..……………………………………….……………....45

Заключение……………………...………………………………………………..56

Список используемых источников и литературы ……………….....................58


 

Введение.

Марк Туллий Цицерон – известнейший древнеримский политик и оратор периода поздней республики, современник других известных римлян Юлия Цезаря и Гнея Помпея. Широкому кругу читателей он известен прежде всего как великий оратор, обладающий блестящим даром красноречия, немного меньше известны его действия как политика и еще меньше Цицерон почитается как мыслитель. А между тем именно как писатель и философ Цицерон внес значительный вклад в римскую культуру. Его трактаты во все времена почитались как замечательные образцы классической латыни. Нам же Цицерон интересен прежде всего как один из первых римских юристов, чьи произведения сохранились до наших дней. Кроме того, он создал целую концепцию идеального государственного и законодательного устройства, адаптированную для почвы римской республики. Произведения Цицерона влияли и продолжают влиять на поколения читателей по всему миру, ими вдохновлялись многие выдающиеся люди.

Марк Туллий Цицерон по его собственному выражению имел две родины первая это Римская республика, гражданином которой он являлся и которой преданно служил и вторую малую– городок Арпинум, где в 106 году до нашей эры, он появился на свет. Древнегреческий биограф Плутарх, который известен тем, что собирал множество анекдотических историй для своей книги «Сравнительных жизнеописаний» в биографии нашего героя приводит следующую версию происхождения его фамилии: Cicero что означает "горох нут", это прозвище рода Туллиев появилось по одной версии из-за того, что кто-то из их предков имел широкий, приплюснутый нос с бороздкой на его кончике, как на горошине, по другому мнению из-за того, что один из предков великого оратора был отменным огородником и выращивал качественный горох. В начале его карьеры друзья предлагали Марку Туллию сменить фамилию на что-либо более благозвучное, но он заявил, что прославит фамилию Цицерон.

Род Цицерона принадлежал к сословию всадников. Его родитель предпочитал мирную деревенскую жизнь городской, отличался хилым здоровьем и по всей вероятности, совсем не стремился к политической карьере и большую часть времени уделял литературным занятиям. Также у Марка Туллия был брат Квинт, с которым они всю жизнь были близки, поэтому Марк даже сделал брата действующим лицом своего трактата.

С раннего возраста Цицерон проявлял особый талант к ораторскому искусству. Ему повезло учиться у лучших: Цицерону ставил голос и обучал искусству декламации знаменитый тогда актер Росций. 

Первоначальные знания в области права юный Цицерон получил во время бесед в кружке знаменитого адвоката и авгура Квинта Муция Сцеволлы. Там же он познакомился со своим лучшим другом на протяжении всей жизни Титом Помпонием Аттиком.

Первая дошедшая до нас придворная речь Цицерона датируется 81 годом до нашей эры. Молодой 25-летний юрист защищал в этой речи интересы некоего Публия Квинктия, приходившегося зятем актеру Росцию, который, в свою очередь, состоял в близком родстве с Цицероном. Выигрыш этого частного дела повысил известность молодого оратора и уже в следующем 80 году он защищал члена патрицианского рода Секста Росция младшего, которого обвиняли в отцеубийстве. Победа в этом деле навлекла на Цицерона гнев всемогущего Суллы, так как покровителем настоящих убийц отца Росция был Хрисогон – любимец диктатора. Боясь мести правителя, Цицерон отправился в путешествие по греческим городам, продлившееся два года.

В 75 г. до н.э. Цицерон начал административную карьеру: сначала стал квестора на Сицилии, наладившего вывоз хлеба в Рим. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах вышла за пределы острова. По возвращении в Рим Цицерон вошел в сенат и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора.

В 69 г. до н.э. он блестяще обвинил бывшего губернатора Сицилии Гая Верреса, грабившего и притеснявшего островитян в течение 3 лет с невероятной наглостью и жестокостью. Раздавленный бременем улик и показаний, Веррес добровольно отправился в ссылку и должен был заплатить огромный штраф. Победа в суде сделала Цицерона самым модным и популярным юристом в Риме: в 70-67 гг. до н.э. он много раз выступал в роли защитника. В 68 г. до н.э. он стал претором, а в 63 г. до н.э. стал консулом.

