Христос - жертва умилостивления — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Христос - жертва умилостивления

2022-10-11 22
Христос - жертва умилостивления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 «ЗА ГРЕХИ ВСЕГО МИРА»

1. Возвратимся теперь к некоторым понятиям, которые традиция Отцов Церкви почерпнула из библейских источников, пытаясь разъяснить «неисследимое богатство» (Еф 3, 8) Искупления.

Мы уже упоминали их в предыдущих катехизических беседах, однако, принимая во внимание их богословское и духовное значение, они заслуживают более подробного изложения.

2. Когда Христос говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45), то этими словами Он определяет изначальную цель Своего мессианского служения - «отдать душу Свою для искупления многих». Служение Мессии носит искупительный характер: «для искупления многих», то есть за все человечество, ибо согласно семитскому образу мышления это означает «за всех». Так понимал служение Мессии пророк Исайя и выразил это в Песни об Отроке Ягве: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он иъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53, 4-5).

3. В свете этих слов Исайи становится более понятным смысл выражения «Сын Человеческий пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих». Это значит, что Христос отдал жизнь «от имени», - а также вместо (то есть замещая), in substitutione, всего человечества - чтобы всех освободить от греха. Это «замещение» исключает какое-либо участие Искупителя в грехе. Сам Он абсолютно безгрешен и свят. Ти solus sanctus! Говоря, что какой-то человек был наказан «вместо» кого-то другого, мы ясно указываем, что он невиновен. Это искупительное замещение (substitutio) означает, что Христос именно в силу Своей невиновности и святости «был достойным стать возмещением за всех», - как мы читаем у св. Кирилла Александрийского (In Isalam 5, 1: PG 70, 1176; ср.: 2 Кор 5, 21 и след.; PG 74: 945). Именно как Тот, Кто «не сделал никакого греха» (1 Петр 2, 22), Он мог взять на Себя то, что является следствием греха, то есть страдания и смерть, придавая Своему самопожертвованию истинно искупительное значение.

4. Искупительную ценность «замещению» придает не тот факт, что невиновный понес наказание, которое заслужили другие, и таким образом до некоторой степени справедливость была восстановлена (в действительности в таком случае правильнее было бы говорить о вопиющей несправедливости). Напротив, искупительная ценность определяется тем, что Иисус, побуждаемый чистой любовью, стал солидарен с виновными и тем самым как бы «изнутри» изменил их участь. Ибо когда кто-то добровольно берет на себя эту катастрофическую участь, вызванную грехом, исходя исключительно из чистой любви на благо грешников, они выходят из ситуации противления Богу, и даже напротив, подчиняются любви, исходящей от Бога (ср.: Гал 1, 4), приобщаясь к источнику благословения (ср.: Гал 3, 13-14).

Принося Себя в жертву «для искупления многих», Христос «до конца» выражает Свою солидарность с каждым человеком, с каждым грешником. Это имеет в виду апостол, говоря: «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор 5, 14). Христос проявил солидарность с каждым человеком в смерти, которая является следствием греха. Однако Его солидарность ни в коей мере не была следствием греха, но исключительно актом любви. Любовь «приказала» Христу, как бы принудила Его «отдать душу», приняв смерть на кресте. Солидарность в смерти состоит не только в том, что Христос умирает так, как умирает человек - как каждый человек, - но в том, что он умирает за каждого человека. Таким образом, это «замещение» (substitutio) означает «избыток» любви, позволяющий преодолеть все виды «отсутствия» любви (всякую нехватку), все ее отрицательные и противоестественные формы, связанные с грехом человека во всем масштабе (внутреннем и историческом), в котором этот грех сказался на отношении человека к Богу.

5. Здесь, однако, мы выходим за чисто человеческие пределы того «искупления», которое Христос совершил «за всех». Ни один человек, пусть даже самый святой, не был в состоянии как человек взять на себя грехи всех людей и «за всех» принести жертву. Только Сам Христос был способен к этому, так как Он, будучи истинным человеком, был Богом-Сыном, Единосущным Отцу. Его Самопожертвование имело безграничную ценность. В то же время тот факт, что Личность Христа как Божественного Лица превышает и охватывает всех людей, делает возможной искупительную жертву «за всех». «Иисус Христос стоил нас всех», - напишет св. Кирилл Александрийский (ср.: In Isaiam 5, 1: PG 70, 1176). Эта Божественная трансцендентность Личности Христа дает возможность Ему «представлять» перед Отцом всех людей. В этом смысле понимается «заместительный» характер Искупления, совершенного Христом: от имени всех - а также - за всех. «Своими святейшими страданиями Он заслужил нам оправдание на древе креста», - учит Тридентский Собор, подчеркивая выстраданную ценность жертвы Христа (Декрет об оправдании, разд. 7, 1547 г.: DS 1529, Denz. 799).

6. Следует отметить, что эта заслуга имеет всеобщий характер, а следовательно, относится ко всем людям и к каждому человеку, ибо она опирается на «всеобщее представительство», о котором говорят приведеные выше тексты о «замещении» всех людей в жертве Христа. Он, Который «стоил нас всех», - по выражению св. Кирилла Александрийского - смог Сам пострадать за всех (ср.: In Isaiam 5, 1: PG 70, 1176; 2 Кор 5, 21 и след.; PG 74, 945). Все это было заключено в спасительном замысле Бога и в мессианском призвании Христа.

7. Свое выражение эта истина находит также в словах Христа, сказанных Им при установлении Евхаристии. «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое (...). Сия чаша есть новый завет в Крови Моей». Так звучит эта формула по свидетельству апостола Павла (1 Кор 11, 24 - 25), которое считается самым ранним. Ей соответствуют и формулы евангелистов-синоптиков, в которых говорится о Теле, «Которое за вас предается», и о Крови, Которая «за многих прольется во оставление грехов» (ср.: Мк 14, 22-24; Мф 26, 26-28; Лк 22, 19-20). В Первосвященнической молитве Иисус говорит: «За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17, 19).

Та же истина отражена и в тексте апостола Иоанна о Христе: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин 2, 2). Св. Иоанн дает нам подлинное истолкование и других текстов о «заместительной» ценности жертвы Христа, подчеркивая ее искупительную универсальность.

8. Эта истина нашей веры никого не освобождает от участия в искупительной жертве Христа, от взаимодействия с Искупителем. Из всего, что было сказано выше, отчетливо следует: ни один человек не мог совершить искупления, не мог сам принести искупительную жертву «за грехи всего мира» (1 Ин 2, 2). Однако в то же время каждый человек призван к участию в этой жертве и к взаимодействию с делом Искупления, совершенным Христом. Об этом особенно убедительно сказал апостол Павел в своем Послании к Колоссянам:

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (1, 24). Тот же апостол напишет также: «Я сораспялся Христу» (Гал 2, 19). Эти высказывания не только являются результатом личных испытаний и размышлений св. апостола Павла, но и выражают истину о человеке, - искупленном ценой креста Христова - который призван к тому, чтобы «дополнить» страдания Христа. Все это логично следует из завета Бога с человеком, для которого вера - основной путь участия в спасении, проистекающем из крестной жертвы Христа.

9. Сам Христос призывал и постоянно призывает Своих учеников к этому: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8, 34). Неоднократно Он говорит также о гонениях, ожидающих Его исповедников: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15, 20); «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16, 20). Эти и другие тексты Нового Завета стали источником богословской, духовной и аскетической традиции, которая с древнейших времен проповедовала необходимость (и указывала пути) следования за страдающим Христом, не только подражая Его добродетелям, но и соучаствуя во всеобщем искуплении и в Его жертве.

10. Это одна из основ особой христианской духовности, развивать которую в жизни мы призваны на основании крещения, которое, по словам апостола Павла (ср.: Рим 6, 3-4), посредством таинства напоминает нам о нашей смерти и погребении, погружая нас в спасительную жертву Христа.

Если Христос искупил человечество, принимая крест и смерть «за всех», то в Его солидарности с каждым человеком заключен самый страстный призыв к совместному с Ним труду в деле Искупления. Таков прежде всего смысл креста Христова. В этом состоит ценность крещения, которое - как мы увидим позже - представляет собой напоминание о сопричастности человека, каждого человека, к делу Спасения, в котором человек присоединяется ко Христу в силу призыва Божия.