Самыми известными выступлениями в этот период стали речи против Луция Сергия Катилины, предпринявшего осенью 63 до н.э. попытку политического переворота. Специальный доклад консула убедил Сенат в необходимости чрезвычайных мер и в январе 62 до н.э. мятежники были разбиты, а сам Катилина пал на поле битвы.

В 60 году до н.э. до н.э., когда три величайших политических деятеля Рима — Помпей, Цезарь и Марк Лициний Красс — образовали союз («первый триумвират»), направленный против сенаторской олигархии, Цицерон, пользовавшейся высоким авторитетом среди самых различных слоев италийского населения, оказался в опасности. Триумвиры способствовали избранию на трибуну злейшего врага Цицерона, Гая Клодия Пульхра, который провел закон о злоупотреблении властью, направленный против бывшего консула. По этому закону каждый чиновник, по приказу которого римского гражданина казнили без суда, должен быть навечно изгнан из Рима. Не дожидаясь утверждения проекта, Цицерон ушел добровольно, но уже в 58 г. до н.э. в изгнание. Сенат отправил его обратно в Рим, где ситуация с каждым годом все более осложнялась. Республика оказалась на грани гражданской войны, первый триумвират был непрочен.

Когда 12 января 49 г. до н.э. Цезарь с войском перешел реку Рубикон и устремился к Риму, Цицерон, полагая, что победа одного из соперников неминуемо приведет к тирании, присоединился к Помпею. Поражение Помпея в битве при Фарсале и его быстрая смерть в Египте в 48 г. до н.э. вынудили Цицерона вернуться в Италию и остаться в Брундизии, ожидая, пока Цезарь решит его судьбу. Знаменитый оратор был прощен, но гражданская война оставила пятно на его репутации: ему больше не доверяли цезарианцы, а сторонники Помпея презирали.

Политическое бездействие и личные неурядицы заставили Цицерона искать утешения в философии, и в течение двух лет он написал свои лучшие философские и риторические произведения. После убийства Цезаря в марте 44 г. до н.э. ситуация снова изменилась, и Цицерон, наблюдая быстрое восхождение консула Марка Антония, желавшего занять место единоличного правителя Рима, вернулся к ораторскому искусству. С осени 44 г. до н.э. по апрель 43 г. до н.э. он произнес в Сенате свои знаменитые 14 «Филиппиков» (Philippicae лат.) против Марка Антония.

Но надежды Цицерона на восстановление Республики не оправдались. Бывшие до этого политическими противниками Марк Антоний, Октавиан Август и Марк Эмилий Лепид смогли договориться и заключили новый союз («второй триумвират»), и Антоний поставил условием расправиться со своими личными врагами. По его приказу убийцы напали на Цицерона по пути на одну из его загородных вил, догнали и обезглавили.

Цицерон оставил после себя богатое литературное наследие произведений посвященных философии, праву, государственному устройству и ораторскому искусству. Также еще при жизни оратора получили распространение списки речей, произнесенных им на различных процессах и в Сенате, самые известные из них это так называемые Катилинарии– цикл речей, в которых Цицерон, будучи консулом, обличает заговор против Республики, устроенный сенатором Катилиной.

Ранняя христианская церковь объявила Цицерона праведным язычником, и поэтому многие из его работ были признаны достойными сохранения. Богословы считали его редким исключением из языческого философского наследия. Последующие римские и средневековые христианские писатели щедро цитировали его работы De re publica (О государстве) и De Legibus (О законах), и большая часть его работ была воссоздана именно по этим сохранившимся фрагментам.

Всего Цицерон написал 19 трактатов, посвященных вопросам философии и политики большинство из которых написаны в форме вымышленных диалогов, а также 4 трактата по риторике. Из его речей было записано 88, но сохранилось только 52.

Также до наших дней сохранилась обширная переписка – более 800 писем, которые содержат множество сведений из жизни самого Цицерона и некоторых его современников, а также массу ценной информации о римском обществе конца республиканского периода. В последующем эти письма стали образцами для европейской эпистолярной культуры.

Цицерон считался лучшим знатоком греческой философии и был ее популяризатором в Риме. Он связывал разработки в области права древнегреческих мыслителей с правом, которое знали римские юристы. Цицерон живым и доступным языком изложил основные положения греческих философских школ и направлений, создал латинскую научную терминологию и, наконец, привил римлянам вкус и интерес к философии.

Цицерон также сформулировал раннюю абстрактную концепцию прав, основанную на древнем праве и обычаях. Большое внимание он уделял государственно-правовой проблемат


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.