26. 10. 1988

СМЫСЛ СТРАДАНИЯ

 В СВЕТЕ КРЕСТНЫХ СТРАДАНИЙ ХРИСТА

«Если пшеничное зерно умрет, то принесет много плода»
(ср.: Ин 12, 24).

1. Искупление, совершенное Христом ценой крестных страданий и смерти, является переломным событием в истории человечества. Мы можем назвать его переломным и решающим, не только размышляя об осуществлении Божественного замысла справедливости и милосердия, но и вникая в новое понимание человеком смысла страдания. Ведь никакая другая проблема не тяготеет так над человеком и над всей совокупностью его отношений к Богу и к человеческому бытию на земле, как страдание. В какой-то степени оно является синонимом зла, с присутствием которого в мире человек не может примириться.

Распятие Христа - Его страдание и смерть на кресте - проливает новый свет на эту проблему, являя иной смысл человеческого страдания как такового.

2. В Ветхом Завете страдание чаще всего понимается как наказание, которое человек должен понести от справедливого Бога за свои грехи. Однако, оставаясь в рамках такого мышления, основанного на Божественном Откровении, человек должен столкнуться с непреодолимой трудностью, когда речь идет о каждом случае страдания невиновного. Эта проблема нашла свое классическое выражение в Книге Иова. Тем не менее уже в Книге пророка Исайи эта проблема представлена в новом свете, когда образ Отрока Ягве как бы по-особому подготавливает к пасхальной тайне, в центре которой - «Муж скорбей», страдающий человек всех времен и народов.

Страдающий Христос, по словам современного поэта, - «Святой, Который страдает». И поэтому глубина Его страдания невыразима - Он, безусловно, самый невинный и самый безгрешный среди всех Иовов, среди всех страдающих безвинно. Только Христос поистине безгрешен, более того - Он никоим образом не может совершить грех. И поэтому Он Тот единственный, Кто абсолютно не заслуживает страдания. Но именно Христос самым явным образом принимает это страдание - принимает добровольно и с любовью. Вот почему Он страстно хочет испить чашу скорби (ср.: Ин 18, 11); как скажет апостол Иоанн: «за грехи наши, не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин 2, 2). Благодаря этому горячему желанию и этому невинному страданию Христос совершает искупление мира. Искупительная сила страдания заключена в любви.

3. Таким образом, благодаря Христу страдание обретает совершенно новый смысл. Поэтому в нем недостаточно видеть только наказание за грехи, необходимо увидеть также искупительную силу, спасительную силу любви. В тайне Искупления Христова зло страдания побеждается или, точнее, преображается в силу, освобождающую от зла и ведущую к победе добра. Каждое человеческое страдание «восполняет недостаток (...) скорбей Христовых за Тело Его» (ср.: Кол 1, 24). А этим Телом является Церковь как всеохватная община спасения.

4. В своих предпасхальных проповедях Христос неоднократно подчеркивал, что понимать страдание только как наказание за грех недостаточно, и даже неправильно. Например, к Иисусу «пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? (...) Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лк 13, 1-4). Христос недвусмысленно возражает против такого образа мышления, указывая, что страдания, несчастья нельзя понимать исключительно как наказание за грехи. «Нет, - говорит Иисус и продолжает: - если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13, 3. 5). В контексте сказаного ранее эти слова следует понимать так: необходимо избегать греха, так как он сам по себе - зло, а если учесть чувство солидарности, соединяющее людей, - это истинная причина любого страдания. Однако недостаточно избегать греха только из боязни того зла, каким является наказание. Необходимо от греха «обратиться» к добру, так чтобы в силу солидарности, действующей уже в противоположном, истинном направлении, страдание человека, соединенное со страданием Христа, могло оказать положительное влияние и на других членов человеческой семьи.

5. На это же указывают слова Христа, сказанные Им при исцелении слепорожденного. Когда ученики задают Ему вопрос: «Раввй! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», Иисус отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того [совершилось], чтобы на нем явились дела Божий» (Ин 9, 2-3). Возвращая слепому зрение, Христос дает возможность познать те «дела Божий», которые должны раскрыться в этом несчастном, от рождения страдающем человеке, с пользой для него и для тех, кто узнает об этом. Само чудесное исцеление является «знамением», позволяющим исцеленному уверовать во Христа, а в душах других людей оно рождает спасительную тревогу. В исповедании веры раскрывается истинное «дело Божие», спасительный дар, полученный исцеленным вместе с даром прозрения. «Ты веруешь ли в Сына Божия? (...) А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? (...) И видел ты Его, и Он говорит с тобою (...) Верую, Господи!» (ср.: Ин 9, 35-38).

6. В связи с этим следует добавить также, что восприятие страдания как наказания за грехи противоречит смыслу человеческой любви. Это мы могли заметить уже у собеседников Иова, которые обвиняли его, опираясь при этом на такое понимание праведности, в котором нет места любви (ср.: Иов 4, 7 и след.). Это заметно и в эпизоде со слепорожденным: «Кто согрешил? он или его родители, что он родился слепым?» Страдание не только является физическим мучением, но и - по логике такого образа мышления - ведет к суровому осуждению в нравственном плане: страдает, значит - виновен! Потребовалось столь зримое откровение страданий Невинного и Святого, «Мужа скорбей», чтобы опровергнуть такой образ мышления. С тех пор, как это произошло, - со времени распятия на Голгофе - все страдающие, особенно страдающие невинно, могут встретиться с ликом страдающего Христа. В Его крестных страданиях заключена полнота истины о страдании, его глубинный смысл и значение.

7. Этой истиной все страдающие призваны к соучастию в деле Искупления, совершенном на кресте. Соучаствовать в крестных муках Христа - это значит уверовать в спасительную силу жертвы, которую каждый страдающий может приносить вместе с Искупителем. И тогда страдание освобождается от чувства бессмысленности, обретает свой созидательный смысл и глубину. Уничтожающая сила страдания как бы отступает на задний план, поскольку тайна Искупления свидетельствует, что именно страдание особенно плодотворно. Сам Христос говорит об этом такими словами: «Пришел час прославиться Сыну Человвеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 23-24). От креста - к славе!

8. С этим связан и другой аспект, который в Благовестии Христа находит яркое выражение: «И ходил Иисус, - говорит евангелист Матфей - (...) проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 9, 35). В свою очередь Лука сообщает, что когда Иисуса спросили об истинном значении заповеди любви, Он ответил притчей о самарянине (ср.: Лк 10, 30-37). Из приведенных высказываний следует, что, по мнению Иисуса, страдание должно особым образом пробуждать любовь к ближнему, призывать к самаританскому служению людям. Ибо такая любовь и такое служение - во всех возможных проявлениях - основополагающее нравственное благо, которое как бы «сопутствует» страданию. Говоря о Страшном Суде, Христос особо подчеркнул, что каждое такое служение, каждый акт любви, обращенный к страдающему человеку, одновременно обращен к Нему Самому: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25, 35-36). Эти слова - фундамент всей христианской этики в сфере служения, в том числе и в социальном плане; в то же время в них - окончательное выражение значимости страдания, воспринимаемого в свете креста.

Не это ли является тем ответом, которого ждет человечество в наши дни? Этот ответ может дать только распятый Христос, «Святой, Который страдает»; только Иисус может постичь самую суть человеческих проблем, ибо Он стоит рядом с каждым страдающим человеком, рядом с теми, кто молит Его вселить в них новую надежду.

09. 11. 1988

7. ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ХРИСТА НА КРЕСТЕ: «ОТЧЕ, ПРОСТИ ИМ...»

1. Святость и истина того, о чем Иисус проповедовал и что совершал в земной жизни, достигают вершины на кресте. Слова, произнесенные тогда Иисусом, представляют собой наиболее возвышенный и вместе с тем последний призыв, подтверждая одновременно святость жизни, завершившейся полным принесением Себя в дар, в акте послушания воле Отца, для спасения мира. Эти слова, сохраненные Его Матерью и учениками, присутствовавшими на Голгофе, были переданы первым христианским общинам и последущим поколениям, чтобы стать объяснением искупительного подвига Христа и вдохновением для Его исповедников в течение всей их жизни и в час смерти. И мы, следуя за неисчислимой чередой христиан всех веков, углубимся мыслью в эти слова.

2. Читая их, мы прежде всего открываем, что в них заключено послание прощения. Первая фраза Иисуса на кресте, согласно тексту св. Луки, звучит так: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34). Разве это не те слова, которых нам самим так не хватает?

Но кто бы мог ожидать, что Христос произнесет их при таких обстоятельствах, в ходе таких событий, по отношению к тем, кто потребовал Его осуждения и причинил Ему столько страданий? Но Евангелие не оставляет нам на этот счет никаких сомнений: с высоты креста прозвучало слово «прости».

3. Сосредоточим наше внимание на глаавных аспектах этого послания прощения.

Иисус не только Сам прощает, но и просит Отца простить предавших Его смерти, а значит, и всех нас. Это говорит об искренности Христова прощения и о любви - его источнике. Это необычный факт в человеческой истории, так же как и в истории Завета. Нам известны многие тексты Ветхого Завета, в которых псалмопевцы взывают к Богу, требуя возмездия врагам. Эти тексты, повторяемые в христианской молитве, в том числе литургической, нуждаются в истолковании, соответствующем учению и примеру Иисуса, возлюбившего также и Своих врагов. То же самое можно сказать о некоторых утверждениях пророка Иеремии (ср.: Иер 11, 20; 20, 12; 15, 15) и иудейских мучеников из Книг Маккавейских (ср.: 2 Макк 7, 9. 14. 17. 19). Иисус полностью изменяет такое отношение к Богу и произносит совершенно иные слова. Тем, кто упрекает Его за общение с «грешниками», Он напоминает, что, согласно богодухновенному слову, уже в Ветхом Завете Бог «хочет милости» (ср.: Мф 9, 13).

4. Обратим также внимание, что Иисус прощает сразу, и тогда, когда противники не перестают проявлять свою враждебность к Нему. Прощение - это Его единсвтенный ответ на их враждебность. Иисус прощает всех, кто - если смотреть на это с человеческой точки зрения - был виновен в Его смерти: не только исполнителей, воинов, но и всех тех, кто близко или издали, явно или тайно влиял на ход событий, приведших к Его осуждению и распятию. Для них всех Он испрашивает прощение, за них ходатайствует перед Отцом. Поэтому апостол Иоанн, увещевая христиан не грешить, говорит: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин 2, 1-2). Так же рассуждает апостол Петр. В обращении к жителям Иерусалима он всех оправдывает тем, что они «сделали это по неведению» (ср.: Деян 3, 17; Лк 23, 34), и указывает на возможность получить прощение ср.: Деян 3, 19). Как говорится в Послании к Евреям, утешением для нас является сознание, что Распятый Христос, имеющий «священство непреходящее», всегда ходатайствует за грешников, приходящих через Него к Богу (ср.: Евр 7, 25).

Он наш Ходатай, Защитник, «Утешитель» (ср.: 1 Ин 2, 1), Который не осуждает с креста тех, кто распял Его, но смягчает их вину, утверждая, что они не отдают себе отчета в том, что делают. В этом суждении есть снисходительность, но оно также соответствует той реальной правде, какую только Он может увидеть в своих противниках и во всех грешниках: многие из них могут быть менее виновны, чем кажется. Вот почему Иисус учил: «не судите» (Мф 7, 1), а теперь, на Голгофе, Он Сам стал Ходатаем и Защитником грешников перед Отцом.

5. Прощение с креста - образец и основа прощения, которое Христос хочет нести всему человечеству Своей жертвой. Чтобы заслужить это прощение, то есть - в положительном смысле - благодать, которая очищает и дарует жизнь Божию, Иисус героически принес Себя в жертву за все человечество. Таким образом, все люди, каждый человек в его конкретном «я», со всем тем, что в нем доброе и злое, потенциально и даже - можно сказать - намеренно охвачены просьбой, обращенной Иисусом к Отцу: «прости им». Несомненно, эта просьба о благодати, как бы о снисхождении неба, касается и нас - «ибо не знают, что делают». Может быть, ни один из грешников не пребывает полностью вне сферы этой неосознанности, а следовательно, вне действия этой просьбы о прощении, проистекающей из исполненного сочувствием седца Христа, умирающего на кресте. Однако это ни у кого не должно вызвать желания пренебречь богатством благости, кротости и долготерпения Бога и не замечать в Его доброте призыва к покаянию (ср.: Рим 2, 4). Жестокосердием и нежеланием покаяться человек «сам себе собирает гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (ср.: Рим 2, 5). А ведь и для него умирающий Христос испрашивает у Отца прощение, даже в том случае, если бы для этого обращения потребовалось чудо. Ведь и он также не знает, что делает!

6. Знаменательно, что уже в первых христианских общинах послание прощения было принято и претворялось мучениками за веру, которые почти теми же словами повторяли просьбу Иисуса к Отцу. Так поступил св. Стефан, первый мученик, который, по свидетельству Деяний Апостолов, умирая, молился, «Господи! не вмени им греха сего» (Деян 7, 60). Также и св. Иаков, как передает Евсевий Кесарийский, в момент мученической кончины повторял Христову просьбу о прощении (Евсевий, Historia Eccles. II, 23, 16). Ведь это было исполнением учения Наставника, заповедавшего: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5, 44). Это учение Христос подтвердил собственным примером в самый важный момент жизни, и первые исповедники подражали Ему, сами прощали и просили прощения у Бога для своих гонителей.

7. Они помнили и другое событие, которое произошло на Голгофе и которое тоже может быть отнесено к посланию креста как посланию прощения. Иисус говорит распятому рядом с Ним разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43). В этом поразительном событии мы видим проявление всех элементов спасительного дела, конкретизирующегося в прощении. Этот разбойник признал свою вину и порицает сообщника и товарища по несчастью, злословящего Иисуса: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли». А потом просит Иисуса даровать ему сопричастность к Царству, которое Тот проповедовал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23, 42). Разбойник считает, что Иисус был осужден несправедливо: «Он ничего худого не сделал»; не участвует ни в злословии своего товарища - «Спаси Себя и нас»; ни в издевательствах тех, кто, будучи вождями народа, говорили: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк 23, 35); ни в оскорблениях солдат: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк 23, 37).

Разбойник, который просит Иисуса, чтобы Он помнил о нем, исповедует тем самым веру в Искупителя. Умирая, он не только принимает свою смерть как должное наказание за совершенное зло, но и обращается к Иисусу, исповедуя перед Ним свои упования.

Именно таково самое простое толкование описанного Лукой эпизода, психологический момент которого - преображение чувств разбойника - коренится в тайне благодати Искупителя, даже если его непосредственной причиной явилось лицезрение невинного Иисуса, Который страдает и, умирая, прощает. Именно благодать «обращает» этого человека и дарует ему Божие прощение. Иисус тотчас же отвечает. Он обещает «обращенному» и раскаявшемуся разбойнику, что он будет в раю вместе с Ним в тот же день. Речь здесь идет о полном прощении: совершивший злодеяния и преступления, а значит, согрешивший, становится святым в последний миг своей жизни.

Пожалуй, можно сказать, что упомянутый текст Луки - запись первой в истории канонизации. Совершенная Иисусом, она относится к разбойнику, который обратился к Иисусу в самый драматический момент. Это доказывает, что благодаря кресту Христову человек может получить прощение всех прегрешений, совершенных в течение жизни и даже в последний миг, если откроет свою душу благодати Искупителя, Который обращает его и спасает.

В словах Иисуса, обращенных к раскаявшемуся разбойнику, заключено обетование полноты блаженства: «Ныне же будешь со Мною в раю». Ибо благодаря искупительной жертве Иисуса людям даруется вечное блаженство. Несомненно, этот дар спасения соразмерен ценности жертвы, несмотря на диспропорцию между смиренной просьбой разбойника и величиной награды. Эта диспропорция преодолевается жертвой Христа, Который испросил небесное блаженство безмерной ценой Своей жизни и смерти.

Эпизод, рассказанный Лукой, напоминает нам, что «рай» дарован всему человечеству, каждому человеку, который, как раскаявшийся разбойник, откроется благодати и будет уповать на Христа. Момент истинного раскаяния, этот «момент благодати», который, как говорит св. Фома Аквинский, «стоит больше, чем вся вселенная» (Summa TheoL, I-II, q. 113, a. 9, ad 2), может загладить вину за проступки всей жизни, может привести к тому, что человек - каждый человек - услышит обращенное к нему заверение, которое Иисус дал ближнему, страдающему вместе с Ним: «Ныне же будешь со Мною в раю».

16. 11. 1988


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.